Ок. 2/3 жителей Лимбурга и почти половина жителей Сев. Брабанта в 2015 г. считали себя католиками. К провинциям с наибольшим количеством приверженцев НРЦ (от 11 до 14% населения) относят Дренте, Оверэйссел, Гелдерланд и Зеландию. Во Фрисландии многие считают себя прихожанами как ПЦН, так и РЦН. Мусульмане проживают преимущественно в Юж. и Сев. Голландии и во Флеволанде, в меньшем количестве - в сев. провинциях и Зеландии. Процентное соотношение верующего населения и общего числа жителей существенно отличается в разных провинциях. Как правило, в юж. провинциях доля верующих больше, чем в северных. Напр., в Лимбурге 72% жителей считают себя приверженцами к.-л. религ. орг-ции, в Гронингене - лишь 32%. Во 2-й пол. XX - нач. XXI в. нидерланд. общество существенно секуляризировалось, о чем свидетельствует значительное сокращение участия представителей различных религий и конфессий в религ. службах. В нач. XX в. половина населения регулярно посещала службы НРЦ, 1/3 - Римско-католической Церкви, 1/10 - РЦН. В кон. XX в. лишь 60% взрослого населения относило себя к к.-л. религ. группе. В 1971 г. 37% жителей регулярно посещали религ. службы, по крайней мере один раз в месяц. К 1997 г. этот показатель упал до 23%, в 2010 г.- до 18, в 2015 г.- до 16,5%. В этой группе 9,9% верующих посещают службы еженедельно, 3,5% - неск. раз в месяц, 3,1% - раз в месяц. 6,4% населения посещает службы менее одного раза в месяц. 77,2% населения Н. крайне редко или никогда не посещает религ. службы (статистические данные охватывают представителей всех религий). В то же время в Н. существует т. н. Библейский пояс (Bijbelgordel) - регион с наивысшей концентрацией консервативных кальвинистов. Он проходит по территории пров. Зеландия через зап. часть области Бетюве и область Велюве (в пров. Гелдерланд) к сев. областям пров. Оверэйссел. Нек-рые муниципалитеты с сильными консервативными протестант. традициями находятся и за пределами Библейского пояса (напр., Урк и ряд муниципалитетов во Фрисландии). В этом регионе Церковь по-прежнему играет важную роль, мн. жители регулярно посещают службы и, как правило, настороженно относятся к либеральным тенденциям, таким как легализация эвтаназии, однополых браков, абортов и т. д. Здесь отмечается повышенная рождаемость, значительная часть населения на политических выборах поддерживает Политическую реформатскую партию и Христианский союз.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

К 5-нефному собору 977 г. Олива добавил обширный трансепт с 3 капеллами с каждой стороны неглубокой главной апсиды. Вероятно, новая, Т-образная композиция воспроизводила план базилики св. Петра в Риме (Ibid. 1959. P. 63). К 1035 г. 3-нефный 5-апсидный собор мон-ря Сан-Микел-де-Куша (франц. Сен-Мишель-де-Кюкса, Руссильон, Франция; 956-974) был расширен рядом пристроек. Вдоль центральной прямоугольной апсиды сделали 2 прохода, а за ней соорудили 3 новые апсидиоли, в результате чего получился своеобразный по форме деамбулаторий. За алтарем возвели 2-этажную капеллу для хранения реликвий: над круглой одностолпной криптой «Богородицы Яслей» надстроили ц. Троицы с приделами архангелов Рафаила и Гавриила. Над средокрестием появилась башня, над завершениями рукавов трансепта - еще две 40-метровые башни. Перед храмом выстроили атриум, и к западу от него - баптистерий. Т. о., замысел аббата Оливы соединяет новшества романской архитектуры (деамбулаторий) с обращением к позднеантичной христ. традиции (атриум с баптистерием, подобно сохранившемуся в базилике Евфрасия в Порече, Хорватия; 543-553). От построенного Оливой собора в Вике (пров. Барселона; 1038) остались 3-нефная крипта и колокольня. Мастера, работавшие с Оливой, могли быть авторами ц. Сан-Висенс-де-Кардона (пров. Барселона; 1029-1040), уникальной по совершенству форм и сложности структуры ( Yarza Luaces. 2007. P. 146). Это 3-нефная 3-апсидная базилика с небольшим трансептом и башней над средокрестием с куполом на тромпах. Пол апсиды повышен, т. к. под ней устроена крипта. Три травеи центрального нефа перекрыты цилиндрическим сводом, каждая из боковых травей - 3 поперечно вытянутыми крестовыми. Арки, столбы и пристенные пилоны получили дополнительную профилировку, главная апсида украшена арочными нишами. В целом мастерам удалось создать редкий для ломбардской романики образец классичности и элегантности. Особняком среди построек эпохи Оливы стоит церковь монастыря Сан-Пере-де-Родес (пров. Жирона; 1022). Это 3-нефный храм с трансептом и 3 параболическими в плане апсидами; под центральной находится крипта с обходом.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

известно святилище на горе Монте-Районе близ Олевано-суль-Тушано (пров. Салерно), возможно, также обустроенное по образцу Гаргано ( Otranto. 2010. P. 335-337; La Grotta. 2011). Самое раннее упоминание о святилище М. в Орсара-ди-Пулья (пров. Фоджа) относится к XI в., когда было основано бенедиктинское аббатство во имя архангела ( Cal ò Mariani M. S., Pepe A. Luoghi di culto lungo la Via Francigena: In cammino verso la grotta dell " Arcangelo. Galatina, 2013. P. 40-41). В обл. Сабина (пров. Риети) местом почитания М. была пещерная церковь на горе Танчия, принадлежавшая аббатству Фарфа ( Mara. 1960; Radozycka Paoletti. 1988). В Сев. Италии самым известным местом паломничества, связанным с почитанием архангела, был мон-рь Кьюза (ныне Сакра-ди-Сан-Микеле, обл. Пьемонт), основанный во 2-й пол. X в. отшельником св. Иоанном Винцентием, учеником св. Ромуальда . Среди насельников «монастыря блаженного архангела Михаила, расположенного на высочайших альпийских вершинах», был св. Вильгельм из Вольпиано ( Rodulfus Glaber. Vita Willelmi. 4// Rodulfi Glabri Historiarum libri quinque. Vita domni Willelmi abbatis/Ed. J. France, N. Bulst. Oxf., 2002r. P. 262-264). Мон-рь, пользовавшийся покровительством маркграфов Турина, часто посещали паломники, переходившие Альпы. В монастырской хронике аббатство Кьюза, расположенное на середине пути между «горой Гаргано, известной всему миру», и французским аббатством Мон-Сен-Мишель, названо одним из 3 важнейших святилищ М. (BHL, N 5954; MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 960-961; см.: La Sacra. 1996; Lauranson-Rosaz. 2008). До 1803 г. аббатство Кьюза принадлежало бенедиктинцам; в 1836 г. оно было передано конгрегации росминиан. Самым известным святилищем М. к северу от Альп было бенедиктинское аббатство Мон-Сен-Мишель в Нормандии. Единственный источник сведений о происхождении святилища - соч. «Явление церкви св. архангела Михаила на горе Тумба» (BHL, N 5951; изд.: ActaSS. Sept. T. 8. P. 76-78; PL. 96. Col. 1389-1394; Chroniques latines du Mont Saint-Michel (IXe-XIIe s.)/Éd.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Константом (337-350). Были построены термы, здание-тетраконх и примыкавший к нему мавзолей, квадратный снаружи и ротондальный (с 4 небольшими экседрами по диагонали). Мавзолей внутри перекрыт купольным сводом с единственными на Пиренейском п-ове настенными мозаиками IV в. (на сюжеты ВЗ и НЗ, распределенные по 3 круговым фризам). Отсюда может происходить порфировый саркофаг (впосл. использован как гробница кор. Арагона Педро II (1196-1213) в монастыре Сантес-Креус (пров. Таррагона)), типологически близкий к имп. саркофагам К-поля. Остатки др. крупного мавзолея (кон. IV в.) открыты при раскопках в Лас-Вегас-де-Пуэблануэва (пров. Толедо); он был октагональным (диаметр 22 м), с купольным (?) перекрытием на аркаде и с подземной криптой. Вокруг мавзолея располагалось кладбище, возникшее во 2-й пол. VI в., когда мавзолей освятили как церковь; позже он был и мечетью (маленькая ниша михраба встроена в юго-вост. стену). Отсюда происходит саркофаг с изображением Христа и апостолов (Национальный археологический музей, Мадрид). На вилле в Садабе (пров. Сарагоса) сохранился семейный мавзолей IV в. (16×14 м снаружи, высота стен до 4 м), крестообразный в плане, с апсидами на востоке и западе и входом с юга через колоннаду. Погребальные ниши устроены в сев. стенах вестибюля и зап. нефа; там же найдены останки и куски большого каменного саркофага. Исключительно информативны раннехрист. эпитафии, число к-рых (как и эпиграфических памятников вообще) стремительно увеличивалось от IV к VIII в.; в VI-VII вв. они исчислялись сотнями (на кладбище св. Фруктуоза в Таррагоне их найдено до 160, в Мериде - больше). Писались эпитафии по-латыни или по-гречески в специальных мастерских, существовавших при крупных церквах, и были доступны для широкого круга горожан. В надписях упоминаются местные святые, почитание к-рых было распространено гораздо шире, чем полагали ранее. В Музее диоцеза Луго хранится т. н. Хризмон из Кироги (V в.?) - круглая мраморная пластина с изображением хризмы с подвесками в виде букв «альфа» и «омега» в окружении назидательной надписи (Аигит vile tibi est arcenti pondera cedant plus est quod propria felicitate nites - Злато для тебя не ценно, и серебро отринуто; истинно лишь сиянье счастья).

http://pravenc.ru/text/2007788.html

В годы епископского служения И. Арелат оставался важнейшим городом Галлии. В нач. IV в. там располагалась резиденция имп. Константина I Великого , его сыновей Константина II и Констанция II и монетный двор; в 395 г. из г. Треверы (ныне Трир, Германия) в Арелат была перенесена резиденция префекта Галлии - высшего имперского гражданского сановника, чья власть распространялась на Галлию, Испанию и Британию. В 418 г. имп. Гонорий постановил проводить в Арелате ежегодное собрание представителей городских общин Вьеннской пров. Рост политического значения города привел к повышению авторитета епископской кафедры. До 398 г. Арелатский епископ подчинялся митрополиту г. Вьенна, однако на Тавринском (Туринском) Соборе, проходившем под рук. еп. Симплициана Медиоланского, предстоятель Арелата получил права митрополита в юж. части Вьеннской пров., к-рая т. о. делилась на 2 митрополичьих округа (Les Conciles gaulois du IVe siècle/Éd. J. Gaudemet. P., 1977. P. 138-140). В 417 г. Римский папа Зосима предоставил Арелатскому еп. Патроклу права митрополита во всей Вьеннской и в обеих Нарбонских провинциях, а также исключительное право выдавать рекомендательные письма галльским клирикам, направлявшимся в Рим или в др. места за пределами Галлии ( Zosimus, papa. Ep. 1//PL. 20. Col. 642-646). Это решение было опротестовано нек-рыми галльскими епископами, в т. ч. еп. Иларием Нарбонским. Преемник Зосимы папа Бонифаций I восстановил Нарбонскую митрополию в пределах Первой Нарбонской пров.; вероятно, независимость сохраняла и митрополия Вьенны. Ввиду особого положения Арелатского епископа в системе церковной иерархии Галлии И. часто вступал в контакты с высшими гражданскими сановниками. Во время проповеди в базилике Констанция он обличил префекта Галлии, отвергшего «увещание ради его собственного спасения». Возможно, речь шла об Авксилиарии (префект в 438-439), благочестивом муже, к-рый поддерживал отношения с И. и со свт. Германом Автиссиодурским ( Honoratus Massiliensis. Vita Hilarii. 14, 22; Const. Lugd. Vit. Germ. 23). Однако скорее всего И. обличал Альбина (префект в 440), амбициозного человека, к-рый конфликтовал с патрицием Аэцием. Для их примирения имп. Валентиниан III послал в Галлию рим. диак. Льва (впосл. папа Лев I Великий). Об имени префекта и о его проступках, вызвавших недовольство епископа, вероятно, намеренно не сообщалось, лишь указывалось, что речь шла «о деле справедливости».

http://pravenc.ru/text/389093.html

Покинув обитель, они распространили традицию Авраама Кашкарского по всей империи Сасанидов. Устава Великого мон-ря придерживался Раббан Яэкоб (Иаков), основатель мон-ря Бет-Аве (букв.- «Дом отцов», «Лесной монастырь»), располагавшегося в 40 км к востоку от горы Изла и ставшего центром восточносир. М. после кончины Авраама Кашкарского. Здесь начинали свой монашеский путь известные писатели и деятели Церкви Востока католикос Ишояв III , Сахдона (Мартирий) и др., о которых повествует «Книга настоятелей» Фомы Маргского (IX в.). В Бет-Аве был рукоположен во епископа прп. Исаак Сирин, во времена которого (VII-VIII вв.) в этом мон-ре жило ок. 300 монахов, в т. ч. знаменитый сир. писатель и переводчик Ананишо, составитель знаменитого аскетического сб. «Рай отцов». На юге Месопотамии, у побережья Персидского зал., в пров. Бет-Хузайе, традицию Авраама развивал Раббан Шапур (Шабур), к-рый основал мон-рь, носивший его имя. В VIII в. с этим мон-рем была связана жизнь великих восточносир. мистиков прп. Исаака Сирина, Симеона д " Тайбуте, Дадишо Катраи, в сочинениях к-рых заметно сильное влияние Евагрия Понтийского. В Центр. и Юж. Месопотамии первые мон-ри появились уже во 2-й пол. IV в. Нек-рые из них последующая традиция связывает с памятью персид. мучеников, пострадавших во времена гонений шаха Шапура II (309-379). Мон-рь Мартирион (св. Мучеников) близ Киркука, в пров. Бет-Гармай, был основан, вероятно, вскоре после окончания гонений. Примерно в это же время в центральной пров. Бет-Арамайе подвижник Мар Абда основал мон-рь, известный как Дейр-Куни ( Fiey. 1965-1968. Vol. 3. P. 189), а его ученик Авдишо - мон-рь возле г. Хира. В кон. IV в. (376/8) мч. Бадма основал мон-рь в провинции Элам. В нач. V в. возникла обитель Иоанна Кашкарского недалеко от Кашкара (Ibid. P. 157). В Сев. Ираке центральной фигурой восточносир. М. был Хормизд (VI-VII вв.), к-рый начал монашескую жизнь в лавре Бар Эдты недалеко от Мосула, где подвизался ок. 40 лет (в т. ч. 32 года в качестве отшельника). Избегая славы чудотворца, он удалился вместе с группой учеников в мон-рь Реша на горе Маклуб в Сев. Ираке. Вскоре в этом регионе появились новые мон-ри, основанные учениками Хормизда, в частности Мар Йозадаком, основателем обители в Бет-Карду, в к-рой впосл. приняли монашество Иоанн Дальятский и Несторий, еп. Бет-Нухадры. Сам Хормизд перебрался в Алкош, где благодаря финансовой помощи правителя Мосула основал новый мон-рь. Монашеская традиция этого подвижника несколько отличалась от традиции Авраама Кашкарского: в ней особый акцент делался на сверхъестественном мистическом опыте подвижника, его контактах с иным миром и даре чудотворения, так что жизнь самого Хормизда представлена в источниках как жизнь мага.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

XIV 5. 4). Ставленником Помпея на престоле в Иерусалиме стал Иоанн Гиркан II (63-40). Его положение оставалось прочным, пока в Риме всю полноту власти держал в руках Помпей. После гибели Помпея в 48 г. Гиркан поддержал Юлия Цезаря в Александрийской войне, что обеспечило ему сохранение царства. Однако в 40 г. Иерусалим был временно захвачен парфянами, Иоанн Гиркан был свергнут и в Иудее начался передел власти. После неск. лет междоусобных столкновений власть в Иерусалиме перешла к Ироду Великому , к-рый, как прежние цари, поддерживал вассальные отношения с Римом. Его покровителями были Марк Антоний, а после 31 г.- Октавиан Август. Правление Ирода Великого (37-4) совпало по времени с возвышением власти имп. Августа. На фоне всеобщего мира, установившегося по завершении рим. гражданских войн в 31 г., Ирод, поддерживавший теснейшие связи с Августом, получил редкую историческую возможность вкладывать большие средства в развитие своей страны. Управляя большей частью П., Ирод в отличие от предыдущих иудейских царей должен был стать политическим лидером не только иудеев, но и др. семитских народов, греков и римлян, организовав в своих владениях сложный религ. и культурный симбиоз их с иудеями. В этой связи Ирод должен был выступать одновременно и как лидер иудейской общины (перестройка иерусалимского храма), и как политик, приветствовавший дальнейший процесс эллинизации П. Стремясь показать себя с этой стороны, он реализовал очень обширную программу городского строительства в П.: в Иерусалиме, Самарии, Стратоновой Башне (переименована в Кесарию в честь Цезаря) и др. городах. Римская эпоха (I-III вв. по Р. Х.) После смерти Ирода в 4 г. до Р. Х. начался период быстрого упадка иудейской государственности. Его царство с одобрения римлян было разделено сыновьями на 3 части. В 6 г. по Р. Х. римляне низложили царя Ирода Архелая, правителя Иудеи и большей части прежних владений Ирода Великого, и образовали пров. Иудея (см. ст. Израиль древний ). Т. о., от Иудейского царства остались лишь нек-рые поселения на периферии. В состав провинции первоначально не были введены греч. полисы Десятиградие, Галилея, Итурея и Перея. Пров. Иудея входила в состав большой пров. Сирия; ею управлял префект (позднее прокуратор), к-рый назначался из сословия рим. всадников и во всех важных вопросах должен был подчиняться легату Сирии. Митрополия провинции находилась в Кесарии Приморской (Палестинской); Иерусалим фактически потерял столичный статус. Т. о., территория П. оставалась разделена на неск. политических организмов, что отвечало интересам как римлян, так и в значительной степени жителей эллинистических полисов в П. Римляне получили возможность пресекать политическую активность иудеев, заручились поддержкой местных греков, заинтересованных в контроле над иудеями, а также, обосновавшись на побережье, поставили под свое прямое ведение морские торговые коммуникации и внешние связи П. В 6-7 гг. в новой провинции была проведена перепись населения (Лк 2. 2; 3. 23).

http://pravenc.ru/text/2578710.html

Получив поддержку испанских прелатов, кор. Эрвиг был вынужден сделать ряд уступок духовенству и знати, в т. ч. в области налогообложения. В годы пребывания И. на Толетской кафедре и под его руководством прошли заседания XIII Толетского Собора (683), XIV Толетского Собора (684) и XV Толетского Собора (688). Как Толетский еп. и митр. Карфагенской пров. И. стал первенствующим церковным иерархом вестготской Испании и поддерживал тесные отношения с королевским двором. Вероятно, под его влиянием вскоре после восшествия на престол Эрвиг принял не менее 28 жестких законов против иудеев, после чего принятие крещения стало обязательным для всех жителей королевства. Законы Эрвига были утверждены решением XII Толетского Собора ( Thompson. 1969. P. 234-238). В нояб. 683 г., после закрытия XIII Толетского Собора, было получено послание Римского папы Льва II (681-683), который извещал вестготских епископов о результатах состоявшегося в К-поле Вселенского VI Собора (680-681). Послание папы было адресовано кор. Эрвигу, комиту Симплицию и еп. Кирику Толетскому, который скончался еще в янв. 680 г. К посланию были приложены соборные документы: догматическое постановление с осуждением монофелитства, акт об одобрении этого решения участниками Собора и эдикт имп. Константина IV Погоната, к-рый утвердил соборные постановления. Папа просил вестгот. епископов рассмотреть эти документы и созвать общеиспан. Собор для их одобрения. Не имея возможности сделать это, И. поручил исполнение папского указания епископам Карфагенской пров. Митрополиты др. провинций должны были созвать провинциальные Соборы и одобрить решения VI Вселенского Собора. На XIV Толетском Соборе (нояб. 684) присутствовали епископы Карфагенской пров. и представители 5 др. митрополитов Вестготского королевства, подтвердившие принятые ранее постановления и одобрившие составленную И. «Апологию веры» (Apologeticum fidei), в к-рой содержались осуждение монофелитства и изложение собственных догматических воззрений епископа (краткий пересказ «Апологии» сохр. в 8-м, 9-м и 10-м канонах XIV Толетского Собора).

http://pravenc.ru/text/1237823.html

Испанская и Португальская митрополия Константинопольской Православной Церкви, выделенная в 2003 г. из состава Французской митрополии, насчитывает 39 общин и 30 иереев. Состоит из 5 округов: Центр. и Сев. Испания и Гибралтар; Вост. Испания и Андорра; Юж. Испания; Канарские о-ва; Португалия, Галисия, Азорские о-ва и о-в Мадейра. Приходы Румынской Православной Церкви на территории И. (ок. 68) относятся к епископии Испании и Португалии (с кафедрой в Мадриде), входящей в митрополию Зап. и Юж. Европы. Имеются благочиния Мадрида, Барселоны, Сев. Испании (Витория-Гастейс), Кастельона-де-ла-Плана, Севильи. К Западноевропейской епархии СПЦ принадлежит 2 прихода: в честь Покрова Пресв. Богородицы в Барселоне (с 1988) и во имя Иоанна Крестителя в Жироне. В состав архиерейского наместничества Испании и Португалии Западно- и Среднеевропейской епархии БПЦ входит 3 храма: Пресв. Богородицы (Барселона), св. равноапостольных Кирилла и Мефодия (Аликанте) и Богоявления (Сеговия). Римско-католическая Церковь в И. имеет 14 архиеп-ств: Барселона (еп-ства-суффраганы: Сан-Фелиу-де-Льобрегат, Терраса), Бургос (еп-ства-суффраганы: Бильбао, Осма-Сория, Паленсия, Витория-Гастейс), Гранада (еп-ства-суффраганы: Альмерия, Картахена, Гуадикс, Хаэн, Малага), Мадрид (еп-ства-суффраганы: Алькала-де-Энарес, Хетафе), Мерида-Бадахос (еп-ства-суффраганы: Кория-Касерес, Пласенсия), Овьедо (еп-ства-суффраганы: Асторга, Леон, Сантандер), Памплона и Тудела (епископства-суффраганы: Калаорра и Ла-Кальсада-Логроньо, Хака, Сан-Себастьян), Сантьяго-де-Компостела (епископства-суффраганы: Луго, Мондоньедо-Ферроль, Оренсе, Туй-Виго), Севилья (епископства-суффраганы: Кадис и Сеута, Кордова, Уэльва, Канарские о-ва, Херес-де-ла-Фронтера, Сан-Кристобаль-де-ла-Лагуна (или Тенерифе)), Таррагона (епископства-суффраганы: Жирона, Льейда, Солсона, Тортоза, Уржель, Вик), Толедо (епископства-суффраганы: Альбасете, Сьюдад-Реаль, Куэнка, Сигуэнса-Гвадалахара), Валенсия (епископства-суффраганы: Ивиса, Мальорка, Менорка, Ориуэла-Аликанте, Сегорбе-Кастельон-де-ла-Плана), Вальядолид (епископства-суффраганы: Авила, Сьюдад-Родриго, Саламанка, Сеговия, Самора), Сарагоса (епископства-суффраганы: Барбастро-Монсон, Уэска, Тарасона, Теруэль и Альбаррасин). На 2011 г. общее количество католиков И. составляет ок. 43,1 млн чел. (согласно данным по диоцезам; An. Pont. 2011).

http://pravenc.ru/text/674995.html

При его активном участии состоялось 10 провиницальных Соборов. Архиепископ посещал подчиненные ему еп-ства, восстановил еп-ство Валенсия (1238). Вопрос о подчинении епископской кафедры Валенсии стал причиной конфликта между архиепископами Таррагоны и Толедо по вопросу о старшинстве кафедр. Хотя папа Григорий IX первоначально вынес решение в пользу Толедского архиепископа и статус примаса, главной кафедры на Пиренейском п-ове, остался за Толедо, еп-ство Валенсия отошло к архиеп-ству Таррагона. Реформаторская политика архиеп. Пере д " Албалата и его сторонников часто противоречила интересам светской власти. Так, Собор 1250 г. в Альканьисе отлучил от Церкви наваррского кор. Тибальдо I из-за конфликта с епископом Памплонским Педро Хименесом (решением папы Иннокентия IV отлучение было снято). Римские папы активно поддерживали крестоносцев в И. В 1064 г. папа Александр II даровал 30-летнюю индульгенцию всем участникам похода против тайфы Бобастро. Впосл. Римские понтифики неизменно оказывали поддержку Реконкисте, придавая борьбе с мусульм. гос-вами на территории Пиренейского п-ова статус крестовых походов. Папа Гонорий III (1216-1227) принял участие в мирных переговорах между Кастилией и Леоном в 1218 г. и стал одним из вдохновителей военной кампании 1221 г., когда был завоеван Касерес. Папы Григорий IX, Иннокентий IV и Григорий X (1272-1276) передавали значительные средства на военные походы испан. христианских королей против мусульман. В XIII в. большое распространение в И. получили монашеские ордены францисканцев , кларисс , кармелитов и августинских регулярных каноников . Наиболее могущественным из новых орденов в И. были доминиканцы . Орден, основанный испан. проповедником католич. св. Домиником (Доминго де Гусманом) и утвержденный папой Гонорием III в 1216 г., активно способствовал церковной реформе, особенно в Таррагонском архиеп-стве: к сер. XIII в. 5 епископских кафедр в этом архиеп-стве занимали доминиканцы. В доминиканских и францисканских колледжах получили образование схоласты Феррарий Каталонец (ок.

http://pravenc.ru/text/674995.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010