В эпоху поздней империи строили меньше, главные улицы стали зарастать, в IV в. они были застроены жилищами небогатых людей или использовались под кладбища. Мозаика из Виллы Стата. IV в. (Музей Сарагосы) Мозаика из Виллы Стата. IV в. (Музей Сарагосы) Др. пример небольшого рим. муниципия (с 73/74 г. по Р. Х.) - г. Мунигуа (близ совр. Вильянуэвы-дель-Рио-и-Минас, пров. Севилья), центр добычи железной руды и варки железа. Большая часть зданий относится к посл. трети I в. по Р. Х. Обширный храмовый комплекс на искусственной платформе на живописном склоне копирует храм Фортуны Примигении в Пренесте (ныне Палестрина, обл. Лацио, Италия; II в. до Р. Х.). Среди надписей - рескрипт рим. имп. Тита (79-81 гг. по Р. Х.) с упоминанием сборщика налогов Сервилия Поллия и штрафа за покушение на общественную собственность. В Луке (ныне Луго), к-рый был основан как город легионеров во время войны с кантабрами (25-24 гг. до Р. Х.), полностью сохранилась римская крепостная стена (кон. III в.) - прямоугольная в плане (длина стен 2,1 км, ширина от 4,2 до 7 м), с 85 овальными башнями (высота от 8 до 12 м, в кладке вторично использован 31 камень с надгробными и посвятительными надписями), 46 из них хорошо сохранились. Участки рим. стен кон. III - нач. IV в., часто достигающие исходной высоты, есть также в Легионе (ныне Леон) и Астурике Августе (ныне Асторга, пров. Леон). Произведения рим. архитектуры в И. немногочисленны и относятся в основном к периоду ранней Римской империи. Целиком в И. сохранилось лишь 2 рим. храма - небольшой простиль с 6-колонным портиком в Авзе (ныне Вик, пров. Барселона; нач. II в. по Р. Х.) и храм в антах в совр. Алькантаре (пров. Касерес; 103 г. по Р. Х.). Частично сохранился большой (40×22 м) 6-колонный периптер Дианы (имп. Августа?; кон. I в. до Р. Х.) в Эмерите Августе, реконструирован 6-колонный псевдопериптер в Кордубе (2-я пол. I в. по Р. Х.), уцелели угловые колонны периптера (6 на 11 колонн) имп. Августа в Барциноне (ныне Барселона). От Августобриги (ныне Талавера-ла-Вьеха, пров.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

— Вот, господин, пред тобою предстоит Пров. — Советую тебе, Пров, — сказал проконсул, — не подвергать себя прежним мучениям, ибо те, кои прежде тебя упорствовали, раскаялись в том; а ты теперь принеси жертву, и будешь почтен и от нас, и от богов. Пров отвечал: — У нас единомыслие, и мы единым сердцем работаем Богу; не надейся услышать от нас что-либо другое, ибо ты уже слышал и видел, что не можешь отвратить нас от Бога. Вот, я теперь предстою пред тобою и не боюсь твоих угроз; чего еще ждешь более? — Вы согласились, — сказал проконсул, — в злобе своей отвергнуть богов. Затем, приказывая связать и повесить его вниз головою, он продолжал: — Пощади свое тело, пока еще не мучен; ибо видишь, какие мучения приготовлены тебе. — Делай, — отвечал Пров, — что хочешь; все то зло, какое ты приготовил для меня, будет в утешение душе моей. Проконсул сказал слугам: — Раскалите прутья и опалите ему бока, чтобы не безумствовал. Пров же говорил: — Насколько ты считаешь меня безумным, настолько я премудр в законе Господнем. Опять сказал проконсул слугам: — Раскаленные прутья воткните в спину его. Пров же, претерпевая сие, говорил: — Пусть видит с неба Господь мое смирение и терпение! После сего мучитель, повелев принести жертвенного мяса и вина, сказал: — Влейте вино и вложите мясо в уста его. Когда слуги делали сие, Пров сказал: — Да видит Господь с высоты престола Своего сие мучительство и сотворит приговор над судом твоим! — Много пострадал ты, злосчастный, — сказал судья, — а вот все же принял идоложертвенную пищу. — Ничего важного, — отвечал Пров, — ты не сделал, причинив мне насилие; Господь знает мою волю. — Ты, — сказал судья Максим, — и ел и пил жертвенное. — Господь знает, — ответил на сие Пров, — и видит насилие, которое я терплю. Проконсул Максим сказал: — Раскаленными прутьями колите голени его. Пров же повторял: — Ни огонь, ни мучения, ни отец твой — сатана не могут отторгнуть раба Божия от исповедания Его. — Раскалите, — сказал проконсул, — острые гвозди и вбейте их в руки его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

XIX. Астраханская и Ставропольская – Астраханской губернии – Астрахань, Кизляр, Красный Яр, Черный Яр , Царицын , Дмитриевск , Саратов , Камышин, Ставрополь (Кавказский), Енотаевск, Терский городок, Симбирской провинции г. Петровск. 681 XX. Ростовская и Ярославская Московской губ. Переяславль-Залесской пров. Ростов, Ярославской пров. Ярославль, Романов, Пошехонье, Углицкой пров. Углич. 682 XXI. Белгородская и Обоянская – Белгородской губ. Белгород и все города, составляющие Белгородскую провинцию (Курск, Обоянь, Суджа, Мирополье, Карпов, Старый Оскол, Новый Оскол, Яблонов, Валуйки, Палатов, Тополье, Короча, Нежегольск, Салтов, Чугуев, Хотмыжск, Вольный и Алешня), Казацкие города слободских полков – Харьков, Сумы, Ахтырка, Изюм, Севской пров. Недригайлов, Каменный, часть Украинской линии к Донцу (Славяно-Сербия?), Воронежской губ. Бахмутская провинция (Бахмут), 683 Тор (ныне Славянск), Рай -городок, Ямполь, Маяки, Царев-Борисов, Старый Айдар, Новый Айдар, Воронежской пров. Верхососенск. XXII. Вологодская и Белозерская – Архангелогородской губ. Вологодск. пров. Вологда, Новгородской губ. Белозерской пров. Белозеро и Чаронда. XXIII. Архангелогородская и Холмогорская – Архангелогородской губ, и провинции – Архангельск, Холмогоры, Кевроль, Мезень, Пустозерский острог, Шенкурск, Кемский острог, Кольский острог. XXIV. Великоустюжская и Тотемская – Архангелогородской губ. Устюжской пров. Устюг, Соль-Вычегодская, Яренск, Лальский посад, Вологодской пров. Тотьма. XXV. Тобольская и Сибирская – Сибирской губернии, а) Тобольская провинция, б) Енисейск и вся Енисейская провинция, в) Екатеринбург и все Екатеринбургское ведомство, кроме того, что в Перми, Исецкая провинция. XXVI. Иркутская и Нерчинская – вся Иркутская провинция Сибирской губернии. 684 511 Проф. Т. В. Барсов . Синодальные учреждения прежнего времени. Спб. 1897 г., стр. 72–91; Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Издание С.-Петербургского епархиального историко-статистического Комитета. Спб. 1869 г. вып. I, стр. 96–106, 114, 159; вып. II, 1871 г. стр. 161–163, 176.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Историк 1-й пол. XVIII в. царевич Вахушти Багратиони дал юрисдикционное описание грузинских епархий этого периода. По его сведениям, черемели (Черемский архиерей) был пастырем жителей Шигнит-Кахети ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 546); руствели (Руставский) - христиан бывш. пров. Кухети: обл. Херки (Сагурамо) на правом берегу р. Арагви, между реками Тезами и Глданисхеви, мон-ря Марткопи и прилегающих к нему земель, окрестностей Рустави, до Гареджской горы, являющейся водоразделом между реками Иори и Мтквари и р. Мцарецкали (Аджису) (Там же. С. 331-332, 537-538). В сферу духовного управления ниноцминдели (Ниноцминдского архиерея) входили земли между р. Ниноцминдисхеви и пров. Кизики (Там же. С. 529), что в основном соответствовало раннесредневек. обл. Суджети; челетели (Челетского) - провинции Эрцо-Тианети, Пшав-Хевсурети и Херки (Там же. С. 531); гишели (Гишского) - провинции Цукети (согласно данным Вахушти, Цукети помимо верховьев р. Самур охватывала ущелья рек Лекитчай, Курмухчай и Киш на юж. склоне Б. Кавказского хребта) и Шакки (Там же. С. 539); бодбели (Бодбийского) - пров. Кизики (Камбечани) (Там же. С. 542), поэтому бодбели в источниках назван также и кизикели (Кизикским); кацарели (Кацаретского) - территории между р. Самебисхеви и пров. Эрцо (Там же. С. 530), т. е. Уджарма и его окрестности; некресели (Некресского) - провинции Гагмамхари и Дидоети (Там же. С. 545). Вахушти не называет Хорнабуджского архиерея - в его время эта кафедра была уже упразднена. Историки сходятся во мнении, что, поскольку Хорнабуджи являлся центром пров. Камбечани, Хорнабуджский архиерей окормлял часть жителей Камбечани, а другую - бодбели. В VI-XII вв. власть некресели распространялась на пров. Тушети, население к-рой было крещено сщмч. Авивом Некресским. Пуст. Гареджи (территория южнее Гареджской горы) до нач. XIII в. или немного позже входила в юрисдикцию руствели. Владения Челетской епархии изначально ограничивались лишь пров. Эрцо-Тианети. По описанию Вахушти, пров. Херки входила попеременно в состав Руставской и Челетской епархий.

http://pravenc.ru/text/1683949.html

влиянием, с I в. до Р. Х. развивался как поселение римлян (найдено кладбище с десятками погребений). В VI в. до Р. Х. на территорию от Зап. Пиренеев до Атлантического океана вторглись племена, чьи погребальные надписи, керамика и позднее монеты свидетельствуют об использовании кельт. языков. Культура кельтов в И.- часть общей латенской культуры Зап. Европы; их кастры (castors - укрепленные поселки с овальным планом и круглыми домами) отличаются от поселений иберийской культуры, восточносредиземноморских по стилю. Кельтов в И. было немного, но их воинственная знать контролировала местное население. Особое место занимает Кельтиберия - район смешения культур кельтов и иберийцев (совр. провинции Бургос, Сория, Гвадалахара, Куэнка, Сарагоса и Теруэль). В IV в. здесь возникают города с четким планом, общественными зданиями и прямоугольными жилыми домами с небольшими двориками, построенные по принципу римской планировки (Эль-Кастро-де-ла-Коронилья близ Черы, пров. Гвадалахара, и др.). Городище Кабесо-де-Алькала близ Асайлы (пров. Теруэль) состояло из акрополя (246×132 м; стены зданий до 2 м высотой; в наст. время раскопан почти полностью), окруженного рвом с дополнительной тонкой стеной, и собственно города. На перекрестке главных улиц находился храм (во внутренней камере на каменной платформе стояли статуи божеств, стены были расписаны), у ворот - термы, к юго-востоку от акрополя - некрополь с круглыми каменными погребальными камерами. О кельтиберах упоминается в рим. надписях, напр. в бронзовой «Tabula Contrehiensis» (из Боторриты близ Сарагосы) наместника пров. Ближняя Испания Валерия Флакка (87 г. до Р. Х.). Римская археология и архитектура В состав Римской империи И. окончательно вошла к 19 г. до Р. Х. Старые города были уничтожены и заняты колониями рим. ветеранов - Клуния (совр. пров. Бургос), Термес (близ Монтехо-де-Тьермес, пров. Сория), Уксама (близ Бурго-де-Осма, пров. Сория) и др.; их планы восходят к планировке лагеря легиона. Самые крупные поселения - Эмерита Августа (ныне Мерида, пров.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

103:1–4 Господь Творец и Вседержитель. 103 душа моя См. ком. к Пс. 102,1.2 . 103 светом. Псалмопевец имеет в виду события первого дня творения ( Быт. 1,3 ). простираешь небеса. Речь идет о втором дне творения ( Быт. 1,6–8 ). 103 делаешь облака Твоею колесницею. Поэтический образ. Все мироздание не только создано Богом, но и служит Ему. 103 служителями Твоими огонь пылающий. По сути своей этот стих направлен против культа Ваала, ибо его служителей представляли в виде языков пламени. 103 не поколеблется она. Мир устойчив и упорядочен. Он чужд хаоса, ибо таким сотворил его Господь. Признавая богоданность миропорядка, человек уверенно чувствует себя на том месте, которое он в этом миропорядке занимает. См. статью «Бог–Творец». 103 на горах стоят воды. Очевидно, имеются в виду воды небесные, которые находятся «над твердью» (см. Быт. 1,7 ). 103 не возвратятся покрыть землю. Мысль псалмопевца обращается к обетованию, которое Бог дал Ною после потопа ( Быт. 9,11 ). 103 утоляют жажду свою. Господь не только покоряет воды хаоса, но и превращает их в источник жизни для созданных Им существ ( Быт. 1,9–13 ). 103 Ты произращаешь траву. Псалмопевец размышляет о третьем дне творения ( Быт. 1,9–13 ). 103 вино, которое веселит сердце. Господь не только дает человеку его насущный хлеб, но и веселит его сердце напитком, который есть нечто большее, нежели средство утоления жажды. 103 Он сотворил луну... солнце. В четвертый день творения ( Быт. 1,14–19 ) Господь сотворил солнце и луну, дабы отделить день от ночи. 103 львы... просят у Бога пищу себе. Естественное, на первый взгляд, явление львы, рыщущие в поисках добычи, предстает делом Божественного провидения. Псалмопевец совершенно справедливо видит за самыми обычными природными явлениями промысел Божий. 103 Все соделал Ты премудро. См. Иов, гл. 38–41. В словах Господа, обращенных к Иову, можно найти немало упоминаний о мудрости Всевышнего, явленной Им в акте творения. См. статью «Премудрость и воля Божий». 103 море... там пресмыкающиеся. Псалмопевец размышляет о пятом дне творения ( Быт. 1,20–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пс.103:5 .  Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Пс.103:6 .  Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды. Пс.103:7 .  От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят; Пс.103:8 .  восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Пс.103:9 .  Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю. Изображается кратко история творения земли. Земля утверждена Богом непоколебимо: ничто уничтожить и обратить ее в прежнее хаотическое состояние не может, хотя в начале миросоздания твердая масса земли была окружена «бездною, как одеянием», так что вершины гор закрыты были водою. По творческому же повелению ( «от прещения», «от гласа грома» – образы силы Божественного приказания) воды отошли от земли, обнаружились горы, и появились поля в назначенных им местах; воды же сосредоточились в определенных пределах, из которых они сами собой не могут вылиться. Пс.103:10 .  Ты послал источники в долины: между горами текут [воды], Пс.103:11 .  поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. Пс.103:12 .  При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. Пс.103:13 .  Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Но земля не лишилась совершенно воды. В долинах и среди гор появились источники, дающие воду живущим там всяким зверям и диким ослам. Последние были многочисленны на Востоке и любили жить среди гор. Около водных источников появились и деревья, а на них гнездятся разноголосые птицы, оживляющие своим пением все горы и долины. Пс.103:14 .  Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, Пс.103:15 .  и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. Пс.103:16 .  Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил; Пс.103:17 .  на них гнездятся птицы: ели – жилище аисту, Пс.103:18 .  высокие горы – сернам; каменные утесы – убежище зайцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Важнейшее и самое западное из поселений, известное по письменным источникам,- порт Гадес (ныне Кадис); там сохранились погребения не старше VI в. до Р. Х. О влиянии Др. Египта свидетельствуют гранитная статуя из Сарагосы (единственная в И.) и кладбище в Траямаре (пров. Малага, ок. 650-600 гг. до Р. Х.), состоящее из 5 гробниц на зап. (противоположном от селения) берегу реки. Индивидуальные прямоугольные погребальные камеры с дверными проемами выстроены из крупных отесанных блоков и врублены в склон; практиковалось как трупоположение, так и трупосожжение (останки собирали в алебастровые урны). С сер. VI в. до Р. Х., в период упадка Тира, часть его колоний была оставлена, напр. Тосканос в устье р. Велес (пров. Малага); контроль над др. колониями захватил Карфаген. После 1-й Пунической войны (264-241 гг. до Р. Х.) эти поселения начали укреплять, в 20-х гг. III в. до Р. Х. на юге был основан Нов. Карфаген (рим. Картаго Нова, ныне Картахена, пров. Мурсия). На севере карфагеняне дошли до берегов р. Эбро, осадили в 218 г. до Р. Х. союзный Риму Сагунт (ныне Сагунто, пров. Валенсия), но после поражения во 2-й Пунической войне полностью оставили полуостров (201 г. до Р. Х.). С 70-х гг. ХХ в. ведутся исследования некрополя Ла-Хоя в Уэльве, возникшего на месте финик. поселения VIII-VI вв. до Р. Х. Из 19 погребений 4 сохранилось целиком, с исключительно богатым набором золотых, бронзовых, алебастровых и др. предметов (найдена даже колесница с 2 конями); для погребений характерно отсутствие наземных сооружений. Иберийское поселение Эль-Ораль (пров. Аликанте), возникшее во 2-й пол. VI в. и оставленное к 450 г. до Р. Х., было окружено стенами с маленькими башнями и состояло из простых домов, размещенных прямоугольными кварталами. Во всех поселениях известны некрополи, где представлена аттическая керамика кон. VI-V в. до Р. Х. В Канчо-Роано (пров. Бадахос) в 1980 г. открыт уникальный иберийский комплекс с кладбищем, идентифицируемый как дворец, храм или мастерские (VI в. до Р. Х., сгорел в кон.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Terra enim cui ciues erepti sunt et concessi extranei, mox ut dignitatem perdidit, caruit et fecunditatem - Leander. De institutione virginum. 31. 4-7// Leandro de Sevilla. 1979. P. 171-172). Л. упоминал о страхе, охватившем его мать, и об опасном путешествии Фульгенция, которому пришлось на время вернуться в родные места. Согласно самой распространенной версии, Севериан и члены его семьи были вынуждены бежать от византийцев, которые оккупировали столицу Карфагенской пров.- Нов. Карфаген (ныне Картахена, пров. Мурсия) (см., напр.: Fontaine. 1959. T. 1. P. 5-6; Idem. 1983). Византийцы прибыли в Испанию в 552 г. во время междоусобной борьбы среди вестготов; вероятно, в 555 г. они захватили Нов. Карфаген (см.: Thompson. 1969. P. 326-327). Т. о., Севериан скорее всего был сторонником власти вестготов и бежал в подконтрольную им пров. Бетика. Высказывалось также предположение, что Л. происходил из Карфагенской пров. в Африке (пров. Проконсульская Африка, или Зевгитана) ( Collins. 2004. P. 154). Согласно Исидору, Л. стал монахом, а затем был возведен на епископскую кафедру Гиспалиса, митрополии церковной пров. Бетика (professione monachus et ex monacho Hispaliensis ecclesiae... constitutus episcopus). Время и обстоятельства избрания Л. на кафедру неизвестны. По-видимому, это произошло незадолго до 579 г., когда в Бетику прибыл св. Эрменегильд (см. Ерминингельд ), сын вестгот. кор. Леовигильда (568/9-586). В пользу такой датировки свидетельствует порядок подписей испан. митрополитов под актами III Толетского Собора: имя Л. стоит после имен Масоны , еп. Эмеритского, и Евфимия, еп. Толетского (возведены на кафедры в 70-х гг. VI в.), но перед именем Пантарда, еп. Бракарского, рукоположенного в 579 или 580 г. (La Colección. 1992. P. 139-140). Королевич Эрменегильд, управлявший Бетикой по поручению отца, вскоре отрекся от арианства, к-рое исповедовали вестготы, и принял кафолическую веру. Согласно Григорию Турскому , он сделал это под влиянием жены, франк. принцессы Ингунды ( Greg.

http://pravenc.ru/text/2463203.html

(Беспечность о вечном спасении) I. Cbb. мученики Пров, Тарах и Андроник, память коих совершается ныне, пострадали при Диоклетиане. Они были приведены на суд в киликийский город Тарс, к правителю области Нумерию Максиму. Прежде всех подвергли суду Тараха. На неоднократный вопрос: «Как имя твое?» он постоянно отвечал: «Я – христианин. Это имя для меня дороже и славнее, нежели имя, данное родителями. Но если нужно знать и то имя, – я называюсь Тарахом». Подвергнув его бичеваниям и видя его упорство, судья велел посадить его в темницу. Другой христианин, Пров, на вопрос об имени, отвечал: «Имя мое первое и честнейшее – христианин; другое же имя, данное людьми, – Пров». На обещание милостей и даров от царя, за отречение от веры, Пров сказал: «Я не ищу милостей; я сам был богат и оставил богатство, чтобы служить Богу истинному». Судья велел предать его мукам. Потом привели Андроника, одного из почетнейших граждан Ефеса. Когда и он на данные ему вопросы дал такие же отвиты, его также заключили в темницу. Потом все три мученика были подвергаемы новым допросам, пыткам и мучениям. Когда им угрожали смертью, они говорили: «Умирают те, которые творят зло; но мы оживем на небесах, ибо Господь – воскресение наше. Не надейтесь отвратить нас от Бога; мы всем сердцем служим Ему, и не боимся угроз». Судья, потеряв всякую надежду склонить их к отречению, осудил их на съедение зверям. Но звери их не тронули. II. Свв. мученики Тарах, Пров и Андроник весьма живо помнили о вечной жизни и деятельно готовились к ней, причем спасительная мысль о вечной жизни на небесах, как видели мы из их краткого жития, поддерживала их во все время страданий за Иисуса Христа. Думаем ли мы о вечной жизни после нашей смерти? Приготовляемся ли к новому жилищу на небе, к образу бытия высшего и нескончаемого? Так мало думаем, что этот предмет вовсе не принадлежит к обыкновенному кругу нашего размышления. Странность непостижимая! Беспечность удивительная! Предстоит ли какой путь в страну отдаленную: сколько сборов и приготовлений! Мы стараемся заранее узнать то место, в которое отправимся, кто там живет, какие обычаи, какая природа, какие удобства и неудобства жизни; стараемся иметь в запасе все, что может быть для нас пригодно, заводим предварительно там связи и знакомства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010