Мозаики мавзолея Сентсельес в Константи. Сер. IV в. Мозаики мавзолея Сентсельес в Константи. Сер. IV в. Почти все изученные раннехрист. храмы И. преобразованы и перестроены из предшествующих нецерковных построек. Чаще всего исследованные сооружения связаны с сельскими виллами, иногда позднее они были превращены в «домашние монастыри» и (или) кладбища. Большая часть вилл оказалась заброшена уже к VI в., в VII в. подобные комплексы строились уже как дворцовые. На крупной вилле в Баньос-де-Вальдеарадос (пров. Бургос) сохранился ряд мозаик IV-VI вв., среди к-рых мозаика А (1-я пол. V в.) с 2 сценами триумфа языческого бога Вакха, обрамленными декоративными панелями с бюстами и сценами охоты. Позже вилла была превращена в кладбище: в ее залах раскопано 21 захоронение, погребальный обряд различен, но руки обычно скрещены, могилы (IX-XI вв.) ориентированы по оси «запад-восток». На вилле Матерно (археологический парк Карранке, пров. Толедо) сохранились порфировые капители, мраморные саркофаги и мозаики (2-я пол. IV - 1-я пол. V в.), изображающие древнегреч. бога Адониса, героя Ахилла, персонификацию Океана и т. п. На одной из мозаик упоминается имя Матерна, возможно Матерна Кинегия, друга имп. Феодосия I и префекта претория Востока (384-388), боровшегося с язычеством. Базиликальное помещение в периметре атриума, где стены сохранились до высоты более 4 м, использовалось как церковь, причем уже после того, как остальная часть здания пришла в упадок и была частично разобрана. Укрепленная вилла Ла-Ольмеда (в Педроса-де-ла-Вега, пров. Паленсия) была частью большой латифундии IV в. (сгорела в VI в.). Раскрыта ограда с башней вокруг большого двора, богато украшенные входные галереи, 2 триклиния и перистиль с приемным залом; в помещениях - остатки мозаик IV в. со сценами охоты. В надписи на мозаике нач. V в. на крупной вилле Элс-Амельерс (I-V вв.) в Тосса-де-Мар (пров. Жирона) названы имена хозяина (Виталий) и мастера (Феликс). На вилле Фортунатус близ Фраги (пров. Льейда) частично сохранились перистиль и мозаичные полы.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Богоматерь с Младенцем на троне, св. Иоанн Предтеча, блж. Иероним Стридонский и картузианский монах. Ок. 1510 г. Худож. Я. Провост (Гос. музей в Амстердаме) В XIV в. число картузианских обителей увеличилось до 100. В нач. XIV в. орден был разделен на провинции. В 1301 г. было учреждено 5 провинций (Женева, Бургундия, Прованс (куда входила и Испания), Франция (с картузианскими обителями в Англии), Ломбардия (вместе с Италией и со Штирией)). В 1332 г. появилась 6-я провинция - Пикардия (включала также Бельгию). 7-й провинцией в 1335 г. стала Германия (включала также Австрию, Венгрию и долину Рейна), а 8-й - Каталония (с 1336). В 1349 г. картузианские обители, в т. ч. Ла-Гранд-Шартрёз, сильно пострадали от эпидемии чумы. В 1355 г. пров. Германия была разделена на 2 провинции - В. Германию и Н. Германию (в 1400 из Н. Германии выделена Рейнская обл.). В 1369 г. появились новые провинции - Аквитания и Англия, а Ломбардия была разделена на 2 провинции. В 1378 г., во время схизмы в католической Церкви , франц. и испан. К. подчинялись Ла-Гранд-Шартрёз и признавали папу в Авиньоне, а герм. и итал. К. поддерживали папу в Риме и учредили должность генерала ордена в Зайце (Штирия). В 1410 г. орден объединился. Его возглавил Иоганн фон Гриффенберг. Ла-Гранд-Шартрёз вновь стала главной обителью ордена. В нач. XV в. некоторые обители К. пострадали от гуситов. Но в целом популярность ордена росла, поскольку общины К. считались образцом католич. духовности. В связи с большим потоком желавших вступить в орден была учреждена новая категория членов - донаты, которые не приносили монашеских обетов, но поступали на добровольную службу ордену и обязывались соблюдать устав. В 1411 г. Пикардия была разделена на 2 провинции, в 1412 г. учреждена пров. Саксония, в 1414 г.- пров. Тоскана. Под прямым управлением Ла-Гранд-Шартрёз оказалась обитель в г. Перт в Шотландии (по политическим причинам не входила в орденскую пров. Англия). В 1442 г. была создана пров. Кастилия. Наиболее известными духовными писателями ордена К. в этот период были приор обители Мерья Гуго из Бальмы († ок. 1305), подвизавшаяся в обители Премоль Беатриса из Омасьё (кон. XIII в.), Лудольф Саксонский (ок. 1295-1377), Маргарита из Уаньи, приоресса Ла-Сель-Рубо (нач. XIV в.). Особо выделяется католич. богослов Дионисий Картузианец (ок. 1402-1471). XVI - кон. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/1681193.html

Мон-рь Сантисим-Редемтор-де-лес-Облатес в Барселоне. 1926 г. Мон-рь Сантисим-Редемтор-де-лес-Облатес в Барселоне. 1926 г. Готика стала главной темой церковной архитектуры каталон. модернизма, одного из наиболее ярких направлений европ. модерна. Ведущей фигурой был Антони Гауди-и-Корнет, для которого религиозная тема была главной. Если ранние работы Гауди - Коллегиум терезианок в Барселоне (1888-1889), епископский дворец в Асторге (пров. Леон; 1889-1893, 1907-1915), проект францисканской миссии в Танжере (Марокко; 1892) - еще близки к традиц. неоготике, то в дальнейшем архитектор создает уникальный язык «органической готики», нашедший выражение в крипте Саграт-Кор в колонии Гуэля в Санта-Колома-де-Сервельо близ Барселоны (церковь проектировалась с 1898, крипта построена в 1908-1915) и в важнейшем произведении церковной архитектуры И. ХХ в.- храме Саграда Фамилия в Барселоне (строительство по проекту Гауди в 1883-1936, не окончено). Для этих сооружений характерны трактовка традиц. элементов готической объемно-пространственной композиции как природных форм (колонны как стволы деревьев, нервюры как ветви и кости и др.), виртуозное использование сочетаний природных материалов (необработанный камень, кирпич, керамика, стекло, металл) и эффектов освещения (направленные потоки света, витражи причудливых форм и цветов). При всей неповторимости в целом архитектура Гауди имела немало весьма удачных подражаний. Франсеск Беренгер-и-Местрес в небольших церквах Маре-де-Деу-де-ла-Рьера в Лес-Боржес-дел-Кам (пров. Таррагона; 1904, разрушена, восстановлена в 1954) и Маре-де-Деу-де-ла-Мерсе в Ка-н " Агилера (пров. Барселона; 1909-1910) использовал мотивы барокко и романики. Жозеп Жужол-и-Жибер, также ученик Гауди, пошел дальше учителя в трансформации традиционных композиций. Если храм Монсерратской Богоматери в Монферри (пров. Таррагона; 1925-1936, окончен в 1990-1999) во многом следует неосуществленному проекту Гауди церкви в колонии Гуэля, то лучшее произведение Жужола, ц. Саграт-Кор в Вистабелье (пров.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

м. был подписан «меморандум» о реформе ордена, в к-рой наряду с протоигум. Иоакимом Хомой из Мукачева обязался участвовать протоигум. Галицкой пров. Анастасий Калиш. Он фактически и руководил реформой. В «меморандуме» отмечалось, что Венгерская провинция ордена объединяется с Галицкой пров. Венгерская пров. в буд. решениях именовалась Карпаторусской, центром ее оставался М. Н. м. Непосредственным поводом к реформе стало письмо протоигум. Калиша от 30 окт. 1920 г. Для создания аспирантуры и школы послушников (новициата) он предложил назначить игуменом М. Н. м. о. Иеронима Малицкого, магистром новициата - Глеба Кинаха, зам. игумена и помощником магистра - Поликарпа Булыка; об о. Стефане в этом письме речь не шла - вероятно, он вскоре присоединился к реформаторам. Официально школа по подготовке послушников к принятию монашества и священства (новициат) была открыта 28 февр. 1921 г. Для обучения приняли 8 послушников, из к-рых 2 стали кандидатами на священство. После этих событий восстановилась переписка 2 протоигуменов по поводу реформы. В письме от 11 апр. 1921 г. протоигумен Венгерской (Карпаторусской) пров. Иоаким Хома выражал благодарность главе Галицкой пров. за успешное начало реформы и сообщал о своем переселении в Ужгород, где с 1912 г. действовал новый мон-рь василиан. При этом центр провинции формально вплоть до 1932 г. оставался при М. Н. м. Несмотря на финансовые трудности, реформа принесла свои результаты: к 1921 г. в М. Н. м. проживало 25 чел.,- втрое больше, чем до начала реформы. К галицким монахам благосклонно относился Мукачевский епископ унгорофил о. Антоний Пап, к-рый в распоряжении от 8 нояб. 1920 г. в границах своей епархии позволил им исповедовать и совершать Евхаристию, следов., монахи в религиозных вопросах подчинялись епископу соответствующей епархии. Малицкий, будучи уже игуменом М. Н. м., просил благословения у Мукачевского епископа перенести монастырскую часовню в келью. Примечательно, что еп. А. Пап предвзято относился к монахам - выходцам с Галичины.

http://pravenc.ru/text/2564330.html

Говоря в целом о периоде 1900–1918 гг. важно отметить, что эти годы памятны храмостроительством, миссионерством и просвещением китайцев. Преимущественной заботой миссии стало собственно миссионерство. Вместе с тем на окраинах Китая — в Маньчжурии и Синьцзяне — усилилось русское влияние. Пожалуй, наивысшего рассвета миссия достигла к 1917 г. — ее капитал приближался к 1 млн. рублей. Миссия владела землями и строениями в Пекине и окрестностях (только пахотных земель ок. 950 му), в западных горах близ Мэнь-тоучунь, в г. Тунчжоу, в Бэйтайхэ, Юнпиньфу (храм св. Иоанна Предтечи в центре города; в этой же провинции Чжили в г. Мэнь-тауцунь куплена усадьба в 38 комнат), пров. Хэннань (84 му пахотной земли, храм и усадьба в 33 комнаты), пров. Шаньдун, пров. Хубэй (здесь еще в 1886 г. освящен был каменный храм во имя блгв. кн. Александра Невского. Вверх по реке Янцзы миссия владела тремя земельными участками с целебными минеральными ключами), Маньчжурии, на п-ове Квантун, в пров. Цзяньсу, пров. Цзяньси (дом в горах Люлин куплен в 1896 г.), землями в Монголии. Первый православный епископ Китая — владыка Иннокентий (Фигуровский) — строил китайскую Церковь на крови мучеников восстания ихэтуаней, подобно тому, как в основание храма полагаются издревле мощи святых. 1 Бэйгуань — кит. “северное подворье”. 4 В мае-июле 1900 г. во время восстания боксеров были сожжены: 1) подворье Духовной Миссии в Пекине с библиотекой, богадельней и школами; 2) русское кладбище в Пекине, причем памятники были разрушены, могилы разрыты и кости почивших выброшены из могил; 3) православная церковь с подворьем в деревне Дундинань; 4) православная церковь с подворьем в г. Калган; 5) молитвенный дом с подворьем в Бэйтайхэ. Уцелели: церковь при дипломатической миссии в Пекине — старейшее иностранное здание; крыша у колокольни и храма в нескольких местах пробиты гранатами; церковь с подворьем в Ханькоу; дом миссии в Леулине. 6 В 1956 г. при перепланировке Бэйгуаня и строительстве комплекса зда­ний посольства СССР мощи св. мучеников были перезахоронены на русском кладбище за Андинмэньскими воротами. Впоследствии на месте этого кладби­ща был разбит Парк Озера Молодежи, треть которого занимает искусственный водоем; на дне его и покоится большая часть останков, погребенных на клад­бище.

http://pravmir.ru/tserkov-na-krovi-muche...

Худож. П. Лоренцетти. 1328–1329 гг. (Национальная пинакотека в Сиене) Урегулирование вопроса о каноническом статусе ордена и включение К. в число нищенствующих орденов способствовало их значительному росту в XIV в. В 1287 г. орден состоял из 9 провинций: Св. земли (включая Сирию и Кипр), Сицилийской, Английской (ок. 30 мон-рей), Римской, Ломбардской, Германской, Французской, Провансальской и Аквитанской (в 3 последних насчитывалось ок. 90 мон-рей). К нач. XIV в. ордену принадлежало ок. 150 мон-рей, число провинций увеличилось до 12, в 1305 г. из пров. Англии выделилась пров. Ирландии и Шотландии, Германская пров. была разделена на Верхненемецкую и Нижненемецкую, появились Испанская и Ломбардская провинции. В 1369 г. число провинций возросло до 21: из Римской пров. выделена Тосканская, из Ломбардской - Болонская, из Испанской - Каталонская, к нач. XV в. были образованы Кастильская и Арагонская провинции ордена. В нем. провинциях ордена К. увеличение количества мон-рей и рост числа монахов был отмечен в Верхненемецкой пров., включавшей кроме Саксонии и Тюрингии земли Тевтонского ордена , Австрию, Чехию и Польшу. В кон. XIII - нач. XIV в. при мон-рях К. в итал. провинциях ордена появляются муж. и жен. общины облатов и конверсов, которые часто совмещали следование уставу К. с благотворительной деятельностью в миру; впосл. они будут преобразованы во 2-й (женский) и 3-й (терциарии) ордены К. Популярности К. способствовало развитие особого почитания в ордене Пресв. Девы Марии. С кон. XIII в. в литургическом календаре К. предписывалось торжественно отмечать Богородичные праздники, особенно Успение, в 1312 г. в календарь был включен праздник непорочного зачатия Пресв. Девы Марии (К. поддержали позицию францисканских богословов в их споре с доминиканцами об учении о непорочном зачатии). В субботы, кроме великопостных, совершались мессы в честь Пресв. Богородицы. С 1386 г. в ордене получает распространение праздник Пресв. Девы Марии горы Кармил (17, впосл. 16 июля), посвященный покрову Богоматери над орденом.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

Процесс формирования серб. правосл. церковных общин в стране шел медленно из-за отсутствия священников и тяжелого экономического положения переселенцев. Первая серб. правосл. община была учреждена в 1912 г. в г. Реджайна (пров. Саскачеван) и объединила 48 членов. По благословению еп. Аляскинского Александра (Немоловского; впосл. митрополит Брюссельский и Бельгийский) в 1915 г. община начала строительство храма Св. Троицы, к-рый был освящен в 1916 г. и до 1947 г. находился в юрисдикции РПЦЗ. Вторая серб. община возникла в 1913 г. в г. Гамильтон. Для совершения богослужений в частном доме община приглашала правосл. священников разных юрисдикций, а в 1917 г. построила храм во имя свт. Николая Чудотворца (2-й серб. храм в этом же городе, также во имя свт. Николая, был построен в 1965). В 1921 г. серб. общины, действовавшие на территории Канады, вошли в состав Американо-Канадской епархии СПЦ. Когда в 1925 г. главой епархии был избран архим. Мардарий (Ускокович ; впосл. епископ), в стране не было ни одного серб. священника. Владыка обращался к Североамериканскому митр. Платону (Рождественскому) с просьбой направить рус. священника в общину в Гамильтоне, но рус. священники лишь иногда приезжали для окормления сербской паствы. По ходатайству еп. Мардария и Синода СПЦ в 1935 г. Мин-во социальной политики и здравоохранения Королевства Югославия выделило ежемесячное жалованье для серб. священника-миссионера в Канаде, к-рое было определено свящ. Мано Момчиловичу. В 1935 г. сербы из Монреаля (пров. Квебек) обратились к архиеп. Североамериканскому и Канадскому Виталию (Максименко) с просьбой рукоположить для их общины священника в юрисдикции РПЦЗ. Против этой инициативы выступил еп. Мардарий, который считал, что рукоположение священника для серб. общины должно произойти в юрисдикции СПЦ. Американо-Канадский еп. Дионисий (Миливоевич; 1939-1963; см. ст. Миливоевич Д.) 14-29 окт. 1940 г. посетил серб. общины в Канаде и назначил на приход в Гамильтоне синкелла Димитрия (Балача), но канад. власти не впустили священника в страну. Чуть позже в Канаду приехал о. Владимир Мрвичин. После окончания второй мировой войны были основаны серб. церковные общины и построены храмы в городах Торонто, Уинсор и Ниагара-Фолс в пров. Онтарио, а также в Ванкувере (пров. Брит. Колумбия), Летбридже (пров. Альберта), Монреале.

http://pravenc.ru/text/1470183.html

во Фландрию был озабочен проблемой перестройки королевских резиденций - мон-ря Юсте (пров. Касерес) и Аранхуэса (пров. Мадрид), к-рым он хотел придать более отчетливые «греко-римские» черты вместо характерного для эпохи Карла V декора платереско. В 1559 г. для осуществления этих планов из Неаполя был вызван архит. Хуан Баутиста де Толедо, возможно участвовавший под рук. Микеланджело в создании собора св. Петра в Риме. Это обстоятельство, однако, не дает ответа на вопрос, почему предпочтение было отдано именно классической традиции архитектуры. Современник Филиппа II Перес Мигес отмечал, что король, «кажется, для того и родился, чтобы поставить препятствие протестантизму, а Эррера родился для того, чтобы прекратить злоупотребление и упадок стиля платереско». Человек, живший во времена создания Эскориала, соединил борьбу с Реформацией и изменение архитектурного стиля. Эти явления в историческом смысле оказались связаны между собой. Переход от декоративной свободы платереско к суровости и строгости тектонических правил десорнаментадо был проявлением единого процесса, происходящего в испан. ментальности после Тридентского Собора. Важной вехой стал декрет этого Собора «Об обращении, поклонении и реликвиях святых и святых образов» (1563): И. была единственной европ. страной, где решения Собора неукоснительно выполнялись. На Соборе было объявлено об обязательности соответствия произведений церковного искусства догматам католич. Церкви и, следов., санкционированной ею художественной норме. Хотя вопросы архитектурной практики в решениях специально не оговаривались, в И. начались поиски подобной нормы, с чем и было связано новое обращение к классической традиции - в форме, представленной в итал. архитектурных трактатах эпохи Возрождения. Мысль о связи классической традиции и христ. идеалов высказывалась еще в трактате Сагредо, и в эпоху господства десорнаментадо получила завершение в труде иезуитов Херонимо де Прадо и Хуана Баутисты де Вильяльпандо, посвященном реконструкции храма Соломона (In Ezechielem explanationes et apparatus urbi ac templi hierosolymitani.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

здания постепенно. В Саморе центральный неф перекрыт крестовыми сводами на нервюрах, боковые - без нервюр. В Саламанке, строившейся дольше, уже все нефы перекрыты нервюрными сводами, причем значительно более акцентированными, чем в Саморе. В Торо, упрощенном варианте собора в Саморе, в боковых нефах использованы 4- и даже 8-частные нервюрные своды, а в главном - полуциркульный свод с повышенной стрелой подъема. (По конструктивным особенностям к указанным храмам примыкает собор Санта-Мария в Сьюдад-Родриго (пров. Саламанка; 1158 - ок. 1230).) Уникальная черта 3 упомянутых выше храмов - сложной формы башни над средокрестием: одноярусная в Саморе, 2-ярусные в Саламанке и Торо. В интерьере скуфьи куполов оформлены ребрами, опирающимися на колонны между простенками окон барабана. Эти формы - ребра и колонны - выражены и снаружи, притом что в Саморе оболочка повторяет зонтичную форму скуфьи, а в Саламанке получает почти конические очертания. К многогранной основе башни по диагонали приставлены узкие башенки, завершенные шлемовидными (Самора) либо коническими (Саламанка и Торо) куполами. В Саморе и Саламанке между ними добавлены вимперги (3-арочные с треугольными фронтонами): в Саморе они стоят на карнизе барабана, в Саламанке опираются на арки, соответствующие 2-ярусному барабану. Подобная башня (нач. XIII в.) возведена также над залом капитула (ныне капелла Сан-Педро) т. н. Старого собора (Санта-Мария) в Пласенсии (пров. Касерес). Если пространственное решение этих уникальных башен не находит аналогов и пока не объяснено, то отдельные элементы их наружного оформления (аркатуры на колонках, черепица, формы боковых башенок) восходят к романской архитектуре франц. Пуату. Оттуда же происходит встречающееся в романской архитектуре И. оформление фасадов с помощью аркатур - как, напр., в ц. Санто-Доминго в Сории (ок. 1170). Интерьер «Старого собора» в Саламанке Интерьер «Старого собора» в Саламанке Др. особая группа - центрические храмы, символически совмещающие формы храма Соломона и храма Гроба Господня в Иерусалиме.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР АЛЬКАНТАРСКИЙ Петр Алькантарский, св. Римско-католической Церкви. Скульптура. XVII в. Мастер П. де Мена (Музей искусств, Кливленд) Петр Алькантарский, св. Римско-католической Церкви. Скульптура. XVII в. Мастер П. де Мена (Музей искусств, Кливленд) [Лат. Petrus de Alcantara; испан. Pedro de Alcántara; в миру Хуан де Гаравито-и-Вилела-де-Санабрия] (1499, Алькантара, совр. пров. Касерес, Испания - 18.10.1562, Аренас (ныне Аренас-де-Сан-Педро, пров. Авила, Испания), св. Римско-католической Церкви (пам. 19 окт.), монах-францисканец, реформатор ордена францисканцев . Род. в семье испан. дворян; отец, Педро Алонсо Гаравито († 1507), и мать, Мария Вилела де Санабрия-и-Мальдонадо († 1544), происходили из сел. Вильятурьель, близ г. Леона. Согласно орденской традиции, родители П. А. принадлежали к знатным испан. семействам (указывалось, что род матери по жен. линии восходил к Мену Родригесу де Сантабрии, майордому кор. Кастилии Педро I Жестокого (1350-1366, 1367-1369)), однако исследователи кон. XX в. полагают, что, по-видимому, они происходили из среды конверсо - обращенных в католич. веру испан. евреев ( Garc í a S á nchez. 1997). Педро Алонсо Гаравито учился в ун-те Саламанки, имел степень бакалавра права, ко времени рождения сына исполнял обязанности губернатора (regidor) Алькантары; скончался, когда мальчику было 8 лет. Два года спустя мать вышла замуж за дворянина Алонсо Баррантеса († 1529), одного из богатейших и влиятельнейших людей Алькантары (в этом браке род. двое детей). В орденской агиографической традиции отмечалось рано проявившееся благочестие мальчика. Согласно Х. де Сан-Бернардо, уже в подростковом возрасте он принял обет не смотреть в лицо женщинам и избегать общения с ними, чтобы не впадать в искушение ( San Bernardo. 1667. P. 11-12). Отчим позаботился о хорошем образовании пасынка: с 1511 г. Хуан де Гаравито-и-Вилела де Санабрия изучал «свободные искусства» (см.

http://pravenc.ru/text/2580364.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010