деньгах); V, 94, 44 (цар. грам. 1654 г., которою «в Обонежской пятине, в Заонежской полов., в Деревяницком погосте, м-рь Лисей, Рождества Преч. Богород. со всеми вотчинами»... приписан к Иверскому м-рю), 262, 90 (отписка о спорной земле м-ря с вдовою Муравьевою; игум. Досифей, 1655 г.), 284, 97 (в 1656 г. собрано за даточных служил. людей с 14 мон. крестьян. дворов 5 руб. 20 алтын), 590, 224 (грам. 1666 г. о взятии из Лисьего м-ря старца Филарета в Ивер. м-рь для посмирения шелепами), 730, 267 (отписка Ивер. м-ря властей 1668 г. Новгор. митроп. Питириму о пустошах; сказано, что в этом году м-рь отписан от Иверского и в нем был игум. Гермоген). 909. Лопотов – Григорьево – Пельшемский – Богородицкий, мужской, заштатный (с 1764 г.), Вологодской губ., Кадниковского у., Большемургинской волости, в 7 вер. к югу от Кадникова, при рч. Пельшме. Основан около 1426 г. преп. Григорием, из рода бояр Лопотовых, искавшим уединения и скончавшимся в 1442 г. 30 сентября, в каковой день чтится его память. Мощи преподобного почивают под спудом в церкви его имени; при раке хранятся железные вериги, желез. полумантия и желез. кончатая рубашка, в которыхъ преп. Григорий совершал свои молитвы. Свящ. И. Верюжский, “Преп. Григорий Пельшем., основатель Лопотова м-ря, Вологод. чудотворец», Вологда, 1880 г., с указанием неточностей в “Прологе» и сочинениях; “Ист. Росс. Иер.», V, 21; Ратшин, 65; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 69; “Опис. монаст.», 1817 г., 65; “Словарь ист. о свят.», 81; “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.», XXII, смесь, 19 (учрежд. Вологод. епархия); “Вологод. губ. вед.», 1857 г., 2 (ист. летоп. под 1412 и 1426 г.), 3 (тоже под 1445); “Костром. губ. в.», 1857 г., 41 (жизнеописание преп. Григория); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 119, 250 (преп. Григорий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 756; Суворов, “Владим. Заоник. пуст.», 1888 г., 28; Проценко, “М-ри в России», 34; Ключевский, “Жит. свят.», 196, 463; “Акты юридич.», 216 (Платежная 1633 г. в кормов. деньгах); Иванов, “Опис.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

См. новые работы Д. Разовского: 1. Печенеги, тюрки и берендеи на Руси и в Угрии, в: Seminarium Kondakovianum. 7 (1935); 2. Половцы. Там же. 7–10 (1935–1938). 1-я Новгородская лет., под 6732 (1224) г. См. упомянутые выше работы Любавского и Преснякова. «Более чем из 100 монастырей, приведенных в известность до конца XIII в.,—пишет В. Ключевский,— таких пустынек не насчитаем и десятка, да и из тех большинство приходится именно на XIII в. Зато с XIV в. движение в лесную пустыню развивается среди северного русского монашества быстро и сильно: пустынные монастыри, возникшие в этом веке, числом сравнивались с новыми городскими (42 и 42); в XV в. превзошли их более чем вдвое (57 и 27), в XVI в.— в 1,5 раза (51 и 35). Таким образом, в эти 3 века построено было в пределах Московской Руси, сколько известно, 150 пустынных и 104 городских и пригородных монастыря» (Kljutschewskij. Geschichte RuЯlands. 2. S. 259). Выходцами из бояр или служилых людей были Сергий Радонежский († 1392); Кирилл Белозерский († 1427); Ферапонт Белозерский († 1426); Павел Обнорский († 1429); Григорий Пельшемский († 1441); Иаков Железноборский († 1442); Евфросин Псковский († 1481); Пафнутий Боровский († 1478) — из обращенной татарской семьи; Макарий Калязинский († 1483); Нил Сорский († 1508); Иосиф Волоцкий или Волоколамский († 1515); Иннокентий Охлебинин (ок. 1481), называемый также Комельским; Кирилл Новоезерский († 1532); Корнилий Комельский († 1537); Арсений Комельский († 1550); Даниил Переяславский († 1540); Стефан Комельский († 1542); Савва Вишерский († 1460); Ферапонт Можайский († 1426); из княжеской семьи: Игнатий Вологодский († 1523). Из купцов или посадских людей: Димитрий Прилуцкий († 1392); Дионисий Глушицкий († 1437); Александр Свирский († 1533); Арсений Коневский († 1447); Герасим Болдинский († 1551); Елеазар Анзерский († 1656). Из зажиточных крестьянских семей: Александр Ошевенский († 1479); Антоний Сийский († 1556). Из семьи священника: Евфимий Новгородский († 1458). См. на эту тему мою статью: Smolitsch. Studien zum Klosterwesen RuЯlands. 2, в: Kyrios. 3 (1938). Вып. 4.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

О возросшей силе владычной кафедры косвенно свидетельствуют обстоятельства поставления митрополитами епископов для Рязани. Известны имена двух епископов Рязанских, рукоположенных в первой половине XV столетия. Это выдвинутые из среды московского духовенства Сергий (Азаков) и Иона, будущий митрополит всея Руси. Несомненно, поставление Сергия (Азакова) , в прошлом архимандрита московских кремлевского Спасского и Симонова монастырей, указывает на желание митрополита Фотия обеспечить сторонника митрополичьей политики в лице епископа Рязанского. Можно полагать, что в данном случае митрополит действовал в единомыслии с великим князем московским Василием I, который был бы не прочь видеть проверенного человека, занимающего высокий церковный пост, на землях соседнего независимого княжества и, что не менее важно, в недавно подчиненных Муроме и Мещере. Несомненно, Василий I был лично знаком с будущим епископом Рязанским еще со времен служения Сергия в Москве. Ведь кремлевский Спасский монастырь являлся придворной великокняжеской обителью. Владыка Иона, как и его предшественник Сергий (Азаков), занял архиерейскую кафедру Рязани после длительного монашеского служения в Симоновом монастыре. Он происходил из семьи землевладельца Федора Одноуша, вотчина которого располагалась в округе Галича Костромского. Иноческий постриг Иона принял «во едином отъ монастырей въ Галичьской земьли», откуда через непродолжительное, по всей видимости, время перебрался в Москву «во обитель Пречистыя Богородицы на Симаново» . Время рукоположения Ионы в епископы Рязанские точно не известно. Ни духовная грамота святителя Ионы, ни его житие, составленное около 1547 года по поручению Ивана IV и митрополита Макария, не называют даты этого события, однако духовная указывает, что он был поставлен в епископы Рязанские от «господина и отца кир Фотия» . По мнению Л.И. Ивиной и А.А. Зимина, какое-то время после вступления на престол Василия II Темного (февраль 1425 г.) Иона еще находился в Симоновом монастыре . О.А. Абеленцева указала на то, что в Супрасльском списке Белорусской I летописи под 1426 годом есть известие о посылке митрополитом Фотием архимандрита Ионы в Тверь, а в 20–30-е годы XV столетия в Москве известен только один архимандрит по имени Иона – симоновский. Возможно, архимандрит Иона и митрополит Иона – одно и то же лицо . Если все это действительно было так, то рукоположение Ионы имело место уже в последние годы жизни митрополита Фотия, между 1426 – началом июля 1431 года.

http://pravoslavie.ru/3702.html

Между тем, до наших дней сохранилась духовная грамота серпуховского князя, равно как и завещание его жены. Но никаких сведений о Кудрине в этих источниках нет. Л. В. Черепнин в свое время пытался объяснить это тем, что село «предназначалось в качестве посмертного дара церкви, и Владимир сделал на этот счет устные указания своей жене». «Запись по истории Кудрина» привлекает внимание своей необычностью. В конце ее видим следующие фразы: «А подпись на грамоте: Смиренный Фотей митрополит всеа Руси. А печать у грамоты Пречистые образ». «Запись» подробно перечисляет деревни, «тянувшие» к Кудрину, дает описание границ вотчины. Далее сообщается, что Фотий отдал село основанному им Новинскому монастырю на Пресне 1030 . Таким образом приходим к выводу, что перед нами обрывок данной грамоты Фотия Новинскому монастырю на село Кудрино. Это подтверждается другим известием. В августе 1619 г. власти Новинского монастыря обратились к патриарху Филарету с просьбой подтвердить право владения Кудриным, ибо «Фотея митрополита всеа Руси данная грамота ветха и изстлела, каковая им дана в Новинский монастырь в 6912-м (1404) году». (Заметим, что митрополитом Фотий стал только в 1408 г.). Значит ли, что перед нами очередная подделка, не имеющая ничего общего с действительностью, и князь Владимир никогда не владел Кудрином? В числе деревень, «тянувших» к Кудрину, «Запись» упоминает деревню Выпряжково. Между тем, в духовной грамоте серпуховского князя среди сел, завещанных его сыну Семену, упоминается село Выпряжково на Студенце. Идентичность этих двух названий не подлежит сомнению, ибо до сих пор в районе Пресни протекает ручей Студенец, ныне заключенный в трубу 1031 . Князь Семен Владимирович скончался бездетным во время морового поветрия осенью 1426 г. Видимо, сразу после его смерти Елена Ольгердовна дала это село Фотию, который передал его Новинскому монастырю. Очевидно, после известных событий феодальной войны центр этой вотчины переместился из Выпряжкова несколько севернее во вновь отстроенное Кудрино. Таким образом, эти земли действительно принадлежали серпуховскому князю, а время приобретения Кудрина кафедрой можно достаточно твердо датировать интервалом между осенью 1426 г. и летом 1431 г., когда умер Фотий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Знамение от Иконы Пресвятой Богородицы на Камне на Ожере, которая принесена была во Псков 16 сентября. Во время мора Псковичи отыскавши древнее основание Власьевской Церкви, построили на оном в один день Спасскую Церковь и тогда же сентября 14 освятили оную Литовской В. Князь Витовт требовал, чтобы Псковичи разорвали мир с Лифляндцами: но они ему в том отказали. За сие он начал делать набеги, и сколько ни старались Псковичи умилостивить его и испросить мир, но тщетно. Они молили о защите и Великого Князя Московского зятя его, но и сей не вступился за них. Вражда сия продолжалась до 1426 года. Сентября 23 повешены колокола на персех новой колокольницы на новой стене: а по другой Летописи было сие уже в 1426 году. Сентября 14 Князь Александр Федорович и Посадник Юрий Тимофеевич основали в Котельницком Обрубе (округе) в Залесье новый город Выбор. По другой Летописи было сие уже в i431 году. Псковичи на пятой неделе по Пасхе основали Крепость и Город на Гдове, оградив с берега реки каменною, а с других деревянною стеною и кончили к 1 ноября. На сие созидание с тамошних земцов собрано 500 рублей. По другой Летописи было сие в 1431 году. А в 1434 году около стен обоих сих Городов, Выбора и Гдова, сделаны валы. Псковичи заключили с Орденмейстером Лифляндским на 3 года мир. Псковичи, подражая Новгородцам, на Вече определили чеканить у себя деньги сребряные и начали ими торговать, а мордки оставили. Федор Патрикиевич прислан от Великого Князя во Псков Князем Моровая язва железою, начавшаяся от Ильина дня во Пскове и во Псковских Пригородах, продолжалась год и два месяца. Хлеб был дешев и за полтину продавали по 5 зобниц (коробей или четвериков) ржи. А в следующем году по 7 зобниц, а на полтину три коровы За бывшим городом Коложею на Каменном озере сентября 16 было чудо от Иконы Божией Матери. Псковичи вторглись в Дерптскую Область, а Епископ Дерптский Дитрих призвал на помощь Литовского Князя Витовта, который 1-го августа с Литвою, Богемцами, Волохами и Татарами учинил нападение на город Опочку и Воронечь: но Опочане и Вороничане отбились, а под Котельном разбил он Псковский отряд. Псковичи просили Новгородцев о помощи: однако ж они им не помогли, а только отправили посольство к Витовту с просьбою о мире себе и им; но и сие было безуспешно. Великий Князь Московский также не защитил их. После того Псковичи августа 25 помирились без участия Новгородцев, заплатив Витовту 1000 рублей; а в следующем апреле при подписании мира за пленных и еще 450 рублей. За то, когда вскоре за сим и Новгородцы просили помощи на Витовта у Псковитян, то сии также отказали; а Витовт взял с них и с Порховских граждан 15 тысяч рублей, да за пленников 1000 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Стекло с отображением теперь установлено в киоте рядом с иконой, и православные поклоняются сразу двум Образам. Киевское чудо сравнивают с Туринской плащаницей, сохранившей точный отпечаток Тела Христа. Названию иконы даны пояснения. В хвалебной песне Богу, как сказано в Евангелии от Луки (1; 48), сама Пресвятая Дева говорила так: «Яко призре на смирение рабы своея». Глубочайшего смирения исполнена была чистейшая душа Преблагословенной, за которое Она была увенчана высочайшей славой. Бог призрел, посмотрел, заметил, оценил чистоту этой святой Отроковицы и даровал Ей огромную милость — воплотить Слово Божие, и через это соделал Ее обильным источником милостей и исцелений всем страждущим, обездоленным, нуждающимся в Ее помощи. А второе толкование явствует из композиции этого чудотворного образа. Взглянув на икону, мы видим, как Христос взял за ланиту (щеку) Богоматерь, как бы говоря ей: «Призри на смирение тех, кто обращается к тебе. Посмотри, согрей своей теплотой, даруй радость и покой, исцели, пожалей и принеси их молитвы ко Мне, и Я помилую и спасу их». Из кратких упоминаний в литературе об этой иконе известно, что впервые она явилась в 1420 г. на Каменном озере, но нет никаких указаний на обстоятельства чудесного явления иконы. Можно предположить, что это событие произошло в утешение и ободрение псковичей в период большого бедствия, «морового поветрия», которое разразилось на Псковской земле в том году, при архиепископе Новгородском и Псковском Симеоне, в княжение Василия II Дмитриевича. Народ пришел в уныние и искал себе утешение в молитвах к Богу и Царице Небесной о помощи. Во Псковской второй летописи дважды встречается упоминание об этом образе: «В лето 6934 (1426) за старымъ Коложемъ, на Камене озере, бысть знамение: отъ иконы святыа Богородица идяше кровь, месяца въ 16 день; убо прояви поганого князя Витовта и многое кровей». Здесь же встречается и второе, более полное указание на произошедшее от иконы знамение: «В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть от иконы святыя Богородица, на Камене озере, у Василя у двора: шла кровь из правого ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли оть иконы въ убрусъ, какъ въ Псковъ провадили икону Пречистый, месяца сентября въ 16, на память святыя великомученицы

http://pravoslavie.ru/142067.html

Смотраковская (Пинежка). Иоанно-Богословский Варлаамиев Важский монастырь. Богословский погост, Варламова пустынь, Важский монастырь Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1426. Адрес: Архангельская область, Шенкурский р-н, местность Пинежка, ур. Погост Координаты: 62.226694, 43.099164 Проезд:На правом берегу Ваги в 25 км от Шенкурска, у Городецкого переката. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Сошествия Святого Духа (Трех Святителей) Часовня Варлаама Важского Церковь Иоанна Богослова (разрушена в 1949-50 гг.) Карта и ближайшие объекты Основан в 1426 г. прп. Варлаамом Важским. Упразднен в 1764 г., храмы преобразованы в приходские Иоанно-Богословского прихода. Название Погост Пинежка дано по правым притокам Ваги рекам Пинежка и Малая Пинежка, между устьями которых на высоком угоре располагались постройки монастыря. К концу 1940-х гг. на территории погоста находились: деревянная церковь Сошествия Святого Духа 1782 г. с приделом Трех Святителей, каменная церковь Иоанна Богослова 1802 г. с приделами Варлаама Важского и Скорбященской И.Б.М. (1809), деревянная часовня Варлаама Важского (1821 г., возобновлена в 1894 г.). Первые монастырские деревянные церкви - Иоанновская (до 1450 г., возобновлена в 1520-30 гг.) и Трехсвятская 1450-70 гг., сгорели в 1622 г. Следующая деревянная Иоанновская церковь построена в 1627-31 гг., Варлаамовский придел в ней устроен в 1635 г., разобрана за ветхостью в 1821 г. Трехсвятская деревянная церковь с 1630-х гг. отстраивалась заново дважды. Обе постройки последовательно сгорели к 1671 г. Во второй из них был устроен придел в честь Сошествия Святого Духа. Следующая деревянная церковь была освящена уже как Духовская с приделом Трех Святителей, она простояла с 1671 по 1782 г. и была за ветхостью разобрана и заменена нынешней. Каменная Иоанновская церковь была построена в 1802 г. на новом месте к юго-востоку от Духовской. Обе имевшиеся церкви и часовня были закрыты в 1929 г., колокола сняты, несмотря на протесты населения, священники и церковные активисты репрессированы. В Варлаамовской часовне устроено зернохранилище, в Духовской церкви - школа. Иоанновская церковь разобрана в 1949-50 гг. В 1998-99 гг. рухнуло ярусное завершение Трехсвятительской (Духовской) церкви. В настоящее время готовится проект реставрации монастыря. Ежегодно в день памяти Варлаама Важского 2 июля (19 июня по старому стилю) проходит Крестный ход от г. Шенкурска и молебен у Варлаамовской часовни.

http://sobory.ru/article/?object=24800

Игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец

http://pravenc.ru/text/64384.html

Иконе Божией Матери " Призри на смирение " можно поклониться в храмах Санкт-Петербурга октября 2015 Икона Божией Матери " Призри на смирение " из Свято-Введенского мужского монастыря (Киев) с 26 октября будет доступна для поклонения в храмах Санкт-Петербурга. Впервые она явилась в 1420 году на Каменном озере, но нет указаний на обстоятельства чудесного явления. Можно предположить, что это событие произошло в утешение и ободрение псковичей в период большого бедствия, " морового поветрия " (голода), которое разразилось над Псковской землей в 1420 году. В Псковской второй летописи дважды встречается упоминание об этом образе: " В лето 6934 (1426 г.) за старымъ Коложемъ, на Камене озере, бысть знамение: отъ иконы святыа Богородица идяше кровь, месяца въ 16 день; убо прояви поганого князя Витовта и многое кровей " . Здесь же встречается и более полное указание на произошедшее от иконы знамение: " В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть от иконы святыя Богородица, на Камене озере, у Василя у двора: шла кровь из правого ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли оть иконы въ убрусъ, какъ въ Псковъ провадили икону Пречистый, месяца сентября въ 16, на память святыя великомученицы " . Это знамение предшествовало ряду трагических событий, последовавших в ближайшие годы в княжестве: в то лето во Пскове был голод от Ильина дня и до Крещения, а во время пожара, случившегося весной, сгорело 40 дворов, и наконец, в этом же году литовский князь Витовт рассторг мир со Псковом и пришел с татарами завоевывать псковские волости. Как известно из летописных источников, икона Божией Матери " Призри на смирение " была перевезена в Псков и хранилась в соборном Троицком храме. В память этого перенесения празднование в честь иконы было установлено 16 (29) сентября. В XIX веке были составлены подробные описания ризницы Троицкого собора и ценностей, которые в то время находились в нем. Поскольку упоминаний о древней иконе " Призри на смирение " уже не встречается, можно предположить, что псковский чудотворный образ погиб во время одного из стихийных бедствий, постигших собор, и по этой причине не дошел до наших дней. Авторы многочисленных книг, составленных в XIX-XX вв. и посвященных описанию чудотворных икон Пресвятой Богородицы, не дают сколько-нибудь полного повествования об этом образе и указывают только на факт явления в XV в. псковской иконы " Призри на смирение " и установления празднования в честь этого события.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Устрашенный князь Юрий счел болезни наказанием свыше за свое неуважение к Первосвятителю. От своих притязаний на престол он, впрочем, и на сей раз не отказался, но все же обещал не добиваться великого княжения силой, а решить спор с племянником, обратившись за судом к хану в Орду. Софье Витовтовне и Фотию, опиравшимся на поддержку великого князя Литовского Витовта, чьим ставленником был хан Улуг-Мухаммад, удалось добиться в Орде решения в пользу Василия II. 11 марта 1428 г. был заключен договор, по которому Юрий Дмитриевич признал себя «братом молодшим» своего племянника великого князя Василия Но впоследствии, когда ушли из жизни великий князь Витовт и митрополит Фотий, с авторитетом и силой которых Юрий был вынужден считаться, мятежный князь Звенигородский возобновил свои домогательства великокняжеского престола. О последних годах жизни и митрополичьего служения свт. Фотия свидетельств сохранилось немного. Известно, что осенью 1425 г. митрополит направил архимандрита Иону с чудотворной Петровской иконой Божией Матери в Возможно, это событие было связано с тем, что на Руси в это время распространялась эпидемия. Так, летописец сообщает, что осенью 1425 г. болезнь дошла до Москвы, в связи с чем митрополит Фотий в декабре выехал в свое село Бисеровское, а затем во Здесь он 2 февраля 1426 г. написал послание по поводу морового поветрия к псковичам, так как от посольства псковского посадника Федора узнал, что болезнь пришла и на Псковскую Во Владимире митрополит находился до Пасхи 1426 г, во время празднования которой вновь, как и в начале своего служения, подвергся угрозе со стороны ордынцев: «Бысть преполохь татаръскыи, с великою нужею едьва свершися Божествену Лишь после праздника Троицы Фотий вернулся в Москву. Осенью святитель посетил второй по значимости город Московского княжества – Коломну, а после празднования Рождества Христова направился в Великое княжество Литовское, куда прибыл в январе 1427 г., находился там 7 и весной вернулся в Москву. Здесь 13 апреля 1427 г. Фотий совершил поставление епископа Ростовского и Ярославского В это время продолжался конфликт Фотия с Великим Новгородом из-за непризнания митрополичьего суда. Ввиду упорства новгородцев после смерти в декабре 1428 г. Новгородского архиепископа Евфимия I митрополит Фотий даже отказался поставить ему преемника и рукоположить на Новгородскую кафедру Евфимия II Вяжищского. Специальной гра­мотой Фотий разрешил Тверскому епископу Илии рукополагать священников и диаконов на соседние новгородские

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010