Известность о подвигах угодника Божия распространилась далеко за пределы Белозерского края. В начале XV столетия земли, на которых располагались Кириллов и Ферапонтов монастыри, входили в удел Можайского края Андрея Димитриевича (1363–1432), сына великого князя Димитрия Иоанновича Донского (1350–1389). В 1408 году князь, давно желавший построить обитель близ Можайска, узнав о высокой духовной жизни белозерского подвижника, пригласил старца для беседы. Тяжело было преподобному оставлять свою обитель, в которой он подвизался более 10 лет. Однако, по совету братии, он отправился в дальний путь. В Можайске князь принял святого старца с великим почетом и стал просить его присмотреть место для построения монастыря. На первый раз преподобный отвечал только слезами, потом помолился Господу и согласился исполнить волю князя. При богатых средствах князя недалеко от Можайска, в местечке Лужки, на правом холмистом берегу Москвы-реки, преподобный скоро основал второй монастырь с главным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы в память о Белозерской обители. Боголюбивый князь, глубоко почитавший святого за истинное смирение, оказывал щедрую помощь не только новоустроенному монастырю, но не оставлял своими милостынями и прежние его обители. Но желая возвысить свой монастырь над другими, князь Андрей Димитриевич исходатайствовал настоятелю оного преподобному Ферапонту сан игумена, а затем архимандрита. И по благословению святителя Фотия, митрополита Московского († 1431; память 2/15 июля и 27 мая/9 июня), преподобный Ферапонт был возведен в сан архимандрита. В новой обители святой старец прожил 18 лет и преставился к Богу в глубокой старости 27 мая 1426 года. Тело его было погребено у северной стены собора Рождества Пресвятой Богородицы. Позже на месте погребения был построен храм в честь преподобного Иоанна Лествичника, переименованный в 1720 году во имя преподобного Ферапонта. Почитание угодника Божия началось вскоре после преставления. В 1514 году были обретены нетленные мощи святого подвижника, прославленные многочисленными чудотворениями. Канонизация преподобного Ферапонта Можайского, Лужецкого чудотворца, состоялась после Московского Собора 1547 года, когда игумен Ферапонтова монастыря привез митрополиту Макарию (1543–1564) житие и свидетельство святости угодника Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Канонизация преподобного Ферапонта Можайского, Лужецкого чудотворца, состоялась после Московского Собора 1547 года, когда игумен Ферапонтова монастыря привез митрополиту Макарию (1543–1564) житие и свидетельство святости угодника Божия. В числе многочисленных учеников и собеседников преподобного Сергия Радонежского Русская Церковь чтит память преподобного Ферапонта, который, следуя завету великого учителя и наставника, соединил подвиг безмолвия и уединения с подвигом деятельного служения ближним. Память преподобного Ферапонта празднуется дважды: 27 мая (преставление, 1426) и 27 декабря (обретение мощей, 1514). Литература: Муравьев А. Н. Преподобный Ферапонт и Мартиниан, Белозерские чудотворцы, и основанный ими Ферапонтов монастырь. Кириллов, 1913. Пренесение мощей триех святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы и с ними святителя Филиппа Перваго, митрополитов всея Руси Тропарь, глас 8: Яко Светлаго Солнца светозарныя звезды,/Тройческим Светом озаряете сердца верных,/пренесением честных мощей ваших,/Троицы сосуди явистеся чистии вашим житием,/и научисте люди твердо вере Христове,/и скверну отгнасте вашими святыми заповедьми,/и упасосте добре Христово стадо, порученное вам,/Богомудре Киприане, со славным Фотием и со Ионою твердым,/молитеся Христу Богу, да спасет души наша. Кондак, глас тойже: Яко трие велицыи светила, явистеся,/озаряюще всю подсолнечную/богоданнаго вам благодатию чудес,/и просветисте молитвами своими верных сердца,/вашу память чтущих честнаго пренесения./И Владыку Христа, всех Творца, молите/стране нашей на враги победу подати,/яко имуще дерзновение,/и нам просите велия милости, вопиющим к вам:/радуйтеся, поборницы по Христове Церкви/и многочестная светила, святителие славнии. Ин кондак, глас тойже: Яко крин, в пустыни давидски процветше, отцы святии,/ныне явистеся и к Вышнему течению радостно устремистеся,/идеже с лики святых Пресвятей Троице предстояще,/молите сохранитися стаду вашему от враг видимых и невидимых./Мы же, святое ваше обретение празднующе, вопием:/радуйтеся, теплии наши заступницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Память его празднуется 18 окт. и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых Святитель Дионисий, родом югославянин, был афонским иноком. Он прибыл в Москву при вел. князе Димитрии Донском и был поставлен настоятелем Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере в пределах Вологодских.  В его обитель собралось много братии, потому что он знал человеческое сердце, умел наставлять ко спасению и сам опытно прошел путь, указанный святыми отцами и подвижниками, наставлениями коих был сам обильно напоен.  Среди братии особой ревностью отличались послушники Димитрий и Алексий, в иночестве Дионисий (память его 1 июля) и Александр (память его 9 июля). Когда же скончался архиепископ Ростовский, то на его место был поставлен архимандрит Спасо-Каменного монастыря Дионисий и рукоположен митрополитом Московским Фотием (1407—1431; память его 2 июля). Когда же он прибыл в Ростов, там был мор, и новый архиепископ совершил со всем духовенством крестный ход по всему городу, окропляя его святой водой, и мор прекратился.  Потом пришли к нему ученики его Дионисий и Александр, и он благословил им основать монастырь их на Глушице и на Куште и снабдил их иконами и всей церковной утварью.  Святитель Дионисий почил в 1425 г. «Он был первый святитель у нас из земли Заволошской», — пишет составитель жития его старец Паисий Ярославов, друг и сотаинник прп. Нила Сорского (память его 7 мая). Преподобный Никон, Игумен Радонежский, чудотворец (+ 1426) Память его празднуется 17 нояб. в день преставления, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых,6 июля вместе с Собором Радонежских святых и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг. Прп. Никон родился в 1350 г. в городе Юрьеве-Польском, недалеко от Радонежа. С детства ему много приходилось слышать о радонежском подвижнике, и сильно горело в нем желание видеть его и подвизаться под его руководством. Со слезами просил он у Господа этой милости. В ранней юности оставил он родительский дом, пошел к прп. Сергию (память его 25 сент.) и умолял принять его в число своих учеников. Но потому ли, что преподобный игумен счел, что рано юноше, требующему особого руководства, вступать в общество старцев подвижников, потому ли, что, провидя в нем своего преемника, желал, чтобы он явился этому обществу уже в зрелом возрасте, облеченный в сан пресвитера, — но только прп. Сергий не принял юношу, а отослал его в Серпухов к любимому ученику своему, прп. Афанасию, игумену серпуховского Высоцкого монастыря (память его 12 сент.), имевшему дар руководства. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

С 1410 г., после смерти Владимира Андреевича Храброго, Радонеж становится столицей удельного княжества его сына князя Андрея Владимировича (1410—1426 гг.). Новый патрон предоставил Сергиевой обители щедрые податные льготы в своих владениях, а под конец жизни завещал три села, расположенные в непосредственной от нее близости: Княже, Афонасьево и Клементьево — «да на их же земле стоит монастырь»  . Примеру князя следовало его окружение: так, радонежский боярин В. Б. Копнин сделал Троицкому монастырю значительные вклады, а под конец жизни постригся и сам. Благоволило к монастырю и столичное боярство в лице И. Д. Всеволожского (дочь которого была замужем за князем Андреем Владимировичем) и А. Ф. Кошкина. Значительную прослойку в монастыре составили представители богатых купеческих фамилий: Антоновы, Ермолины, Сурмины. Поддержка купечества сыграла свою роль в материальном укреплении обители. Однако главная заслуга Никона заключалась в предпринятых им огромных организационных усилиях по прославлению памяти основателя Троицкого монастыря — Сергия Радонежского. К счастью, среди учеников Сергия оказался человек, которому поставленная задача оказалась по силам — это был лучший писатель той эпохи, настоящий мастер «плетения словес», Епифаний Премудрый. Я не преувеличу, если скажу, что литературное слово Епифания возвысило Троицкий монастырь из состояния провинциального прозябания, в котором он находился после смерти основателя, до высот общерусской известности. Первое свое произведение, посвященное Сергию — Похвальное слово «великому старцу» — Епифаний написал к освящению нового храма Троицы и прочел его 25 сентября 1412 г., в день памяти Сергия и 20–летней годовщины со дня его преставления. Материалы для Жития Сергия Радонежского Епифаний стал собирать почти сразу же после кончины Преподобного (через «год или два») и за 20 лет (т. е. примерно к 1414 г.) написал ряд глав о жизни Сергия. Но еще до этого Епифаний создал «летописную» биографию Сергия и включил в митрополичью так называемую Троицкую летопись.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Сын галичских дворян Лопотовых, воспитанный в благочестии, преп. Григорий с юности возлюбил Господа. 297 На 15 году возраста его родители хотели сочетать его браком: но прежде, чем выполнили намерение, несогласное с расположениями сына, переселились в вечность. Григорий, раздав имение бедным, поступил в галичский Богородичный монастырь, что у озера. Здесь приняв иночество, охотно служил он братии, смирял тело трудами и жил богоугодно. Здесь же за чистую жизнь свою удостоился он сана священства. Подвиги искреннего благочестия, при известности рода его, скоро доставили ему уважение многих, так что детям галичского князя был он восприемным отцом. – Тяготясь известностью и близостью родных, оставил он обитель родины своей и отправился на поклонение св. Леонтию ростовскому. Келья Аврамиевой обители понравилась ему своею тишиною, и он остался здесь подвизаться. Иноки ростовского Спасского монастыря, что на песках (ныне в стенах Яковлевской обители), узнав Григория, пожелали иметь его своим настоятелем; ростовский архиепископ Дионисий присоединил к их желанию свою волю; преподобный отклонял от себя почесть и только из послушания архипастырю не отстранил ее от себя; приняв звание настоятеля, он удвоил труды свои и назидательная жизнь его привлекала в обитель многих посетителей. Поскольку же дух его постоянно стремился к безмолвной жизни: то спустя два года тайно оставил он Спасскую обитель и удалился в вологодские леса. В келье Сосновецкой пустыни нашел он себе желаемый покой и в духовной дружбе с преп. Дионисием глушицким стал совершать подвиги, освещаемые советами опыта. Здесь в течении нескольких лет собрал он довольно духовной опытности не для одного себя. – Приятна была ему тишина уединенной жизни: но он почувствовал нужду послужить и спасению других. Духовный друг и наставник его Дионисий одобрил мысли его. 298 С крестом на плечах отправился Григорий искать в лесной стороне место удобное для иноческого пребывания и на берегу р. Пельшемы водрузил крест в основание обители. Первым пришел в пустынную келлию его священник Алексий и был пострижен им с именем Александра; затем стали приходить другие. Благоговейный и богатый поселянин Мартин пожертвовал землю и лес для новой обители. И в 1426 г. построен был первый храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Так оплакивали святые ученики святого старца, так крепко веровали они в его благодатное сопребывание духом с ними. И по вере их угодник Божий не оставлял их без утешения. Так, однажды благочестивый инок Игнатий видел наяву во время всенощного бдения, что преподобный Сергий стоит на своем месте игуменском и поет вместе с братией. Это видение было как бы ответом любвеобильного старца своим присным ученикам из загробного мира, ответом на их сердечный молитвенный плач над гробом его. Спустя 30 лет по преставлении преподобного Сергия Бог благоволил явить миру сокровище святыни. Незадолго перед построением нового храма во имя Живоначальной Троицы преподобный Сергий явился одному благочестивому мужу, жившему близ обители, и повелел возвестить игумену и братии: «Вскую мя остависте толико время во гробе, землею покровена, воде утесняющей тело мое?» И преподобный Никон, приступая к созданию каменного храма, в присутствии крестного сына Сергеева князя звенигородского и галичского Юрия Димитриевича, при копании рвов обрел и изнес из земли мощи отца своего 5 июля 1422 года. При открытии гроба разлилось благоухание необыкновенное. И не только тело чудотворца оказалось нетленным, но и одежды его были невредимы, хотя с обеих сторон гроба стояла вода. Мощи на время были поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святаго Духа.) Каменный храм, как место покоя великого Сергия, созидался и украшался с благоговейной любовью и с усердными молитвами. Над украшением сего святилища потрудились преподобные иконописцы Даниил и Андрей Рублев (память 4/17 июля). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора святые мощи были перенесены в него. И доныне стоит этот храм Никонова строения, не потрясаемый веками, и освящает молящихся, и руки нечестивых доныне не прикасались к нему. Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому Радонежскому угоднику и чудотворцу, по всей Православной России благодатные животворящие токи распространяются от основанной им Троицкой обители. Духовный вклад преподобного Сергия в богословское учение о Святой Троице особенно велик, ибо он глубоко прозирал сокровенные тайны «умными очами» подвижника — в молитвенном восхождении к Триипостасному Богу, в опытном богообщении и богоуподоблении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Троицкий монастырь естественным образом являлся молитвенным местом для населения большой округи, включавшей как сам Радонеж, так и соседние Переяславские и Дмитровские волости, так что поток «милостыни» не оскудевал. С 1410 г., после смерти Владимира Андреевича Храброго, Радонеж становится столицей удельного княжества его сына князя Андрея Владимировича (1410–1426 гг.). Новый патрон предоставил Сергиевой обители щедрые податные льготы, а под конец жизни завещал три села, расположенные в непосредственной от нее близости. Примеру князя следовало его окружение: так, радонежский боярин В. Б. Копнин сделал Троицкому монастырю значительные вклады, а впоследствии постригся и сам. Благоволило к монастырю и столичное боярство в лице И. Д. Всеволожского (дочь которого была замужем за князем Андреем Владимировичем) и А. Ф. Кошкина. Значительную прослойку в монастыре составили представители богатых купеческих фамилий: Антоновы, Ермолины, Сурмины. Поддержка купечества сыграла свою роль в материальном обеспечении обители. Однако главная заслуга Никона заключалась в предпринятых им огромных организационных усилиях по прославлению памяти основателя Троицкого монастыря – Сергия Радонежского. К счастью, среди учеников Сергия оказался человек, которому поставленная задача оказалась по силам – это был лучший писатель той эпохи, настоящий мастер «плетения словес», Епифаний Премудрый . Первое свое произведение, посвященное Сергию – Похвальное слово «великому старцу» – Епифаний написал к освящению нового храма Троицы и прочел его 25 сентября 1412 г., в день памяти Сергия и 20-летней годовщины со дня его преставления. По некоторым данным, именно к этому дню написал божественную «Троицу» гениальный Рублев. Материалы для Жития Сергия Радонежского Епифаний стал собирать почти сразу же после кончины Преподобного и за 20 лет (т. е. примерно к 1414 г.) написал ряд глав о жизни Сергия. Но еще до этого Епифаний создал «летописную» биографию Сергия и включил в так называемую Троицкую летопись 255 . Наконец, в конце 1418 – начале 1419 г., через 26 лет после кончины Преподобного, Епифаний закончил Житие своего учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сожитие Макария колязинского с Евстафием в Каблуковом монастыре ввело в ошибку, повторенную и в словаре. 281 В житии сказано, что Ефрем удалялся из Вишерской обители в 1450 г. Но Пахомий, писавший жизнь преп. Саввы ок. 1465 г. говорит, что Ефрем в 1462 г. был еще в Вишерской обители и выслушивал завещание препод. Саввы о обители. – Словарь и здесь повторяет старую ошибку. 282 По ркп. житию преподобный преставился при архиеп. Геннадии, след. не раньше 9 дек. 1484 г. С другой стороны, в 1462 г. не могло быть ему меньше 50 лет. Потому кончину его остается отнести к 1492 г. 283 Ист. иер. 5, 473. 474. Служба пр. Ефрему 16 мая (минея мая, М. 1646 г.) составляет почти буквальное повторение службы пр. Савве (1 окт.); к сожалению, не исключены из нее и некоторые исторические черты жизни преп. Саввы. В святцах устава 16 в. (Толстого 1. 100) 17 мая «перенесение мощей Ефрема игумена перекопского». 288 Так показан год кончины Савватия в соловецкой летописи. По следованной псалтыри, он скончался в 1462 г. Но – это ошибка: тогда уже был на острове монастырь и потому не для чего бы было Савватию искать духовника на Выге. – В словаре своя странность, преподобный умер 27 сент. и погребен в мае. 289 Четь-минея св. Димитрия, 17 апр., л. 237. Описан. соловец. монас. стр. 42–44. 304. 305. Повсеместное празднование пр. Савватию установлено собором 1547 г. А. э. 1, 203. Служба пр. Савватию у Царского в ркп. 1592 г. 563. 292 Ркп. житие пр. Иродиона в импер. биб. 726. Ркп. святцы: «пр. Иродион пустынник, иже бысть на Иле озере, ученик пр. Корнилия, преставился в л. 7050 сент. 28 д. Сведен. о монас. 403. 296 У Савваитова в опис. монас. 44. Святцы: «преп. Киприан, строитель архангельского монаст. иже на Устюге». 298 И в ркп. житии и в прологе 30 сент. сказано, что пр. Григорий жил в ските с 1412 г. и прожил до 1422 г. Но это не так было. Дионисий архиеп. ростовский, посвятивший Григория в архимандрита Спасского, управлял ростовскою паствою 1418–1426 г. Если же Дионисием поставлен Григорий в архимандрита: то в Сосковец прибыл он в начале 1421 г. Поскольку же в 1426 г. уже создан был храм на Пельмше, то в Сосковце прожил Григорий не более 5 лет. 301 Сведен. о монас. 65. Память пр. Григория 30 сент. в святцах устава 16 в. у Толстого 1. 100. 113. Служба пр. Григорию, «новому чудотворцу», в сборнике 1698 г. По подлиннику, прп. Григорий «сед». Читать далее Источник: Русские святые, чтимые всею церковию или местно: опыт описания жизни их/Соч. Филарета, архиеп. Черниговского. – В 3-х том. - 3-е изд., с доп. – С.-Петербург: Изд. книгопрод. И.Л. Тузова, 1882./[Т. 3]: Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. - 1882. - 612, 12, 14 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пр. Варуха . 1295. Сирл. (МГр. 21 окт.). Вавилы , архиеп. антиохийского. Екл. (4 сент.). Ипатия , еп. гангрского. Строг. Мил. МГр. 1820. Никод. (31 мар.). Фомы нового, патр. константиноп.Конст. Кап. 239 и др. (21 марта). Захарии и Азы . 1295 (21 окт.). 16 I. Св. ап. и ев. Матфея в Ефиопии. Все (кроме МКр. М. 11 и 12 в. Канон Феофана. Служба. (Неап. 6 мая. М. Р. Анга. Б. и все 21 сент. Крит. 9 окт. Западные говорят, что мощи его в Салерно, а глава в Риме в церкви Богоматери Маджиоре). Св. Фулвиана князя, нареченного во св. крещении Матфея; обращен ев. Матфеем. Макс. Цитер. Аполлос. 1806. Киев. Мес. Мес. вс. св. Преставление пр. Сергия малопипежского, † 1585. IV. Пр. Павла . 51. 124. 1621 (одно лице с Памвою? V). V. Ипатия , еп. и чудотворца. Рум. Мак. М. XV в. 397 Соф. Напебр. Синод. в. 325 со службою (31 мар.). Муч. Варлаама . Вас. Иер. Кал. Нан. 2. М. 11. и 12 в. и многие (19 нояб.). Кинтилиана , еп. селевкийского. Сирл. (15 нояб. МГр.). Елпидия, Евстохия, Маркедла . Сирл. (15 нояб.). Заколение Иакова . 244. 247. (30 апр.). Отцов первого вселенского собора . 51 (29 мая). Пр. Памвы . 51. В 1621 Папы (18 июля). Пренесение мощей пр. Ефрема перекомского. 51. Белоз. 493. 516. В 201 обретение (16 мая). 17 Св. о. н. Григория , еп. неокесарийского, † 266–270. Все. М. Р. МКр. М 11 и 12 в. Канон Феофана. Служба. (мР. А. У. 3 июля). Пр. Лазаря писца (икон) при Феофиле и Михаиле царях, † ок. 857 г. Петр. Лавр. 1295 (М. Р. 23 февр.). Пр. Никона , ученика пр. Сергия радонежского, † 1426. Собор 1547. У. 336. Белоз. 485. 1646. 1659. Канон иером. Пахомия. Служба. Она есть в Сборнике Румянц. в. II. Захарии скитотома (сапожника) и Иоанна . 1295. Пр. Лонгина . Канон сырн. Субб. 1295. В IV в. близ Александрии см. Достопам. Сказания. Пролог 9 апр. Пр. Иустина . 1295. Св. Максима , патриарха константиноп. 1295 (Конст. 20 нояб. Мак. 22 нояб.). Без сомнения, здесь разумеется Максимиан (431–434), что у нас 21 апреля, а не философ, епископ цареградский, аполлинарист, сн. Штадлера, IV. 380, и не Максим II († 1488), как в Правосл. Обозр. 1868. 41. стр. 394.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Во время эпидемии оспы умерли великий князь тверской Иван Михайлович (21 мая 1425 г.), потом сын его Александр, затем на Юрьев день (26 ноября) сын Александра Юрий, и на тверском престоле утвердился брат Юрия князь Борис, а в Кашине на недолгий срок Василий, в 1426 г. «пойманный». Скончались также князь Иван Васильевич Ярославский (1426 г.) и осенью князья Андрей, Семен и Ярослав Владимировичи. Осенью 1425 г. «был мор на Москве силен». «На ту осень еха» Василий II в Москву и жил там до Рождества (25 декабря). Митрополит Фотий отправился в свое село Бисерово, оттуда во Владимир, где пробыл «Велик день», т.е. Пасху (31 марта 1426 г.), и приехал в Москву после Троицы. 20 марта 1426 г. во Владимире побывал и Василий II, выдавший там жалованную грамоту митрополичьему монастырю. В том же году был «преполох Татарьскыи с великою нужею». Митрополит Фотий после Воздвиженья (14 сентября 1426 г.) приехал из села Курчева в Москву. Затем митрополит отправился в Ильинское, а великий князь — в село Красное. Здесь умер родственник фаворита Василия I Иван Голтяев, и Василий II поспешил бежать «от заразы» в Гжель. Хотя мор не пощадил и деятелей церкви, митрополит все же поехал в Москву, «занже на Москве печалься мор злей первого». Действительно, в 1426/27 г. «во всех градех русьских и во властех и селех» мало людей осталось, «мерли прыщом». Другой летописец тоже пишет, что «мор бысть велик в градех русьскых». От оспы умер и последний из сыновей серпуховского князя Владимира Андреевича — Василий. Из этого когда-то многочисленного семейства остался в живых в конце концов лишь один внук князя Владимира Андреевича — князь Василий Ярославич. Воспользовавшись его несовершеннолетием, Василий Васильевич (вернее, регентский совет), как его опекун, «недодал» княжичу ряд земель, входивших в удел его деда. Так, Городец на Волге великий князь взял себе, рассчитывая, вероятно, использовать его в качестве приманки для безземельных суздальских князей, а Углич передал своему дяде Константину Дмитриевичу, с тем чтобы союз с ним приобрел солидную материальную основу.

http://sedmitza.ru/lib/text/438775/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010