Никона остается непотрясаемый веками, освящая и ныне молящихся в нем. Ревность и бодрость не оставляли Никона и в глубокой старости. Наконец, почувствовав близость кончины, на одре болезни, призвал он братию и дал последнее наставление: соблюдать чин молитвы, дневной и ночной, не часто выходить из обители, быть терпеливыми в искушениях, соблюдать повиновение начальствующим, ненавидеть праздность, любить безмолвие, не пренебрегать бедностию. Видно, что ему откровением показан был уготованный ему покой. Ясно не открывал он о том братии, но в крайнем изнеможении неожиданно сказал он: «отнесите же меня в светлую храмину, уготованную мне молитвами отца моего», и скончался 17-го ноября 1426 года 273 . Святое тело его положено было близ мощей великого учителя его. Память преп. Никона установлено чтить повсеместно в 1547 году, но служба ему написана была почти столетием раньше того, по распоряжению святителя Ионы 274 . Близки были друг к другу в земной жизни преп. Сергий и Никон; близкими остаются и в загробной жизни. Не раз являлись они оба вместе и чудодействовали. Так явились они больному купцу Симеону: Сергий с крестом, Никон с иконою, и даровали ему исцеление. Вот и еще опыт, самого недавнего времени, 1846 года. В монастырской больнице жестоко страдал нервною горячкою послушник Гавриил. В ночь на память преп. Никона видит он, что душа его как бы разлучается с телом и устремляется в какую-то бездну. Мысленно стал он молить преп. Сергия и Никона, дабы возвратили его к жизни на покаяние. А лежал он, как видели другие, без памяти и движения. Вдруг видит, отворились двери, входят светоносные старцы: один с жезлом, в нем признал больной преп. Сергия, другой был преп. Никон. Преп. Сергий, указывая жезлом Никону на больного, сказал: «помоги». Преп. Никон подошел и самым приближением наполнил больного силою и радостию. Больной приподнялся, перекрестился. Преподобные стали невидимы. Гавриил пришел в память и болезнь прошла 275 . 262 Младший Афанасий Высоцкий поступил в Высоцкую обитель, так говорит слово, по удалении Никона к Сергию, и пробыл здесь до игуменства не более 7 лет; а старший Афанасий был игуменом Высоцким всего 9 лет, с дек. 1373 г. до нояб. 1382 г. След. для пребывания Никона в Высоцкой обители, из которой вышел он в 1375 году, остается около двух лет. 264 Ркп. краткое житие преп. Никона. Надпись на лествице обители: «в л. 6920 (1418) написася лествица в обители прп. игумена Сергия. В то же лето священа бысть церкви в той же обители септемрия в 25 д.». Собр. л. 6, 137. 138. 270 Опис. Сергиевой лавры, стр. 177–189. Богослужебные книги пр. Никона, еще ныне целые: евангелие, служебник, октоих. Там же, стр. 36. 37. 136. 271 Так описывается пр. Никон в Пахомиевой службе ему. Минея за ноябрь. М. 1646 г. у Румянцева 397. 274 Житие пр. Никона в минее Макария; а. э. 1, 203. Похомиев канон пр. Никону у Толстого 2, 227, у Румянцева, стр. 593, у Царского 563. Преставление пр. Никона 17 нояб. – в святцах устава и псалтири XVI в. у Толстого 1, 100, 113.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Включаюший в себя чудотворцев, связанных с историей только одной обители, Собор Радонежских святых выявляет самую идею соборности как полноты церковного бытия. В Соборе Радонежских святых представлена полнота ликов святости: равноапостольные (митрополит Московский Иннокентий † 31.03.1879), святители (архиепископы Ростовские Феодор † 28.10.1391 и Вассиан † 23.03.1481, архиепископ Новгородский Серапион † 16.03.1516, митрополит Московский Иоасаф † 27.07.1556), преподобные (Никон Радонежский † 17.11.1426, Савва Сторожевский † 3.12.1407, Кирилл Белозерский † 9.06.1427, Арсений Комельский † 24.08.1550), священномученики и преподобномученики (Григорий и Кассиан Авнежские † 15.06.1392, Иоасаф Боровский † 5.07.1610), благоверные князья и княгини (Димитрий Донской † 19.05.1389 и Евдокия (Евфросиния) Московская † 07.07.1407). В Соборе Радонежских святых представлена полнота христианских подвигов: подвиг родителей (преподобные схимонахи Кирилл и Мария † до 1337), подвиг супругов (благоверный князь Димитрий Донской и благоверная княгиня Евдокия Московская), подвиг христианских воинов, защитников веры и Отечества (преподобные схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя † 8.09.1380), подвиг духовного писателя (преподобный Епифаний Премудрый † ок. 1418–1422), подвиг иконописца (преподобные Даниил Черный и Андрей Рублев † до 1426), подвиг богослова (преподобный Максим Грек † 1556), подвиг епархиального архиерея (святитель Иоасаф, епископ Белгородский † 10.12.1754), подвиг архиерея-просветителя (святитель Стефан, епископ Пермский † 26.04.1396), подвиг инока (преподобные Михей, Исаакий, Макарий Радонежские – XIV), подвиг настоятеля монастыря (преподобные Авраамий Галичский † 20.07.1376, Сильвестр Обнорский † 25.04.1379, Андроник Московский † 13.06 ок. 1395–1405, Мефодий Пешношский † 04.06.1392, Мартиниан Белоезерский † 12.01.1483, Дионисий Радонежский † 12.05.1633). Соборность Радонежских святых выразилась в их взаимной любви и дружбе, совместных действиях не только в земной жизни, но и после преставления к Богу. Обратим внимание на первое посмертное чудо Преподобного Сергия. Одни из иноков Троицкой обители, преподобный Игнатий, во время всенощного бдения вскоре после кончины Преподобного Сергия увидел его стоящим на своем обычном месте и поющим вместе с братиями (7, с. 91). Так исполнил преподобный игумен молитвенную просьбу братии: «не забуди посещати чад своих...» (молитва 1-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

•  Преподобный основал свою обитель на р. Пелъшме, в 7 верстах к югу от г. Каднико-ва (Сокольский р-н Вологодской обл.) в 1426 г.  •  В Богородицком Григоръевам Пелыием-ском монастыре мощи преподобного почивают под спудом. Преподобный Иаков Железноборовский (+ 1442) Память его празднуется 11 апр. в день преставления, 5 мая в день обретения мощей, 6 июля вместе с Собором Радонежских святых, 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Иаков Железноборовский родился в семье галицких бояр Аносовых и полагал начало иноческого жития в обители прп. Сергия Радонежского (память его 25 сент.). С его благословения он удалился на пустынножительство в лес, называемый  Железный Борок, потому что там были залежи железной руды, в Костромской области. Там собрались к нему ученики, и он создал обитель во имя Иоанна Предтечи — с уставом прп. Сергия Радонежского, но настоятелем согласился быть лишь при конце своей жизни. В 1415 г. он предсказал рождение вел. князя Василия И Темного. В 1429 г. его обитель была разрушена татарами. Он восстановил ее и много заботился о населении, пострадавшем от набега. Прп. Иаков скончался 11 апреля 1442 г. и был погребен в церкви своего монастыря. В 1450 г. обитель прп. Иакова посетил вел. князь Василий Темный в благодарность за свою победу над князем Димитрием Шемякой. В 1613 г. святые мощи прп. Иакова были обретены нетленными. Уже в то время от них творилось много чудес, и в народе его почитали святым. На гробнице прп. Иакова лежали его каменный крест, власяница и вериги. •  Местом подвижничества преподобный избрал Железный Борок на левом берегу р. Тепзы, недалеко от впадения ее в Кострому.  •  Там прп. Иаков основал Железноборовскун Предтеченскую обитель, это в 15 верста: от совр. г. Буя Костромской обл. Преподобный Варнава Ветлужский (+ 1445) Память его празднуется 11 июня в день преставления Прп. Варнава был приходским священником в городе Великом Устюге в пределах Вологодских. По велению Божию он удалился в пустынные леса Ветлужские, где провел 28 лет в подвигах поста и молитвы. Поселился он на высоком холме на берегу  реки Ветлуги. Питался он травою и редко хлебом; дикие звери не вредили жившему по воле Божией. Множество людей посещали его ради наставлений и руководства. Посетил его и прп. Макарий Унженский (память его 25 июля). После кончины прп. Варнавы ученики его создали на месте его пустыннической кельи Свято-Троицкий Варнавин монастырь, ныне уездный город Костромской губернии Варнавин.  Святые мощи прп. Варнавы покоятся под спудом в градском (прежде монастырском) соборе во имя св. апостола Варнавы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

101 Laonicis Chalcocondylae. Alheniensis Historiarum: libri decem. Bonnae., 1843. Lib. III; Никон. л. 3, 245–248. 103 Цароставник см. в: Раич. История разных славенских народов. Ч. 3. Житие Стефана см. в: Записки Императорского Русского географического общества. Том XIII (далее – Записки географического общества. -Ред.). 104 Гласник. Кн. 5. В грамоте Стефана Лазаревича 2 декабря 1405 г., данной Дубровнику, мать Стефана называется почившею Кира Евфросиниею. Запись на Вул- ковском Хиландарском типике: «м. ноеврия 11 день престави се монахи Евфросинии, подружие светаго кнеза Лазаря». В Хиландарских грамотах: «аз благовернаа монахы Евгениа и с Богодарованными сынови моими» (Franz von Miklosich. Monumenta Serbica Spectantia Historiam Serbiae, Bosniae, Ragusii. 246–251 (далее – Miklosich. Monumenta Serbica. – Ред .)). По этим памятникам, кн. Милица пред смертью приняла великую схиму и с тем вместе имя крещения своего, имя Евфросинии; а по кончине супруга была монахиней Евгенией. О монастыре Любостинии см. «Христианское чтение» (1865. Ч. 2). 105 Надпись на монетах его (см.: Записки Императорского русского Археологического общества. Т. 1, 9; Гласник. Кн. 5) 109 «Многа писания переведе от гречьскых писаний, паче инех бывших того» (Safarik. Pamatky drevniho pisemnictvi). 110 «Исписасе книга сиа великому господину Срьблем деспоту Стефану», так сказано в рукописи второй книги «Паноплия догматика» Зигабена у преосвящ. Агафангела (см.: Вятские епархиальные ведомости. 1864. 4). Кроме того, по его распоряжению переведены с греческого на сербский язык беседы Златоуста на Бытие: одна часть иером. Иаковом, другая – свящ. Венедиктом. Во 2-й части на л. 351 записано: «в л. 6934 (1426) в дни благочестиваго и благовернаго и Богом венчаннаго господина всее Срьбскые и Поморскые земле и многих чести Угрьскые и Босньскые земле, мудраго и сладчай- шаго и славнаго деспота Стефаня сие светые и Божественные книгы, шестодневник Иоанна Златоуста , препися поп Венедикт в Св. Горе од грьчьскаго езыка срьбскы, в славу Божию и Пр. Матере Божие Лещаианскые» (Опис. Синод. ркп. 62, стр. 48). У Миклошича надпись на книге: «в дни благовернаго и христолюбиваго господина деспота Стефана – в 24 лето царьства его писасе книга сиа рукою грешнаго еромонаха Иоанна в пустыни Лещианской, господину деспоту самому повелевшу, – тогда течаше лето 6920 (1412)» (Miklosich. Monumenta Serbica. 258).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

VI. Надписи на колоколах лаврских 130 . (161). На Годуновом: Божиею милостию Великий Государь Царь и Великий Князь… всеа Русии Самодержец… (имя вырублено) сей колокол слили в дом Пресвятыя и Живоначальные Троицы великому чюдотворцу Сергию, в 3-е лето государства его… Весом 1080 пуд (?). 131 . (160). На Корноухом: В лете осьмыя тысящи 192 в месяце септемврие (1683) в 1 день, по повелению Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержавцев, при настоящих властех, архимандрите Викентие, при келаре старце Прохоре, при казначее старце Сергие, вылит сей колокол в обители Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и преподобных и богоносных отец наших Сергия и Никона Радонежских чудотворцов из старых колоколов с прибавочною медью монастырскою казною, и при всей во Христе братии. А в сем колоколе весу 1275 пуд. Лил сей колокол мастер Федор Дмитриев сын Моторин. 132 . (162). На Лебеде: Лета 7102 (1594), при державе благовернаго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Ивановича, всея Руси Самодержца, и при его благоверной Царице и Великой Княгине Ирине, и при их Богом дарованной дщери Царевне Феодосие, сей колокол в дом Святые и Живоначальные Троицы и преподобнаго и богоноснаго отца нашего великаго чюдотворца Сергия, велел слить слуга и конюшей боярин Борис Федорович Годунов с своею женою Мариею и с сыном своим Феодором. А весу в сем колоколе 625 пуд. VII. Надгробные надписи а) В Троицком соборе 133 . В юго-западном углу погребён князь Радонежский. Настоящая надпись, находящаяся на медной дске на стене, сочинена недавно. В XVIII веке читалась она так: В лето 6934 (1426) году, в четвертое лето по преставлении (должно быть по обретении мощей) чудотворца Сергия, преставися на Москве князь Андрей Володимерович, во иноцех Сава, и погребен в Троицком Сергиевом монастыре в церкве Живоначальныя Троицы за правым клиросом в углу. б) В Серапионовской часовне 134 . Над гробницею святителя Иоасафа: Лета 7063 (1555) месяца июля в 27 день, на память святого великомученика Пантелеимона, преставися преосвященный Иоасаф митрополит и положен в сей великой лавре Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1408 году на Русскую землю обрушилось нашествие татарского хана Едигея. В то тяжелое время преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр (†1326, память 21 декабря) и Алексий (†1378; память 12 февраля) с Преподобным Сергием и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святые книги и необходимые келейные вещи, а когда возвратились, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1412 году в день памяти преставления Преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия и с радостью перенесены братией в новую, деревянную церковь (ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа), рядом с которой вскоре воздвигли белокаменный храм во славу Пресвятой Троицы. Для украшения этого храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев: преподобных иноков Андрея Рублева († ок. 1427) и Даниила Черного. В это время преподобным Андреем была написана икона Живоначальной и Пресвятой Троицы, величайшее творение русского иконописца, воплотившее то, что было открыто Преподобному Сергию. О благоустроении Троицкого храма преподобный Никон не переставал заботиться до конца жизни. Накануне блаженной кончины Господь в откровении указал ему место будущего упокоения вместе с Преподобным Сергием. Причастившись Святых Христовых Таин, преподобный Никон дал братии последнее наставление и благословение и сказал: «Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя». Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон отошел к Богу 17 ноября 1426 года и после отпевания был погребен близ раки Преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Все высокие нравственные качества и душевные расположения, присущие святой душе Преподобного Сергия, были присущи и преподобному Никону. Кротость, любвеобильность, простота в обращении, смирение отличали в высшей степени и его и доставляли ему уважение ото всех. Приняв после преставления Преподобного Сергия игуменство над братией, он своей кротостью, отеческой заботливостью, мудростью в управлении и рассудительностью стяжал себе любовь и уважение братии, являясь для нее образцом и примером в подвигах и трудах. Слава о его святой жизни распространилась далеко за пределы стен монастырских, и многие из мирских людей приходили к нему за советом и утешением. Но сам преподобный Никон тяготился мирской славой и искал уединения и безмолвия. Для этого он и оставляет начальствование над братией и затворяется в келье для уединенной, ничем не развлекаемой молитвы. Затем, по неотступной просьбе братии, он после шестилетнего затвора снова принимает начальствование над Лаврой и правит ею до самых своих последних дней. Тихо и мирно текла жизнь в обители, но Богу угодно было попустить для нее и ее игумена, преподобного Никона, испытание. В страну вторглись несметные полчища татарских войск под предводительством страшного Эдигея, беспощадно опустошавшие нашу землю повсюду, куда только ступала их нога. Дошли они и до обители Преподобного Сергия и, разорив в ней все, сожгли ее дотла. Однако преподобный Никон не предался унынию и печали, но со спокойной твердостью духа стал трудиться над восстановлением обители, и уже через три года она была восстановлена и стала еще лучше и прекраснее, чем прежде. За свои труды, понесенные ради восстановления ее, преподобный Никон удостоился от Господа великой награды и утешения: он обрел нетленные мощи своего любимого духовного отца, Преподобного Сергия, над коими и воздвиг затем каменный храм в честь Живоначальной Троицы, в котором мы с вами сейчас пребываем и в котором покоятся мощи Преподобного Сергия по сей день. Преподобный Никон, свято храня правила жизни, завещанные великим Сергием, и сам перед своей смертью, просил братию строго соблюдать устав иноческой жизни, заведенный в монастыре. В особенности завещал он непременно соблюдать установленный в обители чин молитвы дневной и ночной, нечасто выходить из обители, хранить терпение в искушениях, оказывать неукоснительное повиновение начальствующим в обители, ненавидеть праздность — матерь всех пороков, любить же трудолюбие, соединяя его с пением священных псалмов, любить безмолвие. Прилагая же к этому и наставление о человеколюбии, преподобный Никон сказал: “Если возможно, не отпускайте от себя никого с пустыми руками, дабы незаметно не оказать презрения Самому Христу, явившемуся вам под образом просящего”. И 17 ноября 1426 года он мирно скончался.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

Вятские епарх. ведом. 1864 г. 4. Кроме того по его распоряжению в 1426 г. переведены с Греческого на Сербский язык беседы Златоустого на Бытие, – одна часть иером. Иаковом, другая – священником Венедиктом. – Во 2 ч. на л. 351 записано: «в л. 6934 (1526) в дни благочестивого и благоверн. и Богом венчанного господина всее Срьбскые и Поморскые земле и многих чести Угрьскые и Босньскые земле, мудраго и сладчайшаго и славнаго деспота Стефаня сие святые и Божеств. книги, шестодневник Иоан. Златоуста, препися попь Венедикт в св. горе од Грчьскаго езыка Срьбскы, в славу Божию и Пр. Матере Божие Лещианскые». Опис. Синод. ркп. 62, стр. 48. У Миклошича (monum. 258) надпись на книге: «в дни благоверного и христолюбивого господина деспота Стефана – в 24 лето царьства его писасе книга сия рукою грешнаго еромонаха Иоанна в пустыни Лещианской, господину деспоту самому повелевшу, – тогда течаше лето 6920 (1412)». 258 У Аврамовича в описании древностей Сербских на св. Горе 16. У Миклошича monum. 269, у него же другие грамоты Стефана Хиландарю с пожертвованиями 493. 494. 260 Летописи и грамоты у Майкова, стр. 274, у Раича III, 125. Майков ставит в вину деспоту (стр. 282. 283), что он не воспользовался усобищами детей Баязета и в соединении с Палеологом и Сигизмундом не выгнал Турок из Европы. Но когда достиг он зрелого возраста, с Венгрией и Византией он был в союзе; доставало ли того, чтобы выгнать Турок из Европы? Нет. Безуспешность Сербии зависела всего более от того, что Сербия страдала раздроблением власти. При такой организации её то родной брат отнимал у Стефана половину Сербии, то Бранковичи или Балшичи воевали с Стефаном, ему едва доставало сил бороться с домашними врагами. Мужеству Стефана, его бескорыстию личному и уму отдавала честь Европа. После того не хочется ли г. Майкову, чтобы Стефан явился в истории Дон-Кихотом? 262 В прологе XV в. под 19 июля: «конць жития временнаго присть благочьстивый и христолюбивый господин Срьблемь и множае деспот Стефан в. л. 6935». Гласник X, 342. Сл. I, 169. Тот же год кончины блаженного деспота в Цароставнике и в летописях (Шафарика памят., стр. 73. 76. Гласник V, 99). То же время (июля 19-го 1427 г.) показано в надписи на каменном памятнике, поставленном на месте смерти его, в кнежине Ясенице (у Миклошпча monum. 294. 295). Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Июль. – 332, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Григорий же открыл преподобному свой помысел, желание, которое он имел. И тот благословил его и отпустил. И пройдя на восток от той пустыни более двадцати восьми поприщ, он нашел подходящее место на реке Пельшме и воздвиг там церковь во имя Пречистой Владычицы нашей Богородицы в честь славного ее Собора, и создал в 1426 году общежительный монастырь, доныне благодатию Христовой существующий. Пришел преподобный посетить друга своего и похвалил место. И дал ему преподобный иконы и книги, называемые Пролог 366 , каковые и ныне можно видеть. И они жили, друг друга почитая. Прожив много лет, Григорий отошел ко Господу. И положили мощи его в основанном им монастыре. И по представлении своем он исцелил бесноватого. О создании святым гроба Затем блаженный отец наш в той пустыни, где построил церковь Иоанна Крестителя, выкопал себе гроб. За семь лет до своего преставления он стал думать, как отойдет отсюда. Каждый день напоминая себе, что он в него вселится, святой еще больше начинал подвизаться в посте, молитвах и бдении, часто всю ночь стоя на морозе, трясясь, обжигаемый морозом, стараясь тамошнего избежать мороза, чтобы там получать радости и райскую пищу. Он распялся по отношению к миру, чтобы стать по правую руку от Распявшегося 367 . И вот что еще говорил преподобный: «Если тело мое не будет положено здесь, тогда люди не станут здесь жить, потому что места эти пустынны и трудны для житья. Если же будет положено, тогда Бога ради не должны будут презирать они ни место это, ни меня. А кто будет здесь жить с верой, тот примет награду от Бога и обретет помощницей в страшный день оный Владычицу Богородицу, потому что в обители Ее трудился». Но мы возвратимся к нашему рассказу. Однажды некоторые из братии, зная, что святой милостив, решили искусить блаженного и послали к нему некоего юношу в образе нищей странницы. И тот, придя к святому, умолял его со слезами о помощи, говоря ему: «Помилуй меня, честной отец, ибо я раба одного человека. Дай денег мне и детям моим на выкуп!» Преподобный понял, какая это странница, но вспомнил Бога, говорящего: «Просящему у тебя дай» 368 , и спросил: «Сколько ты хочешь?» Мнимая же странница эта ответила: «Для выкупа мне нужно сто сребрениц». И он открыл оконце келий и подал ей сто сребрениц.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из этого свидетельства очевидно, что преподобные Андроник († ок. 1395–1404 гг.) и его ученики игумены Савва († ок. 1410 г.) и Александр († после 1427 г.), последовательно настоятельствовавшие в обители, и иконописцы Даниил Черный и Андрей Рублев († до 17 ноября 1426 г.) равно почитались как святые Спасо-Андроникова монастыря. Преподобным Даниилу Черному и Андрею Рублеву принадлежат росписи важнейших храмов Русской Православной Церкви: Московского Благовещенского собора в Кремле (1405 г.), Успенского собора на Городке в Звенигороде (начало XV b.), Успенского собора во Владимире (1408 г.), Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре (1422–1426 гг.) и Спасского собора Андроникова монастыря. Последние же труды их посвящены были, по просьбе прп. Никона, памяти прп. Сергия. «Преподобный, — говорит летопись, — поспешно собирает живописцев, мужей отличных, совершенных в добродетели, Даниила, спостника его Андрея и их помощников; поспешно совершает он дело, потому что провидел духом скорое преставление тех живописцев, как это и было по окончании дела. При помощи Божией они усердно принялись за дело, весьма украсили разными чудными изображениями, изумляя поныне всех этим конечным трудом своим. Преподобные, оставив память о себе, спустя немного времени в доброй старости прияли благий конец». До недавнего времени считалось, что Спасский собор был построен при игумене преподобном Александре, между 1410–1427 годами. Некоторые исследователи относят время построения собора к 90-м годам XIV века (Спасо-Андроников монастырь. М., 1872. С. 12). Источники расходятся в том, какой из соборов, Троицкий или Спасский, был «конечным рукоделием» преподобных Даниила и Андрея. Однако древнее свидетельство о кончине и погребении преподобных иконописцев в родном для них Андрониковом монастыре было подтверждено недавней находкой. В одном из рукописных сборников начала XIX века некий Иона, именующий себя «керженским постриженником», приведя известные ему сведения о преподобных Данииле и Андрее, писал: «Святость обоих их свидетельствует и древле письменныя месяцесловы. Святыя же их мощи погребены и почивают в том Андроникове монастыре под старою колокольнею…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010