Истинное покаяние уже здесь на земле приносит дивные плоды. Оно вселяет в сердце христианина успокоение и услаждение, восстанавливает между людьми нарушенный мир, разрешает недоумения, врачует душу от вражды и памятозлобия. По словам епископа Игнатия, «покаяние вводит в сердце ощущения благодатные, чуждые падшему естеству, научает ум и сердце истинному Богослужению, научает приносить Богу единую приемлемую Им жертву от падшего человеческого естества: сокрушение и смирение духа (см.: Пс.50:19 ). Дух человеческий, пришедший в это состояние, вступает в общение с Духом Божиим, в чём и заключается обновление и спасение человека». 54 Все святые шли путем постоянного покаянного подвига, и чем больше они преуспевали в нём, тем более чувствовали необходимость покаяния. В подтверждение этой истины епископ Игнатий приводит житие преподобного Сисоя Великого. Преподобный Сисой Великий проводил подвижническую жизнь в египетской пустыне и был преисполнен многих даров Святого Духа; однако, когда наступила его кончина, он выразил желание остаться еще на некоторое время в земной жизни, чтобы усовершенствоваться в покаянии. 55 У христианина, духовная жизнь которого основана на покаянии, жажда покаяния к концу жизни поглощает все другие пожелания и стремления. Читая письма епископа Игнатия в хронологическом порядке, невольно замечаем, что желание предаться покаянию в уединении было в его душе на протяжении всей жизни. Еще будучи послушником и живя в Площанской пустыни (1829 г.), он ищет уединения и с этой целью поселяется вместе с Михаилом Чихачевым отдельно от монастырской братии в монастырском саду. Но с непреодолимой силой жажда покаяния побуждает его искать уединения к концу жизни. В 1860 году Преосвященный пишет: «Я молю Бога, чтоб даровал мне поприще покаяния. По моему мнению, я еще не начал покаяния и вполне разделяю мнение преподобного Исаи отшельника, что доколе человек находится в развлечении и попечении, дотоле он не может стяжать покаяния». В 1862 году, удалившись от бурь житейского моря в пристань покаяния – обитель, Владыка писал своему брату Петру Александровичу, пожелавшему оставить губернаторство в Ставрополе и удалиться в монастырь к брату-святителю, следующее: «Нам обоим уже недолго странствовать на земле. Моли Бога, чтоб даровал остаток земной жизни провести в покаянии, это великий дар Божий, дар вечный, как имеющий решительное влияние на нашу судьбу в вечности. Св. Тихон Воронежский перед кончиною своею особенно благодарил Бога за то, что ему дан был этот дар. Точно: при кончине именно окажется вся драгоценность этого дара».

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Истинное покаяние уже здесь, на земле, приносит дивные плоды. Оно вселяет в сердце христианина успокоение и услаждение, восстанавливает между людьми разрушенный мир, разрешает недоумения, врачует душу от вражды и памятозлобия. По словам епископа Игнатия, «покаяние вводит в сердце ощущения благодатные, чуждые падшему естеству, научает ум и сердце истинному Богослужению, научает приносить Богу единую приемлемую Им жертву от падшего человеческого естества: сокрушение и смирение духа. Дух человеческий, пришедший в это состояние, вступает в общение с Духом Божиим, в чем и заключается обновление и спасение человека» [ 1783 ]. Все святые шли путем постоянного покаянного подвига, и чем больше они преуспевали в нем, тем более чувствовали необходимость в покаянии. В подтверждение этой истины епископ Игнатий приводит жизнь (житие) преподобного Сисоя Великого. Преподобный Сисой Великий проводил подвижническую жизнь в египетской пустыне и был преисполнен многих даров Святого Духа; однако когда наступила его кончина, он выразил желание остаться еще на некоторое время в земной жизни, чтобы усовершенствоваться в покаянии. У христианина, духовная жизнь которого основана на покаянии, жажда покаяния к концу жизни поглощает все другие пожелания и стремления. Читая письма епископа Игнатия в хронологическом порядке, невольно замечаем, что желание предаться в уединении было в его душе на протяжении всей жизни. Еще будучи послушником и живя в Площанской пустыни (1829), он ищет уединения и с этой целью поселяется вместе с Михаилом Чихачовым отдельно от монастырской братии в монастырском саду. Но с непреодолимой силой жажда покаяния побуждает его искать уединения к концу жизни. В 1860 году Преосвященный пишет: «Я молю Бога, чтоб даровал мне поприще покаяния. По моему мнению: я еще не начинал покаяния и вполне разделяю мнение преподобного Исаии Отшельника, …что доколе человек находится в развлечении и попечении, дотоле он не может стяжать покаяния» [ 1784 ]. В 1862 году, удалившись от бурь житейского моря в пристань покаяния — обитель, Владыка писал своему брату Петру Александровичу, пожелавшему оставить губернаторство в Ставрополе и удалиться в монастырь к брату-святителю, следующее: «Нам обоим уже недолго странствовать на земле. Моли Бога, чтоб даровал остаток земной жизни провести в покаянии, этот великий дар Божий, дар вечный, как имеющий решительное влияние на нашу судьбу в вечности. Св. Тихон Воронежский перед кончиною своею особенно благодарил Бога за то, что ему дан был этот дар. Точно: при кончине именно окажется вся драгоценность этого дара» [ 1785 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Кроме двух учеников Преподобного Антония жили в его горе и другие отшельники, в числе их особенно знаменит Сисой, которого называют одним из самых блистательных светил пустыни 176 . 88 Жизнь Преподобного Антония описана св. Афанасием Александрийским . Св. Афанасий не только был современником Антония, но немало времени жил при нем, как сам пишет. О том, что сие житие действительно принадлежит Афанасию, свидетельствует святой Григорий Назаианзин в похвальном слове Афанасию, святой Златоуст в 8-й беседе на Евангелие Матфея и блаженный Иероним. Кроме Афанасия, об Антонии говорит Палладий (Лавсаик, гл. 23–26), Сократ (Церковная история. Кн. 4, гл. 23). Многие изречерния его и рассказы о нем собраны в достопамятных сказаниях о подвижничестве Отцев. М., 1843, с. 3–12. Созомен. Церковная история. Кн. I, гл. 13. Руфин Hist. monach. 94  Гераклеополь находился на западном берегу Нила: монастырь Антония, по древнему разделению, в Афродитопольском округе на восточном берегу Нила. Description de l’Egypte faite pendant l’expedimion de l " armee Francaise. Т. IV. 1821. p. 420. 95   παρεμβολ означает укрепленный лагерь. Такого рода лагерей немало было в Египте в прежнее время, особенно по берегам Нила; в них жили войска, которые должны были охранять Египет. Letronne Recueil. Tom. I. p. 10, 11. 106  Они переведены с арабского языка на Латинский Маронитом Авраамом Эхилленским и первый раз изданы в Париже в 1646 г. Подлинность сих слов подтверждается всеобщим преданием Восточных монахов, принадлежавших к разным вероисповеданием – Мелхитов, Иаковитов, Несториан, Коптов, Ефиопов и Маронитов. 142  Перейдя во внутреннюю пустыню, Антоний несколько времени брал хлеб из монастыря, но потом ему не захотелось есть чужой хлеб, и он, взявши орудия, возделывал землю подле своей горы. Vita Ant. n. 67. 147  Пещера Павла на горе Холзим в прямую линию от горы Антония отстоит не более как на четыре версты, но она отделена столь высокою и крутою стеною, что обход вокруг нее очень продолжителен. Путешествие по Египту Норова. Ч. II. С. 354.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Не позволяй сердцу твоему стать непотребным, питая в нем злые помышления. Постарайся сделать его благим: взыщи благости и мира, стремись совершать все святые добродетели. Преподобный Антоний Великий ( 82, 25 ). Брат сказал авве Сисою: «Намереваюсь хранить мое сердце». Старец отвечал ему: «Как можем охранять наше сердце, когда язык наш подобен открытым дверям». Преподобный Сисой Великий ( 82, 350 ). Сердце наше, обреченное по падении на прозябание терния и волчцов, особенно способно к гордости, если оно не будет возделано скорбями ( 112, 132 ). Как земля по причине поразившего ее проклятия не перестает сама собой производить волчцы и терния из поврежденного естества своего, так и сердце, отравленное грехом, не перестает рождать из себя, из своего поврежденного естества, греховные ощущения и помышления ( 112, 271 ). При возделывании сердца заповедями из него извлекаются наружу самые основные помышления и ощущения, от которых произрастает всякого рода грех, и, таким образом, при постоянном и постепенном обнаружении, мало-помалу истребляются ( 112, 148–149 ). Слепотой поражены наши ум и сердце... Ум не может отличать истинных помыслов от ложных, а сердце не может отличать ощущений духовных от ощущений душевных и греховных... ( 110, 54 ). Обличает лукавых духов сердце: ум недостаточен для этого, ему не отличить одними собственными силами образы истины от образов лжи... ( 110, 59 ). Сердечные чувства, которые окаменил смертный грех... становятся стеной, не допускающей Слову Божию действовать на сердце ( 112, 416 ). Сердце, возделанное скорбями, напоенное уничижением, особенно способно к возвышенной добродетели. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 442 ). Соединение ума с сердцем при молитве совершает Божия благодать Разьединение ума с сердцем, противодействие их друг другу произошли от нашего падения в грех ( 112, 115 ). Ум, заключаясь в слова молитвы, привлекает сердце в сочувствие себе ( 109, 163 ). Вниманию ума при молитве начинает весьма скоро сочувствовать сердце. Сочувствие сердца уму мало-помалу начнет переходить в соединение ума с сердцем ( 112, 115 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Но исповедь, как я вам сказал, должна быть не только беседой, не просто рассказом о своих грехах, а плачем о них. Ведь часто люди рассказывают о своих грехах без всякого покаяния, а иногда даже гордясь ими. Затем, в-третьих, человек должен решиться больше не повторять эти грехи. Иметь решимость скорее умереть, чем согрешить снова. Есть древняя пословица: «Мудрый дважды не падает на одном месте». И, наконец, четвертое условие – человек должен стараться исполнять в своей жизни добродетели, противоположные прежде совершенным грехам. Тогда, братия и сестры, наше покаяние будет принято Богом. Покаяние – это основа всей духовной жизни христианина. Почему мы бываем холодны в великие праздники? Почему, причащаясь, мы не чувствуем, как огонь и свет входит в наши сердца? Только потому, что мы не пробудили, не смягчили, не очистили душу покаянием. А нераскаянное сердце твердо как камень. Нераскаянное сердце – это дверь, закрытая перед Иисусом Христом. Есть древняя притча о том, как Господь послал Своих Ангелов, чтобы они принесли Ему то лучшее, что увидят они на земле. И каждый Ангел принес с земли дар Богу. Не было лишь одного из них. Но вот явился и он и сказал Господу: «Я принес Тебе в дар слезу грешника. Я увидел, как ночью грешник, презираемый всем миром, один горько плакал о грехах своих и молился о прощении. Я взял его слезу и принес Тебе». И Господь сказал: «Это самый лучший дар. Слеза кающегося грешника – драгоценный дар для Меня!» Итак, братия и сестры, как память о смерти, укоренившись в человеческом сердце, дает ему мужество пережить все превратности жизни, дает ему глубокий мир, так и покаяние кончается небесным покоем и чистой радостью. Пусть святой Иоанн Предтеча, покровитель кающихся, научит нас истинному покаянию, дабы мы были причастниками благодати Духа Святого, особенно завтра – в день великого праздника Крещения Господня. Аминь. О неосуждении Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры! Святые Отцы указали нам различные пути ко спасению. Каждый из них обладал особыми добродетелями: преподобный Макарий Великий – смирением; авва Агафон – даром рассуждения; преподобный Сисой – огненной молитвой, во время которой сияло как солнце его лицо, и даже пальцы рук светились, будто унизанные горящими свечами; преподобный Ефрем Сирин – покаянным плачем; преподобный Моисей Мурин – милосердием, заботой о престарелых и больных монахах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

Сергий (Лицас), бывший эпитроп на Афоне, почтальон в 1974 г., в 1981 г. уже покойный. Сергий , иеромонах, насельник Свято-Пантелеимоновского монастыря, прибыл не позднее 1971 г., предположительно ранее подвизался в Псково-Печёрском монастыре. Силуан (Стрижков Роман Борисович, 1911–1995), архимандрит, родился в Финляндии в семье офицера, в 1930 г. эмигрировал с родителями в Белград, в 1931–1932 гг. подвизался на Афоне, где встречался с прп. Силуаном Афонским , в 1933–1940 гг. учился на богословском факультете Белградского университета, в 1944 г. возвратился на Афон и вступил в братию Свято-Андреевского скита, после окончания 2-й мировой войны переехал в Париж и поступил в Свято-Дионисиевский богословский институт, находившийся в юрисдикции Московской Патриархии, был возведён в сан иеромонаха, затем игумена (1958) и с 1948 г. до конца жизни служил в Свято-Никольском храме при Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа близ Парижа. Силуан Афонский (Антонов Семён Иванович, 1866–1938), преподобный, святой Константинопольской (1988) и Русской (1992) Православных Церквей, на Афоне подвизался с 1892 г. в Свято-Пантелеимоновском монастыре и подчинённых ему обителях, пострижен в мантию в 1896 г., в схиму – в 1911 г., был старцем высокой духовной жизни, стяжавшим умную сердечную молитву. Силуан , иеродиакон Руссика, прибыл в 1978 г. в возрасте 25 лет, молдаванин. Силуан , иеромонах Руссика, прибыл в 1978 г., было ему 23 года, из чувашей. Сильвестр , насельник Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне, скончался в 1955 г. Симеон Новый Богослов (949–1022), св. преподобный, богослов, мистик и сочинитель «Гимнов» (поэтических духовных стихов), один из ярчайших представителей традиции исихазма. Симеон Столпник (356–359), преподобный, в 423 г. основал род подвижничества, который называется столпничеством, и подвизался так до конца дней. Симеон , монах Свято-Андреевского скита на Афоне, доживал свой век в Свято-Пантелеимоновом монастыре, упоминается в письмах 1965–1971 гг. Сисой Великий († 429), святой преподобный, был монахом-отшельником, подвизался в Египетской пустыне в пещере, чудотворец.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

143 . Все святые признавали себя недостойными Бога, и от этого они украшались смирением. 144 . Все самообольщенные считали себя равными Богу («Подражание» Фомы Кемпийского). Этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть. Иные из них приняли бесов, представших им в виде Ангелов, и последовали им; другим явились бесы в своем собственном виде и представлялись побежденными их молитвой, чем вводили их в высокоумие; иные возбуждали свое воображение, разгорячали кровь, производили в себе движения нервные, принимали это за благодатное наслаждение и впадали в самообольщение, в совершенное омрачение, причислились по духу своему к духам отверженным. 145 . Иудейские книжники и фарисеи по их душевному состоянию сделались не только чуждыми Богу, но врагами Его, богоубийцами. Подобному бедствию подвергаются и подвижники молитвы, извергшие из своего подвига покаяние, усиливающееся возбуждать в сердце любовь к Богу, наслаждение и восторг; они соделывают себя чуждыми Бога, вступают в общение с сатаной и заражаются ненавистью к Святому Духу. 146 . Никтоже вас да прелщает ему смиреномудрием... яже не уведе уча, без ума от ума плоти своея ( Кол.2:18 ). 147 . Сущность покаяния заключается в смирении и сокрушении духа нашего, то есть когда дух восплачет по причине смирения. 148 . Смирение есть свойство Христово, есть мир Божий. Желающий приобрести смирение должен изучить Евангелие и жить по заповедям Христовым. 149 . Во смирении «велико увидеть себя ниже всякой твари», – поучал прп. Сисой Великий. А авва Дорофей говорил, что «путь смирения – телесные труды в разуме». 150 . Будь готов против каждого слова сказать: «Прости!» 151 . Желающий избавиться от грехов плачем избавляется от них, и желающий сохраниться от грехов плачем сохраняется от них. Это путь покаяния. 152 . Пимен Великий сознавал себя подобным человеку, погрязшему в болоте по шею с бременем на шее и вопиющему оттого к Богу: «Помилуй мя». Плача, в смиренномудрии он взывал. «Куда ввергнут диавола, туда ввергнут и меня».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

294. Лк. 6. 36. 295. Мф. 5. 48. 296. Мф. 5. 45. Святой Исаак Сирский. Слово 1. 297. Святой Исаак. Слово 21. 298. …ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8. 26). 299. Рим. 8. 27. 300. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2. 11). 301. Ин. 14. 26. 302. Ибо мы не знаем, о чем молимся (Рим. 8. 26). 303. Преподобный Макарий Великий. Слово 6, гл. 11. Слово 7, гл. 12. 304. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 6. 305. Алфавитный патерик. 306. Алфавитный патерик. Сисой Великий. 307. Руководство к духовной жизни преподобных Варсанофия Великого и Иоанна Пророка, ответ 282 308. Преподобного Григория Синаита, о прелести, идеже и о иных многих предлогах. Добротолюбие. Ч. 1. 309. Лк. 11. 9–10, 13. Благовестник. 310. Мк. 13. 35–36. 311. Слово 28, гл. 64. 312. 1 Пар. 2. 9. 313. Мф. 11. 28–30. 314. Лествица. Слово 28, гл. 2. 315. Пс. 33. 12. 316. Притч. 15. 27. 317. Пс. 18. 10. 318. Пс. 88. 8. 319. Заимствовано из святых Отеческих писаний. 320. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1. 6). 321. Преподобный Авва Дорофей. Поучение 1. 322. …ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2. 17). 323. Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7. 23–24). 324. Быт. 6. 3. 325. Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления (1 Кор. 15 50). 326. Пс. 50. 6. 327. Лк. 16. 15. 328. Святой Исаак Сирский. Слово 44. 329. Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь… (1 Пет. 4. 12). 330. Время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4. 17). 331. Иов. гл. 1 и 2. Преподобного Макария Великого. Слово 4, гл. 7. 332. Ин. 6. 47. 333. Четьи-Минеи, 13 декабря. 334. Слушай, народ Мой, Я буду говорить: Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя… Моя есть вселенная и все, что наполняет ее (Пс. 49. 7–8, 12).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

«Горе той душе, которая не сознает язв своих, – говорит преподобный Макарий Великий : – такую душу не посещает и не врачует Врач небесный, ибо сказано: не требуют здравии врача, но болящии». – Однажды святитель Александрийский Феофил посетил гору Нитрийскую; к нему пришел Авва (начальник) горы той. «Что нашел ты лучшего на пути сем?» – спросил его святитель. Старец отвечал ему: «Постоянное обвинение и осуждение самого себя». И святитель подтвердил: «Поистине нет другого пути кроме сего». Преподобный Антоний Великий видел однажды все сети врага, распростертые по земле, и со вздохом сказал: «Кто же избегнет их?» И тут же услышал голос: «Смиренномудрие!» – Однажды преподобный Макарий Египетский набрал в пустыне финиковых ветвей и возвращался в свою келию. На пути встречает его диавол в виде человека с серпом в руке, и хочет этим серпом Ударить преподобного. Но сила Божия не допускает его до этого, и он восклицает: «Макарий! Много беды терплю я, стараясь превзойти тебя; я все то делаю, что и ты: ты постишься, а я совсем ничего не ем; ты бодрствуешь, а я никогда не сплю. Одним только ты меня превосходишь...» – «Чем же?» – спросил преподобный. «Смирением», – отвечал диавол и исчез... Так высоко смирение, которое уподобляет человека Тому, Кто сказал: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» ( Мф. 11:29 ). Вот почему в житиях святых подвижников мы видим такие прекрасные примеры этой ангелоподобной добродетели. – «Грешником я засыпаю, грешником и пробуждаюсь», – говорил преподобный Сисой Фивейский. «Когда я был юн, – говорил преподобный Матой, – я думал сам с собою: может быть и делаю что-нибудь доброе; а теперь, когда состарился, вижу, что я не имею в себе ни одного доброго дела». Чем ближе человек к Богу, тем больше сознает себя грешником; Пророк Исайя, увидев Бога назвал себя окаянным и нечистым ( Ис. 6:5 ). Преподобный Памва в самый час смерти своей говорил: «Никогда не раскаивался я в словах, которые когда-либо говорил до сего часа; а теперь отхожу к Богу так, как бы еще не начинал служить Ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Когда умирал египетский подвижник Сисой Великий, он сказал: «Вот Ангелы пришли взять меня, и прошу, чтобы позволили мне покаяться немного». Говорят ему старцы: «Не имеешь ты нужды каяться, отче»: Он же сказал: «Поистине не знаю о себе, положил ли я начало покаяния». Преподобный Макарий Великий , проходя воздушные мытарства, не переставал смирять себя. Когда уже издали кричали ему бесы, что он избежал их, он ответил, что еще не избежал. Так отвечал он потому, что привык держать ум свой во аде, и тем действительно избежал бесов. Не будем же нерадивы и мы в старании получить благодать смирения. Оно необходимо нам прежде всего. Путь к нему не легок при обычном наличии в нас гордости и тщеславия. Отец Александр Ельчанинов дает такие советы: «Самое радикальное средство от гордости – быть в послушании (родителям, друзьям, отцу духовному). Принуждать себя выслушивать и быть внимательными к чужому мнению. Не торопиться верить в истинность открытых тобою мыслей. Неумеющим видеть свои грехи рекомендуется обращать внимание – какие грехи видят в них близкие люди, в чем упрекают. Почти всегда это будет верное указание на наши действительные недостатки». Для получения дара смирения, необходимо, как говорилось уже выше, прежде всего терпеливое несение укоризны и обличений, и что еще лучше – перенесение досаждений, поношений, насмешек, брани. Тех людей кто так относится к нам, будем считать нашими благодетелями, и, подражая святому Андрею юродивому, будем молиться за них, чтобы Господь не вменил им в грех поношений и досаждений нам, ведь через последнее будет очищаться наша душа от ржавчины на ней – гордости и тщеславия. Идя этим «узким» путем, вслед за Христом, мы можем надеяться получить благодать святого смирения. А со смирением в сердце наше войдет и Дух Святый со всеми плодами Своего пребывания – «любовью, радостью, миром» ( Гал. 5,22 ), и всеми другими добродетелями. Домашняя церковь Семья – это первоначальная ячейка христианской общины – это «домашняя церковь », как называет ее в своих посланиях Апостол Павел ( Рим.16, 4 ; Кол.4, 15 ). А слово « Церковь » говорит о том, что в христианской семье присутствует Сам Христос, ибо Церковь составляет Его Тело ( Кол.1, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010