Евангелие Достоевского      Чтение Священного Писания и в особенности Святого Евангелия является необходимой составляющей христианской жизни. Божественное слово есть духовная пища, один из видов того насущного хлеба, который мы испрашиваем в молитве Господней. Святые отцы Церкви не только призывают к ежедневному чтению Священного Писания, но и сами дают нам примеры такового чтения. Преподобный Сисой Великий говорил: «Я читаю Новый Завет и не забываю Ветхого» . В некоторых древних монастырях условием вступления в обитель было заучивание наизусть Евангелия и Псалтыри. Многие знали наизусть и книги Ветхого Завета: «Другой старец пришел к одному старцу: сей, сварив несколько чечевицы, сказал: “Совершим малое молитвословие”, – и один из них прочел всю Псалтирь, а другой наизусть прочел двух больших пророков. Когда настало утро, пришедший старец удалился; они забыли и о пище» . Преподобный Антоний Великий предлагал просящему у него духовного совета руководствоваться в своих делах Священной Книгой: «Что бы ни делал ты, имей на это свидетельство в Священном Писании» . Есть примеры и более близкие к нам по времени и месту. Известно, что преподобный Серафим Саровский еженедельно прочитывал весь Новый Завет. Вероятно, Преподобный также знал его наизусть, но ежедневного чтения не оставлял. Это объясняется тем, что слово Божие неисчерпаемо. Оно имеет множество смысловых уровней и граней. К примеру, преподобный Максим Исповедник «иногда приводит до восьми возможных вариантов истолкования одного и того же фрагмента Писания или библейского имени или числа» . Можно с уверенностью утверждать, что это не предел. И каждый человек в течение жизни раскрывает для себя все новые смыслы и аспекты понимания одних и тех же евангельских отрывков. У тех христиан, которые усовершенствовались на пути добродетели, чтение Писания сопровождается особым даром, способностью прозревать скрытые смыслы священных текстов: «Божественною благодатию путеводимые в жизни своей к просвещению всегда ощущают, что как бы мысленный какой луч проходит по стихам написанного и отличает уму голые слова от того, что душевному ведению сказано с великою мыслию» . Впрочем, чаще всего бывает, что открывается не столько новый смысл знакомого места Священного Писания, сколько более глубокое, сердечное его понимание как более соответствующее состоянию читающего и ситуации, в которой он находится.

http://pravoslavie.ru/111678.html

О Боговидении 15 (28) мая (Память преподобного отца нашего Пахомия Великого . Прол. Мая 15) В Житии преподобного отца нашего Пахомия Великого , между прочим, говорится, что он достиг такого высокого совершенства, что своим бесстрастием возвел себя даже к Боговидению. Возможно ли это? Святый первомученик и архидиакон Стефан, перед своей страдальческой кончиной, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога ( Деян. 7, 55 ). Преподобный Сисой Великий, когда почувствовал приближение смерти, то окружавшим его инокам с просиявшим лицом сказал: «Пришел авва Антоний!» Немного помолчав, воскликнул: «Является лик пророков!» В это время лице его просияло еще более, и он стал с кем-то невидимым беседовать. «С кем беседуешь, отче?» – спросили монахи. «Господни Ангелы, – отвечал старец, – пришли взять меня; но я умоляю их, чтобы хоть на малое время оставили меня здесь покаяться». – «Да ты вовсе не требуешь покаяния», – возразили ему. «Нет, братие, – сказал преподобный, – не знаю я даже, положил ли хоть только начало своему спасению!» Удивились иноки смирению праведника, а между тем в это время лице его уже просияло как солнце. «Смотрите! – наконец воскликнул он: – Вот пришел Сам Господь!» Все ужаснулись, а старец засим скончался, и блеснула как бы молния, и келия наполнилась благоуханием (Прол. Июл. 6). Однажды преподобный Серафим, будучи Иеродиаконом, служил со строителем Божественную литургию в Великий Четверток. После малого входа и паремий Серафим возгласил в Царских вратах: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны!» Но едва, обратясь к народу, навел на предстоящих орарем и сказал: «И во веки веков!» – как озарил его луч паче солнечного света. Взглянув на это сияние, увидел он Господа Иисуса Христа в образе Сына Человеческого, во славе и неизреченным светом сияющего, окруженного Небесными силами: Ангелами, Архангелами, Херувимами и Серафимами, как бы роем пчелиным, и от западных церковных врат грядущего на воздухе. Итак, братие, и Боговидение возможно, и это, кроме примеров, подтверждает и Сам Господь. Он говорил: кто любит Меня, тот будет возлюблен Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюся ему Сам ( Иоан. 14, 21 ). Должны ли мы желать этого Боговидения? Да, конечно, должны, но Боговидения не чувственного, а духовного, такого, какое имел Давид. Предзрех, – говорит он, – Господа предо мною выну, яко одесную мене есть ( Псал. 15, 8 ). Помня о вездеприсутствии Божием, приблизимся к Господу верою, укрепимся надеждою, обымем Его любовью, вот и будет Боговидение наше и радостное, и спасительное для нас. Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Сисой Великий, прп. Описания иконы Сисой Великий, прп. - житие Преподобный Сисой Великий († 429) был монахом-отшельником, подвизался в Египетской пустыне в пещере, освященной молитвенными трудами его предшественника - преподобного Антония Великого (память 17 января). За шестьдесят лет пустынного подвига преподобный Сисой достиг высокой духовной чистоты и воспринял дар чудотворения, так что однажды даже своей молитвой вернул к жизни умершего отрока. Чрезвычайно строгий к себе, преподобный Сисой был очень милостив и сострадателен к ближним и всех принимал с любовью. Тех, кто посещал его, преподобный всегда прежде всего учил смирению. На вопрос одного пустынника, как он мог достичь непрестанного памятования о Боге, преподобный заметил: " Это еще немного, сын мой, важнее того - считать себя ниже всех, потому что такое уничижение способствует приобретению смирения " . Спрошенный монахами, достаточно ли одного года для покаяния впадшему в грех брату, - преподобный Сисой сказал: " Я верую в милосердие Человеколюбца Бога, и если человек покается всей душой, [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Прп. Сисой. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 10170.jpg:   Размер: 417x1200, 0.5 MPix, 74 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (123) , (6) . Описание: [Метеоры. 1556.] Прп. Сисой Великий. Братья Георгий и Франкос. Фреска придела храма монастыря Варлаама. Метеоры. Греция. 1556 г. Файл 10171.jpg:   Размер: 1110x843, 0.94 MPix, 215 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (249) , (10) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 6 июля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 10173.jpg:   Размер: 399x1200, 0.48 MPix, 95 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (114) , (5) .

http://pravicon.com/icon-2917

О смирении 6 (19) июля (Слово о успении иже во святых отца нашего Сисоя) Боже, говорят иные из самообольщенных, хвалу Тебе воздаю, яко несмь, якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее... Пощуся двукраты в субботу, десятину даю всего, елико притяжу ( Лук. 18, 11–13 ). Проще: они привыкли думать о себе, что они праведники. Хорошо ли это? Конечно, нет. Так самодовольно судить о себе значит забывать Господа, забывать, что суд Его о нас может не сходиться с нашим самомнением. Разве не часто бывает, что то, что кажется высоким в очах наших, является мерзким пред Ним? И разве, наконец, не Он сказал, что всяк возносяяйся смирится и только смиряяй себе вознесется ( Лук. 18, 14 )? Да, братие, нехорошо много мечтать о себе. Как бы кто ни преуспел в жизни благочестивой, никто никогда не хвались собою, но до самой смерти постоянно сознавай только свое недостоинство пред Богом, и покаянием и слезами чаще очищай себя. Когда преподобный Сисой Великий почувствовал приближение смерти, то, как муж высокой чистоты и святости, находясь еще в теле, удостоился войти в общение с загробным миром и созерцать тайны Царствия Божия. Окружавшим его инокам он с просиявшим лицом сказал сначала: «Пришел авва Антоний!» Немного помолчав, воскликнул: «Является лик Пророков!» В это время лицо его просияло еще более, и он стал с кем-то невидимым беседовать. «С кем беседуешь, отче?» – спросили монахи. «Господни Ангелы, – отвечал старец, – пришли взять меня; но я умоляю их, чтобы хоть на малое время оставили меня здесь покаяться». «Да ты вовсе не требуешь покаяния», – возразили ему. «Нет, братие, – сказал преподобный: – Не знаю, положил ли я даже хоть только и начало малое своему спасению!» Удивились иноки смирению праведника, а между тем в это время лицо его уже просияло как солнце. «Смотрите! – наконец, воскликнул он: – Вот пришел Сам Господь!» Все ужаснулись. И тут послышался голос: «Принесите Мне сосуд, избранный от пустыни». И старец за сим скончался, и блеснула как бы молния, и наполнилась келия благоухания. Итак, смотрите: и при великой святости истинные рабы Божии сознавали себя недостойными Царствия Божия и находили нужду в покаянии. А мы? О, братие, хоть отселе перестанем кричать о себе: «Я, я!» Пусть скажет, кто мы, Господь. А дотоле будем чаще опускать долу очи свои и, бия в грудь себя, говорить: Боже, милостив буди мне грешнику ( Лук. 18, 13 )! А иначе не забудем, что аще речем, яко греха не имамы, то только себе прельщаем, и истины несть в нас ( 1Иоан. 1, 8 ). Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

– Здесь, по-видимому, особых объяснений не требуется. Всю историю Церкви мы наблюдаем это явление. Св. Василий Великий в одной из своих проповедей говорит: " И не зарождалось в душах человеческих более пагубной страсти, нежели зависть " . И мы видим и в истории человечества, и в истории самой Церкви, сколько зла совершено по причине этой страсти. И даже когда мы говорим, что человек – святой, который прославлен по кончине, надо понимать, что не с рождения же он святой, что у многих был путь великих борений, падений, восстаний, вновь падений, вновь восстаний, раскаяния, плача о грехах. Поэтому не приходится удивляться, что подчас и в жизни святых находим вещи неприглядные. Человек всегда может пасть, как только возгордится в своей душе. В отношении же свт. Епифания Кипрского. К сожалению, на свт. Иоанна много было просто клеветы. И не всегда ее было возможно проверить. Легковерность многих подводила. Были и нестроения, недоразумения и между святыми людьми, потому что все мы грешны. И ни один святой, даже самый великий, не является абсолютно святым. Помните, Сисой Великий, когда умирал, его лицо просветилось как солнце, а он умолял Бога дать ему еще время на покаяние. Отцы, собравшиеся вокруг него, говорят: " Сисой, тебе ли каяться? " А преподобный Сисой ответил: " Поверьте, братья, я не знаю, положил ли я хоть начало покаяния моего " . И это были слова видения поврежденности нашей природы, всей нашей изменчивости, если хотите. Только милость Божия, когда мы смиряемся, может удержать нас от грехов. А как только мы возгордимся, сразу падаем. Сколько случаев описано в Патериках, когда подвижники, подчас имеющие уже дары прозрения, молитвы, чудес не только падали, но и погибали. Почему? Гордость. Так что не приходится удивляться, что св. Иоанн Златоуст был гоним. Но не нужно забывать и то, что все-таки основной источник гонений исходил от императрицы, т. е. от светской власти. А мы знаем как часто церковные люди, готовы на цыпочках ходить перед властью и угождать ей, даже и в деяниях, увы, совсем неправедных.

http://religare.ru/2_49403_1_21.html

В житии святого Иоанна Лествичника сказано, что он пустынножительством и устранением себя от воззрения на лица окончательно угасил в себе пламень вожделения. Все святые Отцы старались удаляться по возможности своей от знакомства и общения с женами, и такое поведение передали нам в своих душеспасительных, боговдохновенных писаниях. Отцы, зная удобопоползновенность человека, не доверяли ни святости своей, ни престарелому возрасту и его неспособности ко греху. Они до конца жизни не преставали удаляться от причин греха: такое удаление есть сильнейшее средство для победы над грехом. Когда преподобный Сисой Великий очень устарел, тогда ученик его, авва Авраам, предложил ему поместиться на жительство поближе к населению. На это отвечал девяностолетний старец: “Поместимся там, где нет жен”. Ученик возразил: “Где ж место, в котором бы не было жен, кроме пустыни?” Старец сказал: “Помести же меня в пустыне, чадо” (Алфавитный Патерик). Благое произволение человека укрепляется вдали от соблазнов, получает необыкновенную твердость и силу; напротив того оно, будучи приближено к соблазнам, начинает мало по малу ослабевать, и наконец совершенно извращается. Так лед на морозе крепнет более и более; но, будучи подвергнут влиянию тепла, тает и исчезает. Братия! подобает нам удаляться от знакомства с женами, особливо близкаго, от частых свиданий и бесед с ними. Вознамерившиеся победить естество! поймите, что эта победа невозможна, если мы будем подвергать себя непрестанно влиянию естества, и возбуждать в себе действие его. Преподобный Пимен Великий сказал боримому страстью: “Если монах обуздает чрево и язык, и сохранит странничество, то он не умрет” (Алфавитный Патерик) смертию душевною, постигающей каждаго, низринувшагося во блуд. Под именем странничества разумеется удаление от рассеянной жизни, свободнаго обращения, многаго и кроткаго знакомства, от которых разжигается плотское вожделение. Преподобный Исайя Отшельник говорил, что блудная брань усиливается от следующих пяти поводов: от празднословия, тщеславия, многаго сна, от украшения себя одеждами и от пресыщения (Изречения Преподобнаго, помещенныя после его духовно-нравственных слов.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/13/o_chis...

Но случилось так, что, отслужив всего одну Литургию, священник заболел и умер. Опечалился купец, который рассчитывал на долгую жизнь своего должника и его молитвы. Стал он тогда беспокоить матушку усопшего, чтобы возвратила долг, грозя судом. Выхода у той не было, и она обратилась к святителю Василию со своей бедой. Святитель повелел ей и купцу прийти на следующий день на Божественную литургию, которую он будет служить, взяв с собой весы и золото. «Мы взвесим одну вынутую из просфоры частичку о здравии и спасении купца и его сродников, а на другую чашу весов положим золото. Им купец и за-платит за одну совершенную покойным иереем Литургию», — сказал Василий Великий. И вот назавтра он совершил проскомидию, достал частицу, вынутую из просфоры о здравии и спасении рабов Божиих, и положил ее на весы. А купец стал класть на другую чашу весов золото. Но сколько он ни клал золота, не смогло оно перевесить частичку, вынутую из просфоры святителем Василием. Видя такое чудо, купец пришел в страх и умиление, попросил прощения у святителя, матушки и уже больше не требовал долга. Вот какова сила Божественной литургии! Она заканчивается словами «Святая — Святым». Святыня принадлежит Святым, соделывая и нас с вами святыми. Но только для этого нужно покаяться в своих грехах, чтобы стать ее достойными. — Но что же делать, Владыко, если, покаявшись, опять впадаешь в те же грехи? — Давайте разберемся, что такое грех? Это ведь не только конкретный богопротивный поступок. В основе его лежит греховная страсть, навык, который уже вошел в привычку и который искоренить куда сложнее, чем просто покаяться на исповеди в каком-то проступке. Важно постоянно духовно трудиться, только тогда исцеление произойдет. Не зря святые отцы сравнивают страсть с корнем, из которого произрастают прочие грехи. Мы раскаялись в грехе, но корень зла в душе остался, из него-то и произрастает новый грех. И лечится это порой годами, а иногда — и десятилетиями. Когда преподобный Сисой Великий умирал и уже видел Ангелов, которые пришли за его душой, он начал умолять Господа отложить его смерть хотя бы на день. Не из страха смерти: его мучила мысль, что он предстанет перед Богом неготовым, не очищенным покаянными слезами.

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/28/...

И вот человек, соразмеряя эти заповеди со своими силами, приходит к выводу, что такие правила совершенно неосуществимы. Поэтому многие люди думают, что Евангельские заповеди неисполнимы в принципе и что будто бы Бог дал их людям не для того, чтобы они их исполняли, а как некий идеал, к которому можно стремиться, но которого никогда нельзя достигнуть, чтобы, осознавая невозможность достижения этого идеала, люди осознавали и свое ничтожество и таким образом стяжали смирение. Примечание редактора Здесь важно разграничить две вещи. С одной стороны, святые отцы, к примеру преподобный Симеон Новый Богослов, говорили о том, что «только (кто-нибудь) начнет исполнять их (заповеди), как и увидит, что исполняет их весьма недостаточно, нечисто...»; а апостол Павел об исполнении Закона Моисеева пишет еще более категорично: доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим 7:19). С другой стороны, это вовсе не значит, что заповеди исполнять не нужно. Саму мысль о том, что заповеди в принципе неисполнимы, тот же преподобный Симеон называл гнуснейшей из всех ересей. Дело в том, что осознание своей греховности — это не цель, а неизбежная часть духовного пути каждого христианина. И лишь ступив на этот путь, покаявшись, человек обнаруживает всю глубину своей пораженности грехом. Именно поэтому преподобный Сисой Великий, умирая, говорил братии: «Не знаю, положил ли я хотя бы начало покаянию»… Чем больше мы погружаемся в предмет, тем больше видим, насколько он обширен; тем более осознаём свою поврежденность грехом, соприкоснувшись со Христом: между Ним и нами пропасть. Парадокс христианства в том, что Христос Сам стал для каждого из нас Мостом в святость, Дверью в Жизнь вечную. Как пишет апостол Павел: …кто избавит меня от смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим (Рим 7:24-25). — Ред. Свернуть Между тем, Евангелие означает в переводе «благая весть», или, если совсем по-современному, «хорошая новость», — но что же может быть хорошего в новости о том, что люди ничтожны и не годны ни на что, кроме осознания своей ничтожности? И разве можно назвать добрым господина, отдающего приказы, которые заведомо невозможно выполнить, но при этом выполнение их ставится условием для спасения?

http://foma.ru/otvetit-bogu-da.html

Авва Сисой Великий Апостол Петр Царь и пророк Давид Видение своей греховности; появление желания служить Богу и ближним; нрав становится непритворным и нелицемерным; искренность исповедания грехов; видение даже тонких греховных помыслов. Переход на качественно иной образ мыслей. Вектор жизни изменяет направление от собственного «я» к Богу. Послушание – это особое отношение пастыря и пасомого, которое строится на глубоком доверии, взаимном уважении, творчестве, смирении, молитве, стремлении искать и находить правду Божию. В более широком смысле – согласование своей воли с волей Божией. Отсечение своей воли (имеется в виду воля греховная и гордость). Для него необходимы: смирение, вера, надежда, любовь, чистота намерений, жертвенность, рассудительность. Духовный руководитель может указать на какие-то ориентиры, но проходить путь от ориентира до ориентира человек должен сам. Исаак при жертвоприношении Авраама Преподобный Симеон Псково-Печерский Преподобный Акакий Синайский Приходит внешний порядок жизни. Смирение рождает послушание, а послушание рождает смирение. Церковь созидает Божию благодать, которая дается только смиренным и послушным. Настоящее послушание должно быть сознательным и творческим, потому что это есть не желание угодить и формально исполнять чьи-то предписания, а быть активным, решительным и инициативным, понимать, что нужно для пользы дела. Образом послушания указывают ртуть, т.к. она спускается ниже всякой жидкости и не смешивается с нечистотою. Правда – стремление к справедливости. Она отражена в Божиих заповедях. Исполнять заповеди Божии, возлюбить ближнего своего – тоже, что и творить правду. Для развития этого чувства необходимо: — чаще прислушиваться к голосу совести; — исполнять заповеди Бога. Человеческая правда, по аналогии с Божественной, в высшем своём проявлении должна соизмеряться с такими добродетелями как мудрость и милосердие. Благодатный дар духовного зрения и различения воли Божией. 1. Самоконтроль. Внутреннее внимание. 2. Избегание крайностей. 3. Сообразование собственной аскезы и духовной пользы окружающих. 4. Чтение святых отцов и Житий святых. 5. Развитие навыков рассуждения.

http://azbyka.ru/shemy/dobrodeteli.shtml

Свидетелем Христовой любви сегодня является перед нами мытарь, который стоит перед Богом и видит, что нет ему ни в чем оправдания, что он никак не может заслужить его перед Господом и не может рассчитывать ни на какую справедливость, а только на милосердие Божие. Он видит себя таким, каков он есть, и видит зло, которым поражен и которое, буквально, может убить его, убить всех людей, убить все человечество. Он видит это страшное зло, он видит сатану, который стоит за этим злом, - человекоубийцу и человеконенавистника от начала. И видит одновременно, что Господь милосердный приходит в мир, чтобы спасти не обманщиков " праведников " (лицемерных и мнимых, потому что нет ни единого праведного), а для того, чтобы спасти грешников - тех, которые видят себя в этом грехе, осознают свой грех и обращаются к Божьему милосердию о помиловании, ничем не заслуженному ими. Грешный мытарь видит, что Господь может явить это милосердие и являет его по отношению к нему. Перед нами - подлинно смиренный человек. Нам неизвестно, не сказано в Евангелии, какие грехи были у мытаря. Мытарь - это простой сборщик налогов, но профессия - это еще не грех, и нам хорошо известно, что святые отцы говорят: " Чем больше человек борется с грехом, тем острее он чувствует, что такое грех, и тем больше понимает, что он никогда не сможет своими собственными силами этот грех одолеть " . Тем больше кающийся грешник понимает, почему святые отцы говорят нам, что нет ни одного греха непрощенного, кроме греха нераскаянного, и всякий самый малый грех, каким бы незначительным он нам ни казался, есть грех к смерти. И тогда становится понятным, почему такие святые отцы, как преподобный Сисой, который на одре болезни просиял лицом, как солнце, сказал своим ученикам: " Воистину, я еще не начинал покаяния " . И почему преподобный Серафим Саровский, который тоже сияет светом преображения в нашей Церкви, тысячу дней и ночей стоял на камне, когда приразился к нему греховный помысел, и взывал ко Господу: " Боже, милостив буди мне, грешному! "

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_6....

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010