В праздник Успения Божией Матери Церковь благоговейно созерцает жизнь будущего века. Божия Матерь приобщилась в полноте Воскресению Христову, общее воскресение предваряя. Свет этого воскресения уже присутствует в земной жизни святых. И путь Церкви — уготовление своих чад к последнему воскресению, молитвами Богородицы, через тайну Преображения. Не потому ли праздник Преображения Господня стоит в середине Успенского поста, простираясь почти на все его дни? В Своей Пречистой плоти, которую Он воспринял от нас, Христос явил на Фаворской горе славу нашего тела как образ того, что будет с нами, когда завершится в полноте наше спасение. Отныне род человеческий и «вся тварь стенает и мучится», «и мы сами, имея начаток Духа, в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8, 22—23). Все творение, не только наше тело, говорят святые отцы, должно преобразиться. Одежды Христа «сделались блистающими» (Мк. 9, 3), белее снега, ясно свидетельствуя, что Христос — Свет мира, и что все творение станет совершенно новым в Нем. Христос не перестает изливать Свой свет на тела и лица святых — от древности до наших дней. Семь знаменитых старцев видели, как преподобный Макарий Великий сиял небесным светом во тьме своей кельи. В час своей смерти преподобный Сисой собрал братию, и все были свидетелями, как лицо его просияло подобно солнцу, и этот свет увеличился, когда он испустил дух. Свет стал ослепительным как молния, и келья заполнилась благоуханием. Бог так прославил авву Памво, что было трудно смотреть ему в лицо из-за сияния, которое исходило от него. Нищий монах казался величественным, как царь на троне. Ученики преподобного Арсения случайно застали своего авву, молящимся в келье, когда все тело его было как бы охвачено огнем. Таким же видели преподобного Иосифа Великого с воздетыми руками на молитве: его пальцы пылали десятью огненными светильниками. Мы все знаем, как сияло лицо преподобного Сергия во время Божественной литургии, как преобразился преподобный Серафим на зимней русской поляне, каким внезапно увидел на исповеди своего духовника преподобный Силуан Афонский.

http://moral.ru/svet_slavy/

Больше того, именно покаяние является главным, потому что и на Вечере среди двенадцати апостолов один-то не причастился! Он принимал чашу («омочил в солило», как сказано), но причаститься-то не причастился! Поэтому нужно помнить и это: покаяние зависит от того, насколько сильна в нас решимость оставить грех. Настолько оно и принимается Богом. Священномученик Сергий Мечёв очень большое внимание обращал на это. В разрешительной молитве, которую священник читает над каждым человеком индивидуально, есть такие слова: «Примири и соедини его Святей Твоей Церкви… подаждь ему образ покаяния…» То есть время для покаяния вроде уже кончилось, вроде человек исповедался, а просит Господа, чтобы подал ему образ покаяния. А почему? Потому, как говорят святые отцы, что, когда человек входит в темную комнату, он вначале не видит ничего, а потом глаза отдыхают, он начинает различать крупные предметы, потом более мелкие, а если осветить комнату, то он будет еще более подробно всё видеть – от исповеди к исповеди человек духовно прозревает. Больше того, мы знаем классические примеры: преподобный Сисой Великий, у которого перед кончиной лицо уже просветилось, как солнце, отвечает вопрошающей братии: «Отче, неужели и ты боишься смерти?» – «Не знаю, положил ли я начало покаянию!» Если уж такие столпы не знают, положили ли они начало покаянию, что уж тогда говорить нам. Нам без этого просто невозможно ничего в этой жизни изменить, потому что только через покаяние, через прощение грехов Господь изменяет не только участь человека для будущей жизни, но и здесь, в земной жизни. Кстати, эта истина прекрасно описана у святых отцов. Человек, живя в этой жизни, часто привыкая с детства к каким-то вещам, так сживается с грехом, что даже не замечает, что это грех. Но когда ему говорят, что нужно исповедоваться, он начинает задумываться: что-то, может быть, не так. То есть сначала он не видит, а только потом начинает более тонкие вещи видеть. Есть замечательное изречение. «Душа, знающая, что она обязана исповедовать грехи свои, – говорит святой Иоанн Лествичник, – этой самой мыслью, как бы уздою, удерживается от повторения прежних согрешений. Напротив того, не исповеданные грехи, как бы совершенные во мраке, удобно повторяются». То есть когда человек не исповедуется, он и забывает грехи, это у него становится привычкой. А вот как раз привычка – это навык, а от навыка очень трудно избавиться.

http://pravoslavie.ru/65484.html

Жил в темной пещере. 10. ПРЕПОДОБНЫЙ МОИСЕЙ чудотворец (20 июля) Носил железный пояс и крест своей работы. Любил псалмопение и земные поклоны 11. ПРЕПОДОБНЫЙ ИЛЛАРИОН СХИМНИК (21 окт.) По мнению некоторых, он был в миру священником села Берестова и стал митрополитом Киевским, знаменитым проповедником. В обители он писал книги в келье прп. Феодосия, в то время когда прп Феодосий прял нитки, а прп. Никон сшивал книги. 12. ПРЕПОДОБНЫЙ АРСЕНИЙ трудолюбивый (8 мая) Он никогда не был праздней, но всегда занимался или трудом, или молитвой, а пищу принимал по захождении солнца. 13. ПРЕПОДОБНЫЙ ПИМЕН постник, игумен (27 авг.) Днем занимался тяжелыми работами, ночью молился, а пищу принимал раз в неделю. 14. ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ затворник (см. 2 дек.) Жил в пещере (XIII в.), в безмолвии, и непрестанно стоял на молитве. 15. ПРЕПОДОБНЫЙ СИСОЙ схимник (6 июля) Великий пещерный подвижник. Предвидел свою кончину. 16. ПРЕПОДОБНЫЙ ГРИГОРИЙ чудотворец (8 янв.) Исцелял болящих сырыми овощами, которыми питался, пил одну воду. 17. ПРЕПОДОБНЫЕ ЛЕОНТИЙ (18 июня) и ГЕРОНТИЙ (1 апреля) Малолетние канонархи, разделяли подвижническую жизнь взрослых иноков в подземном монастыре и оба были пострижены в мантию. Прп. Геронтий произнес стих: «Изведи из темницы душу мою» — и скончался. Прп. Леонтий заступил его и, произнеся стих: «Меня ждут праведницы», предал душу свою Господу. 18. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАВЕЛ послушливый (10 сент.) Никогда не нарушал волю настоятеля и не был в праздности. В свободное время или молился, или молол на жерновах. 19. ПРЕПОДОБНЫЙ НЕСТОР некнижный (28 окт.) Ни разу не задремал во время богослужения и старался думать лишь о Боге. Не раз в церкви видел Христа и ангелов и предвидел день своей кончины. 20. ПРЕПОДОБНЫЙ ТИТ воин (27 февр., см. его житие на эту дату) 21. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАМВА (ПАМВО) послушливый и затворник (18 июля) Будучи на послушании, был захвачен язычниками и на понуждение отречься от Христа и пытки исповедал Единого Господа, могущего спасти его от плена. Ангел освободил его от уз и поставил здравым в келью.

http://sedmitza.ru/lib/text/437597/

Кроме того, это обстоятельство из жизни прп. Антония и др. подвижников, могло содействовать появления в богослужебном уставе прокимнов, versicula, capitula и т.п., которых IV-V в. еще не знали. Очень рано прп. Антоний сознал необходимость присоединить к молитве и ручной труд, мысль о чем, как очень важная и новая, по преданию, внушена преподобному особым видением (бывшим уже на втором месте его подвигов) – ангела в монашеской одежде, плетущего в промежутках между молитвою веревку из пальмовых листьев 908 . С этого времени до конца жизнь он молитву перемежал плетением корзин и рогож из пальмовых листьев. В рассказе Лавсаика об искусе, которым подверг прп. Антоний св. Павла Простаго пред допущением его к себе в ученики, описывается отчасти молитвенно-подвижнический день самого прп. Антония. После работы прп. Павла (над плетением веревки) продолжавшейся до 9 часа, прп. Антоний хочет, по-видимому, предложить ему пищу; но в целях испытания откладывает это до захода солнца. Тогда «Антоний принес и положил на стол четыре сухих хлебца, унций по 6 каждый, и размочил один для себя а для него три, потом начал петь псалом, какой знал он и пропев его двенадцать (с. 201) раз, столько же раз молился, чтобы и в этом испытать Павла (оттянуть время еды). После 12 молитв Антоний сказал ему: пойди ешь. Воспретив однако затем есть, преподобный «сказал ему: вставай, помолись и ложись спать. В полночь Антоний разбудил его на молитву», и продолжал молиться до девятого часа дня. После трапезы, бывшей поздно вечером, Антоний прочитал 12 молитв и пропел 12 псалмов. После молитвы они уснули немного первым сном; потом опять встали и пели псалмы от полуночи до самого дня» 909 . Таким образом, в молитве у прп. Антония наблюдается определенный порядок (чин) как в отношении часов ее, так и количества. Дальнейшее отшельничество. Прп. Сисой Великий Раз появившись, подвижничество не могло не развиваться и не расти не только в объеме, но и в степени и силе. Действительно, следующие после Антония Великого отшельники разрабатывают в частностях и усовершенствуют до возможных пределов подвижничество, иночество.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Преподобный Макарий высказывает мысль, что он не встречал совершенных людей на земле. Даже у самых совершенных, по его словам, есть нечто гордостное. В самом деле – во всех наших добрых делах и свершениях есть мысли, чувствования греховные. Всяк дар совершенен только свыше. А наши дары – они далеко не совершенны. Прочитав обо всём этом, я подумал: «Господи, значит, я и не начинал своего покаяния?» Впервые мне стало страшно. В тот момент я по-настоящему испытал особенный страх Божий, которого у меня до этого не было. Подумайте: если у ребенка «выключить» страх, то он, если выживет, кем будет? Инвалидом. Потому что страх – это то, что ограждает дитя от всевозможных опасностей. От высоты, с которой можно упасть и разбиться; от раскаленного утюга, об который можно обжечься, и так далее. Страх – это защита. Так же и у христианина должен быть страх Божий. Только имеется ли он у нас? До святителя Игнатия, изменившего мое сердце, я считал себя нормальным христианином и думал, что, если Господь меня завтра заберет к Себе, Царствие Божие мне обеспечено. Но, прочитав примеры из жизни святых отцов, высказывания которых Святитель приводит, я был потрясен. Вспомним, как умирал Сисой Великий. Лежа на смертном одре, он увидел Ангелов, пришедших за его душой, и попросил их дать ему еще хоть краткое время на покаяние. И это просьба преподобного, обладавшего даром чудотворения, воскресившего умершего отрока! А ведь я и тысячной доли не имею из того, что имел он! Святитель Игнатий (Брянчанинов) привел меня к монашескому житию. Думается, что не только меня... Еще один важный момент: для многих этот чудный святитель стал мостиком между ними и древними подвижниками. Помню себя абитуриентом: лежу в Одессе на монастырском пляже и пытаюсь читать – сейчас уж точно не скажу, то ли «Невидимую брань» Никодима Святогорца, то ли «Слова подвижнические» Исаака Сирина. И будто на китайском читаю. Потом в более серьезной обстановке пытался вникнуть – нет, не ложится на сердце. Но после знакомства с трудами святителя Игнатия я заметил удивительную особенность: творения других святых отцов Церкви стали понятными и близкими.

http://pravoslavie.ru/104861.html

Наконец лицо подвижника просияло как солнце, и в то же время он воскликнул: - Смотрите, Господь идет ко мне», - и с этими словами переселился в иной мир. Думается, у такого человека есть чему поучиться в жизненном плане. Вспомним, что о нем сохранилось в предании. Сказал авва Сисой Великий: Будь обесчещен (т. е. с полным терпением и охотно переноси бесчестия), вполне отвергнись своей воли, отвергни все, что приводить к попечениям мира сего и к рассеянности, и найдешь спокойствие. Брат спросил авву Сисоя: отчего не отступают от меня страсти? Старец отвечал: залоги их находятся в тебе; выдай им залоги их, и они удалятся. Брат спросил авву Сисоя: намереваюсь хранить мое сердце. Старец отвечал ему: как возможем охранять наше сердце, когда язык наш подобен отверстым дверям. Брат сказал авве Сисою: усматриваю, что память Божия (умная молитва) постоянно пребывает во мне. Старец сказал: это невелико, что ум твой постоянно направлен к Богу; велико то, когда кто увидит себя худшим всякой твари. Сказал авва Сисой: Какое бы ни случилось искушение с человеком, он должен предавать себя воле Божией и исповедывать, что искушение случилось за грехи его. Если же случится что доброе, должно говорить, что оно устроилось по промыслу Божию. Некоторые спросили авву Сисоя: если брат подвергнется падению, должно ли ему каяться в течении года? Он отвечал: жестоко - слово это. Они сказали: и так в течении шести месяцев. Он отвечал: много. Они предложили сорок дней, а он и этот срок назвал излишним. Они сказали: сколько же ты назначишь? и то скажи: если падет брат, и случится вечеря любви, должно ли ему придти на эту вечерю? Старец отвечал им: нет! он должен приносить покаяние в течении нескольких дней. Верую Богу моему: если брат будет приносить покаяние от всего сердца своего: то в три дня примет его Бог. Брат сказал авве Сисою: авва! что делать мне? я пал. Старец отвечал: встань. Брат сказал: я встал, и опять пал. Старец отвечал: снова встань. Брат: доколе же мне вставать и падать? Старец: до кончины твоей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Авва Иосиф спросил авву Сисоя: в какое пространство времени человек может искоренить свои страсти? Старец сказал: ты хочешь знать о времени (о годах)? Да, отвечал Иосиф. Старец сказал ему: в то время, в которое восстанет какая-либо страсть, искореняй ее. Брат спросил авву Сисоя: как мне проводить жизнь? как спастись? как угодить Богу? Старец отвечал: если хочешь угодить Богу, то исступи из мира, отделись от земли, оставь тварь, приступи к Творцу, совокупи себя с Богом молитвою и плачем, и обретешь покой в этом и в будущем веке. Брат спросил у аввы Сисоя, как ему жить? Старец отвечал: то, чего ты ищешь, обретается строжайшим безмолвием и смирением. Брат спросил авву Сисоя: что приводит к смиренномудрию? Старец сказал ему: когда кто будет подвизаться, чтоб признавать каждого человека лучшим себя: то этим доставится ему смиренномудрие. Поведал один из старцев: просил я авву Сисоя сказать мне назидательное слово; он сказал мне: монах мнением о себе должен быть ниже идолов. Я возвратился в хижину мою, и не поняв, чтоб значило быть ниже идолов, по прошествии года опять пришел к старцу и сказал ему: что значит быть ниже идолов? Старец сказал мне: Писание говорит о идолах, что уста имут, и не глаголют; очи имут, и не видят; уши имут, и не слышат (Пс. 134, 16-17): таким должен быть и инок. Идолы суть мерзость: и монах да думает о себе, что он мерзость. Некоторый мирянин шел с сыном своим к авве Сисою в гору аввы Антония. На пути сын умер. Отец не смутился, но с верою отнес его к авве и припал к ногам его вместе с сыном, как бы кланяясь ему, чтоб почить благословение. Потом отец встал, и оставив отрока при ногах аввы, вышел из келлии. Старец, полагая, что отрок продолжает поклонение, и не зная, что он умер, сказал ему: встань и поди отсюда. Отрок немедленно встал и вышел вон. Отец, увидев его, удивился; вошедши в келлию, он поклонился авве до земли и сказал ему о случившемся. Старец, услышав это, опечалился, потому что не хотел совершать знамений, а ученик его запретил мирянину сказывать кому-либо о совершившемся чуде до смерти старца.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

С Божьей помощью, храм к концу 2011 года был построен и 14 января 2012 года состоялось его великое освящение, которое возглавил Преосвященнейший Евлогий, епископ Сумской и Ахтырский. В освященной церкви Преосвященный возглавил Божественную литургию по чину святителя Василия Великого и на малом входе удостоил настоятеля протоиерея Василия Коровца награждения орденом УПЦ святого великомученика Георгия Победоносца. По отпусте были возглашены уставные многолетия. Правящий архиерей тепло поздравил настоятеля храма и прихожан с праздником освящения храма и вручил благотворителям церковные награды. Святыни [ править править код ] Благоверный великий князь Георгий (Юрий), Владимирский чудотворец. Небесный покровитель храма В храме имеются частицы мощей таких святых: Благоверный великий князь Георгий (Юрий), Владимирский чудотворец (+1238) Преподобный Герасим Иорданский (+451) Мученик Зосима Кононейский (ок. 89-117) Преподобный Сисой схимник, в Дальних пещерах Преподобный Онуфрий молчаливый, Печерский (XII) Святитель Митрофан Воронежский Преподобный Пимен, постник Печерский, в Ближних пещерах Богослужения [ править править код ] Богослужения в храме совершается каждую субботу в 17:00 - Всенощное Бдение, воскресенье 7:30 - 3,6 часы, 8:00 - Божественная Литургия, а также в праздничные дни. Каждый четверг в 17:00 молебен о недужных, после молебна — беседа перед крещением. Актуальное расписание богослужений Праздники: Святого благоверного великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, Владимирского - 17 февраля, 17 марта Местонахождение [ править править код ] Адрес: Украина, г. Сумы, ул. Марка Вовчка,2 Телефон настоятеля: 066-744-54-72 , 78-29-64 (протоиерей Василий Коровец) Где остановиться [ править править код ] Отель " Воскресенский " расположен в деловом центре Сум, рядом с Воскресенским собором. Архитектура здания гостиницы сочетает классику с современными формами конструктивизма. Имеется сауна с небольшим бассейном, закрытый гараж и неохраняемый паркинг у входа. Номера: Каждый из 28 номеров гостиницы выполнен в собственном неповторимом стиле. Все номера с удобствами.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_благоверн...

Преподобный Макарий посетил преподобного Антония Великого, который высоко оценил его добродетели и сделал одним из своих учеников и духовных наследников . Вернувшись затем в Скит, он стал брать в ученики все больше и больше людей, поэтому его можно называть подлинным основателем этого знаменитого центра православного монашества. Среди его первых учеников были такие звезды, сияющие на духовном небесном своде, как авва Моисей (память 28 августа), авва Сисой (память 6 июля), авва Исаия (память 3 июля), авва Айо, авва Захария (память 24 марта) и другие великие подвижники. Каждый жил в отдельной келье, занимаясь всю неделю каким-нибудь физическим трудом, дававшим пропитание, а если представлялся случай, то денег хватало и на милостыню. Особенно же полезен был такой труд для борьбы c унынием и для поддержания разума в бдящем состоянии. Монахи Скита вели очень суровую, наполненную подвигами жизнь c единственной целью – держать ум постоянно сосредоточенным на Боге. Они достигали этого чистой молитвой, которую поддерживали чтением наизусть псалмов и длинных текстов из Священного Писания. Когда в пустыне была выстроена церковь, все монахи стали там собираться по субботним вечерам, служили всенощную и причащались святых таин. Наутро, после Божественной литургии, они сообща трапезовали – для многих это был единственный прием пищи за неделю – и затем свободно беседовали, испрашивая душеполезных наставлений у более опытных отшельников. После этого все расходились по кельям, набрав пальмовых листьев, необходимых для работы на протяжении следующей недели. Поскольку количество учеников и просто посетителей неуклонно росло, преподобный Макарий несколько раз менял место своих подвигов. Он жил вдалеке от других келий, всего c двумя спутниками поблизости. Святой соорудил подземный ход, который вел из его кельи в отдаленную пещеру, чтобы иметь возможность удаляться туда без ведома кого-либо и сохранять ум нерассеянным, когда визиты к нему становились слишком частыми. Поначалу каждый раз, когда преподобный Макарий хотел участвовать в Божественной литургии, он должен был идти пешком по раскаленной пустыне в Нитрию, расположенную более чем в 60 километрах от его кельи. Такой путь был слишком труден для его учеников, поэтому, по настоянию преподобного Антония, Макарий согласился принять рукоположение и стал пресвитером в 40 лет.

http://pravoslavie.ru/51313.html

У преподобного был ученик Аполлос, которому диавол внушил сильное желание священнического сана. В сновидениях ему являлись бесы в образах святителей и хиротонисали его во епископа. Аполлос стал упрашивать старца, чтобы тот повелел ему идти в город к архиерею и принять священство. Старец же воспрещал ему это, вразумляя не искать сана выше своего достоинства. Огорчившись постоянным наставлением святого, Аполлос тайно ушел от него в Александрию, чтобы там, при содействии родственников, получить пресвитерский сан. Когда Аполлос шел по дороге, то встретил беса в образе высокого человека. Он был наг, черен, с отвратительным лицом, с толстыми губами и железными когтями. Имея звериное подобие, он в то же время одновременно был похож и на мужчину, и на женщину. Распространяя смрад, бес приблизился к Аполлосу, с неимоверным бесстыдством бросился к нему на шею, стал обнимать и целовать его. Аполлос ограждал себя крестным знамением и вырывался из объятий беса, но тот не отпускал его. Будучи не в состоянии переносить его смрад и бесстыдство, Аполлос возвел очи на небо и громко возопил: «Боже, молитвами отца моего Сисоя, помоги мне и избави меня от сей напасти!». Тогда бес отступил от него и сказал: «Я хотел сделать тебя священником и епископом, но молитвы Сисоя отгоняют меня от тебя». После этого бес стал невидим. Объятый сильным страхом, Аполлос возвратился к старцу. Сильна была молитва преподобного. Она и от другого ученика его Авраама отогнала мучившего его злого духа. Преподобный Сисой имел непрестанное памятование о Боге. На вопрос одного пустынника, как он смог достичь этого, преподобный заметил: «Это еще немного, сын мой, важнее того – считать себя ниже всех, потому что такое уничижение способствует приобретению смирения». Спрошенный монахами, достаточно ли одного года для покаяния впадшему в грех брату, святой старец сказал: «Я верую в милосердие Человеколюбца Бога, и если человек покается всей душой, то Бог примет его покаяние в течение трех дней». Когда преподобный Сисой лежал на смертном одре, окружавшие старца ученики увидели, что лицо его просияло. Они спросили умирающего, что он видит. Авва Сисой ответил, что он зрит святых пророков и апостолов. Ученики спросили, с кем преподобный беседует? Он сказал, что пришли ангелы за его душой, а он просит их дать ему еще хоть краткое время на покаяние. «Тебе, отче, нет нужды в покаянии», – возразили ученики. «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего», ответил великий старец. После этих слов лицо святого просияло так, что братия не дерзали на него смотреть. Преподобный успел сказать им, что видит Самого Господа, и святая его душа отошла в обители Царства Небесного. Блаженная кончина святого последовала в 429 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010