Никакой нет пользы изучать науки, если душа не будет иметь доброй и богоугодной жизни. Причина же всех зол есть заблуждение, прелесть и неведение Бога. Преподобный Антоний Великий. (1, с. 68.) Малодушие и порицание кого-либо мятежом исполняют ум и не дают ему видеть свет Божий. Преподобный Исаия. (1, с. 425.) Возненавидь все в мире и спокойствие телесное, ибо это сделало тебя врагом Бога. Как человек, имеющий врага, сражается с ним, так и мы должны сражаться с телом, а не покоить его. Авва Исаия. (2, с. 5.) Никто не может поступить в воинство Христово, если не будет весь как огонь и не презрит честь и покой и если не отсечет пожелания плоти и не сохранит все заповеди Божии. Авва Моисей. (2, с. 70.) Если человек плотский решается приступить к изменению себя самого, сперва он умирает и делается бесплодным для той прежней лукавой жизни. Преподобный Макарий Великий. (1, с. 189.) Будь смиренным, отвергайся своей воли, не имей земных попечений – и обрящешь покой (см. Мф. 11: 29). Авва Сисой. (2, с. 7.) Широта сердца есть упование на Бога, а теснота его – забота житейская. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 548.) Если ты, живя в городе, измождаешь тело свое Бога ради и человечество тамошнее в ревности станет чтить тебя за это, оставь его и устройся в другом месте – чтобы труд твой не сделался бесплодным; но если ты победил уже тщеславие, не внимай человечеству, зная, что Бог вместе с тобою соблаговоляет тому что ты творишь. Преподобный Исаия. (1, с. 297.) Добрым и мудрым человеком вдруг сделаться нельзя; но сие достигается внимательным обсуждением, упражнением, опытом, продолжительным подвигом и, [главное], сильным желанием доброго дела. Преподобный Антоний Великий. (1, с. 70.) Молитва не совершенна без мысленного взывания. Нерассеянно вопиющий ум слышит Господь. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 541.) Послушание, отсечение своей воли в смирении без труда, чистота, перенесение оскорблений, стерпевание слова ближнего без тяготы – вот что есть смиренномудрие. Преподобный Исаия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Обратитесь на путь Евангелия Христова и крепко держитесь его, чтобы ваше взаимное единодушие вечно процветало и было достоянным, и вновь обратит к вам лицо Свое Господь, и вместе с миром снизойдет на вас благодать Божиего Духа. Святитель Григорий Палама ( 65, 18 ). Если будем творить добро – водворится в нас мир «Плод же духа: любовь, радость, мир...» ( Гал. 5, 22 ). Поэтому если мы, оставив образы, воспримем истину и дух Писания, тотчас же откроется нам прежде всего любовь и, Переходя от нее к радости, мы обретем мир... ...Не будем думать, что мир состоит только в том, чтобы не ссориться с другим человеком: мир Христов, то есть наследие наше, бывает с нами, когда спокойная мысль не возмущается никакими страстями. Блаженный Иероним. Творения, кн. 17, Киев, 1903, с. 163, 182–183. Если человек не положит в сердце своем, что кроме его одного и Бога никого другого нет в мире, то не сможет обрести спокойствия в душе своей. Преподобный Антоний Великий ( 82, 68 ). Пока человек не возлюбит Бога от всей крепости своей, пока не прилепится к Богу всем сердцем своим, до тех пор не даруется ему покой от Бога ( 82, 141 ). Мир души – от повиновения ее сил уму. Преподобный авва Исаия ( 82, 216 ). Отрекись от своей воли, отвергни все, что приводит к заботам мира сего и к рассеянности, и найдешь спокойствие. Преподобный Сисой Великий ( 82, 350 ). Будем исполнять волю Отца, призвавшего нас к жизни, будем более стремиться к добродетели, оставив дурные склонности, предшествующие грехам, избежим нечестия, чтобы не постигло нас зло. Ибо если мы будем стараться делать добро, то водворится в нас мир. По этой-то причине не найти его тем, которые приносят страх человеческий, предпочитая здешнее наслаждение будущему обетованию. Святитель Климент Римский ( 1, 124–125 ). Отвергни оправдания и будешь спокоен в краткие дни земного странствия твоего ( 82, 335 ). Если будем искать покоя, то он будет убегать от нас; если же будем убегать от покоя, то он погонится за нами. Преподобный Пимен Великий ( 82, 334–335 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Увы, это факт, от которого никуда не уйти. И он показывает, что не отдельные единицы в человечестве заблуждаются, нет и нет (к сожалению, только единицы не заблуждаются), а это какое-то парадоксальное всечеловеческое свойство. Если посмотрим теперь на отдельного человека, точнее, если у человека хватит нравственных сил " к себе оборотиться " , на себя посмотреть, то он увидит картину не менее впечатляющую. Апостол Павел точно ее охарактеризовал: " Бедный я человек, делаю не то доброе, что хочу, а то злое, что ненавижу " . И действительно, каждый, кто хотя немного обратит внимание на то, что происходит в его душе, соприкоснется с самим собой, то не может не увидеть, насколько он духовно болен, насколько подвержен действию различных страстей, порабощен им. Бессмысленно спрашивать: " Зачем ты, бедный человек, объедаешься, опиваешься, лжешь, завидуешь, блудишь и т. д.? Ты же этим убиваешь самого себя, разрушаешь семью, калечишь своих детей, отравляешь всю атмосферу вокруг себя. Зачем бьешь себя, режешь, колешь, зачем губишь свои нервы, психику, само тело? Ты понимаешь, что это губительно для тебя? " Да, понимаю, но не могу этого не делать. Василий Великий как-то воскликнул: " И не зарождалось в душах человеческих более пагубной страсти, нежели зависть " . И, как правило, человек, страдая, не может справиться с собой. Здесь, в глубине своей души каждый разумный человек постигает то, о чем говорит христианство: " Делаю не то доброе, что хочу, а то злое, что ненавижу " . Это здоровье или болезнь?! В то же время для сравнения посмотрите, как может меняться человек при правильной христианской жизни. Те, которые очистились от страстей, приобрели смирение, " стяжали, - по слову преподобного Серафима Саровского, - Духа Святого " , приходили к любопытнейшему с психологической точки зрения состоянию: они начинали видеть себя худшими всех. Пимен Великий говорил: " Поверьте, братие, куда будет ввержен сатана, туда буду ввержен я " ; Сисой Великий умирал, и лицо его просветилось, как солнце, так что на него невозможно было смотреть, а он умолял Бога дать ему еще немного времени на покаяние. Что это? Лицемерие какое-то, смиренничание? Да избавит Бог. Они, даже в мыслях боялись согрешить, потому говорили от всей своей души, говорили то, что действительно переживали. Мы же этого совсем не чувствуем. Я переполнен всякой грязью, а вижу и чувствую себя очень хорошим человеком. Я хороший человек! Но если что-то и сделаю плохо, то кто без греха, другие не лучше меня, да и виноват не столько я, сколько другой, другая, другие. Мы не видим души своей и потому столь хороши в своих глазах. Как разительно отличается духовное зрение человека святого от нашего!

http://zavet.ru/smv/pr/001osipov.htm

Технически язык XVII в., конечно, образовался на основе того понимания, какое соединялось с этим выражением в XV – XVI веке, а в описях Успенского собора, из которых самые ранние дошли до нас от первой четверти XVII в. – в описях этих деисусом называется нижний ряд иконостаса, праздниками – второй, пророками – третий. в.) Под 1508 г. (П. С. Р. Л. т. VI – 247) говорится о великом князе Василии Ивановиче, что он «повеле на своем дворе церковь .... славного благовещения (Благовещенский собор) подписати златом». Дело идет о стенописи. Затем читается: «такоже повеле иконы все церковные украсити и обложити сребром и златом и бисером». Какие же иконы? «Деисус, праздники и пророки». Речь идет об иконостасе, который здесь отделяется от стенописи под именем деисуса, праздников и пророков. Нельзя отнести этих выражений к иконам вообще, потому что их было, без сомнения, гораздо больше, а не эти только три группы 8 . Любопытную особенность открытой стенописи составляет ее содержание. Здесь мы видим целый ряд святых из лика преподобных, в числе 20 изображений, из которых восемнадцать имеют надписи, а два лица остаются неизвестными. Расположены они по обе стороны царских дверей: 9 на правой и 11 на левой стороне от зрителя, в следующем порядке. По правую сторону: неизвестный преподобный – без надписи, – далее Савва (освященный), Симеон (столпник), Арсений, Пимен, Иоасаф царевич (цр55;ь Иаса55;ф, как значится в надписи), Варлаам, Нил и препод. Сисой. По левую сторону: Антоний (Великий), Евфимий, Ефрем Сирин , Исаак Сирин , Феодосий (Великий), неизвестный святой без подписи, Павел (Фивейский), Иоанн (кущник. Представлен юношей и с книгой в руке), Иоанн лествичник , Парфений (Лампсакийский) и Алексей человек Божий. Всего 20 изображений, из которых крайнее с левой стороны заходит за северную дверь алтаря, над которой изображен Спас, «благое молчание», или поясное изображение Христа в юношеском образе, со сложенными на груди крестообразно руками и Херувимом с правой стороны (от зрителя).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

О втором случае воскрешения мертвого пр. Макарием передает авва Сисой, как очевидец. Как-то авва Макарий с семью братьями нанялись для жатвы. Одна женщина собирала за ними колосья и горько плакала. Хозяин поля поведал, что муж её получил на хранение золото и умер внезапно, не успев сообщить жене, куда он спрятал сокровище, и теперь его жене и детям за долг предстоит идти в рабство. Пр. Макарий, отправившись на могилу умершего и помолившись, спросил его, где золото. Мертвый отвечал из могилы, указав место. «Почивай опять, – сказал ему авва, – до дня всеобщего воскресения». Братия от страха упали к ногам преподобного, старец же сказал: «Все это произошло не ради меня, ибо я ничто, но ради вдовицы сея и детей её сотворил Бог чудо сие. Знайте же, что Бог соизволяет безгрешной душе, и чего она ни попросит от Него, получает». О третьем случае воскрешения сообщает пресвитер Руфин. К пр. Макарию прибежал один человек, спасаясь от преследователей, обвинявших его в убийстве. Пр. Макарий отправился со всеми к могиле убитого и сказал ему: «Верою Иисуса Христа Сына Божия повелеваю тебе ответить нам, тем ли человеком убит ты, который приведен сюда?». Мертвец ответил отрицательно. На просьбу же присутствовавших узнать у мертвого истинного убийцу, пр. Макарий ответил отказом. Множество больных и паломников стекалось к пр. Макарию. Для них в монастыре была устроена гостиница. Преподобный имел обычай каждый день исцелять, помазуя елеем, лишь одного больного с мудрой целью, чтобы больные, пребывая дольше в монастыре, получали духовную пользу. Однажды пришел пресвитер с головой, пораженной гангреной, со сквозными ранами на шее. Пр. Макарий объяснил причину этого: пресвитер дерзал литургисать после совершенного им греха прелюбодеяния. Пресвитер обещал никогда больше не служить, и пр. Макарий исцелил его. О необыкновенной силе молитвы преподобного и о его прозорливости говорит следующий случай: его молодой ученик продавал в городе корзины и рогожи. Здесь он подвергся опасности падения, так как одна блудница, уязвленная красотой юноши, хитростью, под предлогом покупки, завлекла его к себе. Когда она стала склонять его ко греху, послушник воззвал ко Господу: «Христе и Царю, избавивый отрока Своего из чрева китова, избавь и меня от сего греха!» И мгновенно был он восхищен и очутился в своей келье в пустыне, где он увидел пр. Макария, который видел духовными очами своего ученика в опасности и молился о нём Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Плоды: Тело должно покориться душе, а душа — духу. Воздержание является родоначальной, основной по отношению к другим добродетелям. Блудной страсти противостоит ЦЕЛОМУДРИЕ Целомудрие – совершенное подчинение тела душе, чистота души и тела. Условия стяжания: Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний. Уклонение от сладострастных бесед, скверных слов, хранение чувств, особенно зрения, слуха и осязания. Телесные труды. Пост, молитва. Избегать всего, что может положить и малейшее пятно на чистоту души. Целомудрие есть воздержание и преодоление (всяких) похотей борьбою. Примеры, после Иисуса Христа: Богородица, Равноапостольная Фекла, мученица Пелагея дева, благоверная княгиня Иулиания Вяземская. Плоды: Телесная и духовная чистота. Сребролюбию противостоит НЕСТЯЖАНИЕ Нестяжание – удовлетворение себя (одним) только необходимым. Условия стяжания: Любление евангельской нищеты. Примеры, после Иисуса Христа: преподобный Нил Сорский , блаженная Ксения Петербургская. Плоды: Милосердие к нищим, презрение к роскоши, готовность отдать последнее. Гневу противостоит КРОТОСТЬ Добродетель кротости заключается в совершенном безгневии и неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах. Условия стяжания: Послушание. Испрашивание помощи у Бога. Самоукорение. Примеры, после Иисуса Христа: преподобный Павел Препростый, святитель Спиридон Тримифунтский Плоды: Терпение, безгневие, возможность при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться. Печали противостоит ПОКАЯНИЕ Покаяние — фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной к житию по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу. Условия стяжания: Совершение в течение всей человеческой жизни, (никогда не бывает излишним) Примеры, после Иисуса Христа: Авва Сисой Великий, Апостол Петр Плоды: Видение своей греховности, появление желания служить ближним, нрав становится непритворным и нелицемерным. Переход на качественно иной образ мыслей. Унынию противостоит ТРЕЗВЕНИЕ

http://azbyka.ru/o-dobrodetelah

Игумения несет ответственность за души сестер. Во время поставления в сан читается особенная молитва, где Господом ей поручаются души сестер, которые она должна привести ко Христу и за которые даст ответ в день Страшного суда. В этом вся тяжесть креста игумении — ответить не только за себя, но и за вверенные души. Ведь на самом деле никто из нас не сможет ничего сказать в свое оправдание. Если такие праведники, как преподобный Сисой Великий, перед кончиной говорили, что не знают, положили ли начало покаянию и угодны ли Господу их дела, то что сказать нам, грешным, о себе? Эта ответственность только повергает нас к стопам Спасителя и Матери Божией с мольбой о помощи исполнить послушание, потому что человеческими силами это невозможно. Игумения Сергия, настоятельница Дивеевской обители, самого большого женского монастыря в России, когда ее попросили на одной из наших встреч поделиться опытом созидания монастыря и спросили, что ей помогает в игуменском служении, ответила, что, прежде всего, конечно, молитвы ко Господу и осознание своей немощи. Матушка тогда сказала: «Я понимаю, что сама не могу управить своих сестер, поэтому всегда молюсь за них и возлагаю все упование на Господа, на Владычицу Небесную, на преподобного Серафима». — Матушка, Вы являетесь членом Президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. В этом году Комиссию Присутствия по вопросам организации монастырей и монашества возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Проект «Положения о монастырях и монашествующих» при обсуждении в сети собрал очень большое количество комментариев. В каком состоянии находится документ в настоящее время и почему, как Вы думаете, к нему проявили такой интерес не только монашествующие, но и миряне? — Проект «Положения о монастырях и монашествующих» подготовлен Комиссией по вопросам организации монастырей и монашества и передан в Секретариат Присутствия для рассмотрения на Архиерейском Соборе. В настоящее время Комиссия под председательством Высокопреосвященного митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия разрабатывает образец Устава внутренней жизни монастыря. Это важные документы, которые помогают нам организовать как внешнюю, так и внутреннюю монашескую жизнь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4313552...

Учтите, Франциск Ассизский – это не какой-нибудь маленький святой. Это светило первой величины в западной Церкви. Это светило, которое у нас сколько людей превозносят, только почитайте вступление Дурылина в книге «Цветочки Франциска Ассизского», как он там пишет, как он превозносит Франциска! Сами апостолы, оказывается, ниже его. Вот это тщеславие и гордыня порождаются самим догматическим учением Церкви. Для широкого круга людей вся догматика – это достаточно сложная область и скучная. Когда же коснешься ее преломления в непосредственной духовной жизни человека, начинаешь понимать, какое огромное значение имеет то или иное понимание того, что совершил Христос. Сверхдолжные заслуги. Христос говорит: если бы вы сотворили все, повеленное вам, говорите и думайте, что вы рабы неключимые. Если мы возьмем и рассмотрим психологию тех, кого Православная Церковь именует величайшими святыми. Их в истории не так много, тех, кого церковь называет великими: Антоний Великий, Афанасий Великий, Макарий Великий. Их не так много. Но если мы посмотрим на их психологию, как они себя мыслили, как они себя чувствовали! Вот поразительный пример, который мы встречаем в жизни преподобного Сисоя Великого. Перед смертью, когда собрались вокруг него все его сподвижники и ученики, он молится, его спрашивают: “О чем ты молишься, Сисой?” – “Чтобы дал Бог мне еще время на покаяние”. – “Сисой, тебе ли каяться?” А его лицо при этом становилось все более и более просветленным и сияющим. Настолько сияющим, что на него было уже трудно смотреть. Он ответил так, что до сих пор приходится удивляться: “Поверьте, братья, я не знаю, положил ли я хоть начало покаяния моего”. Обращаю ваше внимание: человек умирает, ни о каком лицемерии и речи не может тут идти. Мы находим подобные же примеры сколько угодно. Те, кто тут сидит, и те, кто читает утренние молитвы, не могли не обратить внимание, например, на утреннюю молитву Макария Великого. Поразительная молитва, очень краткая, но подумайте, что он говорит, Великий Макарий, которого называли “земным богом”: “Боже, очисти мя грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою”. Т.е. я ничего доброго перед Тобой не сделал. Это он, Макарий, так говорит.

http://pravmir.ru/chto-takoe-pravoslavie...

Можем ли мы говорить, что коль Господь дал Своему угоднику повеление «держи ум твой во аде и не отчаивайся», то эта заповедь обязательна и для нас? И да, и нет. Все мы ежедневно исповедуем веру в Господа, «паки грядущего судити живых и мертвых», признаем себя «достойными всякого осуждения и муки» и не теряем упования на человеколюбие Божие, но крепко держать свой ум во аде - дело духовных богатырей. Это видно из того, какое толкование давал сам преподобный Силуан следующей патериковой истории: «Некий брат пришел к авве Сисою в пору аввы Антония. И когда они разговаривали, брат сказал авве Сисою: " Отче! неужели ты не достиг в меру аввы Антония? " Старец отвечает: " Каким образом я могу достигнуть в меру сего святого? Если бы я имел один из помыслов аввы Антония, то был бы весь как огонь. Впрочем, я знаю человека, который, хотя и с большим трудом, может носить помысл его " ». Помысл аввы Антония, по объяснению старца Силуана, - это тот самый, которому он научился от александрийского башмачника: «Все спасутся, один я погибну», - а человек, который может этот помысл носить, - сам преподобный Сисой Великий. Этот помысл мог носить и преподобный Феодор Студит, который чуть ли не в каждом своем огласительном поучении печально вздыхает о том, что один он будет осужден на вечные муки за свое нерадение, и надеется спастись только благодаря молитвам братии и их добродетельной жизни. Вздыхая так, святой Феодор никому не пытается привить этот огненный помысл аввы Антония, но в равной мере обращает внимание братии к мыслям и о райских благах, и об адских муках. Так и старец Силуан, свидетельствуя о том, какую великую пользу в духовной жизни он получил, стараясь держать ум во аде, побуждает других к этому очень мягко: «Надо осудить в душе самого себя, но не отчаиваться в милосердии и любви Божией. Нужно стяжать смиренный и сокрушенный дух, тогда отойдут все помыслы и очистится ум. Но надо знать при этом свою меру, чтобы не перетрудить души. Изучи себя и давай душе подвиг по силе ее».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

И неудивительно, поскольку “чужестранство” считалось в среде синаитских исихастов важной добродетелью. Монахи-синаиты пребывали на земле как странники, не имеющие “зде пребывающего града”, жили небесной жизнью, скрытой от других, до смерти. Не представляет в этом отношении исключения и преподобный Сисой Синаит. Считают, что он был одним из близких учеников святого Ромила и пришел с ним с Афона в окрестности Раванницы с. 200]. Как соученик, Сисой был в дружбе со святым Григорием Молчаливым.На Святой Афонской Горе преподобный Сисой был некоторое время игуменом монастыря Хиландар. В Сербии он находился в близких отношениях с князем Лазарем. Существует предположение, что он был его духовником с. 120]. Упоминается он и как духовник в Повелении княгини Милицы 1398 года с. 297].По кончине старца Ромила преподобный Сисой поселился в двенадцати километрах от Раванницы, в селе, которое, вероятно, ему подарила княгиня Милица для основания монастыря с. 297]. Впоследствии село и монастырь стали называться Сисоевец — по имени святого.Свой монастырь преподобный Сисой устроил по подобию соседней Раванницы. Расположение фресок в храме и даже надписи на свитках — все исполнено, как там с. 103]. На одной из фресок святой изображен ктитором монастыря: в правой руке он держит макет церкви с. 297].Преподобный Сисой посвятил свой монастырь также Господскому празднику, но не Вознесению, как в Раваннице, а Преображению. Это также является еще одним из доказательств, что обитель строил монах-синаит, поскольку в синаитско-святогорских кругах этот праздник был одним из наиболее почитаемых.Святой Сисой скончался в монастыре Сисоевец, где и был погребен. Народ почитает его как преподобного и чудотворца. Имя святого упоминается в 1509 году, когда русский великий князь Василий III распорядился в связи с прибытием в Москву старца Иоанникия за милостыней “дать игумену Феофану в обитель Преображения, где почивают мощи преподобного Сисоя, 40 соболей и 300 белых белок...” с. 120].Монастырь Сисоевец пришел в запустение, по-видимому, в конце XVII века.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010