Изучи себя и давай душе подвиг по силе ее» (с. 461). Духовный путь старца Силуана, в котором он следовал совету Самого Христа и который привел его к святости, до него был пройден многими отцами. Старец называет некоторых своих предшественников из числа святых отцов, объясняя свое понимание совета Христа. В первую очередь (с. 458) он цитирует слова св. Пимена Великого ученикам: «Поверьте, чада, где сатана, там и я буду» 53 . Во-вторых, он обращается к эпизоду из жизни св. Антония Великого , когда тот встретился с александрийским башмачником: «Все спасутся, один я погибну» . Здесь важно полностью вспомнить все, что ответил башмачник Антонию, когда тот, по откровению Божию, пришел к нему с вопросом, как он подвизается: «...я не знаю, чтоб когда-нибудь делал какое-либо добро; почему, вставши утром с постели, прежде чем сяду за работу, говорю: все в этом городе от мала до велика войдут в Царствие Божие за свои добрые дела; один я за грехи мои осужден буду на вечные муки. Это же самое со всею искренностью сердечною повторяю я и вечером, прежде чем лягу спать» 54 . В-третьих, старец считал 55 , что св. Сисой Великий имел в виду ту же мысль «все спасутся, один я погибну», когда вопрошал учеников: «Кто может носить помысл Антония? Впрочем, я знаю человека, который может носить этот помысл» 56 . О смирении в целом святые отцы оставили множество наставлений, близких опыту и наставлениям старца Силуана. Так же как и святой апостол Павел, говорящий: по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя ( Фил. 2:3 ), – они советуют почитать себя последним из всех людей и даже из всех творений 57 . Так, авва Пимен рассказывает, что «один брат спросил авву Алония: что значит уничижить себя? Старец отвечал: “Ставить себя ниже бессловесных” 58 ; сам же он советовал видеть себя хуже всякой твари» 59 . Авва Сисой говорит даже, что такое состояние души выше постоянной молитвы: «Брат говорил авве Сисою: “Я замечаю над собою, что памятование о Боге всегда со мною”. Старец отвечает ему на это: “Не важное дело, что ты размышляешь о Боге, но то важно видеть себя ниже всей твари.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Прежде рождества Дева – иконы Божией Матери, 17 окт. Призри на смирение – иконы Божией Матери, 16 сент. Прокопий вятский юродивый, 21 дек. Прокопий сазавский, 16 сент. Прохор пшинский, 15 янв. Псково-печерской иконы Божией Матери, 15 авг. и 7 окт. Псково-покровской иконы Божией Матери, 1 окт. Пуллий муч., мар. 26. Путивльвской иконы Божией Матери, мая 2. Ражден , грузинск. святой, 3 авг. Римской иконы Божией Матери, мар. 12. Ржевской иконы Божией Матери, нояб. 28. Роман киржачский, июля 29. Роман , угличский князь, февр. 3. Роман болгар, февр. 17. Ростислав , великий князь киевский, мар. 14. Руденской иконы Божией Матери, окт. 12. РуФ печерский, 28 авг. Репицкой иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7. Савва македонянин, 27 июля. Савва , архиеп. сербский, 30 авг. и 8 февр. Савва печерский, 24 апр. Савва тверский, 2 мар. Савва андрониковский, 13 июня. Савватий тверский, 2 марта. Сармеан муч., 21 авг. Свенской брянской иконы Божией Матери, 17 авг. Свенекой печерской иконы Божией Матери, 4 мая. Святогорской иконы Божией Матери, 17 июля. Свято-Ильинской иконы Божией Матери, 10 марта. Себежской иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7. Севастиан , преп. пошехонский, 18 дек. Семигорской иконы Божией Матери, 15 авг. Семиезерской иконы Божией Матери, 27 июня и 13 окт. Серапион , епис. владимирский, 12 июля. Серапион кожеозерский, 27 июня. Серапион псковский, 15 мая. Серапион печерский, 21 сен. Сергий малопинежский, 16 нояб. Сергий , печерский, 7 окт. Сергий шухтовский, 19 мая. Силуамской иконы Божией Матери, 1 авг. Силуан , схимник печерский, 28 авг. Силвестр обнорский, 25 апр. Силвестр печерский, 2 янв. Симеон верхотурский, праведный, 12 сент. Симеон , новгородский архиепископ, 10 февр. Симеон , переяславский епископ, 28 авг. Симеон , тверский епископ, 3 февр. Симон , владимирский епископ, 10 мая. Симон , воломский преподобный, 12 июля. Симон сойгинский, 24 нояб. Симон юрьевский, 4 нояб. Сисой , печерский подвижник, 21 сент. Сисой , другой печерский подвижник, 28 авг. Сицилийской иконы Божией Матери, 5 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Прославлен Константинопольской Церковью в 1987 г. Имя внесено в Месяцеслов Русской Православной церкви в 1992 г. Память празднуется 11 (24) сентября (преставление) и на Святой Горе Афон во второе воскресенье по Пятидесятнице (Собор всех Святых на Горе Афонской просиявших). См. о преп. Силуане: Архимандрит Софроний. Сахаров. Старец Силуан; Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Петрозаводск, 1992. С. 490–491. СИЛУАН схимник – преподобный киево-печерский, живший в XIV в.; память 28 августа (10 сентября). СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ , св. (949–1022) – монах Студийского монастыря, мистик, игумен монастыря Св. Мамонта; византийский религиозный писатель и философ, учивший о самоуглублении и очищении души личности, внутренне уединившейся для религиозной жизни. Его творчество обстоятельно исследовал архиепископ Василий (Кривошеин) . См. его кн.: Симеон новый Богослов . Брюссель, 1988. СИМЕОН МЕТАФРАСТ (перелагатель), или ЛОГОФЕТ (ок. X в.), – византийский агиограф, автор «Менологиона» – собрания житий на каждый день, сгруппированных по месяцам. Он собрал сохранившееся агиографическое наследие и отредактировал его. Последующие составители житий брали с него пример и осуществляли свою редакцию. Память в Православной церкви 9 ноября. СИСОЙ , преп. († 429) – подвижник, уединившийся на той горе, где до него подвизался Антоний Великий . СИСОЙ Печерский, преп. (XII–XIII вв.) – православный монах-затворник, погребен в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Память в Русской православной церкви 28 сентября (11 октября), 24 октября (6 ноября) и во 2-е воскресенье Великого поста (собор Киево-Печерских отцов). СОКРАТ (ок. 469–399 до P. X.) – древнегреческий философ, взгляды которого сохранились в сочинениях его учеников: Ксенофонта и Платона; один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – т. н. сократического метода; центральная тема философии С. – нравственная жизнь (благо, мудрость, справедливость и т. д.). Цель философии – самопознание как путь к по­стижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд цикуты). Для последующих эпох С. стал воплощением идеала мудреца.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Прямым последствием исповеди должно стать исправление человека, его отказ от тех грехов, в которых он принес покаяние. Святитель Василий Великий пишет: Не тот исповедует грех свой, кто сказал «согрешил я» и потом остается во грехе, но тот, кто, по слову псалма, обрел грех свой и возненавидел (см.: Пс. 35:3 ). Какую пользу принесет больному забота врача, если страдающий от болезни крепко держится за то, что разрушительно для жизни? Так нет никакой пользы от прощения неправд делающему еще неправду и от извинения в распутстве продолжающему жить распутно... Премудрый Домостроитель нашей жизни хочет, чтобы живший во грехах и потом дающий обет восстал к здравой жизни, положил конец прошедшему и после содеянных грехов сделал некоторое начало, как бы обновившись в жизни через покаяние. В большинстве случаев, однако, люди, приходя на исповедь, каются в тех же самых грехах, в которых они каялись раньше. Иными словами, исправления грехов и отказа от них в результате исповеди, как кажется, не происходит. В таких случаях человек не должен отказываться от исповеди, но, наоборот, вновь и вновь должен прибегать к Таинству покаяния как к спасительному лекарству. Сохранилась беседа преподобного Сисоя Великого (IV в.) с одним из монахов, который спросил святого: «Отче, что мне делать? Я пал». Сисой ответил: «Встань». Монах говорил: «Я вставал много раз и снова пал». Святой ответил: «Снова встань». Тогда монах воскликнул: «Так сколько же мне вставать?» Сисой ответил: «До смерти». Кроме того, как отмечает священник Александр Ельчанинов , человек не может объективно оценивать свой собственный духовный прогресс; нередко он сам не замечает постепенного исправления грехов, названных на исповеди: Раскаяние наше не будет полным, если мы, каясь, не утвердимся внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху. Но, говорят, как это возможно? Как я могу обещать себе и своему духовнику, что я не повторю своего греха? Не будет ли ближе к истине как раз обратное – уверенность, что грех повторится? Ведь опытом своим всякий знает, что через некоторое время неизбежно возвращаешься к тем же грехам; наблюдая за собой из года в год, не замечаешь никакого улучшения... Было бы ужасно, если бы это было так. Но, к счастью, это не так. Не бывает случая, чтобы, при наличии доброго желания исправиться, последовательные исповеди и Святое Причастие не произвели бы в душе благодетельных перемен. Но дело в том, что – прежде всего – мы не судьи самим себе; человек не может правильно судить о себе, стал ли он хуже или лучше... Возросшая строгость к себе, усилившаяся зрячесть духовная, обостренный страх греха могут дать иллюзию, что грехи умножились и усилились: они остались те же, может быть, даже ослабели, но мы их раньше не так замечали.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Стоит старец, молится, точно беседует с отцом Никитой. Да и беседует. Не раз видал старца–учителя в тонком сне. Назидался, услаждался собеседованием и молитвою совместной. – Батюшка отец Пионий, расскажите, как вы отца Никиту видели? – А дело вот как было. Частенько хаживал ко мне отец Сисой. Он молитвенник был и ревнитель, все учил, как крест надлежит класть. Ну. .. а только любитель был чайку попить, и часто мы с ним за самоварчиком сиживали. А отец Никита запрещал, говорил: “Ты отца Сисоя часто не принимай ... не полезно...” Потом, как отец Никита скончался, стал отец Сисой опять ко мне захаживать, а я не смел отказывать, и мы с ним чай попивали. Ну, вот отец Никита и явился ко мне ночью... да такой выговор дал... вроде как с негодованием даже, за мое непослушание–то. А во второй раз пришел отец Никита и говорит: “Читай молитвы ...” Ну, я стал читать “Трисвятое” по “Отче наш”, а он благословил, и мы приветствовались. Тогда я понял, что он простил, и такую радость ощутил, как проснулся ... А то очень уж я скучал после первого сна, когда он меня наказал–то... » (Янсон М. Валаамские старцы. М., 1994. С. 28–29). 48 Саровская Успенская пустынь находится в Нижегородской епархии, на холме при слиянии речки Саровки с рекой Сатис, на месте древнего города Сараклича, основанного татарами, предположительно, в конце XIII столетия. С ослаблением Орды город пришел в запустение. В этих местах в XVII веке подвизались подвижники Феодосий и Герасим, предрекавшие будущую славу Саровской пустыни. Первоначальником обители считается иеросхимонах Иоанн (Исаакий) – строитель Сатисо–Градо–Саровской пустыни. Основанный в начале XVIII столетия монастырь прославился на всю Россию высокой жизнью своих иноков. Из Сарова вышел игумен Назарий († 1809; чудотворец; память – 28 июля/10 августа (Собор Тамбовских святых), возобновитель Валаама, здесь подвизался молчальник Марк († 1818; Саровский игумен; память совершается 28 июля/10 августа (Собор Тамбовских святых). В Саровскую пустынь семнадцатилетним юношей пришел Прохор Мошнин – будущий великий подвижник Русской Православной Церкви преподобный Серафим Саровский .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Прп. Тихон Луховской, едва передвигавший ноги от болезни желудка, не переставал впрягаться в соху. Римский папа Григорий Двоеслов Великий, по смирению, имел обыкновение при встрече с епископами и пресвитерами кланяться им в ноги, так что те избегали встречаться с ним на улице. Св. Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский, перед богослужением падал в ноги перед обиженными клириками, испрашивая у них себе прощение. Валаамский духовник иеромонах Евфимий приветствовал каждого мирского посетителя и всякого послушника земным поклоном. Иеромонах Анатолий Оптинский наставления старца Амвросия выслушивал всегда на коленях. Иеромонах Василий из Белобережской пустыни отвечал на хулы, оплевания и клеветы земными поклонами обидчикам. Глинский старец о. Феодор Левченко с незлобием переносил побои веревкой, ногой или руками от монастырского повара. Некогда прп. Арсений Великий пришел из царского дворца к египетским пустынникам и просил принять его в иноки. Тогда он был испытан прп. Иоанном Коловым следующим образом. Когда Арсений пришел первый раз за трапезу, никто не пригласил его садиться: братия вкушали пищу, а Арсений стоял, опустив голову вниз. Тогда прп. Иоанн, испытывая до конца смирение Арсения, взял один из сухарей, и бросив его Арсению, сказал: «Ешь, если хочешь». Прп. Арсений подумал про себя так: «Этот старец — ангел Божий и прозорливец, потому что он знает, что я хуже пса, поэтому и сухарь бросил он мне, как псу. По той же причине и я должен съесть его, как пес». Наклонившись до земли, он пошел к сухарю на четвереньках, как четвероногое животное, взял его прямо ртом, затем отошел с ним в угол и там его съел, лежа на земле. Видя это, Иоанн уверенно сказал про Арсения: «Он будет великим подвижником». Когда умирал египетский подвижник Сисой Великий, он сказал: «Вот ангелы пришли взять меня, и прошу, чтобы позволили мне покаяться немного». Говорят ему старцы: «Не имеешь ты нужды каяться, отче». Он же сказал: «Поистине не знаю о себе, положил ли я начало покаяния». Преподобный Макарий Великий, проходя воздушные пространства, не переставал смирять себя. Когда уже издали кричали ему бесы, что он избежал их, он ответил, что еще не избежал. Так отвечал он потому, что привык держать ум свой во аде и тем действительно избежал бесов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Эта святая и блаженная чистота достигается великими подвигами и долгими трудами. Святые отцы достигали ее и как напр.: Павел Фивейский, живший 90 лет в пустыне, Антоний Великий , почти столько же времени подвизавшийся в пустыне, Макарий Великий , св. Иоанн Лествичник , Преподобный Сергий, Серафим Саровский , многие другие и наш Богоносный отец схимонах Зосима, Преп. Исаак Сирин в пример чистоты сердца поставляет преп. Сисоя. Он совершенно отрешился от мирских желаний, помышлений и, пришедши в первоначальную простоту, стал как бы младенцем только без младенческих недостатков, преп. Сисой даже спрашивал ученика своего: «Ел я или не ел?» Но будучи для мира младенцем, он для Бога был совершен душою (слова стр. 142). Как редко и как трудно достигают и св. подвижники чистого сердца, свидетельствует нам преп. Пимен. Он говорит, что многие из их отцов были сильны в подвигах, но по чистоте помыслов – один или два» (Дост. сказ. о подв. св. отц. 252). «Пламенея ненавистью к нам, христианам, – говорить св. Антоний Великий , – демоны употребляют все средства к возбранению нам доступа на небеса, чтоб мы не взошли туда, откуда они ниспали. Нужна усиленная молитва , нужен великий подвиг, чтобы те, которым они являются, получив действием Духа благодать рассуждения, могли узнавать их. Многообразна их хитрость, многообразны приемы к приготовлению козней. Если демоны увидят, что кто-либо из христиан, в особенности из монахов, начинает подвизаться и преуспевать, то приступают к нему и тотчас же начинают полагать препятствия на пути его. Препятствия эти, греховные помышления, которые немедленно уничтожаются молитвами, постами и верой в Господа. Не успев обольстить сердце тайным действием при посредстве вожделений, они подступают иным путем и покушаются привести в испуг пустыми привидениями, принимая различные образы то женщин, то зверей, то гадов, то величайших исполинов, то множество воинов. Они дерзки и крайне бесстыдны: побежденные при одном способе борьбы прибегают к другому. Они представляют себя одаренными пророчеством, способны предсказывать будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Господь говорит: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф. 9:13 ). Что это значит? Слово Божие говорит, что нет праведного ни одного; все... до одного негодны ( Рим. 3,10 и 12). Все грешны, и чем святее человек, тем больше он видит в себе грехов. Господь и пришёл призвать к покаянию и через покаяние спасти грешников, то есть тех, кто сознаёт свои грехи, кается пред Господом, просит прощения. А кто или не видит своих грехов, или сам себя оправдывает лукаво, тех отметает от Себя Господь. Так отверг Господь и осудил ещё на земле фарисеев, которые считали себя праведниками, даже примером для других. Страшно такое состояние. Избави Бог от этого каждого человека. Преподобный Сисой Великий просил пришедших за его душой ангелов помолиться, чтобы Господь дал ему ещё пожить для покаяния. Преподобный Пимен Великий говорил: «Поверьте, братия, где будет сатана, туда и я буду ввергнут». А он ( Пимен Великий ) воскрешал мёртвых. Так и все угодники до самой смерти оплакивали свои грехи, свой неоплатный долг пред Богом. А мы из-за самолюбия скрываем грехи свои, оправдываемся, лукавим, когда одной ногой стоим уже в гробу. Ещё раз говорю: просмотри всю свою жизнь, покайся во всём, что осознаёшь. Проси со слезами, как просит Святая Церковь , с земными поклонами: «Даруй ми зрети моя прегрешения». Если человек не видит своих грехов, это не значит, что их нет у него. Это значит, что человек не только во грехах, но ещё и в слепоте духовной. И если духовник или вообще посторонний человек обвиняет нас во грехах, то не оправдываться нам надо, а умолять Господа, чтобы Он открыл нам наши грехи, дал покаяться в них до прихода смерти и получить здесь на земле прощение. Чем больше очищается человек покаянием, тем больше начинает видеть свою греховность и испорченность. Это самый верный признак, что покаяние принято и что человек подвизается правильно. Если нет глубокого сердечного сознания своей непотребности, то не будет и покаяния сильного. Значит, человек или оправдывает себя, или мнит о себе высоко, или осуждает других, или имеет вражду, или неприязнь к кому-либо, то есть, кратко сказать, он обманут лукавым или, иначе сказать, он в прелести. Надо, как ядовитой змеи, бояться самооправдания и вражды к ближнему. Борьба с помыслами

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

Преподобный Сисой Великий просил пришедших за его душой Ангелов помолиться, чтобы Господь дал ему еще пожить для покаяния. Преподобный Пимен Великий говорил: “Поверьте, братия, где будет сатана, туда буду ввергнут и я”. А он (Пимен Великий) воскрешал мертвых. Так и все угодники до самой смерти оплакивали свои грехи, свой неоплатный долг пред Богом. А мы из-за самолюбия скрываем грехи свои, оправдываемся, лукавим, когда одной ногой стоим уже в гробу. Мариша, еще раз говорю: просмотри всю свою жизнь, покайся во всем, что сознаешь. Проси со слезами, как просит Св. Церковь, с земными поклонами: “Даруй ми зрети моя прегрешения” . Если человек не видит своих грехов, это не значит, что их нет у него. Это значит, что человек не только во грехах, но еще и в слепоте духовной. И если духовник или вообще посторонний человек обвиняет нас во грехах, то не оправдываться нам надо, а умолять Господа, чтобы Он открыл нам наши грехи, дал покаяться в них до прихода смерти и получить здесь на земле прощение. Пока не поздно, займись душой своей. Перестань излишне суетиться, проси от Господа открыть тебе грехи и покаяться в них. Еще раз говорю: если не сознаешь грехов, это не значит, что их у тебя нет. Я против тебя ничего не имею, но жалею тебя. Вечно ты оправдывалась, такая же и теперь. Самооправдание и фарисейство ведут на дно адово. Спасайся! Благословение Божие тебе и Кате. Спасайтесь! Не скорбите, скорее миритесь, если враг обманет. монахине Евпраксии   Письмо твое я получил. Как твое здоровье теперь? Имей в виду, что по слову преп. Марка Подвижника все мы на основании непреложного закона духовного еще здесь подвергаемся наказанию за грехи, да не с миром осудимся . И это еще милость Божия, что здесь получаем возмездие. Поэтому при болезнях и скорбях надо внимательнее просмотреть свою жизнь и искренне покаяться во всем и к ытому не согрешать, да не горше ти что будет . Привет всем и благословение Божие. Прошу ваших молитв. монахине Евпраксии 18/IV—50   Получил твое письмо, и удивляюсь, что у вас там нет веры моим словам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=884...

Только глубоким смирением отражается этот жуткий диавольский прилог. Преподобный Арсений Великий , называвший себя «смердящим псом», преподобный Моисей Мурин, именовавший себя «черной образиной», преподобный Сисой Великий, считавший себя «и бесов гнуснейшим», – вот яркие светочи Небесного Царствия. Чем хуже думает о себе человек, тем прекраснее становится его душа. Таков кажущийся парадокс христианской истины. Однако для здравого, а не льстивого разума это представляется простой очевидностью. Где мера нашей духовной высоты? Баскетболист может смотреть свысока на карлика, но смешно рассуждать о сантиметрах роста в виду горного кряжа, уходящего в заоблачную высь. Еще более ничтожна пылинка человеческих достоинств пред лицом Господа Всесовершенного. У нас нет ничего своего, все – Божие. Любой человек сам по себе нищ, наг и грязен. Это Небесный Отец кормит и одевает нас, дарит нам здоровье и красоту, ум и талант, саму жизнь. Только благодатию Божией даруется нам возможность покаяния, очищения, спасения. О каких человеческих заслугах можно вообще говорить? И величайший святой – это всего-навсего помилованный грешник. Нет достойных, есть удостоенные. Как можно смотреть свысока на грешного или худоумного, если в них сокрыт святой образ Божий?! В любой миг Всевышний властен безмерно просветить и возвеличить их. Святые угодники Божии всем разумом понимали и всем сердцем чувствовали это, потому считали себя ниже всех людей и потому житие их являлось непрестанным благодарением Создателя. И их, смирившихся, Сам Небесный Отец взращивал, возвеличивая, возводил из человеческого ничтожества к Богоподобию и Богосыновству. Господь помогает избранникам Своим на всех путях. Это строгая помощь – через испытания, скорби, болезни в горниле страданий выплавляется чистое золото человеческих душ. Но то, что иные считают для себя нестерпимой бедой, благочестивые принимают с радостью: они знают, что Небесный Отец посылает им испытания к великой для них пользе – к их мужанию и возрастанию в святой любви. «Как здесь каждый возрастил крылья свои, так там воспарит в горняя; как здесь очистил каждый ум свой, так там увидит Славу Господа; и в какой мере возлюбил Его каждый, в такой там насытится любовию Его», – говорит преподобный Ефрем Сирин .

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010