Возрастание обители, умножение братства, создание уникальных архитектурных и иконописных форм были связаны, прежде всего, с личностью самого святого Саввы. Он притягивал своим трудолюбием, строгостью к себе и любовью к другим. Как чадолюбивый отец, он всех принимал и учил добродетельному житию. Преставился преподобный в 1407 году. На Московском церковном соборе в 1547 году он был канонизирован как чудотворец. Мощи его находились в Звенигороде до Октябрьской революции. В 1919 году рака с мощами была вскрыта, и до начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, после были переданы одному жителю Звенигорода, затем – в 1985 году – в Даниловский монастырь, а в 1998-м торжественно перенесены в соборный храм Саввино-Сторожевского монастыря, где и хранятся по настоящее время. Святой Савва окончил свой земной путь как блаженный муж, который, по псалму Давида, «яко древо, насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет» (Пс. 1: 3). По толкованиям святых отцов, под древом, посаженным «при исходищах вод», можно понимать жизнь во Христе, жизнь при потоке «живой воды» той Премудрости, «Которая соблаговолила воспринять человека для его спасения, чтобы сам человек сделался древом, насажденным при исходищах вод» . «При исходищах вод» – это в Духе Святом, по сказанному: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7: 37). Самарянке Христос говорил: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4: 14). Вот что было источником премудрости поминаемого ныне Саввы – он жаждал «воды живой», стремился к стяжению Духа Святого. И за эту «жажду» Христос сделал его плодоносным деревом, даровал Савве победы над плотскими бранями. «Алкание правды», молитва о Духе Святом, следовательно, было главным в монашеском устремлении преподобного. Но для того чтобы посеянное в сердце семя Христово принесло плод, нужно было все время выдергивать плевелы, которые постоянно пытается всеять в сердце враг рода человеческого. Поэтому каждый день для святого Саввы был днем борьбы, был выбором между делами плоти и делами духа.

http://pravoslavie.ru/58171.html

Тяжело было жителям земли полоцкой выслушать этот отказ в единственной и дорогой их святыне. Но они, уповая на милость Божию, снова не перестали ходатайствовать о возвращении им принадлежащих по праву св. останков преподобной Евфросинии. На этот раз они прибегли к помощи светской власти. В 1864 г. на имя главного начальника северо-западного края, графа Муравьева, поступило ходатайство от 13 волостей Полоцкого уезда, а также от мещан города Полоцка, просьба ο предстательстве его пред государем императором, чтобы со стороны его последовало Высочайшее соизволение на перенесение из киевских пещер в г. Полоцк св. мощей преподобной Евфросинии. Граф Муравьев, признавая это ходатайство заслуживающим уважения, отношением от 30 марта того года просил дать по поводу его заключение полоцкого архиепископа. Последний сообщил его сиятельству, что он с своей стороны уже ходатайствовал об этом пред высшей церковной властью, но получил отказ, хотя и до настоящего времени признает необходимость и огромную важность в интересах православия перенесение мощей преподобной Евфросинии в г. Полоцк. В 1866 г. на полоцкую епископскую кафедру был назначен московский викарный епископ Савва, человек в высшей степени энергичный и великий ревнитель древнего православия. Еще пред отправлением своим из Москвы в Витебск летом 1866 года преосвященный Савва, по собственным его словам, беседовал с московским митрополитом Филаретом о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк и просил его содействия в этом деле. После некоторых возражений митрополит Филарет согласился поддерживать преосвященного Савву и уполномочил его начать от имени его переговоры об этом предмете с петербургским митрополитом Исидором. Но переговоры эти не имели никакого успеха. Митрополит Исидор с каким-то раздражением и даже гневом на московского митрополита встретил слова преосвященного Саввы о мощах преподобной Евфросинии. Он даже прямо советовал преосвященному Савве оставить однажды навсегда мысль о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все упомянутые нами вопросы будут обсуждаться на соборах. На каких именно и с участием ли клириков и мирян – будет зависеть от важности вопроса. – На какой период планируется заседание Комиссии? – Пленарное заседание Комиссии состоится в начале июня, что будет анонсировано дополнительно. Она вынесет заключение, и Священный Синод примет решение о создании Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Об авторе: Иеромонах Савва (Тутунов) С 1996 г . по 1999 г . отец Савва обучался в университете Orsay – Paris XI, где в 1999 году получил диплом лицензиата высшей математики (Licence de mamhemamiques fondamentales). В 1999–2001 гг. учился в Московской духовной семинарии. В 1996 году был пострижен в мантию (с наречением имени Савва – в честь преподобного Саввы Сторожевского) экзархом западноевропейских русских приходов Константинопольского Патриархата Архиепископом Евкарпийским Сергием. В 2001 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2005 году, защитив кандидатскую диссертацию на тему « Труды Поместного Собора 1917–1918 гг. по реформе епархиального управления и предсоборная о ней дискуссия ». С 10 января 2006 года он сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 24 мая 2006 года был рукоположен Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в диаконы, а 19 августа 2006 года – в пресвитеры. С 1 сентября 2006 года – преподаватель Московской духовной академии, а также Московской духовной семинарии. С 1 января 2008 года перешел на постоянное послушание в Московскую духовную академию. С 14 февраля 2008 по 31 марта 2009 года о. Савва нес послушание заведующего пресс-службой МДА. Входил в состав Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви (2009 года). 31 марта 2009 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен секретарем Комиссии по образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 2 апреля 2009 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен секретарем Управления делами Московской Патриархии.

http://pravmir.ru/mezhsobornoe-prisutstv...

В Московской Патриархии не будут комментировать самоубийство священника в Вятке до окончания расследования 16 июня, 2011. Новостная служба Выступая в эфире радиостанции «Радонеж» заместитель Управляющего делами Московской Патриархии Савва (Тутунов) ответил на вопрос по поводу самоубийства священника в Вятке. Москва. 16 июня. ПРАВМИР — Выступая в эфире радиостанции «Радонеж» заместитель Управляющего делами Московской Патриархии Савва (Тутунов) ответил на вопрос по поводу самоубийства священника в Вятке. «Мы пока не комментируем это, потому что ситуация безусловно сложная. Насколько я понимаю, следственные органы еще не дали своего заключения, а это все-таки важный вопрос», — сказал игумен Савва. «Безусловно это очень большая трагедия. Любая смерть трагична для окружающих, смерть через самоубийство особо трагична, а для христиан смерть через самоубийство, тем более священника, несет еще большую тяжесть. Нам просто нужно молиться о близких этого священника. Также, вы знаете, есть келейная молитва о самоубийцах преподобного Льва Оптинского. Что же касается причин и последствий — этот вопрос пока не стоит комментировать», — продолжил заместитель Управляющего делами Московской Патриархии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-moskovskoj-patriarxi...

10-го августа преосвященный получил письмо из Сергиева Посада от профессора духовной Академии Ив. Ник. Корсунского, который от 8 числа писал: «Теперь Вы изволили, полагаю, и получить самый диплом на звание доктора Церковной истории. Еще раз с сыновнею искренностью приношу Вашему Высокопреосвященству задушевное приветствие с таким событием в Вашей жизни, которое достойно увенчало Ваши многолетние и многоплодные труды во благо церкви, отечества и науки. Владыка наш митрополит здесь, в тишине Гефсиманского Скита, провел один из юбилейных своих дней (6 августа 1844 года он рукоположен в иеромонаха), не принимая никаких поздравлений. Нужда мне надлежит сказать и о том, что приветствие Вам вышеозначенное я шлю не от одного лишь своего имени, а и от лица академической братии, некоторые члены коей (в том числе и нижеподписавшийся) вместе с тем интересуются узнать не надумали ли Вы, Высокопреосвященнейший Владыка, чего-либо и относительно Ваших автобиографических записок». В ответ на письмо профессора Ив. Ник. Корсунского, преосвященный отвечал: «Диплом на звание доктора мною получен 11-го сего августа, а докторский крест выслан был мне 25-го минувшего июля. Искренно благодарю Вас и прочих собратий ваших за поздравление меня с докторством. Об автобиографических записках не пришел еще к окончательному решению. Простите, пишу немного, потому что вижу мало. Для восстановления зрения я намерен в первых числах сентября ехать в Москву, а оттуда не премину быть в Лавре, если это угодно будет Богу и преподобному Сергию». 11-го числа преосвященный Савва получил из Московской Духовной Академии отношение от 5-го августа за 515-м следующего содержания: «Совет Московской Духовной. Академии честь имеет почтительнейше препроводить при сем Вашему Высокопреосвященству диплом на степень доктора церковной истории». Приложенный при отношении диплом изложен был в следующих выражениях: «Высокопреосвященный Савва, Архиепископ Тверский и Кашинский, магистр богословия, на основании отзыва комиссии из профессоров Московской Духовной Академии о достоинствах его ученых трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Авторство Повести приписывается Пахомию Сербу (XV в.). Сюжет произведения является вымышленным. Савва, архиепископ Сербский, жил в 1169–1237 гг. В Житии Саввы Сербского рассказывается, что ему удалось обратить в христианство одного из венгерских королей, однако имя короля не названо (им был венгерский король Эмерих, который в 1202 г. вторгся в Сербию). Нашествие Батыя на Венгрию произошло в 1241 г., а победоносные сражения венгерских войск с монголо-татарами относятся к 1282 г. Батый же умер не в Венгрии от рук «угорского короля», а своей смертью в Орде (между 1252 и 1253 гг.). Исследователь Повести об убиении Батыя С.П. Розанов установил, что в XIII в. в Венгрии короля по имени Владислав не было. Во время нашествия Батыя Венгрией правил король Бела IV (1235–1270). По-видимому, автор Повести отождествил его с Владиславом I Святым (1077–1095), при котором Венгрия достигла могущества и процветания (см. Розанов С.П. Повесть об убиении Батыя//ИОРЯС. 1916. Кн. 1. С. 109–142). Созданная в конце XV в. Повесть об убиении Батыя вошла в состав русских летописей (под 1247 г.), хронографов и миней четьих (под 20 сентября). 331 Надгробное слово Иосифу, по мнению большинства исследователей, было создано Досифеем Топорковым после 1546 г., так как Савва Крутицкий, автор Жития Иосифа Волоцкого в предисловии к произведению утверждал: «никтоже изъяви о нем, и 30 лет по преставлении его». Однако, как считал К. Невоструев , Надгробное слово Иосифу, богатое биографическими подробностями, могло быть создано Досифеем вскоре после кончины Иосифа (1515): Савва не упоминал об этом произведении, ибо оно не житие, но использовал как источник сведений о святом (см. Житие преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, составленное Саввою, епископом Крутицким, с предисловием и примечаниями К. Невоструева //Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения. М., 1865. Прилож. С. 2,9, примеч.). Надгробное слово Иосифу оригинально по своей жанровой природе: высокий риторический стиль похвалы святому переплетается здесь с документальным стилем биографической справки о герое.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—279— Благий человек от благаго сокровища износит благая. Мф.12:35 . Аще во свете ходим, общение имамы друг ко другу. 1Ин.1:7 . Октября 13 дня сего 1896 года, в 3½ часа по полудни, после непродолжительной, но тяжкой болезни, тихо почил, на 78-м году жизни, один из старейших, заслуженнейших и достойнейших архипастырей нашей отечественной церкви, высокопреосвященнейший Савва, архиепископ Тверской и Кашинский, доктор церковной истории, почетный член Московской духовной академии и Братства преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам сей академии. В Бозе почивший архипастырь, и личными качествами, и жизнью, и деяниями и отношениями оправдавший на себе истину изречений слова Божия: благий человек от благаго сокровища износит благая ( Мф.12:35 ) и: аще во свете ходим, общение имамы друг ко другу ( 1Ин.1:7 ), как это видно будет из ниже излагаемого, в частности к Московской духовной академии имел столь близкие, разнообразные и любвеобильные отношения и благодетельное для неё значение, что она непременным и священным долгом своим поставляет сказать доброе и, по возможности, не скудное содержанием слово в память о нём на страницах издаваемого ею «Богословского Вестника». Высокопреосвященнейший Савва, в мире Иван Михайлович Тихомиров, был сын бедного причетника Крестовоздвиженской церкви села Палехи, Вязниковского уезда, —280— Владимирской губернии, и родился 15 марта 1819 года. Родитель его, Михаил Сергеевич, отличавшийся большою любознательностью и живым, общительным характером, пользовавшийся добрым расположением прихожан и родственников своих, и поддерживавший материальное положение свое и своего семейства, в виду скудости причетнических доходов и в часы досуга от исполнения прямых обязанностей своего служения по должности пономаря, некоторыми сторонними занятиями, в том числе писанием икон, 2193 к сожалению, скончался (от простуды) за полтора месяца до рождения своего сына, будучи еще очень не старым человеком; а мать, Стефанида Ивановна, женщина весьма благочестивая, трудолюбивая и в высшей степени любвеобильная, давши сыну первые зачатки благочестивого семейного воспитания и, не смотря на крайнюю скудость материальных средств, озаботившись также и начальным школьным его образованием, умерла в то время, когда он еще обучался в Шуйском духовном училище. Кончина её последовала 14 марта 1830 года; и таким образом Иван Михайлович, будучи только одиннадцати лет от роду, остался круглым сиротою, получив от родителей в наследство лишь их добрые свойства и качества, а во всем прочем оставленный на попечение некоторых родственников, 2194 лучше же сказать, – на попечение Отца небесного, вверенный Его бла-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Испрашивая вашего архипастырского благословения, имею честь быть, вашего преосвященства, милостивого архипастыря и отца нижайшими послушником Московской дух. академии ректор архим. Савва». Преосвященнейший не замедлил мне ответит; он писал от 26-го числа: «Сердечно благодарю вас за скорое сообщение чрезвычайно интересного для меня известия о водворении вашем во второй раз под кровом пр. Сергия. Есть во мне уверенность, что искренность ваших отношении ко всем окружающими вас людям и обстоятельствам, благочестивая преданность к пр. Сергию, при мудром руководстве владыки, при всегда готовой для нас помощи благодати, удобно выведут вас из трудностей, которых так много вы опасались, конечно, не для того, чтобы прийти в уныние, а для того, чтобы приготовиться действовать верно. Исполняя поручение преосв. Сергия 556 , я говорил о Заиконо-спасском монастыре и владыка согласился, что не должно оставлять его надолго без настоятеля; но не надеюсь, чтобы скоро последовало назначение, так как владыку подавляет множество дел – не трудностью для его ума и опытности, но численностью, для одоления которой не достает времени. Желаю, чтобы как можно скорее вы стати, хоть по монастырю, москвичом, а пока надеюсь, что пространство, не дающее мне видеть ваше лицо, не воспрепятствует мне видеть любовь вашу, за которую я и благодарю, как та что-то полученное, потому что хочу продолжать пользоваться ее дарами. Если минуты свободы внушать вам когда-нибудь написать ко мне письмо с тем же характером журнала какой есть в полученном мною первом письме, я буду очень благодарен внушениям этих минут. Меня не покидает простуда и потому я не покидаю кельи и если выезжаю, то единственно на Троицкое подворье, да нет и желания к выездам. Простите. Помяните молитвою у мощей преподобного и добрым желанием душевно вам преданного». 27-го ч. писала мне из Москвы княгиня Лидия Григорьевна Дадиан (урожденная баронесса Розен – родная сестра известной игуменьи Митрофании): «Позвольте и мне принесть вам искреннюю мою и мужа моего признательность за все ваше доброе расположение к нам. Мы были истинно тронуты до глубины души 19-го ч. сего месяца 557 , когда вы не отказали в нашей просьбе, утешили нас, приехали к нам накануне вашего отъезда из Москвы; теперь же, желала бы выразить всю мою вам благодарность, но нет достаточно слов, которыми молят благодарить за чувство расположения.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Легойда , председатель  Синодального информационного отдела ; С.В. Габестро, исполнительный директор Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского; Л.Н. Глебова, член Совета Федерации ФС РФ; А.А. Клишас, член Совета Федерации ФС РФ; В.Н. Сунгоркин, главный редактор газеты «Комсомольская правда»; В.А. Фадеев, сопредседатель Экспертного совета Координационного комитета, директор Института общественного проектирования; а также члены Исполнительной дирекции Координационного комитета:  архимандрит Савва (Тутунов) , сопредседатель Экспертного совета Координационного комитета, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Андрей Милкин, руководитель Патриаршей службы протокола; Л.В. Даль, руководитель аппарата Исполнительной дирекции, заместитель исполнительного директора Фонда преподобного Серафима Саровского; И.В. Мещан, заместитель председателя Синодального информационного отдела; Е.Е. Жуковская, специалист  Управления делами Московской Патриархии . Международный открытый грантовый конкурс  «Православная инициатива»  проводится с 2005 г. по инициативе Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского . В 2010 г. реализацию конкурса продолжил  Координационный комитет по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Координация и руководство деятельностью конкурса осуществляются Координационным комитетом, а также действующей в его составе Исполнительной дирекцией. Экспертизу заявок, поданных на конкурс, а также обсуждение проектов методических и нормативных документов, необходимых для осуществления деятельности Координационного комитета, осуществляет Единый экспертный совет. В 2012 году в рамках конкурса «Православная инициатива» были проведены 7 фестивалей православной культуры и международный телеконкурс школьников — знатоков православной культуры «Зерно истины», разработаны и изданы более 20 учебников, учебных пособий, программ по курсу «Основы православной культуры».

http://patriarchia.ru/db/text/2849548.ht...

Стены храма сближают его, а самые точные копии с икон, наиболее чествуемых православным народом, пробуждают в нем сознание родства с общим нашим отечеством. Но по силе воспитания и привычки тот же самый народ для удовлетворения своей религиозной потребности и все еще продолжал обращаться к иноверным алтарям. Чтобы изгладить в нем воспоминание об иноверии, лет десять тому назад граждане ходатайствовали у Правительства о перенесении в Спасскую обитель мощей препод. Евфросинии, но опечалены были решительным отказом. Наконец, усиленному ходатайству Вашего Преосвященства мы обязаны утешением видеть и лобызать в стенах здешнего храма вожделенную святыню – часть мощей святой строительницы храма. Молитвами паствы Вашей и предстательством Преподобной Евфросинии да сподобит Вас Господь быть свидетелем всецелого воскрешения здешнего края и да продлит жизнь Вашу на многия лета». По поводу описанного пред сим торжества написана была небольшая статейка Инспектором Витебской гимназии А. Андрущенко и послана была, для напечатания, в редакцию Московских Ведомостей, но почтенная редакция не соизволила дать ей место в своей газете. Тогда статья отправлена была в редакцию Виленского Вестника, где она и помещена была в 74, от 6-го июля 1871 г. Вот что было написано в этой статье: «12 и 13-е числа минувшего мая месяца ознаменованы были у нас в Витебске событием, которое не может остаться незамеченным обитателями всего Белорусского края. Событие это – перенесение части мощей преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой, из Витебска в Полоцк. Чтобы понять настоящее значение этого события стоит только припомнить историческую судьбу края. Живя сначала одною общею жизнью с остальною Русью, Белорусский край, в силу неблагоприятных политических обстоятельству впоследствии был оторван от родной ему семьи и мало по малу, под влиянием чуждой для него обстановки, стал терять основные принципы своей народности, в числе которых первым было православие. Из истории известно, что ничто в этом крае не навлекло на себя столько преследований, как православие. Те, которые настойчиво и неуклонно стремились отчуждить этот край от России, верно поняли, что для достижения этой цели им нужно поколебать основы религии, ибо единственно только в ней коренились воспоминания о былых временах общерусской жизни. Известно также, что ничто не встречало такого энергического отпора, такого отчаянного противодействия, как посягательство на религию. Но, несмотря ни на какие усилия, противники, на стороне которых были и нравственные и материальные средства, восторжествовали, и в этом крае, путем насилия, введена была, наконец, уния – эта странная и неудачная компиляция религиозных понятий и обрядов. Но обстоятельства переменились. Силою оружия этот край был присоединен к России, однако прежняя религиозная связь его с последней значительно ослабела. Для скрепления ея русское правительство принимало разные меры и, наконец, успело достигнуть того, что униаты присоединились к православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010