Испрашивая вашего архипастырского благословения, имею честь быть, вашего преосвященства, милостивого архипастыря и отца нижайшими послушником Московской дух. академии ректор архим. Савва». Преосвященнейший не замедлил мне ответит; он писал от 26-го числа: «Сердечно благодарю вас за скорое сообщение чрезвычайно интересного для меня известия о водворении вашем во второй раз под кровом пр. Сергия. Есть во мне уверенность, что искренность ваших отношении ко всем окружающими вас людям и обстоятельствам, благочестивая преданность к пр. Сергию, при мудром руководстве владыки, при всегда готовой для нас помощи благодати, удобно выведут вас из трудностей, которых так много вы опасались, конечно, не для того, чтобы прийти в уныние, а для того, чтобы приготовиться действовать верно. Исполняя поручение преосв. Сергия 556 , я говорил о Заиконо-спасском монастыре и владыка согласился, что не должно оставлять его надолго без настоятеля; но не надеюсь, чтобы скоро последовало назначение, так как владыку подавляет множество дел – не трудностью для его ума и опытности, но численностью, для одоления которой не достает времени. Желаю, чтобы как можно скорее вы стати, хоть по монастырю, москвичом, а пока надеюсь, что пространство, не дающее мне видеть ваше лицо, не воспрепятствует мне видеть любовь вашу, за которую я и благодарю, как та что-то полученное, потому что хочу продолжать пользоваться ее дарами. Если минуты свободы внушать вам когда-нибудь написать ко мне письмо с тем же характером журнала какой есть в полученном мною первом письме, я буду очень благодарен внушениям этих минут. Меня не покидает простуда и потому я не покидаю кельи и если выезжаю, то единственно на Троицкое подворье, да нет и желания к выездам. Простите. Помяните молитвою у мощей преподобного и добрым желанием душевно вам преданного». 27-го ч. писала мне из Москвы княгиня Лидия Григорьевна Дадиан (урожденная баронесса Розен – родная сестра известной игуменьи Митрофании): «Позвольте и мне принесть вам искреннюю мою и мужа моего признательность за все ваше доброе расположение к нам. Мы были истинно тронуты до глубины души 19-го ч. сего месяца 557 , когда вы не отказали в нашей просьбе, утешили нас, приехали к нам накануне вашего отъезда из Москвы; теперь же, желала бы выразить всю мою вам благодарность, но нет достаточно слов, которыми молят благодарить за чувство расположения.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Легойда , председатель  Синодального информационного отдела ; С.В. Габестро, исполнительный директор Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского; Л.Н. Глебова, член Совета Федерации ФС РФ; А.А. Клишас, член Совета Федерации ФС РФ; В.Н. Сунгоркин, главный редактор газеты «Комсомольская правда»; В.А. Фадеев, сопредседатель Экспертного совета Координационного комитета, директор Института общественного проектирования; а также члены Исполнительной дирекции Координационного комитета:  архимандрит Савва (Тутунов) , сопредседатель Экспертного совета Координационного комитета, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Андрей Милкин, руководитель Патриаршей службы протокола; Л.В. Даль, руководитель аппарата Исполнительной дирекции, заместитель исполнительного директора Фонда преподобного Серафима Саровского; И.В. Мещан, заместитель председателя Синодального информационного отдела; Е.Е. Жуковская, специалист  Управления делами Московской Патриархии . Международный открытый грантовый конкурс  «Православная инициатива»  проводится с 2005 г. по инициативе Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского . В 2010 г. реализацию конкурса продолжил  Координационный комитет по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Координация и руководство деятельностью конкурса осуществляются Координационным комитетом, а также действующей в его составе Исполнительной дирекцией. Экспертизу заявок, поданных на конкурс, а также обсуждение проектов методических и нормативных документов, необходимых для осуществления деятельности Координационного комитета, осуществляет Единый экспертный совет. В 2012 году в рамках конкурса «Православная инициатива» были проведены 7 фестивалей православной культуры и международный телеконкурс школьников — знатоков православной культуры «Зерно истины», разработаны и изданы более 20 учебников, учебных пособий, программ по курсу «Основы православной культуры».

http://patriarchia.ru/db/text/2849548.ht...

Стены храма сближают его, а самые точные копии с икон, наиболее чествуемых православным народом, пробуждают в нем сознание родства с общим нашим отечеством. Но по силе воспитания и привычки тот же самый народ для удовлетворения своей религиозной потребности и все еще продолжал обращаться к иноверным алтарям. Чтобы изгладить в нем воспоминание об иноверии, лет десять тому назад граждане ходатайствовали у Правительства о перенесении в Спасскую обитель мощей препод. Евфросинии, но опечалены были решительным отказом. Наконец, усиленному ходатайству Вашего Преосвященства мы обязаны утешением видеть и лобызать в стенах здешнего храма вожделенную святыню – часть мощей святой строительницы храма. Молитвами паствы Вашей и предстательством Преподобной Евфросинии да сподобит Вас Господь быть свидетелем всецелого воскрешения здешнего края и да продлит жизнь Вашу на многия лета». По поводу описанного пред сим торжества написана была небольшая статейка Инспектором Витебской гимназии А. Андрущенко и послана была, для напечатания, в редакцию Московских Ведомостей, но почтенная редакция не соизволила дать ей место в своей газете. Тогда статья отправлена была в редакцию Виленского Вестника, где она и помещена была в 74, от 6-го июля 1871 г. Вот что было написано в этой статье: «12 и 13-е числа минувшего мая месяца ознаменованы были у нас в Витебске событием, которое не может остаться незамеченным обитателями всего Белорусского края. Событие это – перенесение части мощей преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой, из Витебска в Полоцк. Чтобы понять настоящее значение этого события стоит только припомнить историческую судьбу края. Живя сначала одною общею жизнью с остальною Русью, Белорусский край, в силу неблагоприятных политических обстоятельству впоследствии был оторван от родной ему семьи и мало по малу, под влиянием чуждой для него обстановки, стал терять основные принципы своей народности, в числе которых первым было православие. Из истории известно, что ничто в этом крае не навлекло на себя столько преследований, как православие. Те, которые настойчиво и неуклонно стремились отчуждить этот край от России, верно поняли, что для достижения этой цели им нужно поколебать основы религии, ибо единственно только в ней коренились воспоминания о былых временах общерусской жизни. Известно также, что ничто не встречало такого энергического отпора, такого отчаянного противодействия, как посягательство на религию. Но, несмотря ни на какие усилия, противники, на стороне которых были и нравственные и материальные средства, восторжествовали, и в этом крае, путем насилия, введена была, наконец, уния – эта странная и неудачная компиляция религиозных понятий и обрядов. Но обстоятельства переменились. Силою оружия этот край был присоединен к России, однако прежняя религиозная связь его с последней значительно ослабела. Для скрепления ея русское правительство принимало разные меры и, наконец, успело достигнуть того, что униаты присоединились к православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Но секретарь здешней консистории, недавно возвратившийся из Петербурга, сообщил мне, со слов Его Превосходительства, Владимира Карловича, что он находит неудобоисполнимым желание православных христиан Полоцкой епархии, на том основании, что если разрешено будет перенести из Киева в Полоцк мощи преподобной Евфросинии, то, по примеру Полоцкой епархии, и другие епархии станут просить о перенесении из Киевских пещер разных святых мощей, и Киевские пещеры, вследствие удовлетворения этих прошений, должны будут остаться праздными, между тем как они с самых древних времен служат местом пребывания св. мощей Угодников Божиих, по распоряжению, конечно, Промысла Божия. Вашему Высокопреосвященству известно, что эти суждения не новые. Они предусмотрены были и Вашим Высокопреосвященством и даже великим святителем, в Бозе почившим митрополитом московским Филаретом. Дело в том, что заботятся о Киевских пещерах, но не желают подумать о Полоцкой епархии... Великую силу имеет голос Владимира Карловича в делах синодального Управления, но, с благословения Вашего Высокопреосвященства и в надежде на милосердие Господа Бога, я дерзну сделать представления в Святейший Синод. Из уездных отделений Епархиального Братства поступают самые усердные просьбы – ходатайствовать о перенесении мощей преподобной Евфросинии. Если не в январе, то уж непременно в феврале, будут они представлены в Святейший Синод с моею усерднейшею просьбою по содержанию их. Губернатор наш, вообще руководящийся петербургскими мнениями, не присоединится к общему желанию. Но мы обойдемся и без него. Все другие начальствующие лица губернии не будут на его стороне». Протоиерей Волков от 23-го числа писал: «По поводу наступления праздников, вменяю себе в непременную и приятнейшую обязанность поздравить, – и поздравляю Вас с праздниками, и желаю Вам – паче всего – душевного спокойствия и утешения от праздничных Богослужений, затем доброго здоровья, которое в наши года весьма много зависит от душевного мира, а наконец и благ земных, в коих Вы пожелаете иметь удовольствие и отраду.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

При полном составе академических курсов в начале учебного года в Академии было 222 студента, именно: в I курсе – 60 студентов, во II – 53, в III – 59 и в IV – 50. В этом числе казеннокоштных было – 121, стипендиатов, содержавшихся на проценты с пожертвованных Академии капиталов – 41 2097 , на счет сумм Московской кафедры – 5, на счет специальных средств Святейшего Си- —13— нода – 11, стипендиатов Троице-Сергиевой Лавры – 16 и своекоштных – 28. Последние, а также и неполные стипен- —14— диаты в значительном большинстве в течение отчетного года пользовались пособием от Братства Преподобного Сергия, а некоторым назначено было вспомоществование и из процентов с капитала, завещанного покойной П. А. Мухановой. В течение отчетного года в составе студентов произошли следующие перемены: На IV курсе: Один студент уволен из Академии по болезни. На III курсе: а) Принят в число студентов бывший студент того же курса Киевской Духовной Академии; б) он же и еще один студент, иностранный уроженец, уволены из Академии по прошениям. —15— На I курсе: Один студент уволен из Академии по прошению и один утонул в Вифанском пруде. За происшедшими переменами студенты к концу отчетного года распределялись по группам и классам языков в таком числе: в I курсе: в первой группе – 24 студента, во второй – 34; во II курсе: в первой группе – 20 студентов, во второй – 33; в III курсе: в первой группе – 22 студента, во второй – 36; в IV курсе: в первой группе – 21 студент, во второй – 28. Греческий язык изучали в I курсе – 37 студентов, во II – 18, в III – 31; латинский язык: в I курсе – 21 студентов, во II – 35, в III – 27; французский язык – 12 студентов I курса, немецкий – 39 и английский – 7. Изъявили желание слушать лекции по естественнонаучной апологетике все студенты I курса. Из студентов Академии в отчетном году некоторые жили вне академических зданий, а именно: а) III курса Лев Лучинин и II курса Сергей Богословский – у своих родителей, с разрешения Совета Академии, данного на основании примечания к § 113 устава духовных академий; б) IV курса: Константин Фотопулос – греческий уроженец, Бранислав Повольни – венгерский подданный, Томо Буркович, Светислав Давидович, Иован Мачкич и Симон Саввич – сербские уроженцы; III курса: Илья Абуррус – сирийский уроженец, Стефан Бунтовников и Христо Попов – болгарские уроженцы, Панайот Коцампопуло и Савва Тсолакис – греческие уроженцы; II курса: Божидар Иеремич и Владан Максимович – сербские уроженцы – все тринадцать на частных квартирах, с разрешения Совета Академии, данного на основании указа Святейшего Синода от 28 апреля 1887 года за 1377, коим разрешается студентам-иностранцам жить вне академических зданий, на частных квартирах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—375— и власти имети, с князи и с боляры и с прочими миряны», «царю достоит не проставати, с советники совещевати о всяком деле, а св. божественными книгами сверх всех советов внимати». Царь и вел. кн. должен «из миру всякие доходы сбирати и всякия дела делати милосердно, с князи и с боляры и с прочими миряны, а не с иноки», всякие доходы сбирать и дела делать нужно «милосердно, а не по наносу». Царям вручены мир и царство, о котором они должны заботится «для того цареви пишутся самодержцы. А которые пишутся самодержцы таковым царям не достоит ся писати самодержцам ни в чем, понеже с пособники Богом данное царство и мир воздержат, а не собою, ниже с своими приятели с князи и с боляры, но не с погребенными владеет, с мертвецы владеет таковый царь». Нельзя не усмотреть в приведенных мыслях горького сожаления о том, что вел. князь не советуется с болярами и прочими мирянами, такой совет рекомендуется, как условие необходимое, автор взывает к справедливости и милосердию, советует не считаться с «наносами», несомненное указание современника на факты, которые не были чуждыми для него, очевидно это мирянин, боярин, который обижен несправедливостью московского царя, он недоволен, что и позволяет ему быть не совсем почтительного мнения о царе. Все свои деяния и поступки монахи стараются оправдать, подкрепить авторитетом св. Писания; между тем того «не ведают и не внимают, что мнози книжницы во иноцех по дьявольскому пакосному умышлению из св. божественных книг и из преподобных жития выписывают и выкрадывают из книг подлинное преп. и св. отец писание и на то же место в теж книги приписывают лучшая и полезная себе, носят на соборы во свидетельство будто ся подлинное св. отец писание» и «мнози иноци, аще бы не выписывали и выкрадывали из книг подлиннаго св. о. писание и не приписывали бы в них о пищах и о всем полезнаго себе, да не простовали бы цари и вел. кн. и люди вси; известно бы им было подлинно о всем писании св. преп. отец». След. ссылки на авторитет св. писания и житий св., в доказательство допустимости монастырского землевладения, в основе своей имеют тенденциозное фальсифицирование источ-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Думается, что многие, прочитавши эти издания „группы“, скажут не раз „группе“ сердечное спасибо за её труд. Нужно поблагодарить „группу“ еще и за дешевизну её изданий (3–5 коп.). Пожелаем же от души „группе“, чтобы её маленькое издательское дело в непродолжительном времени приобрело самый обширный круг читателей, что дало бы возможность ей расширить и углубить свое дело. Л. И. Савва (Тихомиров), архиеп. Тверской и Кашинский. [Хроника моей жизни:] Автобиографические записки Высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского [и Кашинского († 13 октября 1896 г.): Т. 7 (1883–1885 гг.) Год: 1883]//Богословский вестник 1906. Т. 1. 4. С. 17–64 (4-я пагин.). (Продолжение.) —17— 1883 г. слан заблаговременно, никаких общих рассуждений не было. Это дело отложено, без сомнения, до осени. Я со вниманием прочитал проект Устава и с своей стороны намерен предложить несколько замечаний. Поздравляю Вас с новым Ректором 1377 . При свидании с о. Архимандритом Сильвестром, передайте ему мое искреннее поздравление с новою почетною должностию. Но при этом пожелайте ему, чтобы новые обязанности не препятствовали ему (как это случилось с его предшественником) 1378 продолжать и довести до конца начатый им ученый труд; разумею Догматическое Богословие 1379 . Мною изданы недавно Письма покойного Митрополита Филарета к преосвященному Алексию в пользу вдов и сирот духовного звания Тверской епархии. Я отправил еще из Твери к вашему Владыке 1380 100 экземпляров этих писем с просьбою оказать содействие к распространению книги в пределах вверенной Его Высокопреосвященству епархии, ради благотворительной цели издания оной. Но уведомления о получении книг не имею. Если случится Вам быть у Владыки, не можете ли наведаться, какое распоряжение сделано относительно этих книг. При этом случае, может быть, Вы получите от Его Высокопреосвященства в дар экземпляр этих, в высшей степени интересных, писем; а прочитавши их, может быть, и Вы не откажетесь быть распространителем изданной мною книги в вашей ученой среде“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот. И, конечно, доска была уже освящена, стояли живые цветы, мы поклонились…                         -Там же родственники его еще живы?                         -Сейчас я расскажу вам и об этом. И вы знаете, мы подошли, посмотрели: доска замечательная, красивая. Отец Матфей стоит на фоне Лавры…                        -Прямо целый памятник.                       -Повесили эту доску на детском садике, который называется «Солнышко». Вы знаете, вся обстановка была настолько трогательна. Потом подошли ко мне и говорят: вас приглашают в дом отца Матфея. Я с таким трепетом думаю: зачем я еду в этот Владикавказ? А оказывается, меня отец Матфей пригласил. И вот у трапа самолета встретил и повел к себе на улицу и в дом ведет. У меня слезы на глазах. Я думаю: «Господи, вот она связь живые и мертвые». Нет, он живой. «Отец Алексей,- говорит,- ты у меня не был. Давай ко мне. Я всех тут принимал». А надо сказать, что в его доме были и архиереи, и священники, и монахи, и миряне, и студенты -  все, кто приезжал, всех он с любовью встречал как настоящий отец. Я приезжаю, к дому подъехал. Мне говорят: батюшка из машины не выходите, здесь другая традиция. Вас должен прийти к машине и пригласить хозяин, тогда вы смело войдете в дом. Выходит…а надо сказать что это был дом сестры отца Матфея, рабы божьей Ольги. Она умерла в 59 лет, не смогла пережить эту трагедию, что ушел отец Матфей. И вот это ее дом. И там отец Матфей  для себя за эти годы пристроил маленькую келейку. Большой двор, во дворе, как полагается в таких казачьих станицах, стоял огромный стол, за столом сидели гости, а во главе стола  - архиерей. Я так и обомлел. Ну, архиерей говорит: проходи, батюшка. Благословил меня архиерей. Посадили меня рядом. И там -  я увидел -  был отец Савва Гаглоев, он был помощником Святейшего Патриарха Кирилла. Мы вместе трудились. Он говорит: «Отец Алексей! Надо же, где мы с вами встретились -  у отца Матфея во дворе». Сели за стол. Конечно, сидели, вспоминали отца Матфея. Я рассказывал. Он очень мудрый был, такие остроты знал, такие интересные истории.

http://radonezh.ru/text/zachem-vy-zaschi...

Для решения вопроса: какой способ содержания монахов лучше и соответственнее монашеству, – сбор ли милостыни по городам и селениям через отряжаемых монастырями братий, как это было в Греции, или наше вотчиновладение, Максим написал трактат, который представляет собой диалог между двоими препирающимися и который надписывается: «Стязание о известном иноческом жительстве, лица же стязующихся Филоктимон да Актимон, сиречь любостяжательный да нестяжательный» 1439 . Объявляя себя решительным сторонником греческого сбора милостыни, Максим со всей силой восстаёт против нашего вотчиновладения. Его доводы против последнего в сущности те же самые, что доводы Вассиана, воспроизводящего преподобного Нила Сорского . Монашество есть совершенное отречение от мира для исполнения заповеди Спасителя: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим... Следовательно, монахи, владеющие вотчинами, нарушают свой обет и обращают его во лжу и пустое слово, и, следовательно, они подлежат тем карам, которыми угрожается нарушителям обещаний, данных Богу. Преподобные начальники иноческого божественного жития Павел Фивейский, Антоний и Пахомий, Евфимий и Савва Освященный и прочие всею душей и мыслию тщались убегать возвращения к миру через притяжание имений. Владея вотчинами, монахи погружаются в житейские попечения, вовлекаются в плищи и свары и брани и тяжбы часты сёл ради: а это ли есть истинное монашество? Владение вотчинами порабощает монахов страсти сребролюбия, а эта страсть есть корень всех зол. Не монахам, отрёкшимся от мира, обижать своих ближних, а между тем ненасытная страсть сребролюбия монахов-вотчинников делает то, что они нещадно угнетают своих крестьян работами и что они без всякого милосердия обирают их как их заимодавцы, являясь в последнем случае ростовщиками-жидами. Лишнее у Максима против Вассиана есть то, что он даёт остроумно-язвительный ответ на оправдание тех монахов-вотчинников, в монастырях которых было общежитие. Любостяжательный в заключение прений говорит нестяжательному: «прекрати своё продолжительное суесловие; не заслуживаем мы никакого осуждения за то, что приобретаем имение и владеем землями и сёлами: ни у кого из нас нет ничего своего и непозволительно никому (из нас) что-нибудь взять (но всё принадлежит монастырю); а поэтому мы и справедливо называемся нестяжателями, так как никто из нас не имеет ничего своего, но всё (у нас) общее всем».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В тот же день были у меня из Москвы купец Некрасов – чайный торговец и письмоводитель Московского Викария, коллежский асессор Георгиевский – владелец стотысячного дома в Москве. – Они предлагали мне взять в арендное содержание Московское подворье, принадлежащее Тверскому архиерейскому дому, но я отклонил на неопределенное время это предложение. – Между тем, узнавши г. Георгиевского , что он имеет письменные сношения с племянником покойного преосвященного Алексия, бывшего епископа Дмитровского (при котором Георгиевский был письмоводителем) и впоследствии архиепископа Тверского, Статским Советником Ржаницыны, я поручил ему наведаться от последнего, сохранились ли у него после дяди, преосвяшенного Алексия, письма, писанные к нему в Бозе почившим митрополитом Филаретом. Поручение это, как увидим далее, исполнено г. Георгиевским в точности. 5-го ч. писал я к Настоятелю Ниловой пустыни, архим. Арсению. «Посылаю Вам при сем список с записки, присланной мне из СПБ., по которой просят меня сделать зависящие распоряжения к приведению в исполнение воли покойного купца Ст. Дм. Воронина. Сообщите мне без замедления по содержанию этой записки ваши мысли и соображения, чтобы я дать в СПБ. какой-либо ответ. Поздравляя Вас и вверенную вам братию с предстоящим праздником в честь Угодника Божия Нила, прошу ваших братских о себе молитв пред его нетлнными мошами призывая взаимно и вам с братиею Божие благословение». Содержание приложенной при сем записки следующее: «Покойный Степан Димитриевич Воронин при жизни своей нередко посещал покойного С.Петербургского фабриканта Верховцева, как друга и сослуживца его по приюту Принца Ольденбургского, при чем неоднократно заявлял о своем желании искреннем – предоставить ему Верховцеву, работы по украшению храма – сени и раки для св. мощей Преподобного Нила, опочивающих в Ниловой пустыни, что близ г. Осташкова Тверской губернии, для приведения чего в исполнение Воронин пожертвовал надлежащую сумму. Нынешний Настоятель Ниловой пустыни, о. архимандрит Арсений, принимая во внимание, что более 15 лет не приводится в исполнение желание и усердие примерного благодетеля пустыни, обратился к известному специалисту церковных принадлежностей Двора Его Имперарского Величества фабриканту серебряные изделий классному художнику и почетному общнику Академии художеств, Верховцеву, сыну друга жертвователя; с предложением составить рисунок и смету на предполагаемое устройство художественных предметов, во исполнение загробной воли благотворителя пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010