В ожидании приятного свидания с вами, имею честь быть " … 1-го апреля писал я ему же: «Ваше высокоблагословение, достоуважаемый Александр Васильевич ! Письмо ваше от 31-го марта и при нем статью о Паисии Лигариде 845 получил я сегодня в 7-м часу вечера и последнюю тотчас же отправил к о. Владимирскому. 846 Можно надеяться, что книжка выйдет к празднику; остановка теперь собственно за этою статьей. Сегодня утром был у меня Семен Сергеич 847 , и мы с ним рассуждали об этом деле. Относительно статьи Н.П. Гилярова 848 , которую вы, без сомнения, получили, владыка не сделал мне никакого замечания. Сегодня, после вечерни, был я на Троицком подворье по делу о Петре Симоновиче 849 , которому потрудитесь передать прилагаемую при сем записку. Я читал святителю наши замечания на известные проекты. 850 Владыка остался ими вполне доволен и выразил искреннюю благодарность членам Комитета. Приятным долгом поставляю передать вам, и прочим сотрудникам нашим эту архипастырскую благодарность. Предполагавшийся по этому же делу другой Комитет в Москве до сих пор еще не составлен: но владыка, выслушавши наши замечания, решил вовсе не составлять этого Комитета, а ограничиться только тем, чтобы, созвавши до десяти Московских протоиереев, прочитать и наши замечания и заставить их подписаться под ними. Подробно и не без удовольствия рассказывал мне святитель о своем торжестве над врагами церковной собственности 851 : но ни слова не сказал об удовлетворении наших нужд. Я также удержался от напоминания ему о сем. Много и еще интересного было говорено между нами на этот раз, между прочим, и о Минском жидовском торжестве. У преосвященного Леонида сегодня обнаружилась лихорадка, и, кажется, перемежающаяся: Это – добрый признак, по замечанию врачей. Но бедный наш о. Порфирий 852 крайне изнемогает, по свидетельству о. Игнатия, который вчера посещал его. А назад тому с неделю, или две, он до того был слаб, что ему запрещено было даже много говорить. Деньги Редакционного Комитета, которых он надеялся получить не более, впрочем, ста рублей, он уже определил было на свое погребение. Помолитесь, пожалуйста, о его здоровье преподобному Сергию.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

И все (т.е, православные, мусульмане и иудеи) не смогут быть едиными с буддистами. Вероятнее всего представители различных конфессий говорили о национальном единстве. Тогда причем здесь конфессиональность подобного заявления? Абсолютно незыблемой истиной является положение, что перед законом и Законом все нации равны (однако последнее утверждение могут оспорить иудеи, которые, как известно, не считают себя равными с другими народами). Мне кажется, что в желании " жить мирно " , многие запутались в определениях и формулировках, причем настолько, что одно выражение противоречит последующему. - Ополчение Минина и Пожарского - это единственный пример в Отечественной истории, когда судьбу страны решил сам народ, без участия власти как таковой... А в чем уникальность этого ополчения с духовной точки зрения? - Это тот пример самодеятельности масс, которая в наши дни практически отсутствует в российском обществе. Сегодня, если на одном конце деревни начнут расстреливать, на другом не перестанут гулять на свадьбе, думая, что до них это не дойдет. Сталинские репрессии и обезбоживание государства сломали хребет (я думаю что навсегда), свободному, самостоятельному русскому человеку, способному постоять за себя, выйти на защиту своего Отечества без государственной машины и власть имущих. Уникальность того ополчения состоит в том, что оно было создано не как княжеское решение, указание " сверху " , а по прямому благословению Троицкой Лавры и благословению преподобного Сергия Радонежского, явившемуся во сне Минину. Это было движение народного духа в защиту своих святынь, прежде всего, а уж потом и рубежей государства. Эту идею выразил протопоп нижегородского Спасо-Преображенсокго храма Савва, когда по окончании Литургии обратился к народу с речью, и начал ее такими словами: " Приидоша дни конечные гибели: гибнет Московское государство и вера православная гибнет " . Не только наше государство решили разрушить польские оккупанты, но, что самое важное (и впоследствии эта мысль стала основным двигателем ополченцев) - " непорочную веру Христову в латинскую многопрелестную ересь обратити " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/11/01/...

Где могу я прочитать Вашу, без сомнения, интересную речь об Экономосе? Вероятно, она рано или поздно будет напечатана в вашем академическом журнале». Того же числа писал мне из Киева А. Н. Муравьев: «Преподобного Отца нашего Саввы, иже на Вишере реце. С ангелом приветствую. Очень для меня утешительно все то, что Вы говорите о моей книге, желаю и я успеха сему 10-му изданию, но Московский Владыка 1052 до сих пор не откликнулся на мое посвящение, которое кажется сердечно. Напрасно Вы думаете, что я на Вас за что-нибудь прогневался; кажется, между нами всегда было согласие, да и за что нам ссориться?» Не успел я еще ответить Андрею Николаевичу на это письмо, как получаю от Его Превосходительства другое и притом официальное за 159, на бланке Киевского Свято-Владимирского Братства, коего Андрей Николаевич состоял Председателем. Вот что было изложено в этом последнем письме от 8-го числа: «Поспешаю Вас уведомить о получении 13-ти руб. за мои книги: Письма о Богослужении, а за Ваше доброе внимание к моей книге посылаю к Вам на поклон мою переписку с Патриархами 1053 , которая может быть для Вас занимательна. Прошу Вас не забывать меня своими письмами и верить в искреннюю приязнь глубокоуважающего Вас». В ответ на это писал я от 26-го Ноября: «Приветствую Вас с ангелом и усердно благодарю за присланные мне брошюры. Переписку Вашу с Патриархами я читал в Киевском Академическом журнале с особенным интересом и в душе благодарил Вас за Вашу ревность о мире церкви. Читали Вы, конечно, проект реформы наших духовных судов? Очень желал бы я знать Ваше о нем мнение. Не известно ли также Вам, какого мнения о нем Киевский Владыка 1054 ? В настоящее время я очень озабочен составлением требуемого отзыва об этом проекте. Дело весьма важное и требующее большого внимания; а у меня не слишком много остается свободного времени от исполнения текущих дел, чтобы серьезно заняться этим экстренным делом. Если бы нужно было сделать одобрительный только отзыв о проекте, это не потребовало бы много времени, но я не могу вполне разделять предположений почтенного Комитета. А в таком случае нельзя ограничиться поверхностным рассмотрением этих предположений».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

30го числа писал мне К. И. Невоструев : «Давно и предавно должен бы я был писать, но занят был то Апологией на вышедшие книги описания 135 , то «Рассмотрением книги И. Хрущова: «Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преп. игумена Волоцкого». Спб. 1868. 136 Первое в Академии наук пошло уже в ход, не знаю только, какой будет иметь исход. А второе доселе еще с рук не сошло. Сочинение Хрущова написано весьма искусно, тонко, с ученою обстановкою и увлекательно к унижению преподобного и всей древлерусской церкви, против монастырей, против преследования ересей и вольномыслия; там подрываются жития русских святых, дается почти преимущество некоторым раскольничьим мыслям. Но, с Божиею помощию, не щадя времени, думаю, что довольно нашел я в коренных источниках, отчасти доселе нетронутых, доказательств против всего этого; только полагаю, что они-то и повредят труду и моей личности, при несомненной протекции многих академиков Хрущову, зятю Поленова 137 . Впрочем, проезжавший архиепископ Макарий 138 изволил интимно сказать мне, что и сам он в продолжении своей истории русской церкви коснулся означенного сочинения Хрущова, и в С.-Петербурге в заседаниях академии хотел спросить мою рецензию и предохранить ее от сложения под сукно. Экземпляр «Слова св. Ипполита об антихристе» 139 в переплете на веленевой бумаге усерднейше приношу вашему преосвященству, и два на простой бумаге благоволите дать таким лицам, кои бы имели влияние на беспоповцев, а впрочем, как сами вы усмотрите. Издание стоило больших трудов и издержек в 1000 руб.; 1200 экз. на счет Перервинских сумм; веленевой бумаги экземпляров на 50 пожертвовал для подносов А. И. Хлудов 140 . На сбыт, впрочем, есть надежда и сгоряча мне даже говорят, что мало отпечатано. Слово как то подошло к современным обстоятельствам нашего раскола. Московские и прочие окружники, недавним сборищем в Белокринице почти совсем отлученные от общества старообрядцев и объявленные еретиками, в главе Илариона Георг. 141 и других решились писать и действовать в обличение противной партии и в защищение своих мыслей и новых сближений с церковию, а в издании Ипполитова слова находят для себя немалую поддержку, особенно в 172 прим. Отец Пафнутий 142 совсем перешел в православие и поступает на жительство опять к нам в Чудов. Проектируется даже братство против раскола, затеваемое А. И. Хлудовым, в коем одним из первых двигателей будет о. Пафнутий 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Благословите и помолитесь о мне Господу. Брат и сестра Ек. Васил. и другие просят вашего благословения. Простите». Переписка, с которой копию преосвящ. Леонид препроводил ко мне, заключала в себе: 1) письмо к нему обер-прокурора Св. Синода, графа Д.А. Толстого; 2) ответ на это письмо, и 3) письмо преосвященного к высокопреосвященному митрополиту Иннокентию. Граф Д.А. Толстой от 22-го января писал преосвященному Леониду: «Ваше преосвященство, милостивый государь! По случаю открывшейся епископской вакансии в Нижегородской епархии и сильно распространившегося в этой епархии раскола, Государь Император, желая, чтобы означенная кафедра была замещена особенно достойным епископом, изволил вспомнить о вашем преосвященстве, полагая тем самым доставить вам самостоятельную деятельность и открыть возможность к еще большей в последствии. Предварительно же всякого официального направления этого предположения, Государь Император повелеть мне изволил сообщить о нем вашему преосвященству и просить вашего отзыва, для доклада Его Императорскому Величеству. Исполняя сию Высочайшую волю, долгом поставляю присовокупить, что, по словесному моему объяснению с высокопреосвященным митрополитом Московским, со стороны его высокопреосвященства не встретится к тому препятствия, в случае согласия вашего преосвященства. С отличным уважением и искреннею преданностью имею честь быть и проч.». На это преосвященный отвечал от 25-го числа: «Милостивый государь, граф Дмитрий Андреевич! Оставив военное поприще для монашества, я пошел не стезею монастырских послушаний, а степенями духовно учебной службы из повиновения воле моего второго отца и благодетеля, блаженной памяти, преосвященного Филарета, митрополита Московского. От его же преподобных рук и омофор восприят мною. Питая в душе одно желание, служить св. церкви, служа ему помощником, неоднократно отказывался от предлагаемых епископских кафедр. Господь благословил мое желание: не только послужил я ему до последнего его издыхания и опустил в могилу сокровище его телесных останков, но и сподобился и недокончанная им исправити, соответственно воле высшего священноначалия. Затем, от всего сердца отозвался я на глас нового архипастыря, призвавшего меня послужить ему, пока не ознакомился с делами и лицами новой паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

В тот же день писал я в Москву ректору семинарии, архимандриту Игнатию: «Спешу ответствовать на ваше братское приветствие моею усердною благодарностью. Такую же благодарность прошу передал от меня и вашей братии семинарской. Горькая и напрасная смерть доброй графини Евдокии Максимовны произвела на меня тем более сильное впечатление, что назад тому несколько дней она была у меня, и беседовала со мною очень весело. Да помилует ее Господь! Очень жаль, что вы не исполняли своего намерения – посетить обитель преподобного Сергия». 17-го ч. писал мне профессор академии прот. А.В. Горский записку следующего содержания: «Препровождаю к вам первую половину статьи «О влиянии христианства на языческое общество» 740 и прошу покорнейше благоволить прочитать ее и обсудить. После переписки, я еще не успел прочитать ее, может быть, найдутся и описки. Остальная половина приготовляется вскоре. При сем возвращаю вам английский молитвослов и уплаченный вами за Миклошича 9 р.с.». 19-го ч. писала мне из Москвы А.В. Нейдгарт: «Дней пять тому назад, получила я письмо ваше от 8-го числа сего месяца, почтеннейший о. ректор, а вместе с ним и просфору, и книгу, – все, доставленное мне вашим о. казначеем 741 , и за все, очень и очень благодарю вас. Книгу вашу еще не успела прочитать, потому что уже начала читать творения Макария Египетского , издаваемые вашею дух. академией, и тогда мне пришла мысль, что ректор академии этой, получая такие переводные и столь душеспасительные книги, несколькими экземплярами вдруг весьма бы порадовал меня, если бы не поскупился поделиться со мною одним экземпляром подобных книг. Но о. ректор скуп на книги, подумала я, и бережет их для подарков преосв. Леониду, а обо мне, незаметной и ничтожной, и не подумает. Пусть же знает он, по крайней мере, что я бы дорого оценила это внимание его. Бы спрашиваете у меня новостей Московских: кроме плачевных, не знаю никаких. Бунтуют студенты, и их ловят, хватают и сажают по частным домам. Перехватали до 3-х сот, но вскоре большую часть выпустили; были, как говорят, и смертные случаи; один или два из них умерли, а также и студент князь Крапоткин дня через два умер; и говорили было, что в день похорон его студенты сделают демонстрацию, но, кажется, обошлось без этого. Говорят, что под всем этим таился еще больший заговор, где Поляки играют, будто бы, главную роль, и тут идет речь о жизни Государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

На письмо это отвечал я 13 числа: «Спешу приветствовать Ваше Преосвященство с новым почетным званием и с новым служением на пользу церкви. Да дарует Вам Господь добрые успехи на поприще этого служения! Я не думаю, чтобы много было дел сколько-нибудь важных и затруднительных по Синодальной Конторе сравнительно с Консисторскими делами. А если бы и были, то, при сотрудничестве многоопытного Новоспасского Старца и при сведущих чиновниках, Ваше положение не может быть затруднительным. Прошу покорно передать мое усерднейшее почтение Вашим новым сотрудникам». 10-го ч. из Киева писал мне А. Н. Муравьев: «Получив все Ваши книжки Жития Преподобной Евфросинии, за которые очень благодарю, я несколько замедлил ответом, потому что, по нашей неудобовыразимой дороге, от меня до Лавры гораздо дальше, чем от Витебска до Киева. Я там два месяца не был. Вчера, наконец, я туда попал и говорил с Наместником; поскольку эти господа – лукавые лисички и машут хвостиком не так, как мы простые глупые люди языком (чего Вы, впрочем, очень не любите), то оказывается нижеследующее: на письмо Ваше не было ответа от Наместника, потому что митрополит 585 прямо сказал: «не надо, довольно и прежнего» 586 , хотя этим кажется и не разорился бы, а его лисье эхо не решилось повторить Вам такого грозного глагола. Что касается частиц мощей, отправленных в Вятку, то это было уделено с согласия Владыки для нового придела всех преподобных Печерских в Вятском соборе. Dixi, sapienti sat. Кончаю, спешу на почту». 17-го ч. писал я Инспектору Московской Дух. Академии С, К.Смирнову: «Простите Бога ради, что так поздно отвечаю на Ваше обязательное письмо от 7-го прошедшего января. В нынешнюю зиму, по милости Секретарства и других обстоятельству я столько испытал горького и неприятного, сколько никогда не испытывал. Я по справедливости могу сказать о себе тоже, что Ап. Павел писал некогда о себе: дадеся ми пакостник (да притом и не один)...., да не превозношуся ( 2Кор. 12:7 ). Консистория моя теперь вовсе остается без Секретаря. Существовавший Секретарь в минувшем Феврале переселился в вечность; а нового еще не назначили. Я рекомендовал кандидата, но он оказался неудовлетворяющим современным требованиям от Секретаря Консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Когда говорится о монашеском типе сознания, то под этим следует прежде всего подразумевать определенным образом организованное сознание. Эта особая организация сознания достигается практикой различного рода правил. Правило представляет собой фундаментальное и крайне емкое понятие, и, не входя в подробное рассмотрение этого понятия, мы коснемся здесь лишь некоторых его аспектов, непосредственно связанных с богослужебным пением. Прежде всего правило следует понимать как правило жизни, как порядок жизни, установленный благословением аввы и выполняемый его духовными чадами в качестве послушания. В этом смысле правило есть практическое осуществление послушания и жизненный нерв монашеской жизни. Правило – это и общий принцип монашеской жизни и конкретные правила, составляемые такими первоустроителями монашества, как Антоний Великий , Пахомий Великий , Савва Освященный, Бенедикт Нурсийский . В России традиция составления подобных правил – уставов монашеской жизни – была продолжена преподобным Нилом Сорским . Здесь крайне важно подчеркнуть, что в понятие правила входит не только определенная организация жизни, но и определенный порядок последования молитвенных текстов. Очень часто под правилом подразумевается именно определенная система молитвенных текстов, периодически повторяемых на протяжении суток изо дня в день. Предельно схематизируя исторический процесс, можно утверждать, что именно эти монашеские келейные правила, развиваясь и объединяясь между собой, превратились в конце концов в общую последовательность богослужебных текстов, образуемую суточным, седмичным и годовым текстовыми кругами, регламентируемыми Типиконом, который по сути своей есть не что иное, как Устав, или Правило. Таким образом, все последование богослужебных текстов, весь богослужебный текстовой континуум есть максимально расширенное и всеобъемлющее молитвенное правило, включающее в себя не только практически все ветхозаветные и новозаветные тексты, но содержащее также и молитвенные тексты, посвященные памяти святых, чудотворным иконам, церковным праздникам и другим событиям церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kultura-...

Коробов, посланный в Константинополь с чисто политическою целью для переговоров с турецким правительством о торговых сношениях, делах крымских и общем союзе на крымцев 304 , в марте 1516 (7024) г. уже возвратился из Царьграда в Москву 305 . Посольство Копыла и Вара- вина на Афон было не так успешно, и послы вернулись в Москву только чрез три года после своего отъезда из нее и чрез два года по приезде в нее Коробова 306 . Очевидно, что чтó-то случилось, что так долго задержало наших послов на Афоне; быть может, причиною этого было то, что старец Савва отказался ехать в Москву. Игумен Ватопедского монастыря Анфим в грамоте своей к митрополиту Варлааму 307 , извещая о приходе к ним В. Копыла и о получении посланной с ним милостыни, писал, что Копыл «такоже взвести нам о святем и духовном отце господине Саве, аще всхощет потрудитися до Русии, неких ради вещей нужных тоя земли; старец же быв многолетен, ногами немощен, не възможе исполнити повеления благовернейшего великого князя и твоего великого святителства, о нем же и прощениа просит». Тоже писал тот же игумен в своей грамоте и к великому князю Василию Ивановичу 308 «въспроси и честнейшего духовника и священноинока Савву по наказанию царствиа твоего и по приказу всесвященнейшего митрополита господина Варлаама; не могущу ж убо духовнику священноиноку господину Саве старостию и болезни ножныя приити к царствию твоему «преподобнейший же отец наш прот., – писал Ватопедский игумен, – яко да не останется прошение великого князя безделно и безконечно, изобрал вместо старца Саввы, честнейшего брата нашего Максима, еже из нашия священныя обители Ватопеди, аки искусна божественному писанию и пригожа на сказание всяких книг, и церковных и глаголемых елиньскых, понеже от младыя юности в сих възрасте и сим наказася добродетельне, и не яко иный некий, многыми почитанми токмо. Посылает же того нашим произволением и хотением (но убо языка не весть русского, разве греческого и латынского; надеем же ся яко и русскому языку борзо навыкнет), его же да приимете; с ним и честнейшего священноинока господина Неофита духовника, и третьяго брата Лаврентия имянем. Мы же убо, им же взмогохом и еже имехом, честнейше челом бием благовернейшему великому князю и величеству святителства твоего. Дай же Господь Бог , яко да и мы узрим воздаяние, которое желаем видети оттолева, еже есть, яко да отошлете паки к нам здравых братию нашу, ими же надеемся улучити благодарение от великого князя, твоим сдетелством и поспешением, еже имут и усты принести братия наша великому ти святителству, ему же паки множае челом бьем».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

При полном составе академических курсов в начале учебного года в Академии было 253 студента, именно: в 1 курсе – 60 студентов, в II – 71, в III – 58 и в IV – 64. В том числе казеннокоштных было – 120, стипендиатов, содержавшихся (вполне или частью) на проценты с пожертвованных Академии капиталов – 51, 2218 на счет сумм —14— Московской кафедры – 6, на счет специальных средств Святейшего Синода – 1 и своекоштных – 75. Из последних —15— 9 студентов пользовались вспомоществованием от Духовного Собора Свято-Троицкие Сергиевы Лавры (в размере полных стипендий), громадное большинство получали пособия из сумм Братства Преподобного Сергия, а некоторым назначено было вспомоществование и из процентов с принадлежащих Академии благотворительных капиталов. В течении отчетного года в составе и положении студентов произошли следующие перемены: На III курсе: а) согласно ходатайству Совета Академии, один студент предшествующего курса, по указу Святейшего —16— Синода от 28 октября 1909 года за 14587, оставлен в списках III курса на третий год; б) принят на III курс один студент, проведший, по болезни, два учебных года (1907–1908 и 1908–1909) в доме родителей, с обязательством представить к концу отчетного года письменные работы, неподанные им в 1906–1907 учебном году, и в) один студент скончался в г. Ялте от туберкулеза легких. На II курсе: а) один студент, сербский уроженец, считавшийся выбывшим из Академии в виду неявки из каникулярного отпуска без извещения о причинах оной, по возвращении с родины, представлении удовлетворительных объяснений и сдаче устного испытания по одному из предметов I курса, – зачислен обратно в списки студентов II курса; б) один студент, также сербский уроженец, указом Святейшего Синода от 18 июля 1909 года за 10096 перемещен, согласно его прошению, в Киевскую Духовную Академию. На I курсе: а) один студент уволен из Академии по прошению и б) один – скончался в г. Москве от последствий укуса бешеной собаки; в) на освободившиеся за сим вакансии приняты Советом Академии, с разрешения Его Высокопреосвященства, два студента из державших в отчетном году поверочные испытания, но получивших отказ в приеме; г) принят также в состав курса, без поверочных испытаний, 1 окончивший курс по историко-филологическому факультету, с дипломом 2-ой степени, в Императорском С. Петербургском Университете. – Возбужденное Советом Академии ходатайство о разрешении последнему пройти курс богословских наук в Академии в трехлетний срок, с зачислением его в списки студентов II курса и освобождением от изучения древних и новых языков, а также исторических и философских наук, отметки по которым имеются в его

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010