Но они никак не могли поднять своей конец, а он легко поднял все дерево. Разбойники поспешили уйти.  Среди братии соседнего монастыря нашлись монахи, которые не желали, чтобы он жил близ них. Тогда, чтобы не было у них из-за него смуты, прп. Савва  ушел на реку Вишеру, где с разрешения властей основал монастырь во имя Вознесения Господня, а сам усилил подвиги.  Однажды один богомолец слышал, как святой старец всю ночь молол жерновами рожь, читая при этом псалмы.  Устроив монастырь, прп. Савва взошел на столп. По субботам он его оставлял, причащался Святых Тайн, а в воскресенье после литургии трапезовал с братией, поучал ее и снова возвращался на столп.  Раз захотели разбойники напасть на обитель, но преподобный только постучал о свой столп, и они в страхе убежали. Когда посетил его родной брат, давно его не видевший, преподобный после долгой мольбы сошел со столпа, молча благословил его и вернулся на столп. А брат его вернулся в Тверь с великой духовной радостью.  Перед смертью прп. Савва обитель свою поручил своим старейшим и любимым ученикам, Ефрему Перекомскому (память его 16 мая) и Андрею, о котором известно, что от поста и бдения у него остались только кожа да кости. Предсмертное поучение свое братии прп. Савва окончил словами: «В чем меня видели подвизающимся, то и сами творите». Скончался прп. Савва 1 октября 1460 г. и был погребен между церковью и столпом. Впоследствии обитель сгорела, сгорел и столп, но гроб преподобного уцелел.  Вскоре прп. Савва явился брату Захарии, готовящемуся к постригу, благословил его и сказал несколько назидательных слов. А после исцеления игумена Геласия (1464) была по благословению архиепископа Ионы — автора его жития — написана его икона и составлена служба. К лику святых, под именем Новгородского чудотворца, прп. Савва был причислен в 1549 г. Святые мощи его почивали до нашего времени в монастырской Вознесенской церкви. •  Прп. Савва отправился на Афон ок. 1411 г., а до этого подвизался в Саввинском Тверском монастыре, в котором принял постриг (позднее на этом месте образовалось с. Саввино в Тверской губ., теперь обл.).  •  В 1418 г. на р. Вишере, по возвращении со Святой горы, преподобный основал, по благословению архиепископа Симеона, Вознесенский монастырь, известный как Савво-Вшиерский (в 10 верстах от Новгорода). Святитель Иона, митрополит Московский И Всея России, Чудотворец (+ 1461)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости В Звенигороде пройдут большие торжества в честь 600-летия преставления преподобного Саввы Сторожевского 16.08.2007 10:21 Версия для печати Москва, 16 августа, Благовест-инфо. Большими церковно-общественными торжествами будет отмечена 21-26 августа 600-летняя годовщина преставления одного из наиболее почитаемых русских святых – преподобного Саввы Сторожевского, ученика преподобного Сергия Радонежского, основателя монастыря в Звенигороде на горе Сторожи. Эта дата считается главным церковным юбилейным событием 2007 года. О праздничной программе, о подготовке Звенигорода к торжествам было подробно рассказано на пресс-конференции, которую провели 15 августа в РИА «Новости»  наместник ставропигиального Саввино-Строжевского монастыря игумен Савва (Фатеев), первый заместитель председателя правительства Московской области Игорь Пархоменко и представитель администрации Звенигорода Леонид Ставицкий. Торжества, посвященные преп.Савве, проходят под девизом «Забрало Москве, утверждение Царствию, всем грешным прибежище». Основная цель торжеств – «вернуть России историческую память о величайшем угоднике Божием», определил игумен Савва. По его словам, далеко не все сейчас помнят, что преп.Савва был «ближайшим и любимым учеников преп.Сергия Радонежского, фактически  вторым настоятелем Троице-Сергиева монастыря, духовником князя Дмитрия Донского его семьи». Преп.Савва издавна считался также святым покровителем  царской династии Романовых. Однако игумен Савва, избегая державно-патриотической риторики, говорил о духовном значении жизненного подвига преп.Саввы для современных людей – церковных и нецерковных. «Современные люди страдают от одиночества, не находя ни в чем опоры. Ищут спасения в лжедуховности, в восточных лжеучениях и т.д. А преп.Савва – это яркий пример человека, который обрел опору в Боге в смутное время и сделал сокровище из своей жизни. На его примере мы хотим показать, чт о есть наш путь к счастью, к радости».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Е.Н. Погожев Св. Преподобный Савва Сторожевский Звенигородский чудотворец, преподобный Савва Сторожевский, был одним из птенцов иноческого славного гнезда преподобного Сергия. В Троицкой обители, на глазах преподобного Сергия, проходил он монашеский подвиг, раньше всех спешил в храм к службам и так уходил в молитву, что обливался слезами и рыдал. Когда великий князь Димитрий Иоаннович Донской разбил на Куликовом поле Мамая, он, по возвращении в Москву, посетил преподобного Сергия и открыл великому старцу свой обет. Вступая в борьбу с Мамаем, он обещал, в случае победы, построить монастырь. Теперь он просил преподобного помочь ему. На границах нынешних Тверской и Владимирской губерний, преподобный Сергий нашел уединенный остров, омываемый несколькими речками. Там поставил он церковь и при ней устроил монастырь во имя пресвятой Богородицы. Наставником иноков новой обители преподобный поставил ученика своего Савву. И еще строже стал жить здесь преподобный. Питался он одними пустынными растениями и продолжал лить сердечные слезы. Более десяти лет прожил преподобный Савва в этой обители. Вскоре после кончины преподобного Сергия, братия Троицкой обители избрала преподобного Савву игуменом, и он настоятельствовал в Троицком монастыре около шести лет. Предание говорит, что в это время он чудесно извел своими молитвами источник за стенами обители, а монастырь тогда сильно нуждался в воде. Тяготясь трудами настоятельства, ища безмолвия, преподобный Савва сложил с себя игуменство и остался в Троицкой обители рядовым монахом. Св. Преподобный Савва Сторожевский. Как-то посетил монастырь крестник преподобного Сергия и духовный сын преподобного Саввы, Звенигородский князь Юрий Димитриевич. Он мечтал построить у себя в уделе монастырь и просил своего духовного отца принять это дело на себя. Не устоял преподобный против мольбы благочестивого князя. Выбор свой он остановил на горе Стороже, в полутора верстах от Звенигорода. Во время литовских набегов на этой горе стояла воинская стража и наблюдала за движением неприятеля. Отсюда и ее имя. Гора была усыпана и богата доселе множеством благоухающих цветов. Преподобному Савве она показалась небесным раем, насажденным благовонными цветами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За высокую добродетельную жизнь Господу угодно было прославить преподобного даром прозорливости 16 декабря. ПРАВМИР. Церковь отмечает память преподобного Саввы Сторожевского. Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец, очень молодым пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского и принял от него постриг в монашество. Он был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия. Под руководством наставника преподобный Савва научился послушанию, смирению, хранению помыслов, воздержанию и целомудрию. Подвижническая жизнь преподобного Саввы снискала ему всеобщую любовь; он был поставлен во пресвитера и назначен преподобным Сергием духовником братии. По благословению преподобного Сергия инок Савва стал игуменом обители Успения Божией Матери. Ее устроил на реке Дубенке великий князь Московский благоверный Димитрий Донской в благодарность за победу над Мамаем. В 1392 году, когда преемник преподобного Сергия — игумен Никон — оставил управление монастырем и затворился в своей келлии, братия Троицкого монастыря умолили преподобного Савву вернуться в их обитель и стать игуменом По примеру преподобного Сергия святой Савва во время игуменства молитвою извел источник воды за северной стеной монастыря. Князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия, избрал преподобного Савву своим духовником. По его просьбе преподобный основал близ Звенигорода новую обитель. Но, стремясь к уединению, преподобный Савва ушел на пустынное место — гору Сторожевскую. Там он построил деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и малую келлию для себя. Слухи о иноческих подвигах привлекли к нему многих искавших уединения и безмолвной жизни. В 1399 году преподобный основал на Сторожевской горе монастырь и с отеческой любовью принимал всех ищущих спасения, научал их иноческому послушанию и смирению. Преподобный Савва, несмотря на преклонные годы, много потрудился при устройстве обители. Подавая пример инокам, он выполнял все необходимые работы, предостерегая всех от праздности. Преподобный выкопал себе пещеру в версте от монастыря, в которой подолгу со слезами молился и предавался Богомыслию.

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-pamy...

В Звенигородском Саввино-Сторожевском монастыре пройдут торжества в память основателя обители 1 ноября 2006 г. 11:19 Саввино-Сторожевский монастырь посвятит 2007 год торжествам в память преподобного Саввы, основателя и первого игумена Сторожевского монастыря, Звенигородского и всея России чудотворца. В 2007 году исполняется 600 лет со дня его преставления. «Весь год мы хотим провести под знаком этих торжеств», — сказал и.о.наместника Саввино-Сторожевского монастыря игумен Савва в рамках Второго международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово». В соответствии с предварительной программой, юбилейный год начнется в январе с Рождественского спектакля воспитанников Социально-реабилитационного центра монастыря. Они представят сцены из жития преподобного Саввы. В основе социально-реабилитационного центра обители — приют для «трудных» подростков и детей из малообеспеченных семей. «Приют действует с 2002 года. Сейчас в нем 32 мальчика», — отметил игумен Савва. В рамках торжеств, посвященных памяти Саввы Сторожевского, состоятся выставки, конференции, тематические вечера и фестивали, спортивные, детские проекты, готовятся аудио- и видеоматериалы, печатная продукция. «Кульминацией торжеств, как мы надеемся, станет праздничное богослужение в день 600-летия преставления преподобного Саввы (16 декабря 2007 года), которое возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II», — сказал игумен Савва. В настоящее время в монастыре, по его словам, постоянно проживают 50 человек (20 монахов и 30 послушников). «Жизнь обители входит в повседневное русло. Возрождаются традиции духовной жизни. Форма (устав) есть, надо наполнять ее православным содержанием», — отметил игумен Савва. Отвечая на вопрос о проблемах одного из старейших русских монастырей, игумен подчеркнул, что «неотложной реставрации требуют храм и братский корпус скита преподобного Саввы». Скит расположен более чем в километре от монастыря. «Это место, где преподобный Савва ископал себе пещеру, и куда он удалялся для сугубых молитв и уединения», — пояснил игумен Савва. В реставрационных работах, добавил он, нуждается и храм Преображения на территории монастыря. Главный же Рождественский собор и Троицкий храм обители уже отреставрированы. По словам игумена, в социальное служение монастырской братии, помимо воспитания трудных подростков, входит работа с военнослужащими, заключенными, престарелыми. При обители учреждены богословские курсы, паломнический центр, издательский отдел.

http://patriarchia.ru/db/text/155900.htm...

После кончины преподобного Леонтия игуменом Свято-Успенского монастыря стал другой ученик преподобного Сергия Радонежского — Савва.Савва Стромынский, по преданию, был не только игуменом здешнего монастыря, но и духовником Троице-Сергеевой Лавры, — говорит отец Пётр. — И пешком ходил из Стромыни в Лавру и обратно. Гугл-карты показывают около 11 часов ходьбы в один конец. — Преподобный Савва вообще был человеком удивительным, хоть и неказистой внешности: говорили, что он плешив и слеп на один глаз, но по-монашески очень скромен и незаметен. — Его даже, кажется, путают с другим преподобным Саввой — Сторожевским, — замечает мой брат. — Великие святые, и оба — ученики Сергия Радонежского. Преподобный Савва Стромынский (+1392). Фреска Троице-Сергиевской Лавры. Фото: С.А. Жуков В Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры в алтарной арке, ведущей от жертвенника к престолу, сохранилась фреска преподобного Саввы Стромынского. Известный русский историк граф Михаил Толстой написал в 1860 году, что " изображение сего Саввы отличается от икон преподобного Саввы Сторожевского или Звенигородского тем, что Савва Стромынский изображен кривым, с закрытым правым глазом» . Преподобный Савва отошел ко Господу в 1392 году и был похоронен здесь же, в Стромыни, в крепко устроенном им монастыре. «В московском уезде монастырь Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения... да на монастыре на правой стороне храму стоит часовня древяна над гробницею преподобного отца нашего Саввы, ученика чудотворца Сергия». Полузабытая святыня В XVIII веке, во время церковных реформ Екатерины II, Свято-Успенский монастырь упразднили Простоял Свято-Успенский монастырь как столп духовный Стромынского края без малого четыре столетия. В конце пятнадцатого века здесь принял постриг, а потом стал и игуменом святитель Серапион Новгородский. А потом, в веке восемнадцатом, во время церковных реформ Екатерины II, Свято-Успенский монастырь, как и многие другие святые русские обители, упразднили. Но осталась церковь. Осталось старинное кладбище, где пребывали до времени честные мощи преподобного Саввы Стромынского. И осталась икона Божией Матери. Чья чудотворная сила тоже до времени, по неисповедимому Промыслу Божию, оставалась скрытой. До самого того 1841 года, когда исцелилась Мавра Иоакимовна Фаёва, восемнадцати лет, неходящая.

http://pravoslavie.ru/144236.html

Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на горе Сторожи (правильное название горы с окончанием на " и " ) можно отнести к периоду 1396–1398 годов. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. В это же время полным ходом идет строительство каменного Рождественского собора в Сторожевском монастыре, Успенского храма на Городке в Звенигородском кремле, а позднее (после кончины Саввы) – и Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где и сегодня находятся мощи святого Сергия Радонежского). Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а правильнее его ныне следует называть звенигородским) стиле, после 1395 года в Звенигород был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена случайно в 1918–1919 годах на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублева на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре (ныне в Третьяковке), построенном при прямом попечительстве князя Юрия Дмитриевича. Таким образом преподобный Савва сыграл важную роль в судьбе иконописца и духовно окормлял его в ранний период его творческого становления в течение нескольких лет. Покровительствовал также преподобному Андрею Рублеву и духовный сын святого Саввы князь Юрий. Преподобный Савва благословил брак князя Юрия Дмитриевича с дочерью последнего князя Смоленского Юрия Святославича Анастасией. Тем самым возникала возможность для сына Димитрия Донского Юрия унаследовать не только великое княжество Владимирское (включая Москву), но и более западные земли. Однако пролитовская политика его старшего брата Василия (женатого на Софии – дочери великого князя Литовского Витовта), сдача им Смоленска Литве, завещание престола своему сыну Василию (в нарушение завещания Димитрия Донского), а не брату Юрию, помешали грандиозным планам обустройства Древней Руси, которые наметили князь Юрий и его духовный наставник старец Савва Сторожевский. После кончины Саввы начались разногласия между братьями по вопросу престолонаследия, закончившиеся в два последних года жизни Юрия Дмитриевича тем, что он стал великим князем Владимирским (Московским) и потому был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Дети Юрия начали уже настоящую междоусобную войну за власть, закончившуюся в 1450 году их поражением.

http://pravoslavie.ru/43526.html

Патриаршее слово на открытии Международной конференции «Преподобный Савва Сторожевский и его обитель в Православном мире» 11 декабря 2007 г. 14:11 11 декабря в Президентском зале Российской Академии Наук Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил первое заседание Международной церковно-научной конференции «Преподобный Савва Сторожевский и его обитель в православном мире» , посвященной 600-летию со дня преставления прп. Саввы Сторожевского. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам конференции с приветствиями. Догорой отец наместник, дамы и господа, дорогие братья и сестры! Нынешний 2007 год освящен знаменательным событием в жизни Русской Православной Церкви — 600-летием со дня преставления одного из наиболее почитаемых святых земли русской — преподобного Саввы Сторожевского Звенигородского чудотворца. Отрадно, что мы собрались вместе в этом юбилейном году, чтобы осмыслить наследие этого великого угодника Божия, его влияние на историческое развитие нашей страны, на ее культуру. Жизнь свидетельствует, что существует неразрывная духовная связь между нашими далекими предками и нами, православными христианами XXI века. Наша задача всячески поддерживать этот источник христианской мудрости и святости в нравственной чистоте. Возвращение святых мощей преподобного Саввы в основанную им обитель в 1997 году поистине стало знаменательным событием в жизни России. Имя преподобного Саввы, наряду с именем его великого учителя прп. Сергия Радонежского, стало одним из символов возрождения великого государства российского. Как и в былые времена, память о преподобном Савве стала для каждого православного христианина призывом к духовному совершенству. Она помогает умножать веру, надежду и любовь. Эта международная конференция проводится совместно с представителями Сербии. Промыслом Божьим у одних из самых почитаемых святых сербского и русского народов — святителя Саввы Сербского и преподобного Саввы Сторожевского один небесный покровитель – прп. Савва Освященный. Святитель Савва Сербский являлся видным государственным деятелем Сербии, и в свою очередь преподобный Савва Сторожевский всегда почитался царской фамилией, как молитвенник о царях Богоизбранных. Тем интереснее участникам конференции будет проследить как параллели в житии наших великих славянских святых, так и параллели в историческом и духовном развитии наших братских стран.

http://patriarchia.ru/db/text/336381.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕМИЙ [Иеремия; греч. Ιερεμας] († 1-я пол. VI в.), прп. Палестинский (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших), ученик прп. Саввы Освященного . Согласно Житию прп. Саввы, написанному его современником Кириллом Скифопольским , в 491 г., вскоре после основания Великой Лавры, к преподобному пришел И.- «богоносный и славный божественными дарами муж», родом армянин, вместе с 2 учениками - Петром и Павлом. Прп. Савва разрешил им поселиться в пещере, дал небольшую келью и позволил совершать в малой церкви правило псалмопения по-армянски в субботу и воскресенье. Число армян в мон-ре постепенно увеличивалось, и в 501 г. прп. Савва перевел их в «созданную Богом церковь» (Θεκτιστος; пещерная ц. свт. Николая Чудотворца). Позволив армянам совершать правило псалмопения и читать Евангелие на родном языке, он установил приобщаться Св. Таин вместе с греками ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 117). В Житии также рассказывается об И., диак. Великой Лавры, к-рый вместе с прп. Саввой и нек-рыми др. его учениками в апр. 529 г. прибыл в К-поль по поручению Петра , патриарха Иерусалимского, чтобы просить имп. Юстиниана I об освобождении от податей разоренных самарянами Первой и Второй Палестины. Пока император советовался с подданными об удовлетворении прошения, прп. Савва отошел в сторону и молился. И. спросил, почему он удалился от правителя? Преподобный ответил: «Они, сын мой, делают свое дело, а мы должны делать свое» (Ibid. S. 178). По возвращении в сент. 533 г. в Иерусалим прп. Савва обнародовал указы императора и разделил полученные средства между основанными им мон-рями. И., недовольный распределением денег, ушел из Великой Лавры и поселился на расстоянии ок. 5 стадий к северу от Пещерного мон-ря. Узнав об этом, прп. Савва взял с собой неск. верных ему монахов, орудия, деньги и продовольствие и за короткое время построил там часовню и кельи. Прп. Савва назначил И. настоятелем обители и завещал жить согласно уставу Великой Лавры. По мнению издателя Жития прп. Саввы Э. Шварца, И., диак. Великой Лавры, не является одним лицом с И. из армян.

http://pravenc.ru/text/293626.html

Оба подвижника происходят из аристократических семей: св. Савва – из царственной семьи великого жупана Стефана Немани, преп. Сергий – из семьи небогатых ростовских бояр Кирилла и Марии. С юных лет, отличаясь особым благочестием, Растко и Варфоломей (так звали их в миру) полагают в своём сердце твёрдое намерение посвятить свою жизнь Богу. Варфоломей удаляется в пустыню в 21 год, после кончины своих родителей. Юному Растко встать на иноческий путь помогает некий русский черноризец, прибывший в его отечество с группой святогорских монахов. После долгой беседы с ним Растко покидает родные края и водворяется на святой Афонской горе в русском Пантелеймонове монастыре. Далее следует пострижение и суровая монашеская жизнь. Непрестанное духовное горение подвигает их всё к большим подвигам и большему самоотречению, возводя от силы в силу. Но, уйдя в пустыню, удалясь от мира, сербский и русский святые не переставали о нём молиться, продолжали с состраданием и любовью относиться к своей Родине и соотечественникам. Каждого приходящего преподобные встречали как долгожданного гостя. Время, в которое жили преп. Сергий и св. Савва, было для их отечеств временем собирания раздробленных земель в единое государство. На Руси московские князья предпринимают огромные усилия, чтобы объединить вокруг новой столицы все русские земли. Сербия, современная св. Савве, также преодолела раздробленность благодаря мудрому правлению его отца – Стефана Немани. Как преданные своему отечеству граждане, преп. Сергий и св. —9— Савва принимают самое активное участие в деле преодоления междоусобной вражды. В самые критические моменты жизни государства, когда уже кажется неминуема гибель государственного корабля и великому князю не под силу совладать с его управлением, на помощь спешат святые подвижники, убогие иноки, не имеющие под своим началом ни вооружённых воинов, ни мирской власти. И от их слова, полного благодати и силы, умиряются распри, угасает пожар злобы и ненависти. Про св. Савву говорили: «Он отрёкся от престола, но всё-таки для сербского народа сделал больше, чем любой государь». Впервые св. Савва покидает горячо любимый им Афон, чтобы предупредить назревающий раздор между его единокровными братьями Стефаном и Вуканом. Не остаётся безучастным св. Савва, и когда соседние страны угрожают независимости сербского государства. Желая устранить опасность, св. Савва едет во вражеский стан к болгарскому мятежнику Стрезу и угорскому королю Андрею.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010