В субботу 104 академия пьет за ваше здоровье. Ожидаем к себе на этот день кого-либо из викарных, кого пришлет Митрополит. Когда будете в Петербурге, благоволите известить меня о ходе дела по рассмотрению академического Устава. Будете несомненно уверены, что сведения, Вами сообщенные, останутся в глубоком секрете и не будут никому передаваемы». А в 1-й день октября о. Ректор телеграммой извещал меня и поздравлял с избранием меня в Почетные Члены Московской Духовной академии. От 29 же сентября получено письмо со станции Оран, Виленской губ., от священника Троицкой артиллерийской церкви, Л. Петровского, который изливал передо мной чувства свое благодарности в следующих выражениях: «В благоговейных чувствах искренней сыновней радости имею счастье приветствовать Ваше Высокопреосвященство со днем Ангела вашего – Хранителя. Примите, Милостивейший Архипастырь, настоящий мой привет, как выражение моей всегдашней искренней благодарности и молитвенной памяти за все ваши благодеяния. Вот уже исполнилось двенадцать лет со дня рукоположения моего во священники Вашим Высокопреосвященством (27 июля в 1871 году), в Витебском Успенском соборе, в течение которых я имел счастье молиться о здравии, спасении и долгоденствии вашем, незабвенный мой Благодетель! Надеюсь, что Господь и ныне примет от моего недостоинства, в день Ангела вашего усердные молит вы о сохранении дней жизни вашей на многие лета, на радость и счастье всех искренне любящих и выскоуважающих Вас! Я уверен, что тысячи благодарных душ бывшей вашей Полоцкой паствы вознесут ко Господу горячие молитвы в день Ангела вашего о благоденствии Вашего Высокопреосвященства, в память ваших неусыпных забот об образовании достойных пастырей Св. Церкви, о благолепии храмов Божиих и снабжении их утварью, о поучениях народа в духе древлеправославной христианкой жизни, о призрении вдов и сирот, с пристройством последних в учебные заведения, частью на казенный счет, а большей частью на средства, изысканные духовенством по инициативе Вашей и пожертвованные от щедрот Вашего Высокопреосвященства. Вместе с пастырями и пасомые никогда не забудут вашей заслуги в св. деле ходатайства вашего и личных трудов при перенесении части св. мощей из Киева в Полоцк Преподобной Евфросинии 105 , княжны Полоцкой, которая и умолит Господа о достойном воздаянии Вам в обителях Отца Небесного».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Дело союза таким образом рухнуло. Невольно напрашивается вопрос, как могло это случиться. Если мы обратимся к тогдашним московским людям, то слышим: «греки подымали Султана па русскую державу». Попробуем проверить это обвинение, задавши себе вопрос, возможно ли это было со стороны греков. Мы видели уже, что из находившихся в России греков Юрий Малой Дмитриевич стоял близко к посольским делам, принимая живое участие в сношениях России с иностранными государствами, а в частности с Турцией. Еще при жизни, вероятно, Юрия к этому делу получили доступ приятель Максима Савва, и сам Максим. В известной описи царского архива мы читаем: «Ларчик дубов 61. А в нем грамоты греческия посольныя, взяты у Савы архимандрита у Спасского бывшаго». Здесь же имеется известие и о Максиме: «ящик 26… да список с грамоты, что дали в Святую гору прежние Государи земли, списан у Максима у Грека». Переходя к Константинополю, мы и здесь встречаемся с греками, близко стоящими к посольским делам: из таких лиц нам известны: дьяк и казначей Султана и его зять по имени Абессалом, который, как кажется, был греком; его ближайший помощник, а впоследствии и заместитель уже прямо именуется Андреяпнм греком. Далее мы должны считаться с влиянием и всей греческой колонии в Царь-Граде. Что касается турецких послов в царствование Васили, то оказывается по их Формуляру, что оба посла происходят из рода князей Мангупских: следовательно, оба были родом греки и можно предполагать даже, что они состояли между собой в каком-либо родстве. О Мангупском княжестве известно, что оно существовало самостоятельно до 1475 года, т. е. до вступления сюда турок. Из заметок Броневского, посетившего Мангуп в 1578 г. видно, что последние князья Мангупские были родом греки. Из князей Мангупских известны в нашей истории два; лица: Исайко и Константин. Первый предлагал свою дочь в невесты сыну вел. кн. Ивана в 1474 г. Второй сопровождал в Россию Софью Фоминишну в 1473 г. и, приняв иноческий сан, чтим нашей церковью под именем свят. блоговер. кн. Константина Мангупа.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/pr...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Савва, игумен Сторожевский, Звенигородский чудотворец Савва Сторожевский (+ 1406 ), Звенигородский чудотворец, преподобный Память 19 января на первое обретение мощей, 10 августа на второе обретение и перенесение мощей в 1998, 3 декабря на преставление, в Соборах Московских и Радонежских святых Очень молодым пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского и принял от него постриг в монашество . Он был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия. Под руководством этого наставника преподобный Савва научился послушанию, смирению, хранению помыслов, воздержанию и целомудрию. Преподобный любил безмолвие, поэтому избегал бесед с людьми. Он никогда не был праздным; часто плакал о нищете своей души. Святой питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу. Подвижническая жизнь преподобного Саввы снискала ему всеобщую любовь; он был поставлен во пресвитера и назначен преподобным Сергием духовником братии. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что не только иноки, но и миряне открывали ему свои души. По благословению преподобного Сергия инок Савва стал игуменом обители Успения Божией Матери . Ее устроил на реке Дубенке великий князь Московский благоверный Димитрий Донской в благодарность за победу над Мамаем . В 1392 году, когда преемник преподобного Сергия, игумен Никон , оставил управление монастырем и затворился в своей келлии, братия Троицкого монастыря умолили преподобного Савву вернуться в их обитель и принять игуменский жезл. В течение шести лет преподобный Савва, прибегая к молитвенной помощи преподобного Сергия, пас порученное ему стадо. По примеру преподобного Сергия святой Савва во время игуменства молитвою извел источник воды за северной стеной монастыря. Князь Юрий Дмитриевич Звенигородский , крестный сын преподобного Сергия, избрал преподобного Савву своим духовником. По его просьбе преподобный основал близ Звенигорода новую обитель. Но, стремясь к уединению, преподобный Савва ушел на пустынное место — гору Сторожевскую. Там он построил деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и малую келлию для себя. Слухи о иноческих подвигах привлекли к нему многих искавших уединения и безмолвной жизни. В 1399 году преподобный основал на Сторожевской горе монастырь и с отеческой любовью принимал всех ищущих спасения, научал их иноческому послушанию и смирению. Преподобный Савва, несмотря на преклонные годы, много потрудился при устройстве обители. Подавая пример инокам, он выполнял все необходимые работы, предостерегая всех от праздности. Преподобный выкопал себе пещеру в версте от монастыря, в которой подолгу со слезами молился и предавался Богомыслию.

http://drevo-info.ru/articles/4499.html

С большой любовью и почтением относился к преподобному Савве князь Юрий Дмитриевич Звенигородский, крестный сын Преподобного Сергия Радонежского. Князь избрал Преподобного своим духовником и упросил прийти с ним в Дмитров, дать благословение его дому. Преподобный Савва согласился на просьбу князя, однако надеялся вернуться в свою обитель, но князь умолил его остаться при нем и заложить «в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи», новую обитель. Полюбил преподобный Савва Сторожевскую гору. При пособии князя Юрия Преподобный вскоре построил здесь церковь Рождества Пресвятой Богородицы и недалеко от нее – малую келлию для себя. В 1399 г. он основывает общежительный монастырь для ищущих безмолвного жития. За стенами обители, под горою, преподобный Савва сам ископал колодец, откуда носил на плечах своих воду, являя братии пример трудолюбия, смирения и кротости. В 1399 г. князь Юрий Дмитриевич должен был по повелению брата своего, великого князя московского Василия Дмитриевича, выступить против волжских булгар. Преподобный Савва преподал ему свое благословение и пророчески предрек победу. Вернувшись со славой победителя на родину, князь Юрий Дмитриевич поспешил в обитель, чтобы поблагодарить Преподобного за молитвенное вспоможение в одолении супостатов и сделал крупный вклад на устроение монастыря: церковь была украшена, глава ее обита листами позолоченной меди, а обитель обнесена оградою. Вскоре Юрий Дмитриевич задумал вместо деревянной церкви построить каменную и для сего дал «блаженному злата довольно и села многа и имения довольна на строение монастырское» 5 . Когда преподобный Савва достиг глубокой старости, то назначил своим преемником одного из ближайших учеников, тоже по имени Савва. Прощаясь с иноками, Преподобный завещал им иметь братолюбие, украшаться смирением, пребывать в посте и молитве. Почил преподобный Савва 3 декабря 1406 г. Почитание преподобного Саввы местными жителями началось сразу по его кончине. Четвертый игумен Сторожевской обители Дионисий лично не знал Преподобного, но однажды во сне ему явился преподобный Савва (ок. 1430 г.) и сказал: «Дионисий, встань скорей, напиши образ мой на иконе». Дионисий воспрянул ото сна и, призвав старца Аввакума, ученика преподобного Саввы, подробно расспросил о первом игумене монастыря, чтобы убедиться в истинности видения, и вскоре написал икону преподобного Саввы.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Cabba Сторожевский, прп. Описания иконы Савва Сторожевский, прп. - житие Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский Преподобный Савва Сторожевский в ранней юности ушел из мира, приняв пострижение от преподобного Сергия Радонежского, и был одним из первых его учеников и сподвижников. Преподобный любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми и пребывал в постоянном труде, плаче о нищете души своей, памятовании суда Божия. Преподобный Савва для всех людей был образом простоты и смирения, он приобрел столь глубокую мудрость духовную, что еще “в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным”. Когда великий князь Димитрий Донской, в благодарность за победу над Мамаем, устроил на реке Дубенке обитель Успения Божией Матери, ее игуменом, по благословению преподобного Сергия, стал Савва. Сохраняя простоту своей подвижнической жизни, он питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу. В 1392 году братия Сергиевой Лавры, по удалении игумена Никона на безмолвие, умолила преподобного Савву принять игу[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Савва Сторожевский, прп. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Москва. XVII.] Прп. Савва. Икона. Москва. XVII в. Из храма Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве. Звенигородский монастырь. Файл 9727.jpg:   Размер: 1036x1192, 1.23 MPix, 270 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (403) , (26) . Описание: Иконка с изображением Саввы Звенигородского. Россия, XIX в. Материал: эмаль росписная, медь, серебро. 5х4 см. Государственный Эрмитаж. Файл 30218.jpg:   Размер: 725x877, 0.64 MPix, 232 Kb. Дата: 2017-10-28, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (113) , (1) . Описание: Преподобный Савва Сторожевский. Москва, XVIII в. (?) Икона – дерево, левкас, ткань; темпера; оклад – серебро; басма. Происходит из церкви Николы Гостунского в Московском Кремле.

http://pravicon.com/icon-2815

Игумен Савва (Молчанов) Персональные сведения Публикации Радиоэфир САВВА, игумен (Константин Игоревич Молчанов), с 1995 года и по сегодняшний день является настоятелем храма Святителя Николая Мирликийского в Подкопаях. Родился о. Савва 25 октября 1958 года в городе Звенигороде Московской области. С 1975 по 1979 года обучался в Музыкально-Педагогическое училище им. Октябрьской Революции г. Москвы, которое закончил с отличием, и в том же году поступает в Государственный Музыкально- Педагогический институт им. Гнесиных. Окончив обучение в институте с красным дипломом, с 1984 по 1985года батюшка служил в рядах Вооруженных сил. В 1989г. закончил Духовную Семинарию и был зачислен в Московскую Духовную Академию. Дьяконская хиротония о. Саввы состоялась 18 марта 1990 года, а 25 марта 1990 года – священническое рукоположение. Хиротонию совершал Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Тогда же был зачислен в штат храма Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старом Симонове г. Москвы. В 1994 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, батюшка переведён в клир подворья в г. Москве Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. В марте 1995 года указом Святейшего Патриарха о. Савва назначен настоятелем Патриаршего подворья храма Святителя Николая Мирликийского в Подкопаях г. Москвы, где и несёт батюшка приходское послушание по сегодняшний день. 28 апреля 2002 года принял постриг с наречением имени преподобного Саввы Сторожевского. С1996 года занимается окормлением военнослужащих. С 2002 года настоятель подворья является заместителем председателя Синодального отдела Московской патриархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. За этот период о.Савва восемь раз был в Чечне — в районе боевых действий, как для перевозки гуманитарной помощи войскам, так и для пастырского окормления воинов Российской Армии. В 2006 году о.Савва возведен в сан игумена. Уже много лет о.Савва ведет преподавательскую деятельность. На сегодняшний день батюшка преподает предмет «Пастырское душепопечительство в армии» в:

http://radonezh.ru/author/igumen-savva-m...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: [email protected] play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Жития святых Прп Савва игумен Сторожевский 15.12.2020 20:02 Преподобный Савва Сторожевский – один из наиболее известных и почитаемых русских святых. Считается первым (по времени и положению) учеником преподобного Сергия Радонежского. Предположительно инок Савва мог быть по происхождению из именитого боярского рода великого княжества Смоленского. Дата его рождения не известна. Но известно, что большую часть своей жизни, видимо, с юности, святой Савва прожил в Троицком монастыре у преподобного Сергия. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины преподобного Сергия Радонежского (1392) стал вместо него игуменом Троицкого монастыря (из-за временного отказа от игуменства Никона Радонежского). Преподобный Савва был духовным отцом вдовы благоверного князя Димитрия Донского – Евдокии (в монашестве – Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) – Юрия Дмитриевича Звенигородского и Галичского (в будущем также великого князя). По новым сведениям, первое строительство деревянного храма Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода было произведено еще в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича. В 1395 году (согласно летописям и другим источникам) преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию (территория Орды), который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Этот поход (уникальный по своей быстроте и самый дальний для русских дружин в сторону Востока) по прозорливому благословению старца помог спасти Московскую Русь от нашествия Тамерлана, грозившего полным уничтожением государства. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/radio/2020/12/15/20-0...

Далее выступил гость из Москвы – наместник Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, игумен Савва (Фатеев). Он огласил приветствие Патриарха Алексия II, в котором отмечается, что «ученик всероссийского игумена преподобного Сергия Радонежского и основатель обители на Сторожах близ Звенигорода уже шесть веков является духовным стражем и защитником земли Русской и Церкви Православной». Празднование юбилея преставления преп. Саввы позволяет «переосмыслить духовный путь нашего народа, вдуматься в наиболее важные события истории Церкви, вспомнить имена созидателей и духовных учителей России», говорится в послании. Игумен Савва рассказал о программе пребывания иконы преп. Саввы в Санкт-Петербурге: по приезде из Москвы святыня сутки находилась в храме Федоровской иконы Божией Матери около Московского вокзала, затем торжественно перевезена в Александро-Невскую лавру. Выступая на пресс-конференции по случаю открытия выставки, игумен Савва отметил, что еще сто лет назад в России все знали о преп. Савве как об «одном из самых почитаемых в русской земле святых», основателе первой на Руси лавры (этот статус был присвоен Саввино-Сторожевскому Звенигородскому монастырю царем Алексеем Михайловичем). «Сейчас мы хотим вернуть России память о великом угоднике Божием, незаслуженно забытом в ХХ веке», – так обозначил о. Савва цель юбилейной программы. По словам наместника монастыря, чудеса, которыми прославлен преп. Савва, продолжаются и поныне. Главным чудом можно считать обретение мощей святого и их возвращение в созданную им обитель, отметил о. Савва. Настоятель Федоровского собора, протоиерей Александр Сорокин объяснил питерской прессе, почему именно этот храм стал местом пребывания чудотворного образа св. Саввы по приезде в северную столицу. По словам о. Александра, дело не только в географическом положении Федоровского храма – он расположен по пути следования иконы в Александро-Невскую лавру. Главное – этот храм «имеет прямое отношение к царствовавшей династии Романовых», т.к. был построен к ее 300-летию, а преп. Савва Сторожевский считается особым покровителем этой династии. Известно, что святой спас от гибели царя Алексея Михайловича, явившись ему в звенигородских лесах. С образком преп. Саввы связывают также избавление Петра I от гибели под Полтавой (шведская пуля попала в нагрудный карман, где хранился образок).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

•  Свято-Троицкий Махрищский монастырь расположен в 30 верстах от Троице-Сергиевой лавры и в 10 верстах от г. Александрова, известного как Александровская слобода, бывшая резиденцией Иоанна Грозного (Владимирская епархия). Мощи святого обретены в 1654 г, служба ему составлена по благословению свт. Макария Московского (память его 30 дек.). Преподобный Савва Сторожевский, или Звенигородский (+ 1407) Память его празднуется 3 дек. в день преставления, 19 янв. в день обретения мощей и 6 июля вместе с собором Радонежских святых Прп. Савва родился в 1327 г. Он пришел к прп. Сергию двадцатилетним юношей и был одним из первоначальников Радонежской пустыни. Впоследствии прп. Сергий (память его 25 сент.) поставил его духовником братии, так как он стяжал большой духовный опыт и дар рассуждения. Но говорил он крайне редко и мало. Когда преемник прп. Сергия, игумен Никон (память его 17 нояб.), ушел в затвор, прп. Савва был в течение б лет настоятелем Радонежской пустыни. Но потом прп. Савва сам возжелал безмолвия. Тогда князь Юрий Димитриевич звенигородский уговорил его поселиться около его стольного града  на горе, называемой Сторожевской.  Здесь он воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и поставил для себя келью. Сюда собрались к нему братия, и так основался Саввин-Сторожевский монастырь. Прп. Савва ввел устав прп. Сергия и во всем подражал своему великому наставнику, трудясь наравне с братией. А для молитвы он уединялся в выкопанную им в горе пещеру. Под горой прп. Савва выкопал колодец, существовавший до нашего времени. Прп. Савва стяжал дар прозорливости. Скончался он 3 декабря 1407 г.  В конце XV в. он явился во сне иконописцу игумену Дионисию и велел написать его икону. По свидетельству его ученика, инока Аввакума, эта икона — его точный портрет. С тех пор Господь стал прославлять его чудесами. В 1540 г. игумен Мисаил был при смерти. Раз перед утреней пономарь Гурий встретил у церкви неизвестного старца, который спросил его о здоровье игумена. «Скажи ему, чтобы призвал Пресвятую Богородицу и начальника месту сему, — сказал он. — И открой мне церковные двери, чтобы я мог войти!» Гурий поколебался, исполнить ли ему приказание неизвестного монаха, как вдруг тот, на глазах его, прошел через запертые двери и исчез в церкви. Гурий пошел к игумену и рассказал ему бывшее. Тогда игумен велел отнести себя на могилу прп. Саввы и получил исцеление. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Житие Преподобного Сергия свидетельствует, что Преподобный Сергий поставил Савву игуменом Стромынского Дубенского монастыря, основанного Преподобным Сергием по желанию великого князя Димитрия Ивановича Донского в благодарность Богу за победу над Мамаем: «Постави единого от ученик своих игумена в том монастыре, именем Савву, еже бысть преже в его монастыре великом духовным всему братству, старец честен и учителей зело» (Полное собрание русских летописей. М., 1965. Т. XI. С. 145). Инок Маркелл, который по поручению митрополита Макария в первой половине XVI в. составил службу святому и написал его Житие (Житие преподобного Саввы Сторожевского, изданное в Москве в 1646 г., входило в Великие Четьи-Минеи, Четьи-Минеи Германа Тулупова, Святителя Димитрия Ростовского и в ряд сборников XVI–XIX вв.), заключил, видимо, что преподобный Савва Сторожевский и Савва, игумен Стромынский, одно и то же лицо. Это утверждение Маркелла вошло в месяцесловы, Жития русских святых архиепископа Филарета (Гумилевского) и др. Как справедливо замечает С. Смирнов (Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря. М., 1877. С. 124–129), в сказании об основании Стромынского монастыря разумеется Савва, скончавшийся и погребенный в монастыре Стромынском. В описи Стромынского монастыря (ОР РГБ. Ф. 304. 60), составленной в 1616 г. при архимандрите Троице-Сергиевой Лавры Дионисии, читаем: «В московском уезде монастырь Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения... да на монастыре на правой стороне храму стоит часовня древяна над гробницею преподобного отца нашего Саввы, ученика чудотворца Сергия». В Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры в алтарной арке, ведущей от жертвенника к престолу, сохранилось изображение Саввы 1684 г., на фреске надпись: «Преподобный Савва Стромынский». Преподобный Савва Сторожевский на иконах изображается в соответствии с иконописным подлинником: «Брада Макария Желтоводского, плешив». Савва Стромынский, напротив, с густыми волосами. В «Книге глаголемой о российских святых» память преподобного Саввы Сторожевского указана на 3 декабря, а «преподобного отца Саввы, игумена Стромынского монастыря, иже на реце Дубенке» – 20 июля (ГБЛ, ф. Московской Духовной Академии, 86).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010