Как Соломон царь сотворил пир на освященье церкви своей, и праздновав, распустил людей и благословил людей и люди благословили царя, и разошлись каждый в дом свой с радостью: так и блаженный Константин сотворил пир на освященье церкви своей и угостил (учреди) людей, и люди благословили Константина, говоря: благословен Бог, иже дасть Всеволод у сицего сына разумна; дасть бо Господь смысл и премудрость Соломону, такоже и Константину, многу зело и разлитье сердце, яко песок иже при мори, и распространися премудрость его паче смысла всех человек. Якоже рече пророк Давыд: возвеличая спасенье царево, творя милость Христу своему Давыдови и семени его до века» 143 . И церковных события летописец выбирает такие, которые имеют отношение к княжескому семейству: говорит об устройстве церквей этими лицами, о выборе ими иерархов и пр. Много похвального говорится о епископах Луке и Кирилле 144 . Вообще, судя по объему, в этой летописи довольно церковно-исторического содержания, хотя оно не так значительно, как в летописи Нестора, и не знакомит с внутренним ходом дел, с движением души человека, с духом жизни христианской, как летопись Ипатьевская. К чести летописца относится то, что он высоко ставить просвещение и, как сознается, сам любил учение книжное и живое поучительное слово, так что записывал назидательные беседы пастырей в храме, когда они говорили их с церковной кафедры (стр. 195). При всяком удобном и неудобном случае суздальский летописец любит распространять речь свою изрепениями слова Божия, впрочем большею частию без нужды. Оттого допускает самые грубые ошибки, неестественные толкования, совершенно неимеющие связи с сущностию событий 145 . Для какой цели, спрашивается, летописцу нужно было приводить св. тексты, например хоть в следующем рассказе? «Константин, извещенный отцем, скоро пошел со всеми силами и дождался отца в Москве, как сказал приточник: сын бых послушлив отцу и возлюблен пред лицем матери своея; сын благоразумный послушлив отцу, сын же непокорный в погибель; и плода праведного снесть...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Один великий старец, будучи в Ангелоподобном виденин, видел на небеси четыре степени, знаменующие совершенство подвижников. На первом степени стоял недугами удрученный, но благословляющий имя Господне; на другой безкорыстный странноприимец, и всегда услуживый; на третьей безмолвный пустынножитель; наконец четвертую и самую высшую степень занимал послушный своему наставнику, и ради Бога всем сердцем ему преданный. Сей человек за послушание носит щит и багряную одежду в знамение того, что послушлив был даже до смерти, и паче всех блистал славою. Для чего сей, повидимому меньший делами, возвеличен более прочих, подумал удостоенный небесного видения старец! «Для того, вдруг ответствовал ему таинственный глас, что странноприимец упражняется в добродетели, столь любезной его сердцу, по своей воле; равно и пустынник, удаленный от света по своему благорассуждению, и живет свободно; что касается до удрученного недугами, он бы с радостию переменил их на здравие. Но сей, обязавшийся труднейшим делом послушания, оставив все свои желания, зависит от Бога и своего наставника; потому он и получил большую пред другими славу». «Итак, дети, – продолжает тот же старец, – доброе дело послушание для Господа. Послушание, ты спасение всех верных, ты мать всех добродетелей, ты отверзаешь небеса и возводишь людей от земли на оныя, ты питаешь всех Святых, они чрез тебя усовершаются, ты обитаешь с Ангелами!» 102 «Блажен, кто научился истинному и нелицемерному послушанию; ибо таковой человек есть истинный последователь благого Учителя нашего, Который послушлив был даже до смерти ( Флn. II, 8 ). Поистинне блажен, кто научился повиновению: ибо будучи подражателем Иисусу Христу, он соделывается и сонаследником Его». 103 Инок посредством сей добродетели (послушания) так может усовершиться, как ни от какой другой не может. «Как путник, говорит св. Авва Дорофей , нашедши жезл, и опираясь на него, с помощью его скорее совершает путь, так бывает и с идущим по пути отсечения своей воли. Ибо кто отсекает собственную свою волю, тот чрез сие приобртает безпристрастие, а от безпристрастия переходит при помощи Божией в совершенное бесстрастие.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

39:8—9). Иисус Христос, яко Бог, был премудрый и пресовершенный, не имел нужды в учении, не требовал руководства. И чему могли учить Его люди, к какой добродетели понуждать? Он наставляет людей в добродетели, Он просвещает ум наш в совершении добрых дел. Но при всем том жил в послушании у Иосифа и Матери Своей: «и бе повинуяся има» (Лк. 2:51). Оказывал покорность приказанию Иосифову, делал послушание воле Матери Своей. «И бе повинуяся има.» То, что говорил Иосиф, исполнял Иисус; то, что приказывала Матерь, Сын делал тотчас. «И бе повинуяся има.»    Это великий пример монашествующим, дабы не отговаривались, что не имеют совершенной покорности оттого, что не находят совершенного настоятеля. Рассудите, иноки, о совершенстве Иисуса Христа и о совершенстве Иосифа и Матери Его и найдите толикое различие, коликое находится между Богом и человеком. И при всем том Богочеловек Иисус «бе повинуяся има». Сей великий пример для пустынножителей, да научатся, что повиновение помогает им достигать в меру добродетели, которая доходит до совершенства.    Иисус Христос имел свободную и самовластную волю Человечества Своего, но добровольно и охотно всю ее покорил воле Божества. Видел весь мир совершенство послушания Его, когда приближалось время, в которое Он имел вкусить страдания и испить горькую чашу смерти Своей. Все страдания Его пред очами Его представлялись. Видел заушения и поругания, оплевания и биения, хулы и бичевания. Зрел терновый венец и раны всего тела Своего, крест, гвоздие, желчь и оцет. Страх охватывал Его, истекала кровь, но строго держался послушания; послушание никогда не оскудевало в Его сердце. Однако «не яко Аз хощу, — говорил Богу и Отцу Своему, — но якоже Ты». (Мф. 26:39) — «Пусть Я боюсь, яко Человек, пусть подвиг обдержит Мя, пусть течет сия кровь, но со всем тем да не будет воля Моя, но Твоя должна быть воля:» «обаче не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Сие есть превосходное послушание, сие послушание совершенное. Был послушлив Богу и Отцу Своему даже до смерти:«послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3699...

«Господи, спаси Царя, и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя!» ( Пс.19:10 ). Слово в Великий пяток на вечернем богослужении, пред Плащаницей. О жизненном единении христианина со Христом Спасителем Произнесено в церкви Киево-Братского монастыря 15 апреля 1906 г. «Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе: Иже во образе Божии сый... смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» ( Флп.2:5–6, 8 ). У святейшего и достопокланяемого гроба Спасителя нашего все мы, братие, невольно исполняемся возвышенных мыслей о недомыслимом величии Крестной Жертвы, проникаемся чувствами глубокого благоговения и благодарения пред величием, святостью и неизреченной благостью, нас ради ныне плотию распятого и умершего, Господа, переживаем неизъяснимое и сладостное настроение умиления необъятной любовью Божией; наконец, испытываем благодатный подъем духовных сил наших, чувствуя себя готовыми и сильными принять спасительные для нас решения в деле духовного обновления нашего. Такова неизъяснимая сила впечатления на всех нас страданий и смерти Господа! Образ страданий и смерти нашего Спасителя, ныне нам предлежащий, заключает в себе некоторую божественную тайну обаяния, – тайну, которая привлекает души самые суетные, трогает сердца самые жестокие; тайну, которая по истине является одним из разительных свидетельств божественной истины нашей веры. Если смерть и обыкновенного человека всегда производит на нас особенное впечатление, полное таинственности и ужаса вместе с предощущением иной, неведомой жизни по ту сторону гроба, то здесь, у живоносного гроба Спасителя нашего, пред мысленным взором нашим сретаются время и вечность, смерть и вечная жизнь, преисподняя и небо, ад и рай: все это не сильно ли потрясти и окаменелые сердца, как потрясена была вся природа при страданиях и смерти Господа ( Мф.32:45, 51–53 ; Мк.15:33, 38 ; Лк.23:44–45 ), как весь народ, видя происходившее, возвращался (с Голгофы), бия себя в грудь ( Лк.23:48 )? Но, братие, священные впечатления нынешнего великого дня не должны быть одним лишь мимолетным движением нашей чувствительности; нет! они должны глубоко напечатлеться в душе нашей, должны быть навсегда неразлучны со всем течением нашей жизни. Этому поучает нас св. апостол Павел словами: «сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе» («в вас должны быть те же чувствования, какие во Христе Иисусе»), «Иже... смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя...» ( Флп.2:5, 8 ) и другими словами с указанием на собственный пример апостола: «не судих ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята» ( 1Кор.2:2 ). Этому же наставляет нас св. Церковь , непогрешимая учительница истины, верная руководительница и воспитательница чад своих к вечности: она не только в богослужениях настоящей страстной седьмицы с великой мудростью начертала весь образ страданий и смерти Господа, но и чрез весь год в своих богослужебных чинах и последованиях приводит нам на память спасительную страсть и смерть Спасителя нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

250 «Если плоть с самого зачатия своего истинно соединена с Богом Словом, или лучше сказать, стала существовать в Нем и иметь с Ним ипостасное тождество; то как не обогатиться ей вполне всякою премудростию и благодатию? – Плоть не сама получает благодать, и участвует в том, что имеет Слово, не по благодати, но по ипостасному соединению, о того самого времени, как и человеческое и Божеское стало принадлежать единому Христу (потому что один и тот же Христос был вместе Бог и человек), источает мipy благодать и премудрость и полноту всех благ» (Дамаск. Точн. Изл. пр. веры III, гл. 22, стр. 211). 252 «Плоть человеческая, по своему естеству, не есть животворящая; но Господня плоть, ипостасно соединенная с самим Богом Словом, хотя, по естеству своему, и не изъята была смертности; однако, по причине ипостасного соединения с Словом, соделалась животворящею: и мы не можем сказать, чтобы она не была животворящею, или не всегда животворяща» (Дамаск. Точн. Изл. пр. веры III, 21, стр. 208–209). 263 «Пред спасительным своим страданием Он говорит: Отче, аще возможно, да мимоидет от мене чаша сия ( Матф. 26, 39 ); но очевидно, Он должен был пить чашу, как человек, а не как Бог. Посему, как человек, хочет, чтобы миновала Его чаша. Это были слова естественной боязни. Обаче не моя да будет воля ( Лук. 24, 42 ); не моя, поколику Я имею иную от твоей сущность, но твоя, т. е. моя и твоя, поколику Я Тебе единосущен» (Дамаск. Точн. Изл. пр. веры, III, 18, стр. 202; снес. гл. 24, стр. 214). 264 «Был послушлив ( Фил. 2, 8 ) добровольно или недобровольно? Если недобровольно: то не-было бы послушания, а было бы насилие. Но Господь был послушлив, не как Бог, а как человек. Ибо, как Бог, Он не мог быть ни послушным, ни преслушным: это, как говорит божественный Григорий, свойственно подчиненным. След. Христос имел волю и как человек (св. Максим. испов. Disput. cura Pyrrh. p. 179, Opp. T. II, ed. Paris. 1675). 265 «Если Он, как Бог, жаждал, и, отведав, не хотел пить: то будет следовать, что Он подвержен был страданию и как Бог; ибо и жажда и вкушение есть страдательное состояние. Если же Он жаждал не как Бог, то, без сомнения, как человек; а след. и имел волю, как человек» (Дамаск. Точн. Изл. пр. веры III, 14, стр. 177).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

По сути, это заповеди, пусть об этом и не говорится так явно. К примеру, старец наставляет и говорит: " Чадо мое, будь послушным, твори молитву и прогоняй плохие помыслы сразу, как только они придут, потому что чем дольше они остаются, тем больше марают место. Но если они и уйдут через продолжительное время, то все же оставят после себя пометины и выщерблины! " . Или другое: " Если ударят в било [ 4 ], тотчас спускайся вниз " . Или: " В церкви не ходи туда и сюда, но стой терпеливо в своей стасидии и переходи с места на место только в случае крайней нужды " . Если монах не слушает советов и увещаний старца, то он находится в непослушании. Тогда не должен ли старец так прямо и сказать: " Я заповедую это и вот это " , дабы монах устрашился и был послушным? Заповеди даются лишь в определенных случаях. Когда кто-то приходит для того, чтобы стать послушником, то совершенно очевидно, что он приходит не ради игумена или монастыря. Понятно, что он приходит ради любви Христовой и спасения своей души. Но поскольку он не увидит Христа, чтобы сотворить Ему послушание, то Христос оставляет Своего представителя – игумена в монастыре, чтобы то послушание, которое он желает показать Христу, показать игумену. Каждый духовник носит в себе образ Христов. Итак, насколько он послушлив духовнику, настолько послушлив и Христу. Страшный грех – не почитать иконы Христа, Божией Матери, святых. Мы полагаем, что хуже греха и не существует. Икона представляет Божественное лицо, мы ей покланяемся и лобызаем ее, а поклонение это относится к самому тому лицу, которое изображено на иконе. Живую икону Христа носит в себе духовник, слушаться которого заповедуется послушнику ради одной только любви Христовой. Не ради личности старца, ибо он может быть и грешным человеком, может быть и достойным геенны, как и я, но послушание имеет совсем другой смысл: оно относится прямо ко Христу. И поскольку любовь Христова нас призвала прийти сюда для подвига и спасения своей души, то мы должны всячески приобретать эту фундаментальнейшую добродетель – послушание, – которая многостороння, ибо хороший послушник, безусловно, имеет не только послушание, но окружен стеной из многих других добродетелей и подвигов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1451...

Св. Ефрем каждому из учеников подаёт особенное благословение; так он говорит: «Амва, муж чудный! Христос да возвеличит память твою на земли... И ты, Авраам! за то, что ты присоединился ко мне, да услышит тебя Бог Авраамов в молитвах твоих... Симеон! тебе говорю, да услышит тебя Господь... и да внидешь в горний град... Мара, муж Агелийский, кроткий и простый! ты помогал мне в моих смущениях. Сам Бог да воздаст тебе мзду твою среди благочестивых, которую да приимешь со всеми святыми. Зиновий, муж Газирейский!.. Да будет слово твое на подобие огня и да пояст множество неправд». В том же завещании Ефрем благословляет и одну благочестивую женщину: «Дщерь! – говорит он, – прежде нежели умру, я благословлю тебя по мысли и желанию твоему. Да не оскудеет до века в семени твоём учение святых. Когда Христос придёт изменить небо и землю, Он напишет память твою в книге жизни в царстве небесном. И мир Божий, увенчивающий святых непорочными венцами, да дарует тебе мзду в призвании по сердцу твоему». Подвижники благочестия обыкновенно стекались к смертному одру того, кто своим примером и словом постоянно указывал им путь высшего христианского совершенства; они со скорбью любви желали присутствовать при мирном и славном отшествии от земли блаженной души, много трудившейся для них, много болезновавшей о них; по заботливости о своём, не оконченном ещё пути подвигов, они желали услышать последние слова отца своего, принять его благословение, дабы укрепиться оным в исполнении закона правды и любви. Так иноки окружали смертный одр славных 435 Восточных подвижников; и русских – св. Феодосия Печерского 436 , св. Сергия и Никона 437 . И праведники, наставлением утешая оставляемых чад о Христе, благословляли их, готовые к ходатайству за них на небесах. Так св. преемник Преподобн. Сергия – Никон, по сказанию своего жизнеописателя, при кончине, «аз, рече, братие отпущаем есмь от юз плоти сея и отхожу ко Христу, последнее благословение оставль им» 438 . Доселе в христианстве умирающие благословляют ближних, оставляемых ими в жизни временной, преимущественно же родители – своих чад; смертное ложе родителей обыкновенно оглашается их благословениями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 . К братствам поставившим себе сходную задачу следует отнести: а) Иоанно-Богословское при Донской духовной семинарии; б) Кирилло-Мефодиевское при Екатеринославской духовной семинарии; в) Кишиневское, Трех Святителей; г) Киевское Богоявленское; д) Курское, Феодосия Печерского ; е) Кирилло-Мефодиевское при Минской духовной семинарии; ж) преподобного Сергия при Московской духовной академии; з) Александро-Невское при Феодоровском Городецком монастыре; и) Иоанно – Богословское при Подольской духовной семинарии; и) Саратовское, Кирилло-Мефодиевское; к) Смоленское преподобн. Авраамия; л) Ставропольское Свято-Андреевское; м) Тифлисское Андреевское 89 . Перечислять все виды братской благотворительности в нашем кратком очерке нет надобности; достаточно сказать, что братское зоркое око усматривает истинно нуждающихся и по мере своих средств спешит оказать им посильную помощь. Наши братства благотворят чем могут: деньгами, насущным хлебом, платьем, даровыми или дешевыми квартирами, даровым лечением, пособием на погребение, снабжением бедных девушек приданым, устройством разговения для бедных на праздник Пасху… перечислить всего нельзя. Мы здесь только укажем на особо практичный способ благотворения бедным, избранный одним сельским братством Костромской епархии. Братство в селе Дароватове раздает из имеющихся у него в распоряжении 176 десятин удобной земли бедным семействам небольшие участки земли для безмездного пользования. Для того-же, чтобы судить в общем о том благотворении, которое проявляется братствами, мы приведем две таблицы; в первой из них мы поместим количество бедных, получивших материальную помощь от братства, а также и сумму, израсходованную на них, а во второй мы поместим те разного рода благотворительные учреждения, которые основаны и содержатся братствами. Братства, оказавшее материальную помощь бедным (за 1890 – 91 год). Местонахождение Наименование Число бедных Сумма пособий (в рублях). 1) Волынская Кирилло-Мефодиевское Богоявлен. Св. Николаев 3) Екатеринославская

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, в Смоленске, находится под управлением архимандрита. На этом месте существовала церковь св. Троицы принадлежащая монахам Бернардинского ордена, которая по присоединении Смоленска опять к России, обращена по повелению царя Алексия Михайловича в православную, и при ней, 1674 года, учреждена нынешняя обитель, в которой ныне две церкви: 1) Соб. двухэтажная, с престолами вверху Живоначальной Троицы, а внизу Рождества Христова; 2) Больничная, Зачатия св. Анны. До 1740 года в Троицком монастыре жительство имели смоленские архиереи и погребались по смерти. БОЛДИН-ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, в 15 верстах от уездного города Дорогобужа, на реке Болдине; состоит под управлением игумена. Основан в 1528 году Преподобным Герасимом, который и был здесь первым игуменом. В сей обители две церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, с двумя приделами; в ней почивают мощи основателя, Преподобн. Герасима; 2) теплая Введения Богородицы. В конце XVI века здесь спасался и погребен затворник Аркадий, которого память за благочестивую иноческую жизнь уважается и доныне. КОЛОЦКИЙ, муж. 3 класса, в Гжатском уезде, на берегу реки Колочи, на дороге из Смоленска в Москву; состоит под управлением игумена. Основан по случаю явления на сем месте, в 1413 году, иконы Пресвятой Богородицы, известной ныне под названием Колочской. В 1775 году обитель сия принадлежала к Крутицкой епархии. В 1812 году, октября 19, при сем монастыре генерал Платов поразил французов; но самая обитель в то время много потерпела и большею частью здания ее были разрушены ядрами; по изгнании же неприятелей из России опять приведена в прежнее положение. При монастыре бывает ежегодно ярмарка 9 июля, в день празднества явленной иконы Колочской. КАЗАНСКИЙ, муж. заштатный, близ уездного города Юхнова, с церковью Казанской Пресвятой Богородицы. О времени основания его неизвестно. В 1775 году он принадлежал к Крутицкой епархии. АРДЫНСКАЯ-БОГОРОДИЦКАЯ, пуст. муж., в 50 верстах от Смоленска, в уезде города Поречья, при рекак Ардынке и Моте. Основана в 1720 году. В ней церковь во имя Владимирской Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В настоящее время строится здесь соборный храм во имя св. Апостола Андрея Первозваннаго, заложенный собственноручно Его Императорским Высочеством Великим Князем Алексеем Александровичем 16 июня 1867 года. Святыни здесь следующия: несколько частей Животворящаго Древа Креста Господня; две части от главы св. Апостола Андрея Первозваннаго и часть от локтя правой руки его; две части св. мощей св. Апостола и первомученика архидиакона Стефана, части св. Апостолов Филиппа и Варнавы, св. Иоанна Златоустаго, св. великомученика Пантелеимона, священномучеников: Харалампия и Власия, св. Модеста, патриарха Иерусалимскаго, св. 40 мучеников Севастийских, св. Григория Синаита, преподобн. Нила мироточиваго, св. мучен. Трифона и Димитрия новаго, преподобномуч. Михаила, иже в обители Саввы освященнаго, преподобномучен. Афонских: Игнатия, Евфимия и Акакия, великомуч. Марины; капли крови и часть св. мира великомученика Димитрия Солунскаго; три части от даров, принесенных Волхвами в св. Вифлеем при Рождестве Христове. Кроме того, здесь есть чудотворная икона Божией Матери, именуемая «в скорбях и печалях утешение», от которой много совершалось чудес во время пребывания ея в России в 1879 и 1882 гг. Начало свое, самостоятельность и право наравне с другими, подобнаго рода скитами св. горы, Андреевский скит получил в 1849 г., по ходатайству покойнаго А. Н. Муравьева, который поэтому почитается главным ктитором скита. До того времени скит этот пользовался названием только Серая, по красоте своего местоположения и большой келлии патриаршей, потому что здесь в свое время уединялись св. патриархи: Афанасий Пателарий, нетленно почивающий в России — в Лубнах, и Серафим, там же скончавшийся. Отсюда до Кареи четверть часа ходу. Карея (Правительственное место св. горы). Карейский собор посвящен Успению Божией Матери; в алтаре есть чудотворная икона Спасителя, а на горнем месте находится общеизвестная чудотворная икона Божией Матери, так называемая «Достойно есть». В соборе этом очень замечательны фрески Панселина. Есть на Карее еще другая чудотворная икона Божией Матери под названием Млекопитательницы, она находится в Типикарнице св. Саввы, архиепископа Сербскаго.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010