291 «Понудимся в кратцем сем веце, а не угождаем телу». Поучение о пользе душевней. Пролог. 21 октября. Превосходное предупреждение против удобств и излишеств домашней обстановки напоминанием о нужде в самом необходимом у обездоленных – в Стословце Геннадия, 72–79. (Памятники, III, 12–13) и в Поучении любовном (там же, 16). В «Поучении душеполезном правыя веры» в перечень«дел Божиих» включено: «неспание, не на мякце легание, кормля не сладка, одежда не хупава (не изысканная), храми (хоромы) не красни». III, 24. Против «сладкоястия»: «множество брашен мысли злыя ростят: сладко брашно токмо гортань веселит, кормит же черви неусыпающия... воздержаяйся житию святых подобится». Слово об умеренности и воздержании. Пролог 6 октября. 292 «He восхощи веселитеся в мире сем, яко веселье света сего плачем кончается,… радость и веселие и свет немеркнущий– солнце Господь». Слово поучения отца к сыну, III, 33. В житиях святых часто отмечается с назидательным оттенком, отказ будущих праведников от игр в детском возрасте, напр.: житие преподобн. Варлаама Хутынского, преп. Ионы Новгородского и др. В списке«мер злых и скверных дел»и Слов в св. отец о постах (III, 63) значатся: «песни бесовския, бубна и сопели, козици, игранья бесовския». В Послании Сильвестра наказывается: «с гостьми не пересмеиваться, в гостех и в дому песней бесовских и всякаго срамословия не говорить и не творить». Общим же советом остается: «мало поскорбим ныне, да возвеселимся во веки, постонем убо мало, поскорбим, дóндеже есть время». Слово Златоуста. Пролог 13 ноября. 293 «Слез ли не имаши, но не отчайся; воздыхай же часто и тяжко от всего сердца: слезы бо суть дар Божий, и по малу, с воздыханием и моленим, испросиши я у Бога: обрет (же) слезы, храни я всею силою своею». Стословец Геннадия. 50–51, III, 9. 294 «Безмолвие любите, матери добродетели сущи», внушает поучение преподобн. Павла Обнорского (у Кадлубовского, 204). Высшее проявление строгости в этом отношении встречаем у препод. Пафнутия Боровского, который не только не слушал, но и «изгонял того из иноков», кто «хотя бы мало начинал говорить, кроме священнаго Писания». (Кадлубовский, 216).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите опознать икону. Привезла от бабушки. Не могу разобрать, какая это Богородица. Никаких надписей нет Ответов: 2. Последний ответ: Спасибо большое за разъяснение! Добавлено на опознание: 2017-10-25 14:26:56 Владелец: ALEX11 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: История иконы неизвестна. Надписей нет. Посредине, возможно, - Николай Чудотворец. У святого справа виден приклад ружья. Ответов: 5. Последний ответ: Александр, пошлите изобр. иконы на сайт икон арт, там спецы, более точно подскажут время написания ик. Оклад, как я понимаю, большой и тяжелый, но может можно снять и будут видны надписи, если только это не подокладная непрописанная икона, т.е.тольк [...] Добавлено на опознание: 2017-10-22 21:56:16 Владелец: novsergei Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2017-11-05 19:30:26]: На обратной стороне карандашом неясная надпись " Преподобн Макарий " Ответов: 2. Последний ответ: marinakova! На обратной стороне карандашом обнаружил неясную надпись " Преподобн Макарий " . Спасибо.С уважением. Добавлено на опознание: 2017-10-17 15:54:36 Владелец: mvv Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2017-10-17 18:04:37]: Не могу определить, кто изображен на полях и возраст иконы. По доске - 14-15 век, по изображению на полях - вт.пол.19 века. Размер: 250х305х27 мм. Ковчег, поле, лузга есть. Доска скреплена двумя шпонками, клиновидно срезанными, размеры на торцах 34 и 28 мм. Шпонки резные, выступают над плоскостью доски на 7-8 мм. В торцах доски шпонок нет. [Добавлено 2017-10-17 19:04:52]: Что написано в книге? Ответов: 4. Последний ответ: В книге написано: " Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем " Добавлено на опознание: 2017-10-15 09:58:10 Владелец: Kirill2017 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Висит у родителей. Они тоже не знают, кто на ней изображен.

http://pravicon.com/unknown/22

200 От Апостола толкового, напечат. иждивением старообрядцев со старописанного в Типографии Почаевской в лето 7292 (1784); лист. 544 на обор. 202 От слова священномуч. Ипполита о скончании мира и о антихристе в неделю мясопуст. в Соборнике, лист. 101, 102. 203 Взято из истории, писанной саморучно обращенного из раскола к Святой Церкви Ксенофонта, о коем зри в конце сего параграфа. 204 Сие было в Санктпетербурге в Свято-Троицкой Александроневской Лавре, в церкви Святого Праведного Лазаря, что на кладбище, 1783-го года. 206 Виждь, православный читателю, яко Дух Святый и ныне в Церкви Святой пребывает и чрез служителей Своих чудодействует, и никтоже означенному чудесному откровению да не неверует: подобное сему и в древние времена Бог чудодействовал, да и до скончания мира не оскудеет. О древних же благодатных чудодействиях, откровенных во время Божественной Литургии над Божественными Тайнами, чти в Книге преподобн. Ефрема Сирина в слове 86-м и в Прологе месяца Марта 10-го дня, еже о Марке монахе прозорливом. И ноября 26-го дня в Прологе в слове о Срацыне уверовавшем и крестившемся от видения и откровения ему во время Литургии над Божественными дарами, в храме Св. Великомученика Георгия. 207 Кроме сего из опыта нам известно, что раскольники от безрассудной ревности и бесстрашия Святую Церковь и пастырей ее дерзают нещадно поносить; и кто из них более умеет выдумать клеветы и злословия на нее и на пастырей ее, тот у них почитается хорошим христианином. 208 О пастуховском толке любопытный может видеть в полном Историческом известии о старообрядцах, напечат. вторым изданием 1795-го года во 2-й части на стран. 44. 209 Сими Божественными свидетельствами вконец испровержено лжемудрование тех, кои бесстрашно толкуют, что будто бы в нынешние времена, и особенно от лет Патриарха Никона , в нашей Церкви благодать Святаго Духа не присутствует; а посему, де, и дарований духовных, какие в древние времена бывали, ныне не видится. Против сих кривотолков рассудил а за приличное представить словеса преподобн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

При словах (Мк.7:24): и оттуду востав, иде в пределы тирски и сидонски: и вшед в дом, никогоже хотяше, дабы Его чул: и не може утаитися, – говорит: «Христос, – по Божеству, есть Сила самоипостасная, по человечеству, – Он был немощь, как и апостол сказал: ибо аще и распят бысть от немощи, но жив ест от силы Божия ( 2Кор.13:4 ). Ясно, что, по человеческому естеству, а не по Божескому, Он, вшед в дом, хотел утаиться, и не мог утаиться; следов., Он имел волю и как человек» 372 . «И в посл. к Филипп. божественный апостол говорит о Нём: послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя ( Флп.2:8 ). Был послушлив добровольно, или не добровольно? Если не добровольно, то не было бы послушания, а было бы насильствие. Но Господь был послушлив не как Бог, а как человек. Ибо как Бог, Он не мог быть ни послушным, ни преслушным: потому что сие, как говорит божественный Григорий, свойственно подчинённым. След., Христос имел волю и как человек» 373 . Выражение, встречающееся в писаниях св. Дионисия Ареопагита о богомужном действовании (ϑεανδριχ νργεια) Иисуса Христа, Софроний и Максим изъясняют в смысле означения одним сложным именем двух различных, соединённых, но не слитных действований. Это изъяснение, пространно изложенное в Соборном послании Софрония и в двух полемических сочинениях Максима 374 , с употреблением подобия – двух вещей сросшихся, и раскалённого меча, – в сокращённом виде представлено в III кн. о вере св. Иоанна Дамаскина 375 . Изложение догмата о двух волях и действиях в Иисусе Христе Вселенского VI Собора, Константинопольского В дополнение к тому раскрытию догмата о Лице Иисуса Христа, какое было изложено в определении IV Вселенского Собора, Халкидонского 376 , св. Отцы VI Вселенского Собора постановили исповедовать: «И две естественные воли или хотения в Нём, и два естественные действия, неразлучно, неизменно, нераздельно, не слитно, по учению святых Отец наших: два же естественные хотения не противные, да не будет, якоже нечестивые еретики рекоша, но Его человеческое хотение, последующее и не противостоящие, или противоборствующее, паче же и подчиняющееся Его Божественному и всемогущему хотению 377 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Здесь Никон пишет: «егда изволил Бог Никону митрополиту быть на патриаршестве, и Никон митрополит усмотре во царе, и великом князе порок, который противен евангельским святым заповедям, или противно что святым апостольским и отеческим правилом, и ему, Никону, по писанному во псалмех, не стыдящеся говорити о заповедях Господних и св. апостол и св. отец правилех пред цари и пред бояры, а ему, государю царю, и государевым бояром, слушати во всем. И он, государь, и его бояра все обещались во святей велицей церкви пред Господом Богом и пресвятою Богородицею и всеми святыми и всем освященным собором, заповедей Христовых и св. апостол и св. отец правил слушати, и ничтоже инако коею-либо тщетною хитростию, по преданию человеческому и стихиям мира сего, мудрствовать. И от исперва убо был царь благ и кроток и послушлив был, и Никон на патриаршестве был. А как царь и великий князь развратился со святою соборною и апостольскою церковью, и святые заповеди Божия, и св. апостол и св. отец правила в презрение положил, и Никона – патриарха не почал слушать, но и укоряти неподобно», тогда Никон оставил патриаршество, «дая место гневу царскому», 213 . Здесь Никон выставляет и еще новую причину оставления им патриаршества. По его объяснению дело стояло так: он под тем только непременным условием согласился сделаться патриархом, если царь и бояре будут слушать его во всем, когда он будет говорить и настаивать пред ними на точном хранении и соблюдении заповедей Божиих, правил св. апостол св. отец. Они дали ему такое обещание, и вначале царь действительно «послушлив был», т. е. во всем слушал Никона и во всем подчинялся ему, почему «Никон на патриаршестве был». Но потом царь «Никона – патриарха не почал слушать», и даже более: стал его «укорять неподобно», и тогда Никон оставил патриаршество. Значит, пребывание или непребывание Никона на патриаршей кафедре зависело единственно от послушания или непослушания царя Никону: слушает царь Никона, – он остается патриархом, перестает царь слушать Никона, начинает действовать по своему, Никон оставляет патриаршество.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Здесь Никон пишет: «егда изволил Бог Никону митрополиту быть на патриаршестве, и Никон митрополит усмотре во царе, и великом князе порок, который противен евангельским святым заповедям, или противно что святым апостольским и отеческим правилом, и ему, Никону, по писанному во псалмех, не стыдящеся говорити о заповедях Господних и св. апостол и св. отец правилех пред цари и пред бояры, а ему, государю царю, и государевым бояром, слушати во всем. И он, государь, и его бояра все обещались во святей велицей церкви пред Господом Богом и пресвятою Богородицею и всеми святыми и всем освященным собором, заповедей Христовых и св. апостол и св. отец правил слушати, и —362— ничтоже инако коею-либо тщетною хитростию, по преданию человеческому и стихиям мира сего, мудрствовать. И от исперва убо был царь благ и кроток и послушлив был, и Никон на патриаршестве был. А как царь и великий князь развратился со святою соборною и апостольскою церковью, и святые заповеди Божия, и св. апостол и св. отец правила в презрение положил, и Никона – патриарха не почал слушать, но и укоряти неподобно», тогда Никон оставил патриаршество, «дая место гневу царскому» 1172 . Здесь Никон выставляет и еще новую причину оставления им патриаршества. По его объяснению дело стояло так: он под тем только непременным условием согласился сделаться патриархом, если царь и бояре будут слушать его во всем, когда он будет говорить и настаивать пред ними на точном хранении и соблюдении заповедей Божиих, правил св. апостол св. отец. Они дали ему такое обещание, и вначале царь действительно «послушлив был», т. е. во всем слушал Никона и во всем подчинялся ему, почему «Никон на патриаршестве был». Но потом царь «Никона – патриарха не почал слушать», и даже более: стал его «укорять неподобно», и тогда Никон оставил патриаршество. Значит, пребывание или непребывание Никона на патриаршей кафедре зависело единственно от послушания или непослушания царя Никону: слушает царь Никона, – он остается патриархом, перестает царь слушать Никона, начинает действовать по своему, Никон оставляет патриаршество.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Здесь Никон пишет: «егда изволил Бог Никону митрополиту быть на патриаршестве, и Никон митрополит усмотре во царе, и великом князе порок, который противен евангельским святынь заповедям, или противно что святым апостольским н отеческим правилом, и ему. Никону, по писанному во псалмех, не стыдяшеся говорити о заповедях Господних и св. апостол и св. отец правилех пред цари и пред бояры, а ему, государю царю, и государевым бояром, слушати во всеыъ. И он, госу дарь, и его бояра все обещались во святей велицей церкви пред Господом Богом и пресвятою Богородицею и всеми святыми и всем освященным собором, заповедей Христовых и св. апостол и св. отец правил слушати, и ничтоже инако коею-либо тщетною хитростию, по преданию человеческому и стихиям мира сего, мудрствовать. И от исперва убо быль царь благ и кроток и послушлив был, И Никон на патриаршестве был. А как царь и великий князь развратился со святою соборною и апостольскою церковию, и святые заповеди Божия, и св. апостол и св. отец правила в презрение положил, а Никона—патриарха. не печаль слушать, по и укоряти неподобно», тогда Никон оставил патриаршество, «дан место гневу царскому». Здесь Никон выставляет и еще новую причину оставления им патриаршества. По его объяснению дело стояло так: он под тем только непременным условием согласился сделаться патриархом, если царь и бояре будут слушать его во всем, когда он будет говорить и настаивать пред ними на точном хранении и соблюдении заповедей Божиих, правил св. апостол св. отец. Они дали ему та кое обещание, и в начали царь действительно «послушлив был», т. е. во всем слушал Никона и во всем подчинялся ему, почему «Никон на патриаршестве был». Но потом царь «Никона—патриарха не почал слушать», и даже более: стал его ,укорять неподобно», и тогда Никон оставил патриаршество. Значит, пребывали: или непребывание Никона на патриаршей кафедре зависало единственно от послушания или непослушания царя Никону: слушает царь Никона, — он остается патриархом, перестает царь слушать Никона, начинаете действовать по-своему, Никон оставляет патриаршество.

http://sedmitza.ru/lib/text/439660/

Никогда человек не может быть так послушлив, как Бог. Человек засевает ниву и оставляет ее Богу. Человек за один день засевает ниву, а Бог стоит над семенем сотню дней, и хранит его, и согревает, и животворит, и постепенно извлекает из земли в виде травы, и постепенно наполняет траву зерном, и постепенно доводит его до зрелости, пока человек опять не придет на ниву, дабы за день-два собрать зерно и убрать в житницы. Ворон выводит птенцов - и бросает их, и более нисколько о них не печется. А Бог берет попечение о них на Себя и день и ночь послушно бдит над детенышами. Рыбы мечут икру и уходят, а Бог остается, чтобы вывести из икры мальков и позаботиться об их пропитании и развитии. Бесчисленные сироты - и человеческие, и звериные - погибли бы, если бы Бог не пекся о них. Деннонощно бдит Бог над всеми Своими творениями, внимает их желаниям и удовлетворяет их потребности. Бог слушает прошения и молитвы людей и исполняет их; исполняет их послушливо всегда, когда эти прошения и молитвы не связаны со грехом. Молитвы же, коими Бога хотят вовлечь во грех и сделать соучастником человеческого греха, Бог отвергает и не слушает. А из всех молитв Бог с наибольшим благоволением слушает сокрушенные молитвы кающихся, просящих оставления грехов. Ибо нет в мире ничего полезнее для человека, чем оставление грехов, чем освобождение от греха. Чрез то человек становится новою тварью, чрез то он начинает новую жизнь, жизнь сына вместо жизни раба. Потому все пророки испокон веков требовали от людей покаяния. Потому и святой Иоанн Предтеча не только проповедует покаяние, но и совершает крещение покаяния, дабы люди запечатлели свое покаяние видимым образом. Чем больше люди каются, тем больше они отлепляются от мира и прилепляются к Богу; и - тем скоропослушливее делается Бог к молитвам людей. И, таким образом, никогда человек не может быть ни столь же смиренен, как Бог, ни столь же послушлив, как Бог. Чрез все Свои творения на небе и на земле Бог учит людей смирению и послушанию. Бог дает людям наставление сие из Своей величайшей любви к человеку и из Своего пламенного желания, дабы все люди спаслись и никто не погиб.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Глава XI. О святом кресте §1. Крест везде прилагается Поскольку св. крест поставляется на всех церквах, и в церкви нет таких священных одежд, нет вещей и утварей, на которых не было бы креста, нет таинства и других молитвенных действий, при которых не употреблялось бы знамение креста; посему здесь следует сказать: что есть крест? Для чего Христос благоволил претерпеть не другую какую-нибудь смерть, как крестную? Какою Божественною силою облечен крест? и как древние святый крест почитали? §2. Что был прежде крест? Поскольку крестная казнь в древности считалась самою поносною, то древние всегда называли крест самыми бесчестными именами. Одни говорили, что это есть несчастное древо, проклятая виселица, жесточайшая и отвратительнейшая казнь; другие почитали его и для низких людей бесчестным наказанием, ужасным умерщвлением рабов, а для человека свободного, хотя и виновного, он не должен быть употребляем. Бл. Августин (в кн. 180-ти вопросов) в вопросе 25 так пишет о кресте: «между всеми родами смертей ни одного не было столь страшного и поносного, как смерть крестная»; он же, в 18 беседе на Матфея, так говорит: «ничего не было в то время бесчестнее крестной смерти». Посему-то не напрасно апостол похваляя послушание Христово, прибавил: «послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя». То же самое и в 36 трактате на Иоанна бл. Августин пишет: «когда апостол хвалил послушание Христово, бывшее до смерти, то ему мало было сказать, что Христос послушлив был даже до смерти, не до какой-нибудь смерти, но прибавил: смерти же крестныя. Между всеми родами смертей, этой смерти не было хуже». §3. В порок христианам поставляем был Когда Христос Сын Божий нашего ради спасения благоволил на земле умереть поноснейшею крестною смертию; тогда язычники и неверные иудеи нападали на христиан и насмехались над ними, особенно потому, что они Христа, как бы простого человека, и еще более бесчестно на кресте распятого, Богом и Сыном Божиим называли и поклонялись Ему. Посему апостол Павел ( 1Кор.1:18 ) пишет: «Слово бо крестное погибающим убо юродство есть»; и ниже ( 1Кор.1:23 ): «проповедуем Христа распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Обличая Евномия, который утверждал, что благ только един Бог Отец ( Мф. 19, 17 ), св. Григорий спрашивал еретика: „не благ Тот, Кто ради тебя зрак раба приял ( Филип. 2, 7 ) и вместо предлежащей Ему радости ( Евр. 12. 2 ) принял на Себя страдания за твой грех, предал Себя для искупления тебя от смерти и сделался по нас клятвою ( Гал. 3, 13 ) и грехом ( 2Кор. 5, 21 )?“. „Вам не пособит в этом случае и первый защитник ваших догматов, Маркион. Общего у него с вашим образом мыслей двоица богов и мнение о разности одного из них от другого по естеству. Но он мягче тем, что Богу евангельскому усвояет благость, а вы Единородного Бога отлучаете от естества благого, так что превратностью вашего учения превзошли и Маркиона“ 246 . В другом месте того же творения, св. отец пишет: „Восприявший все наше, чтобы дать нам взамен Свое, – восприял также болезни и смерть, проклятие и грех не для того, чтобы Самому иметь, что принял, но чтобы очистить от сего естество (человека), уничтожив в естестве непорочном подобные качества, принадлежащие нам. Посему не будет в чаемой жизни ни болезни, ни проклятия, ни греха, ни смерти“ 247 . Дело искупления и примирения людей с Богом Христос совершил добровольно 248 , по человеколюбию и из послушания Богу Отцу, преслушание человеческое врачуя собственным Своим послушанием: „Когда пришел исполнить крестную тайну, истощив Себя в рабием зраке и смирив Себя в подобии человечестем, и образом обретеся якоже человек в смиренном естестве человеческом, тогда бывает послушлив ( Фил. 2, 7, 8 ), и наши восприяв на Себя немощи, наши понесши болезни, преслушание человеческое врачуя собственным Своим послушанием, чтобы Его язвою исцелен был наш струп и собственной Своей смертью уничтожить Ему общую смерть человеков; тогда ради нас бывает послушлив, как по домостроительству о нас соделался грехом ( 2Кор. 5, 21 ) и клятвою ( Гал. 3, 13 ), не по естеству будучи этим, но делаясь по человеколюбию“ 249 . Основанием спасительности для людей дела Христова служит отношение Христа к человечеству, аналогичное отношению в человеческом организме главы к телу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010