– «Так поставь стол», сказал Антоний. Павел поставил стол. Антоний принес и положил на стол четыре маленьких, сухих хлеба и размочил для себя один, и три для Павла. Потом начал петь псалом и пропел его 12 раз. Молился и Павел. После молитвы Антоний сказал Павлу: «поди, ешь». Лишь только Павел уселся за стол и взялся за хлеб, Антоний говорит ему: «сиди и не ешь до вечера, а только смотри на хлеб». Наступил вечер. «Вставай из-за стола, говорит Антоний, помолись и ложись спать». Павел повиновался. На другой день, вечером, они сели за стол и съели по хлебцу. Антоний сказал Павлу: «возьми и другой хлебец», – «Если ты будешь ест, то и я», – отвечал Павел. – «Для меня довольно; я монах», – сказал Антоний. – «И для меня довольно; я хочу быть монахом», отвечал Павел. Послушание – верный путь ко спасению! Это – закон нравственной жизни. И на небе ангелы в постоянном послушании у Бога. Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос – послушлив был даже до смерти, смерти же крестные. Послушание есть исполнение закона. Послушного человека слушает Сам Бог. (По Ч.-М.). в) Примеры послушания из истории русского монашества. Представим несколько примеров ограничения своей воли, т. е. безусловного послушания, из истории русского монашества. I. При св. Феодосии в Киево-Печерскую обитель, тогда еще бедную, кто-то принес однажды для братии очень хорошие хлебы. Преподобный уходил в этот день из обители. Уходя, он велел келарю подать принесенный хлеб оставшейся братии на трапезе; но келарь отложил его до следующего дня. Св. Феодосий, увидя этот хлеб на трапезе на другой день, велел собрать его и бросить в реку, а келарю, назначил за непослушание эпитимию. II. Другой подвижник (XIV в.) и настоятель пр. Дионисий Глушицкий (1 июня) за непослушание наказал даже умершего. Он узнал, что один умерший инок имел у себя в келье десять ногат, т. е. кожаных монет, что было запрещено уставом Глушицкой обители. «Ослушание – погибель», сказал св. Дионисий и приказал выбросить тело умершего вместе с его деньгами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В то время старший брат Козьма-больной и сказал меньшому Василию: «Вот теперь, если желаешь пойти в монастырь или на пустынное житие, иди с Богом; брат Максим на место твое пришел послужить мне немощному», – и отпустил его с миром и благословением. Василий, не имея вечного увольнения, брал плакатный прокормежный паспорт и с ним ходил и проживал у разных подвижников и уважаемых отцов монашествующих, которые советовали ему идти жить к пустынножителям, потому что по прошествии паспортного срока не станут его держать в монастыре. Пришел Василий в монастырь Введенский под Москвою и, видя там строго-подвижнически живущих старцев, начал проситься, чтоб его приняли в сожительство. Тогда сам настоятель пошел с ним один за ограду к озеру; а в ту ночь был мороз, озеро и затянуло. И сказал ему настоятель отец Клеопа, искушая его: «Иди побегай по льду, крепок ли?» – зная, что не может выстоять лед, одну ночь только замерзший. Василий, нимало не противореча, ни помысля, что не подымет лед, побежал. Тогда возбранил ему настоятель и сказал: «Благо тебе будет, сын мой, и преуспеешь в монашестве, если всегда так послушлив будешь к отцам духовным!» Напутствовав его, любезно благословил и отпустил на безмолвное пустынное житие. Слышав же о многих пустынножителях, которые живут в дачах господских, Василий усомнился к ним идти за маловременностью своего паспорта. Пошел в казенные места к селениям чувашским, нашел там живущих пустынников: Павла книжного и Иоанна безграмотного, который был кроток и смирен нравом и прост сердцем. Павел же, как книгочтец, жил сам по себе, не имея наставляющего ниже советующего ему, надеясь на себя, что был многокнижен и житием жил подвижническим; характером, однако, вспыльчив был и самонравен, потому и соживущих близ него негодованиями своими оскорблял; но Василия весьма полюбил за послушный его нрав, незлобивое сердце и смиренное богоугодное его житие. Господь, желая, дабы и Павел во смирении пребывал, а не со мнением подвижническую жизнь проводил, для того и попускал и не помогал ему брань преодолевать, но побеждаться; а Павел умыслил себе руку отсечь, как повинную в таком падении, и многократно объявлял о том Василию, умоляя, чтобы он его тогда не покинул. Но Василий никак не соглашался с ним, говоря: «По истине, тогда-то и покину тебя, и уйду от тебя!» – и сколько мог, всегда ему сопротивлялся и увещевал отвергнуть от себя такое предприятие богопротивное. Однажды Павел пришел и говорит: «Когда я отсеку руку, то ты тогда убери топоры и ножи; не решен час будет мне нестерпимо, то чтоб я себя совсем не погубил!» И с тем ушел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Перевод: Любовью к Богу с юности разжигаем, Павел преподобный, все земные блага возненавидев, Христа единого ты возлюбил и ради Него поселился во внутреннюю пустынь, и жил со зверями, весь Христов. Поэтому Всевидящее Око, увидев твои труды, по преставлении обогатил тебя даром чудотворений. Потому взываем к тебе: «Моли непрестанно обо всех нас, почитаемую твою память всегда в молитвенных песнопениях прославляющих». Павлу Латрскому, глас 4 Яко Безплотных единовсельника/и всем преподобным сообщника,/всеславне Павле , поем тя и молим тя:/молися всегда о нас,//яко да обрящем милость. Перевод: Как поселившегося вместе с Бесплотными (ангелами) и всех преподобных собеседника, всеми прославляемый Павел, воспеваем тебя и молим: молись всегда о нас, чтобы мы обрели милость. Павлу Послушливому, Печерскому, в Дальних пещерах, глас 3 Послушанию Христову подражавый,/и имени Его ради во всяком послушании,/терпеливне, даже до смерти, Павле всечестне, потрудивыйся,/мзду же ныне послушания своего трудолюбно от Господа прием,//к Нему всегда молися о нас, поющих тя. Перевод: Послушанию Христову подражавший, и ради имени Его во всяком послушании терпеливый, даже до смерти потрудившийся, Павел всеми почитаемый, воздаяние же за трудолюбие и послушание свое от Господа получил, Ему всегда молись о нас, воспевающих тебя. Паисию Великому, глас 2 Божественною любовию от юности распалаемь, преподобне,/вся красная, яже в мире, возненавиде,/Христа единаго возлюбил еси,/сего ради в пустыню вселися,/идеже сподобися Божественнаго посещения,/Егоже неудобь зрети и ангельскима очима,/паде, поклонися./Великий же Дародатель, яко Человеколюбец, рече к тебе:/не ужасайся, возлюбленный Мой,/дела твоя угодна Мне,/се даю тебе дар:/о коем либо грешнице помолишися,/отпустятся ему греси./Ты же в чистоте сердца твоего возгореся,/прием воду и прикоснуся Неприкосновенному,/умы нозе Его/и, воду пив, даром чудес обогатися,/болящия исцеляти, бесы от человек отгоняти/и грешники от муки молитвою своею избавляти./О преподобне отче Паисие ,/молю тя, да умолиши и о мне,/якоже тебе Бог обетова,/ибо от сих грешник первый аз есмь,/да даст ми Господь время покаяния/и простит мое согрешение,/яко Благий и Человеколюбец,//да со всеми и аз воспою Ему: аллилуия.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

д) Канонархисты: Геронтий и Леонтий, «в младых летах постриглися в образ иноческий и жили угождаючи Господу Богу в постах и молитвах, подобячися совершенным святым отцем». е) Странническую жизнь проводил преп. Аммонии, полное бескорыстие стяжал Мардарий, молчанием спасался Феодор, Паисий и Меркурий жили в братской любви. Преп. Аммоний, по словам кондака, много странствовал в жизнь свою. По древнему известию, «за благословением игумена ходил до Святой горы и до Иерусалима, кланяючись местам святым и ревнуючи житию святых великих отцев, а потом вернувшися, так жил святобливо (свято), иж за него многие вызорунок (образец) жития иноческого брали у старости». Преп. Мардарий по ркп. святцам «нестяжательный», по древней надписи «безкелейный» С тех пор, как стал он иноком, «не только старался хранить пост, молитву и послушание, но приучил себя полному бескорыстию, так что ничего не хотел держать в кельи своей, кроме одежды, которую носил на себе». Преп. Даисий и Меркурий «жили в братской любви и просили Господа, что бы нигде не разлучал Он их. Господь дал им по молитве их: на земле жили они в одной келье и по смерти положены вместе, и на небе наслаждаются вместе радостию у Христа Господа». Любовь не умирает, сказал апостол. ж) Трудолюбивые: Арсений, Логгин вратарь, Нестор некнижный, Павел и Руф послушливые. О пр. Арсении древнее известие говорит, что «его никогда не видали праздным, а всегда то молился он, то выполнял послушание монастырское; пищи не принимал никогда прежде захождения солнца». По словам Кальнофойского, «лежит над другим в пещере» 274 . Преп. Логгин исполнял послушание вратаря; «он имел, по древнему известию, такой дар от Господа, что знал мысли людей, с какими кто входил в монастырь и с какими выходил; кого видел с дурными мыслями, напоминал тому, чтобы отстал от злой мысли своей, грозя ему гневом Господа Бога» 275 . Преп. Нестор, по древнему известию, «не книжный, не тот, что написал летописец о Руссии, а другой; этот был неученый и рода простого. Оставив свет и хлопоты мирские, так горячо служил Господу, что, слушая благочестивые поучения, никогда не дремал, молясь не думал ни о чем другом, как о Боге и о том, что говорил языком; день от дня стараясь быть лучшим, он видал при молитвах ангелов и Самого Христа, и узнал день смерти своей». Преп. Павел послушливый, приняв на себя иноческий образ в Печерском монастыре, безропотно выполнял послушание, какое ни назначал ему настоятель, и никогда не был праздным, во время свободное от послушания усердно молол жерновами, изнуряя тело свое. Преп. Руфу послушливому кондак: «честна смерть твоя, преподобне Руфе, пред Господем; честне бо и преподобне жизнь твою в послушании святом препроводил еси; – тем тя почитаем, яко послушником образ и наставника». По древнему известию, выполняя послушания, постоянно заботился быть лучшим. Почил в затворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

д) Канонархисты: Геронтий и Леонтий , «в младых летах постриглися в образ иноческий и жили угождаючи Господу Богу в постах и молитвах, подобячися совершенным святым отцем». е) Странническую жизнь проводил преподобный Аммоний , полное бескорыстие стяжал Мардарий , молчанием спасался Феодор , Паисий и Меркурий жили в братской любви. Преподоный Аммоний , по словам кондака, много странствовал в жизнь свою. По древнему известию, «за благословением игумена ходил до Святой горы и до Иерусалима, кланяючись местам святым и ревнуючи житию святых великих отцев, а потом вернувшися, так жил святобливо (свято), иж за него многие вызорунок (образец) жития иноческого брали у старости». Преподобный Мардарий , по рукописным святцам «нестяжательный», по древней надписи «бескелейный». С тех пор, как стал он иноком, «не только старался хранить пост, молитву и послушание, но приучил себя полному бескорыстию, так что ничего не хотел держать в келье своей, кроме одежды, которую носил на себе». Преподобные Паисий и Меркурий «жили в братской любви и просили Господа, чтобы нигде не разлучал Он их. Господь дал им по молитве их: на земле жили они в одной келлие и по смерти положены вместе, и на небе наслаждаются вместе радостью у Христа Господа». Любовь не умирает, сказал апостол (см.: 1Кор. 13, 8 ). ж) Трудолюбивые: Арсений, Логгин вратарь, Нестор некнижный, Павел и Руф послушливые . О преподобном Арсении древнее известие говорит, что «его никогда не видали праздным, а всегда то молился он, то выполнял послушание монастырское; пищи не принимал никогда прежде захождения солнца». По словам Кальнофойского, «лежит над другим в пещере» 305 . Преподобный Логгин исполнял послушание вратаря; «он имел, – по древнему известию, – такой дар от Господа, что знал мысли людей, с какими кто входил в монастырь и с какими выходил; кого видел с дурными мыслями, напоминал тому, чтобы отстал от злой мысли своей, грозя ему гневом Господа Бога» 306 . Преподобный Нестор , по древнему известию, «не книжный, не тот, что написал летописец о Руссии, а другой; этот был неученый и рода простого. Оставив свет и хлопоты мирские, так горячо служил Господу, что, слушая благочестивые поучения, никогда не дремал, молясь не думал ни о чем другом, как о Боге и о том, что говорил языком; день от дня стараясь быть лучшим, он видал при молитвах ангелов и Самого Христа, и узнал день смерти своей». Преподобный Павел послушливый, приняв на себя иноческий образ в Печерском монастыре, безропотно выполнял послушание, какое ни назначал ему настоятель, и никогда не был праздным, во время свободное от послушания усердно молол жерновами, изнуряя тело свое. Преподобному Руфу послушливому кондак: «Честна смерть твоя, преподобне Руфе, пред Господем; честне бо и преподобне жизнь твою в послушании святом препроводил еси; тем тя почитаем, яко послушником образ и наставника». По древнему известию, выполняя послушания, постоянно заботился быть лучшим. Почил в затворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кроме перечисленных святых, среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 28 сентября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9), о котором иеромонах Афанасий Кальпофийский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей преподобного Илии Муромца; преподобный Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 8). В каноне иеромонаха Мелетия Сирига также упоминаются (песнь 9) святитель Дионисий, архиепископ Суздальский (память 26 июня/9 июля, также 15/28 октября). Святитель был задержан в Киеве литовским князем при возвращении из Константинополя в сане Московского митрополита. Он скончался 15 октября 1384 года и был положен в Антониевой пещере. Кроме преподобных, упомянутых в службах, в Описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского 1638 года указывались еще святые, чьи мощи почивали открыто: преподобный Иероним, затворник и чудотворец, преподобный Меладий, святой старец и чудотворец, преподобный Пергий, святой старец, преподобный Павел, инок чудесно–послушливый. В древних рукописных святцах сохранились имена иереев: преподобного Мелетия, преподобного Серапиона, преподобного Филарета, преподобного Петра. В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года были найдены надписи XI века на сводах: «Господи, помози рабу Своему Феодосию и Феофилови, аминь, многа лета»; «Иванов гроб пещерника — Иван грешный се де жил и есть»; на дубовой дощечке: «Иван пещерник». Так открылись новые имена Печерских отцов: Феофил, Феодосий и Иоанн. У преподобных Ближних пещер есть также общая память с преподобными Дальних пещер — во 2–ю неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех преподобных отцов Киево–Печерских. Канон иеромонаха Мелетия Сириги вошел в службу этого праздника (служба преподобным отцам Печерским и всем святым, в Малой России просиявшим, напечатанная из акафистов с каноны. Киев, типография Киево–Печерской Успенской лавры, 1866 г.). Нет сомнения, что известны далеко не все имена преподобных отцов Киево–Печерских. В общей памяти Собора прославляются все отцы, просиявшие подвигами в пещерах. В икосе службы на 28 сентября об этом сказано так: «Восхвалити по едному, кто возможет, святых Твоя, Блаже, изочту их и паче песка умножатся. Но Сам, Владыко Христе, исчитаяй множество звезд и всем имена наряцаяй, яви им мольбы наша…» Сентябрь 29 Киприан Устюжский, преподобный

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Кроме перечисленных святых, среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 28 сентября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9, тропарь 4), о котором иеромонах Афанасий Кальпофийский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей преподобного Илии Муромца; преподобный Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 7, тропарь 3). В «Описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского» 1638 года указывались еще святые, чьи мощи почивали открыто: преподобный Иероним, Затворник и чудотворец, преподобный Меладий, святой старец и чудотворец, преподобный Пергий, святой старец, преподобный Павел, инок чудесно-послушливый. В древних рукописных святцах сохранились имена иереев: преподобного Мелетия, преподобного Серапиона, преподобного Филарета, преподобного Петра (Tetaturgirna, р. 16–28). В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года были найдены надписи XI века на сводах: «Господи, помози рабу Своему Феодосию и Феофилови, аминь, многа лета»; «Иванов гроб пещерника – Иван грешный се де жил и есть»; на дубовой дощечке: «Иван пещерник». Так открылись новые имена печерских отцов: Феофил, Феодосии и Иоанн. Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах, празднует угодников Божиих, подвизавшихся, в основном, в XIII–XV веках. Помимо общей памяти 28 августа, каждый преподобный имеет свою память (в скобках приводится дата кончины и основной памяти): преподобный Феодосии Великоименитый (†1074; память 3 мая, 14 августа и 2 сентября), преподобный Моисей чудотворец (XIII–XIV; память 28 июля), преподобный Лаврентий Затворник (XIII–XIV; память 20 января), преподобный Иларион схимник (†1066; память 21 октября), преподобный Пафнутий Затворник (XIII; память 15 февраля), преподобный Мартирий диакон (XIV; память 25 октября), преподобный Феодор, князь Острожский (†ок. 1483; память 11 августа), преподобный Афанасий Затворник (XIII; память 2 декабря), преподобный Дионисий иеромонах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

7 октября 1412 года преподобный Сергий отошел ко Господу. Омочив горячими слезами свежую могилу незабвенного своего отца и наставника, послушливый инок Алексий всецело вверил себя в распоряжение преподобного Павла. Очевидно обладавший далеко недюжинными хозяйственно-строительными способностями, он был незаменимым сотрудником для своего нового старца – св. пустынножителя, не желавшего ради внешних попечений жертвовать любимым и вожделенным ему безмолвием. Весь 1413 г. прошел в подготовительных работах по устройству будущей обители, а с началом 1414 г. преподобный Павел в сопровождении ученика своего Алексия отправился к св. Фотию за благословением на создание храма и учреждение обители. Не подлежит ни малейшему сомнению, что Обнорские путники по дороге к Москве посетили и великую Троицкую обитель, где с 1392 г. почивал богоносный авва Сергий. Здесь еще как бы всюду и во всем носился и отпечатлевался св. дух его; здесь еще жили ближайшие и любимейшие ученики его – наследники его великих благодатных дарований, и в самой обители игуменствовал чадо, его духа – преподобный Никон. Говорить ли как пламенна была молитва Обнорских пустынножителей на гробе Великого Отца Российского иночества; следует ли упоминать о том, что Алексий, подобно мудрой и трудолюбивой пчеле, внимательно присматривался ко внутренней жизни славной Троицкой обители, что в сладость беседовал с учениками Сергиевыми о нем самом, почерпая глубокие уроки из опыта их духовной жизни?! Когда путники достигли первопрестольного града, когда явились пред лицом св. Фотия, мы знаем уже что произошло. Желая загладить свой нелюбезный первый прием и при втором приеме преподавая преподобному Павлу архипастырское благословение на создание храма и устройство общежития, учительный владыка долго беседовал с ними, наставляя от божественного писания, каков должен быть пастырь душ человеческих и наставник их на путь спасения. Внимательно слушал инок Алексий святительское поучение, слагая глаголы его в сердце своем. И так как Павел, по своему глубокому смирению, отказался принять на себя сан священства, то владыка посвятил во пресвитера для устрояемой обители Алексия, поставив его и игуменом ее. Не искал Алексий священных степеней, не стремился к ним, и если принял на себя это достоинство, то этим исполнил только долг того же св. послушания, которое переселило его из обители Сергиевой в пустыню Павлову.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В. За состоянием уничижения или истощания, в котором Господь претерпел ради нашего спасения страдания и смерть, последовало состояние славы, или обнаружение Божества Его, во всем свете и величии, чрез покров обоженного человеческого естества Его. Это состояние прославления Сам Иисус Христос называет славою: не сия ли подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою? ( Лк. 24, 26 ). Об этом же состоянии говорит святой апостол Павел: Иисус Христос смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя, темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных, и земных, и преисподних ( Флп. 2, 8–10 ; Евр. 2, 9 ). Состояние славы, просиявавшее в земной жизни и в самой крестной смерти Господа, заключает в себе победное сошествие Его в ад, последовавшее непосредственно за смертию, воскресение из гроба, вознесение на небо и седение одесную Бога Отца. Этими действиями всемогущества Своего Он довершил наше спасение, исхитив нас от власти темныя ( Кол. 1, 13 ) и области сатанины ( Деян. 26, 18 ), разрушив смерть и дела диаволя ( 1Ин. 3, 8 ), и возсияв нам жизнь и нетление ( 2Тим. 1, 10 ). Посему-то в Священном Писании Он называется Всевышним, Небесным Царем ( Откр. 17, 14 ; Ин. 18, 36–37 ; 1Кор. 15, 25 ), Главою всякому началу и власти ( Кол. 2, 10 ), Главою Церкви ( Еф. 1, 22; 4, 15; 5, 28 ; Кол. 1, 18 ), Адамом вторым ( 1Кор. 15, 22, 45 ), животом ( Кол. 3, 4 ), воскрешением ( Ин. 11, 25 ), упованием ( 1Тим. 1, 1 ), начатком ( Кол. 1, 18 ), начатком из умерших ( 1Кор. 15, 20 ), первородным во многих братиях ( Рим. 8, 29 ), перворожденным из мертвых (Кол. 1, 18), перворожденным всея твари (ст. 15). Упразднив смертию имущаго державу смерти, сиречь диавола ( Евр. 2, 14 ), Господь наш Иисус Христос «с душою Своею, яко Бог», сошел во ад, «чтобы и там проповедать победу над смертию и избавить души, которые с верою ожидали Его пришествия», как говорит святой апостол Петр: Христос единою о гресех наших пострада, Праведник за неправедники, да приведет ны Богови, умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом, о немжеи сущим в темнице духовом сошед проповеда ( 1Пет. 3, 18–19 ). «Обоженная душа Христова, по словам преподобного Иоанна Дамаскина , нисходит во ад для того, чтобы как живущим на земле воссияло Солнце Правды, так и для седящих под землею во тьме и сени смертной воссиял свет, – чтобы как находящимся на земле Христос благовествовал мир, пленным освобождение, слепым прозрение, и для уверовавших был виновником вечного спасения, а для неверующих обличителем в неверии, так и сущим во аде, да всяко колено поклонится Ему небесных, и земных, и преисподних (Флп.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Вот, чада, в чем состоит наше мученичество. Зачем это часто некоторые горячие головы ищут телесных мучений за Христа? Перенеси мужественно и как следует здешние муки и страдания, не преклоняя колен пред Ваалом (см.: 3Цар. 19:18 ; Рим. 11:4 ), не принося жертвы страстям души, не отрекаясь от того, что ты раньше исповедал, и не оставляя ристалища и арены до самого конца, и ты сравняешься, как возглашают святые отцы, с мучениками кровью. Вы уже знаете, какое мученичество названо истинным, именно, не такое, когда человек просто получит одну рану или перенесет много мучений, но когда он претерпит до конца ( Мф. 24:13 ), так как кто отречется и бросит блаженное послушание хотя бы на середине или даже у самого конца, тот потерпит самое жалостное и плачевное крушение: он потеряет не только свои прежние подвиги, но и в день праведного Суда Божия попадет еще в вечное осуждение (см. Рим. 2:5 ). Мученичество общежительного строя Так соблюдите же себя, чада мои, совершенно невредимыми и не думайте, что я стараюсь заставить вас подчиниться мне и этим моим наставлениям с целью достижения для себя покойной жизни, по желанию телесного рабства и человеческой славы. Нет, клянусь вам (видите, я употребляю даже клятву для подтверждения своих слов) вашими подвигами ради добродетели, – не для таких целей, но для спасения всех ваших душ, ради славы Божией и для достижения благой участи вместе с нашими отцами на небесах, где великий и светильник из светильников Антоний, а также богоносный Евфимий, христоносный Пахомий, где славный Савва, всеблаженный Феодосий, богопросвещенный Дорофей, где, далее, равноангельный Дометиан, всесвятой Акакий, предстоятель Богу Досифей, где, наконец, присноживый Василий (я разумею здесь послушливого Василия), исполненный духа Захария и богопослушный Афре 170 . Да и зачем пересчитывать других? Скажем лучше только, где Петр и Павел – первоверховники апостольской двоенадесятницы, где селения святителей, иереев и святых мучеников. Ибо если мы и не удостоимся вступить в их чин, все-таки не будем лишены возможности видеть их, беседовать и приближаться к ним. Мы надеемся, далее, созерцать Саму Госпожу, Всецарицу и Владычицу нашу, Матерь Божию, и припадать к Ее стопам, а также, хотя говорить это и смело с нашей стороны, зреть даже Самого Владыку всего, нашего Господа. Ибо божественный Павел говорит, что по восхищении нашем на облацех в сретение Господне мы в пакибытии всегда с Господем будем ( 1Фес. 4:17 ). Ввиду такой ожидающей нас славы, радости и жизни, кто же не возликует, не прельстится, не возгорится, не окрылится любовью Божией и не начнет исполнять то, что должно? Только я, чада, один, из-за своих скверных деяний отпавший от Бога и работающий вместе с лукавыми демонами, как их сотрудник и помощник, составляю из этого исключение. Но помолитесь, чтобы я тоже спасся во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 34

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010