С тех пор, как стал он иноком «не только старался хранить пост, молитву и послушание, но приучил себя полному бескорыстью, так что ничего не хотел держать в кельи своей, кроме одежды, которую носил на себе». Преп. Паисий и Меркурий «жили в братской любви и просили Господа, чтобы нигде не разлучал он их. Господь дал им по молитве их: на земле жили они в одной келье и по смерти положены вместе и на небе наслаждаются вместе радостью у Христа Господа». Любовь не умирает, сказал апостол. ж) Трудолюбивые: Арсений, Логгин вратарь, Нестор некнижный, Павел и Руфь послушливые. О пр. Арсении древнее известие говорит, что «его никогда не видали праздным, а всегда, то молился он, то выполнял послушание монастырское; пищи не принимал никогда прежде захождения солнца». По словам Кальнофойского, «лежит над другим в пещере». 1073 Преп. Логгин исполнял послушание вратаря: «он имел, по древнему известью, такой дар от Господа, что знал мысли людей, с какими кто входил в монастырь и с какими выходил: кого видел с дурными мыслями, напоминал тому, чтобы отстал от злой мысли своей, грозя ему гневом Господа Бога». 1074 Преп. Нестор, по древнему известью, «не книжный, не тот, что написал летописец о Руссии, а другой»; этот был неученый и рода простого. Оставив свет и хлопоты мирские, так горячо служил Господу, что слушая благочестивые поучения, никогда не дремал, молясь не думал ни о чем другом, как о Боге и о том, что говорил языком: день от дня стараясь быть лучшим, он видал при молитвах ангелов и самого Христа и узнал день смерти своей». Преп. Павел послушливый, приняв на себя иноческий образ в печерском монастыре, безропотно выполнял послушание, какое ни назначал ему настоятель, и никогда не был праздным: во время свободное от послушания, усердно молол жерновами, изнуряя тело свое. Преп. Руфу послушливому кондак: «честна смерть твоя, преподобие Руфе, пред Господем: честне бо и преподобне жизнь твою в послушании святом препроводил еси; – тем тя почитаем, яко послушником образ и наставника».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В течение целых 15-ти лет игумену Алексию суждено было делить с преподобным Павлом труды и заботы по благоустроению обители. Будучи духовным отцом преподобного, Алексий в то же время был и самым послушливейшим учеником его, беззаветно подчинившим волю и разсуждение свое воле своего св. старца. Алексию же пришлось напутствовать Павла спасительными Таинствами Св. Церкви и в жизнь будущего века и предать тело его честному погребению. Напитанный млеком учений двух преподобных своих наставников, Сергия и Павла, соприкасавшийся с великими светильниками Церкви Российской – св. Фотием и преподобным Никоном Радонежским, блаженный Алексий и сам был великим подвижником благочестия. На нем почил дух отцев его. И как ни досточестно было дело внешнего благоустроения обители, которому приснопамятный игумен прилежал со тщанием, но не в этом только выражалась главнейшая его деятельность, конечною целью которой являлась пламенная забота о духовном преуспеянии чад своей паствы, которых он всех без исключения желал привести ко Христу в Его блаженное царство. Назидая братию примером собственной подвижнической жизни, Алексий назидал их и словом учения, рассказывая им о жизни и подвигах преподобных Сергия и Павла, и только благодаря этим рассказам его мы имеем житие первого из них. По отношению же ко второму духовному наставнику своему – преподобному Павлу, Алексий явился послушником его воли и по блаженном его успении, храня свято и оберегая ненарушимо все те заповеди и уставоположения, которые Павел преподал своей обители. В подвигах богоугождения приблизился Алексий ко вратам вечности спустя несколько лет по кончине преподобного Павла и с упованием на безмерное Божие милосердие предал дух свой в руце Божии, с точностью и неизвестно в каком именно году. Верный ученик возлег на вечный покой вкупе с своим св. учителем, погребенный близ гроба его. Память первого своего настоятеля обитель Павлова с благодарным к нему чувством хранила во все времена своего существования: в сгоревшем в 1909 году древнем обительском синодике он записан был следующим образом: «преподобного отца нашего игумена Алексия» как не записывался ни один из последующих настоятелей-игуменов здешних. Один этот факт с достаточною ясностью и вразумительностью свидетельствует, что Павлова обитель с любовию и благоговением воспоминала имя приснопамятного своего игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несколько далее лежат мощи Феофила, епископа Новгородского, Григория чудотворца , Игнатия целебника, Феодора, князя Острожского, защитника православия, окончившего жизнь свою в схиме, в обители Печерской. Несколько далее встречаем мощи схимника Илариона, преподобного Нестора некнижного, так названного в отличие от мудрого и книжного Нестора летописца, и затем следует церковь , самая древняя из церквей пещерных; она ископана руками первых подвижников. Вокруг церкви покоятся преподобные: Павел послушливый, Тит воинъ отроки Леонтий и Геронтий, канонархи Печерские, игуменья Евфросиния, в мире княжна Полоцкая, и многие другие. Подвигаясь далее, богомольцы приходят к келии, где трудился и молился Феодосий во время пещерного уединения своего и куда впоследствии, будучи уже игуменом и устроителем обители, он часто приходил для уединенной молитвы. Около келии находится церковь имени преподобного Феодосия. Поклонившись еще нескольким угодникам, богомольцы доходят до третьей подземной церкви – Рождества Христова. У входа в неё лежит преподобный Логин, вратарь печерский. Им заканчивается ряд преподобных, почивающих в дальних пещерах. Тут богомольцы, окончив своё благочестивое странствование, подымаются по ступеням к выходу через туже башню, через которую они прошли в пещеры. Неподалеку от Зачатиевской церкви, к югу, крутая лестница ведёт в самую глубину оврага, отделяющая ближние пещеры от дальних. Лестница приводит к колодцу, называемому Феодосиевым кладезем. Преподобный носил на себе воду из этого колодца на вершину горы для потребы братии. По другую сторону оврага, при подошве холма ближних пещер, находится другой колодезь, ископанный, но преданию, руками старейшего из подвижников этих благословенных мест, преподобного Антония. По левую сторону лаврской ограды, у самого крепостного вала стоит небольшая церковь с 5-ю зелеными главами. Эта церковь Спаса на Берестове. Она построена раньше всех других церквей лаврских; со времени её основания прошло девять сот лет. Эта церковь была первая после введения христианства, в которой жил священник Иларион, выкопавший себе малую пещерку, на месте которой соорудилась теперь такая богатая и обширная Киево-Печерская лавра.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

И в Восточной Церкви тех времен известны были так называемые у нас подлинники, которые в полном виде состояли из трех отделов: лицевого подлинника, правил иконного писания и наставления о составлении красок 508 . По известию Симона, блаженные «мастера и живописцы окончили жизнь свою в монашеском чине и положены в своем притворе», т. е. в особой пещерной келлие, где подвизались. Во время Кальнофойского (1638 г.) в Антониевой пещере открыто почивали еще другие преподобные, которых мощи впоследствии сокрыты. «Напротив Илии Муромца (по картине, рядом с Ильею), лежит нетленным телом святой Ефрем, бывший пресвитером, как видно по священному облачению на мощах»; далее – преподобный Иероним затворник и чудотворец; святой старец Меладий чудотворец; святой старец Пергий; святый Евстафий, бывший в миру художник золотых дел; святой отец Павел, инок чудесно-послушливый» 509 . О Евстафии в каноне поется: «Евстафий праведный, ты честным был делателем серебра и золота испытанного и затем перешел к деланию духовных добродетелей; украшая ими душу, представил ее чистою как золото и ныне поешь: благословен Бог отцов наших». Здесь же прославляется и «Ефрем священник» 510 . Все помянутые нами святые Антониевой пещеры показаны в числе святых и в рукописных Московских святцах XVII века 511 . Когда подвизались эти преподобные? Так как блаженный Симон упоминает только о 12 братьях и как Симон, так и Поликарп не упоминают о других; а с другой стороны и известные по летописям святители Меркурий и Симеон окончили земной подвиг в начале XIII века, после того, как окончились повести Симона и Поликарпа, то все помянутые подвижники Антониевой пещеры жили, по всей вероятности, не позже первой половины XIII века. Это подтверждается и тем, что все святые Антониевой пещеры, которых празднованию посвящены особые дни, принадлежат несомненно к XI и XII векам. Древнее известие о событии, бывшем в пещере Антониевой при святом митрополите Ионе, говорит: в 1463 году при благочестивом Киевском князе Симеоне Александровиче и при Печерском архимандрите Николае заведовал пещерою иеромонах Дионисий Щепа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И в самом деле, этот отшельник посреди мира, этот горящий духом, но послушливый монах вовсе не походил на тогдашних (ложных) мистиков высшего круга, которыми гостиные были наполнены, которых заносчивая созерцательность отнюдь не чуждалась ни выгод, ни наслаждений светской жизни. Макарий недолго оставался в кругу действий, ему несродном: любовь ко Христу и меньшей братии Его, любовь крепкая как смерть, скоро увлекла его в сумрачную даль; он... отправился в Юго-Восточную Сибирь благовестителем слова Божия и наставником худородных, уничиженных века сего и заблудших» С. 122]. Следует упомянуть и о таком присущем архимандриту Макарию качестве (особенно в молодые годы), как непостоянство в намерениях. Решив в 1824 году навсегда расстаться с учебно-административной службой, он по пути из Костромы в Киев объехал стороной Москву и Харьков, чтобы его бывшие наставники – архиепископ Филарет и епископ Павел – не растревожили его советами, несогласными с принятым решением (из его описания поездки С. 2] видно, что он не был уверен в себе). В том же году архимандрит Макарий решил вернуться на учебно-административную работу и просил разрешения занять должность библиотекаря Московской духовной академии. Пробыв в Киево-Печерской лавре недолгое время, он перешел в Китаевскую пустынь, которую вскоре тоже покинул и оказался в Глинской пустыни. Неудивительно, что и митрополит Московский Филарет, и его епархиальный архиерей, епископ Курский Владимир, открыто выражали сомнения в его постоянстве. Более постоянным он стал уже в Сибири, и то не сразу. Прямо связана с этой чертой характера архимандрита Макария была и его нетерпеливость, которая, как и он сам признавался, часто вредила делу С. 59, 282, 468; 242. С. 148]. Особенно наглядно проявилось это качество в Костроме во время ожидания отставки, а также в Тобольске (перед учреждением миссии) и неоднократно на Алтае. «Нетерпение и желание – скорее получить решительное указание на один путь – нередко повергает меня искушениям, от которых страдает самая должность», – писал преподобный Макарий в январе 1837 года С.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Не только на земли, но и на небесах нет другаго места, где бы мы могли обрести покой душам нашим. Души наши так созданы, что в одном только Боге могут найти истинный покой и мир свой. Ежели бы, братие, приглашал нас владыка строгий, и хотел возложить на нас тяжкое иго; мы моглибы устрашиться. Но милосердый Спаситель наш говорит: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». – И кто кротчае Того, «Иже во образе Божии сый не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим: смирил Себе – послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя» ( Флп. 2, 6. 8 ). Кто милосердее Того, который и душу Свою не пощадел, но положил за спасение душ наших? И такой премилосердый Господь – может ли возложить на нас тяжкое бремя? Так, братие, «заповеди Его тяжки не суть» ( 1Иоан. 5, 3 ), – говорит св. апостол Иоанн Богослов, но недостаток веры и любви нашей представляет их тяжкими. – Птице тяжки ли перья, которыми она летает по воздуху? Так и истинному христианину не суть тяжки заповеди Христовы, творением которых душа наша оперившись возлетает на небо. Ношением сего благаго и легкаго ига св. апостол Павел окрилившись, еще находясь в теле, восхищен был до третьяго небеси. Сие легкое бремя принял на себя от юности, и с совершенною верностию носил до последняго издыхания празднуемый ныне Церковию преподобный и богоносный отец наш Феодосий. И как верно исполнились на нем великия обетования Божии живота настоящаго и грядущаго! Иисус Христос сказал во Евангелии: «Аз приидох да живот имут, и лишше имут» ( Иоан. 10, 10 ). Конечно обетование сие есть обетование жизни вечной на небесах всем истинно верующим во Христа и хранящим заповеди Его. Но преимущественно можно отнести оное к той славе, которою Бог прославляет и на земле великих угодников Своих, не столько, для умножения их славы, сколько для утверждения нашего в вере и назидания в жизни. Со времени просвещения отечества нашего светом веры Христовой доселе преподобный и богоносный отец наш Феодосий прославляется во всех концах православной земли Русской. Сей святый, чудотворный, небеси подобный, боголепный храм руками его основанный, святыми молитвами его осеняемый, нетленными мощами его облагоухаемый, доселе есть и пребудет прибежищем молитвенников, стекающихся из самых отдаленных стран России. Так Господь Бог воздвигает в Церкви Своей, яко на тверди небесной, светозарныя светила, дабы они сияли в темном месте мира сего и освящали наш путь в отечество наше небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Сильвестра еще хранились в печерской кладовой «греческие книги их». 214 – Для иконописцев всего естественнее было принести с собою в Киев свертки писанные с руководством в иконописи. И в восточной церкви тех времен известны были так называемые у нас «подлинники», которые в полном виде состояли из трех отделов: лицевого подлинника, правил иконного писания и наставления о составлении красок. 215 По известию Симона, блаженные «мастера и живописцы окончили жизнь свою в монашеском чине и положены в своем притворе», т. е. в особой пещерной келлии, где подвизались. Во время Кальнофойского (1638 г.) в Антониевой пещере открыто почивали еще другие преподобные, которых мощи в последствии сокрыты. «Напротив Илии муромца (по картине, рядом с Илиею), лежит нетленным телом святой Ефрем, бывший пресвитером, как видно по священному облачению на мощах»; далее – «преподобный Иероним затворник и чудотворец; святой старец Меладий чудотворец; святой старец Пергий; святой Евстафий, бывший в миру художник золотых дел; святой отец Павел, инок чудесно послушливый». 216 О Евстафии в каноне поется: «Евстафий праведный; ты честным был делателем серебра и золота испытанного и затем перешел к деланию духовных добродетелей; украшая ими душу представил ее чистою как золото и ныне поешь: благословен Бог отцов наших». Здесь же прославляются и «Ефрем священник». 217 Все помянутые нами святые Антониевой пещеры показаны в числе святых и в ркп. московских святцах 17 в. 218 Когда подвизались эти преподобные? Так как бл. Симон упоминает только о 12 братьях и как Симон, так и Поликарп не упоминают о других; а с другой стороны и известные по летописям святители Меркурий и Симеон окончили земной подвиг в начале 13 века, после того, как окончились повести Симона и Поликарпа, то все помянутые подвижники Антониевой пещеры жили, по всей вероятности, не позже первой половины 13 в. Это подтверждается и тем, что все святые Антониевой пещеры, которых празднованию посвящены особые дни, принадлежат несомненно к 11 и 12 веку.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

733 Собр. Летоп. т. I, стр. 194. Сравн. также Печерский Патерик, приложение к жизнеоп. пр. Агапита. 738 Можно бы сюда отнести еще и святителя Симона Владимирского на Клязьме, который тоже полагал начало иноческому житию в Печерской Лавре, и потом погребен в ней, скончавшись, как мы уже видели, не задолго до нашествия Батыева в 1226 г. – Но он очень рано взят из Лавры, именно в 1206 году во игумены Владимирского на Клязьме Рождественского монастыря, а потому, во избежание недоумений, мы оставляем вопрос об отношениях его с первыми насельниками Горы Почаевской открытыми. 739 Русские Свят. Сентябрь – Декабрь приложение «Хронологический указатель святых», стр 5. К этому, по свидетельству Преосвящен. Сергия в его полном Месяцеслове Востока, на основании рукописных святых, еще присоединяются иереи: Мелетий, Серапион, Филарет и Петр, яко «жившие не позднее половины XIII в.» (Москва 1876 г. т. II, стр. 254). Но как святые эти в настоящее время не чествуются в Киево-печерской Лавре открыто, то и мы не станем более говорить о них. 744 Напр. из помянутых святых подвижники феодосиевой пещеры положительно все были затворниками, за исключением одного преподобного Сисоя Схимника. 745 Истор. Русск. церкви, т. III, стр. 48. Сравн. Полное Собрание Русских Летописей, Лет. I, стр. 15, II, стр. 29, 75. 749 Следует заметить, что преосвященный Сергий в своем «Полном Месяцеслове Востока», соглашаясь с мнением Преосвящ. Филарета, то большая часть подвижников феодосиевой пещеры относится к XIII – XIV веку, замечает, что распределение их таким образом, что одни относятся к XIII веку, а другие к XIV, «кажется не имеет твержых оснований к сему». (Т. II, Москва 1876, стр 260). Но если и можно солгаситься с мнением преосвящ Сергия, тона основании всего вышесказанного нами надобно скорее перечислить из XIV в XIII-й в., подвижников, указываемых Преосвящ. Филаретом в XIV веке, чем наоборот. И тогда еще более увеличилось бы у нас число святых угодников Киево-печерских, из среды коих должны были выйти первые насельники Горы Почаевской. Но как Преосвящ. Филарет действовал не без основание же, то мы останемся на его стороне, благодаря Бога, что имеем столько святых для ближайшего определения духовной связи между Лаврою Почаевскою и Киево-печерскою. – Интересно впрочем, что сам преосвящ. Сергий о таких помянутых нами угодников как Ефрем, Иероним, Меладий, Персий, Евстафий и Павел послушливый, сам замечает, что «все упомянутые подвижники Антониевой пещеры жили по всей вероятности не позднее половины XIII века». (П. М. Востока, т. II, стр. 254).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

XII; память 11 декабря), преподобный Ефрем, епископ Переяславский († ок. 1098; память 28 января), преподобный Тит иеромонах († 1190; память 27 февраля). Кроме перечисленных святых, среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. К службе преподобным отцам Ближних пещер на 28 сентября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9); преподобный Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 8). В каноне из общей службы преподобным Киево-Печерским также упоминается (песнь 9) святитель Дионисий, архиепископ Суздальский († 1384; память 26 июня и 15 октября). Кроме преподобных, упомянутых в службах, в Описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского 1638 года указывались еще святые, чьи мощи почивали открыто: преподобный Иероним, Затворник и чудотворец, преподобный Меладий, святой старец и чудотворец, преподобный Пергий, святой старец, преподобный Павел, инок чудесно-послушливый. В древних рукописных святцах сохранились имена иереев: преподобного Мелетия, преподобного Серапиона, преподобного Филарета, преподобного Петра. В одном из ответвлений Ближних пещер в 1853 году были найдены надписи XI века на сводах: «Господи, помози рабу своему Феодосию и Феофилови, аминь, многа лета»; «Иванов гроб пещерника – Иван грешный се де жил и есть»; на дубовой досточке: «Иван пещерник». Так открылись новые имена печерских отцов: Феофил, Феодосий и Иоанн. У преподобных Ближних пещер есть также общая память с преподобными Дальних пещер – во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех преподобных отцов Киевских. Нет сомнения, что известны далеко не все имена преподобных отцов Киево-Печерских. В общей памяти Собора прославляются все отцы, просиявшие подвигами в пещерах. В икосе Службы на 28 сентября об этом сказано так: «Восхвалити по единому кто возможет святыя Твоя, Блаже? Изочту их и паче песка умножатся. Но Сам, Владыко Христе, исчитаяй множество звезд и всем имена нарицаяй, приими всех их мольбы о нас...» В той же день Преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобнаго Сергия Радонежскаго НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

“Подумай сама, – писал старец одной монахине, – какой безопаснее воин, вооруженный или не вооруженный, и какой крепче монах, постриженный или непостриженный?” 460 . Особое внимание в своих письмах иеросхимонах Амвросий уделяет внутренней жизни монаха, призывая бороться со страстями и приобретать добродетели, которые крайне необходимы для достижения Царствия Небесного. Живущим в монастыре старец советует отсекать свою волю и навыкать послушанию. Во всем укладе своей внешней и внутренней жизни иноки должны подражать Христу. “В евангельском учении проповедуется, – пишет иеросхимонах Амвросий, – что послушание есть главная добродетель христианская... св. ап. Павел пишет о Самом Спасителе, что Он был послушлив до смерти, смерти же крестной. Сам Господь... глаголет: “Не приидох да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца”. “Поэтому, – продолжает далее старец, – не уклоняйся от возложенной на тебя трудной обязанности заботиться о юных сестрах, об их устроении и спасении... Послушание паче жертвы; послушание паче поста и молитвы. Всем назначено послушание: и младшим, и старшим” 461 . Какое большое значение иеросхимонах Амвросий придавал послушанию, видно из следующего письма: “Послушание исполняя, считай, что оно тебе поручено от Господа чрез человека, и от усердия исполнения его зависит твое спасение” 462 . А в другом месте старец пишет: “Мудрые и опытно духовные изрекли, что рассуждение выше всего, благоразумное молчание лучше всего, а смирение прочнее всего; послушание же, по слову Лествичника, такая добродетель, без которой никто из заплетенных страстями не узрит Господа” 463 . С отеческой любовью старец Амвросий призывает всех к этой великой добродетели и сожалеет о тех, которые живут по своей воле, не повинуясь своим наставникам. Он считает преслушание великим грехом, “который и мученичеством не заглаждается” 464 ; напоминая, что Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в запрещении и преслушании правил Церкви” 465 , старец учит: “Воздержание и послушание многим принесло пользу, а необузданная свобода иным много повредила, а иных и совсем погубила” 466 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010