Преподобный Сисой схимник, Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Софроний затворник, Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Мардарий (затворник), Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Аммон (затворник), Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Кассиан (затворник), Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Пиор (затворник), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Феодор (молчаливый), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Анатолий (затворник), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Евлогий старец, Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Павел (послушливый), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Лонгин, вратарь Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Григорий затворник и чудотворец, Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Захария (постник), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Моисей (чудотворец), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Силуан схимник, Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Агафон (чудотворец), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Лаврентий затворник, Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Мартирий (затворник), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV XIV век Преподобная Марфа Псковская Андрей III Александрович (1294 – 1304) Блгв. кн. Даниил Московский Праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый Святитель Максим, митрополит Киевский и Владимирский Св. Михаил III Ярославич (1305 – 1318) и в Твери Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский и Псковский Мученик блгв. кн. Михаил Тверской Блгв. кн. Давид Ярославский, сын блгв. кн. Феодора Георгий III Даниилович, внук Александра Невского (1319 – 1322) Димитрий II Михайлович (1322 – 1326) Блгв. кн. Феодор Стародубский Иоанн I Данилович (1328 – 1340), в Москве Преподобный схимонах Кирилл, отец прп. Сергия Радонежского Ок. 1337 Преподобная схимонахиня Мария, мать прп. Сергия Радонежского Ок 1337 Преподобная Анна Кашинская Мученик Антоний Литовский Симеон Иоаннович Гордый (1340 – 1353) Мученик Иоанн Литовский

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Чин же и закон иноческий для тех, кто истинно поклоняется Богу (см. Ин. 4, 23 ), и постников установили апостолы по вознесении Господнем, как пишет евангелист Лука в деяниях: «У множества же уверовавших в Иерусалиме было одно сердце и одна душа. Ибо они, продавая имения свои, все имели общим» (см. Деян. 4, 32 ), кроме жен. Вот и Анания с женой Сапфирой солгали в цене и умерли, поскольку не сделали деньги общими, утаив из цены. Поэтому апостолы, клятвой закляв и обещанием обязав неких верных из народа юношей, умолили их и научили жить без жен, в чистоте, добровольной нищете и послушании, оставаясь в том до самой смерти. Тогда многие последовали их совету и благосклонно приняли это честное дело. И так апостолы узаконили чин иноческий, постригая головы оных юношей в Кенхреях, на иноческое безбрачное и чистое житие. Это же сделал и святой Павел, когда постриг четырех мужей и Акилу с Прискиллой (см. Деян. 21, 23–26 и Деян. 18, 18 ). Постригшиеся же назывались не иноками, но рабами Божиими, о чем свидетельствует Дионисий Ареопагит , восьмой ученик святого апостола Павла, в письме к одному монаху Димофилу, называя его рабом Божиим и невольником, совершенно отсекшим свою волю и предавшим всего себя воле Божией. И как раб не свободен у господина своего, так и инок никогда не бывает праздным в служении Богу, но беспрестанно служит Ему день и ночь – хвалением, благодарением, молением, пением, бдением, пощением и богомыслием. Вот истинные дела раба Господня. Вся добродетель христианского совершенства и всех заповедей и совершенств Божиих в иноческом житии заключается в добровольном убожестве, чистоте, послушании. Господь же наш Иисус Христос – зеркало всякой добродетели и ее учитель, свет совершенства, источник чистоты. Ибо Сам Он родился от Пречистой Девы и Сам жил в девстве и чистоте до самой смерти вольной. И когда висел на Кресте, поручил Пречистую Деву, Матерь Свою, ученику и девственнику. Сам возлюбил добровольное убожество: богатый Бог родился в убогих яслях, от убогой Девы, убого пожил Он в мире и не имел где главу приклонить (см. Мф. 8, 20 ). Убогим и нагим умер на Кресте Тот, Кто одевается «светом яко ризою» ( Пс. 103, 2 ). В послушании Он провел жизнь от рождения своего, «послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя» ( Флп. 2, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Дионисий Глушицкий (1 июня) за непослушание наказал даже умершего. Он узнал, что один умерший инок имел у себя в келье десять ногат, т.е. кожаных монет, что было запрещено уставом Глушиц кой обители. «Ослушание – погибель», – сказал св. Дионисий и приказал выбросить тело умершего вместе с его деньгами. Братия с трудом выпросила позволение похоронить инока. В той же обители один инок без позволения настоятеля пошел ловить рыбу и много поймал. Узнав об этом, св. Дионисий велел выбросить всю рыбу, а на самовольного инока наложил строгую епитимию. Если случалось подвижнику как-нибудь навлечь на себя наказание, хотя бы за невольную вину, то он не только не прекословил этому, а напротив, принимал его с радостью. Преподобного Кирилла Белозерского (9 июня) еще на первых порах его иноческой жизни стало смущать то уважение, которое оказывала ему братия Симонова монастыря, где он жил вначале, и он начал юродствовать. За такое нарушение монастырского благочиния настоятель назначил ему в пищу хлеб и воду в продолжение сорока дней, и преподобный не только не был огорчен, а даже радовался такому наказанию. Послушание «не только за страх, но и за совесть» было добродетелью не одних обитателей монастырей; и подвижники, работавшие Богу в уединении, в пустыне, свято исполняли повеления высших, хотя они по самому образу жизни своей могли быть и действительно были, свободны в своих поступках. Преподобный Савва Вишерский (1 октября), долго выбирая себе место для пустынножительства, поселился наконец близ Новгорода на реке Вишере (XV в.). Узнав об этом, Новгородский владыка Иоанн приказал спросить его, как осмелился он поселиться в Новгородской епархии без разрешения архиепископа. Святой отвечал на это притчей: «Одна девица сидела у окна близ площади и безстыдно смотрела на всех проходивших; другая же, сидя у другого окна, бережно хранила чистоту души своей. Добрые люди осуждали первую и одобряли вторую: не будет добра, говорили они, в той суетной и рассеянной. Поселясь в этой пустыне, я убегаю только мира, а не архипастыря, которого молитв и благословения я жажду». Видя такую покорность и мудрость отшельника, владыка сам приехал к нему и долго беседовал с ним. В повседневной монастырской жизни представлялось безчисленное множество случаев обнаружить добродетель послушания для тех из иноков, которые подвизались в ней. В числе их есть такие, которые с такою покорностью, усердием и любовию исполняли всякое возлагаемое на них дело, что в их обители, а затем и во всей Русской Церкви за ними осталось отличительное наименование – послушливый. Таковы подвижники Киево-Печерские: Павел Послушливый (28 августа), Сергий Послушливый (7 октября), Нектарий Послушливый (29 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

612-613 ОШКИ муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (X-XVI вв.) Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 613-617 617-618 ОЯТСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Введено-Островский) женский монастырь (Тихвинской и Лодейнопольской епархии С.-Петербургской митрополии) 617-623 624-626 626-701 ПАВЕЛ (Конюскевич (Канючкевич) Петр; 1705 - 1770), митрополит Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 4 нояб., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 28 авг. в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих,15 июля - в Соборе Киевских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых) 702-708 ПАВЕЛ († после 1422 (?)), Глушицкий, пустынник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПАВЕЛ (кон. VIII - 1-я пол. IX в.), еп. Прусиадский (Плусиадский), прп., исп. (пам. 7 марта; пам. греч. 8 марта) ПАВЕЛ (XIII-XVII вв.?), Киево-Печерский, Послушливый, прп. (пам. 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ПАВЕЛ (XIII-XVII вв.?), Киево-Печерский, Послушливый, прп. (пам. 10 сент., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) 709-710 710-711 ПАВЕЛ (IX в.), прп. Коринфский, Христа ради юродивый (пам. визант. 28 февр., 6, 7 нояб.; пам. греч. 6 нояб.) ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам 711-713 ПАВЕЛ (1317-1429), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) 713-721 ПАВЕЛ сщмч. Лаодикийский (пам. 4 окт.) - см. в ст. Гаий, Фавст, Евсевий, Херимон, Луций, Петр, Павел, мученики Александрийские ПАВЕЛ Аркадьевич Андреев (1880-1937)), прот., сщмч. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/vol/LIII.html

В то же время жил и подвизался в Печерской Лавре и Преподобный Памво послушливый и затворник, который был пленен татарами, во время нашествия Батыева, и потом чудесно спасенный от уз, скончался в Лавре в 1241 году, когда уже иноки Почаевские, без сомнения, твердо укрепились на святой Горе своей. 735 Это подвижники так называемой Феодосиевой или дальней пещеры. Сюда же нужно отнести почивающего в Антониевой или ближней пещере Святителя Меркурия Епископа Смоленского, который, как говорит Преосвященный Филарет, «с своею паствою испытывал ужасы нашествия Батыева и, по преданию, до посвящения в сан святительский подвизался в Печерской обители, где, по примеру других питомцев пещеры, обрел себе и последний покой». 736 Кроме сего, по древнему преданию, к числу святых угодников, из времен нашествия Батыева, находящихся в непосредственном отношении в Киево-печерской Лавре, в качестве подвижника Антоновой пещеры, надобно отнести Святителя Симеона, Епископа Переяславского, который, подобно Меркурию, тоже первоначально подвизался в Печерской обители, и отселе взятый на Епископию, замучен врагами в Переяславле, «когда одни полчища Монголов были посланы Батыем против Чернигова, а другие, как волны, напали на Переяславль» в 1239 году. 737 Правда, как Симеон, так и Меркурий, в самую годину нашествия вражеского на Киев, подвизались оба не в Киеве, а вне его, один в Смоленске, а другой в Переяславле. Но они взяты на Епископию из Киево-печерской Лавры, а при таких условиях раньше или позже они должны были жить вместе с печерскими иноками, застигнутыми татарскою ордой, а в том числе, конечно, и с современными им основателями обители Почаевской. Таким образом мы имеем уже шесть исторически известных святых угодников Печерских, о коих прямо можно сказать, что они были современниками первых насельников Горы Почаевской. 738 Но кроме этого у Преосвященного Филарета Черниговского , в его перечне « Русских Святых» XIII века, указываются еще следующие угодники Киево-печерской Лавры того же века: 1) Антониевой пещеры: Аврамий, Алексий, Евстафий, Елладий постник, Ефрем Пресвитер, Иероним, Лука эконом, Меладий, Онисим, Персий, Павел послушливый, Сергий послушливый, Сисой и Феофил; и 2) Феодосиевой пещеры: Анатолий, Афанасий, Исидор, Кассиан, Лаврентий, Пафнутий, Пиор, Сисой и Софроний. 739

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Преподобный Пимен постник Преподобный Пимен постник подвизался в Печерском монастыре при игуменах Никоне и Иоанне. Он имел такую благодать, что один раз в седмицу вкушал пищу, и то в малом количестве, и, непрестанно исполняя монастырское послушание, никогда не ослабевал от трудов и поста. Днем он молол муку в жерновах, носил на себе дрова для братии, а ночью подвизался в молитвах. За такие труды сподобился получить вечное блаженство. Память его 20 (7) августа. Преподобный Афанасий затворник Преподобный Афанасий затворник, желая не видеть суеты и прелести мира сего и в безмолвии угодить Богу, затворил себя в пещере, и там непрестанно пребывал в молитве. По многих трудах и подвигах духовных он предал дух свой Богу, его нетленное тело почивает в пещере и подает исцеление всем с верой к нему приходящим. Память его 15 (2) декабря. Преподобный Сисой схимник Преподобный Сисой схимник проводил пещерную жизнь свою в великих постнических трудах. Его воздержанию удивлялись все знавшие его. Он победил все страсти плоти и духа и приобрел великую благодать от Бога. Проведя всю жизнь свою в подвигах иночества, он задолго до смерти предвидел свою кончину. Память его 19 (6) июля. Преподобный Григорий чудотворец Преподобный Григорий чудотворец прославился особенно подвигом воздержания и поста. Пищей ему во всю жизнь служило невареное зелие, а питием – вода. Ночь проводил он в молитвах. За такие подвиги он сподобился от Бога дара чудотворения. Все недужные, приходящие к нему с верой, вкушая зелие, которым он питался, получали исцеление. Память его 21 (8) января. Преподобные Леонтий и Геронтий, канонархи Печерские Преподобные Леонтий и Геронтий были канонархами в великой церкви Печерской, и еще в отрочестве приняв иноческий образ, благоугождали Господу всегдашними молитвами и воздержанием, уподобляясь совершенным святым отцам в подвигах молитвы и послушания. Память Леонтия 1 июля (18 июня), Геронтия 14 (1) апреля. Преподобный Павел послушливый Преподобный Павел послушливый по принятии на себя иноческого образа в Печерском монастыре, безропотно исполнял все послушания, каких требовал от него настоятель, и никогда не был в праздности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Афанасий, затворник. Еразм. Лука, эконом. Агапит, врач безмездный. Феофил и Иоанн, во единой раке почивающие. Нектарий. Григорий, иконописец. Кукша. Алексий, затворник. Савва. Сергий, послушливый. Святитель Меркурий, епископ Смоленский. Пимен, многоболезненный. Нестор, летописец. Евстратий, преподобномученик. Елладий, затворник. Иеремия, прозорливый. Моисей Угрин, преподобномученик. Иоанн, многострадальный. Марк, гробокопатель. Никола святоша, князь Черниговский. Григорий, чудотворец. Онисим, затворник. Матфей, прозорливый. Исаия, чудотворец. Авраамий, трудолюбивый. Нифонт, епископ Новгородский. Силивестра. Пимен, постник. Онуфрий, молчаливый. Анатолий. Алипий,иконописец. Сисой, затворник. Феофил, затворник. Арефа, затворник. Спиридон, просфорник. Онисифор, исповедник. Симон, епископ Суздальский. Никон, игумен. Феофан, постник. Макарий, преп. Анастасий, диакон. Святые дванадесять мастеров зодчие церкви Печерския. Авраамий, затворник. Исаакий, затворник. Илия Муромец. Иоанн, младенец. Никон, сухой. Ефрем, епископ Переяславский. Тит, иеромонах. Евфросиния, княжна Полоцкая. Иулиания, княжна Ольшанская, и св. мироточивые главы числом тридесять, почивающие в Дальних пещерах, и будите нам помощники в жизни сей, во исходе души и будущем веце. Память их 23 сентября. Молите Бога о нас преподобний отцы Киево-Печерские, почивающие в Дальних пещерах. Моисей, чудотворец. Лаврентий, затворник. Иларион, схимник. Пафнутий, затворник. Мартирий, диакон. Феодор, князь Острожский. Афанасий, затворник. Дионисий, затворник. Феофил, епископ Новгородский. Зинон, постник. Григорий, чудотворец. Ипатий, врач и целебник. Лукиан, священномученик. Иосиф, многоболезненный. Павел, послушливый. Сисой, схимник. Нестор, некнижный. Памва, затворник. Феодор, молчаливый. Софроний, затворник. Панкратий иеромонах, затворник. Анатолий, затворник. Аммон, затворник. Мардарий, затворник. Пиор, затворник. Мартирий, затворник. Руф, затворник: в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Вениамин: по выходе из церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Вскоре по преставлении прп. Иоасафа начались чудеса при его гробе. Уже из первых богомольцев, стекавшихся в обитель по преставлении преподобного, многие больные выздоровели. Исцеления неоскудно изливались и после. Особенно много больных лихорадкой получили здесь исцеление. Местное празднование прп. Иоасафу установлено было вскоре после его кончины. Павел Послушливый, преподобный Преподобный Павел Послушливый (XIII–XIV вв.) — подвижник Дальних пещер в Киеве. По принятии иноческого образа в Печерском монастыре преподобный безропотно проходил самые тяжелые прослушания, на которые его посылал настоятель. Он никогда не был в праздности, и когда нес послушания, «меляше в жорнах, размашисто, изнуряя тело свое всегда», хранил непрестанную внутреннюю молитву, «и проводя живот свой, побожно скончася». Память его Церковь чтит 10/23 сентября, в один день с тезоименитым святителем Павлом, епископом Никейским (IX b.), и 28 августа/10 сентября вместе с Собором преподобных отцов, почивающих в Дальних пещерах. Сентябрь 11 Сергий и Герман Валаамские, преподобный Преподобные Сергий и Герман Валаамские поселились на Валаамском острове в 1329 году. В Софийском свитке, писанном в конце XVI века, записано: «В лето 6837 (1329) старец Сергий пришел на Валаамов остров». Преподобные своими наставлениями и жизнью много способствовали распространению и утверждению православной веры в Карелии, которая много страдала от притеснений шведских папистов. Собранное ими братство явилось светочем Православия в этом крае. Карелы начали вновь с доверием относиться к христианству, авторитет которого был подорван в XIII веке шведами, мечом насаждавшими католичество. Основанная преподобными Сергием и Германом Спасо–Преображенская обитель была довольно многолюдной, и для нее ими установлено было полное общежитие. «На Валааме, — писали валаамские иноки, — исстари, как только стал монастырь, начальники Валаамского монастыря Сергий и Герман установили общину, полотняную одежду и обувь давали каждому…» Блаженная кончина Валаамских начальников последовала около 1353 года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Монахи стояли и с трепетом смотрели на удалявшегося юношу. А он шел, рассекая волны, которые хлестали его тело. Вот вода уже ему по шею. Она плещет в самое лицо. Монахи перекрестились. Но юноша выбрался с Божией помощью на другой берег, оделся и поклонился преподобному Исидору и его спутникам. Они радостно благословили его и отошли, похваляя послушание юноши своему старцу – наставнику. («Чет.-Мин.»). VII. По неприятностям семейной жизни Павел – селянин уже под старость пришел в пустыню к преподобному Антонию Велинону. «Чего ты хочешь?» спросил у него препод. Антоний. – «Хочу быть монахом», отвечал Павел. «Не можешь; ты уже стар; лишения и труды в пустыне тебе непосильны, иди в деревню и работай». – «Я стану делать все, что ты повелишь, чему научишь то и ио полню», говорил Павел. Антоний не соглашался взять его к себе и на три дня затворил келлию. На четвертый день великий пустынник, отворяя двери, с изумлением увидел Павла, стоявшего у келлии, уже тебе сказал, повторил Антоний, что тебе нельзя здесь жить». – «Умру здесь, но не уйду», твердо отвечал Павел. Видимая настойчивость 60-ти-летнего старца-простеца победила строгого Антония, который принял его и начал испытывать, насколько он послушлив, вынослив и терпелив. И начал Антоний вести такую суровую жизнь, какой не вел и в молодых летах, чтобы примером своей жизни устрашить Павла и тем заставить его удалиться из пустыни. И вот говорит Антоний Павлу: «стой здесь и молись, пока я принесу тебе работу», и простоял Павел неподвижно, на одном месте, целую неделю. Намочив пальмовых ветвей, Антоний сказал Павлу: «возьми и плети веревку вот так, как я» .Старец сплел довольно длинную веревку, Антоний не одобрил его плетение, велел расплесть веревку и снова начать. Между тем Павел уже четыре дня ничего не ел. Молча он расплел веревку и снова начал работу, что было гораздо труднее прежнего, потому что ветви, от прежнего плетенья, скорчились. Антоний видя, что старец не пороптал, не помалодушествовал, нисколько не оскорбился, даже и в лице не изменился, – сжалился над ним, и при заходе солнца, вечером, сказал ему: «не съесть ли нам, отец, кусок хлеба?» – «Как тебе угодно, авва», отвечал Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Не можешь: ты уже стар; лишения и труды в пустыне тебе непосильны, иди в деревню и работай. – Я стану делать всё, что ты повелишь; чему научишь, то и исполню, – говорит Павел. Антоний не соглашался взять его к себе и на три дня затворил келлию. На четвертый день великий пустынник, отворяя двери, с изумлением увидел Павла, стоявшего у келлии. – Я уже тебе сказал, – повторил Антоний, – что тебе нельзя здесь жить. – Умру здесь; но не уйду, – твердо отвечал Павел. Видимая настойчивость 60-тилетнего старца-простеца победила строгого Антония, который принял его и начал испытывать, насколько он послушлив, вынослив и терпелив. Преподобный Антоний видел, что Павел стоял у дверей келлии 3 дня голодный. Принявши его, он заставил плести веревку из финиковых ветвей. Ученик плел до вечера. Посмотрев на работу, настоятель нашел ее неисправною. – Расплети веревку и начни снова, – приказал учитель. Павел работал до 7-го дня. По закате солнца, Антоний спросил: – Не съесть ли нам кусок хлеба? – Как тебе угодно, отец мой, – сказал Павел. Тогда уже преподобный устроил своему послушливому ученику келлию недалеко от своей. И начал новый пустынник Павел трудиться о Господе во спасение. Работая целые дни под палящим солнцем, он редко подкреплял себя куском черствого хлеба, проводя ночи в молитве и пении псалмов (по «Четьи-Мин.»). 2 . Один старец послал ученика своего к преподобному Исидору за советом по какому-то делу. «А к ночи воротись домой», – сказал он ему. Пришел ученик к св. Исидору. Пока он беседовал с ним, наступил вечер, поднялась буря, полил дождь, заблистала молния и загремел гром. Ученик собрался домой. Св. Исидор и другие монахи просили его остаться переночевать у них. «Как пойдешь ты в такую бурю? На пути твоем речка: дождь идет сильный; она теперь сильно разыгралась, ты утонешь!» Но юноша стоял на своем. «Мне настоятель мой приказал возвратиться сегодня, – сказал он, – как же я могу ослушаться его?» Преподобный Исидор и другие монахи собрались провожать гостя. Пришли они к речке и видят: разлилась река широко, а волны по ней так и ходят.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010