Мира и радования о Господе Иисусе усердно тебе желаю. Письмо твое получил. Да подкрепит Господь силы ваши и здоровье ваше и да утешит милостию Своею всех вас. Сердечно вам сочувствую, всегда молитвенно помню и ежедневно призываю Божие благословение: да почиет оно на вас и да хранит от всякого зла. Сестра Елизавета пусть не беспокоится: Господь ее да благословит. Ты пишешь, что вы помните доброе слово и наставление. Слава Богу! Так оно и должно быть. Да поможет вам Господь. Слабость здоровья вашего неутешительна, но видно надо терпеть все, что Господь посылает. Я все время здоров и не замечаю никаких особых изменений в моем здоровье. Йодистый калий, который мне советует пить м. Александра, я надеюсь здесь достать и уже говорил с доктором; он мне обещал дать. Больная нога в обычном положении и раны пока не открывались. Благодарю Господа за Его милость. Передай м. Александре мой привет и Божие благословение, также м. Ирине и м. Анне московской. Да хранит их Господь. Жду от м. Анны письма, я ей писал. При случае пришлите мне шарф или мой серый, старый, или другой такой же материи. У меня хотя есть шарф вязаный, шерстяной, но я такие не люблю. Тонкие, но плотные для меня удобнее. В другом ни в чем пока нужды не имею. Все необходимое есть, а в нашей лавочке все продукты имеются: крупа, мука, даже крупчатая, сахар и проч., за деньги все можно достать, цены обычные, а деньги пока имеются. Слава Богу! Хозяйке нашей достоуважаемой Марии Ивановне  7 мой привет, мир и Божие благословение. Всегда поминаю ее в моих убогих молитвах и за все усердно благодарю. Как ее здоровье? Да хранит ее Господь. Не продолжительно было наше житие на квартире, но любил я мою уютную комнату... Не достоин я был тихого жития, конечно, по греховности моей, и лишен его. Да будет воля Божия. Лобызаю наказующую меня руку Божию. Она несомненно строит наше спасение душевное. Этого спасения желаю и прошу от Господа и себе, и тебе, и всем. Усердно прошу у отцов моих духовных и всех вас св. молитв. За все благодарю и прошу прощения. Усердно прошу передать всем мой привет. Простите.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

С кон. 1916 г. в О. п. ощущалась нехватка продуктов, постепенно сокращались ежедневные нормы выдачи хлеба, рыбы. Настоятели и братия После первого известного настоятеля - игум. Сергия (1625) - в XVII в. обитель возглавляли строители, а в XVIII - 1-й пол. XIX в. строители чередовались с игуменами. Прп. Моисей (Путилов; 1826-1862) в 1853 г. был первым возведен в сан архимандрита, все последующие настоятели дослужились до этого сана: прп. Исаакий (Антимонов; 1862-1894), Досифей (Силаев; 1894-1899), Ксенофонт (Клюкин; 1899-1914) и прмч. Исаакий (Бобраков; 1914-1923). В XIX - нач. XX в. в соответствии с общежительными принципами настоятели, как правило, избирались братией. В 1862 г. большинство братии высказалось за то, чтобы обитель возглавил иером. Пафнутий (Осмоловский), однако присутствовавший при этом епископ Калужский Григорий (Митькевич) , руководствуясь мнением, высказанным старцами Макарием и Амвросием, сделал выбор в пользу иером. Исаакия (Антимонова). Число монашествующих О. п. в 1680 г. составляло 14 чел., в 1709 г.- 16, в 1724 г.- 12 чел. По штатам 1764 г. братия должна была состоять из 7 чел., но на практике в течение несколько десятилетий не достигала этого числа, зачастую в обители проживали всего 3 насельника. В 1797 г. число монашествующих достигло 12 чел., что уже превышало штатные нормы. В 1809 г. Синод разрешил расширить штат до 30 чел., в 1832 г.- до 30 монахов и 30 послушников, в 1857 г. были добавлены отдельные вакансии для скита на 12 монахов и 12 послушников, в 1865 г. все ограничения по количеству насельников были сняты. В XIX - нач. XX в. число братии быстро увеличивалось, в т. ч. за счет находившихся на добровольном испытании: в 1800 г. здесь жили 18 монашествующих, в 1825 г.- 46, в 1850 г.- 70, в 1875 г.- 211, в 1900 г.- 263, в 1915 г.- 355. Представители О. п. приглашались на крупные церковные собрания нач. XX в. Настоятель архим. Ксенофонт (Клюкин) и скитоначальник прп. игум. Варсонофий (Плиханков) участвовали в работе Всероссийского съезда монашествующих 1909 г., настоятель архим. Исаакий (Бобраков) и преподобноисп. иерод. Никон (Беляев) - 1-го Всероссийского съезда представителей от мон-рей 1917 г., архим. Исаакий был членом Поместного Собора 1917-1918 гг.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

Среди посетивших больного пастыря был и Николай Беляев , будущий Оптинский старец Никон, в 2000 г. прославленный как преподобноисповедник. Дед его, Лаврентий Иванович Швецов, 33 года служил старостой храма Святых равноапостольных Константина и Елены и был желанным гостем в доме Амфитеатровых. Прощаясь с отцом Валентином, Николай произнес: «Батюшка, благословите меня,– и мысленно добавил:- на монашество». Пастырь медленно, широко осенил его крестным знамением со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» – и поцеловал в лоб, что юноша воспринял как благословение на монашескую жизнь. Хотя отца Валентина окружали любящие его люди и спасительный для многих пастырский труд его продолжался, в первое время он тяжело переживал потерю зрения. Мучительно было для него лишиться возможности читать. Всю сознательную жизнь батюшка имел неутолимую жажду знаний. Владея древними и многими новыми языками, среди нескончаемых пастырских трудов он непостижимым образом находил возможность перечитывать книги из своей обширной библиотеки, которую собирал десятилетиями. Теперь ему читали дочери. Чтобы отец имел больше покоя и жил на свежем воздухе, они перевезли его в новопостроенный дом в Очакове. Но здоровье отца Валентина продолжало ухудшаться, к старым болезням прибавились новые: головные боли, бессонница. «Однако, приняв кротко обрушившиеся на него испытания, батюшка не потерял ни ясности духа, ни присущей ему добродушной веселости»,– писал В. Н. Зверев. Прощаясь во время последней встречи, батюшка сказал ему: «Всегда благодарите Бога... За все, за все... Не огорчайтесь выше меры в несчастии». Пастырь слабел с каждым месяцем. «У папы сильно болит нога,– писала Любовь Валентиновна в 1906 г.,– ежедневная бессонница, ежедневная головная боль, частые приливы, когда он делается опухлым и красным, как сукно. Возобновились сердечные припадки». 19 июля 1908 г. отец Валентин по крайней слабости не смог принимать посетителей, а в воскресенье 20 июля (2 августа по новому стилю), в день святого пророка Илии, около 11 часов пред полуднем его праведная душа отошла ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Гряди ко Господу прямой дорогой, а будущее всецело предоставь Господу. Господь хочет твоего спасения, и это спасение есть цель нашей жизни. Единственная истинная цель. Что не созиждется на этой цели, все рушится, оставляя горькое раскаяние в душе человека. А труды ради спасения хотя и не сразу, но доставляют душе мир и в жизни блаженных – покой. Надежда на Бога Господь – упование мое и прибежище мое (см. Пс.17:3 )! В предании и себя, и всего воле Божией обретаю мир душе моей. Если я предаю себя воле Божией, то воля Божия и будет со мной совершаться, а она всегда благая и совершенная. Если я Божий, то Господь меня и защитит, и утешит. Если для пользы моей пошлется мне какое искушение – благословен Господь, строящий мое спасение. Даже при наплыве скорбей силен Господь подать утешение великое и преславное. Так я мыслю, так я чувствую, так наблюдаю и так верую. Терпение и надежда Веруй, что если трудно и приходится терпеть, терпишь по воле Божией и суду Божию праведному ради спасения. Если мы и прегрешили, но от Бога не отступили – значит, мы Божии. Да смиряет тебя мысль сознанием греховности своей и заслуженности праведного наказания, и да окрыляет надеждой спасения, которое строит непостижимо для нас промышление Божие о нас. Истинно милостив Господь: не забыл Он тебя и не забудет. За все слава Богу! Молитва Где мы бессильны, единственное средство – молитва . Господь превыше нашего разумения строит все и жизнь нашу. Да будет воля Его, а мы в ней и с Ним всегда да пребудем. Будем молиться Господу, да спасет нас и да поможет нам в бедах и нуждах; иного пристанища и надежды не вижу. Человеческие расчеты и суетны, и ошибочны. Когда приходится терпеть и трудное что-либо, но знаешь, что нет тут своей воли, получается нравственное облегчение и мир души. Да будет воля Божия. Да не посрамит Господь веры нашей в преданность воле Его. Действие благодати – дар Божий; обрести его самовольно нельзя. Помнить нужно, что «не придет Царствие Божие приметным образом» ( Лк.17:20 ). Необходимо нужно знать, что первым и основным настроением при молитве должно быть не ожидание наслаждений, а приношение Богу покаяния и смирение; нужно знать, что необходима борьба со страстями и очищение сердца от страстей; что достигается эта чистота сердца хранением заповедей Божиих, без чего немыслима вообще духовная жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

С этого дня до последнего момента о. Петр, взявший его к себе, терпеливо, бережно заботился о нем. Отец Никон таял день ото дня. Повышенная и утром температура к вечеру переваливала за 40, в последние недели из-за болей и слабости батюшка почти совсем не мог есть, и только просил чая. Незадолго до смерти он видел являвшихся ему оптинских старцев, укреплявших его молитвой. А перед уходом ему было даровано утешение: в последние дни боль отступила, и кончина его была мирной и безболезненной. Дом, где скончался преподобный Никон На отпевание нового исповедника Русской Православной Церкви, приехали 12 священнослужителей из числа ссыльных, удивительным образом собравшиеся вместе: всего за несколько дней до того они находились в «командировке» в лесу, в 60 км от своего жилья, и вдруг все были отпущены. Земля провожала о. Никона с почестями, достойными архиерея. Могила преподобного Никона Дошедшие до нашего времени наставления отца Никона (Беляева) просты, но в них – много мудрости. Одна из самых главных для него тем – это напоминание о том, что спасают не ризы, не клобук и не мантия. Он старался предостеречь тех, кто идет по пути духовному от страшных подмен и гордости: « Важность в христианстве, а не в монашестве. Монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству »(xiii); « Страсть тщеславия уничтожает веру в сердце человеческом »(xiv). Учил терпению, смирению истинному, непоказательному и не внешнему, стяжать которое нельзя иначе, как принимая все, что происходит в жизни как от руки Господней: « Не попускает Господь искушений выше меры и сил наших »(xv). Рукопись о. Никона Фото с сайта optina.ru Сноски: i За резкую демонстрацию во время событий 1905 г. класс, где учился Николай Беляев и его брат Сергей, был исключен из гимназии, хотя и с правом сдавать выпускные экзамены. Но именно события 1905-1907 гг. определили изменение отношения Николая к жизни и вызвали разочарование в попытках изменения социальных условий насильственным путем. ii «Путь послушания самый верный и самый скорый, – писал ученикам о. Варсонофий, – Для исполнения послушания, превосходящего естественные силы человека, Господь и силу дает, если послушник берется за дело именно как за послушание, принимая его как от руки Господней, как проявление воли Божией.»

http://pravmir.ru/prepodobnyj-nikon-opti...

Арх.: Архив Оптиной пуст. Фонд новомучеников и исповедников; НИОР РГБ. Ф. 214. Опт-352, 367, 368; ОПИ ГИМ. Ф. 521; УФСБ России по Калужской обл. Д. П-16298. Лит.: Червяков А. Д. Собрание Оптиной Введенской пустыни: Ф. 214//Рукописные собрания ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 272-287; Варсонофий (Плиханков), схиархим. Беседы схиархим. оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. СПб., 1991; Юхименко Е. М. История музея «Оптина пустынь» (1919-1928) и обзор его архива//Письменные источники в собрании ГИМ. Ч. 2: Мат-лы по истории культуры и науки в России. М., 1993. С. 75-87. (Тр. ГИМ; Вып. 84); Житие схиархимандрита Варсонофия/Сост. В. Афанасьев. Козельск, 1995; Житие оптинского старца Никона/Сост.: мон. Мария (Добромыслова). Козельск, 1996; Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1997; Неизвестная Оптина. СПб., 1998; Амвросия (Оберучева), мон. История одной старушки: Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостию. М., 2005; Прп. Варсонофий Оптинский: Духовное наследие/Св.-Троицкая Сергиева Лавра. Серг. П., 2005; Каширина В. В. Лит. наследие Оптиной пуст. М., 2006; Жизнеописание схиигум. Павла (Драчёва)//Оптинский альманах: 20-летию открытия Оптиной Пустыни посвящается. Козельск, 2007. С. 31-39; Концевич И. М. Оптина пуст. и ее время. Козельск, 2013; Прп. Никон исповедник/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2014; Симеон (Кулагин), иером. Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни в нач. ХХ в. (1900-1923 гг.). 2015. Маш.; Жизнеописания почивших скитян. Козельск, 2016; Насельники Оптиной пустыни XVII-XX веков: Биогр. справ./Сост.: иером. Платон (Рожков). Козельск, 2017. В. В. Каширина Иконография Преподобноисп. Никон (Беляев) среди монахов Оптиной пуст. Фотография. Нач. 1920-х гг. Преподобноисп. Никон (Беляев) среди монахов Оптиной пуст. Фотография. Нач. 1920-х гг. Житие Н., составленное его духовной дочерью мон. Марией (Добромысловой), содержит описание внешности преподобного в детском возрасте: «…имел весьма привлекательную наружность - овальное, белое, с нежным румянцем лицо, ясные голубые глаза и густые светло-русые волосы» ( Мария (Добромыслова), мон. Житие оптинского старца Никона/Изд. Св.-Введенской Оптиной пуст. Козельск, 1996. С. 33. (Преподобные Оптинские старцы)). В письме встретившего Н. на этапе в Соловецкий концлагерь неизвестного лица к сщмч. Павлину (Крошечкину) охарактеризован внешний облик святого в 1928 г.: «…на вид здоровый человек, не худощавый, волосы и борода русые, роста среднего; лицо открытое, приятное... в монашеском одеянии... Всегда с книжкой в руке, всегда спокойный, тихий, молчаливый, уравновешенный…» (Прп. Никон исповедник: [Житие. Письма]/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский), иеродиак. Платон (Рожков). Козельск, 2014. С. 341. (Жития Оптинских святых)).

http://pravenc.ru/text/2566252.html

13 .06.1913 13 594). 496 . Никита Стифат , преподобный. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова , пресвитера и игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка. Пер. Л. А. Фрей-берг. – Церковь и время 2 (9), 1999. С. 151–208; 1 (10), 2000. С. 264–302. 497 . Никитина И. В., Половинкин С. М. «Московский авва». – Флоренский Павел , священник. Переписка с М. А. Новоселовым. Томск, 1998. С. 9–38. 498 . Николаев Н. Запросы или агитация? – Казанский телеграф, 21 .03.1914 499 . Никон (Беляев) , иеромонах. Дневник последнего духовника Опти-ной пустыни. СПб., 1994. 500 . Никон (Рклицкий) , архиепископ. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. I-X. Нью-Йорк, 1956–1964. 501 . Никон (Рождественский) архиепископ. Как учит Святая Церковь об именах Божиих? (выписки из святых отцов и церковных веро-определений). Афон, 1913. 502 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Великое искушение около святейшего Имени Божия. – Прибавления к Церковным ведомостям 20, 1913. С. 853–869. 503 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Живы ли мы? (мое доброе слово верующим интеллигентам). – Прибавления к Церковным ведомостям 1913. С. 1980–1994. 504 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Имебожники. Великое искушение около святейшего Имени Божия и плоды его. Сергиев Посад, 1914. 505 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Мое доброе слово имя-славцам. Афон, 1913. 506 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Мое доброе слово имяславцам. – Прибавлениях к Церковным ведомостям 41, 1914. С. 1864–1869. 507 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Мои дневники. Вып. 4. Сергиев Посад, 1914. 508 . Никон (Рождественский) , архиепископ. На опасном пути. – Прибавления к Церковным ведомостям 17, 1914. С. 788–794. 509 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Не пора ли одуматься? – Земщина, 20.06.1914 1701). 510 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего Имени Божия (из доклада Святейшему Синоду о поездке на Афон). – Прибавления к Церковным ведомостям 34, 1913. С. 1504–1521.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Господи, упокой душу схимонахини Серафимы, со святыми упокой, и её молитвами спаси нас! Схимонахиня Серафима (Бобкова) (1885–1990 гг.) Жизнь схимонахини Серафимы (в миру Ирина Бобкова) неразрывно связана с Оптинскими старцами и с Казанской Свято-Амвросиевской пустынью 62 . Даже когда обитель закрыли она жила надеждой, что наступит день, когда обитель откроют, и она сможет туда вернуться. (Незадолго до смерти Оптинский старец иеромонах Никон предсказал, что ей единственной из всех сестёр суждено вернуться в Шамордино, чтобы прожить остаток своих дней в родной обители.) В пятилетнем возрасте Ирина удостоилась получить благословение преподобного Амвросия. Её духовным отцом был Оптинский старец иеромонах Никон (Беляев) (1888–1931 гг.). В 1923 году Оптина пустынь была закрыта. Настоятель Оптиной пустыни архимандрит Исаакий II, отслужив последнюю соборную Литургию в монастырском храме в честь Казанской иконы Божией Матери, передав ключи от него иеромонаху Никону, благословил его служить и принимать богомольцев на исповедь. Так иеромонах Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем. Тогда же находившийся в ссылке старец Нектарий стал направлять своих духовных чад к старцу Никону. Старец Никон начал принимать верующих, давая советы, он всегда ссылался на слова Оптинских старцев. В августе 1923 года на праздник Преображения Господня Казанский храм был закрыт, и двери его были заколочены досками. После закрытия храма иеромонах Никон продолжал ещё несколько лет духовно окормлять сестер закрытого к тому времени женского Шамординского монастыря. Старец Никон продолжал жить в Оптиной и принимать всех нуждающихся в его духовной помощи. В это время в Оптиной, кроме оставленных при музее монахов, жило немало монахинь, работниц бывшего монастырского скотного двора, а также некоторые шамординские сестры, работавшие в больнице и других учреждениях. Большинство этих монахинь были духовными детьми старца. Когда храм закрыли, они стали собираться в одну келью, чаще всего в больничную кухню. Старец Никон служил всенощные бдения. Одна из последних всенощных, совершенных им в Оптиной Пустыни, состоялась 15 июня 1924 года, под день памяти преподобного Тихона Калужского. После всенощной старец предупредил сестёр, что через несколько дней он должен будет оставить Оптину Пустынь. Многие заплакали, а он, обратясь к ним, сказал: «Вот, чудесненькие! Ведь я – монах. Давал обет терпеть всякое озлобление, и укоризну, и поношение, и изгнание. И если это сбывается, если сие терплю, то радоваться подобает, так как совершается чин пострижения на деле, а не унывать…»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

77. Собрание писем свт. Игнатия еп. Кавказского. М.— СП-б., 1995. Письмо 49. С. 114. 78. Письмо 50, игумену Антонию Череменецкому (Бочкову). C. 116. 79. Собрание писем свт. Игнатия еп. Кавказского. М.— СП-б., 1995. Письмо 50. С. 116—117. 80. Жизнь и подвиги иеросхим. Александра Гефсиманского. [Составитель прп. Герман Зосимовский (Гомзин)] М., 1994. С. 10-11. 81. Цит. по: Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. II. Оптина пустынь, 2000. С. 116-121. 82. Собрание писем свт. Игнатия еп. Кавказского. М.— СП-б., 1995. Письмо 601. С. 807. 83 . Преподобноисповедник Никон (Беляев). Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. С-Пб., 1994. С. 69. 84. Преподобный Никон Оптинский. Жизнеописание и духовные наставления. М., 1998. С. 523. 85. Там же. С. 523-605. 86. Иеромонах Никон (Беляев). Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. СПб., 1994. С. 289. 87. Так в цитируемом источнике. 88. Издание, которым пользовался преписп. Никон, соотсовременному репринтному изданию Сретенского монастыря — Творения святителя Игнатия. TV, М., 1998.   Глава 7. Свидетельства святых и подвижников благочестия о творениях свт. Игнатия Все сколько-нибудь заметные русские подвижники благочестия последних двух веков, вопреки клевете о. Д., ставили творения свт. Игнатия (Брянчанинова) на совершенно особое место. Вот лишь несколько свидетельств этому 89 : С большой любовью относился к святителю Игнатию святитель Киевский Филарет (Амфитеатров, 1779-1857), ныне причисленный к лику Сибирских святых, претерпевший в жизни немало неправедных гонений и, может быть, поэтому так глубоко понимавший свт. Игнатия. Об этом говорят и его письма. 90 Жизнеописание святителя свидетельствует также о уважении и глубоком благожелании к нему известного подвижника, содействовавшего возрождению Оптиной пустыни, митр. Новгородского и Санкт-Петербургского Григория (Постникова, 1784-1860) и архиеп. Орловского Смарагда (Крыжановского, 1796-1863). Митрополит Григорий, в частности, настоял на возведении архим. Игнатия в сан епископа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2332...

77. Собрание писем свт. Игнатия еп. Кавказского. М. - СП-б., 1995. Письмо 49. С. 114. 78. Письмо 50, игумену Антонию Череменецкому (Бочкову). C. 116. 79. Собрание писем свт. Игнатия еп. Кавказского. М. - СП-б., 1995. Письмо 50. С. 116 - 117. 80. Жизнь и подвиги иеросхим. Александра Гефсиманского. [Составитель прп. Герман Зосимовский (Гомзин)] М., 1994. С. 10-11. 81. Цит. по: Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. II. Оптина пустынь, 2000. С. 116-121. 82. Собрание писем свт. Игнатия еп. Кавказского. М. - СП-б., 1995. Письмо 601. С. 807. 83 . Преподобноисповедник Никон (Беляев). Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. С-Пб., 1994. С. 69. 84. Преподобный Никон Оптинский. Жизнеописание и духовные наставления. М., 1998. С. 523. 85. Там же. С. 523-605. 86. Иеромонах Никон (Беляев). Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. СПб., 1994. С. 289. 87. Так в цитируемом источнике. 88. Издание, которым пользовался преписп. Никон, соотсовременному репринтному изданию Сретенского монастыря - Творения святителя Игнатия. TV, М., 1998. Глава 7. Свидетельства святых и подвижников благочестия о творениях свт. Игнатия Все сколько-нибудь заметные русские подвижники благочестия последних двух веков, вопреки клевете о. Д., ставили творения свт. Игнатия (Брянчанинова) на совершенно особое место. Вот лишь несколько свидетельств этому 89 : С большой любовью относился к святителю Игнатию святитель Киевский Филарет (Амфитеатров, 1779-1857), ныне причисленный к лику Сибирских святых, претерпевший в жизни немало неправедных гонений и, может быть, поэтому так глубоко понимавший свт. Игнатия. Об этом говорят и его письма. 90 Жизнеописание святителя свидетельствует также о уважении и глубоком благожелании к нему известного подвижника, содействовавшего возрождению Оптиной пустыни, митр. Новгородского и Санкт-Петербургского Григория (Постникова, 1784-1860) и архиеп. Орловского Смарагда (Крыжановского, 1796-1863). Митрополит Григорий, в частности, настоял на возведении архим. Игнатия в сан епископа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2332...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010