23.Справочная книга «Весь Петербург». Издания с 1892 по 1913. 24.Справочная книга «Весь Петроград». Издания с 1914 по 1917. 25.Православная семья. СПб. 1996. 26.Епископ Варнава (Беляев) . Основы искусства святости. Нижний Новгород. 1995. 27.Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. Калуга. 1895. 28.Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского . М. 1889. 29.Итог первого десятилетия. Очерк деятельности Общества для распространения коммерческих знаний в России с 1889 по 1899 годы с приложением списка членов Общества. СПб. 1899. 30.Счетоводство. СПб. Издания с 1888 по 1904. 31.Устав Общества для распространения коммерческих знаний в России. СПб. 1889. 32.Отчет о деятельности Общества для распространения коммерческих знаний в России и состоящих при нем Высших Коммерческих курсов с 1895 по 1896. СПб. 1896. 33.То же с 1896 по 1897. СПб. 1897. 34.То же с 1897 по 1898. СПб. 1898. 35.То же с 1898 по 1899. СПб. 1899. 36.То же с 1899 по 1900. СПб. 1900. 37.То же с 1900 по 1901. СПб. 1901. 38.То же с 1901 по 1902. СПб. 1902. 39.То же с 1902 по 1903. СПб. 1903. 40.То же с 1903 по 1904. СПб. 1904. 41.То же с 1904 по 1905. СПб. 1905. 42.Игумен Никон. Письма духовным детям. Рига. 1994. 43.Небесный покров над нами. Слова епископа Феофана. СПб. 1996. 44.Об искушениях, скорбях, болезнях и утешении в них М. 1994. 45.Святой Иоанн Кронштадтский . Золотые слова. СПб. 1996. 46.Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. СПб. 1893. 47.Архиепископ Никон (Рождественский) . Меч обоюдоострый. Из «Троицкого слова» 151–200.1913. 48.Святой Иоанн Кронштадтский . Новые грозные слова «О страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся», 1906–1907 годы. М. 1993. 49.Канон Великий. Творение святого Андрея Критского . М. 1915. 50.Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Избранное. Петрозаводск. 1992. 51.Отечник, составленный епископом Игнатием (Брянчаниновым) . СПб. 1891. 52.Четвертый удел Богородицы. М. 1992. 53.Одна ночь в пустыне Святой Горы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

В Оптиной пустыни, как и в других монастырях России, власти образовали племхоз и совхоз, а сами монахи организовали «Садово-огородное промысловое и кооперативное товарищество». Попытка братии сохранить монастырь хотя бы в таком виде успехом не увенчалась: «товарищество» в 1924 году закрыли «за антисоветскую агитацию». В монастыре хозяйничали новые власти, царила полная неразбериха, пропадали и расхищались книги, святыни. Учреждения и отдельные лица самовольно захватывали помещения Оптиной, обменивались ими, как хотели. Появились случаи вандализма: солдаты расквартированной в обители воинской части стали вколачивать гвозди в прекрасную стенную живопись монастырской трапезной. Братия пытались спасти святыни хотя бы в новосозданном музее, к которому отошли богатейшие монастырская и скитская библиотеки, архив и некоторые здания обители. Первым заведующим Оптинского музея стал в 1919 году отец Никон (Беляев). После его ареста заведующая — Лидия Васильевна. Что можно сказать о работниках этого музея? Преподобноисповедник Никон. Преподобноисповедник Агапит (Таубе). Монахиня Мария (Добромыслова), дочь козельского священника, духовное чадо отца Никона, автор замечательной книги «Житие иеромонаха Никона». Поэтесса и детская писательница Надежда Павлович, верное чадо преподобного Нектария и автор воспоминаний о нём… Самоотверженные, бескорыстные, упорные, они стремились сохранить духовные ценности Оптиной, её святыни. Были обречены и знали о своей обречённости. Но также знали, что короткой земной жизнью всё совсем не заканчивается. Лидия Васильевна писала в Главмузей: «Что делать, если в помещения храмов со стенной и потолочной живописью начнут складывать овощи, а меня арестовывать за контрреволюцию, хотя я от колыбели до могилы не хотела и не хочу думать даже о политике... Тюрьмы в Калужской, Смоленской и Вяземской губерниях не отапливаются, и за отсутствие политических идей долго сидеть в тюрьме было бы трудновато». Она пережила шестнадцать арестов, восемь раз по две недели тюремного заключения

http://pravoslavie.ru/76357.html

Преп. Никон Оптинский (Беляев) Дневник. 1907–1910 ПРЕДИСЛОВИЕ Из трех тетрадей Дневника послушника Николая Митрофановича Беляева (1888–1931) (впоследствии иеромонах Никон, последний духовник Оптиной пустыни перед ее закрытием в 1927 г., исповедник; канонизирован в сонме Преподобных Старцев Оптинских Архиерейским собором Русской Православной Церкви 1996 г.), осталась только одна, из которой утеряно несколько начальных страниц. Но и на основании сохранившегося текста можно составить достаточно полную картину о духовных поисках будущего старца, о его первых шагах в подвижнической жизни, о его исключительных для нашего времени взаимоотношениях с духовным наставником. Перед читателем живо предстают два ярких образа — начальник Оптинского скита, духовник обители, старец и по духовному, и по телесному возрасту преп. Варсонофий и, с другой стороны, двадцатилетний юноша, искатель Истины, решившийся стать на путь не рассудочного только, но деятельного Ее познания. Дневниковые размышления самого послушника Николая и, тем более, записанные им наставления старца Варсонофия представляют собой одну из последних ценных страниц двухтысячелетней духовной традиции Православной Церкви — традиции борьбы со страстями, делания заповедей, молитвы… Но любой дневник — это всегда личный, в той или иной мере субъективный документ. Это почти каждодневная череда всех — не только светлых, но и негативных переживаний, всех — не только истинных, но и ошибочных суждений и мыслей. К тому же, автор дневника, даже если речь идет о святом подвижнике, пишет, как правило, лишь для самого себя, вряд ли помышляя о том, каким образом написанное им может быть понято и воспринято другим человеком. Кроме того, дневник — это еще и совокупность мелких подробностей (фактов, наблюдений, замечаний), которые, будучи, может быть, важными вехами в судьбе этого конкретного человека, вряд ли могут представлять существенную значимость для людей, живущих в иных условиях, в иную эпоху. Поэтому при подготовке данного издания к печати мы не сочли необходимым публиковать полный авторский текст. Из оригинала были опущены: во–первых, второстепенные (бытовые, биографические и т. п.) подробности, которые увеличили бы объем и без того немалой книги и потому сделали бы ее менее доступной для широкого круга читателей; во–вторых, факты, наблюдения, мысли, носящие, сугубо личный характер (сложные взаимоотношения с братом Иваном, негативные оценки, данные конкретным лицам, примеры отеческой любви и заботы старца Варсонофия по отношению к автору и т. п.), — публиковать их, по нашему мнению, просто неделикатно; в–третьих, некоторые суждения преп. Варсонофия, которые, отражая индивидуальные черты его собственного духовного и жизненного склада, не вполне согласуются с опытом большинства православных святых, и потому могли бы, на наш взгляд, стать «камнем преткновения» для многих читателей; наконец, те места, в которых мысль автора выражена недостаточно внятно и потому может быть искажена и перетолкована.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=792...

Прости. Господь да будет со всеми вами. Грешный Иеромонах Никон. 26 сентября/9 октября 1919 г. Козельская тюрьма. Письмо К матери Христос посреде нас, дорогая мамаша! Мира и радования о Господе Иисусе усердно тебе желаю и прошу твоих святых молитв и родительского благословения. О себе что писать мне? Я жив и здоров, нужд никаких особых не имею, необходимое все получаю, тружусь несколько в письмоводстве, много занят бываю различными делами по обители или, вернее, делами, касающимися вообще нашего общего жития, пою на клиросе и, наконец, служу, предстоя Престолу Божию во святом алтаре. Что касается моей внутренней жизни и по келлии, и по душе, то это далеко не всем можно знать. Келлия моя в длину имеет 5 аршин, в ширину 3 арш. 6 верш. в одно окно. Келлия для меня дороже всяких пышных домов и чертогов. Что касается условий нашего общего жития, то это дело сложное и вместе очень простое: сложное – ибо трудно изложить на бумаге все, что сейчас представляет бывший монастырь, и все, что мы переживаем и предпринимаем, простое – ибо «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие», по псаломскому слову ( Пс. 126, 1 ) 1 . Да, нужно принимать меры возможные, подсказываемые здравым разумом и непротивные духу христианского и иноческого жития, но, принимая их, успеха ожидать должно всецело от руки Господней. Гордость человеческая говорит: мы сделаем, мы достигнем, – и начинаем строить башню Вавилонскую, требуем от Бога отчета в Его действиях, желаем быть распорядителями вселенной, мечтаем о заоблачных престолах, – но никто и ничто не повинуется ей, и бессилие человека доказывается со всею очевидностью горьким опытом. Наблюдая опыт сей из истории и древних, давно минувших дней и современных, прихожу к заключению, что непостижимы для нас пути Промысла Божия, не можем мы их понять, а потому необходимо со всем смирением предаваться воле Божией. Это первое. Затем второе: никто и ничто не может повредить человеку, если сам себе он не повредит, напротив, кто не уклоняется от греха, тому и тысяча спасительных средств не помогут. Следовательно, единственное зло есть грех: Иуда пал, находясь со Спасителем, а праведный Лот спасся, живя в Содоме. Эти и подобные этим мысли приходят мне, когда поучаюсь я в чтении св. отцов и когда гляжу умственно на окружающее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Получается, нам неинтересно говорить и читать о хорошем, мы так привыкли к негативу, что что-то по-настоящему хорошее нас уже не может заинтересовать? Что же с обществом сегодня? Давайте обратимся к нашим известным оптинским старцам, что они нам прокомментируют. Их советы на века. Преподобный Лев пишет: «Душа человеческая в глубине своей таит много добра. Надобно его только отыскать». Преподобный Антоний (Путилов) так объясняет подобное состояние человека: «Как телу нашему приключаются различные недуги, так и душе. Есть слепота телесная, и есть слепота душевная. Кроме сего у некоторых бывает еще какая-то темная вода в глазах, которыми хотя и смотрят, но ничего не видят. Подобно сему бывает темная вода и в душевных очах, от которой тоже не видят ничего доброго». А преподобный Варсонофий Оптинский, рассуждая о том, что земная жизнь «есть блаженство», и не по причине, «что мы верим в блаженную вечность», но блаженством она бывает потому, что мы можем «жить со Христом, для Христа и во Христе». Наверное, можно было бы обвинить ряд средств массовой информации, которые привлекают к себе внимание аудитории материалами о скандалах и «громких» делах со знаком минус. Но это было бы слишком просто. Мы, взрослые люди, давно сами решаем, что нам читать, сами выбираем для себя средства массовой информации, социальные сети, страницы людей, которые нам чем-то интересны или близки. Мы сами определяем, на что откликнуться и как откликнуться, а что обойти молчанием. Наверное, нам самим стоило бы говорить и писать меньше слов осуждения, возмущения и больше слов признательности, благодарности. Хорошего в нашей жизни больше, чем плохого. Причины такого духовного заболевания преподобный Никон (Беляев) видит в отходе человека от Бога, в забвении заповедей Христовых, и как лекарство от этого недуга он призывает к чтению Евангелия. Он пишет: «Читайте Святое Евангелие, проникнитесь его духом, сделайте его правилом жизни своей… Это — единственный свет жизни нашей». Ведь если мы хотя бы немного попытаемся изменить себя в лучшую сторону, то и окружающий нас мир начнет меняться к лучшему. Премудрый Соломон наставляет нас: «Неправые умствования отдаляют от Бога» (Прем. 1; 3), а следовательно, лишают нас душевного мира и покоя.

http://pravoslavie.ru/142249.html

После того как преподобный Амвросий в 1891 г. отошел ко Господу, его преемником стал преподобный Иосиф (Литовкин) , несший тяжкий крест старческого служения до 1911 г. Златая цепь оптинского старчества была обрублена гонителями Церкви: после революции Оптина пустынь была закрыта, а последние старцы: преподобные Анатолий (Потапов), Нектарий (Тихонов) , Никон (Беляев) и Исаакий (Бобраков) – претерпели гонения от безбожной власти 4 . Если древние старцы египетской пустыни руководили учениками преимущественно в монастырях и скитах, вследствие чего от них почти не осталось писем к духовным чадам, то оптинские старцы вели весьма обширную корреспонденцию. «Батюшка отец Макарий, – вспоминал биограф преподобного Макария Оптинского архимандрит Леонид (Кавелин) , – по каждой почте получал немало писем от обращающихся к нему с духовными советами и решением своих недоумений сверх присылаемых из разных мест с оказией, и по любви своей к ближним писал ответы от лица своего духовного отца и сотаинника покойного старца отца Леонида, а потом, по блаженной кончине его... продолжал писать сам или диктовал ответы, приличные каждому к укреплению и утешению в скорбях» 5 . В Оптиной пустыни полагали, что письма старцев будут весьма полезны не только для тех, кому они были адресованы, но и для всякого благоговейного читателя, ищущего духовного утешения и совета. «Читайте эти письма, – говорил преподобный Амвросий Оптинский о письмах старца Макария. – Не сомневаюсь, что в них найдете вы себе обильное назидание, и утешение в ваших скорбях, и разрешение встречающихся вам недоумений» 6 . Правда, после кончины преподобного Льва в первой книге, посвященной Оптиной пустыни и ее старцам, были помещены не письма старца, а его духовные поучения, записанные учеником отца Льва, рясофорным монахом Павлом (Тамбовцевым) 7 . Но зато вскоре после преставления преподобного Макария, в 1862–1863 гг., в монастыре было подготовлено к изданию целое собрание писем почившего угодника Божия: четыре тома писем к монахиням, один – к монахам и один – к мирянам 8 . Впоследствии письма старца Макария публиковались в качестве приложения к его жизнеописанию и к разным изданиям, посвященным истории Оптиной пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

  В одном из своих слов Святейший Патриарх Кирилл отметил: несмотря на то, что мы много говорим о подвиге новомучеников и исповедников, необходимо продолжать говорить о них и «так, чтобы было слышно всем… Потому что новомученики это герои, а без героев не может существовать народ, не может существовать нация» Свое сообщение сегодня я хотел бы посвятить «оптинским героям».   В собор преподобных Оптинских старцев, прославленных в 2000 году, входят последний настоятель Оптиной пустыни преподобномученик Исаакий (Бобраков) и преемник Оптинских старцев преподобноисповедник Никон (Беляев). Их жития, как и житие преподобноисповедника Севастиана Карагандинского, бывшего оптинского насельника, весьма знакомы многим. Однако гонения на Русскую Православную Церковь в XX веке коснулись всех насельников Оптиной пустыни, выявив среди них некоторое число преподобномучеников и преподобноисповедников, имена которых мало известны за пределами обители.   Исследования 2002–2007 годов подготовили материалы для прославления в лике новомучеников и исповедников 17 оптинских насельников, пострадавших в годы репрессий XX века. А по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2016 году было установлено празднование Собору всех святых, в Оптиной пустыни просиявших, куда входят 32 прославленных имени – из них 12 преподобных, 15 преподобномучеников, 4 преподобноисповедника и 1 мученик. Торжество это отмечается 24 октября, в день памяти преподобного Льва – первого Оптинского старца.   Проведенные исследования открыли ранее неизвестные страницы истории Оптиной пустыни времен безбожных гонений. На основе имеющихся материалов, представленных монастырскими документами и документами режимных ведомств, а также различных мемуарных источников, можно сделать краткий исторический обзор, чтобы на фоне его увидеть жизненный путь оптинских насельников, засвидетельствовавших исповедание своей веры в Бога страданиями и смертью.   Следует отметить, что в результате поисков удалось установить имена 373 оптинских насельников, из которых о 188 на сегодняшний день совершенно ничего неизвестно, а о 116 известна только дата кончины (примечательно, что только в одном 1919 году скончались 30 человек братии, будто в предчувствии грядущих тяжелых гонений)

http://bogoslov.ru/event/6020574

Вернувшись в село, он еще ревностней приступил к исполнению своих священнических обязанностей, так как явственно ощущал, что время коротко и пока есть возможность делать добро и не появились те, кто поведут, куда не хочешь, надо эту возможность использовать. Отец Георгий ежедневно неустанно проповедовал в храме, каждое воскресенье вечером устраивал беседы на религиозные темы, собирал детей для уроков по Закону Божию – сначала в нанятом им частном доме, а затем у себя, и подарил каждому из детей небольшое Евангелие, как напутствие на их дальнейшую христианскую жизнь. В марте 1920 года заведующий военным отделом при Протопоповском волостном исполкоме предложил священнику обратиться к властям, чтобы устроить публичный диспут с безбожниками, на что отец Георгий ответил, что он на этот счет дает ответ отрицательный: «Нет никакого смысла устраивать, да и выступать… Истина не требует защиты, и безумцы, восстающие на истину, сами разобьют свои пустые головы о ее твердыни». Перед праздником Рождества Христова были собраны коекакие продукты на содержание Коломенского епископа и для бедствующих прихожан. Поскольку собрано было немного, то все было роздано только неимущим прихожанам. Волостной исполком, узнав об этом, запросил священника, на каком основании и для каких целей он собирал продукты. На это отец Георгий ответил, что волостной исполком не имеет права требовать отчета в этом отношении и даже проявлять интерес, так как такой поступок исполкома есть вмешательство во внутренние дела Церкви. От священника потребовали, чтобы он сообщил имена жертвователей, но отец Георгий отказался это делать, памятуя случай, когда приход снимал дом у вдовы для занятий с детьми по Закону Божию и председатель волостного совета, узнав об этом, отказал ей в разрешении на получение дров в отместку за то, что она сдает дом для церковных нужд. Местными осведомителями были предприняты особые усилия для получения сведений о жизни прихода, но безуспешно, и один из них, отчитываясь, написал: «Дела, проделываемые попом, делаются так секретно, что пока никак не удается мне проникнуть в его кружок, так как чужих людей они остерегаются, а своих хорошо знают».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845-1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние. Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855-1922) , прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1856-1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. Иеромонах Никон (Беляев) (1888-1931) ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник. Архимандрит Исаакий II (Бобриков) (1865-1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Этот святой старец четырежды претерпел тюремное заключение и увенчал свою исповедническую жизнь мученичеством за Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/478995.htm...

Исихаст иеросхимонах Иосиф (Литовкин), перенесший духовную эстафету из XIX в век ХХ, по словам очевидцев, зримо озарялся благодатным божественным светом, ему являлась Божия Матерь. Скитоначальник схиархимандрит Варсонофий (Плиханков)  в молодые  годы на русско-японской войне под пулями выполнял долг полкового священника. О нём преподобный Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего воина сотворила великого старца. Иеросхимонах Анатолий (Потапов) в тяжелые дни революционных потрясений, когда так легко было сойти с креста, поддерживал в немощных душах  волю даже до смерти быть верными святой православной вере. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов), последний соборно избранный Оптинский старец, чудотворец и прозорливец, нес подвиг юродства, скончался в 1928 году, уже при Советской власти. Иеромонах Никон (Беляев) исполнял старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни в 1923 году, мучимый безбожниками, он скончался в изгнании. Архимандрит Исаакий II (Бобраков) увенчал плеяду великих русских старцев мученическим венцом. Последний настоятель Оптиной пустыни, он четырежды пережил тюремное заключение. Его расстреляли 8 января 1938 года. Упокоился последний старец в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе. В русском лесу на другом конце страны. Многое пережили старцы, разные исторические периоды, войны, нестроения, благоденствие, эпидемии, голод, расцвет духовности и культуры, революцию. Все эти этапы они сопровождали подвигом непрестанной молитвы и смирения, им открывался внутренний смысл истории и судеб, они видели сокровенное сердца каждого пришедшего к ним человека, с любовью пробуждая в нем покаяние. Покрывали своей молитвой народ в любые времена. Ведь государство – это люди, а люди – это души. Душе нужна опора более надежная, нежели телу. В немощном теле может скрываться богатырская душа и мощный дух, способный вымолить весь мир. Все 14 старцев оставили после себя духовное наследие: письма, книги, размышления, молитвы. Если бы мы ими проникались хотя бы по 10 минут в день, то поняли бы: оказывается, главные враги наши – не люди и обстоятельства, а собственные мысли и даже помыслы.

http://azbyka.ru/life/svyatye-optinskie-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010