Православие тем, в частности, отличается от других конфессий, что для него критерием истинности богообщения является не свое личное переживание и не мнение отдельного авторитета: епископа, богослова, даже святого Отца, но то и только то, что соответствует законам духовной жизни, открытым и проверенным совокупным опытом Отцов. И святитель Игнатий ценен именно тем, что все его творения и, прежде всего, всё относящееся к вопросам духовной жизни, являются не просто плодом его личного опыта, но изложением опыта святоотеческого. Все свои мысли он подтверждает многочисленными ссылками на святоотеческие творения, как древних подвижников, так и русских. Итак, что говорят отечественные подвижники о святителе Игнатии? В одном из писем преподобный Лев Оптинский писал свт. Игнатию: « Я не  в силах принести Вам моей благодарности за Вашу любовь и усердие к моему убожеству ». По мнению ученика прп. Льва прп. Макария Оптинского, свт. Игнатий был « великим умом ». Варсонофий Оптинский говорил: « Когда я читаю его сочинения, я удивляюсь прямо ангельскому уму, его дивно глубокому разумению Священного Писания. Я как-то особенно рсполагаюсь к его сочинениям, они как-то особенно располагают к себе мое сердце, мое разумение, просвещая его истинно евангельским светом ». « Пятый том сочинений епископа Игнатия заключает в себе учение святых отцов применительно к современному монашеству и научает, как должно читать писания святых отцов. Очень глубоко смотрел епископ Игнатий и даже, пожалуй, глубже в этом отношении епископа Феофана. Слово его властно действует на душу, ибо исходит из опыта ». Игуменья Арсения (Себрякова.+1903) о пятом томе сочинений свт. Игнатия писала: « Я читаю этот том, как изречения святых Отцов ». « Читала с большим удовольствием, с душевным утешением и назиданием. Дороги слова самого Владыки» . Иеромонах Никон (Беляев): « Сочинения преосвященного Игнатия необходимы, они, так сказать, азбука духовной жизни ». Схиигумен Иоанн Валаамский: « Епископа Игнатия я читал еще новоначальным послушником, но все его слова помню и теперь: проходящим молитвенный подвиг просто житья нет от буквоедов. Ах, как справедливо сказал мудрый епископ, и это у него вытекало из своего духовного опыта ».

http://bogoslov.ru/article/421396

Святые, в отличие от нас, не роптали и встречали болезни как дорогих гостей. Потому что, предавая себя в руки Божии вместе со скорбями и немощами, они открывали великую милость Божию о человеке. Последний оптинский старец преподобный Никон (Беляев) в 1927 году писал из тюрьмы, куда его бросили, потому что он был монахом: «Предайся воле Божией - обретешь мир скорбной душе своей и сердцу» «Я пришел к заключению, что скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли. Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся воле Божией - обретешь мир скорбной душе своей и сердцу». Святые принимали болезни как Божие посещение, и неведомым образом немощь становилась источником живительной духовной силы, преображающей душу. В болезнях они становились сопричастными страданиям Христа и восходили на неведомые до того духовные высоты. Они принимали болезни смиренно по грехам, а становились святыми по смирению и благодати Спасителя. В больнице я открыл, что такое православные друзья и соборная молитва, которая буквально подняла меня на ноги. Когда от бесконечных капельниц стали болеть руки, а на сердце словно положили могильную ледяную плиту, я вспомнил обо всех своих православных друзьях, среди которых много священников и монахов, и стал просить их о молитвенной помощи. И на своей страничке в «Фейсбуке» просто написал: «Прошу ваших молитв! Лежу в больнице, состояние тяжелое». И как хотелось молиться! Не потому, что «надо», а потому, что просто не можешь без молитвы Уже на третий день проснулся рано утром, чувствуя себя вполне здоровым, с давно забытым желанием молиться. Не потому, что «надо», а потому, что просто не можешь без молитвы. Это был какой-то благоговейный дикий голод, словно у вырвавшегося из длительного заключения узника! На следующий день было Вербное воскресенье. Я с нетерпением ждал утра, чтобы поскорей начать читать молитвенное правило и вообще помолиться от души Пресвятой Богородице и всем любимым святым. Читал вслух - а чего стесняться, если лежу в палате один?! Вдруг раздается стук в дверь: это Андрей из соседней палаты, который, несмотря на ранний час, тоже не спал. Неожиданно он обнял меня, поцеловал три раза, а потом тихо сказал, глядя в глаза: «С Вербным воскресеньем тебя, брат! Христос посреди нас! Мне надоело через стенку слушать, как ты молишься. Сейчас праздник, давай будем вместе молиться!»

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/29/lezha...

«Хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Виктор Антонович, за многие добрые дела, которые Вы совершаете как ректор университета. С Вашим именем действительно связано открытие этого храма и в целом тесное взаимодействие университета с Русской Православной Церковью. Думаю, все это восстанавливает органическую целостность нашего общества, нашего народа. Ведь все эти разделения, которые были навязаны духом времени и политической волей, как мы теперь точно знаем, не послужили во благо. Сегодня восстанавливается соборная сила нашего народа, идет огромная работа по собиранию всех сил, для того чтобы Россия была духовно, интеллектуально, материально сильной, чтобы она могла идти своим суверенным путем, как заповедали ее великие основатели. Благодарю Вас за Ваше активное участие во всем этом делании, за все то замечательное, что происходит в стенах Московского государственного университета, являющегося высшей школой 1 в государстве Российском. Пусть благословение Божие пребывает над Вами, над всей профессорско-преподавательской корпорацией, над студенчеством и над всеми друзьями университета», — сказал Святейший Патриарх Кирилл. В дар храму при Московском государственном университете Святейший Владыка передал икону святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Традиция почитания университетских святых зародилась в храме мученицы Татианы при МГУ одновременно с возрождением общинной жизни в 1995 году. К настоящему времени благодаря усилиям клириков, прихожан и друзей храма собрана информация о двадцати святых, в разные годы учившихся или преподававших в Московском университете. Они представляют все четыре факультета, действовавшие в начале XX века: историко-филологический, физико-математический (в том числе естественное отделение), юридический и медицинский. Все двадцать человек принадлежат к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. Из них двое — в архиерейском достоинстве (священномученики Вассиан (Пятницкий) и Петр (Зверев)), четверо — в монашеском чине (преподобномученики Владимир (Пищулин), Серафим (Тьевар), Феодор (Богоявленский), преподобноисповедник Никон (Беляев) Оптинский)), десять — из белого духовенства (священномученики Илия Громогласов, Вячеслав Занков, Сергий Мечев, Борис Назаров, Александр Орлов, Владимир Алексеевич Смирнов, Владимир Константинович Смирнов, Илия Четверухин, Владимир Амбарцумов, Петр Петриков) и четверо — миряне (мученики Михаил Новоселов, Иоанн Попов, Леонид Сальков и Димитрий Спиридонов).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5360176...

В Успенском соборе в начале 20-х годов XX века был создан хор из монахов закрытых храмов Оптиной пустыни. В монашеском хоре состояли: отец Геронтий (Ермаков, бывший келейник старца Варсонофия; умер в ссылке), отец Родион (Шейченко), отец Василий (бывший оптинский канонарх), отец Акакий, отец Игнатий и другие. Протоиерей Сахаров. Служил в Успенском храме в 1854 году. Епископ Михей (Алексеев) (годы жизни 23 января 1851 - 3 февраля 1931г.). Родился в Санкт-Петербурге. После окончания курса обучения в морском училище в 1869г., служил по морскому ведомству, дослужившись до капитана I ранга. Совершал кругосветные плавания, являлся автором ряда книг. Овдовев, поступил в 1890г., по благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского (будучи его духовным чадом с молодых лет), послушником в Оптину Пустынь (1890). Приехал в монастырь вместе с будущим митрополитом Трифоном (Туркестановым). В Оптиной Пустыни служил со 2 января 1914 г. до Вербного воскресенья 1923 года, когда был арестован. После ареста переехал в Козельск, где жил на квартире, служил в Успенском соборе. Преподобный Оптинский старец Никон, исповедник (годы жизни 26 сентября 1888- 5 августа 1931). В миру Николай Митрофанович Беляев. Известны некоторые подробности его биографии: «Родился в Москве. Его детство прошло в большой и дружной купеческой семье. От родителей он унаследовал любовь к Церкви, чистоту и строгость нрава. С годами у Николая и его младшего брата Ивана возникло и укрепилось сознательное стремление к духовной жизни. Они решили уйти в монастырь, но не знали, в какой. Изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: «Козельская Введенская Оптина Пустынь». После закрытия обители в июне 1924 года преп. Никон поселился в Козельске, служил в Успенском храме, принимал народ, выполняя свой пастырский долг. Его арестовали в июне 1927 года вместе с отцом Кириллом (Зленко). Три страшных года провел преподобный Никон в лагере " Кемперпункт " . Умер 25 июня/8 июля 1931 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_кафе...

Духовным окормлением А. пользовались все последние старцы «старой» Оптины: преподобные Варсонофий (Плиханков) , Анатолий (Потапов), Нектарий (Тихонов) и Никон (Беляев). При этом, будучи современником и учеником прп. Амвросия, А. стал как бы связующим звеном между неск. поколениями насельников обители. Последний соборно избранный оптинский старец иеросхим. Нектарий ходил к А. в больницу исповедоваться и советоваться и ничего не делал без его благословения. Др. близким учеником А. был последний духовник оптинской братии иером. Досифей (Чучурюкин). 12 марта 1912 г., после перевода скитоначальника старца Варсонофия (Плиханкова) в Старо-Голутвинский мон-рь , старшая оптинская братия предлагала А. стать скитоначальником. По свидетельству старца Нектария, А., прозревая грядущие страшные события и буд. разорение обители, решил, что не в силах будет перенести столь тяжелой скорби. В последние годы жизни во время обострения болезни А. впадал как бы в слабоумие, в др. время сохранял прозорливость и духовную высоту. Старец Нектарий говорил, что болезнь ему попущена за отказ от общественного служения. Когда А. принял схиму - осталось неизвестным, по-видимому незадолго до кончины. Похоронен за алтарем Введенского собора Оптиной пуст. Точное место его захоронения до сих пор не установлено. Арх.: Летопись скита Оптиной пустыни за 1900-1916 гг.//РГБ ОР. Ф. 214. 367; «Летопись выдающимся событиям скитской жизни» за 1916 (с октября) -1918 (по 4-е июня) гг.//РГБ ОР. Ф. 214. 368. Соч.: Жизнеописание в Бозе почившего Троекуровского затворника Илариона Мефодиевича Фокина, основателя Богородичного Иларионовского женского монастыря. М., 1888; Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия: В 2 ч. М., 1900. Серг. П., 1992р; Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1997п. Лит.: Багдасаров Р. Краткие сведения об авторе// Агапит, архим. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Серг. П., 1992. Ч. 1; Лукьянов Е. Оптинской святости мудрый хранитель (архимандрит Агапит - автор «Жизнеописания старца Макария»)// Агапит, архим. Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1997. С. 400-413.

http://pravenc.ru/text/63136.html

«Непрерывная чреда поколений старцев имела, конечно, огромное значение для внутренней жизни Оптиной пустыни. Но оптинское старчество составило целую эпоху в истории старчества вообще, ибо свои духовные силы Оптинские старцы отдавали людям, жившим в миру; это было своего рода подвигом любви русского иночества, и главным здесь было помочь каждому отдельному человеку понести его тяготы, послужить ему в его нуждах»1. Потому и тянулись люди к старцам в Оптину — и уходили радостными, утешенными. И крестьяне, и великие русские умы. Мы помним, что к старцу Амвросию приезжал великий русский писатель Ф. М. Достоевский, не раз беседовали со старцем и философ Владимир Соловьев, и Лев Толстой. Старец — это духовный руководитель, монах, он может не быть в священном сане, но непременно духовно опытный, с чистой душой и способностью наставлять других. Ради совета, утешения, поддержки к ним шли и свои монахи, и миряне. Современному человеку важно знакомиться с наследием Оптинских старцев. В их письмах, беседах, советах мудрость не человеческая, но Божия. И даже если порой их совет кажется очень простым, в нем опыт высоко духовного человека и чистое сердце молитвенника. Это слова любви, любви Божией, любви к человеку. Не имея зачастую возможности лично общаться со старцем, задать ему свой больной вопрос, мы можем найти ответ в его письмах и наставлениях. Удивительно, но, когда находишь свой ответ, кажется, что старец писал именно для тебя. Потому что слова любви актуальны всегда, и именно она способна утешить и согреть. Желаем нашему читателю найти свои ответы и слова утешения в книге Оптинских старцев о любви. На иконе «Собор преподобных Оптинских старцев» традиционно изображаются 14 старцев: иеросхимонах Лев (Наголкин ; 1768–1841), иеросхимонах Макарий (Иванов ; 1788–1860), схиархимандрит Моисей (Путилов; 1782–1862), схиигумен Антоний (Путилов; 1795–1865), иеросхимонах Иларион (Пономарев; 1805–1873), иеросхимонах Амвросий (Гренков ; 1812–1891), иеросхимонах Анатолий (Зерцалов; 1824–1894), схиархимандрит Исаакий (Антимонов; 1810–1894), иеросхимонах Иосиф (Литовкин ; 1837–1911), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков ; 1845–1913), иеросхимонах Анатолий (Потапов; 1855–1922), иеросхимонах Нектарий (Тихонов ; 1853–1928), иеромонах Никон (Беляев ; 1888–1931), архимандрит Исаакий (Бобраков; 1865–1938).

http://azbyka.ru/news/v-serii-kazhdomu-c...

Братья Беляевы. Николай - сидит справа Николай был старшим и обладал характером более уравновешенным, и в то же время – более открытым. В семье обычно именно он сообщал всем дух простодушного ребячливого веселья. Теперь по сравнению с братом он выглядел более нерешительным, сомневающимся в своих силах встать на путь, требующий, особенно на первом отрезке, не только большого терпения, но и физической выносливости. Однако именно на него упал взгляд старца, скитоначальника – отца Варсонофия, предузнавшего в нем своего будущего ближайшего ученика. Николай Беляев Братья находились в том состоянии воодушевления, отчасти обязанного юному возрасту, когда за одну искренность упования Господь подает просящим ответ. Помолившись однажды и прося Бога указать им обитель, где лучше, удобнее всего им было бы пройти монашеское поприще, они разрезали на ленты лежавший без употребления ветхий справочник с перечнем русских монастырей, и тянули жребий. На пожелтевшем от времени клочке бумаги значилось: «Козельская Введенская Оптина Пустынь», о которой они до тех пор ничего не слыхали. Законоучитель Беляевых о. Петр Сахаров посоветовал им обратиться к епископу Трифону (Туркестанову), бывшему постриженику Оптиной Пустыни. Не откладывая задуманного, тогда же, в феврале 1907 г., Иван и Николай сообщили о своем желании поступить в монастырь матери, испрашивая ее родительского благословения. Семья Беляевых. Николай Беляев - стоит крайний слева Удивлению Веры Лаврентьевны Беляевой не было предела – Коля проявлял до тех пор интерес к течению общественной жuзhu(i) и, к тому же, был студентом физико-математического факультета университета, а Иванушка еще учился в старшем классе гимназии, – однако препятствовать стремлению детей она стала. Епископ Трифон успокоил ее опасения, сказав, что в Оптиной они научатся лишь хорошему, и, сколько бы они там не пробыли, в последующем с благодарностью будут вспоминать полученные там духовные уроки. Великую силу имеет архипастырское благословение. Выдержав в Оптиной Великий пост и преодолев некоторые трудности, с которыми они встретились вначале, Николай и Иван были приняты в число послушников скита. Под водительством старца

http://pravmir.ru/prepodobnyj-nikon-opti...

Преподобный Никон (Беляев) предупреждал, что если возникает желание помолиться сверх обычного, то делать это можно, но не прибавляя это к своему ежедневному правилу как обязанность. С тем чтобы потом, если не сможешь читать дополнительное правило ежедневно, не впасть в уныние и смущение: «Иногда при желании помолиться можно и еще что-либо почитать, например несколько глав Евангелия вместо одной или акафист какому-либо святому или иконе Божией Матери и так далее, но не прибавляя этого к данному правилу ежедневно как правило». Благословение на молитвенное правило Молитвенное правило лучше обсудить с духовным отцом или с тем священником, которому вы обычно исповедуетесь. Это поможет уберечься от самоволия, неразумия и превозношения. Рассуждение с советованием – вот царский путь, который рекомендуют святые отцы. Старец Антоний (Путилов) учил: «Обетов и правил на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных». Также преподобный Антоний писал: «Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам». Старец Иосиф (Литовкин) предупреждал, что выполнять правило по благословению труднее, чем то, которое взял самовольно. Можно выполнить огромное количество поклонов из тщеславия, а вот когда мы делаем что-то по благословению, со смирением, то это гораздо труднее. Зато и полезно для души: «Наложенное правило всегда трудно, а делание со смирением еще труднее. Что трудом приобретается, то и бывает полезно». Невозможность выполнить правило В миру случаются разные не зависящие от нас обстоятельства: командировки, затянувшиеся совещания, аврал на работе, а также болезни свои и близких. В общем, может случиться так, что даже самый благочестивый мирянин как-то будет не в силах исполнить ежедневное правило. Старец Никон советовал при этом ни в коем случае не смущаться, а просто смиренно укорить себя в немощи:

http://pravoslavie.ru/57597.html

5 дек. 1907 г. они вновь прибыли в Оптину пуст. 7 дек. получили благословение на переезд в мон-рь от прп. Варсонофия. 9 дек. выехали в Москву для окончательного устроения мирских дел. 23 дек. вернулись в мон-рь, на следующий день поселились в «Золотухинском» корпусе, в юго-вост. части Иоанно-Предтеченского скита. Николай Беляев был назначен на общие послушания (заготовка дров, работа в саду). 29 янв. 1908 г. Николая и Ивана приняли в число послушников. По благословению прп. Варсонофия Николай Беляев вел дневник (1907-1910), впосл. опубликованный. Последняя часть дневника пропала при аресте одного из оптинских иноков. В кон. 50-х гг. XX в. Иваном Беляевым были написаны воспоминания о детских и юношеских годах брата Николая, комментарии к дневнику. Помимо описания жизни скита в дневнике есть записи бесед с прп. Варсонофием и его наставлений. Уникальность этого документа определяется и тем, что он помогает понять, сколь велико значение духовного старческого руководства в деле спасения человека. Преподобноисп. Никон Оптинский. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита. 2010 г. Худож. А. А. Патраков Преподобноисп. Никон Оптинский. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита. 2010 г. Худож. А. А. Патраков В янв.-февр. 1908 г. Николай Беляев принял участие в работе над изданием писем прп. Амвросия (Гренкова) , переписывая их и составляя краткое содержание. В связи с переносом б-ки скита в новое помещение на верхнем этаже храма св. Льва Катанского он был назначен помощником библиотекаря. Кроме того, он нес клиросное и др. послушания, помогал письмоводителю начальника скита. В апр. 1908 г. под рук. иером. Кукши (Степченкова) нек-рое время работал над составлением чина церковных служб, отличающихся от каждодневных, в т. ч. «Выноса креста», «Службы Страстной седмицы» и др., чтобы издать их отдельными книгами. 14 окт. 1908 г. назначен письмоводителем начальника скита, освобожден от всех послушаний, кроме клиросного. Получил опыт ведения как деловой, так и духовной переписки. В нояб. 1908 г. совместно с мон. Иоанном (Полевым) составлял описание скита Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/2566252.html

3 нояб. 1909 г. по состоянию здоровья получил освобождение от воинской службы. 16 апр. 1910 г. в храме прп. Марии Египетской пострижен в мантию. Прп. Варсонофий наставлял своего ученика и сотаинника в правилах духовной жизни и молитве, отмечая, что «монашество есть блаженство, какое только возможно для человека на земле. Выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ к внутренней жизни» (Дневник. 2004. С. 224). Это духовное руководство обеспечивало духовное преемство в Оптиной пуст. Преподобноисп. Никон Оптинский. Фрагмент иконы «Собор преподобных Оптинских старцев». Ок. 2006 г. Иконописец Т. А. Мушкетова (ц. в честь Собора св. Иоана Предтечи Оптиной пуст.) Преподобноисп. Никон Оптинский. Фрагмент иконы «Собор преподобных Оптинских старцев». Ок. 2006 г. Иконописец Т. А. Мушкетова (ц. в честь Собора св. Иоана Предтечи Оптиной пуст.) В 1912 г. указом Синода прп. Варсонофий был назначен настоятелем коломенского Старо-Голутвина монастыря и 2 апр. покинул скит вместе с келейником Григорием Ермаковым (впосл. иеромонах Геронтий) и Иваном Беляевым. В нояб. 1912 г., в день 100-летнего юбилея прп. Амвросия, Николай Беляев написал слово для скитоначальника иером. Феодосия (Поморцева), исполнявшего должность настоятеля мон-ря. 15 мая 1913 г. переведен на должность письмоводителя. Тяжело заболел ревмокардитом. К 40-му дню со дня кончины прп. Варсонофия († 1913) при участии Николая Беляева была издана кн. «Памяти оптинского старца схиархим. Варсонофия: Венок на могилу батюшки». Также он написал слово для иеромон. Феодосия (Поморцева), которое тот произнес перед многочисленными богомольцами на 40-й день по кончине прп. Варсонофия. При активном участии Николая Беляева над могилой иеросхим. прп. Анатолия (Копьёва (Зерцалова)) и Варсонофия была воздвигнута часовня. Воспитанный старцем, своей жизнью являл «высокий пример безусловного послушания, нелицемерного смирения, мирности со всеми исключительной, твердости и мужества, не колеблющегося ни перед лестию, ни перед угрозами, добросовестности в исполнении своих обязанностей образцовой. Не по годам серьезный, вдумчивый и в то же время всегда радостный» (Житие. 1996. С. 241). 24 мая 1915 г. принял постриг с именем в честь мч. Никона. 10 апр. 1916 г. рукоположен во диакона, 3 нояб. 1917 г.- во иерея.

http://pravenc.ru/text/2566252.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010