Вернувшись из ссылки, отец Никон был назначен в храм Трех Святителей в село Белоомут Луховицкого района Московской области, но вскоре он был переведен во Власьевскую церковь в Волоколамске. Служа в Волоколамске, священник в 1936 году был приговорен судом к штрафу в двести рублей за то, что отпел умершего прихожанина без регистрации смерти в государственных учреждениях. В 1937 году, во время очередного гонения на Русскую Православную Церковь , секретарь Волоколамского горсовета по требованию НКВД дал следующую характеристику деятельности священника: «В городе проводит оживленную работу среди церковников, устраивая всякого рода собрания граждан и мобилизуя их на религиозную пропаганду…» 27 ноября 1937 года архимандрит Никон был арестован и заключен в тюрьму в Волоколамске. Были вызваны свидетели, один из них, сосед отца Никона, показал: «Его дом систематически посещают служители культа из сельской местности, в его квартире проходят тайные контрреволюционные сборища, но что на них обсуждают, мне не известно… Квартиру часто посещали верующие из близлежащих селений, которых Беляев дружески принимал. Кроме этого, весной 1937 года в магазине, где присутствовало человек десять колхозников, Беляев заявил: «Издала советская власть закон о свободной продаже хлеба, а сама его не выполняет, крестьяне собирают хлеб, а целыми днями стоят в очередях, хлеб разбирают по учреждениям, а горожане остаются голодными». Кроме этого, в ноябре 1937 года к нему в дом постучались три колхозника из деревни Ченцы. К ним вышел Беляев и около дома говорил: «Меня, наверно, скоро арестуют коммунисты. Они сейчас усиливают гонение… я вас прошу, реже посещайте мою квартиру… " Летом 1937 года священник возвращался домой после совершения в церкви всенощной с группой лиц, ночью я никого из них не узнал. Беляев около своего дома говорил: «У советской власти правды ни в чем нет и не будет, вот меня судили три раза ни за что. Также будет и с новой конституцией, останется она на бумаге, а в жизни будут проводиться такие же репрессии, как и раньше».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобноисповедник Никон (в миру – Николай Митрофанович Беляев) родился в московской купеческой семье 26 сентября 1888 года. В Оптину пустынь поступил в 1907 году. Он стал письмоводителем старца Варсонофия. В монашестве был наречен Никоном. Отец Никон по благословению настоятеля монастыря преподобного Исаакия (Бобрикова) и старца Нектария принял старческое служение в тяжелые годы гонений на Церковь . В 1923 году в Оптиной пустыни богослужения совершались в одном Казанском храме и единственным служащим иеромонахом был преподобный Никон. Здесь же принимал он скорбный народ. «Как скорби переносить?» – спрашивали богомольцы. «Положиться на волю Божию, – отвечал старец. – А о тех, кого считают виновниками, думать, что они – орудия нашего спасения.» В1927 году преподобного Никона арестовали. Последовали тюремное заключение и ссылка на север. Последний год своей многоскорбной жизни, тяжело больной, преподобный провел близ города Пинеги, за 200 километров от Архангельска. Господь даровал Своему верному служителю мирную кончину и по преставлении почтил достойным погребением: ко гробу почившего старца чудесно собрались ссыльные священнослужители и миряне, находившиеся на тяжелых работах в пинежских краях. Иеромонах Никон скончался 25 июня 1931 года. Преподобномученик Исаакий (в миру – Иван Николаевич Бобриков) родился в 1865 году в селе Остров Орловской губернии в благочестивой крестьянской семье. В 19 лет он поступил в Оптину пустынь, и старец Амвросий предсказал ему, что он будет последним оптинским настоятелем и примет мученический венец. В 1899 году послушник Иоанн был пострижен в монашество с именем Исаакий. На должность настоятеля отец Исаакий был избран в 1914 году. Преподобный отличался большой простотой, которая сочеталась в нем с духовной мудростью. Управляя обителью в трудное и скорбное время, он всегда пребывал в мирном духе, во всем полагаясь на Бога. Преподобный Исаакий был участником Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917 года. Ему довелось испытать тяжесть разорения и поругания святой обители. После закрытия монастыря оптинские иноки, поселившиеся на квартирах в Козельске и окрестных деревнях, продолжали относиться к отцу Исаакию как к своему настоятелю, приходили к нему за благословением и советом. Тихая, чистая и твердая в православных устоях жизнь преподобного Исаакия была увенчана мученичеством за Христа. Архимандрит Исаакий был расстрелян под Тулой, на второй день Рождества Христова, 26 декабря 1937 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1925 году отец Георгий вернулся на родину и епископ Коломенский Феодосий (Ганицкий) ради укрепления духовной жизни в Старо-Голутвином монастыре предложил священнику принять монашеский постриг и возглавить монашеское братство, на что отец Георгий дал свое согласие. В августе 1925 года епископ Феодосий постриг его в монашество с именем Никон, возвел в сан архимандрита и поставил наместником монастыря. В 1929 году началось очередное гонение на Русскую Православную Церковь , в данном случае имевшее своей целью закрытие всех без исключения монашеских обителей, и СтароГолутвин монастырь был закрыт. 14 мая 1929 года ОГПУ арестовало архимандрита Никона, обвинив его в антисоветской агитации при произнесении проповедей. Будучи допрошен, отец Никон сказал: «Иногда я произношу проповеди для укрепления веры в слушателях. В отдельных проповедях приходится касаться безбожников, так, по моему мнению, легко относящихся к вопросам веры, при этом ссылаюсь на более авторитетные лица, которые вопрос о бытии Бога решали не так легко. В праздничные дни я читаю специальную молитву, списанную мной в Московском Петровском монастыре… содержание выдержки следующее: «Господи Боже наш, Великий и Многомилостивый! Сохрани под крылами Твоея благости вся православныя архиереи, даждь им Церковь Российскую сохранити и управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти, злыя же волки далече отогнати и козни их сокрушити. Сохрани и вся люди Твоя от тлетворных учений, от церковных соблазнов, неверия. В напастех терпение подаждь нам " … Под волками подразумеваются все восстающие на Церковь и веру, сюда же относятся активные безбожники, но кто они, безбожники, это нас не касается. Под напастями я понимаю всякое несчастье в жизни человека, ссылка и арест верующих тоже относятся к несчастьям – напастям. Под врагами Церкви я понимаю всех, кто разрушает веру и Церковь . Член ВКП(б) как коммунист для меня безразличен, но коммунист активный безбожник – враг, разрушитель веры». 26 июля 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило архимандрита Никона к трем годам заключения в Соловецком концлагере. 9 августа 1932 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ уже без рассмотрения дела прибавило к этому три года ссылки в Северный край, отправив туда отца Никона с тюремным этапом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Благодать Господа и Бога нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами. Аминь. 15/28–16/29 ноября 1922 г. Оптина Пустынь. Уже 2-й час ночи. Письмо М. Елизавете ... Прп. Мартиниан (13 февраля) Прп. Иоанн Многострадальный (18 июля) Прп. Моисей Мурин (28 августа) Прп. Моисей Угрин (26 июля) Прпмц. Евдокия (1 марта) Св. мц. Фомаида (13 апреля) Св. мц. дева Иустина (2 октября) Прп. Мария Египетская (1 апреля) Св. свщмч. Киприан (2 октября) Св. мч. Вонифатий (19 декабря) Выписка из письма прп. Старца Макария Оптинского (Письма к монашествующим. Отделение 2-е. Письмо 190. С.: 327–328). «... Со смирением прибегай к Богу, вопий к Нему: помилуй мя Господи, яко немощна есмь! Проси помощи тебе; Матерь Божию, которая есть корень девства и чистоты, призывай на помощь, св. мученицу Фомаиду, и св. Моисея Угрина, и Иоанна Многострадального, много пострадавших за чистоту; и узриши помощь Божию. Бог никогда не оставляет имеющих благое произволение к сохранению себя в чистоте и девстве ниспасть на брани сей; но за подвиг увенчает еще небесным венцем... ... Не оставляй смиренной молитвы ко Господу во всех твоих скорбях и искушениях. Он приемлет молитву смиренных, и услышит моления их ( Пс. 101, 18 ). Поручаю тебя Его всесильному покрову и заступлению Пречистой Девы Богородицы... Молитва ко Пресвятой Богородице О, Мати Господа моего Творца, Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты. О Богородительнице! Ты ми помози, немощной плотскою страстию, и болезненной сущей: едино бо Твое, и с Тобою Сына и Бога, имею заступление. Аминь. Сию молитву читай на всяк день, а паче во время брани плотской». Сестра Елизавета! Этот совет старца Макария 6 предлагаю тебе и я. Бог тебя да благословит. Грешный Иеромонах Никон. Оптина пустынь 10/21 января 1923 г. Письмо М. Елизавете Честнейшая о Господе сестра Елизавета! Мир тебе и Божие благословение. Слышу, что ты все скорбишь. Не скорби, чадо мое, не скорби. Веруй, что близ Господь, близ Его помощь, Его заступление. А если эта помощь как бы медлит придти к тебе, то значит так нужно и полезно. Потерпи поэтому и не унывай, Бог даст, или я буду в Козельске, то навещу тебя, или тебя как-либо привезем сюда. Тогда лично подробно побеседуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

При таковой всеобщей известности, когда неумолкаемая молва разнесла вести об отшельнических подвигах Антония далеко за пределы киевской области, отшельническая жизнь святого старца не могла уже продолжаться в первоначальном уединении и полном отчуждении от людей; явились ревнители его благочестия и иноческих подвигов и стали просить, чтоб он дозволил им жить подле него и руководить их своим примером и наставлениями. И Антоний, помня благословение святой горы, не решился отказать благочестивым ревнителям в их благом желании; и таким образом из уединенного засевшего в диком дремучем лесу отшельника, не оставляя этого леса и пещеры, сделался начальником и наставником нового, необычного еще на Руси, монастыря, образовавшегося около его пещеры. «И уведан бысть всеми, великий Антоний, пишет преподобный Нестор, и чтим, и начали приходить к нему братия, и он стал их принимать и постригать, и собралось братьи двенадцать человек, и ископали пещеру великую и церковь и келлии, которые и до сего дни стоят в пещере под старым монастырем». Пещеры сии или кельи, как их назвал Нестор, и в настоящее время известны под именем Антониевых или ближних пещер, где почивают и нетленные мощи многих печерских иноков, сподвижников Антония и его ближайших преемников. Первым из подвижников, получивших позволение жить подле Антония, был Никон великий, саном пресвитер, старейший сотрудник и друг Антония, во всем ревновавший своему учителю, и подобно ему любивший жизнь уединенную и отшельническую. Никону обыкновенно Антоний поручал вновь поступавших желателей пустыннической жизни и, по надлежащем наставлении и искусе, приказывал постригать их в иноческий образ; у Никона во всем спрашивались и обучались правилам иноческого жития все вновь вступавшие в Антониево братство. Антоний, весь сосредоточенный в самом себе и преданный высшей духовной жизни, при всем желании помогать приходившим и желавшим жить около его пещеры, не вмещал в себе мелких ежедневных забот по монастырю, совершенно несогласных с привычным настроением его души, и поручал это дело, как иноческое послушание, своему другу и старейшему сподвижнику Никону, который, как иерей, отправлял в монастырской церкви и священнослужение, так что собравшимся монастырем и братиею, под главным руководством Антония, первоначально заведовал Никон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/z...

Из купцов Весьма остроумно заметил один исследователь: русская художественная литература, да и публицистика, восприняла нарождение класса буржуазии как новое татарское нашествие, от которого нужно спасаться. Это доказывает и едкая статья о купечестве Г. Старцева, помещенная в то время в издании «Новости и биржевая газета» под знаковым заголовком «“Чумазые” возгордились». То есть идеалом человека того времени (православного в том числе) стал человек бедный. А богатые были достойны одного — ада: « пусти душу в ад, станешь богат» . Понятно, что такое отношение общества совсем не стимулировало человека к предпринимательству. И, вероятно, не случайно так заворожила потом всех идея построения коммунизма, общества, где не будет денег и товарно-денежных отношений. А тем не менее купцы и заводчики в целом совсем не заслужили к себе такого отношения. Например, многих из знаменитых ныне оптинских старцев, прославленных тем, что со второй половины XVIII века они «являли свет миру», дала России именно купеческая среда. Старец Лев (Наголкин) был из купцов Орловской губернии, в молодости, работая приказчиком у купцов Сокольниковых, показал себя с самой лучшей стороны, так, что хозяин хотел выдать за него свою дочь, и только склонность молодого человека к монашеству помешала осуществить это намерение. Исаакий I (Антимонов) происходил из знаменитого зажиточного купеческого рода города Курска и все навыки благочестия и послушания получил в родном доме. Родители Варсонофия (Плиханкова) занимались торговлей в Самаре. Старец Анатолий (Потапов) происхождением из московских мещан, занимавшихся торговлей, и сам в молодости торговал. Старец Никон (Беляев) родился в московской купеческой семье. О его деде мы уже упомянули. Можно припомнить и других замечательных русских святых, которые родились в лоне купечества. Великий святой земли русской Серафим Саровский, преподобный Герман Аляскинский, святой блаженный Иоанн Тульский Чудотворец, святой преподобный Елеазар Анзерский, благоустроитель и первоначальник монашеской жизни на Анзере, преподобный Димитрий Прилуцкий, вологодский чудотворец Николай Кочанов, Новгородский Христа ради юродивый — все выходцы из купеческого сословия. Многие из них рано приобщились к труду, помогали родителям в лавках, работали приказчиками, занимались торговым делом. Кстати, благоустроителям храмов и монастырей этот начальный жизненный опыт очень даже пригождался практически. Успешным миллионером и предпринимателем был, прежде чем уйти в монастырь, святой Серафим Вырицкий.

http://pravoslavie.ru/58570.html

Варсонофий Оптинский , преподобный. Беседы с духовными детьми. Машинопись. Варсонофий Оптинский , преподобный. Беседы старца Варсонофия с духовными детьми. Воспоминания духовных детей о старце Варсонофии. М.; Рига, 1995. Варсонофий Оптинский , преподобный. Духовные стихотворения. М., 1996. Варсонофий Оптинский , преподобный. Жизнеописание схимонаха Оптиной пустыни Николая исповедника, изложенное с его слов преподобным старцем Варсонофием Оптинским . ТСЛ, 2003. Василий (Росляков), иеромонах. «Скажи ми, Господи, кончину мою» ( Пс. 37, 5 ). Стихотворное переложение псалмов святого пророка Давида. Б. м., б. г. Василий (Росляков), иеромонах. «Хотим или нет, но величит нас Бог…»: Дневники, духовные беседы, стихи иеромонаха Василия (Рослякова). М., 2002. Василий (Росляков), иеромонах. Я создан Божественным Словом: иеромонах Василий: [Проповеди, статьи, интервью, богослужебные тексты, стихотворения; воспоминания о нем]. М., 2002. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев: В 2 т. Оптина Пустынь, 2000. Иларион Оптинский , преподобный. Письма. Оптина Пустынь, 1998. Иосиф (Литовкин) , иеросхимонах. Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. Леонтьев пред «старцами» Оптиной пустыни. М., 1898. Иосиф Оптинский , преподобный. Собрание писем Оптинского старца Иосифа. Оптина Пустынь, 2005. Лев Оптинский , преподобный. Письма Оптинского старца Льва к монаху Иоанникию. Оптина пустынь, 2002. Макарий Оптинский , преподобный. Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского /Сост. архимандрита Иоанна (Захарченко). Оптина Пустынь, 1997. Макарий Оптинский , преподобный. Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву. М., 1997. Макарий Оптинский , преподобный. Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца Макария. Письма к мирским особам. СПб., 1993. Макарий Оптинский , преподобный. Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца Макария к монашествующим. СПб., (1994). Никон (Беляев) , преподобный. Дневник послушника Николая Беляева (преподобного Оптинского старца Никона) (1907–1910 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Григорий (Митькевич ; 1851-1881) пребывал на Калужской кафедре 30 лет, дольше др. епископов, и стал единственным местным архиереем до 1917 г., к-рый был возведен в сан архиепископа (1869). Его заботами в 1862 г. начали издаваться «Калужские епархиальные ведомости» (в 1907-1918 вместо них выходил «Калужский церковно-общественный вестник»), в 1870 г. было основано Калужское отд-ние Православного миссионерского об-ва . В епархии стали создаваться правосл. братства, первым приступило к работе калужское братство при ц. вмч. Георгия «за верхом» (1864), в 1879 г. в Калуге возникло миссионерское братство свт. Иоанна Богослова для проведения бесед со старообрядцами в семинарском храме. Были преобразованы духовно-учебные заведения по уставу 1867 г., открыто множество церковноприходских школ, в 1879 г. в Калуге учреждено жен. епархиальное уч-ще. Был перестроен и расширен свечной завод, его доходы шли на духовно-учебные заведения. При Калужском архиерейском доме был учрежден 2-й мон-рь - Крестовский. Архиеп. Григорий покровительствовал Оптиной пуст. и оптинскому старчеству . В обители установилась непрерывная традиция старчества: после смерти старца старшая братия выбирала его преемника, к-рый обычно был ближайшим учеником почившего, иногда служение совершали неск. старцев одновременно. Оптинскими старцами были преподобные Лев (Леонид) (Наголкин) , Макарий (Иванов) , Амвросий (Гренков) , Иларион (Пономарёв) , Анатолий (Копьёв (Зерцалов)) , Иосиф (Литовкин) , Варсонофий (Плиханков) , Анатолий (Потапов) , Нектарий (Тихонов) , преподобноисп. Никон (Беляев) и др. Они жили в скиту Иоанна Предтечи и окормляли оптинскую братию, принимали монахов и монахинь из др. обителей и мирян, вели переписку. В XIX в. благодаря старцам Оптина пуст. стала одним из главных духовных центров России. Ее посещали члены имп. семьи, архиереи, писатели, поэты, философы и огромное количество паломников всех сословий. С 40-х гг. XIX в. по инициативе прп. Макария и при поддержке свт. Филарета (Дроздова) , митр. Московского, мн. насельники Оптиной пуст. (преимущественно выходцы из дворян, имевшие хорошее образование), а также И. В. Киреевский и др. участвовали в просветительской деятельности обители. Они переписывали и издавали (в переводе схиархим. прп. Паисия (Величковского) или в собственных переводах) творения отцов Церкви, публиковали жизнеописания оптинских старцев и других подвижников XVIII-XIX вв., переписку старцев, исторические описания монастырей и др. По благословению оптинских старцев во 2-й пол. XIX в. были основаны многие жен. общины, в т. ч. в 1868 г.- Казанская Боголюбивая в Мосальском у. (в 1892 получила статус мон-ря), в 1884 г.- Шамординская Казанская в Козельском у. (с 1901 мон-рь; см. Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы женский монастырь ).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Искушение тут как тут. Даже иногда в еще более тяжелой форме, чем это было до исповеди. Некоторые христиане поэтому даже боятся часто исповедоваться и причащаться – боятся «усиления искушений». Но в том-то и дело, что Господь, принимая наше покаяние, дает нам возможность доказать серьезность нашей исповеди и на деле это покаяние осуществить. Господь предлагает своеобразную «работу над ошибками», чтобы человек на этот раз не поддался греху, а поступил правильно: по-евангельски. И самое главное – человек уже вооружен на борьбу с грехом благодатью Божией, полученной в Таинстве исповеди. В меру нашей искренности, серьезности, глубины, проявленной на исповеди, Господь дает нам и Свою благодатную силу для борьбы с грехом. Нельзя упустить этот божественный шанс! Не надо бояться новых искушений, надо быть к ним готовым, чтобы мужественно встретить их и… не согрешить. Только тогда будет поставлена точка в нашей покаянной эпопее и будет одержана победа над каким-то отдельным грехом. Очень важен этот момент – необходимо сосредоточиться на борьбе, прежде всего, с каким-то отдельным грехом. Как правило, мы начинаем искоренять в себе самые очевидные, грубые грехи – такие, как блуд, пьянство, наркотики, табакокурение… Только исторгнув из своей души эти грубые грехи, человек начнет видеть в себе остальные, более тонкие (но не менее опасные) грехи: тщеславие, осуждение, зависть, раздражительность… Оптинский старец преподобный Никон (Беляев) так говорил по этому поводу: «Надо знать, какая страсть беспокоит более всего, с ней и нужно бороться особенно. Для этого надо ежедневно проверять свою совесть…». Не только на исповеди надо каяться в грехах, но хорошо, если христианин вечером, перед сном, например, вспомнит прожитый день и покается перед Господом в своих греховных мыслях, чувствах, намерениях или устремлениях… «От тайных моих очисти меня» ( Пс. 18, 13 ), – молился псалмопевец Давид. Итак, необходимо сосредоточиться на конкретном грехе, который действительно мешает жить, тормозит всю нашу духовную жизнь, и ополчиться на этот грех.

http://azbyka.ru/o-chem-govorit-na-ispov...

Как незыблемое основание необходимо смирение, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак.4:6 ). Некоторые, начиная молитву Иисусову, начинают и думать о себе, что они уже молитвенники: «я не таков, как прочие люди» ( Лк.18:11 ), и вместо смирения преуспевают в самомнении и гордости. Таковым нужно знать, что не Богу нужна наша молитва , а нам самим, что смиренной молитвой при сознании своей немощи и греховности нам для нашего спасения необходимо испросить у Господа Бога прощения грехов, милости и помощи. По учению святых отцов требуется, чтобы приникающий к молитве проводил и жизнь добродетельную во всех отношениях, отсекал свою волю и не попускал себе мечтания и услаждения различными помыслами, ибо если кто будет и молитвой заниматься, и мечтам предаваться, особенно блудным и нечистым, то таковой впадает в прелесть 3 и даже в умопомешательство. Одно дело – молитвой отгонять помыслы: это необходимо, ибо часто против желания являются разные помыслы в уме человека, и отгонять их молитвой необходимо; и иное дело – и молиться, и мечтам и помыслам предаваться, беседуя с ними и услаждаясь ими. При молитве святые отцы советуют внимание свое, ум свой заключать в слова молитвы и ни о чем ином не думать. Молитва Иисусова требует самоотвержения и труда; поэтому хотя и многие начинают ее, но мало бывает истинных молитвенников. Молись ежедневно и утром, и вечером о тех, к кому имеешь неправильные чувства, дабы вместо нерасположения вселилась в тебя по отношению к ним чистая любовь о Господе, ибо ближнего своего нужно любить о Господе и для Господа. А страсти в нашем падшем естестве живучи, с ними надо бороться, то есть прилагать усилие не поддаваться им; победа же над ними совершается силой Божией, наши немощные силы к этому недостаточны. В этом надо смиренно сознаться, и смирением привлекать к себе милость и помощь Божию. А кто это еще не вполне сознает, не вполне смирился, тому нередко попускается терпеть насилие страстей, дабы смирился. Молитва чудеса творила и творит, особенно тогда, когда молитвой испрашивается благое, спасительное дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010