Белоомут. Церковь Трех Святителей. Церковь Трех Святителей Великих в Верхнем Белоомуте Карта и ближайшие объекты Впервые кладбищенская церковь села Белоомут упоминается в писцовых книгах в 1674 г.: «церковь древяна, клецки, о трех главах, святых Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого». Ныне существующая кирпичная церковь построена на месте деревянной в 1827 г. на средства крестьян Набатова и Каширина. Позднее (не ранее середины XIX в.) к храму пристроены колокольня и трапезная с приделами: Никольским и в честь Казанской иконы Божией Матери. Приделы освящены в 1879 г. Никольский придел устроен крестьянами в память помещика Николая Огарева, освободившего крестьян с землей за ничтожный выкуп задолго до отмены крепостного права. В конце XIX века отдельный причт при церкви был упразднён и церковь обращена в кладбищенскую. Священники из близлежащего Преображенского храма по чину череды ходили на богослужение в Трёхсвятительский храм на родительские субботы и заупокойные службы. Храм в советское время был закрыт (1937 г.). Использовался под склад. Богослужения возобновлены в 1991 году. Храм освящён в 2004 году Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Ювеналием митрополитом Крутицким и Коломенским. Настоятель церкви протоиерей Сергий Тимохин. Тел 8-926-826-71-85. О строителе церкви Трёх Святителей в селе Белоомуте крестьянине Набатове Н.П.Огарёв писал: «Этому человеку 80 лет. Он живёт, как и прежде, со своими внучками и любуется на них. Читает церковные книги, наделяет нищих из доходов, что получает от маленького торга скотом - и все его благословляют. Знаешь ли, что эти люди достойны быть выставлены в романе. Гоголя старосветские помещики не большего заслуживают внимания. Да они и похожи на них. Набатов прожил со своею женою 60 лет душа в душу. Эти картины простого скромного быта, право, лучше всех картин Бальзака. Его 30-летние женщины ничего не значат против простой старухи, которая безмятежно прожила 80 лет с полной любовью к ближнему». В 1935 г. в храме Трех Святителей служил сщмч. Никон (Беляев) (1886-1937), архимандрит, преподобномученик. В миру Беляев Георгий Николаевич. Источник: Луховицкое благочиние Комментарии и обсуждение По данным О.Пэнэжко: " построена на месте деревянной в 1827г. на средства крестьян Набатова и Каширина. Позднее (не ранее середины XIX в.)к храму пристроены колокольня, трапезная с приделами: Никольским и Казанской иконы Божией Матери. Приделы освящены в 1879г. " --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=15718

Скачать epub pdf Письма Письмо К матери из Козельской тюрьмы во время первого ареста, последовавшего 17/30 сентября 1919 г. Христос посреди нас! Мира и радования желаю тебе, дорогая мамаша, и шлю тебе иноческий привет. Ныне я узник, и хочется сказать, узник о Христе, ибо хотя я и грешен, но в данном случае совершенно неповинен, как мне кажется. Сижу в темнице без предъявления мне какой-либо вины и, как видно, только потому, что я монах, что я трудился для обители. Да будет воля Божия, благая и совершенная! Благословляю Господа, на Господа надежду и упование мое возвергаю, в Господе отраду мою нахожу. 17-го сентября помолившись за литургией и отслужив после нее молебен о твоем здравии и прочих близких моих, я, возвратившись в келлию, был арестован и отправлен в г. Козельск в тюрьму, где и нахожусь. Со мною еще 4 человека духовного звания: такие же узники о Христе, и потому среда, в которой я очутился, не тяготит меня. Я даже благодушествую. Но ожидая всегда смерти, я решил в день моего рождения обратиться к тебе, дорогой моей мамаше, с моим, быть может, последним словом и приветом. Да благословит тебя Господь! Как иерей призываю на тебя Божие благословение и молю Господа, да воздаст Он тебе вечными милостями Своими и вечным блаженством за все то добро, какое я получил от тебя. Да почиет на мне твое родительское благословение, которого усердно прошу у тебя. Помню тебя и здесь в заключении, приношу Богу мою молитву о тебе, хотя и слабую по немощи моей. И себя, и дорогую мне обитель нашу, и тебя, и всех, и все предаю Господу моему Богу, Творцу и Промыслителю, ибо Он печется о всех и о всем и творит то, что нужно и полезно нам. Усердно прошу твоих св. молитв о мне грешном, о спасении моей грешной души: спасение души – цель земной жизни. И что мне более нужно? Если бы я достиг сей вожделенной цели! Посему и прошу молитв о моем спасении. Твердо верю, что в руках Божиих, и спокоен. Чаю жизни будущаго века. Аминь. Прошу передать от меня Божие благословение маме крестной (прошу ее св. молитв и благословения), сестре, братьям и всем прочим родным и знакомым: о всех их молился всегда, да благословит и спасет их Господь. У всех прошу прощения, а наипаче у тебя, ибо ошибки мои сознаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

В 1923 году Казанский храм монастыря был закрыт, большинство монахов — выдворено. Отец Никон остался и еще год проводил богослужения в больнице и церкви преподобного Иллариона Великого. С 1924 года он поселился в Козельске, служил в городском Успенском соборе, окормлял оставшихся в городе христиан, в том числе монахинь из Шамордино. И здесь же встретил своего будущего предателя… Донос монаха «Товарищ Блинов, пора бы очнуться и обратить особенное внимание на лица нижеуказанные, виновниками зла которые являются… Например, кому теперь стал неизвестен Никон…Беляев, квартирующий в Благовещенском переулке, этот пронырливый пес… добился того, что взял в свои руки собор Козельский… Квартира Никона является центром политической деятельности… Товарищ Блинов, Беляев Никон уже проник с ножницами и мантиями монашескими к школьным преподавателям, обратите внимание, чтобы и в ГПУ не попал стричь. Пора бы уже обратить внимание ваше, товарищ Блинов… на Беляева Никона, дать по хорошим ножницам и направить в Соловки или еще куда, пусть бы там вели бы себе пропаганду и стригли в монахи буржуазию» … Это текст доноса, который написал на отца Никона иеромонах Гурий (Ежов). В 1927 году оптинский старец был арестован в третий раз. Как и «советовал» доносчик, отца Никона отправили на три года на Соловки. На вокзале Калуги, откуда батюшку вместе с другими заключенными отправляли в концлагерь, провожающая его собралась огромная толпа его духовных чад… Три года в лагере пролетели, и ОГПУ без суда и следствия добавило отцу Никону еще три года ссылки на Север, в Архангельскую область. Там уже страдавший туберкулезом 42-летний Никон попал буквально в рабство хозяйки, у которой он поселился: она нещадно посылала его на самые тяжелые работы, считая болезнь притворством, а когда туберкулез обнаружился со всей очевидностью – выгнала квартиранта из комнаты. Заехавший навестить отца Никона ссыльный оптинский монах Петр (Драчев) увидел такую картину: больной лежал на двух сдвинутых табуретках, в валенках, шапке и ватнике, вместо подушки под головой – мешок с его вещами.

http://pravmir.ru/sorokaletnij-starec/

Но игумен Петр не унимается и добавляет: «Его взгляды на те или иные сферы христианской, церковной и общественной жизни отличались узостью и ригоризмом». Но разве может мыслить широко православный человек? Конечно, не может! У него же нет «цивилизационной почвы», которую имеет наш отец игумен. А вот, что пишет о святителе Игнатии последний духовник Оптиной пустыни иеромонах Никон (Беляев) в своем потрясающем «Дневнике»: «Я читаю епископа Игнатия Брянчанинова. Очень утешаюсь его сочинениями. Не знаю, как благодарить Господа и Батюшку (старец Варсонофий - А. Ш .), что имею такое сокровище». В своем «Дневнике» отец Никон приводит и слова самого старца Варсонофия о святителе Игнатии: «Да у него все на одном и том же, на молитве Иисусовой. Какая ширина. Теперь вы видите это». Теперь и мы видим, что преподобный Варсонофий, в отличие от игумена Петра, отмечает именно духовный объем, духовную ширину святителя. Так кто же прав, светочи православного оптинского духа, старцы Варсонофий и Никон или европейский интегратор игумен Петр? Очень сетует отец игумен в своем миланском докладе перед своими латинскими кураторами на то, что «Россия должна была бы стать замечательной европейской страной. К величайшему сожалению, естественный ход событий оказался сломлен. Одним из серьезнейших следствий этого страшного слома всех сторон русской жизни явилось то, что сознание русских людей стало нерелигиозным... И здесь фигура святителя Игнатия оказалось ключевой». Отец игумен утверждает, что книги святителя Игнатия пришлись по душе постсоветскому нерелигиозному сознанию. Особенно печалуется отец Петр в связи с тем, что постсоветскими русскими православными людьми оказался востребован «агрессивный антиэкуменизм» святителя. В конце доклада у отца Петра началось что-то похожее на истерику: «Постсоветский человек - это человек, никогда не знавший подлинной христианской религиозной честности, нравственности, общественной солидарности. Лживость, безответственность, безбожие, меркантилизм, цинизм, нечеловеколюбие и прочие воспитанные на протяжении трех поколений советской жизни качества очень успешно мимикрировали в сегодняшнюю церковность». Я дал полную цитату, чтобы читатель мог убедиться в слепой ненависти отца игумена к русской истории, особенно к ее советскому периоду, в ненависти к русско-советскому народу. И как отрадно сознавать, что такой русофоб признает, что величайший подвижник благочестия святитель Игнатий Брянчанинов с нами!

http://ruskline.ru/analitika/2010/12/14/...

Матери братьев владыка сказал об Оптиной: «Не беспокойтесь, они увидят там только хорошее». Он передал их под духовное руководство старца Варсонофия. В течение следующих восьми месяцев братья несколько раз ездили в Оптину, жили там, знакомились со скитскими порядками, а 7 декабря 1907 года, на память святителя Амвросия Медиоланского (день Ангела старца Амвросия), прибыли совсем. В связи с этим отец Варсонофий сказал: «Сам старец Амвросий благословляет вас на иноческий путь». 24 декабря они были приняты в скитскую братию. Иван Беляев не прижился в монастыре, через несколько лет вышел в мир и женился. А Николай – это будущий иеромонах-старец (хотя и не старых лет) преподобный Никон, верное чадо старца Варсонофия. Поначалу он трудился на общих послушаниях, а потом, когда послушник Кирилл Зленко был призван в армейскую службу, откуда потом вернулся в скит, Николай Беляев занял его место письмоводителя при старце-скитоначальнике отце Варсонофии. Ежедневное общение с ним принесло ему неоценимую пользу. Эти счастливые для него годы (1907–1910) он был поистине блажен. Стоит прочесть его дневник за это время, чтобы понять, как мудры, как необыкновенно содержательны были речи, даже мимолетные, отца Варсонофия. Николай стал записывать все, что слыхал от него (конечно, по благословению старца). 30 января 1908 года братья Беляевы были одеты в подрясники, с чем их поздравил отец Варсонофий. Поздравляли и скитские братия, среди них и отец Нектарий. Николай имел кроме письмоводительского еще и другое послушание – пел и читал в храме (брат его Иван пономарил). Жизнь в скиту сразу и глубоко полюбилась ему: 14 мая он записал: «Теперь очень хорошо в скиту: все распускается, зеленеет, аромат... То, что я сейчас получаю от природы, для меня до сих пор было неизвестно. Этим может наслаждаться только человек, живущий среди природы. Здесь у нас в скиту рай земной (если так можно сказать), который мне еще дороже, главным образом, потому, что им я надеюсь приобрести рай Небесный. Утешает нас Господь – нас, живущих среди природы, нас, бежавших от мнимых удобств, суеты и зловония городской жизни...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  Следователи, выполняя поставленную задачу по уничтожению Церкви, не искали истину, и для них не было принципиально важным, признал ли человек себя виновным в «контрреволюционной деятельности», свидетельских показаний было достаточно для вынесения приговора, а свидетели, которые могли подписать то, что нужно следователю, были наготове.   Помимо своей основной цели, усилия репрессивного аппарата были направлены на то, чтобы сломить волю арестованного узника, заставить отречься от веры, склонить его к сотрудничеству, предательству, оговору или самооговору. «Предлагался выбор: или исповедничество – или отступничество. Из древней истории мы знаем, почему человек не выдерживал: ему не удавалось подавить свою гордость, смириться до того, чтобы даже бесы были бессильны над ним. Господь отступал лишь от самонадеянных, кому недоставало смирения, и они ломались» Поэтому одни люди выдерживали, а другие нет, и падений, как и в древности, было немало. Именно смирение помогало святым мученикам и исповедникам выстоять.   В 1927 году в Козельске начались массовые аресты. Как говорили местные жители, это был «первый забор». В июне 1927 года были арестованы: иеромонах Никон (Беляев); монахиня Августа (Защук); рясофорный монах Кирилл (Зленко); монах Агапит (Таубе); послушник Иаков Сивцов, а также бывшие музейные работники и некоторые местные жители. Преподобноисповедник Никон был приговорен к трем годам концлагеря, а по окончании срока, в 1930 году, дополнительно получил три года ссылки, где, как известно, он и скончался 8 июля 1931 года Преподобноисповедник Агапит (Таубе), также после окончания срока заключения в концлагере получил дополнительно три года ссылки 1930-е годы   К 1931 году в Козельске были закрыты все православные церкви, кроме Благовещенской. Братия и монахини стали собираться на молитву в частных домах, в которых и совершали богослужения. Эти совместные моления и послужили материалом для органов НКВД, обвинивших верующих в «создании нелегального монастыря», а поводом для следующего массового ареста, так называемого «второго забора», было стихийное волнение крестьян на козельском рынке, возмущенных произволом властей. Восстание было подавлено, а накануне праздника Преображения Господня, 18 августа 1930 года, арестовали монахов, монахинь и церковных активистов из мирян, проживающих в Козельске – всего около 40 человек.

http://bogoslov.ru/event/6020574

В заключение скажу следующее. К сожалению, не придавать значения инсинуациям Кураева и забыть их - невозможно. По крайней мере, равнодушно к ним относиться не может тот, кому Церковь - родная мать. Клевете должно противопоставить веру, молитву и посильное для каждого из нас разъяснение событий тем, кто больше всего пострадал от кураевских откровений - то есть, немощным в вере и новоначальным. Великий светильник Русской Церкви свт. Феофан Затворник писал в одном из писем: «Если клевета не имеет под собой почвы, она скоро рассеется как дым». Другой же великий светильник - свт. Игнатий (Брянчанинов) говорил: «Торжество лжи не может продолжаться долго». Нет ничего тайного, что не стало бы явным (Мк. 4; 22). Беседовал Григорий Андреев. 16.01.2014 ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ИГУМЕНА СЕРГИЯ (РЫБКО) ПРОТОДИАКОНУ АНДРЕЮ КУРАЕВУ В ЗАЩИТУ МОНАШЕСТВА Уважаемый о. Андрей! Вернее, простите, больше мной... не уважаемый. Не хотелось бы писать такие вещи в дни Страстной Седмицы и преддверии великого дня Светлого Христова Воскресения. Но не могу молчать после Ваших хулений на русское монашество: Именно хулений, по-другому я это назвать не могу. Вы - великий талантливый миссионер, человек, несомненно, обладающий даром слова, много сделавший для Церкви. Но я все больше убеждаюсь, что Ваша «свобода во Христе» постепенно превращается в обыкновенную демагогию, а порой доходит до поношения Христианства. Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров. Вы похулили Духа Святаго, публично высказав сомнение в ежегодном схождении Благодатного Огня на Гробе Господнем в Иерусалиме. Неоднократно Вы хулили Духа Святаго, выражая сомнения в некоторых чудесах и случаях, описанных в житиях святых. Вы, будучи человеком ученым, конечно же, имеете право на свои критические исследования и сопоставления, но лично меня, как человека простого, ваши сомнения вводят в соблазн. Неоднократно Вы хулили причисленного к лику святых, очень дорогого моему сердцу духовного писателя - святителя Игнатия (Брянчанинова). И именно Вам, о. Андрей, принадлежит саркастическая фраза, смысл которой заключается в том, что книгу творений епископа Игнатия нужно, благочестиво облобызав, поставить на полку, как не имеющую отношения к реальной жизни. Видимо, Вы, о. Андрей, ограничившись в лучшем случае беглым просмотром, никогда и не читали сочинений великого святителя, отца современного иночества, на книгах которого выросли многие Новомученики и Исповедники из числа монашествующих. Например: преподобноисповедник Никон Оптинский (Беляев), преподобноисповедник Игнатий (Лебедев), священномученик Игнатий (Садковский), подвижники благочестия иеросхим. Стефан (Игнатенко) и игумен Никон (Воробьев). Этот список можно продолжать и продолжать. И Вы просто не понимаете значения этого святого для духовной жизни христиан, которым выпал удел нести исповедание своей веры в XX веке.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Был создан школьный хор, певший за богослужениями, проводились воскресные чтения для жителей села. В 1908-1917 гг. в школе с. Чашникова служил учителем Георгий Николаевич Беляев (в монашестве Никон , прмч.), который состоял в переписке с Н. до его смерти. По просьбе Георгия Николаевича Н. высылал духовно-просветительские книги и брошюры для созданного в Чашникове при Троицкой ц. Троице-Алексиевского братства трезвости и миссионерского кружка при нем. 14 марта 1904 г. в Александро-Невской лавре митрополиты С.-Петербургский Антоний (Вадковский) , Московский сщмч. Владимир (Богоявленский) , Киевский Флавиан (Городецкий) и др. архиереи совершили хиротонию Н. во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. 8 нояб. того же года Н. назначен епископом Серпуховским, викарием Московской епархии и наместником Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря . В письме Московскому и Коломенскому митр. Владимиру Н. просил поручить ему «не столько официальные дела управления, сколько дела наблюдения за школами всякого рода, беседами и вообще тем всем, что ведет к оживлению церковной и религиозной жизни». Во время служения в Московской епархии Н. сблизился с московскими лидерами правомонархического движения В. А. Грингмутом, Б. В. Никольским и др. В проповедях и публикациях Н. много внимания уделял церковно-общественной жизни России, обличал отступление народа от Православия - веры отцов, отстаивая принципы монархии. Архиеп. Токийский равноап. Николай (Касаткин) сравнивал обличительные статьи Н. с пророчествами прор. Иеремии и называл их иеремиадами. Революцию 1905-1907 гг. Н. встретил резко негативно. Составленное им слово «Что нам делать в эти тревожные дни?» по благословению митр. Владимира (Богоявленского) читалось во всех московских храмах ( Разуваева Н. Н. Подвиг веры: Начало гонений на РПЦ. Уфа, 2014. С. 163) и было опубликовано в газ. «Московские ведомости» 16 окт. 1905 г. В этом обращении Н. прямо призывал русских людей сплотиться и «дать отпор врагам царя и отечества».

http://pravenc.ru/text/2577559.html

В качестве иллюстрации того, как оценивали святителя Игнатия и его творения отечественные подвижники, приведем их высказывания. Преподобный Макарий Оптинский сравнивает его с подвижником Древней Церкви преподобным Арсением Великим . «Был Великий Арсений, и у нас в России был бы свой Великий Арсений, если бы он пошел другой дорогой. Это – Игнатий Брянчанинов . Это был великий ум». Многие неправильно понимают эти слова. Смысл же их таков. Святитель Игнатий, вопреки своему самому ревностному желанию, премудрым Промыслом Божиим был снят с пути уединения, затвора, жизни созерцательной и поставлен на другую дорогу – руководства монастырем, а затем епархией, наставляя своими духоносными творениями множество ищущих духовной жизни. Так, Россия вместо великого молчальника Арсения получила своего великого учителя Игнатия. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Когда я читаю его сочинения, я удивляюсь прямо ангельскому уму, его дивно глубокому разумению Священного Писания . Я как-то особенно располагаюсь к его сочинениям, они как-то особенно располагают к себе мое сердце, мое разумение, просвещая его истинно евангельским светом». А когда хоронили святителя Игнатия «Ангелы дориносили его душу и пели: “Архиерею Божий, святителю отче Игнатие”». Вот была ангельская песнь». Преподобный Никон (Беляев) Оптинский записал и следующие слова своего старца преподобного Варсонофия: «Пятый том сочинений епископа Игнатия заключает в себе учение святых отцов применительно к современному монашеству и научает, как должно читать писания святых отцов. Очень глубоко смотрел епископ Игнатий и даже, пожалуй, глубже в этом отношении епископа Феофана. Слово его властно действует на душу, ибо исходит из опыта…» А также: « Желающий понять сущность монашества в настоящее время без его сочинений этого сделать не сможет, его сочинения дают ясное понятие об иночестве…» Преподобный Никон не расставался с книгой святителя Игнатия «Приношение современному монашеству» во время своего пребывания в калужской тюрьме, куда по его просьбе ему передали эту книгу. И в ней самой, и на небольших листочках бумаги имеются карандашные записи, сделанные рукой старца Никона 1 . В Дневнике старца также есть множество записей о святителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва) www.fond.ru. Немного похоже на рай. Памяти преподобноисповедника Никона (Беляева). - 8 июля. Фото из архива автора//Фома. - – июль 2008. – С.58. – (рубрика « Числа »). Преподобноисповедник Никон, при крещении Николай (Беляев) родился в Москве в 1888 году. В 1907 году впервые попал в Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь, где стал послушником и секретарем скитоначальника старца Варсонофия, с которым не расставался до конца его дней. В 1922-ом, к моменту закрытия Оптиной пустыни, был уже пострижен в монашество с именем Никон и рукоположен в иеромонаха. Арестован в 1927 году и отправлен в концлагерь под Кемь, неподалеку от Соловков. В 1930-м по новому приговору сослан на север в небольшую деревушку в Пинежском районе Архангельской области. Его поселили в доме, где его, к тому времени уже смертельно больного, нещадно эксплуатировала, заставляла выполнять тяжелую физическую работу жестокая хозяйка. ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (раздел). – С.59-88. (на заставке – фото Юрия Кавера) Большая семья: Дети как вдохновение … Как совместить творчество и материнство /Автор – Анна Ершова . Отрывки из книги «Жила-была я…». – М.: Лепта, 2008. Рисунки Леонида Шмелькова//Фома. - – июль 2008. - С.61-62,64. – (рубрика « Большая семья »). Реклама : С.63; Семейный совет: Ребенок – не игрушка; «Много» любви или «мало»?; «Бабушкино воспитание . На вопросы отвечает протоиерей Александр Рябков, клирик храма св. вмч. Димитрия Солунского (Санкт-Петербург), и психологи Ирина Дмитриева и Алла Думчева (Санкт-Петербург)//Фома. - – июль 2008. – С.65. – (рубрика « Семейный совет »). Современники: Вячеслав Бутусов . « Никогда не пытался уйти от любви …». Беседа с лидером пользовавшейся широкой популярностью в конце 80-х годов музыкальной группой «Наутилос Пампилиус». Беседовала Анна Ершова. Фото Екатерины Тагаевой, Мадины Астаховой и из архива семьи Бутусовых//Фома. - – июль 2008. – С.66-70. – (рубрика « Современники »). Имеется биографическая справка « Вячеслав Бутусов …» (С.66).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-63-i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010