Чудная ночь, легкий морозец. Луна серебряным светом обливает наш тихий уголок. Иду на могилки почивших старцев, поклоняюсь им, прошу их молитвенной помощи, а им прошу у Господа вечного блаженства на небе. Могилки эти много вещают нашему уму и сердцу, от этих холодных надгробий веет теплом. Пред мысленными взорами ума встают дивные образы почивших исполинов духа. Эти дни я неоднократно вспоминал Батюшку Варсонофия 3 . Мне вспоминались его слова и его наставление, данное мне однажды, а может быть, и не однажды. Он говорил мне: «Апостол завещавает: «Испытывайте себя, в вере ли вы» ( 2Кор. 13, 5 ), – и продолжал: – Смотрите, что говорит тот же Апостол: «Течение скончах, веру соблюдох, а теперь мне готовится уже венец» ( 2Тим. 4, 7–8 ). Да, великое дело – сохранить, соблюсти веру. Поэтому и я вам говорю: испытывайте себя, в вере ли вы. Если сохраните веру, можно иметь благонадежие о своей участи». – Когда все это говорил мне почивший Старец (а говорил он хорошо и с воодушевлением, насколько помнится, вечером, при тихом свете лампады в его дорогой, уютной старческой келлии), я почувствовал, что он говорит что-то дивное, высокое, духовное. Ум и сердце с жадностью схватывали его слова. Я и прежде слышал это Апостольское изречение, но не производило оно на меня такого действия, такого впечатления. Мне казалось: что особенного – сохранить веру? Я верую и верую по-православному, никаких сомнений в вере у меня нет. Но тут я почувствовал, не скажу, что понял, а именно почувствовал, что в изречении этом заключается что-то великое; что, действительно, велико: несмотря на все искушения, на все переживания житейские, на все соблазны – сохранить в сердце своем огонь святой веры неугасимым, и неугасимым даже до смерти, ибо сказано: «Течение скончах», т.е. вся земная жизнь уже прожита, окончена, уже пройден путь, который надлежало пройти, я уже нахожусь на грани земной жизни, за гробом уже начинается иная жизнь, которую уготовала мне моя вера, которую я соблюл. «Течение скончах, веру соблюдох». И заповедал мне дивный Старец проверять себя время от времени в истинах веры православной, чтобы не уклониться от них незаметно для себя. Советовал, между прочим, прочитывать «Православный Катехизис» 4 митрополита Филарета и познакомиться с «Исповеданием веры Восточных Патриархов» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Кончина (день памяти): 30 июля/12 августа 1922 г. Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853—1928) Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853—1928) Последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. За советами и молитвенной помощью к нему обращались и простые миряне, и великие Святители. Кончина (день памяти): 29 апреля/12 мая 1928 г. Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) Ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник. Кончина (день памяти): 25 июня/8 июля 1931 г. Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) Последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе. Кончина (день памяти): 26 декабря/8 января 1938 г. скрыть способы оплаты Комментарии Татьяна 25 октября 2022, 02:20 Святые старцы Оптинские молите Бога о душах наших, не оставьте нас грешных. Прошу молитв о сынах, р.Б. Илие,Андрее,Алексее, Алексее, Глебе, а так же о воинах наших. Виктор 23 октября 2022, 17:30 Преподобные старцы Оптинские, молите Бога о нас. Не оставьте нас, грешных, в наше трудное время. Ольга 22 октября 2021, 14:18 Святые танцы Оптинские молите Господа Бога о мне р.б.Ольги и сыне моем отр.Родионе.О спасении души и тела .О помощи в воспитании сына и устройства личной жизни.Об исцелении души и тела наших.О помощи и защите Божией.Аминь.

http://pravoslavie.ru/56920.html

Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им Таинства исповеди. Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922) Прп. Анатолий (Потапов) Преподобный Анатолий (младший), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере. Всегда смиренный и никогда не унывающий — в народе его ласково называли «утешителем», а еще — «вторым Серафимом». И действительно, та же любовь, радостный и светлый лик, всего несколько мудрых слов, простой подарок… А главное — совершенно особая атмосфера, царившая вокруг старца, оказавшись в которой, человек чувствовал себя как бы «побывавшим под благодатным золотым дождем». Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) Прп. Нектарий Оптинский Последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, преподобный Нектарий неустанно окормлял верующих. Для каждого человека у старца был свой подход, «своя мера», порой он оставлял посетителя одного в тишине «хибарки» побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», — говорил о себе старец. Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) Прп. Никон (Беляев) Ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.

http://pravmir.ru/prepodobnye-starcy-opt...

Вид Предтеченского скита Внутренний вид Предтеченского скита (Гольдберг, 1887 г.) Корпус братских правил Сейчас многие едут в Иерусалим или на Афон в поисках встречи с Богом. Но Он гораздо ближе, чем мы можем себе это представить. Великое в малом. Он тут, Он совсем близко. Нужно только увидеть тех, кто жил с Ним, служил ради Него, помогал Ему. И радость встречи вас никогда не покинет. Всю оставшуюся жизнь вы будете помнить тот миг, когда осознали, что нет времени и пространства, что мир видимый и духовный много ближе, чем это принято воспринимать, что Небо может спуститься на землю и одухотворить даже мертвые души. К юбилею принято вспоминать все хорошее и говорить о значении юбиляра. Думаю, что много добрых слов будет сейчас сказано о том, кем стала для нашей страны возрожденная Оптина пустынь, сколько она приняла судеб, сколько утерла слез, скольким людям помогла. Все это так. Значение ее огромно, польза велика, и сотни тысяч людей могут сказать сейчас: «слава Богу, что есть Оптина». Но в эти юбилейные дни я хочу еще помянуть тех, кто не дожил до ее воскресения из мертвых, тех, кто уходил из монастыря в 1918-м и 1923-м. Кто шел во тьму, мрак, окутавший нашу страну, кто видел абсолютное зло, сковавшее, поработившее великую Россию. Кто знает, может, не только старец Нектарий видел грядущее воскресение Оптиной. Может, в это верили многие оптинцы. Их верой, их молитвой, их служением возродился монастырь. Помянем их. «Их же имена ты Сам веси». Преподобный Нектарий Оптинский Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко) 1949 год, калужская тюрьма. Третий арест отца Рафаила Преподобноисповедник Никон (Беляев) 70 лет назад, в 1918 году калужские власти приняли решение закрыть все 16 своих монастырей. Делалось это для борьбы с тунеядством, к которому советская власть отнесла и монашество. Вначале поступил приказ переоформить всех монашествующих как работников сельхозартели. Так в Оптиной появился совхоз. Просуществовал он недолго. В журнале «Революция и Церковь» за 1920 год мы находим следующую запись:

http://pravmir.ru/optina-pustyn-godovshh...

НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ В ШКЕЙ-БРАШОВЕ (кон. XIII в.), расположена в квартале Шкеи в Брашове (Трансильвания, ныне центр одноименного жудеца, Румыния) Сибиуской архиепископии Румынской Православной Церкви НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ «ТИС СТЕГИС» [церковь святого Николая под крышей], в 5 км к северо-западу от дер. Какопетрия на о-ве Кипр, на берегу р. Клариос, на месте средневек. одноименного мон-ря НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ И БОГОЯВЛЕНИЯ МОРСКОЙ СОБОР в С.-Петербурге , 1-й морской собор России, в 1941-1999 гг. кафедральный собор С.-Петербургской (Ленинградской) епархии; памятник елизаветинского барокко НИКОЛЬСКИЙ Александр Васильевич (1874-1943), рус. композитор, ученый-теоретик, публицист, педагог, музыкально-общественный деятель НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) НИКОН Никон (Беляев Георгий Николаевич; 1886-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОН (Беляев Николай Митрофанович; 1888-1931), иером., преподобноисп. (пам. 25 июня, в Соборе Оптинских преподобных старцев, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОНОВ Николай Никитич (1849-1918), с.-петербургский епархиальный архитектор, мастер церковного строительства в рус. стиле. НИКОН СУХОЙ (2-я пол. XI - 1-я четв. XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 11 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-ППечерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) НИКОРЦМИНДА [Николаосцминда, Цминда Николози], муж. мон-рь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархииГрузинской Православной Церкви (ГПЦ) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов

http://pravenc.ru/rubrics/123062_51.html

В 1922 году монастырь поступил в ведение ОГПУ, и большую часть монахов из него вывели. Через год, когда Оптину закрыли окончательно, отец Никон продолжал служить и исповедовать в оптинском Казанском храме – и пробыл в стенах разоренного монастыря еще год, духовно окормляя общину, состоявшую из сестер Шамординского монастыря, тоже уже закрытого к тому времени. Тогда же арестовали Оптинского старца Нектария, и он благословил своих духовных чад перейти к отцу Никону, к которому стали стекаться толпы народа. Так отец Никон, которому было всего 35 лет, стал последним Оптинским старцем – духовной опорой для многих верных Церкви, в те страшные годы особенно нуждавшихся в укреплении. К нему приходили духовные чада из окрестных городов и сел, приезжали богомольцы со всех концов России, и это длилось несколько лет. В 1927 году старца Никона арестовали, и он провел три года в лагере в Кеми. Болезни и мучительные условия, в которых старец находился, только укрепляли его силу духа и непостижимую для нас радость о любви Божией, веру в эту любовь. В конце лагерного срока, уже больной тяжелой формой туберкулеза легких, он пишет духовным детям: «Радости моей нет предела...» Эта удивительная радость, свойственная святым людям, не нарушаемая ничем внешним, – есть радость о Царстве Небесном, которое, по слову Христову, внутри нас (см. Лк.17:20–21 ). Один монах, видевший отца Никона и в монастыре, и в ссылке, вспоминал о нем: «Он был всегда одним и тем же, нося на своем лице нечто вроде духовной радости». Многих удивляло, что за все время страданий и гонений отец Никон никогда не жаловался. Его записочки и письма близким написаны очень спокойным языком, без тени возмущения. «Я стараюсь быть ко всему готовым, – писал он, – и твердо верю, что все в руках Божиих». После лагеря отец Никон был сослан в Архангельскую область. Он снял жилье за немалую плату у хозяйки, обладавшей тяжелейшим характером. Она безжалостно заставляла больного квартиранта выполнять тяжелые работы по дому, не давая ни покоя, ни отдыха. Едва не падая от слабости, отец Никон беспрекословно выполнял все ее требования – притом, что у него постоянно была повышена температура и сильно болели ноги. Он недоедал, состояние здоровья его становилось все хуже, а хозяйка считала его болезни притворством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Докладчик отметил, что среди профессуры положительных отзывов архиепископа Никона удостаивались профессора Алмазов, Остроумов и Беляев, а резко отрицательных — Налимов и Каптерев. В письмах владыки Никона встречается даже такое выражение как «каптеревщина». Он пишет: «Отрава идет в массы, и от Православия нашего, как обещал когда-то… Каптерев, останутся лишь клочья… Надо сохранить хоть то, что есть еще, в чистоте». (Письма. С. 195). О состоянии Московской духовной академии во время революции 1905 года владыка Никон свидетельствовал так: «В Академии великий раскол. Либералы выходят из берегов. Студенты, не пожелавшие пристать к стачке, мучатся на репетициях, им грозят единицы на экзаменах. Обидно за Церковь, за власть. Сумасшедший дом…» (12 мая 1905 года) (Письма. С. 152). О нравах профессуры МДА в письме к Феодору (Поздеевскому), ректору МДА, в 1906 году епископ Никон писал резко: «Пора очистить духовные школы от преподавателей-негодяев, отбивающих друг у друга жен, пьянствующих без просыпу, ходящих с красными тряпками, подбивающих молодежь на бунты, отравляющих ее всякой современной мерзостью. Надо быть к таким негодяям положительно беспощадными» (16 октября 1906 года) (Письма. С. 163). Отношение к Царской власти в России архиепископ Никон, как убежденный монархист, высказал достаточно ясно: «Мы имеем у себя идеальнейшую власть в лице Божия Помазанника»… «Церковь жила и при республиках, и при деспотах, и при языческой власти… Мне думается, что было бы грешно не сказать, что монархия есть лучшая из всех форм» (Письма. С. 196). Докладчик отметил, что среди литераторов похвал у владыки Никона удостаиваются классические русские писатели, например, «великий Гоголь». Несмотря на сильные идейные расхождения, владыка Никон относился вполне терпимо и деликатно к известному литератору и философу В.В. Розанову. А вот Л.Н. Толстой вызывал особую критику и неприязнь архиепископа Никона, возмущавшегося, что «в типографиях враги Церкви беспрепятственно печатают миллионами экземпляров, явно издеваясь над Церковью, богохульное лжеевангелие безбожника графа Льва Толстого» (Письма. С. 114). В письме генералу Брусилову 12 июня 1917 года владыка Никон пишет о захвате революционными солдатами Временного правительства лаврской типографии для печатания революционной литературы, в т.ч. Толстого: «Но ведь это уж насилие, соединяемое с издевательством; мыслимо ли, чтоб преподобный Сергий печатал Толстого?» (Письма. С. 261).

http://ruskline.ru/politnews/2021/02/27/...

Будучи уже студентом физико-математического факультета Московского университета, он стал прогуливать лекции и вместо них ходил на богослужения в Казанский собор. Приходил в университет ненадолго, а потом снова отправлялся в храм; затем возвращался домой, зайдя по дороге помолиться в часовню. Старец вспоминал, что дома в то время совсем не молился, но « церковь не покидал, несмотря ни на что». Кончилась эта неопределенность тем, что в феврале 1907 года Николай сказал матери о своем желании уйти в монастырь. Она благословила сына, и он приехал в Оптину, где его с любовью принял преподобный старец Варсонофий, и с первых же бесед они почувствовали духовное родство. Николаю тогда исполнилось девятнадцать лет. Около года он охотно и жизнерадостно выполнял все послушания, в том числе связанные с тяжелым физическим трудом, прежде ему незнакомым. С одинаковой радостью, которая сияла на его лице, он разметал снег, носил дрова на кухню, мыл там посуду, подметал пол; работал в саду: носил навоз, копал, сажал. Избалованный и выросший почти в роскоши, непривычный к физическому труду, Николай не тяготился ничем – его светлая душа не знала ни уныния, ни недовольства, ни ропота. Выдержав предварительное испытание, через год Иван был причислен к братству в качестве послушника. Его освободили от всех прежних послушаний, и он стал письмоводителем старца Варсонофия, помогая ему вести переписку. Отец Варсонофий, видя в Николае не только духовного сына, но и преемника, подолгу беседовал с ним, передавая ему свой духовный и жизненный опыт. Двадцатилетний Николай с благодарностью воспринимал, впитывал поучения старца – так что для многих в монастыре он был примером истинного послушания и мирности душевной. Он, по словам знавших его тогда, непостижимым образом был одновременно серьезным, вдумчивым – и в то же время радостным, весь облик его выражал ничем не нарушаемую радость. В 1915 году Николай принял постриг с наречением имени Никон, в 1917 – рукоположен в иеромонаха. В том же году, после октябрьской революции, начались гонения на Церковь , и Оптину пустынь собирались закрыть. Помня сказанные однажды ему слова старца Варсонофия: «Оставайся здесь монахом до конца жизни», – отец Никон, как мог, сопротивлялся властям, делая все, что только возможно, чтобы сохранить монастырь. В дневнике его осталась такая запись: «Умру, но не уеду». В Оптиной было тяжело, власти давили, но служба в храмах продолжалась. Оптину закрывали долго...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Наиболее интересным нам здесь кажется постоянное внимание праведного Иоанна к деятельной любви, «острая необходимость» помочь всем. кому возможно, его боль о социальной справедливости. « Для брата земли не жалеть. Истинно всякая пища и питие, деньги, одежда — есть земля и вода. Прочь всякая прелесть вражия! Прочь прелесть дороговизны, прелесть красоты, прелесть сладости! » « Странно и жалко видеть, из-за каких пустых причин диавол лишает нас любви к Богу и ближнему. Из-за земного праха, в собственном смысле, неисчислимого и попираемого ногами: из-за денег, из-за пищи и пития, одежды, жилища, почестей — этого мимоидущего, вместе с материю своею землею и с нашими многопопечительными телами, праха ». Преподобный Никон Оптинский Дневник послушника Николая Беляева, будущего оптинского старца и исповедника — уникальный документ. Он открывает нам сокровенные страницы начального этапа духовного становления старца и великого святого — это действительно редкий случай. Преподобный Никон Оптинский (1888–1931) На страницах дневника читатель встретит прежде всего две фигуры — самого послушника и его наставника прп. Варсонофия Оптинского; в книге содержится много наставлений этого старца. Дневник писался в первые три года пребывания будущего старца Никона в Оптиной: 1907–1910 гг. Дневник состоял из трех тетрадей: последние две и начальные страницы первой утеряны. Ко всему прочему, издатели дневника сочли уместным не публиковать «второстепенные подробности», записи «сугубо личного характера», «некоторые суждения прп. Варсонофия, которые […] не вполне согласуются с опытом большинства православных святых» и «те места, в которых мысль автора выражена недостаточно внятно». Тем не менее ценность дневника остается неоспоримой. Послушник Николай Беляев, будущий оптинский старец Никон, в частности писал: « Знаю по себе: хочу и не могу сделать добро, делаю зло. Я даже не могу отличить белого от черного — зла от добра. Жалкое, ужасное состояние, в котором только и может помочь молитва, молитва покаянная.

http://blog.predanie.ru/article/dnevniki...

И послушания достались Николаю в соответствии с его созерцательным характером — в скитском саду, в библиотеке, как бы представляющей из себя сад духовный, и секретарское, у самого старца Варсонофия, живого насаждения этого сада духовного, который опытно мог наставить в истинах и предметах духовной жизни. И этот опыт жизни в скиту губкой впитывающего положительный опыт послушника с самого начала оказался для него очень существенным. Через год после прихода в обитель послушник Николай записал в дневнике: “Все мои познания приобретены в скиту, вся формировка в нечто определённое моих убеждений и понятий произошла здесь, в скиту. Здесь, в скиту, я приобрёл более, чем за всю мою жизнь в миру, более, чем в гимназии и университете. Не ошибусь, пожалуй, если скажу, что там я почти ничего не получил, хотя в миру от рождения прожил 19 лет, а в скиту не живу ещё и года”. В Великую Пятницу, 16 апреля 1910 года, Николай был пострижен в рясофор, 24 мая 1915 года пострижен в мантию с именем Никон в честь мученика Никона, 10 апреля 1916 года — хиротонисан в иеродиакона, 3 ноября 1917 года — во иеромонаха. Преподобноисповедник Оптинский Никон (Беляев) Начиналась эпоха гонений на Церковь, умирали и арестовывались Оптинские старцы. В 1920 году скончался скитоначальник схиигумен Феодосий, в 1922 году скончался иеросхимонах Анатолий, в том же году был арестован и выслан старец Нектарий, благословивший своих духовных детей обращаться к отцу Никону. Так что постепенно ему пришлось воспринять и тяготу послушания старших — принимать всех приходивших тогда в Оптину пустынь. Но отец Никон и при этих обстоятельствах не терял своего созерцательного, радостного духовного настроя. В 1922 году он писал матери: “Гордость человеческая говорит: мы сделаем, мы достигнем, — и начинаем строить башню Вавилонскую, требуем от Бога отчёта в Его действиях, желаем быть распорядителями вселенной, мечтаем о заоблачных престолах, — но никто и ничто не повинуется ей, и бессилие человека доказывается со всею очевидностью горьким опытом. Наблюдая опыт сей из истории и древних, давно минувших дней, и современных, прихожу к заключению, что непостижимы для нас пути Промысла Божия, не можем мы их понять, а потому необходимо со всем смирением предаваться воле Божией.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010