Время жизни М. в обители следует относить к сер.- кон. XI в. На это указывают слова летописи о том, что «при сем бо старци (М.- Ю. А.) Феодосии преставися, и бысть Стефан игумен, и по Стефане Никон, сему и еще сущю старцю» (ПВЛ. СПб., 1996. С. 82). Преставление Феодосия датируется 3 мая 1074 г., игуменство прп. Стефана приходится на 1074-1077/78 гг., прп. Никона - на 1077/78-1088 гг. Встречающаяся в литературе датировка успения М. 1085 г. не находит подтверждения в источниках. Если рассматривать 3-е видение как знамение скорого преставления игум. Никона († 1088), то кончину М. можно отнести ко времени после 1088 г. М. с прозвищем Прозорливый упоминается Афанасием Кальнофойским в «Тератургиме» среди святых, мощи которых находятся в Ближних пещерах рядом с мощами прп. Иеремии Прозорливого (К., 1638. Л. 17; Описание Киево-Печерской лавры. С. 290). Ок. 1643 г. по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг составил «Канон печерским святым», где М. прославляется вместе с преподобными Онисифором и Иеремией во 2-м тропаре 3-й песни канона. Общецерковное почитание установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., по которым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. был определен день празднования Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 190-191; Т. 2. Стб. 181-182; Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1991р. С. 96-97; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 76-77. Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 20; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 43-44; Лихачев Д. С. Комментарии//ПВЛ. СПб., 1996. С. 501; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Артамонов Ю. А. Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского//Средневек. Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 70-72; он же. К вопросу о внетекстологических параллелях агиогр. легенд Повести временных лет//Sacrum et Profanum: Сб. науч. тр. Севаст., 2007. Вып. 3. С. 17-20; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 20032. С. 125-126; Милютенко Н. И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. СПб., 2006. С. 256; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 564-565.

http://pravenc.ru/text/2562634.html

Феодосия издана Яковлевым по пергаменному списку Патерика 1406 года. По «Иконописному Подлиннику»: «преподобный Феодосий подобием сед, власы просты, брада подоле Власиевы, на конец появилась мало космачками маленькими тонкими на двое, ризы преподобническия, багряныя темныя, исподь вохряная, схима на плечах, в руке свиток, а в нем написано: «се обещаю вам, братие и отцы, яко аще и телом отхожу от вас, но духом всегда буду с вами». 41. Преподобный Никон игумен, преставися в лето 6596 месяца марта в 23 день Пришел к преп. Антонию в пещеру уже иереем и иноком. Там постригал он приходящих, по назначению преп. Антония. Из любви к безмолвию оставил Киевскую пещеру и стал подвизаться при море Азовском близ Тмутаракани (Тамани). В конце своей жизни Никон возвратился в Киево-Печерскую обитель, где братия вторично предоставила ему игуменство в 1083 году. При нем пришли из Царьграда иконописцы, и греческие купцы привезли мозаику. Ум. 23 марта 1088 года. Мощи в пещере Антониевой. Память в день преставления (Филарет, Р. Св., март, стр. 110). 42. Преподобный Варлаам игумен, преставися в лето 6000 Сын знаменитого в свое время полководца Яна Вышатича; пришел в пещеру к преп. Антонию и пострижен там преп. Никоном. Переходя в другую пещеру для безмолвия, преп. Антоний поставил его вместо себя начальником братии, жившей еще в пещере. Варлаам устроил над пещерою небольшую деревянную церковь и келлии, но, по воле великого князя Изяслава, в 1057 г. переведен на игуменство в основанный князем Дмитриевский монастырь. Двукратно странствовал на восток и в последнем из этих путешествий (1065 года) скончался в Святогорском монастыре близ Владимира Волынского. Оттуда мощи его перевезены и почивают в пещере Антониевой, где во имя преп. Варлаама устроена в 1691 году пещерная церковь . Память 19 ноября (Филарет, Р. Св., ноябрь, стр. 188). 43. Преподобный Стефан игумен, преставися в лето 6000 Вероятно тот самый, который был преемником в игуменстве преподобного Феодосия и окончательно перевел братию в новый монастырь на горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский. Май, 3 1074 Преподобный Матфей Печерский. Октябрь, 5 1085 Благоверный Князь Ярополк, во святом крещении Петр, Волынский страстотерпец. Ноябрь, 22 1086 Преподобный Никон, Игумен Печерский. Март, 23 1088 Святитель Иоанн, митрополит Киевский. Август, 31 1089 Преподобный Исаакий, затворник Печерский. Февраль, 14 ок.1090 Святитель Исаия, епископ Ростовский. Май, 15 1090 Преподобный Григорий, Печерский чудотворец. Январь, 8 1093 Преподобный Стефан Печерский, Епископ Владимиро-Волынский. Апрель, 27 1094 Преподобный Агапит Печерский, Безмездный Врач. Июнь, 1 1095 Преподобномученик Евстратий Печерский. Март, 28 1097 Преподобномученики Василий и Феодор Печерские. Август, 11 1098 Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский. Январь, 28 ок.1098 Святитель Савва, Архиепископ Сурожский. Апрель, 2 ранее XII в.   XII в.   Преподобный Григорий иконописец, чудотворец Печерский, Сподвижник Преподобного Алипия. Август, 8 XI-XII в. Преподобные братья Алфановы: Климент, Кирилл, Никифор, Никита И Исаакии. Май, 4 XI-XII вв. Преподобный Никон Сухий (Сухой), Печерский. Декабрь, 11 XII в. Преподобный Сильвестр Печерский. Январь, 2 XII в. Преподобный Макарий Печерский. Январь, 19 XII в. Преподобный Савва Печерский. Апрель, 24 XII в. Преподобный Онисим, Затворник Печерский. Июль, 21 XII в. Преподобный Анастасий Печерский. Январь, 22 XII в. Преподобные Спиридон и Никодим, Просфорники, и преподобный Анатолий Печерские. Октябрь, 31 XII в. Преподобный Феофан, постник Печерский. Октябрь, 11 XII в. Преподобный Онуфрий (Молчаливый) Печерский. Июль, 21 XII в. Преподобный Прохор Лебедник, Печерский Чудотворец. Февраль, 10 1107 Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский. Январь, 31 1108 Преподобный Пимен Многоболезненный, Печерский. Август, 7 1110 Преподобная Анна Киевская. Ноябрь, 3 1113 Преподобный Нестор летописец, Инок Печерский. Октябрь, 27 1114 Преподобный Алипий иконописец, Печерский. Август, 17 1114 Преподобный Исаия, Печерский чудотворец. Май, 15 1115

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Митрополит Киевский Иларион . За два с половиной века наладилось управление Русской Церковью. Киевская митрополия находилась в зависимости от Константинопольского Патриарха, хотя в культурном отношении киевляне больше тянулись к Болгарии, так как главным образом оттуда на Русь поступала тогда церковная книжность, а болгарское духовенство говорило на близком пониманию народа языке. В 1051 г. великий князь Ярослав Мудрый созвал в Киеве собор епископов Руси, среди которых были как греки, так и русские. Киевским митрополитом по настоянию князя впервые был поставлен русский – священник Иларион , которого летописец характеризует как христианского подвижника и замечательного проповедника. Иларион вошел в историю древнерусской литературы как самый яркий церковный писатель киевского периода. Его перу принадлежит выдающееся произведение «Слово о законе и благодати» . После смерти князя Ярослава в 1054 г. Иларион, против поставления которого на митрополию возражали епископы-греки, ушел в Киево-Печерский монастырь и до своей смерти помогал в его устроении. Развитие церковной жизни . После ухода Илариона с Киевской кафедры митрополиты вновь стали присылаться из Константинополя. Независимость от княжеской власти позволяла им сохранять высокий авторитет и быть объединяющим началом в стране. Но иногда митрополиты-греки не выдерживали бесконечных смут и раздоров и возвращались в Византию. Большое значение в жизни Русской Церкви с XI в. приобрели монастыри , которых в следующем столетии по всей Руси насчитывались уже десятки. Самым знаменитым из них стал основанный в Киеве Печерский монастырь , впоследствии знаменитая Киево-Печерская Лавра . Начало ему положил преподобный Антоний (ум. 1073). Сам он иноческий постриг принял на Афоне, где и подвизался некоторое время в одном из монастырей. Однако игумен этого монастыря сказал ему: – Иди опять на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, потому что от тебя произойдут многие черноризцы. Антоний пришел в Киев. Но, обойдя там все монастыри, нигде не нашел такой строгой монашеской жизни, к какой привык на Афоне. Тогда он поселился в пещере на берегу Днепра (отсюда происходит и название будущего монастыря– Печерский). Было это в 1051 году. Вскоре весть о замечательном подвижнике разнеслась по Киеву, и те, кто искал иноческой жизни, стали к нему приходить. Первым среди них был священник Никон, который потом и стал постригать всех, кого преп. Антоний принимал в свою обитель. Затем пришел Феодосий, ставший впоследствии вторым ее игуменом. О нем ниже будет особый рассказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Во-вторых, и это важнее первого, никто, действительно, не знает , где, когда и как крестился князь Владимир. На самом деле, во всех произведениях, написанных до " Повести временных лет " (а это вторая половина 1110-х годов), нет никаких исторических данных о крещении. Задача всех, кто касался этой темы, и митрополита Илариона, и монаха Иакова, – прославить Владимира за его волевое решение. Их задачей было подчеркнуть цивилизационный характер этого выбора, показать, что этот выбор был неслучайным и наилучшим образом отражал подлинные чаяния активного населения Древней Руси, что он наиболее точно отражал их мировоззрение. Следовательно, говорить о крещении князя в Киеве нет ровным счетом никаких оснований, как и утверждать, что крещение в Херсонесе – на 100% подтвержденный факт. Однако, сама по себе идея крещения князя в Херсонесе не возникла " из воздуха " . Не являлась она и результатом " борьбы идей " или " политической коньюнктуры " , поскольку работа над " Повестью временных лет " началась до прихода к власти Владимира Мономаха, когда в нашей политике впервые обозначился легкий " про-греческий " крен. Следует напомнить, что " про-византийская " политика Мономаха не помешала ему воевать с Византией в 1116 году. Да и в самой " Повести временных лет " несколько раз говорилось о " лукавстве " греков, что плохо " вяжется " с якобы " про-греческой " позицией автора этого летописного свода. Откуда же возникла эта идея и на чем она базируется? Благодаря исследованиям академика А.А.Шахматова и профессора М.Д.Приселкова, дополненным позднее капитальными работами Д.С.Лихачева, А.Г.Кузьмина, М.Х.Алешковского и многих других, стала более или менее понятна история происхождения " Повести временных лет " . Она представляет собой тщательно отредактированную (как текстуально, так и по смыслу " ) и капитально переработанную компиляцию нескольких летописей и летописных сводов, существовавших до нее. Можно с очень большой долей уверенности утверждать, что в состав " Повести временных лет " вошли киевский митрополичий свод, который Шахматов когда-то предложил назвать " Начальным " , хотя потом понял, что название это неудачно (ибо ему также предшествовали летописные своды), какой-то памятник новгородского летописания и, что самое важное в нашей проблеме, летопись Киево-Печерского монастыря. Составлением этой последней летописи и занимался, по-видимому, преподобный Нестор Летописец. Однако у него был предшественник. Особенности его работы, которые легко выделимы в дошедшем тексте " Повести временных лет " , позволяют легко идентифицировать его личность – это был четвертый игумен Киево-Печерского монастыря, стоявший еще у истоков создания монастыря – Никон Великий.

http://religare.ru/2_105882_1_21.html

Послушание братии было так велико, что однажды привратник отказался открыть ворота монастыря вел. князю Изяславу Ярославичу во время послеобеденного отдыха братии. После этого вел. князь, всегда почитавший преподобного, еще более привязался к нему и во всем слушался его советов. Прп. Феодосий носил старую одежду, а под ней колючую власяницу. Ночи проводил он без сна в молитве, лишь изредка засыпая сидя, но, услышав стук и голос будильщика, всегда притворялся спящим и не сразу открывал. Великим постом он питался похлебкой и хлебом и пил всегда одну воду. До пятницы 6-й недели он затворялся для тайных подвигов в пещере: была у него другая пещера, о которой никто не знал. Сначала бесы поднимали великий шум, когда он становился на молитву, но он приобретал над ними такую власть, что они стали бояться и бегать от него. Братию он учил, как побеждать их. По ночам он часто уходил в еврейскую часть города проповедовать Христа. Прп. Феодосий отличался большой силой; он любил разделять труды братии: часто, чтобы не отрывать их от дел, он сам рубил дрова. В келье он прял нитки для сшивания священных книг, тихо напевая псалмы. Переписывал их живший с ним инок Иларион, а когда вернулся в Печерский монастырь прп. Никон, то он поселился с ними и сшивал книги. Прп. Феодосий заботился о нем, как об отце, а перед прп. Антонием благоговел и без его благословения никогда ничего не делал. Раз прп. Феодосий возвращался ночью от вел. князя Изяслава, который жил тогда довольно далеко от города; возница устал и, не зная, кого он везет, сказал: «Сядь на коня, а я сяду в колесницу!» Преподобный смиренно послушался. Но когда они въехали в город, наступило уже утро, и стали встречаться вельможи, и все они кланялись преподобному. Тогда он сказал смущенному отроку: «Сядь на своего коня!» Но только в монастыре тот узнал, кого он вез. Каждую неделю прп. Феодосий посылал в тюрьмы воз провизии, а около монастыря он устроил странноприимницу для нищих и убогих и давал на содержание ее десятую часть монастырских доходов. Ни одного бедного не отпускал он, не угостив его и не дав ему хлеба из монастырских запасов. Однажды князь спросил его, отчего монастырская трапеза вкуснее, чем все то, что подают у него во дворце. «Оттого, — ответил преподобный, — что в монастыре пища приготовляется с благословения и с молитвой, а сам огонь для изготовления ее берется от алтаря запрестольной лампады святой трапезы». Приготовленное без благословения он приказывал бросать в огонь или в воду. Если кто-либо из братий уходил из монастыря, он со слезами молился за него, пока ушедший не возвращался. Однажды ушедший брат принес преподобному заработанные в миру деньги, но он велел их бросить в печь как плод ослушания. После этого брат этот исправился, скончался он в монастыре.

http://sedmitza.ru/lib/text/437144/

Жил в темной пещере. 10. ПРЕПОДОБНЫЙ МОИСЕЙ чудотворец (20 июля) Носил железный пояс и крест своей работы. Любил псалмопение и земные поклоны 11. ПРЕПОДОБНЫЙ ИЛЛАРИОН СХИМНИК (21 окт.) По мнению некоторых, он был в миру священником села Берестова и стал митрополитом Киевским, знаменитым проповедником. В обители он писал книги в келье прп. Феодосия, в то время когда прп Феодосий прял нитки, а прп. Никон сшивал книги. 12. ПРЕПОДОБНЫЙ АРСЕНИЙ трудолюбивый (8 мая) Он никогда не был праздней, но всегда занимался или трудом, или молитвой, а пищу принимал по захождении солнца. 13. ПРЕПОДОБНЫЙ ПИМЕН постник, игумен (27 авг.) Днем занимался тяжелыми работами, ночью молился, а пищу принимал раз в неделю. 14. ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ затворник (см. 2 дек.) Жил в пещере (XIII в.), в безмолвии, и непрестанно стоял на молитве. 15. ПРЕПОДОБНЫЙ СИСОЙ схимник (6 июля) Великий пещерный подвижник. Предвидел свою кончину. 16. ПРЕПОДОБНЫЙ ГРИГОРИЙ чудотворец (8 янв.) Исцелял болящих сырыми овощами, которыми питался, пил одну воду. 17. ПРЕПОДОБНЫЕ ЛЕОНТИЙ (18 июня) и ГЕРОНТИЙ (1 апреля) Малолетние канонархи, разделяли подвижническую жизнь взрослых иноков в подземном монастыре и оба были пострижены в мантию. Прп. Геронтий произнес стих: «Изведи из темницы душу мою» — и скончался. Прп. Леонтий заступил его и, произнеся стих: «Меня ждут праведницы», предал душу свою Господу. 18. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАВЕЛ послушливый (10 сент.) Никогда не нарушал волю настоятеля и не был в праздности. В свободное время или молился, или молол на жерновах. 19. ПРЕПОДОБНЫЙ НЕСТОР некнижный (28 окт.) Ни разу не задремал во время богослужения и старался думать лишь о Боге. Не раз в церкви видел Христа и ангелов и предвидел день своей кончины. 20. ПРЕПОДОБНЫЙ ТИТ воин (27 февр., см. его житие на эту дату) 21. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАМВА (ПАМВО) послушливый и затворник (18 июля) Будучи на послушании, был захвачен язычниками и на понуждение отречься от Христа и пытки исповедал Единого Господа, могущего спасти его от плена. Ангел освободил его от уз и поставил здравым в келью.

http://sedmitza.ru/lib/text/437597/

КЛЕОПА (Кикилидис) (1866-1929), митр. Назаретский (с 1922), архиеп. Диокесарийский (1921-1922), церковный историк, агиолог МАКАРИЙ МАКРИС (ок. 1383 - 7 янв. 1431), прп. (пам. греч. 8 янв.), визант. подвижник, церковный писатель, агиограф, полемист, игумен и возобновитель к-польского мон-ря Пантократора МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария НЕСТОР († 1-я четв. XII в. (?), Киево-Печерский мон-рь), древнерус. агиограф, летописец, прп., Киево-Печерский (пам. 27 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) НИКИТА МАРОНИЙСКИЙ (60-70-е гг. XII в.), визант. богослов, участник греко-лат. полемики, вероятный автор ряда канонических и агиографических сочинений НИКИТА СТИФАТ (нач. XI в.- после 1081 и до 1092), иером. и игум. Студийского монастыря в К-поле, автор Жития св. Симеона Нового Богослова, аскетических, богословских и полемических сочинений и писем НИКИФОР ГРИГОРА (между 1290 и 1295 (вероятно, июнь 1293) - между осенью 1358 и кон. 1361), визант. богослов, историк, ученый, агиограф, представитель поздневизант. гуманизма, противник учения свт. Григория Паламы НИКОДИМ (Кононов Александр Михайлович; 1871-1919), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни ОСОРЬИН Дружина (Каллистрат) Георгиевич (ок. 1578 - сер. XVIII в.), сын прп. Георгия Васильевича Осорьина и прп. Иулиании Осорьиной (прав. Лазаревской), рус. агиограф XVII в. ПАПЕБРОХ [Папеброхий; наст. имя - Даниель ван Папенбрук)] Даниил (1628-1714), пресв., иезуит, член Общества болландистов, церковный историк, один из основоположников критического метода в агиографии

http://pravenc.ru/rubrics/122304_2.html

Игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков» Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) – Какое влияние оказал Афон на преемственность традиций афонского монашеского делания? – Несомненно, существует глубокая духовная связь между Святой Горой Афон и Киево-Печерской обителью. Благодаря преподобному Антонию на Русь с Афона была принесена традиция монашеского делания. По преданию, игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония такими словами: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков». Поэтому не случайно именно Киево-Печерский монастырь еще на заре его становления стали называть «третьим Уделом Божией Матери» и «Русским Афоном». – В прошлом году мы отмечали 1000-летие написания «Повести временных лет», созданной в стенах обители. Именно в Лавре зародилась и великая русская культура, основой которой послужили церковная литература, зодчество и иконопись. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой стороне жизни монастыря. – Именно из стен Печерского монастыря вышли первые отечественные богословы, агиографы, иконописцы, гимнографы, книгоиздатели. Здесь зарождались начатки древнерусской литературы, изобразительного искусства, юриспруденции, медицины, педагогики, благотворительности. Прп. Нестор Летописец Киево-Печерская Лавра, живой свидетель священной истории нашего Отечества, стала основательницей отечественной исторической науки и учредительницей школ. Первым известным летописцем Руси был преподобный Никон, игумен Печерского монастыря. Здесь воспитался и трудился первый русский историк Нестор Летописец – автор Печерской летописи и «Повести временных лет». В веке в Лавре был создан первый свод житий русских святых – Киево-Печерский патерик . Киево-Печерская Лавра во все времена одинаково преуспевала в просветительской, миссионерской, благотворительной и общественной деятельности. Особенно в древнейший период своего существования она была истинным христианско-просветительским центром, сокровищницей отечественной культуры. Но, прежде всего, Киево-Печерская Лавра была школой благочестия, распространявшегося из нее по всей Руси и за ее пределы.

http://pravoslavie.ru/79300.html

Важным событием в жизни Киево-Печерского монастыря стала закладка и строительство храма Успения Пресвятой Богородицы. В 1091 году в храме были положены мощи преподобного Феодосия. По его завещанию преподобный Антоний был погребен под сводом Ближних пещер. Утвердив первых монахов Печерских и созидая их примером всю Киевскую Русь, недавно принявшую Святое Крещение, Господь явил в Лавре много чудес и знамений. Сила подвигов и молитв печерских монахов поражала их современников и все последующие поколения верующих. Иноки Киево-Печерского монастыря, прежде всего отшельники, отличались высокой нравственностью и аскетизмом. Это привлекало в Лавру многих образованных и знатных людей. Монастырь стал своеобразной академией православных епископов. К началу 13 века из монашеской братии монастыря 50 человек были рукоположены во епископы и отправлены в разные края Киевской Руси. Захват Киево-Печерской Лавры. Кто виноват и что делать? Многие монахи из Печерска стали миссионерами и отправились проповедовать христианство в те края Киевской Руси, где население исповедовало язычество. Нередко проповеди монахов и их обращения к князьям были направлены против конфликтов, разделивших Киевскую Русь, призывали к сохранению неприкосновенности великокняжеской власти и порядка престолонаследия княжеского престола представителями Киевской династии. Вопрос: Духовная жизнь монастыря была, очевидно, очень насыщенной, а как обстояло дело с летописанием, сложившимся в тот период? Написание летописей также связано с Киево-Печерским монастырем. Первым известным летописцем был преподобный Никон, игумен Печерского монастыря. Автором Печерских летописей считается преподобный Нестор Летописец, завершивший свой гениальный труд «История минувших лет» около 1113 года. В первой четверти XIII века в монастыре был создан уникальный труд «Киево-Печерский патерик», основу которого составили рассказы монаха Поликарпа, а также послания Симона, епископа Владимиро-Суздальского. Сыграв значительную роль в объединении восточнославянских стран, выступив духовным, общественным, культурным и просветительским центром, Печерский монастырь пользовался заслуженной славой не только в Киевской Руси, но и в Польше, Армении, Византии, Болгарии и других странах. Начиная с 40-х годов 13-го и до начала 14-го века Киево-Печерская Лавра была свидетелем татаро-монгольских нашествий и терпела бедствия вместе с народом. Ханы, понимая значение Киева для восточных славян, всячески препятствовали возрождению города. Монастырь, как и весь Киев, сильно пострадал от татарских набегов в 1399 и 1416 годах. Источников, рассказывающих о жизни Лавры в этот период, немного. В связи с тем, что Чингисхан и его преемники в силу своей суеверности (почитали божеств различных религий) проявляли религиозную терпимость, есть основания полагать, что жизнь и богослужение в монастыре не прекращались.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/27/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010