Митрополит Иоанн IV не дожил до развязки этой трагедии, он скончался в 1166г. На его место из Константинополя был прислан Константин II, также, как и предшественник, носивший титул «митрополит всея Руси». При этом митрополите спор о посте в среду и пяток в дни праздничные продолжился. Как предполагал Е.Голубинский , митрополит вознамерился ввести единообразный устав о постах в эти дни, соответствующий греческой практике, прежде всего – в монастырях. В 1168г., чтобы дать всем монастырям пример, он потребовал ввеления его в Киево-Печерском монастыре, который почитался «старейшим» по духовному авторитету, – «всея Руси архимандритией». 89 Однако, игумен монастыря преподобный Поликарп, отказался вводить это греческое правило. В наказание он был от митрополита запрещен в служении и на время отрешен от игуменства. Ввести обычай поста в среду и пяток по меньшим двунадесятным праздникам в своих епархиях попытались епископы Черниговский Антоний и Переяславский, имя которого осталось неизвестным, оба греки. Особого успеха они не достигли, а Антоний Черниговский за свою настойчивость в запрещении князю Святославу Ольговичу есть мясо в эти меньшие праздники был изгнан им с кафедры. В целом этот греческий обычай в Киевский период на Руси не привился. В год прибытия Константина II в Киев умер великий князь Ростислав Мстиславич. По его завещанию и воле киевлян ему наследовал племянник, Мстислав Изяславич Волынский, но править ему довелось меньше двух лет. Желая быть хозяином всей Руси на Киев двинулся походом великий князь Суздальский Андрей Боголюбский. Видя его силу, к нему примкнули со своими дружинами князья муромский, рязанский, северский, дорогобужский переяславский, полоцкий и другие, всего одиннадцать князей. Мстислав был захвачен противниками врасплох. После двух дней осады, 9 марта 1169г. Киев был взят приступом и подвергся безжалостному трехдневному грабежу, чего на Руси никогда не бывало. Разорению подверглись церкви и монастыри, в том числе храмы Десятинный и Св.Софии, подожжен Киево-Печерский монастырь, расхищены были св.иконы, драгоценная утварь, ризы, книги и даже колокола. Летописец видел в этом бедствии наказание киевлян за их грехи и, в особенности, за ложное учение митрополита о посте. Великий князь Мстислав бежал из Киева, оставив жену и сына в руках врагов. Андрей Боголюбский не пожелал всходить на киевский «золотой стол». Он посадил княжить в Киеве своего брата, Глеба Юрьевича и с этого времени киевских князей уже навсегда перестали именовать «великими».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В отношении внешней стороны церковной жизни значение Печерского монастыря состояло в распространении его иноками святой веры как между русскими, так и инородцами. Тут прежде всего нужно указать на прп. Феодосия, который нередко посещал Жидовскую улицу в Киеве для обращения евреев в христианскую веру. Известны также своей миссионерской деятельностью в Ростове подвижники Печерского монастыря: Леонтий, Исайя и Авраамий. Первый, в сане епископа Ростовского, заботился о воспитании детей в духе христианства, не надеясь иметь успеха у их отцов, закоренелых язычников. Свои подвиги он закончил мученической кончиной. Исайя, преемник Леонтия на Ростовской кафедре явился продолжателем его дела. Он ходил по селам и городам ростовской и суздальской земле, истреблял идолов, строил храмы и многих обращал в христианство . Благодаря ему, сокрушен был идол Волос, пользовавшийся большим почетом у ростовцев. К инокам-миссионерам из Печерского же монастыря принадлежат еще: св. Кукша, Никон Сухой, Евстратий и Герасим. Св. Кукша, как известно из Патерика печорского, был распространителем христианства у вятичей, за что претерпел от них мученическую кончину. Никон Сухой, взятый в плен половцами, склонен к крещению своего господина-половчанина. Евстратий, подвергшийся вместе с 30-ти своими товарищами истязаниями от крымских евреев, предсказал им гибель от греков. Исполнение этого пророчества побудило многих евреев креститься. Св. Герасим, поселившись близ Вологды и построив монастырь Св. Троицы, в течение 30 лет занимался обращением в христианство соседних финских племен. Не меньшее значение в сфере внутренней жизни русской церкви Киево-Печерский монастырь имел в качестве рассадника просвещения, нравственности и иерархии. Относительно просвещения должно сказать, что оно в домонгольский период на Руси стояло не на высоком уровне. Недостаток этот и восполнялся в некоторой мере монастырями и в особенности Печерским, в котором в основу монастырской жизни был положен студийский устав, предписывавший инокам заниматься книжным делом. Уже при прп. Феодосии в обители возник кружок любителей просвещения, во главе которого стоял сам преподобный игумен. Любители не только сами зажимались книжным делом, но и других побуждали к тому же. Они собирали книги, читали их, переписывали и переплетали. Летописец Нестор свидетельствует, что сам Феодосии нередко прял нитки для переплета книг. О другом иноке Григории известно, что он ничего не имел у себя, кроме книг, и ворвавшиеся однажды в его келью воры ничего не нашли принуждены были уйти ни с чем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Митрополит Киевский Иларион . За два с половиной века наладилось управление Русской Церковью. Киевская митрополия находилась в зависимости от Константинопольского Патриарха, хотя в культурном отношении киевляне больше тянулись к Болгарии, так как главным образом оттуда на Русь поступала тогда церковная книжность, а болгарское духовенство говорило на близком пониманию народа языке. В 1051 г. великий князь Ярослав Мудрый созвал в Киеве собор епископов Руси, среди которых были как греки, так и русские. Киевским митрополитом по настоянию князя впервые был поставлен русский – священник Иларион , которого летописец характеризует как христианского подвижника и замечательного проповедника. Иларион вошел в историю древнерусской литературы как самый яркий церковный писатель киевского периода. Его перу принадлежит выдающееся произведение «Слово о законе и благодати» . После смерти князя Ярослава в 1054 г. Иларион, против поставления которого на митрополию возражали епископы-греки, ушел в Киево-Печерский монастырь и до своей смерти помогал в его устроении. Развитие церковной жизни . После ухода Илариона с Киевской кафедры митрополиты вновь стали присылаться из Константинополя. Независимость от княжеской власти позволяла им сохранять высокий авторитет и быть объединяющим началом в стране. Но иногда митрополиты-греки не выдерживали бесконечных смут и раздоров и возвращались в Византию. Большое значение в жизни Русской Церкви с XI в. приобрели монастыри , которых в следующем столетии по всей Руси насчитывались уже десятки. Самым знаменитым из них стал основанный в Киеве Печерский монастырь , впоследствии знаменитая Киево-Печерская Лавра . Начало ему положил преподобный Антоний (ум. 1073). Сам он иноческий постриг принял на Афоне, где и подвизался некоторое время в одном из монастырей. Однако игумен этого монастыря сказал ему: – Иди опять на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, потому что от тебя произойдут многие черноризцы. Антоний пришел в Киев. Но, обойдя там все монастыри, нигде не нашел такой строгой монашеской жизни, к какой привык на Афоне. Тогда он поселился в пещере на берегу Днепра (отсюда происходит и название будущего монастыря– Печерский). Было это в 1051 году. Вскоре весть о замечательном подвижнике разнеслась по Киеву, и те, кто искал иноческой жизни, стали к нему приходить. Первым среди них был священник Никон, который потом и стал постригать всех, кого преп. Антоний принимал в свою обитель. Затем пришел Феодосий, ставший впоследствии вторым ее игуменом. О нем ниже будет особый рассказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

   Подобные примеры легко найти среди тех, кто увлекается экстра-сенсорными или «вне-телесными» экпериментами, кто пережил близкую встречу с НЛО, и пр.; массовое самоубийство 1980 года в Джоунстауне – еще одно напоминание об опасностях религиозного поиска. В нашей православной литературе за 2000 лет описано немало поучительных случаев такого рода. Я приведу вам пример из жизни преподобного Никиты Киево-Печерского, жившего в России почти тысячу лет тому назад:    «Увлекаемый ревностию, преподобный Никита просил игумена благословить его на подвиг в затворе. Игумен – был тогда игуменом преподобный Никон – возбранил ему, говоря: «сын мой! неполезно тебе, молодому, быть в праздности. Лучше жить с братиею; служа им, ты не погубишь мзды своей. Ты сам знаешь, как Исаакий пещерник был прельщен бесами в затворе; он погиб бы, если бы не особенная благодать Божия, за молитвы преподобных отцев наших Антония и Феодосия, не спасла его.    Никита отвечал: «Я никак не прельщусь чем-нибудь подобным, но желаю крепко стать против бесовских козней, и молить человеколюбца Бога, чтоб Он и меня сподобил дара чудотворения, как Исаакия затворника, который и поныне совершает многия чудеса.» Игумен опять сказал: «Желание твое выше твоей силы; блюди, чтобы вознесшись, не ниспасть. Я, напротив того, повелеваю тебе служить братии, и ты получишь венец от Бога за твое послушание». Никита, увлекаемый сильнейшею ревностию к затворническому житию, нисколько не хотел внимать тому, что говорил ему игумен. Он исполнил задуманное: заключил себя в затворе, и пребывал в нем, молясь и никуда не выходя.    По прошествии некоторого времени, в час молитвы, он услышал голос, который молился вместе с ним, и обонял необыкновенное благоухание. Обольстившись, он сказал сам себе: если бы это не был ангел, то он не молился бы со мною, и не было бы слышно обоняние Святаго Духа. Затем Никита стал прилежно молиться, говоря: «Господи! Явись мне Сам разумно, да вижу Тебя».    Тогда был к нему глас: «Ты молод! не явлюсь к тебе, чтобы ты, вознесшись, не ниспал».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3872...

Иркутск . Иннокентий еписк., ум. 1731. 26 ноября. Казань . Гурий архиеп., ум. 1563. 4 дек. и 4 окт. (Обретение мощей его в 1595). Явление иконы Пресв. Богородицы в 1579. 8 июля. Калязин , в Тверской губ. Макарий преп., ум. 1483. 17 марта и 20 мая. (Обретение мощей его в 1521). Киев. Ольга-Елена, вел. княгиня, ум. 969. 11 июля. Феодор Варяг и Иоанн, сын его, мучч. 983 года. 12 июля. Владимир-Василий, вел. кн., 1015. 15 июля. Борис-Роман, князь, убиенный 24 июля, и Глеб-Давид, брат его, уб. 5 сент. 1015 года. 24 июля. Святители Киевские: Михаил, первый митрополит, ум. 1192. 30 сент. Константин блаженный, ум. 1159. 5 июня. Преподобные Печерские: XI века: Моисей Угрин, ум. 1041. 26 июля. Дамиан пресв., ум. 1071. 5 окт. Антоний, ум. 1073. 10 июля. Феодосий, ум. 1074. 3 мая и 14 авг. (Обретение мощей его в 1091 году). Никон игумен, ум. 1088. 23 марта. Феодор и Василий, ум. 1091. 11 авг. Григорий, ум. 1094. 8 янв. Агапит, ум. ок. 1095. 1 июня. Евстратий, муч. Корсунский, ок. 1100. 28 марта. Анастасий преподобномуч. 21 янв. Варлаам игумен. 19 ноября. Иеремия и Матфей прозорливые. 5 окт. Марк пещерник и Феофил плачливый. 29 дек. XII века: Прохор, ум. 1103. 10 февр. Никита, еп. Новгородский, затворник, ум. 1108. 31 янв. и 14 мая. Алипий иконописец, ум. ок. 1114. 17 авг. Пимен многоболезненный, ум. 1139. 7 ноября. Поликарп архимандрит, ум. 1182. 24 июля. Еразм. 24 февр. Лаврентий. 29 янв. Нестор, летописец. 27 окт. Никон сухой. 11 дек. Спиридон и Никодим просфорники. 31 окт. Тит.27 февр. Исакий затворник. 11 февр. Иоанн многострадальный. 18 июля. XIII века : Афанасий затворник, ум. 1264. 2 дек. Арефа. 21 окт. Кукша священномуч., и Пимен постник. 27 авг. Освящение храма великомуч. Георгия в 1037 году. 26 ноября. Празднование Киево-Печерской иконе Пресв. Богородицы, с 1085. 3 мая. Обретение мощей княжны Ольшанской Иулиании в 17 веке. 6 июля. Клопский монастырь , в 15 верстах от Новгорода. Михаил юродивый, преп., ум. 1452. 11 янв. Колоча , в 23 верстах от Можайска. Явление иконы Богоматери в 1413 году. 9 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Раз один из братии сказал ему: «Исаакий, пойди поймай ворона!» И преподобный принес ему ворона. С тех пор братия стали его почитать. Тогда преподобный стал юродствовать. Он собирал к себе малых детей и надевал на них монашескую одежду. За это игумен, прп. Никон (память его 23 марта), наказывал его, а родители детей даже били. Раз он стал ногами на раскаленную печь, чтобы закрыть трещины, через которые прорывался огонь, и огонь нимало не повредил ему. Жил он в пещере прп. Антония. Бесы кричали ему: «Ты наш, потому что поклонялся нашему князю!» Он же отвечал им: «Я боюсь его как „князя мух " (перевод имени Вельзевул); я не знал коварства вашего, но ныне силою Господа моего и молитвами преподобных Антония и Феодосия я одержал победу над вами». Они старались устрашить его числом своим, делали вид, что засыпают пещеру, являлись к нему ночью в виде гадов, но, ничего не успев, кричали: «Ты победил нас!» Он же отвечал им: «Некогда вы победили меня, явившись в виде, которого вы недостойны, теперь же являетесь в виде скотов, так как таковы вы сами!» Через 3 года они оставили его. Он же усилил свои подвиги и среди них занемог. Перенесенный братией в монастырь, он через 8 дней скончался. • Город Торопец находится в нынешней Тверской обл, а при жизни прп. Исаакия входил в состав Смоленского княжества. В 1711 г. часть мощей его, почивающих в Ближних Антониевых пещерах, была перенесена в родной город (Тверская епархия). Святитель Исаия, епископ Ростовский (+ 1090) Память его празднуется 15 мая в день преставления, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Святитель Исайя был иноком Киево-Печерского монастыря. По просьбе вел. князя Изяслава Ярославича он был послан прп. Феодосием (память его 3 мая) на игуменство  в монастырь Св. мученика Димитрия,  основанный вел. князем. Там он провел 15 лет, «подражая жизни ангельской», после чего был поставлен митрополитом Иоанном во  епископы города Ростова,  тогда еще не утвержденного в христианстве. Святитель Исайя обошел с проповедью Святого Евангелия всю землю Ростовскую и Суздальскую, перебил идолов, крестил многих людей, а верующих утверждал в вере. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Св. Фомы, патриарха Константинопольского. Был сначала диаконом, потом сакелларием Великой Церкви при св. Иоанне постнике (2 сент.). По смерти Иоанна и Кириака патриаршествовал с 22 янв. 607 по 21 марта 610 г. Чет. Минея. (Act SS. ad 20 martii. Morcelli Kalend. CPlit. II. р. 71). Мес. В. 20 марта. 22 Св. священномуч. Василия, пресвитера Анкирской церкви. Пострадал в Анкире при Иулиане Отступнике и Сатурнине игемоне, в 363 году. Чет. Минея из рукописных греческих сокращенн. (Act SS. ad 21 martii. p. 358. et in Append. р. 15). Мес. В. Март. Р. В службе канон Иосифа. Св. муч. Дросиды, дщери Траяна. Познала веру Христову от святых жен, которые тайно погребали мучеников; скрылась из царских чертогов, крестилась, и в восьмой день скончалась. Пролог. (Act SS. ad 23 sept.). 23 Преподобномуч. Никона, и с ним 199 учеников его. Преп. Никон, родясь в Неаполе, из воина соделался вождем отшельников, пресвитером и епископом. Местом подвигов его была сначала Фракия, потом Сицилия, где и пострадал с 199 учениками от игемона Квинтиана, умучившего св. Агафию (5 февр.), в царствование Декия. В Чет. Минее Страдание, от Херомена, ученика его, писанное, вкратце. (Act SS. ad 23 martii. Caielanus in Vitis SS. Siculorum. t. 1. p. 44.) Мес. В. Март. P. В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Филита синклитика, Лидии жены его, и чад их Македона и Феопрепия, св. Кронида комментарисия и Амфилохия дукса. Свв. Кронид и Амфилохий обратились к вере, видя твердость еп. Филита. Пострадали в Илирике в царствование Адриана (117–138 г.). Пролог. (Act SS. ad 27 martii. p. 688). Мес. В. и Март. Р. 27 марта. Преп. Никона, игумена Печерского. Четвертый игумен Киево-Печерского мопастыря. Бывши простым священником, подвергся гневу вел. кн. Изяслава Ярославича, и изгнан был в Тмутаракань, за пострижение двух его любимцев. Преставился 1088 г. Чет. Минея из Патерика печерского. 24 Преп. Артемона, еп. Селевкии Писидийской. Родился, воспитан и епископствовал в Селевкии; ученик ап. Павла. Пролог. (Act SS. 24 mart.). Мес. В. 22 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

I. Преподобный Антоний Печерский, основатель русского монашества, память коего совершается ныне, родился в 983 году, в городе Любече, в Черниговской губернии, и назван Антипою. С детства возлюбив Господа, он пошел на святую Афонскую гору и принял монашество с именем Антония. В тесной пещере, иссеченной в скале над морем, он начал вести строгую жизнь. Но потом Бог повелел игумену, постригшему Антония, отпустить его на Русь. Игумен исполнил это повеление и, прощаясь, сказал Антонию: «благословение святой горы да будет над тобою». В Киеве Антоний обходил монастыри, основанные греческими иноками, но не видя в них строгого общежития, водворился над берегом Днепра, близ Берестова, загородного села великого князя. Здесь он уединился в пещеру, ископанную священником Иларионом, впоследствии митрополитом киевским. Стали приходить к Антонию ревнители благочестия, кто за благословением, кто с желанием подвизаться вместе с ним. Пришедший к нему священник Никон постригал приходящих. Когда к Антонию собралось до 12-ти братий, он поставил для них игуменом Варлаама, сына княжеского боярина, а сам переселился в другую пещеру, в 100 саженях от первой. Она послужила началом ближних пещер. Когда Варлаам перешел, по приказанию великого князя, в другой монастырь, Антоний поставил в игумены преподобного Феодосия и благословил братию на построение малой деревянной церкви над пещерами. Потом, на уступленной великим князем горе, иноки построили новую церковь и, поставив келлии, оградили их стеною. Так основался «монастырь Киевопечерский», привлекающий множество богомольцев со всех концов России. Господь прославил Антония даром чудес, и хотя он, по смирению, хранил этот дар в тайне, но слава его возрастала. С умножением иноков явилась нужда построить обширную каменную церковь . Вскоре чудеса показали им, что Господь благословляет построение церкви. Над местом постройки видели, по ночам, необычайный свет. Из Царьграда пришли четыре зодчих, которых прислала Сама Пресвятая Дева Мария. Она в чудном видении явились им во Влахернском храме и дала денег и местночтимую икону Успения. Место для постройки указал Антонию Сам Бог, и великий князь охотно уступил это место. Благословив основание каменного храма, Антоний скончался 90 лет от роду, в 1073 году по Р. Хр. Он был погребен в той же пещере, в которой скончался; но мощи его сокрыты от взора человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

23 июля — день памяти преподобного Антония Печерского 22 июля 2007 г. 16:49 На Святой горе Афонской есть обитель Есфигмен. Она вдается в море. С трех сторон ее стесняют отвесные громадные скалы, с четвертой — бушует море. Если взобраться с большим трудом на одну из этих скал, там можно найти небольшую пещеру, а перед нею небольшую площадку. В пещере этой подвизался в конце X и начале XI вв. наш русский святой — прп. Антоний, родом из Черниговского княжества, из города Любеча. Из пещеры этой видно только море и небо, и все в ней сохранилось почти так, как в те давно прошедшие дни. Основатель Киево-Печерской лавры преподобный Антоний Киево-Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. С юных лет имея страх Божий, он желал облечься в иноческий образ. Придя в возраст, он отправился странствовать и, достигнув Афона, возгорелся желанием подражать подвигам его святых насельников. Приняв здесь постриг, юный инок во всем благоугождал Богу и, подвизаясь на пути добродетели, особенно преуспевал в покорности и послушании, так что все монахи радовались, глядя на его святую жизнь. Прозирая в Антонии великого будущего подвижника, игумен, по внушению от Бога, отправил его на родину, сказав: «Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы, от тебя произойдет множество иноков». Вернувшись на Русь, Антоний начал обходить монастыри на Киевщине, но нигде не нашел такой строгой жизни, к которой он привык на Афоне. По смотрению Божию, на одном из холмов Киевских, на крутом берегу Днепра, напоминавшем ему любимый Афон, в лесу, близ села Берестово, он увидел пещеру, выкопанную священником Иларионом (впоследствии святой Митрополит Киевский; память 21 октября/3 ноября). Он стал подвизаться там в молитве, посте, бдении и труде, вкушая через день немного пищи, иногда не ел по неделе. Люди начали приходить к подвижнику за благословением, советом, а иные решались навсегда остаться со святым. В числе первых учеников преподобного Антония был святой Никон, который в 1032 году постриг пришедшего в обитель преподобного Феодосия Печерского († 1074; память 3/16 мая).

http://patriarchia.ru/db/text/272333.htm...

   При этом преподобном Матфее преставился блаженный игумен Феодосий, его место занял игумен Стефан, а после того — Никон, а старец все еще жил. Однажды, стоя на заутрене, поднял он глаза и увидел, что на игуменском месте стоит бес, — и уразумел старец, что еще не проснулся игумен.    И другие видения были ему, и почил старец о Господе в добром исповедании в Печерском святом монастыре. О блаженном Нифонте, епископе Новгородском, как в святом мон...    Блаженный Нифонт был черноризцем Печерского монастыря и подражал житию святых отцов, и за свои многие добродетели поставлен был епископом Новгорода. Безграничную веру и любовь имел он к Пресвятой Богородице и к преподобным отцам печерским Антонию и Феодосию. Однажды услышал он, что от вселенского патриарха идет на Русь митрополит Константин, и, духовной радости исполнившись, помыслил в душе, что сразу сможет два благих дела свершить: в доме Пречистой побывать и преподобным поклониться и благословение от святителя принять; и вот по этой причине пошел он в 6664 (1156) году в Киев. И пока оставался он там, ожидая прихода митрополита, стало ему известно, что митрополит уже вышел из Царьграда.    В то время Клим-митрополит стол святительский занял без благословения царьградского патриарха. И принуждал Клим блаженного епископа Нифонта совершать службу вместе с ним. Нифонт же сказал ему: «Раз ты не принял благословения от святого вселенского царьградского патриарха, то не буду ни служить с тобой, ни поминать тебя на святой службе, так как поминаю святого царьградского патриарха». И хотя Клим сильно гневался на Нифонта, подбивал князя Изяслава и своих сторонников осудить его, но не смог зла ему сотворить никакого.    Патриарх же Царьграда, узнав о нем, прислал к нему послание, в котором восхвалял его за величие разума и непреклонность и приравнивал его к древним святым, которые твердо стояли за православную веру. Он же, прочитав патриаршее послание, с еще большей крепостью утвердился, был же он в великой дружбе с князем Святославом Ольговичем, ибо прежде того Святослав княжил в Новгороде.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010