Божественный же Варлаам, сын Иоанна боярина, игумен монастыря святого мученика Димитрия, построенного христолюбивым князем Изяславом, отправился в святой город Иерусалим. И, обойдя там все святые места, возвратился в свой монастырь, а некоторе время спустя отправился в Константинополь, и там также обошел все монастыри, и, накупив всего, необходимого для своего монастыря, на конях двинулся в свою страну. По пути, уже в пределах земли своей, он тяжело заболел. И, добравшись до города Владимира, остановился в пригородном монастыре, именуемом Святая Гора, и тут почил с миром, придя к концу жизненного пути. И завещал своим спутникам, чтобы тело его перевезли в монастырь святого и блаженного отца нашего Феодосия и там бы положили, и все то, что накупил он в Константинополе — иконы и другую необходимую утварь, — повелел отправить туда же, куда и его самого, и все, как заповедал он, передать блаженному. Спутники тело его доставили в монастырь блаженного и преподобного отца нашего Феодосия, и положено было оно в церкви, по правой стороне, где и доныне находится его гробница.    В то же время христолюбивый князь избрал в монастыре великого отца нашего Феодосия одного из братии, особенно прославленного своей монашеской жизнью, по имени Исайю, и того поставил игуменом в своем монастыре святого мученика Димитрия; он впоследствии за добродетели свои был поставлен епископом города Ростова.    Когда умер Ростислав, князь острова того, жители его умолили великого Никона отправиться к князю Святославу и просить его, чтобы он отпустил своего сына к ним, и тот бы занял княжеский стол. Придя оттуда, Никон посетил монастырь блаженного отца нашего Феодосия, и когда встретились они, то, оба упав на колени, поклонились друг другу до земли, потом обнялись и долго плакали, ибо давно уже они не видались.    И потом стал умолять Никона святой Феодосий, чтобы не покидал его, пока они оба живы. Тогда великий Никон пообещал ему, сказав: «Только дойду туда, и в монастыре своем все устрою, и тотчас же возвращусь назад»; так и сделал он: доехал с князем Глебом до острова того, и, когда князь сел на столе княжеском в том городе, Никон вернулся назад. Пришел он снова в монастырь великого отца нашего Феодосия и все, что было у него, отдал блаженному, а сам со всей радостью подчинился ему; очень любил его и боговдохновенный Феодосий, почитая словно отца. Поэтому, если уходил куда из монастыря, то поручал братьев Никону — чтобы заботился о них и поучал их, ибо был он среди них самый старший. И когда сам поучал братию в церкви духовными словами, то просил великого Никона прочесть что-либо из книг в наставление братии; также поручал это и преподобному отцу нашему Стефану, бывшему тогда экзархом, а позднее ставшему игуменом того монастыря после смерти блаженного Феодосия, а затем — епископом во Владимирской земле.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Божественный же Варлаам, сын Иоанна боярина, игумен монастыря святого мученика Димитрия, построенного христолюбивым князем Изяславом, отправился в святой город Иерусалим. И, обойдя там все святые места, возвратился в свой монастырь, а некоторе время спустя отправился в Константинополь, и там также обошел все монастыри, и, накупив всего, необходимого для своего монастыря, на конях двинулся в свою страну. По пути, уже в пределах земли своей, он тяжело заболел. И, добравшись до города Владимира, остановился в пригородном монастыре, именуемом Святая Гора, и тут почил с миром, придя к концу жизненного пути. И завещал своим спутникам, чтобы тело его перевезли в монастырь святого и блаженного отца нашего Феодосия и там бы положили, и все то, что накупил он в Константинополе — иконы и другую необходимую утварь, — повелел отправить туда же, куда и его самого, и все, как заповедал он, передать блаженному. Спутники тело его доставили в монастырь блаженного и преподобного отца нашего Феодосия, и положено было оно в церкви, по правой стороне, где и доныне находится его гробница. В то же время христолюбивый князь избрал в монастыре великого отца нашего Феодосия одного из братии, особенно прославленного своей монашеской жизнью, по имени Исайю, и того поставил игуменом в своем монастыре святого мученика Димитрия; он впоследствии за добродетели свои был поставлен епископом города Ростова. Когда умер Ростислав, князь острова того, жители его умолили великого Никона отправиться к князю Святославу и просить его, чтобы он отпустил своего сына к ним, и тот бы занял княжеский стол. Придя оттуда, Никон посетил монастырь блаженного отца нашего Феодосия, и когда встретились они, то, оба упав на колени, поклонились друг другу до земли, потом обнялись и долго плакали, ибо давно уже они не видались. И потом стал умолять Никона святой Феодосии, чтобы не покидал его, пока они оба живы. Тогда великий Никон пообещал ему, сказав: «Только дойду туда, и в монастыре своем все устрою, и тотчас же возвращусь назад»; так и сделал он: доехал с князем Глебом до острова того, и, когда князь сел на столе княжеском в том городе, Никон вернулся назад. Пришел он снова в монастырь великого отца нашего Феодосия и все, что было у него, отдал блаженному, а сам со всей радостью подчинился ему; очень любил его и боговдохновенный Феодосии, почитая словно отца. Поэтому, если уходил куда из монастыря, то поручал братьев Никону — чтобы заботился о них и поучал их, ибо был он среди них самый старший. И когда сам поучал братию в церкви духовными словами, то просил великого Никона прочесть что-либо из книг в наставление братии; также поручал это и преподобному отцу нашему Стефану, бывшему тогда экзархом, а позднее ставшему игуменом того монастыря после смерти блаженного Феодосия, а затем — епископом во Владимирской земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4128...

Во-вторых, и это важнее первого, никто, действительно, не знает , где, когда и как крестился князь Владимир. На самом деле, во всех произведениях, написанных до " Повести временных лет " (а это вторая половина 1110-х годов), нет никаких исторических данных о крещении. Задача всех, кто касался этой темы, и митрополита Илариона, и монаха Иакова, – прославить Владимира за его волевое решение. Их задачей было подчеркнуть цивилизационный характер этого выбора, показать, что этот выбор был неслучайным и наилучшим образом отражал подлинные чаяния активного населения Древней Руси, что он наиболее точно отражал их мировоззрение. Следовательно, говорить о крещении князя в Киеве нет ровным счетом никаких оснований, как и утверждать, что крещение в Херсонесе – на 100% подтвержденный факт. Однако, сама по себе идея крещения князя в Херсонесе не возникла " из воздуха " . Не являлась она и результатом " борьбы идей " или " политической коньюнктуры " , поскольку работа над " Повестью временных лет " началась до прихода к власти Владимира Мономаха, когда в нашей политике впервые обозначился легкий " про-греческий " крен. Следует напомнить, что " про-византийская " политика Мономаха не помешала ему воевать с Византией в 1116 году. Да и в самой " Повести временных лет " несколько раз говорилось о " лукавстве " греков, что плохо " вяжется " с якобы " про-греческой " позицией автора этого летописного свода. Откуда же возникла эта идея и на чем она базируется? Благодаря исследованиям академика А.А.Шахматова и профессора М.Д.Приселкова, дополненным позднее капитальными работами Д.С.Лихачева, А.Г.Кузьмина, М.Х.Алешковского и многих других, стала более или менее понятна история происхождения " Повести временных лет " . Она представляет собой тщательно отредактированную (как текстуально, так и по смыслу " ) и капитально переработанную компиляцию нескольких летописей и летописных сводов, существовавших до нее. Можно с очень большой долей уверенности утверждать, что в состав " Повести временных лет " вошли киевский митрополичий свод, который Шахматов когда-то предложил назвать " Начальным " , хотя потом понял, что название это неудачно (ибо ему также предшествовали летописные своды), какой-то памятник новгородского летописания и, что самое важное в нашей проблеме, летопись Киево-Печерского монастыря. Составлением этой последней летописи и занимался, по-видимому, преподобный Нестор Летописец. Однако у него был предшественник. Особенности его работы, которые легко выделимы в дошедшем тексте " Повести временных лет " , позволяют легко идентифицировать его личность – это был четвертый игумен Киево-Печерского монастыря, стоявший еще у истоков создания монастыря – Никон Великий.

http://religare.ru/2_105882.html

Далее за братскою трапезою почивают угодники: Преп. Анатолий затворник (3 июля) Преп. Спиридон просфорник (31 октября) Преп. Арефа в затворе (24 окт.) Преп. Феофил в затворе (24 окт.) Преп. Сисой в затворе (24 окт.) Преп. Алипий иконописец(17 авг.) Преп. Онисифор исповедник (9 ноября) Св. Симон, епископ Суздальский (10 мая) Преп. Никон, четвертый игумен печерский (23 марта) Преп. Феофан постник (11 окт.) Преподобномученик Анастасий (22 января) – 66) 12 братьев – греков, строителей Великой Лаврской церкви (14 февр.) Преп. Аврамий в затворе (29 окт.) Преп. Исаакий затворник (14 февраля) Преп. Илия из города Мурома (19 декабря) Св. мучен. Иоанн младен., сын варяга Феодора, убиенный киевскими язычниками в 983 г. (12 июля) Преп. Никон сухий (11 дек.) Далее следует церковь Введенская и в ней почивают: Св. Ефрем, епископ Переяславский (28 января) 78) Преп. Тит пресвитер, потом иеромонах печерский (27 февраля) При выходе из Введенской церкви и из Ближних пещер, богомольцам дают пить воду из медного креста, принадлежавшего одному из древних печерских подвижников – Марку гробокопателю. Сведения о жизни и подвигах всех сих Печерских чудотворцев, почивающих в Ближних пещерах, можно читать в Патерике печерском, а также в книге Рассказы о житиях угодников печерских, или в Четиих Минеях св. Димитрия Ростовского под днями их памяти. На дворе Ближних пещер находятся памятники над могилами, в которых погребены знатные мирские люди и некоторые из числа братии Лаврской, чем либо особенным ознаменовавшие свою жизнь. Дальние пещеры Прямо против Крестовоздвиженской церкви над Ближними пещерами находится начало перехода из Ближних в Дальние пещеры. Этот переход представляет длинную, крытую галерею со множеством ступеней. Галерея ведет на двор пред Дальними пещерами. Здесь находятся две церкви. Первая церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы, каменная, построена в 1696 г. иждивением полковника Константина Мокиевского на месте древней деревянной, первоначально созданной еще в до–монголский период времени и потом неоднократно возобновлявшейся. Нынешняя церковь Рождество–Богородичная также возобновлялась разновременно. При ней устроена в 1761 г. каменная двухъярусная колокольня.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

По его молитве посетил его игумен Вассиановой пустыни Иосиф; преподобный исповедался, приобщился св. тайн и усердно просил игумена еще раз посетить его. Простившись с духовником св. старец, будучи 82 лет, мирно предал дух свой Господу, 8 декабря 1367 г. Игумен Иосиф нашел подвижника почившим и предал святое тело его земле. 932 В 1419 г. на месте подвигов его построен был новый храм в честь Богоявления Господня, с придельным в честь вм. Екатерины. Спустя несколько годов после кончины написан был образ преподобного. И тогда же вот что случилось. В обители преподобного жил монах Антоний, уже несколько лет бывший слепым. Услышав, что написан образ преподобного, он вышел из своей келлии и сидя думал: как написали его? В молодых летах своих он видал преподобного, часто приходил к нему для принятия благословения и приносил ему кое-что для жизни. Он подошел к образу, помолился со слезами и когда приложился к нему, внезапно прозрел. Точно таков был преподобный, сказал он, рассмотрев с восторгом образ. В последующие времена совершилось много чудес при мощах преподобного. – Раз преподобный сохранил свою обитель, когда по неосторожности одного, она едва не истреблена была огнем. Страдание преподобною Никона сухого Преподобный Никон родился в Киеве от родителей знатных родом и богатством и пострижен в Киево-Печерской обители. В 1096 году во время нападения хана Боняка с половцами на Киев в числе других попался в плен к половцам и преподобный Никон. 933 Добрый киевлянин, выкупив многих пленников, не выкупил Никона, но рассказал о нем богатым сродникам его. Те явились к половцам с выкупом за него: «не тратьтесь для меня, сказал Никон; если бы Господу угодно было, чтобы я был свободен, Он не отдал бы меня в руки беззаконных; приняв приятное от руки Господней, почему не стал бы я терпеть горькое»? Не получив выкупа, половцы начали мучить Никона. Три года они мучили его, то жгли на огне, то резали ножами. Скованный по рукам и ногам, он был опаляем солнцем и истаивал от голода и жажды: зимой выталкивали его на стужу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Прп. Иеремия помнил еще крещение Святой Руси при равноапостольном князе Владимире (988), когда просвещен святым Крещением был он сам. Он получил от Бога за свои великие добродетели дар прозорливости и мог провидеть все помыслы человеческие, и, если то были помыслы греховные, он обличал их наедине — особенно если видел инока, желавшего уйти из монастыря. Такого он удерживал, убеждая его все терпеть Бога ради. Иеремия скончался в глубокой старости в 1070 г. Прп. Матфей имел дар зреть бесов. Раз он увидел во время утрени беса, бросавшего в братию липкие цветы. К кому такой цветок приставал, тот шел в келью спать, к кому же не приставал — тот выстаивал утреню до конца. В другой раз, выйдя после утрени из церкви, преподобный увидел беса, сидящего на свинье и окруженного множеством бесов. «Куда вы идете?» — спросил он. «За Михаилом Толбковичем», — отвечал бес. Оказалось, что Михаил выходил за ограду. Преподобный сказал игумену, и тот вразумил Михаила. Раз преподобный, в игуменство Никона, увидел на игуменском месте осла. В этот день монастырские дела помешали игумену прийти к утрени. Узнав о видении прп. Матфея, он горько каялся и с тех пор, невзирая ни на что, не пропускал ни одной церковной службы. Прп. Матфей скончался в глубокой старости в 1085 г. Преподобный Антоний Киево-Печерский (+ 1073) Память его празднуется 10 июля в день преставления, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста тесте с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских На Святой горе Афонской есть обитель Есфигмен. Она вдается в море. С трех сторон ее стесняют отвесные громадные скалы, с четвертой — бушует море. Если взобраться с большим трудом на одну из этих скал, там можно найти небольшую пещеру, а перед нею небольшую площадку. В пещере этой подвизался в конце X и начале XI в. наш русский святой —  прп. Антоний,  родом из Черниговского княжества, из  города Любеча.  Из пещеры этой видно только море и небо, и все в ней сохранилось почти так, как в те давно прошедшие дни. По откровению Божию, игумен послал его обратно на Русь, но там тогда была смута: только что были убиты свв. князья Борис и Глеб и Киев был занят польскими войсками. Антоний вернулся на Афон. Но через несколько лет Господь Иисус Христос явился игумену и сказал: «Пошли Антония на Русь. Он Мне нужен». Антоний пошел обратно. В это время княжил уже вел. князь Ярослав Мудрый, и на Руси был мир. На берегу Днепра Антоний нашел пещеру, выкопанную священником великокняжеского села Берестова, ставшим потом митрополитом Киевским Иларионом, знаменитым проповедником. Прп. Антоний увеличил ее и стал в ней подвизаться, питаясь лишь хлебом и водой. Первым пришел к нему прп. Никон (память его 23 марта). Он имел священный сан и стал постригать приходивших. Между ними был и прп. Феодосий (память его 3 мая). 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Иеросхимонах Иероним, духовник Русского на Святой Афонской Горе Пантелеимонова монастыря, и его присный ученик игумен священноархимандрит Макарий. М., 2006. 2. Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. СПб., 1895. 3. Духовное наследие иеросхимонаха Иеронима, старца-духовника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. 4. Жизнеописание иеросхиархимандрита Иеро-нима, старца-духовника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. 5. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца/Сост. архим. Никон (Рождественский) . Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1904. С. 125. 6. Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Чудотворца и похвальное слово ему, написанное учеником его Епифанием Премудрым . СПб., 1885. 7. История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 г. Святая Гора Афон: Издание Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, 2015. 8. Киево-Печерский патерик/Пер. Е. Поселянина. М., 1900. 9. Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч.2.М., 1912. 10. Макарий (Булгаков) , архиепископ Харьковский. История Русской Церкви. Т. 4. Кн. 1. СПб., 1866. 11. Монаха Григория житие преподобного Ромила//Памятники древней письменности и искусства. СПб., 1900. Вып. 136. 12. Никон (Рождественский) , епископ. На Новом Афоне. Сергиев Посад, 1911. 13. Парфений, инок. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле. Ч. 2. М., 1856. 14. Старцы-возобновители Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Ч. 1. Духовник Иероним. Святая Гора Афон: Издание Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, 2014. 15. Феодосий (Харитонов), иеросхим. История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря//К Свету. М., 2000. Вып. 18. 1 Андрей Ковалевский, протоиерей. Иеросхимонах Иероним, духовник Русского на Святой Афонской Горе Пантелеимонова монастыря, и его присный ученик игумен священноархимандрит Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В завершение похвалы “чину” русских преподобных Сергий (Шелонин) прославляет двух знаменитых духовных писателей — преподобных Иосифа Волоцкого и Максима Грека 33 . Однако на этом Похвальное слово русским преподобным еще не заканчивается: Сергий (Шелонин) продолжает его похвалой русским святителям, соединившим аскетический подвиг с пастырским служением. Святительский лик представлен в Слове Сергия (Шелонина) именами трех митрополитов московских ( Петра, Алексея и Ионы ), трех новгородских святителей ( Никиты, Иоанна и Евфимия ), четырех древнерусских иерархов, упомянутых в Киево-Печерском патерике ( Исаии Ростовского , Иоанна Черниговского , Антония Юрьевского и Луки Белгородского ) 34 , трех епископов — “просве­тителей” языческих народов ( Леонтия Ростовского , Стефана Пермского и Гурия Казанского ), а также борца за чистоту православной веры Геннадия Новгородского . Заключают этот список имена митрополита Филиппа и патриарха Гермогена 35 , отдавших жизнь за свою паству. Вместе с ними в состав лика русских святителей оказались включены также и два греческих иерарха — Марк Ефесский и Григорий Солунский , которых автор Слова объединил в одном контексте с патриархом Гермогеном , создав тем самым триаду святых защитников Православия, отстоявших пред лицом латинского “нечестия” догматы Православной веры 36 . Итак, характеризуя содержание Похвального слова русским преподобным, мы должны отметить проявившуюся в нем тенденцию к расширению “чина” русских преподобных за счет включения в него других “чинов” святости 37 и к постепенному превращению его в “собор” всех русских святых. В заключение приведем полный список имен святых, названных в Похвальном слове Сергия (Шелонина). Его составляют: 1. “Собор” киево-печерских святых: Антоний и Феодосий Печерские, игумен Варлаам, Исаакий Затворник, Моисей Угрин, Евстратий Постник, Никон Сухой, священномученик Кукша, Афанасий Затворник, Марк Пещерник, Феофил Многослезный, Спиридон Просвирник, Алимпий Иконописец, Никола Святоша, Агапит Целитель, Григорий Чудотворец, Иоанн Затворник, Прохор Лебедник, Пимен Многострадальный, страстотерпцы Федор и Василий. (Кроме них упомянуты также: Матвей и Онисифор, Никон, Дамиан, Герасим, Ларион, Ефрем, Герман, Стефан, Нифонт, Марин, Мина, Никола, Феоктист, Лаврентий).

http://pravmir.ru/pohvalnoe-slovo-russki...

Матфея Прозорливого, когда на утрене на игуменском месте он увидел осла «и разуме, яко не востал есть игумен»; по мнению Ю. А. Артамонова, видение может трактоваться как знамение кончины Н. В. ( Артамонов. 2007. С. 18). Разработка иконографии преподобного связана с деятельностью типографии Киево-Печерского мон-ря, а именно граверов - создателей иллюстраций для печатных изданий мон-ря. Автором 2 ксилографий с образом Н. В., вошедших в 1-е издание КПП, является иером. Илия (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661, в т. ч. раскрашенный вариант (экземпляр в РГБ, инв. 5137); повторения - в изданиях 1678 и 1702 гг.). В 1660 г. он награвировал изображение для выходного листа КПП (вариант с раскраской в ГРМ - К., 1678), поля которого украсила композиция «Древо Киево-Печерского монастыря» с образами 12 святых. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские стоят по сторонам Великой церкви, из к-рой произрастают 2 виноградные лозы, уходящие вверх вправо и влево, к иконе Успения Пресв. Богородицы. В листьях-чашах лозы помещаются фигуры Киево-Печерских святых; образ Н. В. (подпись: «    ») расположен в нижней правой чаше, напротив образа игум. Стефана. Святой показан погрудно, обращенным к центру, влево, правая рука молитвенно прижата к груди; он облачен в мантию, в схиме (или в епитрахили?), на голове - куколь; его лоб прочерчен морщинами, борода средней длины, на конце клиновидная. Ксилография из цикла 40 изображений в КПП, предваряющих Жития святых, также является работой иером. Илии, выполненной, судя по надписи, 4 годами ранее (помимо изданий 1661 (Л. 126), 1678 и 1702 гг. ксилография вошла в тетрадь на 20 листах с 32 изображениями, см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 625-632; Кн. 4. С. 762). Для этой композиции был избран один из наиболее торжественных иконографических типов единоличного изображения, свойственных для образов святителей: Н. В. показан в рост, фронтально, с разведенными в стороны на уровне груди руками, правой благословляет (сложение перстов не точно соответствует благословению), а на ладони левой держит кодекс; сходство с иконографией святителей (ср., напр., гравюру иером.

http://pravenc.ru/text/2577567.html

Преподобный же отвечал ему: «Если ты так боишься меня, сделай волю мою, и возврати брату твоему престол, который дал ему благоверный твой отец». Князь на это молчал, не зная, что ответить. Ибо враг так распалил его на брата, что он не хотел и слышать о нем. А преп. отец наш Феодосий все дни и ночи молил Бога о христолюбивом князе Изяславе, велел также поминать его на ектеньях, как стольного князя и старейшего из всех, а этого, как не по закону седшего на том престоле, не велел поминать в своем монастыре. Потом, едва умоленный братией, повелел и этого князя поминать с тем, но сперва Изяслава, а потом Святослава. Видя такие раздоры между русскими князьями, вышеназванный святой Никон (который во всем содействовал постриженному им преп. Феодосию), ушел с двумя иноками на остров Тмутараканск, где поставил монастырь. Преп. же Феодосий много молил его не разлучаться с ним, пока они оба живы; но, не умолив его, остался на прочие труды жизни своей без него. Так, исполненный добродетелями и наполнив монастырь братией, уже не вмещавшейся в первоначальном монастыре, преп. отец наш Феодосий начал подвизаться, прилежно моля Бога, как и куда бы переселиться на более просторное место, и соорудить большую каменную церковь , тоже во имя Пресвятой Богородицы; Бог же явил, что молитва его о том благоприятна, а место на переселение и сооружение церкви проявил дивными чудесами. К числу их относится следующее. Один благочестивый и богобоязненный человек шел горою мимо первоначального Печерского монастыря; была темная ночь. И вот увидел он чудесный свет только над тем монастырем (как и прежде игумен Софроний, но еще больший того) – и посреди того света увидел преп. Феодосия, стоящим перед церковью, с руками, воздетыми на небо, творящим прилежно молитву к Богу. Пока он смотрел и изумлялся, явилось другое чудо: громадное пламя вышло из церковного верха и, приняв вид дуги, перешло на другой холм, и там стало тем концом, где впоследствии преп. отец наш Феодосий начал строить новую каменную церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010