Жил в темной пещере. 10. ПРЕПОДОБНЫЙ МОИСЕЙ чудотворец (20 июля) Носил железный пояс и крест своей работы. Любил псалмопение и земные поклоны 11. ПРЕПОДОБНЫЙ ИЛЛАРИОН СХИМНИК (21 окт.) По мнению некоторых, он был в миру священником села Берестова и стал митрополитом Киевским, знаменитым проповедником. В обители он писал книги в келье прп. Феодосия, в то время когда прп Феодосий прял нитки, а прп. Никон сшивал книги. 12. ПРЕПОДОБНЫЙ АРСЕНИЙ трудолюбивый (8 мая) Он никогда не был праздней, но всегда занимался или трудом, или молитвой, а пищу принимал по захождении солнца. 13. ПРЕПОДОБНЫЙ ПИМЕН постник, игумен (27 авг.) Днем занимался тяжелыми работами, ночью молился, а пищу принимал раз в неделю. 14. ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ затворник (см. 2 дек.) Жил в пещере (XIII в.), в безмолвии, и непрестанно стоял на молитве. 15. ПРЕПОДОБНЫЙ СИСОЙ схимник (6 июля) Великий пещерный подвижник. Предвидел свою кончину. 16. ПРЕПОДОБНЫЙ ГРИГОРИЙ чудотворец (8 янв.) Исцелял болящих сырыми овощами, которыми питался, пил одну воду. 17. ПРЕПОДОБНЫЕ ЛЕОНТИЙ (18 июня) и ГЕРОНТИЙ (1 апреля) Малолетние канонархи, разделяли подвижническую жизнь взрослых иноков в подземном монастыре и оба были пострижены в мантию. Прп. Геронтий произнес стих: «Изведи из темницы душу мою» — и скончался. Прп. Леонтий заступил его и, произнеся стих: «Меня ждут праведницы», предал душу свою Господу. 18. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАВЕЛ послушливый (10 сент.) Никогда не нарушал волю настоятеля и не был в праздности. В свободное время или молился, или молол на жерновах. 19. ПРЕПОДОБНЫЙ НЕСТОР некнижный (28 окт.) Ни разу не задремал во время богослужения и старался думать лишь о Боге. Не раз в церкви видел Христа и ангелов и предвидел день своей кончины. 20. ПРЕПОДОБНЫЙ ТИТ воин (27 февр., см. его житие на эту дату) 21. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАМВА (ПАМВО) послушливый и затворник (18 июля) Будучи на послушании, был захвачен язычниками и на понуждение отречься от Христа и пытки исповедал Единого Господа, могущего спасти его от плена. Ангел освободил его от уз и поставил здравым в келью.

http://sedmitza.ru/lib/text/437597/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Антоний Печерский, прп. - житие Преподобные Антоний и Феодосий Печерские (память 2 сентября, Антония - 10 июля и 28 сентября (Печер.), Феодосия - 3 мая, 14 и 28 (Печер.) августа по старому стилю) Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале II века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался. Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 г. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий. Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь. За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Матф. 10, 37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. «Видишь ли чадо, — спросил его Антоний, — что пещера моя скромна и тесна?» — «Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь».

http://pravicon.com/info-1791

Основатели Печерской обители прославились как при своей жизни, так и после смерти многими чудесами, особенно дарами помощи в скорбях, исцелений, изгнания злых духов. Скончался преподобный Антоний в возрасте 90 лет от рождения, в 1073 году. Его святые мощи положены были в пещере под монастырем, где преподобный провел в непрестанной молитве последние 16 лет своей жизни и они, как говорится в житии, «подобно мощам Моисея»... сокрыты от зрения людей. 127 В 1074 году скончался преподобный Феодосий. Через восемнадцать лет, 14 августа 1092 года, его нетленные мощи были перенесены в великую Успенскую церковь Печерского монастыря. Среди иноков Печерского монастыря было немало святых подвижников, достигших высокого духовного совершенства и благодатных дарований. Преподобный игумен Феодосий принимал в число братии людей самого разного звания и происхождения. Среди них были киевляне, выходцы из Полоцка, Чернигова и других русских городов, варяги, угры (венгры), армяне, крещенные половцы и даже сирийцы; были выходцы из княжеских родов, бывшие бояре и дружинники, купцы и крестьяне. Киево-Печерский Патерик содержит жития многих святых иноков обители, живших в Киевский период. Никола-Святоша (Святослав), князь Черниговский, употребивший все свои богатства на строительство церквей и милостыню бедным, сам пребывал в обители в непрестанном труде и молитве. Преподобный Прохор Лободник совершал особый подвиг постничества – не ел ничего, кроме хлеба, приготовленного им самим из травы лебеды. Когда в Киеве настал голод, Прохор стал кормить своим хлебом многих нуждающихся, причем вкус этих лепешек из лебеды оказался приятен и сладок. Преподобный Агапит известен как «безмездный» (т.е. не берущий платы) врач, который исцелял больных молитвой и отваром из овощей, составлявших его пищу. Преподобный Григорий Чудотворец , один из любимых учеников преподобного Феодосия, отличался великим смирением и кротостью, и приобрел особый дар молитвы, благодаря чему изгонял бесов и наказывал грабителей, покушавшихся похитить церковные сосуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда к затворнику приходили за утешительным словом, то бес, притворившийся ангелом, открывал ему их беду, и тот пророчествовал, и все подтверждалось. И никто, подобно ему, не разбирался искусно в Ветхозаветных книгах, которые он знал наизусть: Бытие, Исход, Левит, Числа, Судей, Царства и все пророчества по порядку. Хорошо помнил и все юдейские книги. А святого Евангелия и Апостольских книг, по благодати преданных нам ради нашего назидания и спасения, не желал ни видеть, ни слышать, ни прочитать, и не давал разговаривать с ним про них. И из этого всем стало ясно, что он был прельщен врагом. И тогда отцы преподобные, указываемые ниже, восстали: игумен Никон, Иоанн, удостоившийся быть игуменом после него, Пимен постник, Исаия, который стал Ростовским епископом, Матфей постник, Матфей Прозорливый, святой Исаакий Пещерник, Агапит Лекарь, чудотворец Георгий, Николай, возведенный впоследствии во епископа Тмутараканского, и Нестор, явившийся составителем летописи, Григорий, творец канонов, Феоктиктист, который сделался позже епископом Черниговским, Онисифор Прозорливый. Все перечисленные богоносцы пришли к прельщенному и помолились Богу, и выгнали беса, который впредь там не появлялся. А того отвели наружу и вопрошали его о Ветхом Завете, желая услышать от него что-нибудь. Но он поклялся, что не читает книг. Кто ранее наизусть повторял иудейские книги, тот не помнил теперь ни единого слова. Говоря проще, не ведал азбуки. Потом блаженные те отцы едва его научили грамоте. И тогда он предался воздержанию и чистоте, и смирению, и послушному житию, и всех превзошел благочестием. И позднее, за многие свои добродетели, он стал епископом Новгородским и совершил немало чудес. Представился ко Господу в 1108 году, а от его святых мощей и до сего дня совершаются множество исцелений . О самопрельщении преп. Исаакия Киево-Печерского читаем следующее: “Однажды, как обычно, когда наступил вечер, он стал класть поклоны и петь псалмы, и так до полуночи, и, утомившись, сел на сиденье свое. И когда он сидел так, как всегда, свечу погасив, внезапно засиял свет в пещере, как от солнца, такой, что мог ослепить человека.

http://sueverie.net/vanga-portret-sovrem...

Такой поступок, на наш взгляд, нельзя объяснить иначе как глубочайшей материнской привязанностью. К сожалению, нам ничего не известно о том, какие сердечные переживания пришлось перенести и смиренному юноше для того, чтобы в конце-концов обесценить материнские надежды на светский успех сына. Скорее всего, именно категоричность личного выбора — Евангелие или карьера, Христос или отчий дом — заставили Феодосия пожертвовать сыновними узами ради уз родства духовного, поминая евангельскую истину: кто любит отца или мать более Меня, не достоин Меня (Мф 10, 37). Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские Тайно покинув родительский дом, Феодосий отправился с торговым караваном в Киев. На этот раз он предусмотрительно держался на расстоянии, чтобы остаться незамеченным для слуг, посланных матерью на его поиски. Спустя три недели пешего пути, полного лишений и опасностей, ожидающих одинокого путника в дикой лесной местности, Феодосий наконец добрался до стольного града. В Киеве — одном из крупнейших и богатейших европейских городов того времени, уже насчитывалось несколько монастырей. Это были своего рода патрональные обители, основанные князьями и боярами как родовые усыпальницы. Но туда людей «с дороги» не принимали. Кроме того, в таком монастыре хитроумная мать без труда бы отыскала сына. И то и другое в равной степени послужило причиной прихода юного Феодосия к молчальнику-Антонию. Именно к нему и обратился Феодосий с просьбой принять его в число немногочисленной братии, проживавшей вместе с ним на Берестовой горе вдали от городских стен. По довольно продолжительном времени испытания постриг Феодосия совершил монастырский священник (будущий игумен) Никон, когда (согласно Патерику XVII в.) Феодосию было 23 года. Особого внимания заслуживает история, произошедшая с Феодосиевой матерью. Как и ожидалось, она долго искала сына в своем городе и окрестностях, даже назначила немалое вознаграждение тому, кто укажет ей на его местопребывание. Не ранее чем через 4 года купцы сообщили, что видели в Киеве инока, весьма похожего на ее сына.

http://pravoslavie.ru/1869.html

   Из русских митрополитов причислены к лику святых Михаил, Иларион, Иоанн II, Ефрем и Константин; из епископов: ростовские — Феодор, Леонтий, Исайя, владимирский Симон, туровский Кирилл. Особенно много видим в лике святых новогородских владык, таковы: епископы Иоаким, Лука Жидята, Никита чудотворец, известные Нифонт и Аркадий, Иоанн, участвовавший в чуде Знамения Богородицы; слава о его святости и чудесах над бесами послужила поводом к составлению сказания о поездке его в Иерусалим на бесе. Монашество    Но главным средоточием святой жизни были монастыри. За стенами монастыря грубым страстям давался полный простор; в монастыре был совершенно другой мир, где дух господствовал над плотью, мир дивных сказаний об иноческих подвигах, видениях, чудесах, сверхъестественной помощи в борьбе с бесовской силой. Подвиги монахов — богатырей духа — были поразительнее всех прежних подвигов богатырей физической силы, сияли, как выражался святитель Кирилл туровский, выше мирской власти. Этим объясняется стремление в монастырь всех лучших людей времени, стремление по крайней мере хоть перед смертью облечься в иноческий образ, которое церковь должна была даже сдерживать. Игумен Поликарп с трудом уговорил отказаться от пострижения великого князя Ростислава, представляя ему, что князьям Бог повелел жить в миру, творить суд и правду и соблюдать данную присягу. Умирая без пострижения, Ростислав горько жаловался на то, что его удержали от монашества. Некоторые поучения старались внушать, что не спасут человека один пост и черные ризы, когда он имеет злобу и неправду делает. Монастыри стали появляться у нас с самого начала христианства в Киеве и Новгороде. «Много монастырей, — говорит летописец, — поставлено от князей и бояр, но не таковы они, как те, которые поставлены слезами, постом и бдением». Таким монастырем, какой был нужен для юного христианского общества, со времен Ярослава и Изяслава явился монастырь Киево-Печерский, основанный Антонием и Феодосием. Преподобные Антоний и Феодосий    Преподобный Антоний был родом из Любеча. Пострижение свое он получил на Афоне, куда отправился для удовлетворения своего стремления к иноческому совершенству. Игумен монастыря, в котором он подвизался, понял, какую пользу его подвиги могут принести в России, и сказал ему: «Иди опять на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя имеют произойти многие черноризцы». Антоний пришел в Киев, обошел все монастыри, но ни в одном не нашел такой строгой жизни, к какой привык на Афоне, ив 1051 году поселился в пещере недалеко от города. Скоро узнали о подвижнике люди, стали приходить за благословением, а некоторые просились к нему на сожительство. Первый поселился в его пещере пресвитер Никон, постригавший потом всех, кого принимал Антоний. За ним пришел Феодосий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Евангелия же и Апостола, этих святых книг, Господом в благодати переданных нам на наше утверждение и исправление, он не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать и другим не разрешал беседовать с собою о них. И из этого все поняли, что прельщен он врагом. Не могли стерпеть этого преподобные те отцы: Никон-игумен, Пимен Постник, Исайя, что был епископом в Ростове, Матфей Прозорливец, Исакий святой Пещерник, Агапит Целитель, Григорий Чудотворец , Никола, бывший после епископом Тмутаракани, Нестор, который написал Летопись, Григорий, творец канонов, Феоктист, бывший после епископом Черниговским, Онисифор Прозорливец. И все эти богоносцы пришли к прельщенному и, помолившись Богу, отогнали беса от него, и после того он не видал его более. Потом вывели его из пещеры и спрашивали о Ветхом завете, чтобы услышать от него что-нибудь. Никита же клялся, что никогда не читал книг; и тот, кто прежде наизусть знал иудейские книги, теперь не ведал ни одного слова из них, да, попросту сказать, вообще ни одного письменного слова не знал, те блаженные отцы едва его научили грамоте. После этого предался Никита воздержанию, и послушанию, и чистому и смиренному житию, так что всех превзошел в добродетели; и впоследствии был поставлен епископом Новгорода за премногую его добродетель. И много чудес сотворил он: однажды во время бездождия, помолившись Богу, дождь с неба свел, потом пожар в городе загасил. И ныне со святыми чтут его, святого и блаженного Никиту. О ЛАВРЕНТИИ-ЗАТВОРНИКЕ. СЛОВО 26 Потом и другой брат, именем Лаврентий, захотел также в затвор войти. Святые те отцы никак не позволяли ему делать этого. Тогда Лаврентий ушел к Святому Дмитрию, в монастырь Изяславов, и затворился там. И за твердое житие его даровал ему Бог благодать исцеления. Однажды привели к нему одного бесноватого из Киева; и не мог затворник изгнать из него беса, – очень лют был: бревно, которое десять человек снести не могли, он один, подняв, забрасывал. После того, как он оставался долгое время неисцеленным, велел затворник вести его в Печерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Милостью Божией я поступил в Киево-Печерскую лавру в 1953-м году. Пришел в сентябре, как раз на праздник преподобного Феодосия. Когда наши верующие из Запорожья собрались в паломничество, я с ними вместе в первый раз поехал в Киев. Посоветовал мне посетить святыню мой друг Николай (в постриге Никон). Помню, три дня добирались из Запорожья на паровозе, который ехал небыстро, всюду останавливался, подбирал людей. Прибыл я в лавру – и уже начинается всенощная ко преподобному Феодосию. Когда Николай раньше посещал лавру, то познакомился с отцом Герасимом. И когда мы приехали на праздник преподобного Феодосия, то он повел меня прямо к старцу. Игумен Герасим (Григорий Павлович Стешенко, 1878–1956 гг.) тогда был духовником братии. Родом он был из Полтавской губернии. В молодости батюшка служил в царской армии, а в те годы, когда я пришел, конечно, уже был старенький. Он также исполнял послушание записчика. Стояла такая небольшая будка, как у милиционера, там, где сейчас казаки сидят, – при въезде на Ближние пещеры. В ней продавались открыточки с лаврскими видами, маленькие иконочки, свечки, ладан, крестики, наборы для покойников. И в церкви еще один записной ящик. А больше ничего не разрешали, все было запрещено. Иконочки верующим – и то потихоньку, из-под полы, маленькие, как карточки. А так, чтоб настоящие иконы выложили в церковной лавке, как сейчас, – такого не разрешали, ничего не давали делать и продавать. Все серьезно, с проверкой приходили. После войны, знаете, люди боялись, пережив столько всего. Кого выпустили из заключения, а кого еще держали. Гонимы же были. И вот отец Герасим, который стал моим духовником, сидел в этой будке, принимал записки, а после исповедовал причастников. Вообще батюшка был духовником и исповедовал два монастыря: наш и Покровский, и еще семинаристов. Каждый месяц его забирали на Исповедь. К тому времени, как приехал в паломничество, я уже решил уйти в лавру – в Киеве службы служатся, есть батюшки и монахи. Пришли мы с Николаем к отцу Герасиму проситься, а он мне говорит: «Почекай, я зараз й до мене в Во время обеда я сообщил ему, что хотел бы поступить в монастырь, и спрашивал, мол, как здесь – трудновато? Батюшка сказал, что надо идти к наместнику отцу Нестору.

http://pravoslavie.ru/113684.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Никита 4 мин., 13.02.2020 Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины» . Значение имени: происходит от греческого Νικτας — победитель. День памяти: 13 февраля Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский Киево-Печерская обитель — первый большой монастырь, появившийся на Руси после ее крещения. А Никита был одним из первых пострижеников обители. Жил он во второй половине XI beka, когда во главе монастыря стоял игумен Никон, ученик основателя монастыря преподобного Антония Печерского. Никита слышал о подвигах монахов Египта и Палестины, знал об отшельнической жизни преподобного Антония — и тоже хотел подвижнической жизни. Он просился у игумена Никона уйти в затвор, но тот отказывал: «Не полезно тебе, юному, сидеть праздно. Желание это выше твоих сил. Лучше тебе работать вместе с братией». Тогда инок решил действовать сам: заперся в келье и стал творить молитву. И очень скоро с ним случилось то, что христианские писатели называют впадением в прелесть: сначала Никите показалось, что рядом с ним молится кто-то еще, потом он почувствовал разлитое в воздухе благоухание и, наконец, увидел существо, которое принял за ангела. Это существо сказало ему: «Отныне молиться за тебя буду я. А ты читай книги, постигай премудрость — будешь наставлять приходящих к тебе». Никита так и поступил: бросил молиться и взялся за книги (благо, книг в Киево-Печерской обители было не счесть). Он досконально изучил Ветхий Завет и мог цитировать его на память. К нему стали ходить с вопросами и за советами, и Никита взялся наставлять людей. Со временем затворник приобрел известность. Но его собратьев-монахов всерьез беспокоило то, что он никогда не упоминал о Христе и избегал разговоров о Евангелии. А кроме того, его никогда не видели за молитвой. Никита и в самом деле не молился. А зачем? За него же молится «ангел»! Из беды Никиту вызволили собратья-монахи: они стали усиленно молиться о нем и в конце концов изгнали из юного подвижника беса (конечно, это он являлся Никите под видом светлого ангела). Когда Никита избавился от наваждения, оказалось, что он полностью забыл не только книги Ветхого Завета, но и грамоту, так что его пришлось заново учить читать! В конце концов инок покаялся и отдал себя в полное послушание духовнику.

http://foma.ru/imya-nikita.html

Одним из самых ранних пришельцев в пещеру Антония был Моисей Угрин, слуга святого князя Бориса, уцелевший после резни на реке Альте. Во время нашествия Болеслава на Русь он попался в плен к полякам и достался одной панне, которая 6 лет мучила его, склоняя на любовь. Он тайно от нее успел постричься от одного странствующего инока. Измученный истязаниями и оскопленный злой госпожой, по освобождении от нее он провел остаток жизни в пещере Антония. При великом князе Изяславе явились к Антонию один знатный дружинник князя скопец Ефрем и сын другого дружинника, Варлаам. Скоро в пещерной общине произошли важные перемены. Никон удалился в Тмуторакань, где основал новую обитель. Ефрем уехал в Царьград, где стал заниматься списыванием книг для России. Потом и сам Антоний удалился в затвор на соседнюю гору, поставив игуменом Варлаама. Он жил в затворе до самой кончины (в 1073 году), только изредка принимая участие в делах обители. В игуменство Варлаама братья выпросили у князя Изяслава всю гору над пещерой, построили на ней, вместо прежней пещерной церкви, новую деревянную церковь во имя Успения Божией Матери, поставили келии, оградили все тыном и таким образом с 1062 года открыли Печерский монастырь, пошедший, по замечанию летописца, от благословения святой горы. После Варлаама игуменом (в том же году) сделался преподобный Феодосий.   Устройство Киево-Печерского монастыря. С самого же начала своего игуменства преподобный Феодосий принялся за устроение монастыря. Число братии возросло до 100, и он позаботился введением между ними общежития. По его просьбе, Ефрем прислал из Царьграда устав Студийского монастыря, который и был положен в основание жизни в Печерском монастыре. Святой игумен принимал живейшее участие в спасении каждого брата, давал каждому спасительные советы, поучал братию в церкви; свои поучения говорил он тихо, с мольбой; во время обличительной речи из глаз его текли слезы. Он часто обходил келии, чтобы узнать, нет ли у кого, сверх общих, своих вещей, пищи или одежды, и все подобное предавал огню.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010