При преподобном Феодосии монастырь вырос и преобразился. Раньше — дюжина отшельников под руководством старца, теперь — образцовый столичный монастырь с сотней насельников, строгим и подробно прописанным уставом. Введение нового монастырского устава-типикона (был заимствован устав Студийского константинопольского монастыря) составляет особую заслугу Феодосия. Порядок богослужений, монашеская трапеза, расписание дня — все получало четкую регламентацию. Большое значение имело и то, что уставом вводилось «общежитие», то есть никто не имел ничего своего, но все было общим — даже одежда выдавалась с общего склада. По делам монастыря преподобный Феодосий много общался с боярами и князьями. Но игумен не терял кротости и не возносился — сам носил в обитель воду и дрова, ухаживал за тяжелобольными, одевался в ветхую одежду. Известен случай, когда княжеский возница, которому было поручено отвезти Феодосия до монастыря, даже не понял, что перед ним игумен, и посадил преподобного на кучерское место править, а сам лег спать на пассажирском. И только тогда осознал свой промах, когда увидел, что вельможи почтительно кланяются кучеру. Впрочем, отношения с властями не всегда были безоблачны. Когда принял постриг боярский сын Варлаам и приближенный великого князя Ефрем, то князь Изяслав грозился разогнать братию и сравнять монастырь с землей. Несколько раз монастырь оказывался на грани закрытия во время княжеских усобиц, неугодный властям Никон дважды удалялся в Тьмутаракань (Тамань), и даже Антонию приходилось уезжать в Чернигов. Но последовательная позиция отцов постепенно все повышала авторитет и укрепляла положение монастыря. Киево-Печерский монастырь долгое время был центром русского христианства. Именно отсюда распространялись по всей Руси монашеские идеалы. По киевскому образцу создавались Дальние и Ближние пещеры Псково-Печерского монастыря. Киево-Печерский патерик (сборник поучительных историй из жизни монахов) был любимейшим чтением на Руси. В монастырской типографии вручную набирались книги высочайшего качества — настоящие произведения искусства. Из Киева происходит значительная часть наших «обиходных» песнопений, из Киева к нам пришли акафисты. Вся русская церковная наука и богословское сознание и по сей день строится на богословии Киево-Могилянской академии, непосредственно связанной с Печерским монастырем. Паломничество к киевским угодникам было почти обязательным делом благочестивого человека. Вспомним хотя бы, что преподобный Серафим Саровский, задумавшись о пути к спасению, первым делом пошел в Киев — и здесь получил наставления и благословение на монашескую жизнь.

http://pravmir.ru/peshhernyj-svet/

Когда же, по преставлении преп. Феодосия, блаженный Стефан принял игуменство, опять пришел преп. Никон, побуждаемый братолюбием, чтобы посетить преп. Феодосия, и, пожалев, что не застал в живых любимого своего друга, решил прочее время жизни своей, до смерти, провести в его монастыре. И, часто приходя к его гробу, он плакал радостными слезами, и скорбя о разлучении с любимым своим братом, и благодаря Бога, что просиял в России равноангельской жизнью такой светильник, на которого он руками своими возложил святой ангельский иноческий образ. После блаженного игумена Стефана, братия, зная, что преп. Никон старше всех, и, что преп. Феодосий принял пострижение от его рук изволением Божиим, по общему решению, избрали его себе игуменом, как единонравного преп. отцам Антонию и Феодосию. В нем одном видели они образ тех двух, и с любовью покорялись ему, и во всем слушали его, как отца и наставника. Часто покушался враг-ненавистник добра, как и блаженному игумену Стефану, помешать в попечении его о душах Богом врученного ему стада, и хотел возмутить его гневом на преподобного, но ничего не успел он, и, посрамленный, бежал. Так угодил Богу этот блаженный игумен, который был стаду своему образцом чудных добродетелей, что, во время трудов его, чудотворно украсилась образами святая, Богом созданная, Печерская церковь . К земной молитве этого блаженного строителя присоединились други его, преп. отцы, Антоний и Феодосий, своими небесными молитвами, и прислали к нему иконописцев из Константинополя, и дали им при найме золота. Блаженный игумен показал тем иконописцам образ любимых другов своих, преп. отцов Антония и Феодосия, преставившихся за десять лет до того, и иконописцы признали, что именно они явились, наняли и послали их к игумену. Вместе с тем поведали они и другие дивные чудеса: как, когда они хотели вернуться, им явилась святая Печерская церковь и икона Пресвятой Богородицы, от которой они слышали запрещение не возвращаться, и как, направляя веслами ладью вниз по течению они силою неслись вверх, против течения воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В серебряной раке почивает Никон, четвертый игумен обители, сподвижник Антония и друг игумена Феодосия. Далее, по пути к третьей подземной церкви, в отдельном затворе, лежат рядом двенадцать братьев, строителей великой церкви. В предверии церкви во имя Введения покоятся четыре угодника: Исаакий затворник, Илья Муромец, богатырь земли русской, окончивший жизнь Печерским иноком, мученик Иоанн младенец и Никон сухой, великий постник, он был взят в плен дикими половцами, напавшими на Киев и ограбившими монастырь Печерский. В живе истерзанный и измученный, святой Никон чудесным образом приплыл по Днепру в свою обитель. Скорбные родители, бездетные и лишившиеся детей, прибегают с молитвою к ходатайству Иоанна младенца о даровании им чад. При выходе из церкви богомольцам дают испить ключевой воды из медного креста Марка пещерника. За церковью Введения заканчивается пещерный круг и богомольцы, возвращаясь к устью пещеры, выходят на вольный воздух, против алтаря той же Воздвиженской церкви, из которой они спустились в Антониевы пещеры. Глубокий овраг отдляет ближние пещеры от дальних. Чрез него, в виде моста, перекинута деревянная галерея, которая и приводит к Зачатиевской церкви. Зачатиевская церковь построена над одним из входов в дальние пещеры, но ход из церкви неудобен, ибо очень тесен и крут. Для большего удобства устроен наружный ход, на востоке от церкви. Многими ступенями спускаются поломники с вершины холма и приходят в небольшую каменную башню, служащую преддверием пещеры. Оттуда с зажжёнными свечами богомольцы снова спускаются в подземелье. После довольно долгого перехода, ничем не ознаменованного, поломники проходят мимо затворов преподобного Пафнутия и Афанасия; за сим следует затвор преподобного Дионисия, бывшего блюстителя этих пещер. При этом Дионисие случилось чудо. Во время пасхальной утрени он обходил пещеру с кадилом и крестом и в избыток духовной радости воскликнул, обращаясь к почивающим угодникам: «святые отцы и братия, Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» отвечали ему преподобные. После этого чуда Дионисий удалился в пещеры и жил в затворе до конца дней своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Один человек, собираясь в дорогу и имея у себя ковчежец полный серебра, принес его в монастырь преподобного отца нашего Феодосия и дал его на сохранение одному черноризцу, именем Конону, как своему знакомцу и другу. Это видел один из братии, именем Николай, и, соблазненный бесом, украл и скрыл серебро. Войдя в келью свою и осмотрев ее, Конон не нашел того серебра. Поверженный в великое беспокойство, со слезами молился он Богу, призывая часто преп. Феодосия, чтобы помощью его не быть посрамленным перед тем, кто дал ему серебро на сохранение. После молитвы, он немного уснул и видел во сне преп. Феодосия, говорящего ему: «То, о чем ты беспокоишься, по дьявольскому наущению взял черноризец Николай и скрыл в пещере». Преподобный показал ему и место, говоря: «Иди и, никому не говоря о том, возьми свое». Проснувшись, он был в великой радости и, поспешно встав и зажегши огонь, пошел на указанное место, где нашел по слову святого отца. Взяв серебро, он принес его в келью, хваля и славя Бога и прославляя угодника Его преп. Феодосия. Было и такое событие. Один из клириков святой великой Софийской церкви тяжко болел, сжигаемый огненным недугом; придя немного в себя, он молил Бога и преп. отца нашего Феодосия об ослаблении болезни; и, едва он уснул, увидел преп. Феодосия, дающего ему свой жезл, со словами: «Возьми и ходи с ним». Проснувшись, он почувствовал, что горячка покинула его, и болезненность его прекратилась, и поведал бывшим с ним о явлении преподобного. Таким образом, придя в силу, он пошел в Печерский монастырь и рассказал братии, как исцелился от болезни молитвами преп. Феодосия. Они, слыша это, прославили Бога, давшего такую благодать своему рабу, их отцу. Вот еще что произошло силою преподобного спустя немалое время от кончины его, о чем и вспомним при конце этого нашего повествования. Когда блаженный игумен Стефан, по дьявольскому наваждению, был изгнан из монастыря преп. отца нашего Феодосия и преп. Никон, который, по преставлении преподобного, пришел снова с вышеназванного острова Тмутараканска, принял игуменство, в это время приспели дни Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Феодосия издана Яковлевым по пергаменному списку Патерика 1406 года. По «Иконописному Подлиннику»: «преподобный Феодосий подобием сед, власы просты, брада подоле Власиевы, на конец появилась мало космачками маленькими тонкими на двое, ризы преподобническия, багряныя темныя, исподь вохряная, схима на плечах, в руке свиток, а в нем написано: «се обещаю вам, братие и отцы, яко аще и телом отхожу от вас, но духом всегда буду с вами». 41. Преподобный Никон игумен, преставися в лето 6596 месяца марта в 23 день Пришел к преп. Антонию в пещеру уже иереем и иноком. Там постригал он приходящих, по назначению преп. Антония. Из любви к безмолвию оставил Киевскую пещеру и стал подвизаться при море Азовском близ Тмутаракани (Тамани). В конце своей жизни Никон возвратился в Киево-Печерскую обитель, где братия вторично предоставила ему игуменство в 1083 году. При нем пришли из Царьграда иконописцы, и греческие купцы привезли мозаику. Ум. 23 марта 1088 года. Мощи в пещере Антониевой. Память в день преставления (Филарет, Р. Св., март, стр. 110). 42. Преподобный Варлаам игумен, преставися в лето 6000 Сын знаменитого в свое время полководца Яна Вышатича; пришел в пещеру к преп. Антонию и пострижен там преп. Никоном. Переходя в другую пещеру для безмолвия, преп. Антоний поставил его вместо себя начальником братии, жившей еще в пещере. Варлаам устроил над пещерою небольшую деревянную церковь и келлии, но, по воле великого князя Изяслава, в 1057 г. переведен на игуменство в основанный князем Дмитриевский монастырь. Двукратно странствовал на восток и в последнем из этих путешествий (1065 года) скончался в Святогорском монастыре близ Владимира Волынского. Оттуда мощи его перевезены и почивают в пещере Антониевой, где во имя преп. Варлаама устроена в 1691 году пещерная церковь . Память 19 ноября (Филарет, Р. Св., ноябрь, стр. 188). 43. Преподобный Стефан игумен, преставися в лето 6000 Вероятно тот самый, который был преемником в игуменстве преподобного Феодосия и окончательно перевел братию в новый монастырь на горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Кроме Печерского монастыря в Киеве существовало также два богатых княжих монастыря: Георгиевский, основанный Ярославом Мудрым, сыном Владимира, и Дмитриевский, основанный Изяславом Ярославовичем, куда в игумены взят был бывший игумен Печерского монастыря Варлаам, непосредственный предшественник преподобного Феодосия. Летописец, очевидно, выразил мнение, бытующее в стенах Печерского монастыря, когда писал: «Изяслав поставил монастырь Святого Димитрия, хотя створити вышний сего монастыря (т.е. Печерского) надеялся богатству» . Но иным был промысел Божий – господствующее значение в Киеве и всей Руси выпало на долю Печерского монастыря. По объяснению прп. Нестора, произошло это потому, что основан он «слезами, пощением, молитвою и бдением» . Сегодня уже классической датой основания Киево-Печерского монастыря считается 1051 год, подтверждение этого мы находим в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца. Эта начальная летопись, прекрасное и единственное в своем роде произведение, не только положила начало летописному делу на Руси, но и сохранила память о начальных событиях Русской истории. Эта летопись является одним из существенных условий нашего исторического самосознания, и как говорит один из дореволюционных исследователей: «Без этой летописи наша история представляла бы из себя книгу без начальных листов» . Преподобный Нестор упоминает только о втором возвращении Антония и о его поселении в Иларионовой пещере, при этом не указывая тот факт, что о своем прибытии в Киев преподобный старец сообщил князю Ярославу. Поэтому можно согласиться с мнением митрополита Евгения (Болховитинова), что о подвиге великого монаха стало известно уже при Изяславе Ярославиче, который часто обращался к преподобному Антонию за духовной беседой и благословением . С большой долей вероятности можно предположить, что только после 1054 года к преподобному Антонию прибывают подвижники, желающие уединения и молитвы. В числе собратьев прп. Антония были иерей Никон, постриженик одного из Киевских монастырей и 23-летний Феодосий. Таким образом, первое Антониево братство состояло только из четырех монахов: по благословению прп. Антония преподобным Никоном в монахи был пострижен Феодосий, а через некоторое время и преподобный Варлаам, первый игумен Печерский.

http://bogoslov.ru/article/4722495

Наступил час исполнения диавольского обещания, и инок, увидев бесов, воскликнул: “Вот, отче, пришли!” Тогда игумен, схватив его, сказал: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги ему, прельстившемуся рабу, и не предай его нечистым бесам в обладание!” Бесы окружили прельщенного и старались вырвать его из рук старца, но последний запретил им, и они, не имея возможности взять того, кто был почти совсем уже в их руках, схватили его мантию и скрылись. Когда через некоторое время похищенная мантия слетела сверху и упала на землю, старец сказал иноку: “Видишь ли, безумный, что сделали бесы с твоей мантией? Ведь точно так же они хотели поступить и с тобой, и ты бы предал им окаянную свою душу.” Затем он снова взял его в монастырь, заставил служить в пекарне и поварне и участвовать в прочих монастырских службах и этим, смирив его помыслы, спас инока. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 363). 893. Повесть о преподобном Никите Киево-Печерском, попавшем в сеть бесовской прелести См. также: Затвор своевольный ; Непослушание ; Пророчество ложное ; Самообольщение ; Своеволие ; Слава человеческая . Был в дни преподобного игумена Никона один брат по имени Никита. Этот инок, желая, чтобы славили его люди, замыслил великое дело не Бога ради и начал проситься у игумена войти в затвор. Игумен запрещал ему, говоря: “Сын мой! Нет тебе пользы сидеть праздно: ты еще молод. Лучше тебе оставаться среди братий своих, работая им, ты не лишишься мзды своей. Сам ты видел брата нашего, святого Исаакия, как прельщен был он от бесов. Только и спасли его великая благодать Божия и молитвы преподобных отцов Антония и Феодосия, которые и доныне многие чудеса творят.” Никита же сказал: “Никогда не прельщусь я, как он. Прошу же у Господа Бога, чтобы и мне подал Он дар чудотворения.” Никон в ответ сказал: “Выше сил прошение твое. Берегись, брат мой, чтобы, вознесшись, не упасть. Велит тебе наше смирение служить святой братии. Ради них дастся тебе венец за послушание твое.” Но Никита никак не хотел внять тому, что говорил ему игумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

В продолжении пещерных галерей, в порядке, почивают: преподобный Анатолий, в затворе подвизавшийся. Преподобный Спиридон просфорник; на ежедневной молитве он прочитывал всю псалтырь, от начала до конца, и умер с молитвенным перстосложением. Блаженный Арефа, в затворе проведший последние дни жизни и ныне почивающий в затворе; Живя в келии, он имел богатство; когда последнее было украдено, Арефа долго грустил, не взирая ни на какие увещания братии; Бог дивно вразумил его в болезни: понял Арефа, что не его, а Божьи сокровища похищены, что не плакать, а радоваться следовало ему, и он изменился – прошла вся страсть к стяжанию, молитва и подвиги сопричислили его к лику святых. Преподобные Феофил и Сисой, оба в затворе подвизавшиеся. Преподобный Алипий иконописец; вместе с иконописцами греческими, Алипий участвовал в украшении Киево-Печерской Лавры. Преподобный Онисифор исповедник, пресвитер саном, муж, совершенный во всякой добродетели, сподобившийся от Бога дара прозорливости, так что видел в сердце всякого человека согрешения его. Преподобный Симон, епископ Владимирский и Суздальский. Он написал жития святых печерских и сказания о создании Великой церкви. Поклоняясь гробу Симона, надлежит помнить эту великую его заслугу; много имён великих подвижников не было бы известно нам без житий, написанных Симоном. Скончался в 1226 году. Преподобный Никон, четвёртый игумен Печерский. Он первый пришёл в пещеру к преподобному Антонию, вместе подвизался и постригал поступавших в монастырь, в том числе и преподобного Феодосия, которого особенно любил Никон и почитал до смерти. Он прославился тем, что при нём только Великая Лаврская церковь украсилась. К нему пришли иконописцы из Греции, чудесно договорённые явившимися им старцами; а старцы эти были – уже отошедшие в жизнь вечную преподобные Антоний и Феодосий. Так. сам Господь помог и украсить церковь , как прежде – построить её. Преподобный Феофан, в посте подвизавшийся и известный под именем постника. Преподобный Макарий, мученик Анастасий, диакон, скончавшийся в 1190 году; Авраам трудолюбивый, затворник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иконописцы, явившиеся после такого чудотворения, поспешно, при усердии блаженного игумена, приступили тогда к делу украшения святой церкви, и чудеса все не оскудевали. Сама икона Пресвятой Богородицы изобразилась в алтаре мусией, просияла ярче солнца, из уст ее вылетел голубь, как подробно описано в сказании о церкви Печерской. Все это было по небесным молитвам преп. отцов наших Антония и Феодосия и еще тогда по земным блаженного игумена Никона. Когда и сам приснопамятный игумен, преп. отец наш Никон, различными подвигами равноангельского жития своего украсил уже всю Печерскую обитель, он, в долговременных трудах, почил в Господе в год от создания мира 6596, от Рождества же Христова 1088, при великом князе Киевском Всеволоде Ярославиче. И был он положен телом в той же своей святой Печерской обители, в пещере, где чудотворным нетлением мощей своих свидетельствует о блаженстве своем, которым и по смерти чудотворно украшает свою святую обитель. А духом переселился он к обителям небесным, чтобы наслаждаться пречудным зрелищем Бога, уже не в образах, но лицом к лицу, с единонравными своими друзьями, преп. отцами Антонием и Феодосием, где они, как три светильника, предстоят престолу трисиятельного Божества, просвещаемые вечною славою и молятся о нас, чадах своих, как отцы, да сподобимся мы быть наследниками их благодати и славы, будучи угодны Господу, Ему же слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Житие преподобного отца нашего Варлаама, игумена (19 ноября) Он был игуменом в пещере еще прежде сложения монастыря Печерского, а потом игуменом монастыря св. великомученика Димитрия. Он много потерпел от родителей своих за иночество и был странником ко святым местам Когда преп. отцы наши Антоний, Феодосий и Никон в темной пещере, как три светильника, сияли добрыми делами, достойным предстоянием перед престолом Святой Троицы приходил к ним часто, наслаждаясь медоточных слов, исходящих из уст их, этот блаженный Варлаам. Преп. Варлаам приходит к преп. Антонию

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Афанасий, затворник. Еразм. Лука, эконом. Агапит, врач безмездный. Феофил и Иоанн, во единой раке почивающие. Нектарий. Григорий, иконописец. Кукша. Алексий, затворник. Савва. Сергий, послушливый. Святитель Меркурий, епископ Смоленский. Пимен, многоболезненный. Нестор, летописец. Евстратий, преподобномученик. Елладий, затворник. Иеремия, прозорливый. Моисей Угрин, преподобномученик. Иоанн, многострадальный. Марк, гробокопатель. Никола святоша, князь Черниговский. Григорий, чудотворец. Онисим, затворник. Матфей, прозорливый. Исаия, чудотворец. Авраамий, трудолюбивый. Нифонт, епископ Новгородский. Силивестра. Пимен, постник. Онуфрий, молчаливый. Анатолий. Алипий,иконописец. Сисой, затворник. Феофил, затворник. Арефа, затворник. Спиридон, просфорник. Онисифор, исповедник. Симон, епископ Суздальский. Никон, игумен. Феофан, постник. Макарий, преп. Анастасий, диакон. Святые дванадесять мастеров зодчие церкви Печерския. Авраамий, затворник. Исаакий, затворник. Илия Муромец. Иоанн, младенец. Никон, сухой. Ефрем, епископ Переяславский. Тит, иеромонах. Евфросиния, княжна Полоцкая. Иулиания, княжна Ольшанская, и св. мироточивые главы числом тридесять, почивающие в Дальних пещерах, и будите нам помощники в жизни сей, во исходе души и будущем веце. Память их 23 сентября. Молите Бога о нас преподобний отцы Киево-Печерские, почивающие в Дальних пещерах. Моисей, чудотворец. Лаврентий, затворник. Иларион, схимник. Пафнутий, затворник. Мартирий, диакон. Феодор, князь Острожский. Афанасий, затворник. Дионисий, затворник. Феофил, епископ Новгородский. Зинон, постник. Григорий, чудотворец. Ипатий, врач и целебник. Лукиан, священномученик. Иосиф, многоболезненный. Павел, послушливый. Сисой, схимник. Нестор, некнижный. Памва, затворник. Феодор, молчаливый. Софроний, затворник. Панкратий иеромонах, затворник. Анатолий, затворник. Аммон, затворник. Мардарий, затворник. Пиор, затворник. Мартирий, затворник. Руф, затворник: в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Вениамин: по выходе из церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010