5) ЦЕРКОВЬ над святыми вратами во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. 6) КОЛОКОЛЬНЯ каменная готической Архитектуры, строенная во времена Царя Бориса Годунова с боевыми часами. Она заложена в 1599 году, Сентября 1, при Вологодском Архиепископе Ионе и при Корнилиевском Игумене Иосифе, а окончена в 1604 году при Игумене Алексие. Строил её мастер инок Матфей. 7) Конюшенные СЛУЖБЫ каменные, а вокруг всего монастыря ОГРАДА деревянная, вновь перестроенная в 1811 году Игуменом Германом. С северной стороны за монастырём был в древние времена обширный пруд с монастырской мельницей, устроенный и ограждённый высоким земляным валом ещё от самого Преподобного Корнилия. Но ныне на месте оного уже луг. Около сего монастыря есть несколько минеральных железистых ключей, из коих наипаче один весьма действенен во врачевании болезней. Он расчищен около 1765 года, жившим в Вологде Сербским Генералом Иваном Хорватом для пользования себя от болезни. Из достопамятных происшествий, в сем монастыре бывших, замечательны: 1) посещения оного Великими Князьями Василием Васильевичем, Иоанном Васильевичем, Василием Иоанновичем Царём Иоанном Васильевичем в проезд Их в Белоезерский Кириллов и другие Вологодские и Белоезерские монастыри для богомоления. 2) Во время Игумена Лаврентия, пребывающему Преподобному Корнилию в монастыре своём уже в безмолвии, находили на Вологодскую страну Татары, и почти все места и монастыри разорили; но обитель Преподобного Корнилия оставили невредимой от нашедшего на них страха; а Преподобный Корнилий с братией своей тогда удалился было на Ухтому в Белоезерскую область. 3) Из монастыря сего произошли многие знаменитые святостью и основанием славных в России монастырей Настоятели, как-то: Геннадий Сурский, ученик и сотрудник самому Преподобному Корнилию, Филипп Ирапский, Даниил Шушгорский, Кирилл Новоезерский, Иродион Илоезерский, Симон Сойгинский и другие. Из древних достопамятных вещей сего монастыря доныне уцелели только 1) ризы Преподобного Корнилия из белой камки и часть его власяницы; 2) подлинная ставленая грамота, данная ему от Всероссийского Митрополита Симона в 7009/1501 году; 3) общежительный устав Преподобного Корнилия, сочинённый им для братии монастыря сего, в 15 главах; 4) несколько подлинных грамот, жалованных сему монастырю от Великих Князей и Царей Российских; 5) описание жития, подвигов и чудес Преподобного Корнилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Президент отметил, что Церковь играет важнейшую роль в поддержании межнационального и межрелигиозного согласия в стране. 24 мая. ПРАВМИР. Президент РФ Владимир Путин направил Патриарху Московского и всея Руси Кириллу поздравление с тезоименитством, сообщает Интерфакс-Религия со ссылкой на пресс-службу Кремля. «Неустанные первосвятительские труды снискали Вам высокий авторитет в России и за рубежом. Под Вашим началом Русская православная церковь оказывает большое влияние на нравственное состояние и развитие нашего общества. Совместно с государством выполняет востребованную просветительскую и социальную миссию», — говорится в поздравительной телеграмме. Президент отметил, что Церковь играет важнейшую роль в поддержании межнационального и межрелигиозного согласия в стране. «Церковь многое делает для приобщения молодежи к историко-духовному наследию, к традициям веротерпимости и патриотизма. И здесь примером служит Ваша личная открытость к диалогу с людьми разных поколений и духовных традиций, приверженность общечеловеческим ценностям мира, справедливости и добра. Убежден, что под Вашим предстоятельством Русская православная церковь будет и впредь нести столь высокое, общественно значимое служение», — сказано в послании главы государства. Ожидается, что поздравить патриарха Кирилла с праздником приедут руководители государства. Их ждут в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре. 43 года назад, в апреле 1969 года, тогдашний председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Никодим (Ротов) в домовой церкви в Серебряном Бору совершил монашеский постриг студента Ленинградских духовных школ Владимира Гундяева с наречением имени Кирилл. Будущий патриарх, рожденный в день обретения мощей преподобного Кирилла Новоезерского, принял постриг в день памяти святителя Кирилла, епископа Катанского, ученика апостола Петра, а имя в иночестве получил в честь святого равноапостольного Константина-Кирилла. Святой просветитель славян, таким образом, стал для патриарха Кирилла примером в развитии искусства проповеди, соединяющей живость и доступность с глубиной и убедительностью.

http://pravmir.ru/vladimir-putin-pozdrav...

Людям, интересующимся вопросами патрологии, будет интересна статья, посвященная святителю Кириллу, архиепископу Александрийскому, знаменитому отцу и учителю Церкви V века. В статье, помимо биографических данных, подробно представлен обзор богословских творений святителя, их современных изданий и переводов. Особое внимание уделено богословским взглядам св. Кирилла Александрийского и его полемике с ересиархом Несторием. Следом за данной статьей идет публикация о другом великом отце и учителе Церкви — святителе Кирилле, епископе Иерусалимском. Продолжая тему блока статей «Кирилл», стоит обратить внимание на публикации о знаменитом русском старце новейшего времени — архимандрите Кирилле (Павлове), духовнике Троице-Сергиевой лавры ; священномученике Кирилле (Смирнове), митрополите Казанском, прославленном в Соборе новомучеников и исповедников Русской Церкви. Также заслуживают внимания статьи, посвященные выдающимся подвижникам эпохи «золотого века» русского монашества, — преподобным Кириллу Белозерскому и Кириллу Новоезерскому, а также основанным ими монастырям на Русском Севере: Кирилло-Белозерскому Успенскому и Кириллову Новозерскому в честь Воскресения Христова мужским монастырям. Продолжая тему русских монашеских обителей, следует также упомянуть статью о древнем Кирилловском Свято-Троицком монастыре в Киеве. В материале также представлена историческая справка и информация о культурном и историческом наследии обители, в которой сохранился храм XII века с росписями домонгольского времени и выполненными при реставрации в конце XIX в. работами выдающегося русского художника Михаила Врубеля. В новый том вошли статья «Киреевский Иван Васильевич», рассказывающая о выдающемся русском философе и публицисте первой половины XIX века, его сочинениях и воззрениях, а также статья, посвященная его брату, — Петру Васильевичу Киреевскому, знаменитому фольклористу, переводчику и публицисту, участнику споров между славянофилами и западниками. В новом томе «Православной энциклопедии» имеется также блок статей, рассказывающих о святых и прочих исторических личностях с именем Кир, среди которых можно выделить статью о Кире II Великом, основателе персидской империи Ахеменидов, и статью о святых мучениках-бессребрениках Кире и Иоанне.

http://patriarchia.ru/db/text/3698629.ht...

С XIV века русское монашество обрело определенные характерные национально-русские черты. Обыкновенно основатель монастыря происходит из зажиточной семьи, чаще всего из служилой (боярской) 2 или купеческой 3 , реже из крестьян 4 . Это значит, что с детства он был грамотным. С чтения духовных книг, житий и хождения в церковь начинается его духовное образование, которое побуждает в нем непреодолимое стремление к уединению и иноческому житию. После кратковременной или долговременной внешней и внутренней борьбы он покидает родительский кров и тайком уходит в какую-нибудь не особенно удаленную обитель. Там начинается его подвижничество. Он с терпением и смирением выполняет самую тяжелую и грязную работу, приходит в церковь раньше других и простаивает до конца. Послушничество его продолжается несколько лет. Потом, получив благословение настоятеля, он уходит из монастыря, чтобы найти новое уединенное место, где он мог бы продолжить свое аскетическое делание. Иногда он долго странствует по русским монастырям, редко доходит до святой горы Афон. Дремучая, непроходимая Северо-Восточная Русь была надежной лесной пустыней, которая укрывала от суетного мира и способствовала внимательной духовной жизни. Многие из древнерусских подвижников начинали свое пустынножительство даже без предварительного послушничества в монастыре. Например, преподобный Сергий Радонежский, его брат Стефан, преподобный Савва Вишерский и др. Подвижник живет в шалаше (преподобные Сергий, Кирилл Новоезерский) или в дупле дерева (преподобные Герасим Болдинский, Павел Обнорский), спит на листве или мху. Он собирает лесные ягоды и коренья (преподобный Нифонт Кожеезерский), иногда в подвешенную им корзинку ему подают хлеб — это все его пропитание. Днем и ночью он молится, ветхое платье не может укрыть его от суровой русской зимы, а летом мучают духота и насекомые. Живя в одиночестве, отшельник с любовью относится к окружающей его природе, он приручает зверей и птиц, делит с ними пищу. Когда Сергий Нуромский пришел навестить Павла Обнорского, то увидел, что стаи птиц вились около Преподобного.

http://pravmir.ru/traditsionnoe-prirodop...

Автор Жития Лонгина Коряжеского – текста весьма безыскусного, почти лишённого риторических пассажей и традиционных элементов топики, при описании места, в котором поселился будущий основатель Николо-Коряжеского монастыря, также упоминает его пустынность и заболоченность: «Прииде же началник Логин во уезд Соли Вычегодцкой вверх Вычегды реки на усть Коряжемки реки в пусто место и возлюби себе житие пустынное. И вселися ту в пустынное место (...). Место же (...) ту было пусто и вельми блатно и мокро» 1594 . Примеры можно было бы продолжить – их огромное количество. Добавлю, что, описывая радость подвижника, вселившегося в пустыню, которую он «любляше, яко младенец матерне обьятие» (Житие Макария Унженского) 1595 , агиограф часто использовал библейский образ «пустынелюбной горлицы» ( Пс.83:4 ), которая в агиографической традиции символизирует любителя пустынного безмолвия, и шире – чающих спасения христиан (см., например, жития Сергия Радонежского, Димитрия Прилуцкого, Антония Сийского, Сергия Нуромского и др.). 4 . Основной составляющей пустыннической топики являются, безусловно, аскетические сюжеты и мотивы. Эта группа топосов используется при описании «трудов и подвигов» святого, направленных на умерщвление его плоти и укрепление духа. а) Основной пищей отшельника, и в византийской, и в русской агиографии, традиционно является то «пустынное былие», которое, по выражению автора Жития Онуфрия Великого, «сладко в устах паче меда» 1596 . В русских памятниках этот топос присутствует в различных вариантах. Так, например, Александр Свирский , по свидетельству его Жития, смешивал былие с перстью: «И в та лта не вкусих никакоже хлба, но былие, иже от земля самовъзрастшее, с перстию смсив и адох. А иногда же, чадо, нколико время доволно едину токмо персть ядях» 1597 . В Житии Никандра Псковского указывается название травы, которой долгие годы питался подвижник: «Оттоле же прииде в то же пустынное место и ту трудолюбно поживе много лет 15, питался травою, еже нарицается уж, около же преподобного хижи той ростяше» 1598 . Кирилл Новоезерский, по свидетельству его Жития, питался в пустыне болотной травой вахтой, сосновой корой и грибами 1599 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1621 году по такому же точно поводу и таким же образом совершилась канонизация преп. Авраамия Галицкого и Чухломского, которому собор в этом году, на основании акта, составленного посланною для проверки совершившихся от раки этого святого чудес комиссией и засвидетельствовавшего достоверность их, установил и оиределил праздновать день кончины его 20 Июля, и совершать службу по церковному чиноположению 490 . Ко времени этого же патриарха относится и канонизация Варлаама Важеского, Иоанна и Логгина, Яренгских чудотворцев. Канонизация преп. Варлаама Важеского совершилась в 1630 г., когда Новгородским митрополитом Киприаном свидетельствованы мощи преподобного; тогда же сделано было распоряжение и о праздновании памяти его (19 июня), и в его имя построен был придельный храм 491 . Житие преп. Варлаама, написанное иноком Сийского монастыря Ионою, явилось в 1589 году 492 . Преп. Иоанн и Логгин, Яренгские чудотворцы, были канонизованы при патриархе Филарете, хотя точно год канонизации их и неизвестен. В 1624 году инок Илия Телов донес патр. Филарету о чудесах, совершавшихся при мощах праведников. Вследствие сего Новгородским митрополитом Макарием предписано было произвесть на месте точное изследование о чудесах св. Иоанна и Логгина. Разыскание оправдало донесение инока Илии 493 . После этого, вероятно, и было им установлено празднование. При патриархе Иосифе были канонизованы: св. благоверный князь Георгий Всеволодович, мощи которого были открыты в 1645 году, и тогда же было установлено празднование памяти его 494 ; преп. Кирилл Новоезерский, поводом к канонизации которого послужило открытие в 1648 году мощей его; при чем для свидетельствования их послан был Вологодский архиепископ Маркелл. После этого, вероятно, и установлено было празднование ему во всей Русской Церкви 495 . В 1652 году были причтены к лику святых св. Филипп II, митрополит Московский, и преп. Даниил Переяславский. Местное празднование св. Филиппу, по мнению преосв. Макария, было установлено еще в 1591 году, когда мощи этого святого с дозволения государя и благословения патриарха Иова перенесены были из Тверского Отроча монастыря в Соловецкий 496 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобные Кассиан и Лаврентий игумены Комельские В списке св. угодников Вологодских, составленном Киевским митрополитом Евгением 180 , находятся между прочими Кассиан и Лаврентий – игумены Комельского монастыря; но кроме некоторых сведений, находящихся в житии самого пр. Корнилия, до нас не дошло никаких известий об этих учениках и преемниках пр. Корнилия. Вероятно это произошло от того, что современники преподобного, пораженные величием его подвигов, как бы не замечали и не обращали должного внимания на труды и подвиги его учеников, как при ярком свете луны не заметно бывает блистание звезд; оттого и то, что во всякое другое время показалось бы удивительным и достойным памяти, – они считали делом обыкновенным тем более, что тогдашнее братство Корнилиева монастыря изобиловало подвижниками, старавшимися во всем подражать своему учителю и превзойти друг друга в добродетели. Однако все это не только не служит к унижению пр. Кассиана и Лаврентия, а еще более их возвышает. Уже одно то, что они самим Корнилием признаны были достойными быть его приемниками, когда в числе братии монастыря находились: Кирилл Новоезерский, Симон Сойгинский, Филиип Иранский, Иродион Илоезерский, Даниил Шушгорский и Геннадий Любимский – показывает, каковы были пр. Кассиан и Лаврентий. Выходя из монастыря в пустыню, пр. Корнилий сказал плачущей братии, что где он ни будет, сердце его всегда будет с ними; мог ли же он отдать свою братию руководству этих лиц, если бы не был вполне уверен, что они могут заменить его? Из 90 человек монастырской братии пр. Корнилий мог выбрать себе преемников способных и достойных и если его выбор пал па Кассиана и Лаврентия, то мы можем заключать отсюда, что это были лучшие и первые из его учеников; единодушное согласие братии на их избрание в игумены показывает, что и братия ценила их высошя добродетели. Таковы были эти св. старцы, о жизни которых нам почти ничего неизвестно. Преподобный Лаврентий также ученик Корнилия, проводил жизнь свою в трудах, посте и молитве, стараясь подражать в них своему наставнику и все более и более усовершаясь в иноческих подвигах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Память его совершается в день его кончины, 19 мая. Что идеал Преп. Корнилия полностью соответствовал духовным потребностям его современников, показывает влияние, оказанное его монастырем и Уставом. «Еще при жизни Преподобного, шесть учеников его основали монастыри по русскому северу, седьмой – по его смерти. Большинство из них было причислено к лику святых. Из них Геннадий († 1565) вместе к Корнелием трудился над основанием Костромского и Любомирградского монастыря. Ему Преподобный как бы завещал свою кротость. Геннадий любил беседовать с крестьянами в полях и ночевал в их избах, не уставая поучать их, – черта не обычная в русских житиях. Кирилл Новоезерский († 1532) унаследовал от Корнилия любовь к странничеству. Двадцать лет он бродил по северной Руси, по лесам и городам, босой и в рубище, никогда не ночуя под кровлями, но по преимуществу на церковных папертях. Потом основал свой монастырь на острове посреди Нового озера, в 30 верстах от Белозерска. Его образ по житию представляется несколько более строгим, в сравнении с его учителем. Многочисленные чудеса, запись которых велась и в XVII веке, свидетельствуют о широком народном его почитании. Его чтил и Грозный; ему приписывают предсказание о бедствиях Смутного времени. В XIX веке он заслонил в народном почитании древнего Кирилла. «Яснее других для нас образ Преп. Антония Сийского († 1558). Новгородский крестьянин, он ушел из мира овдовев, уже в зрелых летах. Он постригся в одном из северных монастырей. Походив по дикому северу, среди болот и озер у самого Студеного моря, он, наконец, основал свой монастырь на речке Сии, в Холмогорском уезде. Неутомимый труженик, он много пролил пота на скудной, неродящей северной земле, любил и ловить рыбу в уединении отдавая себя на съедение болотным комарам: подвиг Преп. Феодосия, который восстановлен на севере Александром Свирским . Любитель пустыни, он оставил свой монастырь на попечение поставленного им игумена, хотя перед кончиной должен был вернуться, по требованию братии. Этот пустынник, забравшийся в такую глушь, тем не менее нашел нужным войти в сношения с Москвой, посылал к Василию III просить разрешения строиться на государевой земле; внушал своим монахам молиться о даровании наследника вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Корм от него в Кириллове был 9 февраля. Ряд лиц мирского и духовного чина, сосланных в монастырь на заключение, не ограничивается князем Хворостиным. В 1620 году здесь жили до отправки в Тобольск немцы Ганс Локмин и Матюшка; в 1647 году томился в заключении крестьянин Мишка Иванов, обвиняемый в чародействе и наговоре. Собинный друг царя Алексея Михайловича боярин Борис Иванович Морозов в Кириллове монастыре нашел убежище от народного неудовольствия, вызванного налогом на соль. Борис Иванович здесь находился еще в августе 1648 года, что видно из царской грамоты от 6 августа, в которой царь Алексей Михайлович писал: «Ведомо нам учинилось, что у вас в Кириллове в Успеньев день бывает съезд большой из многих городов всяким людям; а по нашему указу теперь у вас в Кириллове боярин наш Борис Иванович Морозов, и как эта грамота вам придет, то вы бы боярина нашего Бориса Ивановича оберегали от всего дурного». Монастырские власти, заботясь о царском любимце, отправили его в Кирилло-Новоезерский монастырь. При архимандрите Моисее здесь были в ссылке (1660 г.) дьяк Третьяк Василий, стольник Григорий Милославский (1665 г.) и посадский человек с Белоозера Аникий Грошников (1666 г.). Здесь скончался (1682 г.) тесть царя Алексея Михайловича, дед по матери императора Петра Великого, боярин Кирилл Полуехтович Нарышкин, лишенный царских милостей по проискам боярина Милославского. В конце XVII века здесь находился под началом раскольник донской казак Оленшин. Из ссыльных XVIII века известны солдат Бархатов, живший на пропитании (1721 г.), певчий Михаил Корноухов, сторож денежного двора Григорий Ефимов. Из духовных лиц, томившихся на Белоозере в Кириллове в заключении замечательны: архиепископ Вологодский Нектарий, разрешенный грамотою 1621 года патриарха Филарета; игумен Афонской горы Феофан (1664 г.), архимандрит Муромского Спасского монастыря Антоний; Нижегородский митрополит, здесь скончавшийся, Исайя, прибывший в ссылку около 1704 года; архимандрит Рождественского Владимирского монастыря Гедеон (1621 г.). Самым знаменитым узником Кириллова монастыря был патриах Никон, живший здесь под именем старца Никона 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Вся жизнь Корнилия была одним непрерывным служением Богу и ближним, как светильник, поставленный на свещнице, он светил современникам своими добродетелями. Среди многочисленного сонма святых подвижников Вологодской стороны преподобный Корнилий занимает одно из первых и самых видных мест. Он воспитал множество святых учеников, ставших впоследствии основателями монастырей: Кассиан и Лаврентий, игумены Комельские (память 16/29 мая), Кирилл Новоезерский (память 4/17 февраля), Иродион Илоезерский (память 28 сентября/11 октября), Геннадий Любимоградский (память 23 января/5 февраля), Адриан Пошехонский (память 5/18 марта) и другие. Игумен Лаврентий еще 10 лет после старца охранял в мире собранную им паству и вместе с бывшим игуменом Кассианом избрал себе последнее пристанище близ гроба блаженного своего учителя. Общецерковное празднование преподобному Корнилию — 19 мая/1 июня — установлено 25 января 1600 года святителем Иовом, первым Патриархом Московским и всея Руси (память 19 июня/2 июля). Житие преподобного составлено его учеником Нафанаилом в 1589 году. Позже были составлены тексты службы и похвального слова святому. Сохранился и устав иноческой жизни, отличающийся простотой и опытностью духовной. Корнилий, игумен Палеостровский, Олонецкий, преподобный Преподобный Корнилий, игумен Палеостровский, Олонецкий родился в Пскове. Принял монашеский постриг в зрелом возрасте и вначале проходил монашеские подвиги в Валаамском монастыре. Затем через Финляндию он прошел к Белому морю и просвещал там язычников, не раз подвергаясь смертельной опасности. Некоторое время преподобный Корнилий странствовал по монастырям и пустыням, собирая бесценный опыт пустынножительства среди смиренных отшельников и подвижников. В конце XIV века, по завершении своих многополезных странствий, он отправился на Онежское озеро в поисках уединенного места для жизни в безмолвии и молитве. Красота местоположения и безлюдность Онежского острова Палей (Вспалье) привлекли отшельника, и он поселился здесь, выстроив себе небольшую келлию. Богомыслие и молитвенный подвиг стали основой его уединенной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010