Преп. Никифор пришел к преп. Александру уже иноком и в веригах, пришел тогда, как основан был монастырь на Свире: великий подвижник принял Никифора и потом с утешением смотрел на его подвиги в общежитии. И если препод. Никифор стал жить у преп. Александра в 1510 г., то он прожил под руководством пр. Александра в его обители около 7 лет. В 1518 г. он просил у великого аввы благословения поклоняться печерским угодникам Божьим. «Иди, наперед повидайся с рабом Божьим Кириллом новоезерским», отвечал авва. Послушный ученик исполнил волю аввы. Когда прибыл он на берег Новоозера: то, утомленный трудом, заснул. Кирилл, окончив вечернее правило, поспешил переплыть на лодке озеро и разбудил странника. Изумленный путник просил прощения. Кирилл, поклонившись ему, сказал: «ты благослови меня, – ты послан препод. игуменом и духовным братом Александром посетить меня грешного». Никифор понял, кто говорит с ним. Восемь дней пробыл после того Никифор у препод. Кирилла, наслаждаясь духовными беседами его. С восторгом радости возвратился он к своему авве и пересказал, что видел и слышал у преп. Кирилла. «Теперь можешь идти в Киев, по твоему желанию», сказал Александр. Окончив благочестивое странствование свое до Киева, препод. Никифор, по благословению аввы, поселился на Важозере, там, где подвизался пр. Геннадий. – Это вблизи с. Сермакса, где жили и почили родители преп. Александра. Авве Александру, конечно, приятно было, что так близко от Сермаксы будет обитель молитвенников и они будут молиться о покое родителей его. Искренний ученик его исполнил то, что было приятно великому авве. Мало-помалу он собрал к себе любителей пустынной жизни, построил храм в честь преображения Господня и завел общежитие. Здесь подвизался он до кончины своей, последовавшей 9 февраля 1550 года. 261 Над мощами препод. Геннадия и Никифора вскоре поставлена была часовня, в ней гробница. Память подвижников чтили благоговейно. 262 Обитель в 1764 г. была закрыта, но с 1800 г. храм ее приписан к Свирскому монастырю, находящемуся в 12 верстах. 263 10 ч. Преподобный ПРОХОР печерский

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сын белозерского жителя Даниила Текутова Симеон имел горб. Отец привез его в монастырь и положил его на гроб святого. После молебна отрок стал укрепляться и по окроплении святою водою совершенно исцелел. Другой раз заболел сам Даниил. Он также был привезен своими родителями в обитель и выздоровел по прикосновении ко гробу преподобного и по окроплении святою водою. Инок Новоезерской обители Мартиниан совершенно изнемог от зубной боли. Узнав, что иноки Тихон, Иоанникий и Геронтий получили исцеление у гроба преподобного, он пошел ко гробу, помолился пред ним и, взяв в рот святой воды, получил исцеление. Старец Макарий из Карельской стороны, постриженник Сенного монастыря, пришил жить в обитель преподобного, но, имея сварливый и своевольный характер, скоро начал тяготиться строгим строем жизни в обители и перешел в Белозерский монастырь. Здесь он впал в тяжкую болезнь, много страдал и, придя в раскаяние, стал молиться преподобному Кириллу. Получив после молитвы облегчение, он прибыл в монастырь преподобного и едва приблизился к его гробу, как был повержен невидимой силой на землю и лежал целый день без движения. Когда он пришел в себя, братия приложили его ко гробу и он получил исцеление. Сев у гроба, Макарий рассказал братии, что он видел бесов, которые повергли его на землю и мучили, пока явившийся благообразный седой старец с блистающим челом и с жезлом в руке не разогнал их. Старец дал ему четки и сказал: «Восстань, брат, будь здоров и не греши более». Некоему Викулу из окрестной обители, долгое время страдавшему изнурительной лихорадкой, преподобный Кирилл явился во сне в разорванной ризе, какую носил при жизни, в сопровождении мужа в светлых одеждах, державшего в руках Евангелие, и сказал: «Иди в обитель блаженного Кирилла, ибо исцеления многие бывают от гроба его, и если с верою придешь и помолишься святому, то будешь исцелен». Поступив так, Викул избавился от болезни. От той же болезни получил исцеление у гроба преподобного житель Белозерска Елевферий. Во время распространившейся в России болезни железы, от которой умирало много народа, в городе Белозерске заболел этой болезнью житель Василий Евфимиев и все его домашние. Василий и его жена уже потеряли всякую надежду на выздоровление и готовились к смерти. Однажды больной почувствовал некоторое облегчение, впал в дремоту и в дремоте, почти бессознательно, обратился с молитвой к преподобному Кириллу. Тотчас ему явился святой и спросил: «О, Василий, ты болен?» «Весьма болен, даже до смерти», — ответил ему Василий. «Если хочешь быть здоров со всем домом своим, — сказал преподобный Кирилл, — то иди в мой монастырь и получишь там исцеление». Василий посетил обитель, исцелился сам и все его домашние.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

И все-таки снова и снова рождались на Руси отроки, с юности мечтавшие о высоких духовных подвигах по примеру древних отцов. Вот и дворянский сын Кирилл в 15 лет сбежал в обитель, принял там постриг и стал духовным чадом преподобного Корнилия Комельского. Корнилий сам прошел школу аскезы в Кирилло-Белозерском монастыре, потом странствовал по Руси в поисках духовного руководства, а потом бежал от славы человеческой сначала в Тверскую Савватьеву пустынь, а оттуда в Комельский лес и прожил там отшельником 19 лет, терпя не только лишения, но и нападения злых людей и разбойников. Только в 60 лет он построил церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и основал обитель. Почти в каждом житии подвижников того времени повторяется одна и та же история: инок, пройдя в монастыре школу внешней аскезы, созревает для безмолвия и, благословляемый старцем, уходит в лесные дебри, повергая себя в пучину опасностей и скорбей, выдержать которые можно только при полноте веры и всецелом предании себя Промыслу Божию. А довершив там школу внутреннего совершенствования, вновь входит в общение с людьми. Но при первой возможности снова стремится вернуться в безмолвие. Таково и житие Корнилия Комельского и его ученика Кирилла Новоезерского, который по благословению своего духовного отца 20 лет странствовал в поисках образцов для подражания, а потом в 1517 году построил близ Белозерска, на острове посреди Нового озера, две церкви — в честь Воскресения Христова и Богоматери Одигитрии — и две кельи — для себя и для будущей братии. Вскоре к нему присоединились другие отшельники и образовался Кирилло-Новоезерский монастырь. Великие князья и цари жаловали ему богатые вклады и вотчины. «…и гнев великий на людях» Кирилл, хоть и стал игуменом, сам рубил лес, строил, пахал землю, сажал овощи. Его духовный авторитет признавала вся братия, случаи прозорливости и исцеления им больных были бесчисленны. Причем происходило все как-то очень просто: приехал, к примеру, в обитель больной князь Пеньков — игумен Кирилл босой, в рваной рясе служил литургию в нетопленом храме, в таком холоде, что никто не мог выстоять с ним всю службу. А отслужив, дал князю выпить святой воды, и тот «стал здоров».

http://foma.ru/pomnite-tjurmu-v-kaline-k...

Преподобный Исидор Пилусиот происходил от богатых и благородных родителей александрийцев, был очень образован. Оставив родителей и богатство в молодости, удалился в пустыню близ г. Пилузии, при устье реки Нила, в Египте, отчего и называется Пилусиот. Тут он прославился долголетним строгим подвижничеством и тем привлек к себе многих сподвижников. Услышав о высокой жизни и редких духовных дарованиях св. Златоуста, Исидор путешествовал в Константинополь, чтобы послушать наставлении его. Так как и он был блестящих способностей, то вполне усвоил себе дух и качества Златоуста. Избранный в настоятеля обители, он внушал братии и подтверждал своим, примером скромность в одежде, хранение безмолвия, скудость пищи и благотворительность к бедным. Из своего уединения он писал многим наставления, сообразно их знанию, состоянию и возрасту. Высшее свое счастье поставлял в том, если удавалось ему спасти какую-либо погибавшую душу. Принимал участие в защищении истинного учения против еретика Нестория, который учил, что Пресвятая Богородица родила не Богочеловека, а просто человека И. Христа, с Которым уже по рождению соединился Бог и обитал в нем, как обитал в Моисее и других пророках; и потому называл г. Христа Богоносцем, а Матерь Его, св. Деву Марию, Христородицей. Побудил императора Феодосия собрать Собор (3-й Вселенский) против Нестория. По своим творениям Исидор считается одним из великих отцов Церкви. Все сочинения его глубоки по содержанию и просты по изложению. Скончался св. Исидор около 436 года. Преподобный Кирилл Новоезерский – постриженик преподобного Корнилия Комельского (память 19 мая) и основатель Воскресенской Новоезерской обители, на Красном острове, в 15 верстах от Белоозера. Будучи еще отроком, он имел сильное желание посвятить себя иноческой жизни и тайно ушел из родительского дома в Комельскую обитель. Здесь, несмотря на юношеские лета, с полным усердием и любовью совершал иноческие подвиги и работы, а свободное время употреблял на чтение священных книг. Затем 7 лет подвизался в пустыне, где потом основал обитель. Много терпел св. Кирилл от рыболовов, которые видели в нем человека, как бы могущего мешать их промыслу, и от разбойников, досадовавших, что на острове поселились люди, которые могут знать их беззаконные дела. За святую жизнь Кирилл обладал даром чудотворений, преставился в 1582 г. Мощи его открыто почивают в основанном им Новоезерском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Никаких сведений о нем не найдено. Не канонизирован. 285. Преподобный Моисей прозорливый инок на посаде Бела озера, в Троицком монастыре преставися в лето 6000 Троицкий Устьшехонский монастырь, в котором подвизался блаж. Моисей, перенесен с устья реки Шексны на посад г. Белозерска около 1480 года, а потому преп. Моисей жил, вероятно, в конце XV или в XVI веке. Чтится местно (Филарет, Рус. Св. февраль, стр. 135). 286. Преподобный Кирилл игумен Воскресенскаго монастыря, Новоезерский Белый в Красном острове, Белозерский чудотворец, преставися в лето 7040 месяца февраля в 4 день Родом из г. Галича (Костромского), сын родителей благочестивых из дворянского рода Белых или Белого, в ранней юности принят преп. Корнилием в Комельскую его обитель и вскоре пострижен с именем Кирилла. Вслед за сыном пришел и отец его и также принял пострижение. По смерти отца, юный подвижник Кирилл, с благословения преп. Корнилия, пустился странствовать, ища места для безмолвного отшельничества. После семилетнего странствования, в 1507 году, он из Тихвина пошел к Белуозеру; с Кобылиной горы он увидел Новое озеро и на нем Красный остров. Пустынник под высокою елью устроил себе хижину, выпросил у соседних крестьян Красный остров для основания обители, поставил другую келью, сборную для ожидаемой братии, соорудил две малые церкви Вознесения Христова и Одигитрии. Вероятно тогда, как испрашивал он благословение архипастыря на освящение храмов своих, посвящен он был в сан священства. Один за одним стали собираться к Кириллу искатели безмолвия. Ум. 4 февраля 1532 года. Мощи преп. Кирилла обретены были нетленными, при основании нового храма монастырского, освидетельствованы и в 1652 году перенесены в новый храм, где и ныне почивают открыто. (Рассказы из Ист. Рус. Церкви, стр. 367 и след.). Житие, по замечанию В.О. Ключевского , писано в первые годы XVII в. монахом, вступившим в монастырь Кирилла в конце XVI в. В этом житии можно заметить несколько мелких неточностей; но весь запас биографических известий почерпнут по-видимому из хороших источников: кроме изустных сообщений учеников Кирилла, автор намекает и на записки, замечая, что

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Ударили в колокол к утрени и игумен Лаврентий с братиею с великою честью на головах понесли тело отца своего в церковь , где немного успокоившись от слез и рыданий, совершили воскресную службу. В тот же день весть о кончине пр. Корнилия разнеслась по окрестности; в понедельник по утру собрались игумены ближайших монастырей и по совершении Божественной литургии при чрезвычайном стечении народа, при всеобщем плаче и рыдании, многотрудное тело преподобного было погребено близ церкви Введения во храм Богородицы, – в 41 год по пришествии Корнилия на это место и на 82 году от рождения его. Великий подвижник своим примером и наставлениями воспитал много мужей высокой духовной жизни, бывших впоследствии основателями других обителей, так его обитель сделалась рассадником иночества. Преподобные Кассиан и Лаврентий – игумены Комельские, Кирилл Новоезерский, Иродион Илоезерский, Симон Сойгинский, Геннадий Любимский, Филипп Иранский, Адриан Пошехонский, Даниил Шужгорский были его пострижениками и учениками. Вскоре Бог прославил своего угодника. Многие из его учеников и посторонние люди, знавшие преподобного лично и бывшие свидетелями его подвигов и чудес, совершенных им еще при жизни, начали призывать его и по смерти, посещать могилу старца и по вере своей получали просимое. Поэтому уже на четвертый год по преставлении старца, как в его монастырь, так и в вологодском Софийским соборе и во всей вологодской стране стали ублажать его, как угодника Божия, и совершать память его по особо сочиненной службе. Были ли в это время записываемы в Корнилиеве монастыре чудеса, совершавшися при гробе преподобного, неизвестно, так как в 1552 году случился в монастыре пожар, во время которого сгорели даже некоторые жалованные монастырю грамоты. В древнем рукописном житии преподобного значится только 10 чудес и сам жизнеописатель говорит, что он написал из многого малое, только то, что было пред ним незадолго 177 . Вот некоторые из чудес преподобного. Комельский помещик князь Семен Иванович Гагарин, сделавшись нездоров, приказал везти себя в монастырь пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В сер. XVIII в. выполнен образ 7 Белозерских святых и мч. Мины, предстоящих Св. Троице (в изводе «Сопрестолие»), из ц. Благовещения Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (КБМЗ). На иконе «Собор Белозерских чудотворцев» посл. четв. XVIII в. из ц. Богоявления в Белозерске показаны 9 святых: Н., Иродион Илоезерский, Мартиниан и Ферапонт Белозерские, Зосима Ворбозомский, Кирилл Белозерский, Кирилл Новоезерский, Даниил Шужгорский, Филипп Ирапский. Преподобные стоят фронтально в 2 ряда, в облачном сегменте изображен Спаситель, благословляющий 2 руками. Н. помещен слева вверху, рядом с прп. Иродионом Илоезерским, по традиции он одет в схиму. Композицию этого образа точно повторяет исполненная в масляной технике икона Белозерских святых нач. XX в. (часовня во имя прп. Кирилла Новоезерского в Белозерске). Размещение образа Н. рядом с прп. Иродионом Илоезерским, вероятно, не случайно и связано с тем, что святые были прославлены примерно в одно время. Появление икон с сюжетом «Собор Белозерских святых», а также лицевого сборника с Житиями Белозерских преподобных было связано с формированием Собора Белозерских святых. Но поскольку Белозерье так и не выделилось в самостоятельную адм. единицу, то отдельный Собор Белозерских святых не получил церковно-юридического признания, и Белозерские святые вошли в Собор Вологодских и Белозерских святых, к-рый был установлен в янв. 1756 г. по благословению еп. Вологодского и Белозерского Серапиона (указ об установлении Собора см.: ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Ед. хр. 2051. Л. 4-5). На иконе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Н. представлен в центре нижнего ряда правой группы предстоящих Вологодских святых ( Романенко. 2003. Вкл. Рис. 19, 20). Впосл. Белозерские святые вошли в состав Собора Новгородских святых (установлен предположительно ок. 1831). Н., как и др. Белозерские преподобные, изображен в композиции «Собор Новгородских святых» на иконе кон. XIX - нач. XX в. из ц. во имя ап. Филиппа в Вел. Новгороде (на иконах XVIII в. под святым с именем «Нилъ», очевидно, подразумевался прп. Нил Столобенский). Преподобный представлен (вполоборота вправо) в 5-м ряду крайним слева, рядом с преподобными Антонием Вологодским и Кириллом Новоезерским. Он одет в схиму, руки воздеты в молитвенном жесте. Композиция повторена в хромолитографии Е. И. Фесенко (Одесса, 1902; частное собрание).

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Опечалился преподобный Александр, но как ни отговаривал его, тот не соглашался остаться с ним в пустыни. Тогда преподобный предложил Никифору исполнить особое поручение. Преподобный Александр поручил Никифору отправиться в Новоезерскую обитель, испросить у преподобного Кирилла – игумена Новоозерской обители – благословения и молитв, побеседовать с ним о жизни ради спасения души, монастырском благоустройстве и, исполнив это, возвратиться назад. Никифор отправился в путь. Отпуская Никифора в путь, преподобный Александр дал ему послушание – не нанимать лодку в окрестных к Новоезерской обители селеньях, дабы переправиться в обитель находящуюся на острове. Дорогою долго размышлял Никифор о словах преподобного. Для чего, думал он, дано запрещение переезжать в обитель? И тут же понял, что молитвами преподобного будет с ним какое-то чудо. Отправившись в путь, он за несколько дней прошел почти 300 верст и пришел к западной стороне Нова-озера, в село Кобылина гора, которое отстояло от обители верстах в двух и отделялось от нее озером, посреди которого на острове и находился монастырь. Помня заповедь своего учителя, преподобный Никифор не сел в лодку и не просил никого из местных жителей перевезти его. Он пошел на пустынный лесистый берег и остановился у камня за версту от монастыря. А как был уже вечер, а он утомился от пути, то, помолившись, прилег отдохнуть. В это время Кирилл, после вечернего богослужения, совершал с братией по обычаю акафистное пение Пресвятой Богородице. Прозревши духом о прибытии Никифора и желая поскорее увидеться с ним, начал, к удивлению братии, ускорять службу. По окончании службы он благословил братию на отдых, а сам сел в лодку и отправился к путнику. Управляемый ангелом, он переплыл озеро и пристал к тому самому берегу, где отдыхал преподобный Никифор. Проснувшись, но не зная еще, что за старец его разбудил, Никифор просил его благословения. Кирилл же в ответ сам поклонился до земли и тоже просил благословения сомолитвенника, преподобного Александра. Тут понял Никифор, кто говорит с ним, и тогда оба исполнились духовной радости. В это время воссиял над ними солнечный свет. Братия, наблюдая издали за ними, увидели это чудное явление и в память о нем на этом месте построили впоследствии часовню.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В недавнее время в Задненикифоровой пустыни построен каменный храм во имя преподобных Никифора и Геннадия, основателей пустыни. Преподобные Геннадий и Никифор были учениками преподобного Александра Свирского , но один раньше, другой позже. Оба они были основателями пустынной жизни на Важеозере; но один жил здесь ..отшельником, другой основал общежительную пустынь. По древней службе препод. Геннадию, он был наследником богатого имущества; но, раздав все нищим, отправился к препод. Александру, который жил один на Свири; не хотелось великому отшельнику нарушить своего уединения принятием кого-либо в свою келью: но усердные мольбы Геннадия заставили расстаться с любимым уединением, – Геннадий остался учеником и сподвижником Александра. Спустя несколько годов, препод. Александр благословил Геннадия искать себе уединения в другом месте. Геннадий поставил себе келью на Важеозере и здесь подвизался отшельнически; впоследствии дозволил он двум-трем ученикам поставить хижины подле своей кельи, для безмолвной молитвы. Пред кончиною своею, авва сказал ученикам: «на этом месте будет храм и киновия». Отшельник почил, вероятно, в 1516 г. января 8-го дня. Препод. Никифор пришел к препод. Александру уже иноком и в веригах, пришел тогда, как основан был монастырь на Свири; великий подвижник принял Никифора и потом с утешением смотрел на его подвиги в общежитии» И если препод. Никифор стал жить у препод. Александра въ1510 году, то он прожил под руководством препод. Александра в его обители около 7 лет. В 1518 г. он просил у великого аввы благословения поклониться Печерским угодникам Божиим. «Иди, наперед повидайся с рабом Божиим Кириллом Новоезерским», отвечал авва. Послушный ученик исполнил волю аввы. Когда прибыл он на берег Новоозера, то, утомленный трудом, заснул. Кирилл, окончив вечернее правило, поспешил переплыть на лодке озеро и разбудил странника. Изумленный путник просил прощения. Кирилл, поклонившись ему, сказал: «ты благослови меня, – ты послан препод. игуменом и духовным братом Алекоандром посетить меня грешнаго». Никифор понял, кто говорит с ним. Восемь дней пробыл после того Никифор у препод. Кирилла, наслаждаясь духовными беседами его. С восторгом радости возвратился он к своему авве и пересказал, что видел и слышал у препод. Кирилла. «Теперь можешь идти в Киев, по твоему желанию», сказал Александр. Окончив благочестивое странствование свое до Киева, препод. Никифор, по благословению аввы, поселился на Важеозере, там, где подвизался препод. Геннадий. Это – вблизи с. Сермакса, где жили и почили родители препод. Александра. Авве Александру, конечно, приятно было, что так близко от Сермаксы будет обитель молитвенников и они будут молиться о покое родителей его. Искренний ученик его исполнил то, что было приятно великому авве. Мало-помалу он собрал к себе любителей пустынной жизни, построил храм в честь Преображения Господня и завел общежитие. Здесь подвизался он до кончины своей, последовавшей 9-го февраля 1550 года 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Место обители отличается красотой, и писатели житий обычно отмечают это. С высокой горы увидел преподобный Кирилл Белозерский необъятное пространство, покрытое озерами и лугами, орошенное с одной стороны Шексною и признал тут место, указанное ему Богом. Герасим Болдинский избрал себе место над потоком, где стоял огромный дуб. Кирилл Новоезерский поселился под елью на крутом берегу Нового озера. Преподобные, поселяясь у рек, выбирали место у самого устья (пре­подобные Пафнутий Боровский, Кассиан Углический, Пахомий Нерехтский, Арсений Комельский и др.), если селились в озерной местности, то на берегу большого озера (преподобный Нифонт Кожеезерский), в средоточении малых, часто на острове (преподобные Нил Столобенский, Антоний Сийский). Удивительно, что эту дивную красоту реальным образом указал им Господь. Вначале новые монастыри живут по особножительному уставу. Каждый брат строит себе собственную келью, обрабатывает свой огород, заботится о своей одежде и пропитании, занимается рукоделием, а потом выменивает за свои изделия хлеб у крестьян. По своему разумению он молится, а все вместе собираются только на богослужение. Жизнь напоминает палестинскую лавру преподобного Саввы. Но постепенно многие монастыри переходят на киновии. При общежительном уставе ни у кого из братии нет личного имущества, работают они на монастырь, а он обеспечивает их пищей и одеждой. Все, что приносит огород или крохотное поле, идет в монастырский погреб. Монахам запрещено питаться у себя в кельях или хранить в них съестные припасы. Братия получает одинаковую пищу. Все послушания в монастыре распределяются настоятелем, без его разрешения и благословения ни один инок ничего не начинает. Новоначальные иноки отдаются в послушание пожилым монахам и во всем исполняют их волю. Часто такие взаимоотношения носят характер старческого руководства. Большую роль в древнерусском монастыре играла личная духовная одаренность основателя; особое значение имели те обители, где основателями были лучшие представители древнерусского подвижничества, чьи заветы соблюдались долго после кончины основателя.

http://pravmir.ru/traditsionnoe-prirodop...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010