Жизнь на Красном острове начинается в первую очередь с преодоления десоциализации, этого родимого пятна юродивых, осознанно рвавших все традиционные связи с обществом и его институтами. Прибыв на Новое озеро, Кирилл налаживает эти связи и, что нельзя объяснить иначе, как божественным вмешательством, почти сразу окрестные жители, а также представители гражданской и церковной администрации начинают сотрудничать с преподобным, принимают активное участие в деле устроения монастыря. Более того, помощь жителей Андопольской веси (ближайшей к монастырю преподобного) словно восполняет Кириллу ту инфантильную беспомощность, привычка к которой сложилась за 20 лет странствий. Придя на остров, Кирилл устраивает себе лишь убогую хижину под могучей елью, приклоняя ее лапы к земле, после чего спешит завести знакомство с окрестными крестьянами. Местные жители с радостью встречают преподобного, видят в нем Божиего посланника и сначала помогают выстроить келью, срубив растущие вблизи вековой ели деревья, а после выстраивают и другие здания будущего монастыря: кельи для прочих иноков, две церкви – Воскресения Христова и иконы Богоматери Одигитрия, хозяйственные строения. В скором времени выстроенные андопольцами кельи заселяют иноки, привлеченные именем славного подвижника и ученика преподобного Корнилия, начинается история Новоезерской обители преподобного Кирилла Белого (именно так называли современники святого и выстроенный им монастырь). Житие не много говорит об уставе Новоезерского монастыря, почти не повествует о настоятельской строгости преподобного Кирилла по отношению к нерадивым насельникам, которые всегда есть среди братий. Лишь один или два раза в тексте звучит некоторый намек на вразумление легкомысленных иноков. Так, брат по имени Кириак, занимавшийся в обители рыболовным промыслом, тяжело заболевает в день кончины Кирилла: он лежит в расслаблении и не может восстать с одра болезни. Кирилл является болящему уже после своей смерти и велит тому приложиться к своей гробнице. Кириак приходит к могиле преподобного в благоговейном ужасе и со слезами исповедует ему, как живому, свои прегрешения. О том, какого рода прегрешения возвещает Кириак почившему настоятелю, Житие умалчивает, но есть все основания предполагать, что то были прегрешения против самого преподобного и устава его обители.

http://pravoslavie.ru/110738.html

Антипа); «Господь Вседержитель, с предстоящими преподобными Александром Ошевенским и Никодимом Кожеозерским» 1728 г. из с. Турчасова (АМИИ). На иконе 1825 г., написанной мастером онежской иконописной артели И. И. Богданова-Карбатовского , среди избранных святых, поклоняющихся образу Преображения, преподобные Н. и Феодосий Тотемский, свт. Николай Чудотворец (Укозерский) и мц. Стефанида (АГМДЗиНИ); на иконе 1-й пол. XVIII в. (собрание Ф. Р. Комарова) вместе с Н. представлены прп. Александр Ошевенский, свт. Петр Московский и прп. Сергий Радонежский. В кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., когда Кожеозерский мон-рь был закрыт, Н. почитался наряду с другими каргопольскими подвижниками: преподобными Александром Ошевенским, Кириллом Челмогорским и Пахомием Кенским. На иконах этого времени Н. изображали в сложившейся иконографии предстояния: так, на образе «Преподобные Александр Ошевенский, Пахомий Кенский, Никодим Кожеозерский и Кирилл Челмогорский - Каргопольские чудотворцы», XVIII в. под металлическим окладом кон. XIX - нач. ХХ в. (ц. Рождества Пресв. Богородицы Каргополя), святые представлены в рост, попарно, в молении Иисусу Христу; Н.- справа, в молении, вместе с прп. Кириллом Челмогорским, облачен в мантию и схиму с опущенным на голову куколем; длинная изогнутая борода подчеркнута вырезом в окладе иконы. В составе деисусных чинов этого времени образ святого встречается в паре с изображениями основателей разных мон-рей: «Преподобные Макарий Унженский и Никодим Кожеозерский» сер. XIX в., вероятно, письма иконописца Владимирской губ. М. К. Сказываева, происходящей из часовни мучеников Флора и Лавра дер. Семёновская на Кенозере (Кенозерский нац. парк; см.: Небеса и окрестности Кенозерья: Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие ист.-культ. ландшафт Нац. парка «Кенозерский». М., 2009. С. 303-305. 21), «Преподобные Кирилл Новоезерский и Никодим Кожеозерский» 3-й четв. XIX в. из Никольской ц. дер. Сырья (АМИИ). Н. изображали на нек-рых иконах «Собор Новгородских чудотворцев» расширенного извода в период формирования этой композиции.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Только с воцарением императора Василия I Македонянина (867–893) был освобожден из темницы преподобный Николай и по желанию царя поставлен снова в игумены Студийского монастыря, хотя и отговаривался своею старостию от этого настоятельства. Теперь, хотя и не надолго, успокоился наконец много пострадавший, пользуясь великим уважением, с которым стали относиться к нему все, в особенности после того, как Бог прославил его даром целений и предведения будущего, как бы в указание того, что преподобный Николай был одним из тех верующих, про кого сказал Христос: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» ( Ин.15:12 ). Мирно скончался преподобный Николай на 75-ми» году от рояидения, 4-го февраля 868 года. 19 Ркп. житие препод. Кирилла с чудесами, писанное в 1620 году, у Царского 162, 682, в Импер. библ. 731, 733. Извлечение в прологе 4-го февраля. – Так как житие написано довольно поздно после кончины препод. Кирилла: то неудивительно, что в нем встречается несколько неточных показаний. 20 Надпись жития: «февраля 4-го житие препод. отца нашего Кирилла-игумена Белаго, Новоезерскаго чудотворца». В ист. акт. 2, 401. Белой Никита Васильевич воевода осадный. По летописи Белый Василий дьяк. Карамз. 7, пр. 152. 187. 21 Так показано в ркп. житии. В летописи, присоединенной в конце жития, сказано, что Кирилл пришел к Корнилию в 1481 году. Но тогда Корнилий еще не жил в Комельском лесу. В житии сказано: «пришед отрок ко вратам монастыря видит иноков монастыря (Комельского); хощу, рече, видети игумена». По житию Корнилия это не могло быть раньше 1501 г., когда Корнилий облечен саном священства и стал начальником обители, жив с 1497 года отшельником в Комельском лесу. 22 В ркп. житии показано 15 лет: но это – неточность, обличаемая житием Корнилия и годом кончины Кирилла. 23 Жития февраль, стр. 51: «в подвиге трудного странничества провел он до двадцати лет». Слишком много. Если Кирилл прожил у Корнилия с 1501 г. не менее 10 лет: то после того до 1517 г. остается для странствования не более 7 лет. – В числе растений, которыми питался пр. Корнилий в пустыне, поставляется «вахта» – трава северного климата, menyanthes.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Как-то разбойники приплыли на челнах к Красному острову на Новом озере. «Сыны беззакония, – грозно сказал отшельник, преподобный Кирилл Новоезерский, при встрече с ними, вы забыли, что есть грозный суд правды Божией и на пустой остров явились для грабежа, и у пустынника думаете найти корысть? Что вы делаете? Все мое серебро в моей келье...» Один из разбойников поспешил в келью преподобного, а на других вдруг напал мрак; скоро из кельи послышались жалобные вопли их товарища: он просил избавить его от двух юношей, которые нещадно его били... Ослепленные разбойники стали просить преподобного отпустить их с миром. Старец отпустил их со словами: «Вперед не злодействуйте, чтобы не быть в аду». В другой раз воры сняли колокола у бедного храма обители и спешили переправиться на другой берег, но заблудились и должны были вернуться в обитель. «Зачем вы пришли сюда?» – спросил их преподобный Кирилл. Те пали к ногам его и просили прощения. «Еще не бывало того, – сказал Угодник Божий, – чтобы кто был счастлив чужим добром. Алчешь чужого – потеряешь свое. Вор не бывает богат, а бывает горбат. И с умом воровать – беды не миновать... Заработанный ломоть лучше краденого каравая. Помните эту народную мудрость». Затем велел накормить их и отпустил с миром (116, 147). Авва Серапион рассказывал: «Когда я был молод... встав однажды от трапезы, по действию диавола, похитил я одну долю хлеба и съел ее тайно от моего аввы. И как я продолжал это делать некоторое время, то, преобладаемый уже страстью, не мог преодолеть себя, но только одна совесть меня осуждала, а сказать старцу я стыдился. Случилось же, по устроению человеколюбивого Бога, прийти некоторым людям к старцу ради душевной пользы. Старец сказал им: «Ничто столько не причиняет вреда монахам и радости демонам, как утаение помыслов от отцов духовных». Он говорил им и о воздержании. Я же, сокрушаясь о грехах, в страхе начал плакать, потом выбросил похищенный хлеб и, повергшись на землю, просил прощения. Старец сказал: «Чадо! Твоя исповедь освободила тебя от плена, и ты, произнося осуждение себе, убил в укрывательстве уязвляющего тебя демона». Вдруг нечистая сила, как огненное пламя, вышло из пазухи моей... и храмина наполнилась смрадом. Тогда старец сказал: «Знамение это свидетельствует о твоем освобождении» (98, 62–64).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вступительное слово Святейшего Патриарха Кирилла на 27-м заседании Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов по изданию «Православной энциклопедии» 11 марта 2015 г. 17:46 11 марта 2015 года в Сергиевском зале Храме Христа Спасителя в Москве состоялось 27-е заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов по изданию «Православной энциклопедии» . Со вступительным словом к участникам заседания обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Уважаемый Сергей Борисович! Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемый Сергей Семенович! Уважаемые члены Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов! На сегодняшнем, уже двадцать седьмом, совместном заседании Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов я хотел бы, прежде всего, представить 34, 35 и 36 тома «Православной энциклопедии», вышедшие в свет в 2014 году. Отрадно, что все тома были выпущены в надлежащие сроки и сейчас доступны читателям. Среди сотен статей, начинающихся на букву «К» и вошедших в эти тома, можно выделить несколько наиболее значимых комплексов по различным сферам церковно-научного знания. Прежде всего, это десятки статей, связанных с деятельностью Отцов Церкви, святителей, преподобных, с подвигом новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также статьи о деятелях Православной Церкви с именами Кирилл, Климент и Константин, среди которых наиболее важны: — комплекс материалов о святом равноапостольном императоре Константине Великом и статья о святом равноапостольном Кирилле, учителе Словенском; — статьи об Отцах и Учителях Церкви Кирилле Александрийском и Кирилле Иерусалимском, Клименте, папе Римском; — статьи об основателях монастырей преподобном Кирилле Белозерском и преподобном Кирилле Новоезерском; Весьма важное значение имеют статьи о Кипрской Православной Церкви, о многочисленных епархиях и монастырях Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей. Стоит также отметить статьи церковно-канонического характера: Кодексы императоров Юстиниана и Феодосия; в статьях по библеистике — статью о послании апостола Павла к Колоссянам. Как обычно, в «Православной энциклопедии» придается большое значение статьям по религиозно-философской проблематике: Киркегор, И.В. Киреевский, В.А. Кожевников и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/4011389.ht...

И вот в среде этого просвещенного верою нашего православного народа воспиталось и прославилось множество угодников Божиих: преподобных, мучеников, святителей, святых жен, Христа ради юродивых, так что нет такого уголка в России, нет крупного города, который не имел бы в своих пределах светильников и молитвенников за Землю Русскую. Возжженный на горах Киевских свет христианской веры принес свои обильные плоды в лице преподобных отцов Киево-Печерской лавры. Изобилует святыми и наш юг, где запечатлели верность Христу своей мученической смертью семь Херсонских священномучеников. На севере нашей страны кому не известны прославленные святые, такие, как преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Герман и Сергий Валаамские, чудотворцы? В пределах Новгородских и Вологодских кому не известны подвигами преподобные отцы Кирилл Белоезерский, Кирилл Новоезерский, Нил Сорский , Ферапонт Можайский и многие другие? Рязань красуется прославленным своим святителем Василием Рязанским, мучеником Романом. Переславль имеет своими светильниками преподобных Даниила и Никиту Переславльских. Москва имеет своих покровителей и молитвенников в лице первосвятителей — святых Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена. Города Ярославль, Смоленск, Вологда, Казань, Астрахань, Муром, Ростов, Владимир — все имеют своих заступников и молитвенников пред Престолом Божиим. Даже далекая Сибирь и та сияет такими светильниками, как, например, Иннокентий и Софроний Иркутские, Симеон Верхотурский, Иоанн Тобольский . Православная вера воспитала таких великих русских святых, как Преподобный Сергий Радонежский, подвизавшийся в тамбовских лесах Преподобный Серафим Саровский , святители Иоасаф Белгородский и Тихон Воронежский. Имена этих угодников Божиих дороги не только для православных русских людей, но с любовью почитаются они и далеко за пределами нашей страны. Так богато наше Отечество молитвенниками, прославленными святыми, которых насчитывается более четырехсот. А сколько есть подвижников, Богу угодивших, чьи имена нам неизвестны! И это число святых увеличилось особенно в последнее время, когда за веру Христову, за исповедание слова Божия верные сыны Православной Церкви своей стойкостью и мужеством победили диавола и тем сподобились небесных венцов и блаженной вечной жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-vosk...

Господь дал ему силы оправиться и возможность уйти в Киев, где он в посте, бдении и молитвах и строгом целомудрии подвизался еще 10 лет. Боримые блудною похотью обращаются с усердною молитвою к нему. (См. «Истор. русск. церкви» митроп. Макария, т, II, стр. 51). XII. Одна женщина хотела склонить ко греху преп. Кирилла Новоозерского (4 февр.) и пришла к нему в келлию в то время, когда он молился. «Зачем ты пришла сюда?» строго спросил ее преподобный, не поползнувшийся мыслию ко греху нецеломудрия, при столь опасном соблазне. Женщина смутилась и сказала, что пришла попросить огня; но Кирилл обличил ее умысел пред всею братиею, и женщина пала к ногам его, умоляя о прощения. Преподобный простил ее, но с тех пор запретил женщинам приходить на остров (Красивый), где была его обитель. (См. житие преп. Кирилла Новоезерск.). д) Свидетельства св. отцов о целомудрии. I. Св. Кирилл иерусалимский учит: «внемли, о человек! Я хочу показать тебе, что такое твое тело. Берегись преклонять слух твой к тем, которые говорят, что тело твое по природе есть враг Божий и происходит от злого начала (Манихеи). Они проповедуют это учение не для чего другого, как только для того, чтобы, не страшась угрызений совести, предаваться всем пагубным излишествам. Не говори для извинения себя: «если я согрешаю, то этому причиною – тело мое». Нет! Тело не причина твоих грехов: ибо может ли согрешать труп, лишенный жизни? Но согрешает душа твоя, только при посредстве тела. Тело есть как бы одежда души; если ты станешь нерадеть о последней, то и первое скоро и легко замарается и сделается нечистым; напротив, если в теле живет святая и чистая душа, то оно становится храмом Святого Духа. Вот, о человек, что значит твое тело, и чем оно может сделаться! Итак, уважай его, как, храм Святого Духа, не оскверняй никогда твоей плоти никакими действиями, недостойными высокого твоего предназначения, и если в мимошедшее время ты допустил это, то поспеши изгладить нечистоту поканием и омыть ее слезами раскаяния» (Кирил. иерус, оглас.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Эти врата особенно замечательны по своему устройству, древности и месту происхождения, о чем существует несколько различных мнений. К числу замечательностей собора относятся, наконец, украшения стен в главном олтаре на 2 арш. в вышину мозаикою (мусиею), современною построению собора и без сомнения устроенною Византийскими художниками. Таковое сведение о Софийском соборе сообщается с тою целью, чтобы поклонники святыни оного, размещенной в разных местах его, преимущественно же в Мартириевской и Корсунской папертях, могли удобнее находить сию святыню, тем более, что каменные надгробницы над почивающими под спудом святителями сняты и заменены только надписями на стенах, а также и обратить особенное внимание на те предметы, которые вполне достойны примечания. См. описание Соф. Каф. Собора 1858 г. и соборные описи поздн. Годов. Февраль 4-го числа Преподобного Кирилла Новоезерского Преподобный Кирилл Новоезерский родился в г. Галиче от родителей простого звания, но богатых. Будучи еще отроком, возымел он непреодолимое желание посвятить себя жизни монашеской и тайно ушел из родительского дома в обитель преподобного Корнилия Комельского, где на 15 году от рождения и пострижен в монашество Корнилием. По прошествии семи лет, отец, узнав о месте пребывания сына своего, пришел в обитель Корнилия и сам постригся под именем Варсанофия, но, после трехлетнего пребывания в монашестве, умер. Мать Корнилия также, пред смертию, приняла схиму под именем Елены. Кирилл, пробыв несколько лет в обители Комельской, отошел, с благословения Корнилия, в пустыню, где жил долгое время, питаясь кореньями и травами; наконец, повинуясь тайному видению, отправился на Ново озеро и там на острове Красном, устроил себе келью, воздвиг небольшую церковь во имя Воскресения Христова и другую во имя Богородицы. К нему пришли на сожитие другие отшельники и, таким образом, на Красном острове 1517 года основался монастырь в 15 верстах от Белоозера, известный под именем Воскресенского-Новоезерского. Кирилл преставился 1552 года Февраля 4 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Совершенно уникальным является местоположение храма в ансамбле: в северной линии зданий монастыря, в комплексе со святыми воротами. Связано это, скорее всего, с тем, что собор поставлен на месте первоначальной деревянной церкви, выстроенной еще преподобным Филиппом, а по географической ситуации монастырь мог развиваться только к югу от собора. Местоположение храма повлияло и на его композицию: собор получил два входа – из монастыря и снаружи, из-за ограды, что учитывалось при пристройке паперти и ризницы. Не вызывает сомнения необходимость полного восстановления завершений собора и придела на конец XIX века – с пятью деревянными барабанами на основном объеме. Оптимальным является метод фрагментарной реставрации с максимальным сохранением дошедших до нас конструкций, архитектурных форм и декора, с ориентацией архитектурного облика на последний этап 1900–1910-х гг. Житие преподобного отца нашего Кирилла Белого, Новоезерского, Новгородского 2 Память его празднуется месяца февраля в 4-й день и месяца ноября в 7-й день † 1532 " Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам« ( Ин.15:14 ), – сказал Сын Божий. Какое высокое преимущество для человека быть другом Сына Божия! Что же нужно, чтобы получить это преимущество? Надобно исполнять заповеди Сына Божия. После того удивительно только то, что люди так мало дорожат заповедями Сына Божия. Как счастливы, как высоки умом те, которые с юности до гроба, как блаженный Кирилл Новоезерский, творят волю Сына Божия! Земной родиной блаженного Кирилла, родившегося для неба в 4 день февраля, был город Галич. Родители его были люди богатые и благочестивые, дворяне Белые. Кирилл еще отроком почувствовал непреодолимое желание иноческой жизни и тайно оставил родительский дом, чтобы найти на реке Обноре преподобного Корнилия, о котором много слышал он от родителей. От Галича до келии Корнилия было 80 верст. Отрок прошел 15 верст и не знал, куда идти далее. Но на дороге увидел он старца, украшенного сединами. На вопрос старца, куда идет он, Кирилл отвечал: «К Корнилию. У него, как слышно, учатся спасению, а мне хотелось бы спастись». «Благословен Бог, вразумивший тебя, – отвечал старец, – если хочешь, иди за мною к Корнилию». На другой день в виду было местопребывание Корнилия. Указывая на него, старец сказал: «Иди, чадо, к блаженному Корнилию. Я попрошу его за тебя» – и благословил его. Отрок более не видел старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в., г. Галич (ныне Костромской обл.) - 4.02. 1532, Новоезерский Воскресенский мон-рь), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых), основатель Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря на Красном о-ве (ныне Огненный) Нового оз. (близ Белозерска Вологодской обл.). Житие К. Житие К. было написано, вероятнее всего, игуменом Новоезерского мон-ря Пименом между нояб. 1581 г. (дата последнего записанного чуда) и июлем 1582 г. (в грамоте от 5 авг. 1582 в качестве настоятеля обители назван строитель Герасим). Созданная Пименом редакция (др. произведения этого автора неизвестны) получила название Первоначальной и сохранилась в одном списке - РНБ. F.I.894. Литературными источниками Жития послужили 6 русских житий: преподобных Александра Свирского, Зосимы и Савватия Соловецких, Кирилла Белозерского, Макария Калязинского и Саввы Вишерского, а также блж. Исидора Твердислова. Житие прп. Александра Свирского стало композиционной моделью для Жития К. Первоначальная редакция Жития К. содержит много фактической информации. В данной редакции зафиксированы основные сведения о святом, описание его 10 прижизненных чудес, преставления и 19 посмертных чудес; текст не имеет вступления и похвалы святому. Данная разновидность Жития К. не получила широкого распространения в отличие от последующей, Основной, редакции, известной более чем в 100 списках. Основная редакция была создана в 1623-1625 гг. Житие К. подверглось стилистической правке, были добавлены 20-е чудо и предисловие (на основе предисловия к Житию прп. Евфимия Великого). Основная редакция стала источником всех последующих переработок Жития К., вошла в крупные минейные своды (Тулуповский, Милютинский, Сийский, братьев Денисовых ), к ней дописывались чудеса святого. До кон. XVIII в. этот текст по крайней мере 3 раза редактировался, приспосабливался к новым языковым и стилистическим нормам, отражал изменения в почитании святого. Выделяют 4 варианта Основной редакции, созданные в Новоезерском мон-ре: ранний (1623-1625), поздний (2-я пол. 40-х гг. XVII в.), текст со Словом на обретение мощей и чудом о царе Иоанне IV Васильевиче Грозном (1652-1659), текст Лицевого сборника (РГБ. Муз. 4660, нач. XVIII в.). Слово на обретение мощей в посвященном К. агиографическом цикле выполняет роль Похвального слова; это предназначение памятника было усилено при его редактировании (в нач. XVIII в. была создана 2-я редакция Слова).

http://pravenc.ru/text/1840279.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010