Руководитель Синодального отдела по делам молодежи принял участие в праздновании Дня православной молодежи в Таллине 19 февраля 2019 г. 13:57 16-17 февраля 2019 года в Таллине по благословению митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения состоялось празднование Дня православной молодежи и 5-летия молодежного клуба «Сретение». 16 февраля, в канун Недели о мытаре и фарисее, дня памяти преподобного Кирилла Новоезерского, митрополит Евгений совершил всенощное бдение, а 17 февраля — Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Таллине. Его Высокопреосвященству сослужили и.о. председателя Синодального отдела по делам молодежи протоиерей Кирилл Сладков , председатель отдела по делам молодежи Виленско-Литовской епархии иерей Константин Лазукин, духовенство храма иконы Божией Матери «Скоропослушница», кафедрального собора святого благоверного князя Александра Невского г. Таллина и храма Рождества Пресвятой Богородицы (Казанской церкви) г. Таллина. Послушания псаломщиков и пономарей исполняли члены молодежного клуба «Сретение». За богослужением пел хор певчих молодежного клуба «Сретение» под управлением регента Екатерины Ломакиной. По окончании Литургии митрополит Евгений поздравил протоиерея Кирилла Сладкова с днем тезоименитства и пожелал Его Высокопреподобию помощи Божией в деле миссии среди молодежи. Торжества продолжились в Доме братства Черноголовых. С приветственным словом к присутствовавшим обратился председатель отдела по делам молодежи Таллинской епархии , руководитель православного молодежного клуба «Сретение», настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы иерей Виктор Мельник. Священник поздравил собравшимся с праздником Сретения Господня и юбилеем клуба, а также поблагодарил за труды организаторов праздника. Далее состоялся показ фильма, посвященного истории клуба «Сретение». Протоиерей Кирилл Сладков огласил приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, поздравил собравшихся с праздником Сретения Господня и обратился к ним со словом проповеди.

http://patriarchia.ru/db/text/5374623.ht...

Область его заключала в себе при нем города: Углич, Кашин, Бежецкий верх, Устюжну, Дмитров, Звенигород и он еще построил на высоком берегу Волги, напротив слободы Борисоглебской, новый город Романов. Под кров доброго князя приходили и из других княжеств. Им устроены были богадельни и странноприимные дома и первые содержались на его счет, а последние от монастырей. До 15 храмов построено им в разных местах княжества его. Каждый день слушал он службу Божью и часто беседовал с опытными иноками, любил читать душеспасительные книги. В 1278 году оплакал он смерть матери, за тем спустя года два умерла и бездетная супруга его. Осиротевший в мире блаженный Роман посвящал последние годы жизни своей преимущественно подвигам благочестия, молитве, посту и благотворительности. Он скончался 3 Февраля 1285 года и погребен был в соборном храме г. Углича. 244 В 1486 году при основании нового соборного храма обретены нетленные мощи благоверного князя Романа. По распоряжению патр. Иова они были вновь свидетельствованы (в 1505 году) казанским митрополитом Гермогеном. – В 1609 году ляхи предали огню соборный храм и св. мощи князя: но останки их продолжают источать исцеления: они хранятся ныне в приделе, посвященном имени благоверного кн. Романа. 245 4 ч. Преставление преп. КИРИЛЛА новоезерского Земной родиной блаж. Кирилла, родившегося для неба в 4 день февраля, был гор. Галич. Родители его были люди богатые и благочестивые, дворяне Белые. 247 Кирилл еще отроком почувствовал непреодолимое желание иноческой жизни и тайно оставил родительский дом, чтобы найти на р. Обноре преп. Корнилия, о котором много слышал он от родителей. От Галича до келлии Корнилия было 80 верст. Отрок прошел 13 верст и не знал, куда идти далее. Но на дороге увидел он старца, украшенного сединами. На вопрос старца: куда идет он? Кирилл отвечал: «к Корнилию; у него, как слышно, учатся спасению, а мне хотелось бы спастись». «Благословен Бог, вразумивший тебя, отвечал старец; если хочешь, иди за мною к Корнилию». На другой день в виду было местопребывание Корнилия: указывая на него, старец сказал: «иди, чадо, к блаженному Корнилию; я попрошу его за тебя и благословил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный, благословляя детей, сказал Анастасии: «ты, ветвь прекрасная, плодовитая, будешь нам царицею». И Анастасия была первою супругою царя Грозного. Преставился 23 января 1565 года. Мощи его найдены нетленными при копании рвов для каменного храма в 1646 году, и ныне покоятся в приделе сего храма, под спудом. Спасо- Геннадиев монастырь находится в 96 верст. от Любима, близ границы Костромского уезда, при озере Сурском. 85. Преп. Кирилл Новоезерский, родом из г. Галича (Костромского), сын родителей благочестивых из дворянского рода Белых или Белого, в ранней юности принят преп. Корнилием в Комельскую его обитель и вскоре пострижен с именем Кирилла. Вслед за сыном пришел и отец его и также принял пострижение. По смерти отца, юный подвижник Кирилл, с благословения преп. Корнилия, пустился странствовать, ища места для безмолвного отшельничества. После семилетнего странствования, в 1507 году, он из Тихвина пошел к Белуозеру; с Кобылиной горы он увидел Новое озеро и на нем Красный остров. Пустынник под высокою елью устроил себе хижину, выпросил у соседних крестьян Красный остров для основания обители, поставил другую келью, сборную для ожидаемой братии и соорудил две малые церкви. Один за одним стали собираться к Кириллу искатели безмолвия. Преставился 4 февраля 1532 года. Мощи преп. Кирилла обретены были нетленными, при основании нового храма монастырского, освидетельствованы и в 1652 году перенесены в новый храм, где и ныне почивают открыто. 86. Преп. Адриан Пошехонский, ученик преп. Корнилия Комельского. По смерти великого наставника, он желал насадить где-либо в глухом месте новый рассадник иночества. Раз в храме Корнилиевой обители явился благолепный старец. Кто ты? спросил его Адриан, на которого сделал он сильное впечатление. «Я странник Безстуж», отвечал старец. Адриан пригласил его к себе в келью; в духовной беседе, старец сказал Адриану: «ты хочешь строить дом Богоматери и собрать к себе иноков; мне известна пустыня, в которой еще не ходила нога человеческая». С благословения игумена, в сентябре 1540 года, Адриан, будучи иеродиаконом, с послушником Леонидом и еще другими вышли из Корнилиевой обители; странник – черноризец Безстуж привел их в дремучий Пошехонский лес и незаметно скрылся. Это было накануне Воздвижения Креста Господня. На берегу р. Ветхи поставили они на дубе икону Богоматери, с которою пришли и поселились тут. В 1543 году Адриан отправился к митрополиту Макарию, испросил благословение на святое дело и принял посвящение в сан игумена. В пустынную обитель собралось довольно братии: они жили по уставу Корнилиевой обители. Преподобный настоятель занимался писанием св. икон. В 1550 году в великий пост вооруженная шайка разбойников из с. Белого напала на Адрианову пустынь и умертвила святого старца и двух учеников его. Ныне мощи преп. Адриана почивают под спудом в храме обители его, построенном в 1659 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Углич. Тогда грехов ради наших мощи св. кн. Романа от злых людей польских сожжены и церковь соборная в крепости города, от тех же злых людей, весьма разбита. Остались св. мощей глава, кости ребер, обоих рук и ног. И чудеса паки творят». Никон. л. 8, 32 Летоп. о мятежах стр. 42 Свед. о мон. церкви. 562. М., 1852. Царская грамота 1683 г. (у Киселя стр. 417). «ко князю Роману угличскому чудотворцу два пуда воска». В сборнике нижегор. благовещ. мон. «повесть, стихири и каноны (св. кн. Роману) сотворены по благословению св. патр. Иова – тщанием инока Сергия обители пр. Троицы Данилова мон. Переславля Залесского». В словаре стр. 235 не верно. 246 Ркп. житие пр. Кирилла с чудесами писанное в 1620 г. у Царского 162, 682, в Имп. библ. 731, 733. Извлечение в прологе 4 февраля. – Так как житие написано довольно поздно после кончины преп. Кирилла: то неудивительно, что в нем встречается несколько неточных показаний. 247 Надпись жития: «февр. 4 житие преп. отца нашего Кирилла игумена Белого новоезерского чудотворца». В ист. акт, 2, 401. Белый Никита Васильевич воевода осадный. По летописи Белый Василий дьяк. Карамз. 7. пр. 152, 187. 248 Так показано в ркп. житии. В летописи, присоединенной в конце жития, сказано, что Кирилл пришел к Корнилию в 1481 г. Но тогда Корнилий еще еще не жил в г. комельском лесу. В житии сказано: «пришед отрок ко вратам монастыря видит иноков монастыря (комельского); хочу, рече, видеть игумена». Пи житию Корнилия это не могло быть раньше 1501 г., когда Корнилий облечен саном священства и стал начальником обители, жив с 1497 года отшельником в комельском лесу. 249 В ркп. житии сказано 15 лет: но это – неточность, обличаемая житием Корнилия и годом кончины Кирилла. 250 Жития февраль, стр. 51: «в подвиге трудного странничества провел он до двадцати лет». Слишком много. Если Кирилл прожил у Корнилия с 1501 г. не менее 10 лет, то после того до 1517 г. остается для странствования не более 7 лет. – В числе растений, которыми питался пр. Корнилий в пустыни, поставляется «вахта» – трава северного климата, menyanthes.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Господь чудесно являл Свою помощь ищущим места для святого жития. В Патерике повествуется, как преподобный Григорий Пельшемский пришёл через леса и болота к реке Пельшма. «Ночью сквозь сон он услышал за рекою как бы звон колокола и, тотчас же пробудившись, начал усердно молиться Господу и его Пречистой Матери, чтобы указано было ему то вожделенное место, где ему предназначено пребывать. Пробыв в молитве до рассвета, преподобный Григорий переправился на другой берег реки, откуда слышен был звон, ... дошёл до реки Пельшмы», где и остановился (46). Преподобному Кириллу Новоезерскому указано было место для подвигов заступничеством Самой Божией Матери после усердной молитвы к Ней. «Угодник Пресвятой Троицы, – сказала Она, – раб Мой Кирилл, иди на восточную сторону Белоозера, и явит тебе Господь и Сын Мой место упокоения для твоей старости» (159). И что ещё примечательно? Всё служение угодников Божиих проникнуто послушанием. Когда Патерик свидетельствует о величайшем подвижнике Северного края преподобном Савватии, то, упомянув о неизвестности «откуда пришёл» он в Белоезерскую обитель «и кто был родом», отмечает самое главное в его подвиге – «безответное послушание игумену» (225). «В совершенном послушании, привыкая к иноческому порядку подвижнического жития», пребывал и один из первых учеников преподобного Сергия, преподобный Савва Сторожевский (96). Подобные подвиги длились десятилетия, или всю трудовую жизнь. Преподобный Павел Обнорский провёл в разных монастырях пятьдесят лет «и сорок лет в пустыне Обнорской» (прожил сто двенадцать лет. – 59). Преподобный Кирилл Белоезерский тридцать лет труженической жизни не ложился для отдыха – «засыпал стоя и несколько прислоняясь к стене» (316). Столько же лет провёл в затворе преподобный Вассиан Тиксненский, «облекшись весь в железо, как воин в броню» (37). (Подобное см. и о преподобном Варнаве Ветлужском. – 329). Как видимый знак Богоугодности выходцев «от Святыя Троицы» были их светлые лица. Подвижник предавался суровому житию, «чтобы увяла тленная красота; но чем более подвизался, тем более просвещалось лицо его, процветая самим постом, как некогда у трёх отроков Вавилонских» (171).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

И если преподобный Ники­фор стал жить у преподобного Александра в 1510 году, то он прожил под руководством препод. Александра в его обители около семи лет. В 1518 году он просил у великого аввы благословения поклониться Печерским угодникам Божиим. «Иди, наперед повидайся с рабом Божиим Кириллом Новоезерским», – отвечал авва. Послушный уче­ник исполнил волю аввы. Когда прибыл он на берег Новоозера, то, утомленный трудом, заснул. Кирилл, окончив вечернее правило, по спешил переплыть на лодке озеро и разбудил странника. Изумленный путник просил прощения. Кирилл, поклонившись ему, сказал: «Ты благослови меня, – ты послан преподобным игуменом и духовным братом Александром посетить меня грешного». Никифор понял, кто говорит с ним. Восемь дней пробыл после того Никифор у препо­добного Кирилла, наслаждаясь духовными беседами его. С востор­гом радости возвратился он к своему авве и пересказал, что видел и слышал у прп. Кирилла. «Теперь можешь идти в Киев по твоему желанию», – сказал Александр. Окончив благочестивое странство­вание свое до Киева, преподобный Никифор, по благословению аввы, поселился на Важеозере, там, где подвизался преподобный Геннадий. Это – вблизи села Сермакса, где жили и почили родители препо­добного Александра. Авве Александру, конечно, приятно было, что так близко от Сермаксы будет обитель молитвенников и они будут молиться о покое родителей его. Искренний ученик его исполнил то, что было приятно великому авве. Мало-помалу он собрал к себе любителей пустынной жизни, построил храм в честь Преображения Господня и завел общежитие. Здесь подвизался он до кончины своей, последовавшей 9-го февраля 1550 года 208 . Над мощами преподобных Геннадия и Никифора вскоре постав­лена была часовня, в ней гробница. Память подвижников чтили бла­гоговейно 209 . Обитель в 1764 году была закрыта, но с 1800 года храм ее приписан к Свирскому монастырю, находящемуся в 13 верстах. 210 День десятый. Память о Новгородских святителях Иоакиме, Луке, Германе, Аркадии, Григории, Мартирии, Антонии, Василии и Симеоне Согласно с волею Неба, объявленною святителем Иоанном в 1439 году, Церковь Великого Новгорода чтит февраля 10-го память святителей своих: Иоакима, Луки, Германа, Аркадия, Григория, Мартирия, Антония, Василия и Симеона 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Л. 52). В надвратной Богоявленской ц., слева от царских врат, находилась икона с ростовым изображением М. (КБМЗ). Этот образ упомянут в «Ведомости Ферапонтова монастыря» 1798 г. (ГАВО. Ф. 1173. 79: Ведомость Ферапонтова монастыря, 1798 г. Л. 10-10 об.). Позже, в 1863 г., образ был поновлен, или скорее всего написан заново маслом худож. Акининым, выполнявшим работы по росписи интерьера церкви (ГАВО. Ф. 1173. 118. Л. 36 об.- 42). На иконе святой представлен в охристо-оранжевой рясе, черно-коричневой мантии и алой епитрахили. В правой руке М. четки, в левой - развернутый свиток с текстом, начинающимся традиционно: «Не скорбите убо братия моя…» Лик написан в академическом стиле в характерной для худож. Акинина манере: по подкладочному слою, с растяжкой к краям, положены белильно-охристые высветления. Темно-коричневой линией сделана опись бровей, глаз, губ, оживками тронуты нос, лоб и седина в бороде. Особое значение в развитии иконографии М. имеет включение его образа в деисусные чины (памятники не сохр.). Так, в описи 1747 г. в деисусном чине ц. Благовещения парной к образу прп. Кирилла Новоезерского является икона М. Рядом, в трапезной палате, над игуменским местом, также размещался Деисус, упоминаемый в описи как ветхий (за иконами прп. Ферапонта и М. следовали образы апостолов Петра и Павла). В этой же описи отмечено, что в ц. Богоявления над царскими вратами находились «Образ Спасов Вседержителев, по сторонам образы Пресвятыя Богородицы, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, святителей Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, преподобных Ферапонта и Мартиниана» (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 1663. Л. 78-81). В убранстве настоятельских келий, согласно описи 1775 г., числятся 2 Деисуса на цельных досках. В 1-м за образами апостолов следовали иконы ап. Иоанна Богослова, свт. Николая Чудотворца, преподобных Ферапонта и М., Кирилла Белозерского, Зосимы и Савватия Соловецких и «прочих святых»; 2-й «Деисус с припадающими» «...на одной цке, на нем святых образов Господа Вседержителя, седящаго на престоле, Богоматери и Предтечи, в подножии преподобных Ферапонта и Мартиниана Белоезерских чудотворцев». (РНБ. F. IV. 753. Л. 7 об.). В казначейских кельях в киоте также имелся Деисус на одной доске, где после архангелов Михаила и Гавриила были представлены преподобные Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский, за ними Ферапонт и М., кроме того, «прочих преподобных» было «два лица» (Там же. Л. 8).

http://pravenc.ru/text/2562430.html

Идеалом монастырского природопользования стало не просто освоение ландшафта, а еще и религиозный поиск, путь обожения, восстанавления связи с Богом, и как следствие — преобразование и одухотворение окружающей среды. “Монастырские чудеса” органически вытекали из внутреннего мира человека. Это другое (иное — иноческое) мироощущение, а современная экология ограничивает наше мироощущение геобиоценозом, забывая о том, что есть еще Бог. 1 Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства//Православие в России. М., 2000. С. 29. 2 Преподобные Сергий Радонежский, Павел Обнорский, Кирилл Белозерский, Стефан Озерский, Паисий Углический, Феодосий Тотемский, Даниил Переславский, Савва Вишерский, Кирилл Новоезерский, Нил Сорский, Арсений Комельский, Антоний Леохновский, Макарий Калязинский и т. д. 9 Протоиерей Глеб Каледа, Чернышев С. Н. Экология, Православие и нравственность//Экология и Православие. М., 1997. С. 164. 10 Ныне прославлен как священномученик; см. о нем: Патерик новоканонизированных святых//Альфа и Омега. 2003. 1(35). — Ред. 11 Очень редкая и необычайно красивая северная рыба из рода лососей, близкая к форели, Salvelinus lepechini (Gmelin), другое название — мальма. 13 См. Григорьева Е. А. Природопользование Соловецкого монастыря//Природо-ресурсные ведомости. 2001. 10 (27). Июнь. С. 6–7. 14 Геобиоценоз — экологическая система, которая включает сообщества разных видов флоры и фауны в определенных условиях на данной территории. 15 Чернышев С. Н. Экологические проблемы Серафимо-Дивеевского монастыря и Свято-Троице-Сергиевой Лавры как отражение состояния природы в обществе//Сборник докладов VI Международных Рождественских образовательных чтений. М., 1998. С. 256–257. 18 О том, что последствия грехопадения человека проецируются на природу, ясно сказано в книге Бытия: проклята земля за тебя (Быт 3:17). — Ред. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/traditsionnoe-prirodop...

Установлены 12 служб святым, использованных составителем полиелейной редакции: службы Ионе Пресвитеру (22 сент.), Герасиму Иорданскому (5 марта), Венедикту Нурсийскому (14 марта), Илариону Новому (28 марта), Зосиме Соловецкому (17 апр.), Феодору Трихине (20 апр.), Пафнутию Боровскому (1 мая), Ефрему Перекомскому (16 мая), Кириллу Белозерскому (9 июня), Фоме Малеину (7 июля), Акакию, иже в Лествице (7 июля), Моисею Мурину (28 авг.). Из них составитель службы К. заимствовал либо небольшие части: 2-3 стихиры или тропари канона (из служб Пафнутию Боровскому, Герасиму Иорданскому, Илариону Новому, Моисею Мурину, Фоме Малеину и Акакию, иже в Лествице), либо более значительные части, напр., каноны из служб Венедикту Нурсийскому, прп. Ионе Пресвитеру и Ефрему Перекомскому, икос из службы Зосиме Соловецкому, все славники из службы Кириллу Белозерскому. В силу несамостоятельности службы К. ее содержание почти не зависит от Жития и отражает типические черты биографии преподобных отцов. Редакторская правка в службе К. минимальна, поэтому в ней обнаруживаются элементы, не находящие отражения в Житии К. и даже ему противоречащие. Напр., в службе говорится о чудесном изведении источника по молитве К., о его способности воскрешать мертвых. Упоминание этих чудес в Житии К. отсутствует, их источником послужила служба прп. Венедикту Нурсийскому. Кроме того, в службе К. вслед за службой Кириллу Белозерскому главным монастырским храмом названа церковь, посвященная Божией Матери, тогда как в Новоезерском мон-ре соборным храмом всегда являлась ц. Воскресения. И наконец, в службе К. говорится о том, что дети святого вслед за ним пришли в мон-рь. Согласно Житию, детей по плоти у святого не было. Упоминание о детях появилось в результате обращения автора к службе прп. Ионе Пресвитеру. В службе К. следовало говорить о постриге родителей святого, но автор об этом умолчал. Данная служба К. вошла в печатную Служебную Минею (1646), используется в наст. время (Минея (МП). Февр. С. 156-172). Прп. Кирилл Новоезерский, с видом мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Икона. Кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Кирилл Новоезерский, с видом мон-ря. Икона. Кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ) В сер. XVII в. появилась новая редакция службы на день преставления К.- бденная, самый ранний ее список: РНБ. Кир.-Бел. 771/1028, кон. 40-х гг. XVII в. Для малой вечерни были написаны 3 самогласных стихиры на «Господи воззвах» со славником и 3 стихиры на стиховне со славником. Текст на великой вечерне также подвергся значительному редактированию: была написана 3-я стихира на «Господи воззвах» 2-го гласа «Отче богоблаженне Кирилле, ты измлада вся возненавидел еси…», она заменила стихиру 1-го гласа «Преподобне отче Кирилле, любве ради учителя твоего…». Кроме того, добавлена, как и подобает бденной службе, стихира по 50-м псалме «Отче наш преблаженне Кирилле, в Красном острове вселился еси...». Обоим канонам предпосланы тексты якобы имеющихся в них краегранесий, хотя в действительности акростихи не читаются (перед 1-м каноном - «Песнь воспою и похвалу принесу преподобному Кирилу чюдотворцу», перед 2-м - «Песнь принесу милосердому Кирилу»). В 7-й песне 2-го канона не хватало тропаря, он был добавлен. Источники добавлений не удалось обнаружить. Редакторская правка осуществлена по всему тексту, что сделало службу более точной и понятной. Новая служба сразу же стала копироваться: 2 стихираря 40-х гг. XVII в. содержат распетые элементы бденной службы К. (РНБ. Солов. 690/767; РНБ. O.I.236). В XVII в. чаще переписывали полиелейную редакцию службы (сохр. 13 списков, из них 12 относятся к XVII в.). Бденная редакция получила широкое распространение в XVIII в. При этом копировался новый вариант бденной редакции, впервые представленный в Лицевом сборнике (РГБ. Муз. 4660),- служба в полиелейной редакции с добавлением песнопений на малой вечерне, но без учета редакторской правки по тексту. Вероятнее всего, до XVIII в. бденную службу использовали для местного почитания святого. Служба на день обретения мощей К., созданная в нач. XVIII в., распространялась в списках (сохр. 7 рукописей), опубликована в нач.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010