Изображения Н. присутствуют также в относительно ранних композициях «Собор Белозерских святых», которые появились в кон. XVII - нач. XVIII в. в связи с прославлением целого сонма белозерских преподобных. Наиболее ранним известным изображением является икона нач. XVIII в. «Белозерские святые в молении Пресвятой Богородице» (ЦМиАР; см.: Прп. Сергий Радонежский/Авт.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 216-217, 270. Кат. 120; Чугреева. 1995. С. 48-51). На фоне условного изображения Белозерска предстоят 8 святых: Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские, Н., Кирилл Новоезерский, Иродион Илоезерский, Филипп Ирапский и Даниил Шужгорский. На миниатюрной иконе «Белозерские чудотворцы в молении Господу Вседержителю» 1-й трети XVIII в., вставленной в средник складня, изображены 6 преподобных: Иродион Илоезерский, Ферапонт и Кирилл Белозерские, Н., Кирилл Новоезерский и Даниил Шужгорский (частное собрание; см.: Романенко. 2003. Вкл. Рис. 13). Н. представлен в правой группе в верхнем ряду (напротив прп. Иродиона) в мантии и куколе, у него короткая русая борода. Др. тип этой иконографии - «Господь Вседержитель (Спас Смоленский), с Белозерскими чудотворцами и избранными святыми» - известен на иконе 1696 - нач. XVIII в. (под поздней записью) из ц. прор. Илии в Белозерске (КБМЗ). Н. представлен в левой группе предстоящих, куколь на его голове округлой формы. В центре образа 1-й пол. XVIII в., происходящего из ц. Успения Богородицы урочища Усть-Андога Белозерского р-на Вологодской обл. (Белозерский КМ), изображена стоящая на облаке Богоматерь с Младенцем, а также Белозерские (в правой группе преподобные Н., Ферапонт, Мартиниан, Филипп Ирапский; в левой группе преподобные Иродион Илоезерский, Кирилл Новоезерский, Кирилл Белозерский) и избранные святые (преподобные Алексий, человек Божий, Александр Свирский, Корнилий Комельский). Н. написан справа в верхнем ряду; он в схиме, руки воздеты в молении к Богородице, надпись на нимбе: «Нил Сороарский». Большинство подобных икон, различающихся по композиции и составу святых, созданы белозерскими мастерами.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

284. 305) он облачен в охристую рясу и близкую по тону светло-коричневую мантию ниже колен, синяя схима с крестами сдвинута набок, голова не покрыта. У преподобного средней величины борода, немного волнистая и сужающаяся книзу, и светло-русые волосы, вероятно с гуменцом, пальцы правой руки сложены в двуперстном благословении, в покровенной мантией левой руке - вертикально расположенный свиток. В наст. время из-за отсутствия точной даты не представляется возможным отождествить этот покров, приобретенный музеем в 1960 г., с одним из вкладов в Новоезерский мон-рь. Др. покров был создан в 1652 г. в мастерской царицы Марии Ильиничны Милославской и вложен в обитель ее отцом боярином И. Д. Милославским в память о родителях (ЧерМО). Тип лика К. близок к более ранним изображениям, фигура коренастая и немного сутулая, короткая коричневая мантия контрастирует с более светлым тоном рясы, благословение двуперстное, в левой руке - серый свиток, небольшие ступни ног широко расставлены. Над головой святого, как и на пелене, вышит образ Спаса Нерукотворного. Прп. Кирилл Новоезерский, с видом мон-ря. Икона. 1-я четв. XIX в. (ВГИАХМЗ) Прп. Кирилл Новоезерский, с видом мон-ря. Икона. 1-я четв. XIX в. (ВГИАХМЗ) В иконописных подлинниках под 4 февр. облик К. сравнивали с внешним видом святителей Василия Великого, Николая Чудотворца и прп. Александра Ошевенского. Так, в рукописи посл. четв. XVII в. сказано: «Образ аки Николая, брада поострее, надсед, в схиме, мантия коротка, ряска празелень, бос, в руках свиток, а в нем писано: «Божественным духом подвизаем»» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 74 об.; аналогичное описание с добавлением: «…брада менши Александра Ошевенскаго» - в ркп. 3-й четв. XVIII в., РНБ. O.XIII.1. Л. 56). В подлинниках кон. XVIII - 40-х гг. XIX в.: «…надсед, брада менши Василия Кесарийскаго, на плечах схима, в мантии малой, ряска празелень, бос, в руках свиток…» (РНБ. Погод. 1931. Л. 106; см. также: БАН. Строг. 66. Л. 78 об.; ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 119 об.; Филимонов. Иконописный подлинник.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

поставил крест: «...часовня древяна невелика, где чюдотворец Кирил водрузил крест» (Там же. Л. 321). Сохранилось 7 подлинных вещей преподобного: клобук из верблюжьей шерсти (КБМЗ, фрагмент хранится в мощевике Сергиево-Посадского музея), фелонь (КБМЗ. Инв. Цт 61), стихарь (Там же. Инв. Цт 62), шуба (Там же. Инв. Кп 1299, фрагмент хранится в мощевике Сергиево-Посадского музея), пояс кожаный с калитой (Там же. 808), ковш корневой (Там же. Инв. Д 26), вериги (согласно описи 1601 г., вериги не значились в числе вещей К., о них упом. прп. Иаков, архим. Кириллова Белозерского мон-ря, и они отмечены в Книге поступлений Кирилло-Белозерского музея за 1924 и 1929-1934 гг.). Из числа вещей, традиционно приписываемых К., исключены как более поздние предметы деревянный потир с живописным Деисусом (2-я пол. XVIII в.), медная чара (кон. XV в.), черемуховый посох (нач. XX в.?). Крест из кости с праздниками, названный в описи 1601 г., не сохранился, он не упоминается уже в описаниях XIX в. (см. о вещах К.: Опись. 1998. С. 268-272). К. был одним из наиболее чтимых святых Белозерского края. Особо почитался святой в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова мон-ре , основанном прп. Кириллом Новоезерским в нач. XVI в. При создании Жития Кирилла Новоезерского и службы ему их авторы использовали Житие К. и службу преподобному, написанные Пахомием Логофетом; в качестве тропаря и кондака Кириллу Новоезерскому были взяты за образец тропарь и кондак Допахомиевской службы К. В сер. XVII в. в Новоезерском мон-ре появились новые иконы: Кирилл Белозерский вместе с Кириллом Новоезерским в предстоянии Богоматери, Спас Смоленский с предстоящими Кириллом Белозерским и Кириллом Новоезерским. Впосл. имя К. было включено в Собор Белозерских святых, сформировавшийся во 2-й пол. XVIII в. За пределами Белозерья К. особо почитался в Соловецком в честь Преображения Господня и в Александровом Ошевенском мон-рях. На Соловках было записано новое посмертное чудо святого (новые чудеса преподобного в Кирилловом Белозерском мон-ре не записывались) - явление Богородицы и К.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Богородицы. Во время Великого поста он затворялся в келье и не принимал никого. Подвижник не посещал баню, носил черные длинные рубашки, заменявшие ему подрясник, обычно ходил босым, обувь надевал только на церковные службы. Как старец, обладавший даром духовного рассуждения, Н. был известен за пределами Сорской пуст. К нему часто приезжал прп. Иаков (Поспелов), бывший в 1857-1866 гг. настоятелем Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Христова монастыря и благочинным белозерских обителей; «последний откровенно говорил с ним, пользовался его советами и указаниями и нередко выслушивал от него даже обличения своим немощам» (Нилосорский иеросхим. Нил. 1910. С. 333). Архим. Иаков неоднократно приглашал Н. в Новоезерский мон-рь и предлагал прислать за ним лошадей, однако старец все время отказывался. Однажды он неожиданно приехал в обитель и рассказал архим. Иакову, что ему явился во сне монах и сказал: «Я, Кирилл Новоезерский… ты желал посетить мою обитель, но по сие время этого не исполнил. Вот я сам пришел звать тебя к себе. Иди, теперь для этого время самое благоприятное» (Там же. С. 334). Проснувшись, старец в легком холщовом балахоне и босой немедленно отправился в обитель. По дороге его встретила помещица Рындина, ехавшая из Белозерска в свое имение. По ее словам, «старец весь продрог, дрожал всем телом, окоченевшим от холода, и еле мог говорить». Помещица уговорила его сесть в свой возок и привезла в Новоезерский мон-рь. Здесь Н. сразу пошел в храм поклониться мощам прп. Кирилла. По словам старца, преподобный, встав из раки, сказал ему: «Вот я и ты спасены, но в обители моей много беспорядков!» Выслушав рассказ Н., архим. Иаков, недавно назначенный настоятелем, признался старцу, что нек-рые монахи ведут нетрезвый образ жизни. «Вижу и понимаю теперь, зачем призвал вас сюда преподобный Кирилл»,- сказал настоятель, пообещав повлиять на монахов (Там же. С. 336). Во время пребывания Н. в Новоезерском мон-ре обитель посетили благотворительницы, помещицы Лесковы. Архим. Иаков пригласил их в настоятельские покои, однако Н. отказался к ним выйти. После отъезда гостей старец строго сказал настоятелю: «На будущее время не принимайте женщин в своих келлиях, чтобы тем не подавать дурного примера своей братии». Архимандрит обещал впредь не допускать женщин в мон-рь. По желанию архим. Иакова в Новоезерской обители был сделан фотографический портрет старца (опубл.: Там же. С. 278). Письма Н. архим. Иакову посвящены практике исихастской молитвы. Он советовал заниматься «умным деланием» 2-3 часа в сутки, уединившись «в темном месте», но более всего - ночью (КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 9. Л. 50-50 об.). Монахам старец рекомендовал больше времени проводить в келье, «ибо келлия инока есть пещь вавилонская, в коей он пребывает неопалим и сподобляется узреть не чувственно, но духовным умозрением Бога и не узреть только, но и иметь в сердце внутри, во внутренней своей клети» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2577629.html

Скачать epub pdf Память преподобного Кирилла, Новоезерского чудотворца Память 4 февраля Преподобный Кирилл родился от благочестивых и богатых родителей в городе Галиче 1183 . Еще будучи отроком, Кирилл почувствовал непреодолимое желание быть иноком. Тайно оставив родительский дом, Кирилл ушел из Галича на реку Обнору 1184 , в обитель преподобного Корнилия 1185 , о которой слышал от своих родителей 1186 . На пути туда Кирилл увидел старца, украшенного сединами. На вопрос старца, куда идет он, Кирилл отвечал, что идет к обители преподобного Корнилия. Одобрив его намерение, старец велел ему идти туда вместе с собой. На другой день они подошли вдвоем к обители преподобного Корнилия. Не доходя немного до обители, старец, дав наставление отроку, долгое время молился о нем и затем, показывая рукою на обитель, сказал: – Иди, чадо, к блаженному Корнилию, а я буду просить блаженного Корнилия принять тебя в иноки. После того старец благословил отрока и стал невидим. Оглядываясь вокруг и не видя старца, Кирилл уразумел, что то было Божие посещение, и возблагодарил о сем Бога. Придя затем в монастырь, отрок со слезами умолял преподобного Корнилия принять его иноком в свою обитель. Предвидя в нем избранный сосуд Святого Духа, Корнилий принял его с любовью и постриг в иноческий чин 1187 . Молодой инок весь предал себя Богу и с горячею любовью начал совершать подвиги иноческого жития. Родители Кирилла долго искали его всюду и, не найдя нигде, плакали о лишении сына. Чрез несколько лет родители узнали, что Кирилл пребывает в обители Корнилиевой. На 12-й год пребывания там Кирилла, отец его пришел туда и постригся с именем Варсонофия, а чрез некоторое время получено известие о матери Кирилла, что и она, пожив добродетельно и благочестиво, также скончалась в иночестве с именем Елены. Отец Кирилла, прожив в обители три года в посте и молитвах, преставился ко Господу. По кончине родителей, преподобный Кирилл стал подвизаться еще усерднее, прилагая труды к трудам, работая и в поварне, и в пекарне и обходя все монастырские службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Прп. Кирилл Новоезерский. Русская икона (XVIII в.). Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Кирилл ревностно подвизался на новом месте в молитве и посте, претерпевая многие скорби от бесов и злых людей. Особенно же досаждали подвижнику местные рыболовы. Беспокоили его обитель также и грабители, во множестве бродившие тогда по лесам и дорогам Руси. Но и на этих отверженных мира сего действовала нравственная высота св. подвижника. Однажды, когда они приплыли к Красному острову, преподобный обратился к ним с грозным обличением. Хищники, устрашенные этим, молили святого простить их. В другой раз воры сняли колокол с церкви и хотели уже переправиться на другой берег, но заблудились. Встретивший их Кирилл обличил жадность их и указал, что даже и «заработанный ломоть лучше украденнаго каравая», что «вор не бывает богат, а бывает горбат». Затем, накормив их, отпустил с миром. Это так подействовало на злодеев, что они более совершенно не нарушали покоя новой обители. Жизнь св. Кирилла в обители была во всем примером и образцом для других братий. Он отказывал себе во всех благах жизни, ходил босой, иногда даже в самые жестокие морозы, сам рубил дрова и копал землю. За такую свою праведную жизнь Кирилл был сподоблен от Бога особенной благодати св. Духа и дара исцелений. Однажды ученик преподобного Дионисий видел, что с ним служит литургию диакон, который затем вдруг исчез. Преподобный запретил ему рассказывать об этом чудесном явлении. Около того же времени во молитвам его исцелился от тяжкой болезни один князь, который в благодарность за это велел выдавать для обители преподобного каждый год 40 мер ржи, а также в достаточном количестве масла и соли. Пред кончиной своею преп. Кирилл с великой прозорливостью предрек те бедствия, которые предстояло испытать Российской земле. «Будут, — говорил он, — на земле беды великия и мятеж между людьми; но, — прибавил он, — царство наше будет умирено и устроено Богом». Преставился св. подвижник в мире 4 февраля 1532 года.

http://drevo-info.ru/articles/8900.html

Прп. Кирилл Белозерский, в житии. Икона. Нач. XVI в. Москва. Мастерская Дионисия (ГРМ) Прп. Кирилл Белозерский, в житии. Икона. Нач. XVI в. Москва. Мастерская Дионисия (ГРМ) Круг источников Жития был определен В. О. Ключевским : воспоминания учеников К. (нек-рые из них названы Пахомием - прп. Кассиан , настоятель Кириллова Белозерского мон-ря, прп. Мартиниан , игум. Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря , старец Кириллова монастыря Игнатий) и Духовная грамота К. Текст грамоты передан с пропусками и поправками. Пахомий сообщает, что взялся за свой труд по повелению вел. кн. Василия II, с благословения митр. Феодосия (Бывальцева) и по настоянию игум. Кассиана. Среди побудительных мотивов написания Жития исследователи называют стремление братии зафиксировать уклад жизни, установленный основателем монашеской общины (значительную часть текста занимает монастырский устав и обсуждение вопроса монастырского землевладения). Пахомий Логофет превратил Житие К. в своеобразный «Кирилловский патерик», сообщая краткие сведения о деятельности его преемников - игуменов Христофора, Иннокентия и Трифона. Потребностью в кратких «уставных чтениях» были вызваны многочисленные сокращения Жития для Прологов и Торжественников, в некоторых случаях в них помещались фрагменты Жития (напр., описание явления Божией Матери К., устав и т. д.). Если тексты повторяются в неск. списках, можно говорить об особых редакциях Пахомиева Жития, как то: 1-я редакция Торжественников (РГБ. Егор. 857; Больш. 420; РНБ. Солов. 806/916, 830/940; Погод. 850), 2-я редакция Торжественников (РГБ. ОИДР. 196; Егор. 921). Пахомиево Житие К. послужило источником для Житий мн. рус. святых: преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, Мартиниана и Ферапонта Белозерских, Александра Свирского, Корнилия Комельского, Стефана Махрищского . Оно вошло во все крупные минейные своды - ВМЧ, Чудовские Минеи, Минеи Германа Тулупова, Иоанна Милютина и Феодосия Сийского. Значительным оказалось влияние труда Пахомия Логофета и на уровне лит. формул. Так, по мнению Е. А. Рыжовой, «источником сюжетного мотива «выбор места для основания монастыря с помощью чудесных знамений» («глас-свет») для севернорусских житий XVI-XVIII вв. является Житие Кирилла Белозерского и связанные с ним памятники» ( Рыжова. 2008. С. 439). В первую очередь речь идет о Житиях преподобных Александра Свирского, Кирилла Новоезерского, Филиппа Ирапского. Предисловие к Житию К. было использовано в предисловии к Житию Зосимы и Савватия Соловецких, а описания нек-рых чудес повторены в Житии Кирилла Новоезерского.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

На небольших «раздаточных» иконах (напр., нач. XIX в., АМИИ), выполненных с приемами скорописи, К. иногда изображали без мон-ря, предстоящим Спасителю на берегу озера. Исторически точное изображение обители с фигурой К. встречается в тиражной графике, напр., на с.-петербургской литографии с цензорским разрешением 1874 г. (ГИМ, КБМЗ; см.: Куликова. 2009. С. 17) обитель освещается лучами от Тихвинской иконы Божией Матери. Преподобные Александр Свирский и Кирилл Новоезерский. Икона. Ок. 1696 г. (КБМЗ) Преподобные Александр Свирский и Кирилл Новоезерский. Икона. Ок. 1696 г. (КБМЗ) Особый тип иконографии К. на архитектурном фоне возник на родине К. в Галиче, где в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы был освящен придел во имя святого. На храмовой ростовой иконе этого придела, исполненной в нач. XX в. в технике масляной живописи, К.- седовласый старец с бородой средней величины, в длинной мантии и схиме коричневого цвета, без куколя, правая рука на груди, в левой - четки. Фон пейзажный, слева к надвратной церкви и белокаменному храму от берега ведет дорога. Др. образ из Введенской ц. покрыт латунным окладом с позолотой: крупная фигура К. (волнистые волосы спадают на плечи, борода с проседью) занимает левую часть композиции, в правой руке он держит свиток, левой указывает на образ Божией Матери «Одигитрия». В правой части оклада - чеканное изображение небольшого озера и обители с кирпичной колокольней и широким пятиглавым собором, к к-рому поднимаются от ворот ступени лестницы. Хотя во внешности святого характерные иконографические признаки отсутствуют, архитектурные образы, очевидно, передают реальные впечатления от построек Новоезерского мон-ря и галичских храмов. На этих иконах святой именуется Новоозерским или Новозерским. Несколько больших житийных икон К. различаются по количеству и составу клейм. Наиболее ранним в этом ряду является образ святого с 18 клеймами жития сер. XVII в. (ЧерМО; см.: Куликова. 2009. С. 104, 228. Кат. 46. Ил. 47), стоявший в местном ряду иконостаса Воскресенского собора Новоезерской обители (упом. в переписной книге 1857 г.- Арх. СПбИИ РАН. Кол. 115. Д. 663. Л. 213-213 об.). Средник с традиц. ростовым изображением преподобного окружают клейма в следующем порядке: рождество К.; крещение К.; встреча отрока К. со старцем по пути в Корнилиев Комельский мон-рь; приход К. в Корнилиев Комельский мон-рь; монашеский постриг; К. испрашивает прощение у отца; чудо о старце Никифоре, пришедшем от прп. Александра Свирского; чудо о разбойниках; чудо во время литургии; исцеление кн. Ивана Пенкова; исцеление «оком болящей» Анны; чудо о Евдокиме; чудо о похищении колоколов; исцеление бесноватого Федора; чудо о прельщенной жене; преставление К.; погребение К.; посмертное чудо К. (исцеление старца Кириака).

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Однажды на молитве преподобному Кириллу было явление Небесного света, указавшего место, где он должен основать обитель. Немедленно отправился он в путь и, дойдя до Тихвинского монастыря Богоматери, провел в нем три дня и три ночи в непрестанной молитве к Пречистой Владычице. Во сне явилась ему Матерь Божия. Одобряя его, Она сказала: " Угодник Пресвятой Троицы, раб мой, Кирилл, пойди на восточную страну к Белоозеру, и явит тебе Господь и Сын Мой место упокоения для твоей старости " . С умиленными слезами от чудного видения пошел преподобный к Белоозеру. На озере увидел он небольшой остров, от которого восходил огненный столп на небо. Там под высокой многовековой елью блаженный Кирилл устроил шалаш и затем построил две келии: одну для себя, другую для будущей братии; отшельник соорудил две малые церкви в честь Воскресения Христова и Богоматери Одигитрии. Много искушений испытал он тут от врагов невидимых и от досужих людей, иногда забредавших к святому, но все преодолевал он мужественным терпением и постоянной молитвой. Весть о его святой жизни распространялась повсюду, и собралась к нему братия. Много было случаев благодатного исцеления по молитвам преподобного; Господь сподобил Своего угодника и дара провидения. Предчувствуя свою кончину, преподобный призвал братию. Со слезами умиления в последний раз поучал святой своих духовных чад, пока не замер его голос. Долго безмолвствовал он, но вдруг горько-горько зарыдал. " Отхожу я ко Господу в жизнь вечную; вас же предаю Богу и Слову благодати Его, дающему наследие и освещение всем. Оно да поможет вам. Умоляю вас, не изнемогайте в постах и молитвах, соблюдая себя от наветов вражьих, и не презрит Господь смирения вашего по Своему неизреченному милосердию " . Сказав это, блаженный дал последнее целование братии, причастился Святых Божественных Таин, осенил себя крестным знамением и со словами " Слава Богу за все! " предал Ему чистую свою душу 4 февраля 1532 года. Иконописный подлинник Русь. XVI. Прп. Кирилл Новоезерский. Шитьё. Русь. 2-я половина XVI - начало XVII вв. 65.5 х 62. В 1913 году поступила в древнехранилище из Кирилло-Новоезерского монастыря. НГОМЗ. Новгород.

http://patriarchia.ru/db/text/909069.htm...

Преподобный Кирилл Новоезерский Один из наиболее ярких фрагментов Жития – описание того, как преподобный принимает милостыню от своего отца, – напоминает эпизод Жития Алексия, человека Божия, в котором главный герой, получая милостыню от собственных слуг, с благодарностью восклицает: «Благодарю Тя, Господи, яко сподобил мя еси приати милостыню от своих домочадець имени Твоего ради». На деле, говорит агиограф Кирилла Пимен, в Кирилле и Алексии много общего, они одним миром мазаны, и сходство их заключается в глубочайшем смирении, несистемности и нежелании подчиняться порочным законам устроения человеческого общества. Однако юродство Кирилла принимает особую, нестандартную форму – форму странничества, благочестивого скитания по северным землям, преимущественно по берегу Белого моря. При этом если обыкновенно юродивые селились в каком-то городе (Пскове, Новгороде, Устюге, Москве…) и жизнь их принимала форму благочестивого лицедейства, а значит, требовала внимания публики и была рассчитана на произведение эффекта, то Кирилл, перемещаясь с места на место, был лишен постоянной аудитории, а значит, душевно сросся с избранной ролью блаженного странника, искренне полюбил ее. Несмотря на то, что странничество как таковое никогда не стало формально узаконенной формой достижения святости в русской церковной традиции, многие древнерусские жития представляют нищих странников сокровенными подвижниками, пускай не признанными людьми и даже Церковью, но несомненно приблизившимися к Богу. Так, преподобный Даниил Переславский, выходя на порог своей кельи, видит столпы неизреченного света, которые поднимаются к небесам от могил безвестных путников, умерших от голода и мороза на улицах древнего Переславля; Даниил ужасается сокрытой святости этих убогих путников и ставит одной из важнейших целей своей жизни погребение странных и уход за скудельницей. Преподобный направился на крайний север – к Белому морю – и много лет бродил по пустынным берегам Тем не менее традиционная преподобническая агиография не знала мотива странничества; при всем восхищении страннической аскезой сам Даниил отнюдь не спешит взять в руки посох и покинуть стены родного монастыря. И Кирилл Новоезерский становится одним из тех немногих русских преподобных, который на это решается. Примечательно, что Кирилл направляется на крайний север, к Белому или, как говорили тогда, дышащему стужей морю и много лет бродит по пустынным берегам, вдыхает морозный воздух Ледовитого океана, вслушивается в суровый рокот его ледяных волн. Здесь он, по всей видимости, посещает те селения, в которых проходила жизнь Соловецких чудотворцев: Сороку (ныне Беломорск), где Савватий познакомился с Германом; Шуньгу, родину преподобного Зосимы; Выгу, где умер некогда преподобный Савватий.

http://pravoslavie.ru/110738.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010