За несколько дней преподобный Никифор прошел более 300 верст и вышел на берег Белого озера, на противоположную от обители Воскресения Христова сторону. Помня слова игумена, Никифор не стал искать переправы, с наступлением вечера прилег на камень в безлюдном месте и тихо заснул. Проснувшись через некоторое время, Никифор увидел перед собой старца и лодку на озере. То был сам преподобный Кирилл Новоезерский, который сказал Никифору, просившему у него благословения и поклонившемуся до земли: «Напротив, ты меня благослови, ибо послан ты честным отцом и служителем Пресвятой Троицы, игуменом и духовным моим братом Александром, дабы осмотреть святую обитель нашу и меня грешного посетить». Они возрадовались и поцеловали друг друга. И свет дивный – Божественный – в виде столпа солнечного воссиял над ними. Впоследствии на том месте, в память встречи сей, была поставлена часовня. А преподобные, переправившись через озеро, прежде вошли в церковь Воскресения Христова и Матери Божией «Одигитрии» – помолиться, а затем в келию, где Никифор передал Новоезерскому игумену послание от игумена Свирского Александра. Прочитав его, преподобный Кирилл сказал: «Хотя мы имеем большое желание видеть друг друга, но, по Божию изволению, в нынешнем веке сего не сподобимся, а увидимся, когда от тела разлучимся. А твои труды, честный отче, не будут забыты перед Богом, – и все, что просишь, будет тебе дано от Бога». Никифор провел восемь памятных для него дней в обители Новоезерской в беседах с преподобным Кириллом, получив от него много поучений и назиданий духовных, а также ответное послание к преподобному игумену Александру. Затем, благословленный и напутствуемый старцем, он вернулся в обитель Пресвятой Троицы, где оставался довольно долго, молясь и испрашивая Божия благословения на пустынное житие. Наконец его молитвы были услышаны. Божиим промыслом приходит преподобный Никифор на берег Важ-озера, где 15 лет тому назад подвизался преподобный Геннадий. 7 лет провел преподобный в созидаемом его молитвами и трудами пустынном монастыре, установив в нем строгий внутренний порядок и приведя его в полное благоустройство. Окруженный любящей его братией, преподобный Никифор тихо отошел ко Господу 9 февраля 1557 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прибыв на тот остров, преподобный поселился там под высокою елью, устроив из ветвей ее хижину себе. Здесь явился ему во сне Ангел Господень и сказал, что это место уготовано ему Господом. Пробудившись от сна, блаженный пошел по тому острову и увидел около своей хижины следы от ног человеческих. По этим следам он дошел до селения Шиднем, и у крестьян этой деревни просил разрешения поселиться на том острове; получив просимое, он построил себе там келлию. На следующий год он построил здесь две малые церкви: одну во имя Воскресения Христова, а другую — во имя Пречистой Богородицы Одигитрии. Во время пребывания своего на острове, преподобный усердно подвизался в посте и молитвах, претерпевая многие напасти и скорби от бесов и от злых людей. С течением времени вокруг Кирилла собралось много братии и на Красном острове основалась обитель, известная под именем Новоезерской [ 8 ]. Достигнув глубокой старости преподобный Кирилл был награжден от Господа даром прозорливости и чудес. Пред кончиною своею преподобный предрек о бедствиях, готовившихся для Российской земли. — Будет, — говорил он, — на нашей земле мятеж между людьми и беды великие, прольётся сильный гнев Божий, падут от меча многие, а другие будут отведены в плен. Когда же к нему подошел ученик его Дионисий и начал спрашивать преподобного: «Скажи нам, отче, а потом что будет?» Преподобный отвечал ему: — Вслед за этим я видел Царя седящего на Престоле и пред Ним двух юношей, имеющих на головах своих венцы царские. И дал Господь им в руки оружие на врагов, — и все царства земные поклонятся Сидящему на Престоле, и наше царство будет умирено и устроено Богом. Вы же, отцы и братия, — прибавил преподобный, — молитесь со слезами Богу и Пречистой Его Матери о державе Российского царства. Причастившись Святых Таин и оградив себя крестным знамением, святой Кирилл предал Господу дух свой, 4 февраля 1532 года, и погребен в основанной им обители [ 9 ]. Святой Аврамий схвачен был по приказанию начальника волхвов [ 2 ] в пятый год гонения, воздвигнутого на христиан в Персии [ 3 ]. Начальник волхвов принуждал святого отречься от Христа и поклониться солнцу [ 4 ], но блаженный Аврамий сказал ему:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Особый иконографический вариант встречается на иконе 1863 г. (ГМИР), согласно утраченной надписи на обороте, переданной «в благословение от Нило-Сорской пустыни его императорскому высочеству наследнику цесаревичу и великому князю Николаю Александровичу». Образ обрамлен фигурными декоративными полями, Н. изображен прямолично на фоне грозового неба, слева от него вдали виден каменный храм пустыни, справа - деревянные постройки. Очевидно, ряд образков был заказан обителью в связи с празднованием 400-летия преставления святого в 1908 г. В 50-60-х гг. XX в. образ Н. в молении Спасителю, с видом скита, уподобленного деревянному граду, воздвигнутому между рекой и чащей леса, создан мон. Иулианией (Соколовой) (известен по фотографии из альбома игум. Марка (Лозинского) - см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 217). Поздняя академическая традиция изображения Н. отразилась в руководстве для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г. (описание облика Н. в соответствии с ранними месяцесловами помещено под 7 апр.): «…родом из русских бояр; старец со средней величины бородой; одежды преподобническия, в епитрахили» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 242). Изречения для текста на свитке предлагалось заимствовать из сочинения святого «Устав о жительстве скитском». Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в соответствии с общей тенденцией времени создавались иконы, на которых Н. был изображен вместе с др. святыми: с Антонием Римлянином (ок. 1914, из ц. прор. Илии на Цыпинском погосте, КБМЗ), со свт. Митрофаном Воронежским (из Кириллова Белозерского мон-ря, КБМЗ), со св. Иоанном Предтечей и с прп. Ефремом Сирином под образом Сретения (покровители престольных праздников Ниловой пуст., 1-я четв. XIX в., частное собрание; см.: Романенко Е. В. Преподобный Нил Сорский. М., 2008. С. 320). В живописной манере решена икона 1837-1840 гг. из иконостаса ц. прп. Мартиниана Белозерского в Ферапонтовом мон-ре: фигуры Н., преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских, Кирилла Новоезерского осеняет Св. Дух в виде голубя (на свитке Н. текст: «…моея радости не растворяйте о чада аз бо веселяся отхожду…»). На образе посл. трети XIX в. из ц. Казанской иконы Божией Матери в Устюжне Н. написан вместе с преподобными Кириллом Белозерским, Кириллом Новоезерским и Филиппом Ирапским; правая рука святого лежит на груди, в левой свиток с текстом: «Се удалихся бегая и водворихся в пустыни, чая Бога спасающаго мя» (Пс 54. 8-9). Аналогичная надпись - на свитке в руке Н. на иконе «Преподобные Нил Сорский, Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский» кон. XIX в. (из Кириллова Белозерского мон-ря, КБМЗ), исполненной в академической манере. Образ Н. на этой иконе необычен: схима красного цвета надета поверх мантии, голову покрывает черный куколь. Для паломников изготавливались небольшие финифтяные образки с изображением Н., поясным или ростовым, на фоне леса, кон. XIX - нач. XX в. (НГОМЗ, КБМЗ, ЧерМО; см.: Госкаталог. РФ. 7271173, 6444806, 10799248).

http://pravenc.ru/text/2577607.html

За любовь к бедным и сиротам преподобный Корнилий много раз удостаивался благодатного видения преподобного Антония Великого (память 17 января), к которому питал особое благоговение и воздвиг в честь великого подвижника храм в своей обители. Строгость жизни святого возбудила ропот некоторых из братии, и преподобный Корнилий вынужден был оставить обитель и поселиться на Сурском озере, в 70 верстах от своего монастыря. Руины монастыря Некоторое время он подвизался и в Троице-Сергиевой Лавре. По ходатайству иноков Корнилиевой обители великий князь Василий Иванович убеждал преподобного вернуться в свою обитель. Подвижник повиновался и, возвратившись в свой монастырь, передал настоятельство своему ученику Лаврентию и затворился в своей келлии. Во время нападения татар на Вологодскую землю преподобный Корнилий, оберегая братию, вместе с ними удалился в Белозерский край. Скончался преподобный в возрасте 82 лет 19 мая 1537 года. Сразу же по кончине Господь прославил Своего угодника. От гроба покойного стали происходить многочисленные исцеления, увеличившие почитателей святого. Многие ученики преподобного Корнилия также прославились святостью жизни: преподобные Геннадий Любимоградский (память 23 января), Кирилл Новоезерский (память 4 февраля), Иродион Илозерский (память 28 сентября), Адриан Иошехонский (память 5 марта),Лаврентий и Кассиан Комельские (память 16 мая). святые мощи преподобных Кассиана Комельского, Вологодского и Лаврентия Комельского, учеников преподобного Корнилия Комельского, также покоились в этой обители. Имя преподобного Корнилия Комельского среди вологодских святых ранее почиталось в одном ряду с именами преподобных Кирилла Белозерского и Димитрия Прилуцкого. Житие преподобного составлено учеником его Нафанаилом в 1589 году. Имеются служба и похвала святому, сохранился Устав, написанный преподобным Корнилием (Устав издан: Архимандрит Амвросий, " История Российской иерархии " . Ч. IV. М., 1812, С. 661-704). Известность монастырю снискали не только многоцелебные мощи великого подвижника, но и святые источники преподобного Корнилия, минеральная вода из которых по своим целебным свойствам славилась на всю Россию. Святой источник преп. Корнилия Комельского

http://azbyka.ru/palomnik/Мощи_преподобн...

Симон, по прозванию Тентюков, житель Сольвычегодска, рано почувствовал в себе отвращение от мирской жизни и, в молодых годах оставив дом родителей, пришел в монастырь к преподобному Корнилию Комельскому, усердно прося себе пострижения. Прозорливый старец, склонясь на неотступные просьбы и слезы юноши и провидя в нем истинного подвижника Божия, принял Симона и после пострижения в мантию поручил его одному опытному старцу. Симон всего себя посвятил подвигам поста и молитвы, стараясь во всем подражать своему мудрому наставнику. Проходя различные монастырские послушания в среде таких подвижников, каковы были ученики преподобного Корнилия: Геннадий Любимский, Кирилл Новоезерский, Иродион Илоезерский, Адриан Пошехонский и Лаврентий Комельский, новый инок и сам скоро приобрел навык к иноческой жизни и в течение многих лет неисходно подвизался в обители преподобного Корнилия. По преставлении его Симон вместе с старцем Лонгином направился к своей родине – Сольвычегодску, надеясь там среди неизмеримых и девственных лесов найти себе удобное для жительства место. Там странники остановились в пятнадцати верстах от города при устье речки Коряжемы. Преподобный Лонгин решился поселиться на этом, действительно прекрасном и удобном месте, а так как он был уже в летах преклонных и изнурен иноческими подвигами, то остался с ним и Симон и помог ему устроить келлию и часовню. Поживши с Лонгином несколько времени, преподобный Симон, вследствие близкого расстояния от города, не нашел это место достаточно для себя удобным и пошел далее вверх по Вычегде искать себе нового места для подвигов. В шестидесяти верстах от Коряжемы, на высоком и крутом берегу Вычегды, при устье речки Сойги, в дикой тогда пустыне, под сенью вековых дерев, он поставил себе малую келлию, а потом храм во имя Преображения Спасителя, освященный 17 мая 1541 года, и стал подвизаться в совершенном уединении. К блаженному пустыннику собрались любители пустынного жития; строгий постник и усердный молитвенник вел их примером святой жизни к блаженной вечности. Двадцать лет преподобный Симон подвизался в своей обители, под конец жизни имел утешение слышать о чудесах и прославлении друга своего преподобного Лонгина и сам, достигши маститой старости, тихо и мирно скончался 24 ноября 1562 года, оплаканный своими учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нет такого уголка на Руси, где не было бы светильника и молитвенника, прославленного от Бога. Град Киев украшается непревзойденными преподобными отцами Антонием и Феодосием с собором прочих Киевских угодников Божиих. На юге России пострадали за веру Христову семь священномучеников, которые являются украшением Херсона. Преподобные Зосима, Савватий, Герман Соловецкие, Сергий и Герман Валаамские прославились многочисленными чудесами и являются молитвенниками за святую Русь. В пределах Новгородских, Белозерских, Вологодских подвизались такие дивные подвижники, как преподобные Кирилл Белоезерский, Кирилл Новоезерский, Нил Сорский , Ферапонт, Мартиниан Белоезерский. В Тамбовских лесах воссиял великий светильник — преподобный Серафим. В северной части России прославился преподобный Сергий с сонмом Радонежских чудотворцев, который поистине является молитвенником и Ангелом Хранителем всей России. Москва имеет своих ходатаев в лице первосвятителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и священномученика Ермогена. Краса Рязани — святой Василий Рязанский и мученик Роман. Переславль украшен подвигами преподобного Никиты Столпника и преподобного Даниила. Города Ярославль, Чернигов, Псков, Новгород, Смоленск, Вологда, Казань, Астрахань, Муром, Владимир и другие имеют у себя молитвенников, прославившихся своей богоугодной жизнью в этих местах. Даже далекая Сибирь и та не имеет недостатка в святых, и там горят светильники в лице святителей Иннокентия и Софрония Иркутских, Иоанна Тобольского , Стефана Пермского, праведного Симеона Верхотурского и многих иных. Так богата наша Русь явленными святыми (всего их около четырехсот), а сколько святых, которые неизвестны людям, но известны Богу! Им мы просто не знаем числа. Все они милостивым оком смотрят на оставшихся на земле братьев своих и молятся за них. Всегда слышат нас, видят наши скорби и всегда готовы помочь нам. Вот какое для нас радостное утешение! Мы не одни, но имеем на небесах неустанно заботящихся о нас покровителей. Совершая сегодня память всех наших святых, в земле Российской просиявших, извлечем из этого празднования для себя то назидание, что святых мы должны благоговейно чтить, обращаться к ним с молитвой и по мере своих нравственных сил стараться подражать им в христианской добродетели нищеты духовной. Тогда они всегда будут нашими скорыми помощниками и всегда окажут молитвенную помощь в том, чтобы безбедно переплыть нам волнующееся море настоящей суетной жизни и мирно достигнуть тихой пристани жизни будущей и вечной и там купно с ними удостоиться прославлять сладчайшее имя Великого Бога Отца и Сына и Святого Духа, Которому от нас да будет честь и слава во веки веков. Аминь. Скорби и искушения: где искать поддержки?

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

К посл. четв. XIX - нач. XX в. относится раздаточная икона «Преподобные Ферапонт и Мартиниан» (КБМЗ), к-рая представляет собой приклеенную на доску и покрытую лаком хромолитографию, выполненную в академической манере. Святые изображены на фоне мон-ря. У М. борода средней длины, немного заостренная, короткие волосы, правой рукой он указывает на прп. Ферапонта. В 1904 г. к открытию Ферапонтова жен. мон-ря была выпущена хромолитография с изображением основателей обители в молитве Господу Вседержителю в верхней части композиции. М. представлен старцем с длинной «власиевой (сщмч. Власия Севастийского.- Авт.)» бородой и ниспадающими на плечи седыми волосами. Внизу листа выходные данные: «Дух. ценз. ком. печ. дозв. Москва. 16 сент. 1904 г. Ценз. прот. Петропавлов» (частное собрание). В описаниях Ферапонтова мон-ря в архивных источниках обязательно отмечены иконы с образами основателей на входах (и выходах) в саму обитель, в ее храмы, кельи и даже конюшни. Святые в этом случае выступают в роли вратарников - охранителей строений своей обители. Так, в ц. во имя М. над церковными дверями «в вонную сторону (наружу.- Авт.), в киоте, образ преподобных чюдотворцов Ферапонта и Мартиниана, во облаце Воплощение Сына Божия, на празелени, за слюдой» (Опись 1673 г.; КБМЗ. ОПИ. РК 91. Л. 21 об.). Возле входа в церковь из паперти по сторонам в рост были изображены: «…с правой преподобный Мартиниан, с левой преподобный Ферапонт, вверху Господь Вседержитель…» (НГОМЗ. ОПИ. 10601. Л. 17 об.-19 об.). У входа в надвратную ц. Богоявления (с приделом прп. Ферапонта), на паперти, висела икона «Преподобные Кирилл и Мартиниан Белозерские, Кирилл Новоезерский» (Там же. Л. 79). В соборе Рождества Пресв. Богородицы в описи 1775 г. также зафиксированы на паперти «два образа больших» на холсте - Господа Вседержителя и прп. Ферапонта с М. (РНБ. F. IV. 753. Л. 24). Рядом, в переходах от соборной церкви к Трапезной палате, находилась икона «весьма ветхая» с изображениями Белозерских преподобных Ферапонта, М., Кирилла и Сергия Радонежского, благословляемых Господом Вседержителем «во облаце» (Там же. Л. 28).

http://pravenc.ru/text/2562430.html

Во время нападения татар на Вологодскую землю преподобный Корнилий, оберегая братию, вместе с ними удалился в Белозерскии край. Братья вместе с наставником молились о спасении обители, и Господь внял их молитвам. Татары неожиданно отступили в паническом бегстве, приняв покинутый монастырь за грозно вооруженную крепость с многочисленным войском. Вернувшись вторично в свою пустынь, преподобный Корнилий опять затворился и стал готовиться к исходу. Он завещал инокам строго соблюдать монастырский устав, жить в мире и согласии друг с другом. На четвертой Неделе по Пасхе святой был в церкви, причастился Святых Тайн и, благословив братию, отошел ко Господу в возрасте 82 лет, 19 мая 1537 года. Мощи и прославление Тело преподобного Корнилия при огромном стечении народа и всеобщем плаче было погребено близ Введенского храма. Святые мощи его были впоследствии прославлены многочисленными чудесами. О святости преподобного свидетельствовал и сонм его учеников также прославившихся святостью жизни: преподобные Геннадий Любимоградский , Кирилл Новоезерский , Иродион Илозерский , Адриан Пошехонский , Лаврентий и Кассиан Комельские. Общецерковное празднование преподобному Корнилию совершаемое 19 мая было установлено 25 января 1600 года патриархом Иовом и собором епископов. Житие преподобного составлено учеником его Нафанаилом в 1589 году, а позднее были составлены служба и похвала святому. Молитвы Тропарь, глас 4 От юности горящим желанием Божественныя любве разжигаемь,/житейския молвы оставил еси, преподобне,/ревнитель Антонию Великому быв,/безмолвием и жестоким пребыванием последуя Христу,/бдением, и молитвами, и постом образ был еси твоим учеником./Темже молися Господеви, Корнилие блаженне,/спастися душам нашим. Ин Тропарь, глас 8 Постническими труды нетрудную жизнь стяжа, преподобне, слезами же мысленнаго фараона потопил еси и вместо скорби радость обрел еси, предстоя Христови в лице святых, поминай, молящихся чад твоих, Корнилие, отче наш. Кондак, глас 8 Господеви, от Святыя Девы возсиявшу мирови, и Тому измлада, яко Ангел, послужил еси, блаженне, и силою Его пустыню, яко град сотворил еси, множество же ученик в ней собрал еси, ихже Богодухновенными ученьми просветил еси. Тем вопием ти: радуйся, отче наш Корнилие, иноком Божественное удобрение.

http://drevo-info.ru/articles/5944.html

Несколько лет прожил преподобный Никифор в Свирской обители. Преподобный Александр видел его добродетели, понимал духовную пользу, которую приносил братии Никифор, и благодарил Бога. Из Свирского монастыря преподобный Никифор совершил два далеких путешествия: одно по приказанию преподобного Александра – к Новоезерскому подвижнику Кириллу, другое по своей воле – в Киев на поклонение Печерским угодникам. Преподобный Александр возложил на Никифора послушание – отправиться к преподобному Кириллу, в пределы Белого озера, в обитель Воскресения Христова, испросить у игумена благословения и молитв, побеседовать с ним и поучиться от него жизни монашеской и уставу монастырскому. С радостью принял Никифор поручение-послушание и отправился в далекий путь. Через несколько дней он благополучно достиг западного берега озера, где расположено село Кобылина Гора, в двух верстах от обители, лежавшей на противоположном берегу. Наступал вечер. Путник отошел к лесистому северному берегу озера и там заснул. Между тем преподобный Кирилл в это время совершал в своей обители вечернее келейное правило. Окончив его, подвижник один направился на берег, взял небольшую лодку и отплыл к северному берегу озера, где почивал преподобный Никифор. Отсюда они переехали в монастырь Новоезерский, где преподобный Никифор пробыл восемь дней, разделяя молитвенные подвиги монастырского братства и услаждая слух свой поучительными беседами игумена. Вероятно, после того преподобный Никифор совершил свое паломничество в Киев. Преподобный сказал своему игумену: «Отче, я отхожу в Киево-Печерский монастырь Пресвятыя Богородицы и преподобных отец Антония и Феодосия. Ты же моли о мне Бога, чтобы ради святых молитв твоих благополучно совершить мне путь свой». Преподобный Александр опечалился: он не хотел разлучаться с добродетельным старцем и начал молить преподобного Никифора, чтобы он пребывал с ним в монастыре, пока Бог разлучит их. Но преподобный Никифор не преклонился его молению и, только утешая подвижника, говорил ему, что разлучаясь телом, они неразлучны будут духом. Со слезами расстались преподобные старцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дивная сила молитвы святых Божиих! В деревне Шиднем поныне живут, не вымирая, потомки Дия, Григория и Давыда, уступившие остров преподобному для обители молитв. Мощи преподобного Кирилла обретены были нетленными при основании нового храма, строившегося по обету спасенного от бед боярина Морозова. По определению собора, мощи свидетельствованы были Вологодским архиепископом Маркеллом. А в 1652 г. августа 22-го дня перенесены были в раке в новый храм, где и ныне почивают, источая чудеса. Тропарь, глас 8 Божиим Духом подвизаем, слез твоих тучами изсохшее напоил еси, и безплотное в пустыни житие показал еси, и еже из глубины сердца бодренными молитвами и постом благодеяния труды уплодоносил еси, и вселенную всю просветил еси сиянием чудес твоих, отче наш Кирилле, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Тропарь, глас 8 (Обретение мощей) Яко светильник явился еси всесветел во отоце Нова езера на Красном острове, преподобне отче Кирилле, ты бо крест Христов на рамо взем, усердно Тому последовал еси, чистотою Богови приближився, от Него же и силами чудес обогатися, тем и мы любезно прибегаем к раце честных мощей твоих, умильно глаголем: о преподобне отче Кирилле, моли Христа Бога спастися душам нашим. Дополнительные сведения Романенко Е. Нило-Сорская пустынь// 42 С. 459. «В сорока верстах от Белозерска есть неглубокое, но притягательное своей красотой озеро Новое. Посреди него на маленьком острове стоит бывший Кирилло-Новоезерский монастырь. До него с берега можно добраться либо на лодке, либо по деревянным мосткам на вбитых в дно озера сваях. Летом залюбуешься открывающимся видом: в темной воде снуют красноперые окуни, тут и там зеленые острова. Издалека почти незаметны разрушения, причиненные строениям монастыря в нынешнем столетии. Но нет смысла стучаться в его двери – за ними сегодня... тюрьма», – так пишет в статье «Неприкаянная святыня» Галина Иванова. ...Остров Красный, или, как его окрестили современные журналисты, Огненный, где основал монастырь преподобный Кирилл, находится на небольшом озере Новом. Ныне он закрыт для паломников. Здесь находится тюрьма для приговоренных к высшей мере наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010