“Возлюбившие блаженное безмолвие проходят делание умных сил и подражают их образу жизни. Не насытятся они во веки веков, восхваляя Творца: так и восшедший на небо безмолвия не насытится, воспевая Создателя. Таким образом, все занятие безмолвника– быть с единым Господом, с Коим и беседует он лицом к лицу, как любимцы царя говорят ему на ухо”. “При этом такое внутреннее безмолвное делание ограждается и охраняется другим – блюдением безмятежия помыслов”... ...И вот теперь отцу Серафиму предлагают оставить это “блаженное безмолвие”, насильно хотят возвратить его снова в “сожительство с другими”, поместить опять в молву многолюдного монастыря, посещаемого тысячами паломников... Какой перелом жизни!.. Это теперь не менее важный или даже более важный и решительный момент для духа преподобного, чем оставление родного крова и любимой матери 32 года тому назад: там все светлое, высокое и увлекающее было впереди; теперь же его, кажется, влекут назад, к низшему, пройденному, почти уже забытому за 16 лет пустыньки... ...Что делать? И становится понятным поведение святого молчальника: безмолвно он выслушал весть от брата, безмолвно и проводил его, без единого слова... Значит, этого слова еще не было в душе преподобного. ...Послушник в недоумении ушел обратно. А старец, несомненно, обратился к Богу, “лицом к лицу, как любимцы царя говорят ему на ухо”. В этом прошла вся неделя... Привыкший к безусловному послушанию, о.Серафим не мог сойти с этой спасительной для многих стези. Но еще меньше он мог оставить “блаженное безмолвие”. Выход он, подобно Григорию Богослову, нашел в среднем пути: он решил жить в монастыре, как бы в пустыни, быть вместе с другими телом, но безмолвствовать духом. Преподобный решил жить в обители – в затворе: так сочетаются и внешнее послушание и внутреннее безмолвие. Лишь увеличится сила подвига, ибо в монастыре хранить безмолвие духа, даже в затворе, будет труднее. “Есть безмолвие внешнее, – говорит святой Иоанн Лествичник, – когда кто от всех отделившись живет один; и есть безмолвие внутреннее, когда кто в духе един с Богом пребывает не напряженно, а свободно, как свободно грудь дышит и глаз видит... Пусть келья безмолвника заключает в себе тело его, а сие последнее имеет в себе храмину разума”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

“Возлюбившие блаженное безмолвие проходят делание умных сил и подражают их образу жизни. Не насытятся они во веки веков, восхваляя Творца: так и восшедший на небо безмолвия не насытится, воспевая Создателя. Таким образом, все занятие безмолвника– быть с единым Господом, с Коим и беседует он лицом к лицу, как любимцы царя говорят ему на ухо”. “При этом такое внутреннее безмолвное делание ограждается и охраняется другим – блюдением безмятежия помыслов”… …И вот теперь отцу Серафиму предлагают оставить это “блаженное безмолвие”, насильно хотят возвратить его снова в “сожительство с другими”, поместить опять в молву многолюдного монастыря, посещаемого тысячами паломников… Какой перелом жизни!.. Это теперь не менее важный или даже более важный и решительный момент для духа преподобного, чем оставление родного крова и любимой матери 32 года тому назад: там все светлое, высокое и увлекающее было впереди; теперь же его, кажется, влекут назад, к низшему, пройденному, почти уже забытому за 16 лет пустыньки… …Что делать? И становится понятным поведение святого молчальника: безмолвно он выслушал весть от брата, безмолвно и проводил его, без единого слова… Значит, этого слова еще не было в душе преподобного. …Послушник в недоумении ушел обратно. А старец, несомненно, обратился к Богу, “лицом к лицу, как любимцы царя говорят ему на ухо”. В этом прошла вся неделя… Привыкший к безусловному послушанию, о.Серафим не мог сойти с этой спасительной для многих стези. Но еще меньше он мог оставить “блаженное безмолвие”. Выход он, подобно Григорию Богослову, нашел в среднем пути: он решил жить в монастыре, как бы в пустыни, быть вместе с другими телом, но безмолвствовать духом. Преподобный решил жить в обители – в затворе: так сочетаются и внешнее послушание и внутреннее безмолвие. Лишь увеличится сила подвига, ибо в монастыре хранить безмолвие духа, даже в затворе, будет труднее. “Есть безмолвие внешнее, – говорит святой Иоанн Лествичник, – когда кто от всех отделившись живет один; и есть безмолвие внутреннее, когда кто в духе един с Богом пребывает не напряженно, а свободно, как свободно грудь дышит и глаз видит… Пусть келья безмолвника заключает в себе тело его, а сие последнее имеет в себе храмину разума”.

http://pravmir.ru/vsemirnyj-svetilnik-pr...

Любящий молчание и бережно хранящий его во имя духовных целей предпочитает всему быть в храме Божием и в келье, где «разгибать книгу души своей и читать в сей книге назидательнейшие истины» (496). О великой пользе молчания святой Игнатий говорит кратко и потому особенно выразительно: «Будешь молчалив – найдёшь покой везде, где бы ты ни жил» (268). «При этом жительстве рождается в нас множество слёз и видение чудное. Велик человек, имеющий в душе обычай молчания» (268). Молчание не приходит само собой – его надо приобретать (как, впрочем, и все доброе). Вот что говорит святой Игнатий о преподобном Арсении Великом (V в.): «Не подумай, что поведуемое молчание дивного Арсения было следствием его свойства естественного. Нет! Он сперва понуждал себя к молчанию» (268). «И ты, – обращается Святитель к духовному брату словами святых Отцов – преподобного Иоанна Лествичника († 649) и преподобного Исаака Сирского (VI в.), – затворяй дверь келии для тела, дверь языка для разговора, и внутреннюю дверь для духов лукавых» (268). «Более всего возлюби молчание, потому что оно приблизит тебя к плоду» (268). И от себя добавляет: «Возлюби молчание... Умолкни и умолкни! Сдружись с покаянием, которое без молчания состояться не может» (840). Молчание ведёт к безмолвию – «вспомоществует безмолвию» (268), «очень много способствует безмолвию» (290). Что такое безмолвие Безмолвие – это своего рода обнаружение образа Божия в подвижнике. «Хотя все человеки созданы по образу Божию, но в этом отношении безмолвник есть особеннейший, точнейший образ Божий. Посмотрите, – что говорит Евангелист Иоанн о Боге: “От вечности Он довольствовался единым Своим Словом!”» (152). Безмолвник – это тот, кто должным образом готовит себя к переходу от земли в вечность (177). Святитель яркими красками рисует состояние – «духовное созерцание» – безмолвника. «Оно делает жителя безмолвной келии жителем, можно сказать, рая – вводит его в новый мир, пред которым здешний мир очень тесен, ничтожен. В тишине безмолвия душа плавает как бы в каком необъятном пространстве, смотрит на минувшее, на настоящее, на землю, на небо, на время, на вечность. Так в ясную погоду гуляет орёл в недосягаемой высоте, в прозрачной лазуревой бездне» (363).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

5. Моление о телесном здравии и благоденствии самодержавнейшего богохранимого великого государя царя нашего и о его царской победе на враги исполнять по заповеди святого Апостола Павла, который пишет к Тимофею, в зачале 282-м, сице «Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Святой Иоанн Златоустый , толкуя это изречение, в толковом Апостоле, лист 906-й, пишет: «От сего убо начинаются сугубая благая, еже зависть отлагаем, никоея бо вражды не имеет ко оному, о немже молимся во вседневной службе божественного благочестия обыкновением. И разумеша верные, яко на всяк день заутра и в вечер молитвы проливаются ко Господу за весь мир и за царей и за вся яже во власти молитва от церкви бывает. Но речет кто еже глаголет за вся, толико верных разумеет. Но несть се, и не быша тогда цари Бога хвалящие, но в неверии быша, ибо во время таин и за неверных достоит моление приносити». Подобно сему и в много сложном свитке, Большой соборн. лист 362-й, говорится «Тем же убо и мы от чистыя веры, молитвой к Богу, день и нощь в молитвах и мольбах, в литиях же и соборах святительскими и божественными возношениями и нашими потребную и лепотную память о благочестивой вашей державе, и о царской вашей победе исповедаем во святых тайнах». Так же преподобный Никон Чер Горы в слове 26, лист 186, глатолет – «Яко подобает молиться паче о нечестивых, еретиках же и эллинах, и всех грешных, и не кляти их». Блаженный же Семеон Фесалонитский вещает, во гл. 332, на листу 272, сице – «Молится убо церковь , добре Павлов закон блюдущи, о царех же и сущих в преимуществе, и наипаче ныне сущих сих верных, и о еже способствовати им Богу, и покорити же им ратованные, да и мы тихое и безмолвное житие поживем, яже благочестие в честности соблюдающе». Что же касается приношения через частицы, иметь в виду того же блаженного слова следующие, в главе 94, л. 121 на об. «Понеже изъемлют, глаголет, лукавые от среды праведных ангели, тем и нелепо весьма иерею коему о иноверном приносити, или память творити его, но ниже о проявленно грешащих и непокаянно имущих: зане во осуждение тем приношение, якоже и непокаянно общающимся страшным тайнам», якоже божественный Павел глаголет. Это изречение 94 главы и греко-российская церковь себе в руководство принимает, изложив в своей книге Скрыжале на листе 205 и в Кормчей во главе 60, л. 604-й, согласует такожде. Подобие и в книге святого Иоанна Дамаскина , книга 4, глава 14, лист 47, вещает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Воспрещая частую перемену, преподобный Григорий Синаит говорит: «Не укореняются те деревья, которые пересаживаются часто». 2. 234 Способ делания Признаем обязанностью своей изложить здесь, по мере скудного разумения нашего и скудной опытности, учение святых отцов о художественном возделании молитвы Иисусовой, с ясным обозначением, какой образ упражнений молитвой и какого вида умная и сердечная молитва приличествует всем без исключения христианам и новоначальным инокам и какой образ делания свойственен преуспевшим, возведенным в преуспеяние Божиим благоволением и Божией благодатью. Без всякого сомнения, первое место между всеми способами должно дать способу, предлагаемому святым Иоанном Лествичником , как особенно удобному, вполне безопасному, нужному, даже необходимому для действительности молитвы, приличествующему всем благочестиво жительствующим и ищущим спасения христианам – и мирянам, и инокам. Великий наставник иночествующих дважды говорит об этом способе в своей Лествице, возводящей от земли на небо: в слове о послушании и в слове о молитве. Уже то, что он излагает свой способ в изложении учения о послушании общежительных иноков, с очевидностью показывает, что этот способ назначается и для новоначальных иноков. Предложение способа повторяется в отдельном, пространном учении о молитве, после наставления для безмолвников, следовательно, повторяется для преуспевших иноков; это показывает с очевидностью, что способ очень хорош и для безмолвников, и для преуспевших иноков. Повторяем: величайшее достоинство способа заключается в том, что он, при всей удовлетворительности своей, вполне безопасен. В слове о молитве святой Иоанн Лествичник говорит: «Подвизайся возвращать, точнее, заключать мысль в словах молитвы. Если по причине младенчественности она изнеможет и уклонится – опять введи ее. Свойственна уму нестоятельность. Может же установить его Тот, Кто уставляет все. Если стяжешь это делание и постоянно будешь держаться его, то придет Определяющий в тебе границы морю твоему и скажет ему при молитве твоей: до сего дойдеши, и не прейдеши ( Иов. 38, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Митрополит от греч. μιτροπολτης – уроженец или житель метрополии, т. е. такого города, из которого жители, расселившись, образовали другие города и который потому сделался для них как-бы матерью. В церковном языке митрополитом называется архиерей областного города, – архиерей, которому подчинены все прочие архиереи той же области. Но у нас в России звание митрополита есть только почетное отличие, даруемое архиереям или за личные их заслуги церкви, или в честь городов, в которых они архиерействуют, – степень же власти они имеют одинаковую с архиереями епархиальными. В отличие от прочих архиереев носят белый клобук. (Слов. Михайловского.) Многолетие. – Так называется молитвенное, громко возглашаемое диаконом или священником обращение к Богу о даровании долгоденственного и мирного здравия Государю Императору с Его Августейшим Домом, Св. Синоду, местному архиерею и проч., после чего клир поет: „Многая лета”. Многолетие обычно полагается на царских молебнах и часах. Молебен – Богослужение, совершаемое по особой какой либо нужде общественной или частной, – например: для засвидетельствования благодарности своей к Богу за особое Его благодеяние к целому народу, селению, семейству или одному лицу, – в умилостивление правосудия Божия, посещающего целое общество или отдельное лицо каким либо наказанием – войною, смертоносною язвою, бездождием, безведрием, землетрясением, болезнью, пожаром и проч., – в ознаменование особого усердия к Богоматери или какому либо святому, которого носит имя или который явил нам особые опыты своего заступления и ходатайства. По составу своему молебен есть подобие или сокращение утрени и главным образом состоит из канона, среди которого читается соответствующее цели молебного пения евангелие. (Слов. Михайловского). Молчальник иначе Безмолвник. Так назывались святые преподобные, давшие и исполнившие обет добровольного молчания или безмолвия, которое хранили они всегда и везде. Безмолвие, говорят св. подвижники, состоит в том, чтобы не возмущаться ни помыслами, ни заботами и никакою вещию. (Дни Богослуж. Дебольского). Из строгих хранителей молчания особенно известны: Иоанн Молчальник (декабрь 3), бывший епископ армянской колонии и, по добровольном оставлении сана, проведший в безмолвии 7 лет в монастыре свят. Саввы Освященного и Исихий Безмолвник, 12 лет не выходивший из своей келии на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Когда нечестивый император Лев Армянин [ 5 ], возобновив иконоборческую ересь, воздвигнул гонение на Церковь Христову, то вместе с своим учителем Григорием и святым Иосифом Песнописцем [ 6 ] в Византию [ 7 ] прибыл в это время и сей преподобный Иоанн. Обходя город, они укрепляли православных, увещая их твердо хранить и мужественно исповедывать святую веру христианскую. Вскоре после этого Иосиф отправился в Рим [ 8 ], но по дороге был схвачен еретиками и заключен в темницу в Крите [ 9 ]. Преподобный же Григорий Декаполит скончался в Риме после удаления Иосифа [ 10 ]. Пребывая в Византии, преподобный Иоанн подвизался, как и ранее, заботясь не только о своем спасении, но и о спасении других людей. По прошествии нескольких лет, когда блаженный Иосиф, будучи освобожден из заключения, возвратился в Византию, преподобный Иоанн уже отошел ко Господу [ 11 ], дабы получить от Него награду за свои труды и был похоронен руками Иосифа около гробницы отца своего именем также Иосифа. Затем тело его было перенесено в другое место, о чем так сообщается в житии святого Иосифа Песнописца: — Войдя в город, — говорится здесь, — Иосиф не застал в живых своего любезного наставника, святого Григория Декаполита. Последний отошел уже ко Господу. Он видел только ученика Григория, блаженного Иоанна, а по Григории долго плакал, потому что не сподобился еще раз свидеться с ним. Он пребывал около его гробницы вместе со святым Иоанном; но по прошествии некоторого времени отошел ко Господу и Иоанн, и Иосиф похоронил его близ гробницы святого Григория. После сего преподобный Иосиф переселился в другое уединенное и безмолвное место, находившееся за городом недалеко от церкви святого Иоанна Златоустого. Поселившись здесь, преподобный Иосиф создал церковь во имя святителя Христова Николая и в нее перенес мощи святых Григория и Иоанна. Некоторые утверждают, что сей преподобный Иоанн, ученик святого Григория Декаполита, после преставления своего учителя удалился в Палестину, и здесь подвизался в обители святого Харитона [ 12 ], где и почил о Господе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Таковы великие дарования сподобился получить и столь великого совершенства добродетелей достигнуть великий во отцах Варсонофий. Однако приобретены они были им среди таких искушений, каких многие не только не могут претерпеть самым делом, но даже и слух их не в состоянии будет вместить их. Равно и великим болезням подвергался преблаженный этот, но переносил их с такой доблестью, что, будучи болен, не только не восклонялся когда-либо на одр для своего успокоения, но даже не оставлял и рукоделия своего. Жил сей святой в VI веке, во времена императора Юстиниана, и в течение целых 50-ти лет и более ни один человек не видел его. Только однажды показался он нескольким братиям и умыл им ноги для рассеяния сомнения в его существовании. И еще под конец жизни расставался он с дорогим ему безмолвием для блага Церкви, когда Юстиниан начал теснить не принимавших учения покровительствуемых им. Патриарх Иерусалимский уговорил великого авву отправиться к императору с ходатайством преложить гнев свой на милость. Посольство имело успех. Убежденный силой слова аввы, император остановил задуманное преследование непокорных, как казалось лично ему, и возвратил Иерусалимской Церкви свое благоволение, прислав ей с Варсонофием дары. Скончался великий авва в 563 году. А иные, не определяя года, говорят: раньше 600 года. Другой старец – преподобный Иоанн – проходил такое же безмолвное житие, как и Варсонофий, и сподобился таких же, как и он, дарований Духа, особенно же и по преимуществу дарования прозорливости и пророчества, почему и именовался пророком. Откуда был родом и откуда пришел в сию обитель преподобный Иоанн – неизвестно. Жил же он в первой келлии великого Варсонофия, когда сей последний устроил себе другую близ той же обители, и безмолвствовал в ней 18 лет до самой своей кончины. Никто не видел, чтобы он когда-либо улыбался, или был смущен, или без слез причащался Божественных Таин, как засвидетельствовал о нем игумен той обители. По дару провидения преподобный Иоанн, предсказав многое другое, делом совершившееся так, как он предсказывал, предсказал и о своей кончине, сказав об этом так: «В седминах аввы Серида я скончаюсь. Если бы авва Серид прожил долее, и я бы прожил еще пять лет, но как Бог скрыл от меня и взял его, то и я не проживу более».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/azb...

В заключение своей лекции я хотел бы сказать несколько слов об исключительном значении иконы в Православии и его свидетельстве миру. В сознании многих, особенно на Западе, Православие отождествляется прежде всего с византийскими и древнерусскими иконами. Мало кто знаком с православным богословием, мало кому известно социальное учение Православной Церкви, немногие заходят в православные храмы. Но репродукции с византийских и русских икон можно увидеть как в православной, так и в католической, протестантской и даже нехристианской среде. Икона является безмолвным и красноречивым проповедником Православия не только внутри Церкви, но и в чуждом для нее, а то и враждебном по отношению к ней мире. По словам Л. Успенского, «если в период иконоборчества Церковь боролась за икону, то в наше время икона борется за Церковь» (39). Икона борется за Православие, за истину, за красоту. В конечном же итоге, она борется за душу человеческую, потому что в спасении души заключается цель и смысл существования Церкви. 1   Прот. Александр Шмеман.  Дневники. Запись: Пятница, 27 сентября 1974. 2   Прот. Александр Шмеман.  Исторический путь Православия. Гл. 5, § 2. 3  Е. Трубецкой.   Три очерка о русской иконе. Иное царство и его искатели в русской народной сказке. Изд. второе. М., 2003. С. 7. 4   Священник Павел Флоренский.   Иконостас. В кн.: Собрание сочинений. Т. 1. Париж, 1985. С. 221. 5   Святитель Григорий Великий.   Письма. Кн. 9. Письмо 105, к Серену (PL 77, 1027-1028). 6   Преподобный Иоанн Дамаскин.  Первое защитительное слово против порицающих святые иконы, 17. 7   Преподобный Феодор Студит . (PG 99, 340). 8   Преподобный Иоанн Дамаскин.  Цит. по: В. Лазарев. Византийская живопись. М., 1997. С. 24. 9   Архимандрит Зинон (Теодор).  Беседы иконописца. СПб., 2003. С. 19. 10   Преподобный Иоанн Дамаскин.  Третье защитительное слово против порицающих святые иконы, 8. 11  Преподобный Иоанн Дамаскин.  Второе защитительное слово против порицающих святые иконы, 14. 12   Прот. Александр Шмеман.  Исторический путь Православия. Гл. 5, § 2.

http://patriarchia.ru/db/text/1403321.ht...

Он презирает все настоящее как преходящее и временное и нераздельно устремляет взор своего ума к вещам неизменным и вечным; еще находясь в этой плоти, он уже созерцает сердцем будущее блаженное состояние (Прав., V.14). В момент созерцания человек испытывает неизреченную радость 95 , ум его приобретает живость и остроту 96 , преисполняется сокровеннейших смыслов; молитва его становится чистой и легкой 97 ; он молится даже во сне (per soporem supplicans) и чувствует, что его мольбы стали действенные и легко возносятся к Богу (Собесед., 4.2). Это возвышеннейшее состояние (praecelsior status) преподобный Иоанн называет “пламенной и безмолвной молитвой” 98 , опытно познанной лишь немногими, которая превосходит всякое человеческое чувство и невыразима никакими словами, но ум, озаренный наполняющим его небесным Светом 99 , обильно изливает ее как бы из преисполненного источника и неизреченно воссылает ко Господу (Собесед., 9.25) 100 . Достижение такой совершенной молитвы зависит скорее не от человеческих усилий, а от Божественного дара (см. Прав., 2.10; Собесед., 9.26). Это состояние преподобный Иоанн называет также исступлением (excessus) 101 , когда человек бывает восхищен (rapia­tur) в горняя 102 и ослеплен блистанием Божества 103 . Это означает, во-первых, что ум, или дух человека покидает тело и выходит за пределы обычного опыта для соприкосновения с духовной реальностью с помощью своих высших способностей, или духовных чувств 104 . Во-вторых, это означает, что ум выходит из самого себя, когда он, воспламеняясь, не может удержать внутри себя молитв, которые возбудила в нем Божественная благодать и которые прорываются за узкие границы человеческого понимания и выражения 105 . В кратчайшее мгновение исступления 106 ум человека выражает столь многое, что, вернувшись в себя, не может ни высказать, ни обозреть этого (Собесед., 9.25). Преподобный Иоанн утверждает даже, что во время совершенной молитвы человек так предается созерцанию, что перестает осознавать самого себя и то, что он молится (Собесед., 9.31) 107 .

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010