«Ты принизил гордость мою страхом Твоим и приучил шею мою к ярму Твоему. И теперь я несу его, и оно легко мне. Ты обещал это и сделал: таким оно и было, а я и не знал, когда боялся надеть его» ( Блаженный Августин . «Исповедь»). «Если гордость некоторых из Ангелов превратила в бесов, то, без сомнения, смирение может и из бесов сделать Ангелов. Итак, да дерзают падшие, уповая на Бога» (Преподобный Иоанн Лествичник . «Лествица»). «Ибо когда взято будет основание, то есть когда истребится страсть гордости углублением в смирение Христово, тогда все здание беззаконного гнева, ярости и печали легко разорится само собою» (Преподобный Марк Подвижник . «Наставления»), «Признаки исчезновения гордости и водворения смирения суть радостное подъятие поношений и уничижений, утоление ярости и неверование своим добродетелям» (Преподобный Иоанн Лествичник . «Лествица»). «“Нищ я и беден”, но я лучше, когда, опротивев себе и стеная, втайне ищу милосердия Твоего, пока не восполнится ущербность моя и не исполнюсь я мира, неведомого оку гордеца» ( Блаженный Августин . «Исповедь»). «Смирение – это примиренность до конца, это мир со всем. Это состояние отданности до конца, за пределом страха, за пределом самозащиты; это предельная уязвимость и беззащитность» ( Митрополит Антоний Сурожский . «О воплощении Христовом»), «Одни смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть» (Протопресвитер Александр Шмеман . «Великий пост»), «Сущность гордости – замкнуться для Бога, сущность смирения – дать Богу жить в себе» (Священник Александр Ельчанинов . «Отрывки из дневника»). «Смирение – это именно состояние человеческой души, человеческой жизни, которая безмолвно, безропотно готова принять все, что будет дано, и из всего принести плод. Серафим Саровский говорил, что любой самоизбранный подвиг человек может взять на себя и выполнить, потому что самолюбие, гордыня даст ему на это энергию; а вот справиться с тем, что Бог пошлет, совсем другое дело: я же этого не выбирал! И надо просто склониться перед волей Божией… получить благословение и вступить в подвиг творения дела смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Св. апостол поставил его епископом в этом городе, Устроив Христову Церковь , св. Дионисий отправился с проповедаю в другие страны, с пресвитером Рустиком и дааконом Елевферием, был в Риме и Франции и обратил многих ко Христу. В Париже правитель Сисиний всех их троих судил за веру, убеждал и мучил, чтобы отвлечь их от Христа, наконец приказал умертвить мечом. Но обезглавленное тело св. Дионисия встало, взяло в руки свою голову и пошло к тому месту, где была христианская церковь , положило голову на руки одной благочестивой женщины и тогда упало. При виде такого чуда многие из язычников уверовали во Христа. Св. Дионисий оставил сочинение «О небесной иерархии» и др. Пострадал он в 96 г. при императоре Домиτиане. Преподобный Иоанн, епископ Кесарийский, называется Хозевитом, потому что долго подвизался в Хузивской лавре, между Иерусалимом и Иерихоном, в расселине дикого утеса. Родлся он в Фивах, в Египте, и сначала подвизался вместе со своим дедом в Фиваидской пустыне. Узнав о его святой жизни, император Юстин извлек его из пустыни и против воли поставил епископом в Кесарии. Но любовь к пустыннической жизни снова увлекла его в пустыню. Прославился св. Иоанн чудотворениями. Скончался около 536 г. Блаженный Исихий называется безмолвником или молчальником, потому что прославился подвигом безмолвия или молчания и положил начало подобным подвижникам на Афоне. Спаситель говорит: за всякое слово праздное люди дадут ответ в день суда ( Мф.12:36 ), а св. ап. Иаков пишет: кто ее согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело ( Иак.2:2 ). Посему святые угодники Божии любили молчание, а некоторые даже принимали на себя подвиг совершенного безмолвия. Таков был св. Исихий. Он затворился в келье и, 12 лет не выходя из нее, жил в совершенном безмолвии, питаясь только хлебом с водой. Когда братия вошли в его келлию, чтобы проститься с ним пред смертью, он произнес слова: «Простите. Кто имеет память смерти, тот никогда не согрешит» – и скончался. Жил св. Исихий в VI веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Это сообщение о преподобном Иове совпадает со свидетельствами старца Иоанна Вишенского, из посланий которого мы узнаем, что на Святой Горе он какое-то время «от келия до келия и от монастыря до монастыря скитати». 60 Самого же себя он именует: «инок русин во святей Аеонстей горе странствуяй» 61 или «странник реченный Вышенский». 62 На основе этих свидетельств двух сподвижников можно сделать вывод, что поначалу они вместе скитались по Афону «от монастыря до монастыря», пока каждый из них не обрел своего духовного наставника. Аналогичный путь со временем повторил на Афоне и преподобный Паисий Величковский , долго скитавшийся по отшельническим келиям, скитам и монастырям Святой Горы в поисках старца, которому мог бы вручить свою душу и от которого научился бы тайнам мистического опыта непрестанного молитвенного делания. Однако в дальнейшем, судя по всему, духовные пути двух товарищей несколько разошлись. И если преподобный Иов выбрал жительство при келии крупного греческого Ватопедского монастыря, то Иоанн Вишенский больше отдавал предпочтение уединенному скитскому жительству. Позже, уже после 1605 года, они вновь сойдутся на короткое время в Украине, однако затем, посоветовавшись, «жесточайшаго безмолвнаго жития желающе», вновь разойдутся по непроходимым лесным зарослям Карпатских гор в поисках пустынных мест для уединенного отшельнического молитвенного подвига. 63 К сожалению, в посланиях старца Иоанна Вишенского не сообщается, при каких из афонских монастырей он подвизался в келиях и скитах в первый период своего пребывания (а это не менее 12 лет) на Афоне. В то же время, по святогорскому уставу, даже подвизаясь в отшельнических келиях или исихастериях, он должен был относиться к какому-то из монастырей, между которыми поделена вся территория Афона (и где каждая из келий, калив, исихастериев и пещер, как и скиты, относится к тому или иному кириархальному монастырю). Судя по косвенным намекам в посланиях, можно сделать вывод, что старец Иоанн Вишенский отдавал предпочтение именно славянским обителям на Афоне – древнерусскому Русику, болгарскому Зографу, сербским Хиландарю и Павловскому монастырю (на тот момент его населяли сербы).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этот грех был также подробно описан и у преподобного Иоанна Лествичника (под чьим духовным руководством и находился преподобный Анастасий): «Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, пресечение моления, отчуждение любви, гвоздь, вонзенный в душу, неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое, грех непрестающий, законопреступление неусыпающее, злоба повсечасная… Памятозлобный безмолвник есть аспид, скрывающийся в норе, который носит в себе яд смертоносный. Воспоминание страданий Иисусовых исцелит памятозлобие, сильно посрамляемое Его незлобием… Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек, не помнящий зла, опередил их. Отпустите мало, и отпустят вам много. Непамятозлобие есть знак истинного покаяния; а кто содержит в сердце памятозлобие и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит» . Памятозлобие может глубоко пустить корни в душу человека, тем самым рождая в ней и такие грехи, как осуждение и злословие. Об этом преподобный Иоанн Лествичник и преподобный Анастасий Синаит тоже пишут похоже. Преподобный Анастасий Синаит: «Я говорю тебе: отпусти, и тебе отпустится, прости, и ты будешь прощен (ср.: Лк. 6: 37), – вот один краткий путь ко спасению. Предложу тебе и второй: Не судите, сказано, да не судимы будете (там же). Вот путь без поста, бдения и труда» (316). Преподобный Иоанн Лествичник: «Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему: “Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи и как могу его осуждать?” Ты сделаешь таким образом два добра и одним пластырем исцелишь и себя, и ближнего. Это один из самых кратких путей к получению прощения грехов, то есть чтобы никого не осуждать» . Преподобный Анастасий Синаит: «Посему тот, кто судит брата своего прежде второго пришествия Христова, есть антихрист, ибо присваивает себе достоинство Христа» (316).

http://pravoslavie.ru/41561.html

Как при Иосифе питался и не оскудел Египет в хлебе, так за его молитвы да не оскудеет никогда пшеница, вино и елей в стране нашей благодатной, русской”. Рукополагая ставленников, Владыка всегда обращался к ним со словом назидания в конце Литургии, нередко обращая внимание на шесть слов о священстве Иоанна Златоуста. “Правда, он там очень пугает, потому что сам этого пугался, он сам этого боялся, боялся благодатных полномочий священнослужения. Но во всяком случае, Иоанн пошел и во пресвитера, и в патриарха, а поэтому все за Иоанном Златоустом идем и по нравам, и в обычае, и в осторожности…”. Митрополит Иосиф известен и как гимнограф. Он составлял молитвы, которые читал в конце молебна: в день 25-летия патриаршества Святейшего Алексия (1970), всем русским святым (1971). Владыка Мануил называет три акафиста, которые он составил: преподобной Пелагии, святителю Павлу исповеднику, великомученику Иакову Персиянину; они были составлены в Азове в 1942 году. Иконы с частицами мощей этих святых находились в домовом храме митрополита. К тому же следует добавить, что будучи в Твери (1912–1917 гг.) в Отроче монастыре, послушник Ваня составил не сохранившийся акафист скончавшемуся там святителю Филиппу (†1569), который имел такой припев: “Радуйся, священномучениче Филиппе, Московский и всея России чудотворче”. Десятый кондак святителю Павлу исповеднику читается так: “Спасению пастве твоей промышляти не преставая, отче Павле, во дни изгнания тво­его в Риме пребывавый у святейшаго Юлия, идеже сретил подобника себе в скорби, гонений и клевете от злочестивых…”. К этому последнему слову имеется примечание Владыки: “1942 г. 1) Отселе началась бомбежка, все засыпало стеклом и глиной. 23 июля с. г.”. О составлении акафиста преподобной Пелагии Владыка рассказывает в одном из своих писем, ведя речь о себе в третьем лице. Он говорит, как автор волновался после составления похвалы Преподобной, будет ли его труд принят? “Он видит себя во сне в очень большом красивом саду, красивее красивой и волшебной «Софиевки» 6 . Там было много павилионов разных форм и стилей. Этот автор вбегает в один из павилионов, состоящий из цветного металла и толстого стекла, там чудные золотые вокруг прилавки и полки, а на полках до потолка ряда в четыре стоят разные, красивые-красивые корзиночки с разными фруктами, ему знакомыми и невиданными красивыми фруктами. Мальчик-юноша, автор этот с расширенными зрачками и бьющимся сердцем смотрит на всю эту безмолвную красоту.

http://pravmir.ru/iosif-mitropolit-alma-...

«Много образцов молитвы, отличных одни от другого, но ни один из них не вреден, кроме такого, который не есть молитва , а делание сатанинское. Несовершенна молитва без мысленного призывания. Безмолвно же вопиющую мысль услышит Господь ( Марк подвижник ). Как дерево крепкое, глубоко впустившее корни в землю и обхватившее недра ее, противостоит всякому порыву ветра, – так точно и молитва, исходящая из недр души и имеющая корень в глубине ее, остается крепкою и неослабною и не колеблется, хотя бы приступили бесчисленные помыслы и все полчище дьявола. А молитва, исходящая только из уст и с языка, но не из глубины души, не может даже взойти к Богу по беспечности молящегося: усты его издают звук, но сердце пусто и ум не занят (И. Златоуст). Душа сама по себе нежна и восприимчива, но как вода замерзает от холода, так и она от греха и беспечности отвердевает и делается камнем. Потому-то нужно много тепла, чтобы размягчить затверделость ее, – а это преимущественно делает молитва . «И так, когда приступаете к молитве,то заботьтесь не о том только, чтобы получить просимое, но чтобы во время самой молитвы сделать душу более мягкою и лучшею, так как молитва и это производит. Тридцать лет пр. Иннокентий подвизался в устроении общежития на Еде. Как светильник горя и светя ( Uoah. V, 35 ), он и учением и собственным примером направлял братию к борьбе с помыслами, к умному деланию и к жизни духовной. Достигнув маститой старости и предчувствуя близость своей кончины, преподобный, недовольствуясь личными наставлениями, оставил в своем духовном завещании письменное наставление братии, чтобы оно могло служить им руководством и после его смерти. «Се яз убогий инок Иннокентий написал есмя сий завет, аще кому повелит Бог жити в пустыни нашей. Прежде всех о сем молю вас, Господа ради, поминайте мене грешного во святых молитвах своих. Аз вам отцом и братиям нашим зельце челом бию. Сие же завещеваю, еже бы промежду вами брани некоторые не было, но любовь, яже о Христе, и мир духовный посреде вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А Церковь , по свидетельству Местоблюстителя Сергия, доживала последние дни. На свободе оставались только три архиерея. Мера ответственности за судьбу Церкви тяжкими думами жила в душе иерарха: «А Божий мир по-прежнему стоит... А Божий мир по-прежнему стоит... Меняются правительства, а он все стоит... Меняются политические системы, он опять стоит. Будут войны, революции, а он все стоит...» Божий мир стоит, а Божия Церковь на краю гибели! «...Будут войны...» – не было ли это ведение для него последней ободряющей надеждой. Только Бог знает силу боли скорбящей души и слышит в ней безмолвный стон молитвы. «Господи! Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза!» – так молился о разоряемой Церкви Святейший Тихон, так молился о погибающей Церкви митрополит Сергий. Испытание веры и доверия Богу кончилось. Война пришла! Грозная ее действительность изменила готовые осуществиться планы богоборцев в отношении Церкви, а беда оживотворила сознание многих уже забывающих Бога россиян. Промысл Божий занес карающий бич над миром, давая понять живущим, что судьба Церкви – это судьба человечества, история Церкви – история мира. Война! В это время бед и слез, до кровавого пота всенародного покаяния Господь давал для верующих сердец утешение в явлении среди них живых преподобномучеников. Они Божиим велением возвращались в жизнь с последнего смертного рубежа, претерпев все муки медленного мучительного умирания в лагерях, но не перешагнув за порог в смерть. На теле их, как свидетельство верности Христу, зияли следы голгофских язв. Но поражали не столько эти раны, а свет преображенных благодатью ликов и еще глубина ведения ими судеб, сердец и душ человеческих. Через них и в них говорил Сам Господь. Такого подвижника встретил на своем пути и Иван Крестьянкин, он называл игумена Иоанна (Соколова) 4 профессором Небесной Академии, преподобномучеником. Простыми словами старец-монах открывал для будущего старца Иоанна (Крестьянкина) премудрости духовные и точно обозначил узкую тропу его крестного пути за Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

А это значит: разрушить весь православный строй нашей церковной жизни. Вот какою ценою они предлагают вам жалованье. Да ведь это – воистину нож, медом помазанный! Это – покушение на самую Церковь ! Ея порабощение! Нет, такие предложения можно называть предательскими. Тяжкий грех был бы, если бы мы дали согласие на них. Нет, уж лучше “страдать с народом Божиим, нежели царствовать с египтянами!” Но все это я говорю к тому, что все обстоятельства как бы указуют нам, что нет у нас надежды, кроме Господа Бога, что пора, наконец, нам уверовать в слово Его непреложное: “ищите прежде царствия Божия и правды его и сия вся приложатся вам”. Ведь Он видит все тяжелое положение наше как в отношении наших нужд земных, так и в отношении великой тяготы служения нашего пастырского: сколько у нас врагов! как они хитры, лукавы! как они вводят в заблуждение наших друзей даже! Приведу последний пример: в нескольких патриотических газетах появилось ошеломляющее известие, будто в Енисейской епархии покончили самоубийством 6 священников! На поверку оказывается, что известие это пустила в ход иудейская “Сибирская Жизнь”, что из 6-ти два случая не самоубийства, а убийства, что в течение последнего года было только два случая, а два остальные – начиная с 1891 года по сие время, на протяжении 22-х лет. А благожелательная к Церкви газета, попавшись на удочку, уже делает выводы: какое у нас духовенство, какие у Восторгова курсисты! И таким образом помогает клеветникам взводить на нас клеветы. Чем ограждать себя от таких похулений? Да всего лучше – всепрощением! Вспомните, что преподобный Иоанн Лествичник заповедует монаху: “Пей поругание как воду живую!” В наше, особенно в наше тяжелое для Церкви время прикладно и иереям Божиим “пить” это поругание безмолвно: есть Судия на небе, Он и рассудит! Господь сказал: “аще Мене изгнаша, и вас ижденут, аще Мое слово соблюдоша, и ваше соблюдут”. Если только и слышишь поругание Его святого имени, издевательства над Его невестою – Церковью святой, то что дивного, если поносят и наше звание, если на нас клевещут, взводят небылицы? Вот была бы беда, вот когда не было бы ни в чем для нас ни утешения, ни оправдания, если бы на деле были поводы к такому поношению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В кон. 1820 г. М. посетил Москву, а на обратном пути - Оптину пуст. Настоятель игум. Даниил представил М. еп. Калужскому и Боровскому свт. Филарету (Амфитеатрову) , который намеревался основать при обители скит. Он пригласил пустынножителей в Оптину пуст. и передал М. письмо для о. Афанасия, в к-ром сообщил: «Я вам позволяю в монастырских дачах избрать для себя место, какое вам угодно будет, для безмолвного и отшельнического жития, по примеру древних св. отцов пустынножителей... От монастырских послушаний вы совершенно будете свободны; уверяю вас пастырским словом, что я употреблю все мое попечение, чтоб вас упокоивать. Любя, от юности моей, от всей моей души монашеское житие, я буду находить истинную радость в духовном с вами собеседовании». Приняв «архипастырский совет... за звание Божие» ( Ювеналий (Половцев). 1992. С. 50, 51), 6 июня 1821 г. в Оптину пуст. перешли преподобные Антоний и М., а также подвижники Иоанн (впосл. мон. Иларий (Дранкин)) и Савватий. В 1827 г. в скит Оптиной пуст. перешел о. Досифей. Для сооружения скита игум. Даниил вместе с М. составил план, утвержденный Калужским епископом 17 июня 1821 г. По свидетельству «Летописи скита», первые насельники «по очищении места сколько возможно было, на первый раз выстроили для житья небольшую келью на юго-восточной стороне и жили в оной... вкупе общежительно» (РГБ. Ф. 214. Опт-360. Л. 4-4 об.). 18 авг. 1821 г. был заложен, а 5 февр. 1822 г. освящен храм во имя св. Иоанна Предтечи. Вскоре скит посетил еп. Филарет. М. просил архиерея благословить его постриг в схиму, но услышал в ответ: «Приидет время». 3 июня 1822 г. еп. Филарет благословил М. носить мантию. 22 дек. того же года М. был рукоположен во диакона, 25 дек.- во иерея и определен духовником мон-ря. В 1825 г. М. был в Москве, получил письмо от игум. Даниила с извещением об избрании его оптинским настоятелем. В 1826 г. М. был назначен управляющим Оптиной пуст., 17 авг. того же года утвержден в должности настоятеля и награжден набедренником. 8 февр. 1829 г. ему была объявлена благодарность от Калужского и Боровского еп. Григория (Постникова) за попечение о поддержании благоустройства и порядка в Оптиной пуст. В том же году определен членом комитета по устроению зданий в лихвинском Покровском Добром мон-ре. 19 апр. 1831 г. от еп. Калужского Григория объявлено «благословение за верное и успешное исполнение возложенного на него поручения об устроении зданий в Добром монастыре». В 1832 г. определен благочинным мон-рей Калужской епархии. 5 сент. 1837 г. при освящении придела во имя свт. Николая Чудотворца М. был возведен в сан игумена, 28 мая 1841 г. награжден наперсным крестом, 12 мая 1853 г. возведен в сан архимандрита. По свидетельству его письмоводителя о. Евфимия (Трунова), 19 сент. 1858 г. еп. Григорий благословил М. «употреблять мантию со скрижалями» (РГБ. Ф. 213. К. 66. Ед. хр. 1. Л. 476). В 1859 г. награжден орденом св. Анны 2-й степени.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

Во всяком случае, пустыня и вообще телесное безмолвие помогают обрести умное безмолвие, священную сущность которого мы сейчас постараемся описать. Преподобный Иоанн Лествичник пишет со свойственной его замечательному труду краткостью и глубокомысленностью, что безмолвие души есть «благочиние помыслов». Безмолвник, бдительно стоящий на страже врат сердца, испытывает помыслы и убивает либо изгоняет их. «Безмолвие же души есть благочиние помыслов и неокрадываемая мысль. Любитель безмолвия имеет мужественный некий и строгий помысл, который недремленно стоит в дверях сердца и приходящие помыслы убивает или отражает» (Леств.27:2–3). Преподобный Симеон Новый Богослов , описывая священный дух умного безмолвия, пишет: «Безмолвие есть лишенное беспокойства состояние ума, тишина свободной и радостной души, несмущаемое и необуреваемое основание сердца, созерцание света, познание тайн Божиих, слово премудрости, бездна помышлений Божиих, восхищение ума, чистая беседа с Богом, неусыпающее око, умная молитва, соединение и связь с Богом и, наконец, обожение и нетрудный покой в великих трудах подвижнических» (SC. Vol.51. Р.115). Другие отцы также говорят об этом священном состоянии души, ибо жизнь во Христе является общим опытом всех святых. По словам преподобного Григория Синаита , «безмолвие есть отложение помышлений, кои не от Духа и не суть божественнейши, чтоб внимая им, как добрым, не потерять большего» (Добр. Т.5. С.233). Это отложение помышлений является частью усилий человека, направленных на очищение разумной части своей души. Подвижник духовной жизни подвизается, чтобы изгнать помыслы, посеянные лукавым с единственной целью уничтожить внутреннее единство душевных сил и заразить болезнью человеческое сердце. Православие, несомненно, является медицинской наукой. Читая труды святых отцов, в которых затрагиваются интересующие нас вопросы, можно ясно видеть, что для христианина, занятого исцелением недугующей души, первым и главным из приемов лечения является хранение ума, отвержение помыслов и старание убить их прежде, чем они успеют войти в двери сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010