Старец Исидор из пустынного жилища Преподобного Петра Афонского У старца не было ни топора, ни резака для веток. Он был послушником папа-Даниила, исихаста и созерцателя. Если кто-нибудь приносил им немного ревифи 82 , сухарей, бобов или рыбы, то это было их пропитание. В Керасье также подвизались добродетельные отцы, например, старец Косма-чесночник 83 , имевший келью в лесу, румыны папа-Неофит и старец Нафанаил, а также Иоанн, наставник старца Даниила. Все время этих отцов было посвящено непрестанной молитве и исполнению своих духовных обязанностей. Мощи их темно-желтого цвета, что является признаком добродетели и святости. Жизнь их была исполнена подвигов молитвы и самопонуждения. Преподобный Дионисий Олимпийский (родившийся в конце XV века в селении Платина недалеко от Трикалы 84 ) еще до основания им на горе Олимп дивного монастыря Святой Троицы подвизался на Афоне и всей душой полюбил безмолвное жительство. Он поселился в небольшой хижине в скиту обители Каракалл 85 , живя на земле, как бесплотный ангел, в посте, бдении и молитве. Дневной его пищей было несколько лесных каштанов, да и те лишь в третьем часу дня. Сей блаженный приобрел такое нестяжание, что никогда не запирал дверь. У него не было ничего, кроме рясы на нем, да и та была жалкая и никому не нужная. В скиту он жил три года, «молясь единому Богу и ничего из земных не приобретши», пока Божий Промысл не призвал его покинуть эти места 86 . «Виждь смирение мое и труд мой, и грехи вся остави ми» 87 , – говорил духовник папа-Иаков из келлии Рождества Христова на Вигле 88 (был и другой папа-Иаков). Жизнь его была суровой и подвижнической. Он по пять часов таскал на себе песок с побережья, чтобы построить себе церковку! Как жил, чем питался, где находил немного масла для лампад своей каливы подвижник Дионисий, Христа ради юродивый, не знал никто, кроме Бога. Тем более что он никогда не принимал милостыни. Начал принимать он ее лишь незадолго до своей смерти. Пришел Дионисий на Святую Гору в 1842 году и почил в 1880-м.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прп. Евфросин прнимает в Трехсвятительский мон-рь прп. Савву Крыпецкого. Клеймо иконы «Святые Иоанн Богослов, Савва Сербский, Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, с житием прп. Саввы». Псков. Кон. XVI - нач. XVII в. (ПИАМ) Прп. Евфросин прнимает в Трехсвятительский мон-рь прп. Савву Крыпецкого. Клеймо иконы «Святые Иоанн Богослов, Савва Сербский, Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, с житием прп. Саввы». Псков. Кон. XVI - нач. XVII в. (ПИАМ) Стремясь к «пустынному и безмолвному житию», святой с благословения настоятеля Снетогорской обители поселился на р. Толве (в 25 верстах от Пскова). Согласно редакции свящ. Василия, это произошло в 6933 (1424/25) г. Через нек-рое время к Е. присоединился прп. Серапион Псковский († 1480), затем стали приходить др. искавшие иноческого подвига. По признанию Е., сделанному в Уставе, принимать в пустынь монахов его заставило опасение «нахождения злых человек» (грабителей), о чем предупредили его «благовернии людие» ( Серебрянский. 1908. С. 508-509). Пустынь преобразовалась в общежительный мон-рь - 1-й в Псковской земле, однако, как известно из «Повести о сугубой аллилуии» и Жития Е. в редакции свящ. Василия, всенощные бдения в мон-ре совершались по скитскому уставу. Е. удостоился явления ему святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , повелевших устроить в обители посвященный им храм с приделом во имя прп. Онуфрия Великого. Святой исполнил повеление. (Для Сев. Руси посвящение престола прп. Онуфрию Великому необычно, его почитание характерно больше для Полоцкой земли и Юго-Зап. Руси.) При жизни Е. в мон-ре была также построена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Е. считал себя ктитором обители. По всей видимости, строительство в мон-ре велось на его средства, в завещании святого указаны его вотчина, «исады» (рыбные ловли), «клети» в городе, данные им братии в общее владение. По смирению Е. не принял духовного сана («не учитель, ни прозвитер есмь саном» - Там же. С. 510) и предоставил настоятельство своему ученику прп. Игнатию , который стал его духовным отцом. Святой подвизался в уединенной келье в лесу близ мон-ря, на ее месте позднее поставили крест, еще один крест был установлен неподалеку, на месте молитвенных подвигов преподобного. Трехсвятительский мон-рь принимал и кормил странников, помогал хлебом окрестным крестьянам, из-за чего запасы обители зачастую истощались, однако по молитвам Е. чудесным образом восполнялись. В числе учеников Е. были буд. игумены Трехсвятительского мон-ря родные братья Игнатия Харалампий (2-й игумен обители при жизни Е. и духовный отец святого) и Памфил, а также постриженики обители преподобные Савва Крыпецкий , Досифей Верхнеостровский , Онуфрий Мальский , Иоаким Опочский , Иларион Гдовский , Харитон Кудинский , основавший мон-рь на Кудинском оз. рядом с Торопцем.

http://pravenc.ru/text/187848.html

В то же время греческое творчество достаточно существенно влияет на русское. В первую очередь через переводы. В этом контексте я упоминал уже акафист святителю Нектарию Эгинскому (см.: ЖМП. 2019. 7). Другой случай. Несколько лет назад, когда на Украину привозили мощи святителя ­Спиридона Тримифунтского, Издательский отдел Украинской Православной Церкви издал книжку с житием, службой и акафистом святому Спиридону. Акафист был переведен с греческого на церковнославянский. Мы видим, что издатели признают тот факт, что нельзя ограничиваться только русским гимном. Этим они как бы дают понять: «Вот есть еще и греческий акафист, и мы вам его предлагаем для молитвы». Естественно, что многие наши акафисты, в принципе, ориентированы на греческие образцы. Первый акафист был написан по-гречески, и основная, первая традиция — это греческие акафисты. До того как они пришли на Русь, акафисты были принадлежностью исихастов (монахов-безмолвников) в Греции. Разумеется, это не могло не сказаться на нашем гимнотворчестве. — Когда на Руси появился самый первый сборник акафистов? — Вероятно, самый ранний известный нам сборник акафистов на Русской земле — Канонник, принадлежавший преподобному Кириллу Белозерскому, ученику преподобного Сергия Радонежского. Он был переписан в самом начале XV века. Эти акафисты были написаны Патриархом Константинопольским Исидором Вухиром ( XIV век). Очень быстро их перевели с греческого на церковнославянский (вполне вероятно, что на Афоне), а святой Кирилл у себя на Белоозере заказал переписать их (или, быть может, даже переписал их сам) для своего личного келейного Канонника. Среди этих греческих образцов был и акафист святителю Николаю Чудотворцу (от которого происходит наш современный). Есть рукописные копии этого акафиста XV-XVI веков. Несколько акафистов написал друг преподобного Сергия, Патриарх Константинопольский святитель Филофей Коккин. И тот факт, что наши великие исихасты использовали акафисты в своем келейном правиле, также не позволяет нам от них отмахиваться — дескать, это «низкая поэзия». Тем более что среди авторов акафистов — святые Никодим Святогорец, Иоанн Кронштадтский, Тихон Задонский, святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, Патриарх Сергий ( Страгородский), священномученик Петр Григорьев. Святые не считали для себя зазорным в том числе и писать акафисты, а не только их читать.

http://patriarchia.ru/db/text/5494017.ht...

Бегство от людей настолько важно, что становится определяющим условием монашеского подвига 239 . Диавол нередко искушает даже опытных подвижников оставить уединенное жительство под предлогом помощи в спасении другим людям. Святой Иоанн Лествичник замечает: «Когда он [бес тщеславия] видит, что некоторые приобрели хотя несколько мирное устроение, то тотчас побуждает их идти из пустыни в мир и говорит: “Иди на спасение погибающих душ”» 240 . Стремление избегать людей остается важнейшим принципом монашеской жизни. Известно множество примеров, когда монахи покидали место подвига, спасаясь от наплыва посетителей, ищущих духовного совета 241 . Монах, пишет Исаак Сирин , должен «не быть знаемым или осуждаемым от людей, не связывать себя дружбою или единением с каким- либо человеком; место жительства иметь безмолвное; убегать всегда от людей» 242 . «О, какое зло для живущих на безмолвии – и лицезрение людей, и беседа с ними! Подлинно, братия, гораздо хуже, нежели для не соблюдающих безмолвия. Как сильный лед, внезапно покрыв древесные почки, иссушает их и уничтожает, так свидания с людьми, хотя бы оные были весьма кратковременны и допущены, по-видимому, с доброй целию, иссушают цветы добродетелей... и как сильный иней, покрыв собою едва выросшую из земли зелень, пожигает ее, так и беседа с людьми пожигает корень ума, начавший производить от себя злак добродетелей» 243 . Необходимость искать свое спасение прежде трудов ко спасению других выражена в категорической форме в советах Исаака Сирина : «Бездейственность безмолвия возлюби паче, нежели насыщение алчущих в мире и обращение многих народов к поклонению Богу. Лучше тебе самого себя разрешить от уз греха, нежели рабов освобождать от рабства. Лучше тебе умириться с душою твоею... нежели учением своим умиротворять разномыслящих... Лучше тебе, будучи ведущим и опытным, быть косноязычным, нежели от остроты ума своего подобно реке источать учения. Полезнее для тебя позаботиться о том, чтобы мертвость души твоей от страстей воскресить движением помыслов твоих к Божественному, нежели воскрешать умерших» 244 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Ближайший собеседник Радонежского отшельника почти с самого водворения его в пустыне, преподобный Стефан родился и воспитался в Киеве, постригся в Печерской обители и провел там несколько лет в подвигах послушания и молитвы. Притеснения папистов заставили его вместе с другими печерскими иноками искать убежища в Москве, где благосклонно принял его великий князь Иоанн, сын Калиты и отец Донского. По грамоте его и по благословению святителя Стефан поставил себе келлию в уединенном месте на берегу речки Махрищи, в тридцати пяти верстах от обители Сергиевой; своими руками рубил он лес и обрабатывал землю, чтобы иметь пропитание от трудов своих. Желая сохранить безмолвие, он сначала не хотел принимать приходивших к нему, но потом уступил усердным просьбам. Когда собралось к нему несколько ревнителей иноческой жизни, Киевский подвижник поставил храм Святой Троицы, келлии и трапезу и ввел общежитие; святитель Алексий посвятил его в сан иерея и игумена. Это было, как вероятно, в 1358 году. Приняв настоятельство, Стефан трудился более всех, носил убогое рубище, был кроток и молчалив. Особенные обстоятельства доставили подвижнику Махрищскому утешение видеть у себя в монастыре преподобного Сергия, который пришел туда, уклоняясь от неудовольствия, воздвигнутого родным его братом. Когда игумен Махрищский услышал о приходе игумена Радонежского, он велел ударить в било и вышел к нему навстречу со всей братией: оба они поклонились друг другу до земли, прося взаимно благословения, и долго не вставали, потому что ни один из них не хотел принять на себя первенства. Наконец, умоленный блаженным Стефаном, преподобный Сергий дал благословение ему и всей братии. Он пробыл несколько дней в монастыре Махрищском и выпросил себе одного из тамошних иноков Симона, хорошо знавшего окрестности, чтобы избрать себе место для безмолвного уединения. Стефан сказал Сергию: «Ничтоже есть в монастыре сем, еже возбранено тебе». Знаменательные слова, служашие как бы основанием продолжающейся доныне духовной зависимости обители Махрищской от лавры Сергиевой. Такое место нашлось в пятнадцати верстах от Махры, над рекой Киржачем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В другой раз Матерь Божия исцелила его больные ноги, сказав: «Отныне будь здрав». Святой Иоанн построил кафисму в честь Святых Архангелов, в которой пребывал шесть дней в неделю, а по воскресеньям и праздникам ходил в монастырь и пел на бдениях 324 . Старец сказал: – Можно иногда подвизаться с ревностью, но не иметь большого преуспеяния из-за недостатка смирения. В то же время иные подвизаются меньше (в отношении аскезы, поста), но преуспевают гораздо больше, потому что имеют много смирения, которое все восполняет. Еще он сказал: – Я видел, как на одной душе почила любовь и милость Божия, потому что она претерпела несправедливость. Для того чтобы воспринять эту милость, у нее было все необходимое – чистота, смирение и любовь. Это главное. Когда кто имеет смирение – имеет Божественный магнит, притягивающий благодать Божию. Видите, благодать дается смиренным 325 , так определено это Господом. Три года преподобный Нифонт Кавсокаливит, будучи послушником у старца Феогноста, скрывал свой священный сан. Старец же, видя великую добродетель Нифонта, не желал более иметь его своим подчиненным, но хотел относиться к нему как к равному себе собрату. Преподобный просил его сохранить между ними прежние отношения, потому что, как он говорил, не может монах идти на безмолвие, если не подчинит прежде свою волю. Однако старец Феогност не соглашался, и тогда святой, имевший дар слез, удалился в свою любимую пещеру, где он в течение четырнадцати лет проводил поистине безмолвническую жизнь, вкушая раз в неделю немного сухого хлеба. Преподобный Акакий Кавсокаливит, прежде всех других своих добродетелей, имел великое смирение. Он не только не хотел совершать или говорить нечто гордое, но даже и слышать о подобном. Однажды отцы скита собрались на праздник в кириаконе и просили настоятеля (дикея) назначить какого-нибудь брата в качестве второго настоятеля, чтобы они лишний раз ему не докучали. Тогда дикей передал настоятельский жезл преподобному Акакию. Преподобный, поцеловав руку дикея, принял его, но это был единственный раз в жизни, когда он держал этот жезл. Больше святой ни разу не взял его в свои руки, отгоняя от себя всякий высокоумный помысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В житиях святых, которые призваны служить примером для подражания, описано немало таких случаев. Святой преподобный Сергий Радонежский, вняв просьбам родителей, оставался с ними до их кончины. И святой Иоанн Златоуст, будучи единственным сыном рано овдовевшей матери, не посмел бросить ее, когда она не захотела благословить его на уход из мира. Вот как он сам рассказывает об этом: " Когда моя мать узнала о моем намерении, она безмолвно подошла ко мне, взяла меня за руку и повела в свою комнату; мы оба сели возле той постели, на которой я был рожден, и она заплакала. Затем стала говорить слова еще печальнее слез. " Сын мой, - сказала она, - одно мое утешение в эти долгие одинокие годы было смотреть на тебя, в твоих чертах узнавать того, кого уже не было со мною. С самого твоего младенчества, когда ты еще не умел говорить, в ту пору жизни, когда дети наиболее дают радости, в тебе одном я находила все мое утешение. Теперь прошу тебя об одном: пожалей меня, не заставляй второй раз переживать ужас одиночества, снова проливать те горькие, уже выплаканные слезы. Подожди немного, быть может, я скоро умру, тогда поступай, как знаешь; а пока потерпи меня, не скучай пожить еще со мною, не обижай ту, которая никогда ничем не обидела тебя, иначе ты прогневишь Бога. " (цит. по кн. " Жизнь свт. Иоанна Златоуста " , составленной А.В.Кругловым, М, 2003 г.) В современном же мире дети покидают родителей в подавляющем большинстве случаев вовсе не для служения Богу, а для угождения своим желаниям и страстям. И чем дальше мир идет по пути глобализации, тем неизбежней и привычней будет разрыв отцов и детей. Ведь либеральная идеология, положенная в основу глобалистсткого проекта, утверждает право каждого не просто на личные вкусы, а на свой, часто весьма экстравагантный образ жизни, в том числе на полный аморализм, на самые разные пороки и извращения. Как могут сосуществовать под одной крышей родители, которые целыми днями работают и вечером еле приползают домой, и подростки, которые даже не удосуживаются помыть посуду, устраивают в комнате бедлам и пребывают в непоколебимой уверенности, что они никому ничего не должны, а взрослые обязаны о них заботиться, поскольку дети не просили их рожать? Возможен ли мир в семье, где для восьмидесятилетнего деда его фронтовое прошлое - главный смысл и оправдание всей жизни, а для внука, начитавшегося разухабистых молодежных журналов, это лишь повод для " стеба " ? Что должна чувствовать женщина, растившая дочь одна и не вышедшая вторично замуж, чтобы не травмировать девочку, когда ее дочь приводит в квартиру разных молодых людей, а иногда и двух сразу, и на возмущение матери отвечает, что это ей посоветовали специалисты - психолог (для повышения самооценки) и гинеколог (для снижения риска опухолей)? Так что не только дети, но и родители, разъехавшись со своими отпрысками, несмотря на боль одиночества, все же порой вздыхают с облегчением.

http://pravoslavie.ru/93.html

В это самое время был захвачен болгарами и блаженный Петр с пятьюдесятью греческими князьями и, приговоренный к мучениям и смерти, содержался в темнице. И вот когда он усердно молился Богу о своем избавлении, среди ночи явился ему святой Иоанн Богослов [ 4 ], возлежавший на персях Христовых, освободил его из заключения и привел его в Рим. С того времени Петр посвятил всего себя на служение Богу; убедившись в ничтожестве всего земного, удалился в Олимпийскую гору [ 5 ]; приняв здесь ангельский образ, он подвизался вместе с Иоанникием Великим [ 6 ], преуспевая во всякой добродетели. Проживши здесь тридцать четыре года, Петр, после того как уже умерла его супруга и сын, прибыл в Константинополь. Здесь он прежде всего некоторое время прожил при устроенной им церкви, именовавшейся Евандрийской. Затем, удалившись в уединенное безмолвное место, устроил себе здесь небольшую келлию, в которой и прожил восемь лет, нося на теле колючую власяницу и во все годы постнической жизни не обувая ног. Он страшно истощил себя постом, бдением и прочими иноческими подвигами. Подвизаясь так добродетельно и богоугодно, преподобный Петр почил о Господе и был сопричтен к лику преподобных, прославляющих Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь. [ 7 ] Страдание святого мученика Потита В царствование императора Антонина [ 1 ], когда повсюду было поднято гонение на христиан, в Сардинии [ 2 ] проживал некий муж, придерживавшийся идолопоклоннического нечестия, по имени Гилас. У него был единственный сын, тринадцатилетний отрок, по имени Потит. Потит был вразумлен премудростью Бога, — совершающего Себе хвалу «из уст младенцев» (Пс.8:3), — и просвещен благодатью Святого Духа настолько, что познал Творца своего и Ему Одному приносил свои молитвы и поклонения, бездушных же идолов гнушался. Умея читать книги, Потит нашел христианские божественные Писания и прочитавши их, исполнился духовной премудрости и разума. Удалившись тайно от отца к христианам, он принял святое крещение и отвращался от мерзостных идольских жертвоприношений. Гилас, отец Потита, заметив, что сын его не воздавал поклонения идолам, весьма опечалился и начал с нежностью увещевать его вместе с ним принести жертву богам.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Все приглашаются к употреблению крови Христовой! Приглашение совершается по той же причине, по которой произнесено воспрещение. В крови Христовой – душа Его. Ясно ощущается при причащении святых тайн прикосновение души Христовой к душе причащающегося, соединение души Христовой с душою причащающегося. Без слов, без наставления словами, начинает душа ощущать в себе чуждые падшему естеству ее успокоение, кротость, смирение, любовь ко всем, холодность к тленному и преходящему, сочувствие к будущему веку. Навеваются эти ощущения, насаждаются в душу из души Христа, как сказал Он: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» ( Мф. 11:29 ). «Научитесь не от Ангела, не от человека, не из книги, научитесь от Меня, – говорит святой Иоанн Лествичник , объясняя слова Спасителя, – от Моего усвоения вам, от Моего сияния и действия в вас, что Я кроток и смирен сердцем, и помыслом, и образом мыслей, и обретете упокоение от внутренней борьбы, облегчение душе вашей от тягости и смущения, причиняемых ей помышлениями, приносимыми из области падших духов» 81 . Таково действие святых тайн: они, действуя на нас, вместе действуют на невидимых и неусыпных врагов наших, на демонов, ограждая от них свой сосуд – человека, достойно вмещающего их в себя. Пища, по наружности вещественная, приемлемая устами, действует против духов, оковывает их как бы цепями! Трапеза, на которой, по наружности, представлены хлеб и вино, борется с духами, попирает их! «Уготовал еси предо мною трапезу, – воскликнул в восторге к Богу пророк, указывая издали на жертвенник христианский, – уготовал еси трапезу сопротив стужающим мне!» ( Пс. 22:5 ) 82 . Это действие святых тайн в особенности известно инокам, проводящим жизнь безмолвную и подвергающимся усиленному нашествию бесовских помыслов. «Они горят, – выразился преподобный Пимен Великий , выразился из собственного опыта, – от яда злобных демонов, и с нетерпением ожидают субботы и дня недельного, чтоб прийти на источники живой воды – к телу и крови Господним, – ими очиститься от горечи, которою напоил их враг» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

И потому библейское выражение: «Сказал Бог: да будет, и стало так» означает как раз эти творческие силы, уже заложенные в творимые субстанции, которые по воле Божией начинают проявлять себя. Причем к этой мысли Святитель возвращается несколько раз: – «Все в некоторой стройной связи и премудро созидаемое, подлинно есть некий глас… – Все совершаемое премудростью есть Божие слово, не какими-либо орудиями членораздельно изглашаемое, но изрекаемое самими чудесами явлений…. – Этим повелительным изречением указует Моисей на слово, вложенное в естество твари… – Повеление не есть Божий глас, изрекший слова; но та художественная и премудрая сила каждого из творимых существ, по которой совершаются в них чудеса, есть Божие Слово, и Им называется… – Надлежит верить, что в каждое из существ вложено некое премудрое и художественное слово, хотя оно и недоступно нашему взору» 24 . А само слово, понятие, вложенное в естество, он называет «светоносным» 25 . Это повеление Божие, действующее в природе субстанций, больше уже не повторялось Богом, а безмолвно осуществлялось стихиями в каждый день творения. Он ставит вопрос о взаимодействии между всемогущей волей Божией и ее действием во времени и объясняет значение дней творения. Конечный мир во времени осуществляет веления воли Божией и исполняет это веление так, как могли вынести его ограниченные силы. В днях нуждался творимый мир, который осуществляет во времени вложенный в его природу закон бытия, сущностный смысл, о котором хорошо сказал преподобный Иоанн Дамаскин : «Каждая вещь получает свое бытие в предопределенное время, согласно с Его вечной, соединенной с хотением мыслью, которая есть предопределение, и образ, и план» 26 . Для святителя Григория Нисского в этом процессе важно найти баланс между волей Божией и саморазвертыванием, эволюцией тварных существ. Все пронизано божественными силами, они присутствуют в каждой твари, но развивается она сама столько времени, сколько нужно для ее становления. Именно такая категория времени кажется ему важной, потому что тварь осуществляет себя во времени. А вот продолжительность дня не имеет для него сколько-нибудь существенного значения. Он на этом вопросе почти не останавливается.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010