Любитель безмолвия, поручив не безмолвную «Арсениеву пустынь» одному из учеников своих, решился водвориться опять в Комельском лесу. Он отправился в Москву искать защиты от своеволия людей. Вел. князь Василий столько уважал старца Арсения, что в февр. 1530 года выдал грамоту в ограждение покоя его. Грамотою строго запрещалось всем «около пустыни старца Арсения Сухарусова, в Комельском лесу на р. Кохтыже», рубить дрова, ставить новое поселение, гоняться за зверьми и обращать в свое владение землю или лес 218 . Огражденный такою грамотою, преп. Арсений поселился с учеником своим Герасимом там, где прежде водружал он крест свой, и стал расчищать лес. Его стали тревожить не люди, а зверино молитвою своею он смирил их и медведи уступили ему свои берлоги. Когда собралось к нему несколько учеников: он, по благословению вологодского епископа Алексия, поставил храм в честь положения ризы Богоматери во Влахерне. В 1539 году в. князь Василий выдал еще старцу Арсению несудимую грамоту, с тем, чтобы никакое светское начальство не простирало своей власти не только на живущих в пустынной обители Арсения, но и на крестьян, которые стали бы селиться под ведением обители его, не дальше 5 верст от обители 219 . В 1543 г. в. князь Иоанн Васильевич пожаловал игумена Арсения грамотою своею, которою обитель его с ее имениями освобождалась как от подсудности властям мирским, так и от постоев 220 . Преп. Арсений не забывал и Шилегонской своей пустыни. По временам он посещал ее. На пути из одной пустыни в другую он имел обычай беседовать о спасении души с встречавшимися с ним останавливаясь в селениях, назидал простых людей словом спасительным. Если замечал, что кто-либо трудится в поле в праздник, или в день воскресный: то строго обличал за то. Раз поселяне ослушались его, – не перестали работать в праздник и внезапно поднявшийся ветер разметал все снопы их. Проведя долгую иноческую жизнь 221 в посте, молитве и непрестанных трудах, преподобный пред кончиною приобщился св. Таин и мирно предал дух свой Господу, 24 авг. 1550 г. 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Наступала, наконец, для подвижника высшая степень подвижничества, – это безмолвие. Старец – подвижник уже навсегда затворялся в келье, пребывал в ней безвыходно... Сношения с миром и людьми прекращены, многомятежная молва житейская его не касалась.... Его дух, чуждый дум и попечений о внешнем, житейском и всецело устремленный в мир горний, находился в общении с Высочайшим Существом, Источником жизни, света, радости и блаженства, погружался в созерцание Его бесконечных совершенств; старец-безмолвник ощущал в сердце неизреченную сладость и блаженство; тишина келье нарушалась только приходом брата, в известные часы, приносившего ему скудную пищу, но и то молча входил в келью затворника, молча же из нее и выходил...» 27 И на этой последней ступени совершенствованию подвижника не было конца... Такова была жизнь в обители Аввы Серида. И в таковой-то обители провел вторую половину своей жизни св. Великий Варсануфий окормляя ее (обитель), питая своими советами всех, начиная с ее преподобного игумена, старцев-отшельников до последнего послушника и приходящего мирянина, и прославляя ее своей светлейшей и самого солнца жизнью и непостижимыми для обыкновенного человека подвигами 28 . Египет – это колыбель всего монашества с его песчаными и бесплодными пустынями, приявшими в свои недра и давшими в свою очередь миру великих подвижников, начиная с Антония, Макария, Пахомия и других был родиной и Великого Варсануфия 29 , достойного сына своих великих преподобных отцов. Родился он во второй половине пятого века 30 . Родители его были люди бедные и жили в небольшом селении, называемом Петроды 31 . Они были христиане, и отца его звали – Илией, а мать – Евлампией. Что касается воспитания и образования Варсануфия Великого, то каких либо прямых указаний не сохранилось, однако из ответов его на вопрошения учеников можно заключать, что он был не чужд в своей мере «научения книжного». Он, например, хорошо и свободно изъяснялся на греческом языке, будучи сам египтянином. В «ответах на вопрошения учеников» (55) рассказывается такой случай: «Один старец, египтянин, вступив в монастырь, в котором жили сии отцы (разумеется Великий Варсануфий и Иоанн Пророк), написал Великому старцу по-египетски (так как он был египтянин), прося молитвы его и душеполезного слова; спрашивая также, можно ли удостоиться его беседы; он же по-гречески написал ему следующий ответ: «Я положил себе за правило никому не писать, но посылать ответы через Авву (Серида); потому и не пишу тебе по-египетски, но будучи убежден (твоею просьбою), я сказал Авве Сериду ответ по-гречески, чтобы он написал его тебе, потому что Авва не говорит по-египетски " 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Оценка перспектив долголетия может быть дана на основе Священного Предания. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что «земная жизнь дана человеку милосердием Творца для того, чтобы человек употребил ее на свое спасение» , а также, если следовать Евангельскому закону и совокупному мнению святых отцов, и на спасение своих ближних. В то же время, отмечает преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, «всякая долговременность настоящей жизни кажется ничтожной перед продолжительностью будущей славы, и все скорби исчезнут от созерцания безмерного блаженства» . Таким образом, можно сделать вывод, что христианская оценка человеческой жизни исходит из ее содержания и модальности: иными словами, нет ничего плохого в самом факте длительной жизни (как и в факте жизни краткой), если она наполнена не грехом, а доброделанием.   Источники Литература   Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. М., 2018. С. 90. Козырев А. П. Известный философ рассказал о главных проблемах человечества//Сайт информационного агентства «РИА Новости». URL: http://ria.ru/20211118/filosof-1759628701.html (дата обращения: 25.06.2022). Луков В. А. Трансгуманизм//Знание. Понимание. Умение. 2017. 1. С. 246. Там же. Козьякова М. И. История. Культура. Повседневность. М., 2013. С. 342. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М., 2004. 349 с. Харари Ю. Homo Deus: Краткая история будущего. М., 2022. 496 с. Харари Ю. 21 урок для XXI века. М., 2019. 416 с. Эттингер Р. Перспективы бессмертия. М., 2003. 264 с. Дрекслер Э. Всеобщее благоденствие. Как нанотехнологическая революция изменит цивилизацию. М., 2014. 504 с. Мински М. Фреймы для представления знаний. М., 1979. 152 с. Льюис К. Собрание сочинений: в 8 т. М., 2003. Т. 3. За пределы безмолвной планеты. Переландра. С. 395. Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994. С. 19. Серапион (Митько), игум. Православная миссиология в системе теологического знания: дисс.

http://bogoslov.ru/article/6191849

Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Середина XVII века. ГМЗК Скончался Иоанн Устюжский в 1494 году, в молодом возрасте, после долгой молитвы, зимней ночью на голой земле. Очевидцы свидетельствовали, что выглядел он как ангел — светлое, сияющее лицо и «тело аки снег». После смерти святого слава о его прозорливости и святости разошлась по устюжской земле. Те, кому он помогал при жизни, уже не должны были скрывать добрые поступки и подвиги Иоанна. Блаженного с честью похоронили, а позже на месте погребения построили церковь во имя Происхождения Честного и Животворящего Креста, устроили гробницу. Мощи праведного Иоанна находятся рядом с мощами святого Прокопия — двух святых часто даже изображают вместе на одной иконе. Иоанн вместе с блаженным Прокопием был канонизирован как местночтимый святой на Соборе 1547 года. Имя блаженного Иоанна Устюжского вошло в собор Вологодских святых, празднование которому было установлено в 1841 году. 6 Преподобный Симон Воломский На границе Великоустюгского и Кичгородецкого районов находится Крестовоздвиженская Воломская обитель. Преподобномученик Симон (при рождении — Симеон) родился в 1586 году в вотчине Волоколамского Иосифова монастыря. В Смутное время его семья осталась без средств к существованию. Симеон переселился в Москву, выучился на портного, потом перебрался в Великий Устюг, а оттуда — в Соловецкий монастырь. Там выучился грамоте и церковному пению. После трех лет пребывания на Соловках, в поисках более уединенного и безмолвного места, он добрался до монастыря Богородицы Грузинской на реке Пинеге. Там он принял монашеский постриг, и его нарекли именем Симон. Это было в 1610 году, когда Симону уже было 24 года от роду. Он много работал в монастыре, носил под одеждой на теле жесткую и тяжелую власяницу, спал на голой земле. Спустя некоторое время Симон решил уйти из обители, чтобы остаться в безмолвии и одиночестве. Игумен благословил его. Симон побывал и в Новгороде, и в Москве, посетил вологодские монастыри и, наконец, отправился к знакомому ему Устюгу. В 1613 году в 65 километрах к юго-западу от Великого Устюга на реке Кичменге он поставил келью. Позже вокруг нее вырос Крестовоздвиженский монастырь.

http://sever.foma.ru/sem-porazitelnyh-sv...

– Мы люди, – говорили они, – не знаем, проживем ли эту ночь и увидим ли утро, и, вдруг, отойдем от этой жизни, не получив такого венца, радости и славы, в какой видим этого брата. Уразумел игумен, что они созерцают какое-то видение, и отпустил призванного брата обратно в келью. Когда тот ушел, опять Иоанн и Симеон усиленно стали просить игумена: – Отче, Бога ради, тотчас облеки нас в одежды, которые мы видели на том брате: поистине в монастыре твоем не видели ни одного в такой славе, как брат тот. – Что видели вы, дети, на том брате? – спросил их игумен. Они отвечали: – Видели на голове его пресветлый венец и вокруг сияние, и какие-то лики светолепные, со свечами в руках, окружали его с удивительным пением. И подивился игумен такой душевной их чистоте и сказал им: – Наутро и вы, по благодати Святого Духа, получите такой же венец и славу вместе со святым ангельским чином. Когда наступил воскресный день, игумен совершил над ними тот святой чин, и оба видели друг на друге венцы, сияющие на их головах, и ночью видели лицо друг друга ясно, как днем: и такой радостью исполнилась душа их, что они не желали вкусить ни пищи, ни пития. По прошествии 2 дней, после принятия совершеннейшего чина, случилось им встретить того прежде названного, виденного в славе, брата, облеченным во вретище и выполняющим монастырское послушание, – они не видели над ним прежней славы и венца и удивлялись. Симеон же сказал Иоанну: – Поверь мне, брат, что, по истечении 7 дней, и мы не будем видеть друг над другом блестящего венца и сияния, как теперь. Иоанн спросил: – Итак, чего ты хочешь для себя еще, брат? – Послушай меня, – отвечал Симеон, – я хочу, чтобы мы, как вышли из мира, так и отсюда уйдем на еще более безмолвное пустынное житие; ибо с тех пор как облек нас честной игумен во святой сей образ, разгорелось мое сердце от некоторого чудесного желания, и душа моя никого не хочет видеть, ни говорить, ни слышать чей-нибудь голос, но желает оставаться в полнейшем от всех удалении и в глубоком молчании.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Катунакскии безмолвник «Безмолвник,— по слову преподобного Иоанна Лествичника,— есть земнои образ Ангела». И еще: «Безмолвник — тот кто явственно вопиет: Готово сердце мое, Боже! (Пс. 57, 8)XXVIII. Готовое для равноангельного служения Господу сердце отца Даниила упорно искало благословения Ватопеда на пустынное пребывание. И вот, после пятилетних трудов в означенном монастыре, он приобретает в 1880 году маленькую исихастскую каливу в Катунаках. Знаменитые Катунаки — пустынная местность на юго-восточном склоне горы Афон, прямо над Карулеи, пристанищем отшельников. Местоположение каливы отца Даниила, устроеннои на высоте трехсот метров над уровнем моря, поражало неземнои красотои и открывающеися панорамои. С виду бесплодныи, этот пустынныи краи с его дикои, нетронутои природои оказался тем, к чему давно влеклось сердце безмолвника. По свидетельству MopaumuдucaXXIX, «даже камни там сочатся потами святых и слезами преподобных». Не всем дано быть монахами, и не всякому монаху дано безмолвствовать. Надлежит долго и «законно» подвизаться в послушании и отсечении своеи воли, чтобы по молитвам святых безопасно ступить на путь уединенного иноческого подвига. «Иди,— говорит преподобныи Иоанн Лествичник,— и расточи имение свое вскоре и даждь нищимХХХ, чтобы они молитвою помогли тебе в обретении безмолвия; и возьми крест твои, нося его послушанием и тяготу отсечения воли своеи крепко терпя; потом гряди и последуи мне к совокуплению с блаженнеишим безмолвием; и научу тебя видимому деланию и жительству умных cuл»XXXI. Напутствуемыи молитвами благодарнои братии Ватопеда, отец Даниил водворился в пустыне. Малая и убогая калива не имела храма: лишь две keльuXXXII да цистерна для дождевои воды... Одну из келии новыи безмолвник обратил в часовню, где вычитывал вседневное последование. Обустроив и несколько облагообразив место, ревнитель совершеннеишеи жизни всецело предался тому, что составляет непременное обрамление 10 пустыннического подвига и включает вседневное последование, иноческое правило, поклоны, чтение, молитву, рукоделие. Всегда мирная душа его вкушала безмерную радость. Что могло быть любезнее и слаще сопребывания Христу? Теснота внешнего существования не могла стеснить творческии дух подвижника, твердо знавшего, что добровольная нищета — начало беспечалия. Величаишии из отцов Исаак Сирин говорит об этом так: «Начало пути жизни — поучаться всегда умом в словесах Божиих и проводить жизнь в huщeme»XXXIII. Некогда секретарь Свято-Пантелеимонова монастыря, ар-хондарь Ватопеда, ради всепревосходящеи любви к смирению отвергшии епископство, рассудительныи и мудрыи монах Даниил зарабатывал теперь на жизнь вязанием носков. Что же до провизии, то он с немалыми трудами переносил ее от самои пристани на слабых своих плечах ровно столько, сколько требовалось для самого непритязательного обихода. Немного дождевои воды, самодельная утварь — вот все, чем обходился он в своем нехитром хозяистве.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=1...

Но инок – святогорец, более всего возлюбивший смирение Христово, ответил, что недостоин высшей почести священства, и по завершении своей миссии возвратился в Ватопед. И тогда, среди возобновленного им попечения о паломниках, отцы вознамерились сделать его эпитропом Святой Горы 27 . Старец Даниил отказался, ибо освященная душа его давно и неукротимо алкала безмолвия. Поприще очищения завершилось. Катунакский безмолвник «Безмолвник,– по слову преподобного Иоанна Лествичника ,– есть земной образ Ангела». И еще: «Безмолвник – тот кто явственно вопиет: Готово сердце мое, Боже! (Пс . 57 , 8) 28 . Готовое для равноангельного служения Господу сердце отца Даниила упорно искало благословения Ватопеда на пустынное пребывание. И вот, после пятилетних трудов в означенном монастыре, он приобретает в 1880 году маленькую исихастскую каливу в Катунаках. Знаменитые Катунаки – пустынная местность на юго-восточном склоне горы Афон, прямо над Карулей, пристанищем отшельников. Местоположение каливы отца Даниила, устроенной на высоте трехсот метров над уровнем моря, поражало неземной красотой и открывающейся панорамой. С виду бесплодный, этот пустынный край с его дикой, нетронутой природой оказался тем, к чему давно влеклось сердце безмолвника. По свидетельству Мораитидиса 29 , «даже камни там сочатся потами святых и слезами преподобных». Не всем дано быть монахами, и не всякому монаху дано безмолвствовать. Надлежит долго и «законно» подвизаться в послушании и отсечении своей воли, чтобы по молитвам святых безопасно ступить на путь уединенного иноческого подвига. «Иди,– говорит преподобный Иоанн Лествичник ,– и расточи имение свое вскоре и даждь нищим 30 , чтобы они молитвою помогли тебе в обретении безмолвия; и возьми крест твой, нося его послушанием и тяготу отсечения воли своей крепко терпя; потом гряди и последуй мне к совокуплению с блаженнейшим безмолвием; и научу тебя видимому деланию и жительству умных сил» 31 . Напутствуемый молитвами благодарной братии Ватопеда, отец Даниил водворился в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

«Двумя чувственными очами просвещается тело, а мысленною и видимою рассудительностью просветляются очи сердца» (там же). Однако для обновления ума и возношения его к Богу недостаточно одного подвига рассуждения. Как мы уже указывали выше, преподобный отец наш предписывает для этого еще и добродетель безмолвия, помещаемую им на следующей, двадцать седьмой, степени. Степень 27. О безмолвии Для усмирения помыслов и уравновешения всех вообще душевных сил в человеке и водворения в нем владычества разума, преподобный Лествичник предписывает добродетель безмолвия. И действительно, безмолвие есть наилучшее к тому средство. Но какое безмолвие имеет в виду преподобный? Безмолвие бывает двух видов – телесное и душевное. Первое, говорит преподобный, «есть благочиние и благоустройство нравов и чувств телесных, а второе есть благочиние помыслов и нерасхищаемая мысль» (Лествица 27, § 2). «Начало безмолвия – удалять от себя всякий шум врагов, как возмущающий глубину сердца, конец же безмолвия – не бояться их мятежей и быть среди них нечувствительным» (§ 5). «Безмолвник есть земной образ Ангела, чья молитва свободна от лености и нерадения. Безмолвник тот, кто явственно взывает: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое ( Пс. 56, 8 ) – и кто говорит: Аз сплю, а сердце мое бдит ( Песн. 5, 2 ; Лествица 27, § 17). В делателе безмолвия ум бывает мужественный и строгий. Он, стоя на страже при дверях сердца, «недремлющим оком ловит все входящие худые помыслы и или отражает их, или, более того, убивает» (§ 3). Конечно, наглядным образом доказать этого нельзя, но кто с усердием безмолвствует, говорит преподобный Иоанн Лествичник , сам опытно изведавший жизнь безмолвника, тот понимает сказанное, «а кто еще младенец в безмолвии, тот не вкусил и не изведал сего» (там же). В другом месте преподобный указывает свойства разумно проходящих безмолвную жизнь. Они суть следующие: «неволнующийся ум, чистая мысль, восхищение ко Господу, представление вечных мук, памятование о близости смерти, всегдашняя алчба молитвы... умерщвление блуда... отвращение от чревоугодия, начало богословия, источник рассудительности, слезы, утрата многоречия» (§ 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Уже то, что он излагает свой способ в изложении учения о послушании общежительных иноков, с очевидностию показывает, что этот способ назначается и для новоначальных иноков. Предложение способа повторяется в отдельном, пространном учении о молитве, после наставления для безмолвников, следовательно, повторяется для преуспевших иноков: это показывает с очевидностию, что способ очень хорош и для безмолвников, и для преуспевших иноков. Повторяем: величайшее достоинство способа заключается в том, что он, при всей удовлетворительности своей, вполне безопасен. — В «Слове о молитве» святой Иоанн Лествичник говорит: «Подвизайся возвращать, точнее, заключать мысль в словах молитвы. Если по причине младенчественности она изнеможет и уклонится, опять введи ее. Свойственна уму нестоятельность. Может же установить его Тот, Кто уставляет все. Если стяжешь это делание и постоянно будешь держаться его, то придет Определяющий в тебе границы морю твоему и скажет ему при молитве твоей: до сего дойдеши и не прейдеши [ 706 ]. Невозможно связывать дух, но где присутствует Создатель этого духа, там все покоряется Ему [ 707 ]. Начало молитвы — помыслы, отгоняемые молитвою при самом их начале; середина — когда ум пребывает в одних словах, произносимых гласно или умом, конец — восхищение ума к Богу» [ 708 ]. В «Слове о послушании» святой Иоанн говорит: «Борись с мыслию непрестанно, возвращая ее к себе, когда она улетает: Бог не требует от молитвы непарительной. Не скорби, будучи окрадаем, но благодушествуй, постоянно возвращая ум к самому себе» [ 709 ]. Здесь преподан способ внимательно молиться, молиться и гласно, и одним умом. Во внимательной молитве не может не принять участия сердце, как сказал преподобный Марк. «Ум, молящийся без развлечения, утесняет сердце» [ 710 ]. Таким образом, кто будет молиться по способу, предложенному святым Иоанном Лествичником, тот будет молиться и устами, и умом, и сердцем; тот, преуспев в молитве, стяжет умную и сердечную молитву, привлечет в себя Божественную благодать, как видно из приведенных слов великого наставника иноков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Уже то, что он излагает свой способ в изложении учения о послушании общежительных иноков, с очевидностью показывает, что этот способ назначается и для новоначальных иноков. Предложение способа повторяется в отдельном, пространном учении о молитве, после наставления для безмолвников, следовательно повторяется для преуспевших иноков: это показывает с очевидностью, что способ очень хорош и для безмолвников, и для преуспевших иноков. Повторяем: величайшее достоинство способа заключается в том, что он, при всей удовлетворительности своей, вполне безопасен. В слове о молитве святой Иоанн Лествичник говорит: «Подвизайся возвращать, точнее, заключать мысль в словах молитвы. Если по причине младенчествености, она изнеможет и уклонится, опять введи ее. Свойственна уму нестоятельность. Может же установить его Тот, Кто уставляет все. Если стяжешь это делание и постоянно будешь держаться его, то придет Определяющий в тебе границы морю твоему и скажет ему при молитве твоей: до сего дойдеши, и не прейдеши . Невозможно связывать дух, но где присутствует Создатель этого духа, там все покоряется Ему . Начало молитвы — помыслы, отгоняемые молитвой при самом их начале; середина — когда ум пребывает в одних словах, произносимых гласно или умом, конец — восхищение ума к Богу” . В слове о послушании святой Иоанн говорит: «Борись с мыслью непрестанно, возвращая ее к себе, когда она улетает: Бог не требует от послушников молитвы непарительной. Не скорби, будучи окрадаем, но благодушествуй, постоянно возвращая ум к самому себе” . Здесь преподан способ внимательно молиться, молиться и гласно, и одним умом. Во внимательной молитве не может не принять участия сердце, как сказал преподобный Марк. “Ум, молящийся без развлечения, утесняет сердце” . Таким образом, кто будет молиться по способу, предложенному святым Иоанном Лествичником, тот будет молиться и устами, и умом, и сердцем; тот, преуспев в молитве, стяжает умную и сердечную молитву, привлечет в себя Божественную благодать, как видно из приведенных слов великого наставника иноков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010