Литература: 1 . Извольский С. П. Жития святых.. М., 1877, с. 44–46. 2 . Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Жития святых. 3-е изд. СПб., 1900, с. 55–57. 3 . Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых. Вып. 11, июль. Тверь, 1901, с. 68–71. Святаго благовернаго князя Глеба Всеволодовича Городенскаго, иже в Киеве (†после 1166) Тропарь, глас 2: В постничестве от юности добре подвизався, Богомудре,/ум на враги мужески вооружив,/оружием крестным сих победил еси,/твердомудростная повлача 40 , в душу вложи свою./Темже похваляем тя, княже наш Глебе,/яко постником ты еси удобрение,/Киеву – слава/и всей Русстей земли – утверждение. Кондак, глас 1: Господнею благодатию вооружися/и непрестанными молитвами, воздержанием, пощением и труды/духовнаго дарования от Божия Духа исполнися,/сего ради чудотворец показася,/исцеляя недуги и бесы прогоняя,/княже наш Глебе,/моли Христа Бога/непрестанно о всех нас. Преподобнаго Сисоя, схимника Печерскаго, в Дальних пещерах почивающаго Тропарь, глас 1: Пустынный житель, и в телеси Ангел,/и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Сисое,/постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./Слава Давшему тебе крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас тойже: Сисое чудне,/на страсти вельми подвизавыйся/и постом и нощными молитвами сия успивый,/благодать от Христа приял еси/в страстех бедствующим пособствовати./Тем и наша страсти плоти и духа исцели, молимся. Преподобный Сисой, схимник Печерский Подвизался в XIII веке в Киево-Печерской обители. О нем известно, что он был схимник и постник. В общей службе святым отцам, почивающим в Дальних пещерах, преподобный Сисой упоминается вместе с преподобным Григорием Постником: «Сисое чудне и Григорие, имя от бодрости имевый, оба постом обуздавша своя страсти, свирепеющую похоть нашея плоти смирите: вам бо дана есть благодать в страстех нам способствовати» (5-я песнь канона).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тропарь, глас 4: Евфимие всечестне,/преподобным единоревнителю и Ангелом собеседниче,/получивый с ними житием своим чистым и безмолвным вечная благая,/молися Господеви присно о всех нас,/да и мы тех же благ сподобимся. Кондак , глас 4: Яко приял еси схиму,/бысть выну тих и молчалив, преподобне,/никогдаже бо ни с ким, разве молитв ко Господу,/ничесоже глаголал еси,/и пищи, разве зелия сурова, никоея же вкушал еси./Тем обрет днесь пищу неиждивущую на Небеси, Евфимие,/моли и нам тояжде причаститися. Преподобный Евфимий, схимник Печерский (XIV в.) Наложил на себя обет безмолвия, открывая уста только для Богослужения и молитвы. Питался иеросхимонах-молчальник одними травами. Погребен в Дальней, Феодосиевой пещере Киево-Печерского монастыря. Память его также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста. Преподобнаго Лаврентия затворника, в Дальних пещерах почивающаго Тропарь, глас 3: Затворивый себе Господа ради в темней пещере,/преподобне отче Лаврентие, многолетне/и Оному добре в ней угодивый,/подаждь и нам от всякаго зла чувствия затворити,/и тьмы страстей отвратитися,/и светлость получити Царствия Небеснаго. Кондак , глас 4: Бог, рекий из тьмы свету возсияти,/просия тебе из темна места, яко свет,/и знаема всем показа, Лаврентие,/яви же и Свету невечернему тя причастника, преподобне,/в немже ликуя, поминай нас, хвалящих тя. Преподобный Лаврентий, затворник Киево-Печерский Подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIV веке (не смешивать с одноименным затворником Киево-Печерским, епископом Туровским, подвизавшимся в XII веке, память которого совершается 29 января). Никаких сведений о преподобном Лаврентии, кроме подвига его затворничества, не сохранилось. Мощи его почивают в Дальних (Феодосиевых) печерах Киево-Печерской Лавры. Память его совершается 20 января. Общая память преподобного Лаврентия, вместе с другими преподобными отцами Киево-Печерскими, в Дальних пещерах преподобного Феодосия почивающими, 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда мы прощаем человека, то чувствуем в душе мир и счастье. Большего счастья нет на земле, чем простить своего обидчика. И чем нанесенная нам обида была несправедливее и чем более она жестока, и чем наше прощение искреннее и глубже, тем выше и светлее эта радость! Братия и сестры! Бога не вмещают небо и земля, но вмещает Его малое человеческое сердце. Если мы любим наших врагов, то сердце наше становится храмом и в нем обитает Господь. Если мы исключаем из любви своей хотя бы одного человека, то Господь покидает нас, а с Ним – и радость и свет! Аминь. О любви к Богу и к людям Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры! Некий законник спросил у Иисуса Христа: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Спаситель ответил: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 36–39). Братия и сестры! Один странник, обходя святые места, услышал, что в пустыне, в скиту, обитает схимник высокой духовной жизни; он решил посетить его и исповедоваться у него. Схимник принял его с любовью и попросил написать исповедь на бумаге. Несколько дней странник пробыл в скиту, принося пред Богом покаяние, свои грехи он записал и отдал старцу. Тот внимательно прочел исповедь, а затем сказал: «Ты, брат, написал здесь много лишнего, а о самом главном даже и не вспомнил». Затем он продолжал: «Ты исповедуешь одни и те же грехи, а ведь Господь уже простил их тебе – ты не доверяешь Таинству Исповеди и свои грехи говоришь вновь и вновь. Разве ты не веришь, что Кровь Христа, пролитая за тебя, уже смыла твои грехи? Достаточно исповедовать их один раз. Кроме того, ты пишешь о многих обстоятельствах, не имеющих никакого отношения к твоим грехам. Ты подробно рассказываешь о мысленных грехах – этого не надо делать: разбирая их, ты можешь опять осквернить свою душу воспоминаниями. Ты указываешь в своей исповеди других лиц: не надо в исповеди называть никаких имен – говори только о себе самом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

Как я понимаю положение вещей, создавшееся в мире за последние десятилетия, у нас нет иного пути, как только проникнуть в тайну учения Христа, познать Христа в совершенстве, возможном для человека. Поэтому со страхом и благоговением сделаем всё же попытку говорить о монашестве как об искании действительно совершенного познания христианства. В прошлом веке в Киеве был замечательный подвижник Парфений, друг митрополита Филарета Киевского. Получив схиму, он молился Божией Матери открыть ему смысл этой великой схимы. И, явившись ему, Божия Матерь сказала: «Схимник есть молитвенник за весь мир». Исходя из этого откровения, мы дальше будем говорить о путях к этому совершенству. Сам Господь на Тайной Вечери сказал ученикам: «Я дал вам пример, чтобы... вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин.13:15 ). А что видим мы во Христе? Я не знаю, как для других, но меня поражает и влечет именно образ Христа, восходящего на Голгофу, как Он, единый из всех людей, бывших на Земле, восхотел взять на Себя грехи всего мира, отдать Свою жизнь в чрезвычайных страданиях ради того, чтобы все мы освободились от «клятвы законной» (см. Гал.3:13 ), от проклятия, лежащего на человечестве после первородного греха в раю (см. Быт.3:17 ). Нося в Самом Себе всего Адама, все народы всех времен, Господь умирал за всех (см. 2Кор.5:14–15 ; Евр.2:9 и т. д.). Никто из людей, конечно, не мог помогать Ему, и в евангельском описании мы видим, что вся Его мысль была обращена только к Отцу (см. Мф.26:39, 42 ; Мк.14:36 ; Лк.23:46 и т. д.). Какой вывод можем мы сделать из нашего видения Христа, восходящего на Голгофу, чтобы отдать Свою жизнь и воспринять смерть, поразившую людей, даруя им Божественную Жизнь, по словам Его: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас... Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я... не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает Господин его; но Я вас назвал друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» ( Ин. 13:34, 15:13–15 )? Мы видим, что перед Своим исходом на Голгофскую смерть Господь решил говорить о совершенстве Своим ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Суть вопроса о возможности самохваления-вопрос о возможности пить чащу, которую испил Господь, и креститься крещением, которым крестился Господь. Это сложный вопрос, поэтому благоразумнее не самохвалится а молчать на всякий случай в тряпочку. Ирина 12 июля 2012, 16:57 Ирина - Гостю: Простите. хвалить вообще-то не благословляется, но очень понравился Ваш комментарий, с которым целиком и полностью согласна. Еще вспомнилось: где-то читала, что на древнеслявянском языке слово " тырить " означало " нести, носить " . Поэтому раньше слово " богатырь " имело значение - " носящий Бога в себе " . Так что богатырем в этом значении мог быть не силач, играющий мышцами, а немощный физически старец, в котором явственно проглядывал Образ Божий. С уважением. гость 12 июля 2012, 14:12 «И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 7-9). Соломон говорил, что полюбил Премудрость «более здоровья и красоты» (Прем. 7: 10). И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова, – пишет святой апостол Павел. – Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен " (2 Кор. 12, 9-10). Но сие: " Для иудеев соблазн, для эллинов безумие " , ибо первые требуют и чудес, и бога-царя, и царства благоденствия мирского уже здесь и сечас, а вторые не могут уразуметь чем же силён монах-схимник (любой христианин), если он и ноги еле переставляет и ветер его качает и голос аки шелест?! Где могучий торс и горы мышц и плотское мудрование " настоящего лидера " ! Кем и чем же хвалятся эти христиане? Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничтоженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее... " (1 Кор. 1, 27-28).

http://pravoslavie.ru/54776.html

Перед Владимирскою иконою Божией Матери, нарочно принесенною из Успенского собора в Храм Христа Спасителя, после торжественной литургии и молебна 28 октября, схимник, член Собора, благоговейно вынул из урны один из трех жребиев с именами кандидатов, и митрополит Киевский Владимир провозгласил имя избранника – митрополита Тихона. С каким смирением, с сознанием важности выпавшего жребия и с полным достоинством принял преосвященный Тихон известие о Божием избрании. Он не жаждал нетерпеливо этой вести, но и не тревожился страхом, – его спокойное преклонение перед волей Божией было ясно видно для всех.Когда торжественная депутация членов Собора во главе с высшим духовенством явилась в церковь Троицкого подворья в Москве для «благовестия» о Божием избрании и для поздравления вновь избранного патриарха, преосвященный Тихон вышел из алтаря в архиерейской мантии и ровным голосом начал положенный по церемониалу краткий молебен. После молебна митрополит Владимир, обращаясь к новоизбранному, произнес: «Преосвященный митрополит Тихон, Священный и великий Собор призывает твою святыню на патриаршество Богоспасаемого града Москвы и всея России», на что митрополит Тихон отвечал: «Понеже Священный и великий Собор судил меня, недостойного, быти в таком служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю». Вслед за провозглашенным затем ему многолетием митрополит Тихон обратился к Соборному Посольству с кратким словом: «Возлюбленные о Христе отцы и братие. Сейчас я изрек по чиноположению слова: «Благодарю, и приемлю, и нимало вопреки глаголю». Конечно, безмерно мое благодарение ко Господу за неизреченную ко мне милость Божию. Велика благодарность и к членам Священного Всероссийского Собора за высокую честь избрания меня в число кандидатов на патриаршество. Но, рассуждая по человеку, могу многое глаголать вопреки настоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «плач, и стон и горе», и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль ( Ueз II, 10; III, 1 ) Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно – в настоящую тяжелую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа – Моисею, и мне придется говорить ко Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка?..

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Господь сказал о мече и мире : «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10: 34). Меч, упомянутый Спасителем, имеет, конечно, не буквальное, но метафорическое значение, но сказано это, точно, не для угождения пацифистскому слуху. Относительно употребления меча, а значит – о войне и правосудии учил апостол Павел: «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13: 4). Когда Иван Карамазов, рассказав Алеше о том, как барин затравил собаками крестьянского мальчика, спросил «Ну... что же его? Расстрелять?», он услышал в ответ: «Расстрелять». Иван вообразил, что, сказав это, Алеша в душевном порыве отрекается от своих заветных христианских убеждений: «Браво!.. Ай да схимник! Так вот какой у тебя бесенок в сердечке сидит»; да и сам Алеша по неопытности затем поправляется: «Я сказал нелепость, но…», – но в действительности это была его вполне оправданная и с христианской точки зрения вполне адекватная реакция на эту хотя бы и вымышленную дикую историю. Иными словами, толстовство и церковное христианство различаются радикально. Но Л.Н. Толстой, по крайней мере, был искренним и последовательным, а не однобоко жульничающим пацифистом. Не то нынешние миролюбцы и гуманисты. Детские слезы, к которым они апеллируют, – это выборочные слезы, это, конечно же, не слезы сербского ребенка из Косова или из Белграда. Американским бомбам, падавшим на Белград, наши отечественные миролюбцы аплодировали, поскольку то была беспримерно «гуманная операция». В наши дни слезы ребенка стали актуальной темой. Вдруг оказалось, что дети плачут не только в Нигерии, но и в блистательных Соединенных Штатах. Правда, если в одних публикациях речь идет о слезах замученных детей, то в других – взрослые плачут о детях, которым не повезло родиться в России и во второй раз не повезло из-за новых российских законов, пресекающих экспорт живого товара, так что они уже не сподобятся стать американскими приемышами.

http://pravoslavie.ru/60845.html

Значит – я неверующий, значит – я не боюсь Бога. Даже темные духи, духи ада, ненавидящие Господа, по слову Писания, трепещут Его [ 1 ], но у меня нет и этого страха, который дан диаволу: я не трепещу угроз Божиих, с которыми Он обращается к миру и ко мне через пророков, – я совершенно бесчувственен. Я считаю себя верующим, а живу так, как будто нет Бога. Даже более того, когда я жажду греха и совесть обличает меня, то я стараюсь убить, заглушить свою совесть; мне кажется, что лучше бы для меня было, если бы Бога совсем не существовало, значит – в сердце своем я богоубийца, я не верю в Бога и не люблю Его. Я стою на богослужении и в те священные минуты, когда Дух Святой осеняет молящихся в храме, даже в это страшное для самих Ангелов время я занят порочными, грязными помыслами и воспоминаниями; находясь в храме Божием, сердце свое превращаю в свиной хлев. Это значит, что я не люблю Бога. Это значит, что я не верю ни во что святое. Я преисполнен гордыни: всех людей в сердце своем я считаю ниже себя, а себя – неким избранником. Я превратил себя в какой-то кумир, которому только лишь и поклоняюсь. Если я читаю Святое Писание и творения святых Отцов, то не для того, чтобы исполнять их, а для того, чтобы прослыть мудрым перед верующими, пересказывая им Священные Книги. А если я встречаюсь с людьми мирскими, то, напротив, боюсь даже показать себя христианином, чтобы они не осмеяли меня и не назвали фанатиком. Перед мирскими людьми я стесняюсь даже осенять себя знамением креста, которым был спасен человеческий род. Поэтому я считаю себя человеком, не любящим Бога, ненавидящим людей, не верящим ни во что святое и исполненным сатанинской гордыни». Ужаснулся странник и сказал: «Отец, действительно, я исповедовался в своих грехах, но этих грехов я не увидел в сердце своем. Что мне делать для того, чтобы возлюбить Господа?» Схимник ответил: «Всю жизнь я тружусь над тем, чтобы возлюбить Бога. Труд этот – то, что принадлежит нам, но сама любовь – дар Божией благодати. Однако я могу дать тебе несколько советов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010