Агафона Чудотворца, Лонгина Вратаря, Захарии Постника, Евфросинии Полоцкой, мч. Иоанна Воина, преподобных Илариона и Силуана схимников, сщмч. Лукиана, преподобных Иосифа Многоболезненного, Пимена Постника, св. отрока Леонтия, канонархов, преподобных Ипатия Целебника, Паисия, Меркурия Постника, Макария диакона, Сисоя схимника, Нестора Летописца, Ахиллы диакона, Мартирия затворника (Опись 1877 г. Л. 42, 43 об.). Графическим свидетельством стенописи ц. прп. Феодосия являются рисунки К. П. Мазера. В описании ц. Благовещения Пресв. Богородицы за 1877 г. упоминается, что стены и своды храма были расписаны масляными красками; в алтаре «…над престолом - Святой Дух; с правой стороны изображены прп. Феофил, еп. Новгородский, Игнатий, архимандрит Печерский, и Моисей-чудотворец; с левой - архангел Гавриил, прп. Анатолий и Памва затворники», в наосе на стенах «…в рост по правую сторону - отроки Леонтий и Геронтий, канонархи Печерские, с дополнением написанных между ними на столе скрижалей завета, Антоний Печерский; по левую сторону - Николай-чудотворец, Феодосий и Тит Воин. На задней стене - прп. Амон затворник (в углублении), прп. Евфросиния Полоцкая, на железной доске, мерою 2 аршина, напротив ее раки. За северной дверью иконостаса под аркой изображены преподобные-затворники: Пагкратий священник, Дионисий, Сафоний и Пафнутий. На земляном столбе под аркой же - Арсений Трудолюбивый и Феодор, князь Острожский; на другой стороне столба - Кассиан и Лаврентий затворники и Евфимий схимник (напротив его раки). На задней стороне земляного столба - Руф и Мартирий затворник, а напротив них на западной стене - изображение Вениамина (напротив его раки)» (Там же. Л. 36 об., 37). О масштабном живописном убранстве Благовещенской ц., существовавшем еще во 2-й пол. XIX в., можно судить лишь по образу Тита Воина. Еще один сохранившийся образ - прп. Евфросинии - написан на стене, а не на металле и, по сведениям В. А. Шиденко, был создан худож. В. Д. Сониным в нач. XX в. ( Шиденко. 2008. С. 98). В документе «О возобновлении в церкви преподобного Феодосия в Дальних пещерах иконостаса» (ЦГИАК.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Постники: Вениамин, Захария, Зинон, Иосиф ; схимники: Силуан и Сисой , у Кальнофойского старцы: Евлогий и Даниил . По древнему известию, преподобный Вениамин «был купцом великим. Той единого часу в церкви слухаючи пильно (внимательно) набоженства (благочестие) церковного, почул оное слово с псалма: погубиши вся глаголющая лжу ( Пс. 5, 7 ), взял себе тое в память, мовячи: если Господь Бог погубит глаголящих лжу, то и купцов, бо купечество без лжи не может ся обойти; а потом, почувши слово, яко не удобь богатии внидут в Царствие Небесное, раздал все имение нищим и на церкви и зостал иноком, угождаючи Господу Богу в постах и молитвах аж до смерти». Кальнофойский пишет: «Святый отец Вениамин лежит в осмоленной колоде» 304 . Преподобный Захария , постник, постановил «себе до смерти ничего печеного, а ни вареного, не исти, тылько суровие ярены (зерны ярового хлеба) и то раз в день, мало, по заходе солнца, едал, и так був страшный бесам, же имя его гды кто спомнил боялись: той и ангели часто видал». «Преподобный Зинон , постник и трудолюбец, многими добродетельного иноческого жития подвиги, постом, молитвами, смирением, послушанием благоугоди Богови». Кальнофойний писал: «Почил после трудов своих благословенный инок Зинон; в теле целом лежит». Преподобному Силуану тропарь: «Многого ти ради воздержания и безмерного пощения приемый благодать чудотворения и к Богу велие дерзновение стяжавый, постником красота, Силуане, Тому молися, да подаст нам мир и велию милость». Древнее известие говорит, что раз «злодее прийшли красти; молитвою связал он, же не могли рушитися (двинуться) с места чрез три дни, а потом оных наказавши и до покаяния приведши, пустил». По канону, преподобный Силуан «ревнитель чистоты и хранитель садовый, татей – плоды окрасти хотящих» связал. Преподобный Сисой схимник, живя в пещере постнически, постом и молитвою усмирил чувственные страсти; он узнал день преставления своего и ныне подает исцеления приходящим с верою. По рукописным святцам, он был канонархистом и конечно прежде, чем принял схиму. Преподобный Иосиф болезненный, много лет хворая, обещался служить в Печерском монастыре до смерти, если Господь поднимет его. Бог услышал его, и он выздоровел: поступив в монастырь, усердно трудился до смерти, угождая Господу Богу постом и молитвою и служа братии. Правая рука почившего преподобного Иосифа остается в положении молящейся: три первые перста соединены вместе, два последние, безымянный и малый, пригнуты к ладони.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кроме того, она содержит два стандартных заблуждения реформаторов, и еще хорошо, если только заблуждения. Первое относится к вопросу о том, как часто следует причащаться. Второе состоит в понимании того, что такое церковное возрождение наших дней. Необходимо рассмотреть и то, и другое. Во-первых, скажем о причащении. Некто Андрей спросил о. Иоанна (Крестьянкина): «Почему у отца Тавриона причащаются каждый день, а здесь, в Печорах, самое большое, можно причащаться раз в неделю? Отец Иоанн ответил: Мы здесь все ходим по острию ножа. А отец Таврион стоит на кончике иглы. Тогда Андрей понял об ответственности причащения. Он понял, что любое неверное движение может иметь значение (последствие)» В о. Таврионе реформаторский зуд и симпатии к католичеству были замечены еще в середине прошлого века, когда он был настоятелем Глинской пустыни. «Но в должности настоятеля о. Таврион пробыл менее года, так как не оправдал доверия братии. В Глинской пустыни, обители истинно православной, он стал вводить западные, католические обычаи церковной жизни» Вряд ли он там пропагандировал частое причащение – о. Иоанн Маслов наверняка бы это отметил. Ведь Глинская пустынь, как и вся остальная Россия, твердо придерживалась древних норм частоты причащения, не реже раза в год, не чаще раза в месяц: чаще только на смертном одре и, естественно, несущему череду священнослужителю. Об этом свидетельствовали (уже после закрытия монастыря) великие Глинские старцы: о. Серафим (Романцов) и о. Андроник (Лукаш). Схиархимандрит Андроник учил: «Те, кто причащаются каждый день, это люди в прелести. Это не нужно, это от лукавого. Причащаться надо только один раз в месяц. Нужно приготовиться к Причащению, отсекать своеволие, чтоб Причастие было во спасение, а не во осуждение. Каждый день причащаться может схимник, монах больной, седмичный священник...» Так что прокатолические симпатии о. Тавриона смогли развернуться только когда он стал настоятельствовать на тогдашней западной границе нашей страны. Там он ввел практику ежедневного причащения, практику, которую римские папы продавливали у себя, преодолевая сопротивление духовенства и рядовых католиков. В Печоры же практика еженедельного причащения пришла, скорее всего, под влиянием Ленинградских духовных школ, которые тоже в то время страдали прокатолическими симпатиями. Видимо, в борьбе с этими опасными практиками – ежедневного и еженедельного причащения – собор старцев Псково-Печерского монастыря выработал свое правило – причащаться не чаще раза в две недели, то есть в два раза реже еженедельного и в два раза чаще ежемесячного причащения.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/16/...

Подобно Преподобному Серафиму Саровскому явления Богоматери сподоблялись Афанасий Афонский, греки - зодчие Киево-Печерской Лавры, Преподобный Сергий Радонежский и многие, многие другие. Сподоблялись видеть Матерь Божию наяву и некоторые не прославленные Церковью в лике святых подвижники, как, например, схиигумен Глинской пустыни Филарет, монах той же пустыни Досифей, оптинский схимник Иосиф и другие - всех и не перечесть. Алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев) лично слышал от тамошних крещеных инородцев, что еще за год до его приезда в Томскую губернию Пресвятая Дева наяву являлась некоторым детям алтайцев. Так, явившись одному мальчику, Она пророчески говорила: " Дитя! Пройдет год, и сюда приедет Макарий. Ты его увидишь. Он научит тебя молиться Тому Богу, Который сотворил Алтай " . Мальчик спросил, какой он будет. Светлая Жена - Богоматерь - подвела его к реке Майме и показала на поверхность воды, на которой начертался образ архимандрита Макария. Спустя год действительно приехал упомянутый миссионер и в числе новообращенных алтайцев крестил и этого удостоившегося беседовать с Божией Матерью мальчика-язычника. Вот как близка к роду человеческому, а особенно к роду христианскому, Царица Небесная! Постараемся и мы как можно чаще и усерднее прибегать с молитвами к Пресвятой Деве Марии, чтобы и нам укрепить свою внутреннюю связь с Богоматерью, сподобиться сыновнего отношения к Ней. Особенно в настоящие дни Рождественского поста будем стараться помнить об этом и ревностнее молиться Матери Божией, постом и покаянием очищая свою душу от всякой нечистоты и грязи. Ибо нечистотой души являются страсти душевные: злоба, ненависть, коварство, зависть, клевета, осуждение, объядение, пьянство, сладострастие, срамословие, леность, нерадение и прочие человеческие пороки. Очищая себя от этих страстей, мы тем самым будем подражать Богоматери в Ее совершенствах и сподобимся от Нее чрез это еще больших милостей и внимания; сподобимся и с духовной радостью встретить великий, светлый праздник Рождества Христова, к которому мы с вами сейчас готовимся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1461...

40 . Сисой схимник,   Софроний затворник,   Тит воин,   Феодор, князь Острожский,   Феофил молчаливый, 45 . Феофил, архиепископ Новгородский. Сверх сих мощей в Дальней пещере находятся еще 31 мироточивая глава и одна голень неизвестных святых и часть мощей Палестинских, именно – одного из младенцев, Иродом за Христа убиенных в Вифлееме. Между святыми, почивающими в пещерах Киево-Печерского монастыря, нет таких, мощи находились бы под спудом, за исключением самих преподобных Антония и Феодосия, из которых мощи первого не были открываемы, а мощи второго были сокрыты в нашествие Монголов. Эта непременная наличность мощей святых, которые почивают в пещерах (хотя иные из них теперь и «затворены в раках»), указывает на то, что здесь признание усопших святыми происходили несколько иначе, чем в других местах или где бы то ни было. В других местах было так, что при находящемся в земле гробе или при изнесенных из земли мощах усопшего совершались чудеса и что он, как чудотворец, и был признаваем за святого. Здесь же, как необходимо думать, совершались чудеса именно уже при взнесенных из земли мощах. Мы говорили выше, что на Афоне откапывают останки умерших монахов чрев три или четыре года после погребения между прочим с тою целью, чтобы останки тех между ними, которые благоугодили Господу Богу своею жизнью и причислены Им к сонму Его святых, Он явил своими чудесными знамениями над ни ми. Должно думать, что этот обычай откапывать тела умерших монахов с сейчас указанною целью существовал в древнее время и в Печерском монастыре, и именно-нужно представлять дело так, что чрез тот или иной срок после погребения осматривалась могила (kaмopa, locus uлu loculus, – см. выше стр. 53) каждого монаха, – что если находим был в могиле один прах, то она опять была зарываема, а если находимы были кости или же целое тело, то взносимы были из могилы и полагаемы в каком-нибудь особом, назначенном для сего месте, -что более или менее долгое время ждали проявления через кости или тело чудодейственной силы Божией и что те из усопших, по отношению к костям или телам которых оправдывались ожидания, признаваемы были за святых, а кости или тела других снова предаваемы были пекле (последнее необходимо предполагать по тому, что в настоящее время в пещерах кроме костей и тел святых нет других костей и тел).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Описание Художник Сергей Арсеньевич Виноградов большинство своих картин посвятил разнообразным видам Псково-Печерского монастыря. Известный мастер импрессионистического пейзажа стремился передать в своих полотнах красоту сурового северного края, его бескрайние просторы, особое настроение молитвенной тишины и покоя. Но не менее популярна была его серия портретов насельников этой славной обители, посвятивших свою жизнь и труды несению креста смирения и послушания. Перед зрителем портрет схимника – набросок углем и карандашом, сделанный мастером в Псково-Печерском монастыре буквально за одно посещение. Умудренный взгляд старца проникает в самое сердце, на устах его светлая улыбка, весь облик свидетельствует о необычайной доброте монаха, отдавшего долгие годы жизни служению Богу. За спиной его купол небольшой деревянной часовенки, выглядывающей из-за массивного ствола могучего дуба. Рядом с деревом камень – огромный валун, покрытый мягким мхом. Правая рука схимника сжимает четки, в левой руке он держит деревяный посох. Тяжелые труды и непрестанная молитва даровала ему свои благодатные дары – дар любви, смирения, радости и открытости окружающему миру. Монашеская жизнь для новоначального исполнена печалей и тяжких испытаний, но по мере духовного возрастания его сердце просветляется, очищаясь от страстей, с которыми ведется непрестанная борьба – и схима – это уже высший этап служения, когда ум настроившись на непрестанную молитву, пребывает в общении с Богом. Тогда  в сердце молящегося вселяется радость – и в этом скромном пейзаже с одинокой часовенкой, в суровом лесу, в одиночестве и тяжелом труде видится неисчерпаемая Божия милость, призывающая уста воспевать непрестанно благодарение Создателю, подобно ангелам на небесах, славословящих Творца Вселенной, «всех видимых и невидимых» — духовного и материального мира. История В 1928-1929 гг.  Сергей Арсеньевич Виноградов выполнил ряд картин и рисунков в  Печорах и знаменитом  Псково-Печорском монастыре.  Значительная часть картин и набросков художника вошла в книгу Василия Ивановича Синайского, напечатанную в Риге в 1929 г. Авторам содействовал тогдашний неместник обители, владыка Иоанн. Данный набросок входит в серию, посвященную дивным Печорам — излюбленному месту мастера. Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 59  чел. Всего просмотров 1.3 млн. Всего записей 1129 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/shimnik-vinogradov/

«Держит меня в Своей руке Господь» Изречения псково-печерских старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко) Часть 1: «Миром правит только Промысл Божий» Опыт жизни во Христе старцев Псково-Печерской обители, их поучения и наставления – золотой фонд русской духовности. Монастырь не закрывался даже в годы безбожных гонений, сохранив преемственную связь от подвижников былых времен к тем, кто подвизался здесь в наше время. Более того, в обители уже в преклонных летах жили старцы Валаамского монастыря, аскеты и отшельники, передав печерским насельникам и свой духовный опыт. Во 2-й части нашей подборки изречений псково-печерских старцев, которую мы сопроводили архивными фото, – наставления старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко), Александра (Васильева) и владыки Феодора (Текучева). Преподобный Симеон (Желнин; 1869–1960; память 5/18 января, 19 марта/1 апреля и в Соборе Псково-Печерских святых) – схимник и аскет, смиренный и усердный молитвенник, которому Бог даровал прозорливость, дар врачевания духовных и телесных недугов: он рассказывал о болезнях людей, которых никогда не знал, и отвечал на письма, еще только идущие в обитель. Старец учил жить в любви друг к другу и прощению обид, снисходительности к другим и строгости к себе. «Думай: хочу того, чего Бог хочет…» – наставлял отец Симеон. Архимандрит Серафим (Розенберг; 1909–1994) подвизался в Псково-Печерской обители 62 года. Внешне строгий и необщительный, он вел напряженную внутреннюю жизнь, сокрытую от других. И братия монастыря особо полагалась именно на молитвы старца Серафима. «Все отдавали предпочтение его молитвам. Быть может, именно его молитвами монастырь и держался в прежние трудные годы», – вспоминал о старце один из насельников. Иеросхимонах Михаил (Питкевич; 1877–1962) пришел в Псково-Печерский монастырь уже в весьма преклонных годах, принеся сюда духовную традицию Валаамской обители, в которой подвизался долгие годы, ведя жизнь отшельника и аскета. При этом старец основной смысл христианской жизни видел в евангельской любви и потому нарушал затвор ради наставления и душепопечения приходивших к нему. Любви и терпеливому несению скорбей, внимательной духовной жизни он и учил.

http://pravoslavie.ru/118322.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Одигитрия Югская из книги Е. Поселянина Сия икона находится в Югской Дорофеевой пустыни, в Троицком храме ее, по левую сторону царских врат в иконостасе. Она покрыта драгоценной из жемчуга ризой, осыпанной бриллиантами и драгоценными камнями. О месте и времени явления ее известно следующее. В 1616 году, в начале царствования Михаила Феодоровича Романова, на Россию сделали нападение шведы. Разоряя все попадавшееся им на пути, они дошли до Пскова и стали опустошать его окрестности, грабить дома, жечь церкви и монастыри. В это время в Печерской обители, расположенной близ Пскова, жил и подвизался один благочестивый схимник Дорофей. Когда этому Печерскому монастырю стала угрожать опасность со стороны шведов, Дорофей решил оставить его и возвратиться на родину свою, в село Никульское близ города Мологи. Приняв такое решение, он пришел однажды в монастырскую церковь и стал молиться перед Печерским образом Богоматери. Вдруг он услышал от иконы голос, который повелевал ему идти на определенное место и взять там образ Богоматери Одигитрии, чтобы отнести его на свою родину; при этом голос добавлял, что если он исполнит все это, то Господь дарует ему спокойное житие на родине. Дорофей тотчас же после утрени отыскал в указанном ему месте икону Богоматери, повергся перед ней на колени и начал усердно молиться. Окончив молитву, он взял икону в руки, которая при этом сразу просияла необыкновенным светом. Дорофей с радостью поспешил к настоятелю Печерской обители Иоакиму и рассказал ему подробно как о видении своем, так и об обретенной им иконе Богоматери. В заключение он просил настоятеля разрешить ему удалиться из Печерской обители. Архимандрит Иоаким, не поверив рассказу Дорофея, не соглашался отпустить его, чем весьма опечалил подвижника. Вернувшись в келью, Дорофей пал ниц перед иконой Богоматери и в горячей молитве излил свою скорбь и недоумение по поводу отказа настоятеля, прося у Пресвятой Девы помощи и утешения. Целый день и ночь провел он в молитве. И вот Богоматерь является во сне архимандриту Иоакиму и говорит ему гневным голосом:

http://pravicon.com/info-1350

Пустыни Китаева и Голосеевская За неделю до праздника Успения Богоматери, которое так светло торжествуется в Киеве, в древнейшей обители нашего отечества, переселился я для говения в лавру, и милостиво был принят под ее гостеприимный кров. Владыка велел мне отвести прекрасные келлии в нижнем жилье своего дома, обращенные окнами в сад. При первом шаге из них я уже мог опять наслаждаться благословенною природою Киева и тенью роскошных деревьев, обремененных плодами, и очаровательным видом на мой любимый Днепр, с которым так сроднился во время пребывания в Киеве. Из сего сада мог я спускаться кратчайшею стезею и в Ближние пещеры для ранней литургии; а в Крестовой церкви Владыки ежедневно служил обедню схимник, духовник его, умиротворитель сердечный посещающих святые места Печерские, где он посвятил себя в тесной келлии на служение Богу с совершенным отречением от всего мирского. На следующее утро я был свидетелем в Ближних пещерах, в подземной церкви Антониевой, пострижения иноческого, которое совершал сам митрополит в качестве его преемника. Никогда не казались мне более трогательными священные обеты отречения от мира, как во глубине сего подземелья, при тусклом свете лампад, над гробом отца иночествующих русских, воспринимавшего новое чадо пещеры из бури житейской в свое безбурное пристанище. Невыразимо горько и сладко оглашалась под мрачными сводами тихая покаянная песнь братий, вводивших в пещерную церковь под своими мантиями нового собрата: «Объятия Отчи отверсти ми потрися, блудно мое иждих житие, на богатство неисследимое взирая щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее не презри сердце, Тебе бо Господи со умилением зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою». После литургии и посещения Ближних и Дальних пещер Митрополит милостиво предложил мне сопровождать его в две соседние пустыни, Китаеву и Голосеевскую, где устроил себе уединенное жилище. Мы спустились с гор Киевских на берег Днепра, ниже монастыря Выдубицкого, в устье Лыбеди, а оттуда вдоль самой реки под навесом утесов продолжали живописное путешествие до пустыни Китаевской. Пустынь сия, любимое место отдохновения князя Андрея

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Скачать epub pdf Июнь Соловьев С.М. Святая Русь: стихотворение//Богословский вестник 1915. Т. 2. 6. С. 217–219 (1-я пагин.) —217— Святая Русь Святая Русь, тебя во время оно, Призвал Христос – возлюбленную дочь. И озарили молнии Афона Язычества коснеющую ночь.   И греческие таинства святые Принес к родным Днепровским берегам. Антоний дивный. Главы золотые Покрыли Русь, на страх ее врагам.   И процвела Печерская обитель, И как прекрасен был ее расцвет! Из тьмы пещер понес пустынножитель Во все концы евангелия свет.   Когда ж была разрушена монголом Владимирова Киева краса, Святая Русь, ты выбрала престолом Неведомые севера леса.   Средь чащ глухих, знакомых лишь медведю, Убогий храм главу свою вознес. И огласился колокольной медью Покой глубокий сосен и берез.   И Сергий, муж, кому не будет равных, С природою вступив в суровый спор, Подъем труды: в удолиях дубравных Не уставал греметь его топор.   —218— И скит его процвел, как утро мая. Святой чернец, родной жалея край, Благословил на гордого Мамая Полки Москвы, и был сражен Мамай.   И кроткому отшельнику в награду, Когда полночная лежала тьма, В лучах, за монастырскую ограду, Явилась Матерь Божия сама.   И, стае птиц бесчисленных подобный, Детей духовных Сергиевых рой Потек везде. И Савва преподобный, Над дикой Сторожевскою горой   Воздвигнул храм среди лугов медвяных. Внизу лазурная Москва-река Струила волны в берегах песчаных; Как фимиам, курились облака.   Здесь годы плакал схимник умиленный… Воздвигнул храм Пречистой Рождества, Он сна не знал в пещере сокровенной, Где мох чернел, и дикая трава   С цветами разрасталась на свободе. И ныне та хранит московский край. Молвой чудес, прославленной в народе Моих холмов Звенигородских рай.   Прошли века, и как осталось мало Красы церковной на Руси родной! Но Матерь Божия не забывала Своей страны, как дочери больной.   И Серафим, Пречистою избранный, Готовя Русь к последним временам, Обвел чертой приют от бури бранной Христовой церкви збранным сынам.   —219— В таинственном безмолвии Сарова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010