И в каталоге Российских архиереев новгородской Софийской библиотеки говорится об Иларионе, что он положен был в Печерском монастыре и крайней ради его добродетели был свят и чудотворец предивен, и в некоторых других рукописях он называется святым, даже в каноне преподобным отцам Ближних пещер имя митрополита Илариона поставлено в ряду с именами Михаила и иных святителей. Другие утверждают, что преподобный Иларион схимник есть тот самый монах Иларион, ниже по вся дни и нощи писаше книги в кельи преподобного отца нашего Феодосия, оному псалтырь поющу усты тихо, руками же прядущу волну, или ино что делающу. Доказательством этому, по-видимому, служит и сравнение предания об Иларионе схимнике, записанного в кратком жизнеописании, с тем, что говорится о монахе Иларионе в житии преподобного Феодосия. В кратком рукописном жизнеописании вот как говорится о нем: Преподобный Иларион схимник такового воздержания был, иже в тыждень раз только и то мало едал, ревнуючи преподобному Феодосию, бо и сожитель его был, молитв же и молений много день и нощь с коленопреклонением и слезами творящи, угодил Господу Богу, и телом зостает в пещере, а духом в небе, и молит Господа Бога за всех, которые кланяются мощем его святым. В житии же преподобного Феодосия повествуется еще, что упомянутый Иларион открывался преподобному Нестору, как искушали его бесы и как преподобный Феодосий часто увещевал его терпеть эти искушения и своими молитвами избавил его от них. Говорят также, что в святцах XIII u XIV веков нет имени митрополита Илариона. Но предание о сожитии Илариона схимника с преподобным Феодосием, очевидно, взято из жития преподобного Феодосия, а заимствовавшие это сказание могли не знать, что Иларион схимник был митрополитом. Они могли не знать, что митрополит Иларион погребен в Печерском древнем монастыре, или, что все равно, в Дальних пещерах, могли не знать, что он был свят и чудотворец предивен, а знали только мощи святого чудотворца Илариона, которые от древних времен чтились и хранились.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Слово о законе и благодати» — первое по времени творение Русской Церкви, в котором святой креститель Руси ублажается в чине равноапостольных. «Радуйся во владыках, апостоле, не мертвые телеса воскресивший, но душею нас мертвых воскресивший, ибо тобою обожились и жизнь Христову познали». Таково содержание этого замечательного памятника древнего русского богословия. Из других творений святителя Илариона известно его архиерейское «Исповедание», ставшее образцом епископской присяги в Русской Церкви. К «Слову о законе и благодати» в рукописях присоединяется обычно «Молитва святого Илариона». Это творение святителя также имеет долгую жизнь в отечественном церковном предании. В 1555 году, при отправлении в новоучрежденную Казанскую епархию святителя Гурия, повелено было ему в Москве и в других городах, через которые он будет проезжать, читать молитву «творение митрополита Илариона Русского». Святитель Иларион был погребен в Киевских пещерах. В надписаниях его творений, в рукописных святцах и каталогах святителей святитель Иларион неизменно именуется святым и предивным чудотворцем. Устойчивое литургическое почитание его как святого засвидетельствовано в службах Киево–Печерским преподобным. Как в службе Собору отцов Ближних пещер (28 сентября/11 октября), так и в службе всем Киево–Печерским святым (вторая Неделя Великого поста) он перечисляется наравне с другими святыми иерархами Русской Православной Церкви. Иларион, Схимник Печерский, в Дальних Пещерах почивающий В житии преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского монастыря, о преподобном Иларионе сказано: «Чернец Ларион по вся дни и нощи писаше книги в келлии преподобного отца нашего Феодосия, оному Псалтирь поющу усты тихо, руками же прядущу волну, или ино что делающу». В «Сказаниях о житиях святых, в пещере преподобного Феодосия почивающих» описывается преподобный Иларион так: «Преподобный Иларион схимник такого воздержания был, иже в неделю раз только и то мало что едал, ревнуючи преподобному Феодосию, бо и сожитель его был, молитв же и молений много, день и нощь, с коленопреклонением и слезами творяше, угодил Господу Богу». В житии же преподобного Феодосия повествуется еще, что упомянутый Иларион открывался преподобному Нестору, как искушали его бесы и как преподобный Феодосий часто увещевал его терпеть эти искушения и своими молитвами избавил его от них. Преподобный Иларион подвизался в XI веке. Имя преподобного Илариона, как ученика преподобного Феодосия, упоминается в общей службе преподобным Дальних пещер (4–я песнь канона). Мощи его почивают в Феодосиевых (Дальних) пещерах, поэтому и память его совершается совместно с преподобными упомянутых пещер 28 августа. А 21 октября память его совершается, вероятно, ради тезоименитства его преподобному Илариону Великому († 372). Иларион Псковоезерский, преподобный — день тезоименитства

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИОН Прп. Иларион схимник. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Иларион схимник. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) (XI - нач. XII в.), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 21 окт.; 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), схимник. Основной источник сведений об И.- Житие прп. Феодосия Печерского, составленное прп. Нестором , по мнению Ю. А. Артамонова, ок. 1107/08 г. И. был одним из информаторов агиографа о жизни прп. Феодосия , рассказы И. имеют автобиографический характер. И. «бяше бо книгам хытр псати, сий по вся дьни и нощи писааше книгы в келии у блаженааго отьца нашего Феодосия» (БЛДР. 1997. Т. 1. С. 394). Проводя много времени в келье святого, И. был свидетелем неск. чудес. Однажды, когда в обители закончились деньги и продукты, после молитвы прп. Феодосия явился прекрасный отрок в иноческом облачении, принесший гривну золота. В др. раз И. обратился к прп. Феодосию с просьбой разрешить переход в иную келью, поскольку в своей он не мог отдыхать и молиться из-за бесовских досаждений «по вся нощи». Игумен строго повелел иноку не покидать прежнюю келью, чтобы бесы в будущем не возымели власти над ним, и после молитв прп. Феодосия бесы были изгнаны. И. также принадлежит рассказ о явлении прп. Феодосию беса в виде черного пса. В кратких сказаниях о подвижниках Дальних пещер, составленных предположительно по надписям XVII в. над гробницами святых, И. назван схимником. О святом сообщается, что он «таковаго воздержания был, иже в тыждень (неделю.- Авт.) раз только, и то мало что, едал, ревнуючи преподобному Феодосию, ибо и сожитель его был, молитов же и молений много день и нощь, с коленопреклонением и слезами творящи, угодил Господу Богу... и молит Господа Бога за всех, которыи кланяются мощем его святым». В сказаниях приведены тропарь и кондак И., в к-рых он прославляется за «тихостен... и кроток нрав» ( Модест. 1885. С. 48-49). Мощи И. впервые указаны на плане Дальних пещер, составленном в 1795 г. Киевским митр. Самуилом (Миславским) , на прежних планах на этом месте указывались нетленные мощи прп. Зинона .

http://pravenc.ru/text/389127.html

Многие еретики после святительского назидания оставили лжеучение и вернулись в лоно Святой Церкви. Так же неутомимо и успешно боролся святитель Иларион с проникновением в Болгарию ереси армян-монофизитов, признававших во Христе только одну природу. Преставился святитель в 1164 году. 21-й день Преподобный Илариои, схимник Печерский Преподобный Илариои, схимник Печерский , строгий аскет, был сподвижником и учеником преподобного Феодосия (tl074; память 3 мая). Подражая своему учителю, преподобный Иларион дни и ночи со слезами молился Богу, соблюдая строгий пост. Современники знали его как книгописателя, который днем и ночью трудился над переписыванием книг в келлии преподобного Феодосия. В это время наставник пел псалмы и прял шерсть. Преподобный Иларион подвизался в XI веке. Преподобный погребен в Дальних пещерах. Память его также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста. 22-й день Казанская икона Пресвятой Богородицы Казанская икона Пресвятой Богородицы , обретенная 8 июля 1579 года девятилетней девочкой Матроной Онучиной (в иночестве Мавра), вскоре стала всенародной святыней, знамением Небесного покрова Пресвятой Богородицы над Россией. В тяжелый период Смутного времени (1605–1612) Промыслом Божиим возглавлял Русскую Церковь великий исповедник Православия и патриот – священномученик Ермоген, Патриарх Московский всея Руси (память 17 февраля), почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор Службы и «Сказания» о явлении этого святого образа. Польские войска завладели Москвой. Страна бедствовала: захватчики грабили и жгли храмы, села, города, кощунствовали над святынями, издевались над православным народом, глумились над верой. По призыву Святейшего Патриарха Ермогена, непреклонного страдальца за Святую веру и Отечество, русский народ встал на защиту Родины. В ополчение, возглавляемое пламенным патриотом князем Димитрием Михайловичем Пожарским, был прислан из Казани список с чудотворного образа Богородицы. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство. Перед штурмом Москвы русские воины наложили на себя трехдневный пост и в покаянии усердно молились пред Казанской иконой, ибо сознавали, что бедствие попущено Промыслом Божиим за грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Равноапостольный Кирилл, учитель Словенский Рюрик (862 – 879), в Новгороде Равноапостольный Мефодий, учитель Словенский Олег (879 – 912), в Киеве Равноапостольная вел. кн. российская Ольга Святослав Игоревич (946 – 972) Первомученик Феодор варяг, Киевский Св. Владимир I Святославович (980 – 1015) Первомученик Иоанн варяг, Киевский, сын св. Феодора варяга Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси Равноапостольный блгв, вел. кн. Киевский Владимир-Василий Мученик блгв. кн. Борис-Роман Ростовский Святополк I Ярополкович (1015 – 1019) Мученик блгв. кн. Глеб-Давид Муромский Мученик Георгий Угрин, брат прп. Ефрема Новоторжского Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский Ярослав I Владимирович (1019 – 1054) Святитель Иоаким Корсунянин, епископ Новгородский Преподобномученик Моисей Угрин, Печерский, в Ближних пещерах Ок. 1043 Блгв. кн. Анна Новгородская Блгв. кн. Ирина Киевская Блгв. кн. Владимир Ярославич Новгородский Преподобный Ефрем Новоторжский Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси Ок. 1053 Святитель Лука, епископ Новгородский Изяслав I Ярославич (1054 – 1073) Преподобный Варлаам, игумен Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Иларион схимник, Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Иеремия прозорливый, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Дамиан пресвитер, целебник, Печерский, в Ближних пещерах Святитель Леонтий, епископ Ростовский Преподобный Антоний Печерский, первоначальник монашеского жития на Руси, в Ближних пещерах Преподобный Аврамий Ростовский, архимандрит Ок. 1073 – 1077 Святослав Ярославич (1073 – 1075) Преподобный Аркадий Новоторжский, Вяземский Ок. 1077 Изяслав Ярославич (1076 – 1078) Преподобный Матфей прозорливый, Печерский, в Ближних пещерах Всеволод Ярославич (1078 – 1093) Блгв. кн. Ярополк (Петр) Владимиро-Волынский Преподобный Иоанн Печерский, в Ближних пещерах До 1088 Преподобный Никон, игумен Печерский, в Ближних пещерах Святитель Иоанн, митрополит Киевский Преподобный Симон варяг, Печерский

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Преподобный отец наш Ипатий целебник непрестанно весь день трудился на послушании монастырском, всю же ночь стоял на молитве, весьма редко давая себе уснуть. Вкушал он один хлеб и воду в малом количестве, и поскольку служил святым отцам в их болезнях, то и сам сподобился исцелять болезни чрез возложение рук на больных. И теперь, кто прибегает с верой в своих болезнях к его мощам, получает исцеление. Память его празднуется 13 апреля (31 марта). Преподобные отцы Паисий и Меркурий Преподобные отцы Паисий и Меркурий, живя между собой в неразлучной братской любви и единомыслии, просили непрестанно Бога, чтобы Он никогда их не разлучал ни в сей, ни в будущей жизни. И дал им Господь по молитве их. На земле они жили в одной келии и по смерти были положены в одном гробе, и на небе наслаждаются одной радостью вместе со Христом. Память их совершается: Паисию 1 августа (19 июля), Меркурию 17 (4) ноября. Преподобный Лаврентий затворник Преподобный Лаврентий затворник, возненавидев прелесть и суету мира, восхотел жить в темной пещере, чтобы в ней постом и непрестанною молитвою прогнать тьму страстей и достигнуть общения с Богом. Чего он и достиг, переселившись душою на небо, а нетленное свое тело оставив в пещере. Память его 2 февраля (20 января). Преподобный Моисей чудотворец Преподобный Моисей чудотворец, желая совершенно посвятить себя Богу и предстать чистым на всеобщий суд, умерщвлял тело свое и очищал душу свою молитвой и постом. Кроме того, он сделал собственными руками из железа пояс и крест и носил их на своем теле. Псалмопение и бесчисленные коленопреклонения были любимым его подвигом. Подвизаясь таким образом, он просветился душой и на земле сподобился дара чудотворения, а на небе – блаженства вечного. Память его 10 августа (28 июля). Преподобный Иларион схимник Есть мнение, что святой Иларион схимник, мощи которого нетленно почивают в Дальних пещерах, есть пятый митрополит Киевский Иларион, в 1051 году произведенный в митрополиты Собором русских епископов по желанию великого князя Ярослава Владимировича и управлявший Русской Церковью , по одним сведениям до 1055 года, а по другим – 1067 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Посещая Елец, отец Иларион проходил иногда далее, являя свои благодатные дарования, когда то требовалось волей Божией, для пользы людей. Бывал, например, в Задонске, который от Ельца в сорока верстах. Рассказывал о себе старец Раненбургской Петропавловской пустыни иеромонах Нафанаил[ 5 ], что он полагал начало иноческой жизни в Задонском Богородицком монастыре. Монастырь этот в старину вместо ограды обнесен был земляным валом, на котором резвились однажды в свободное время молодые послушники. Принимал в этом участие и отец Нафанаил, как тоже еще новоначальный послушник. Вдруг кто-то из них увидел, что идет какой-то неизвестный им странник, и закричал: «Тише, ребята! Старец идет!». Заметив же, что незнакомец идет прямо к ним, они встали все в ряд. «Странник подошел,- сказывал отец Нафанаил,- прямо ко мне, хотя я стоял в самой середине, и, тронув меня тихо рукой, сказал: " Схимник! Будет! " (то есть будет тебе тратить время понапрасну)». После оказалось, что это был отец Иларион. Замечание, сделанное им отцу Нафанаилу, для последнего было намеком на ожидавшее его в свое время схимничество, теперь же служило отечески снисходительным укором за то, что он предавался праздности - матери пороков. В Задонской обители отец Иларион имел духовное общение с опытным в духовной жизни старцем иеросхимонахом Агапитом, от которого по временам получал на благословение святую просфору. Путешествовал раб Божий Иларион и еще далее, достигая иногда самой, от юности дорогой для него, Киево-Печерской Лавры, чтобы духовно насладиться благодатью, обильно истекающей от нетленных мощей угодников Божиих, скорых помощников и покровителей во всех бедах и нуждах, которых он уже много-много в своей жизни переиспытал, и при всем том чаша желчи и горести не была еще выпита им до дна. Однажды, возвращаясь оттуда в родные Головинщинские пещеры, к обычным своим трудам и подвигам, отец Иларион на пути сильно заболел и с большим трудом мог добраться только до Коренной пустыни (Курской губернии). Настоятелем ее в то время был архимандрит Филарет, старец жизни духовной, который очень хорошо знал заболевшего раба Божия по прежним его посещениям и всегда благоволил к нему. Видя, что жизнь отца Илариона в большой опасности, он предложил ему постричься в мантию. Болезненный путник очень обрадовался и счел это предложение за особый знак к нему милосердия Божия. Таким образом он и был тайно пострижен в монашество, приняв имя своего прежнего Ангела, данное ему во святом крещении, то есть имя преподобного Илариона Великого, память которого Святая Церковь празднует 21 октября[ 6 ]. Однако час воли Божией - взять душу новопостриженного монаха в горние обители - еще не настал. Проболев в Коренной пустыни шесть недель, отец Иларион выздоровел и, укрепившись в силах телесных, опять возвратился в свои пещеры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2352...

Афанасий, затворник. Еразм. Лука, эконом. Агапит, врач безмездный. Феофил и Иоанн, во единой раке почивающие. Нектарий. Григорий, иконописец. Кукша. Алексий, затворник. Савва. Сергий, послушливый. Святитель Меркурий, епископ Смоленский. Пимен, многоболезненный. Нестор, летописец. Евстратий, преподобномученик. Елладий, затворник. Иеремия, прозорливый. Моисей Угрин, преподобномученик. Иоанн, многострадальный. Марк, гробокопатель. Никола святоша, князь Черниговский. Григорий, чудотворец. Онисим, затворник. Матфей, прозорливый. Исаия, чудотворец. Авраамий, трудолюбивый. Нифонт, епископ Новгородский. Силивестра. Пимен, постник. Онуфрий, молчаливый. Анатолий. Алипий,иконописец. Сисой, затворник. Феофил, затворник. Арефа, затворник. Спиридон, просфорник. Онисифор, исповедник. Симон, епископ Суздальский. Никон, игумен. Феофан, постник. Макарий, преп. Анастасий, диакон. Святые дванадесять мастеров зодчие церкви Печерския. Авраамий, затворник. Исаакий, затворник. Илия Муромец. Иоанн, младенец. Никон, сухой. Ефрем, епископ Переяславский. Тит, иеромонах. Евфросиния, княжна Полоцкая. Иулиания, княжна Ольшанская, и св. мироточивые главы числом тридесять, почивающие в Дальних пещерах, и будите нам помощники в жизни сей, во исходе души и будущем веце. Память их 23 сентября. Молите Бога о нас преподобний отцы Киево-Печерские, почивающие в Дальних пещерах. Моисей, чудотворец. Лаврентий, затворник. Иларион, схимник. Пафнутий, затворник. Мартирий, диакон. Феодор, князь Острожский. Афанасий, затворник. Дионисий, затворник. Феофил, епископ Новгородский. Зинон, постник. Григорий, чудотворец. Ипатий, врач и целебник. Лукиан, священномученик. Иосиф, многоболезненный. Павел, послушливый. Сисой, схимник. Нестор, некнижный. Памва, затворник. Феодор, молчаливый. Софроний, затворник. Панкратий иеромонах, затворник. Анатолий, затворник. Аммон, затворник. Мардарий, затворник. Пиор, затворник. Мартирий, затворник. Руф, затворник: в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Вениамин: по выходе из церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Преподобный священномученик Лукьян, пострадавший в 1243 г. Далее преподобный Лаврентий, он пожелал подвизаться в затворе, святые отцы отговаривали его, и он ушёл к св. Димитрию в монастырь Изяславов, где и затворился, «и за крепкое житие его Господь дал ему благодать исцеления». Преподобный: Пафнутий, всегда помнивший о смертном часе, – диакон Мартирий, отличавшийся особенной силой молитвы, – схимник Иларион, Федор, князь Острожский, борец за православную веру. Затвор преподобного Дионисия, бывшего блюстителя Дальних пещер. Сохранилось предание, что во время пасхальной заутрени, полный радости душевной, Дионисий обратился к угодникам: «Святые отцы н братия! Христос воскресе!» Преподобные ответили ему: «Воистину воскресе!» После этого Дионисий удалился в пещеры и закончил жизнь в затворе. Преподобный Афанасий, тоже затворник. Отличался он благочестивой жизнью и крайней бедностью; когда, умер, тело его не было вовремя погребено, и когда на другой день пришли, то застали Афанасия ожившим и в слезах. Он дал братии короткое наставление молиться, каятся и повиноваться игумену, – ушёл в пещеру, затворился и 12 лет жил там, лишь пред кончиной созвал братию и снова повторил ей своё наставление. Преподобный Феофил, епископ новгородский, живший во время царя Uoahha III ; после заточения в Чудовом монастыре, он оставил мир, удалился в Киев и провёл в Печерском монастыре остальную часть жизни. Преподобные – постники Григорий и Зинон, из коих первый питался несваренным зельем. Преподобные: Ипатий целебник, служивший больным, – Моисей чудотворец, носивший на себе крест и пояс из железа, – Иосиф болезненный, переселившийся в Печерскую обитель и получивший исцеление от болезни, – Павел послушливый, служивший для братии образцом постоянного труда, враг праздности, – Сисой схимник, усердной молитвой побеждавший страсти и злых духов, – Леонтий и Геронтий, канонархи Печерские. Преподобный Нестор «некнижный»; прозванный так в отличие от мудрого и книжного летописца Нестора, мощи коего почивают в Ближних пещерах. Преподобные затворники: Феодор молчальник, – Памво, чудесно спасённый из плена, – Софроний, ежедневно читавший псалтирь, – Панкратий, молитвами исцелявший больных, – Анатолий, Мардарий, Аммон, Пиор, Мартирий, Руф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме перечисленных святых, среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 28 сентября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9, тропарь 4), о котором иеромонах Афанасий Кальпофийский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей преподобного Илии Муромца; преподобный Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 7, тропарь 3). В «Описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского» 1638 года указывались еще святые, чьи мощи почивали открыто: преподобный Иероним, Затворник и чудотворец, преподобный Меладий, святой старец и чудотворец, преподобный Пергий, святой старец, преподобный Павел, инок чудесно-послушливый. В древних рукописных святцах сохранились имена иереев: преподобного Мелетия, преподобного Серапиона, преподобного Филарета, преподобного Петра (Tetaturgirna, р. 16–28). В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года были найдены надписи XI века на сводах: «Господи, помози рабу Своему Феодосию и Феофилови, аминь, многа лета»; «Иванов гроб пещерника – Иван грешный се де жил и есть»; на дубовой дощечке: «Иван пещерник». Так открылись новые имена печерских отцов: Феофил, Феодосии и Иоанн. Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах, празднует угодников Божиих, подвизавшихся, в основном, в XIII–XV веках. Помимо общей памяти 28 августа, каждый преподобный имеет свою память (в скобках приводится дата кончины и основной памяти): преподобный Феодосии Великоименитый (†1074; память 3 мая, 14 августа и 2 сентября), преподобный Моисей чудотворец (XIII–XIV; память 28 июля), преподобный Лаврентий Затворник (XIII–XIV; память 20 января), преподобный Иларион схимник (†1066; память 21 октября), преподобный Пафнутий Затворник (XIII; память 15 февраля), преподобный Мартирий диакон (XIV; память 25 октября), преподобный Феодор, князь Острожский (†ок. 1483; память 11 августа), преподобный Афанасий Затворник (XIII; память 2 декабря), преподобный Дионисий иеромонах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010