После этого видения Петр стал удаляться от людей. Он уходил в ближайший лес и там проникался любовью к безмолвию, богомыслию и молитве. Вспоминал он: «Однажды я, утомившись, лег под деревом и задремал. Очнувшись, вижу стоящего предо мною благообразного старца-монаха, который сказал мне: «Странен монах и земен мертвец», – и удалился в чащу дерев. Я побежал за ним, но не мог отыскать его, образ же монаха и слова его остались навсегда в душе моей. С той поры родилась у меня мысль о монашестве. Впоследствии, размышляя о значении сих таинственных слов, я истолковал их себе так: что монах должен быть странным, то есть чуждым пришельцем везде, и мертвецом на земле». Старший брат его Василий ушел в монастырь, и на Петра легла обязанность быть опорой семьи. Высокая рассудительность юного Петра, соединенная с кротостью и тихим нравом, приобрела ему любовь всех знавших. Высоко было значение его мнения в семье. Брат его решил было покинуть обитель и жениться, побуждаемый к тому родителями. До окончательного решения он пожелал выслушать мнение младшего брата. «А я, – вспоминал впоследствии старец, – лежа на печи, отвечал ему: обещался ты, брат, служить Богу, а теперь хочешь служить сатане: так мне с тобою нет части; я тебя и знать не хочу!» – «Ну, коли так говорит Петруша, – сказали родители,– то об этом и думать нечего; нет тут Божия благословения!» Василий вернулся в монастырь и скончался в 1855 г. на покое в Киеве игуменом Венедиктом. Самого Петра влек к себе неудержимо узкий путь. В 1814 г. он совершил паломничество в Киево-Печерскую Лавру, где, по Божию произволению, сразу попал в келлию иеромонаха Антония, управлявшего тогда типографией, впоследствии же ставшего наместником Лавры, а потом известным архиепископом Воронежским. Любовь , оказанная ему им, и то молитвенное чувство, которое вызвала у него древняя обитель, утвердили Петра в стремлении к принятию пострига и служению Богу именно здесь. В то время живы были великие старцы прозорливцы: Вассиан слепой и Михаил схимник. Первого, скончавшегося в 1827 г. в 82-летнем возрасте, посещал в полночь Император Александр I Благословенный, и узнан был им, не будучи предупрежденным о Высоком госте. Прибывши в Лавру, Петр пожелал принять благословение старца Михаила (скончался в 1815 г., на 93-м году жизни). «Прихожу к дверям его келлии, – сказывал он, – стучусь в них, и Михаил, вышедши, прямо назвал меня по имени, спросив: «Что ты, Петре, пришел?» – и благословил желание мое остаться на послушании».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

«О сестре, — думалось мне, — правда не следует прилагать заботы — ее Господь пропитает и управит к вечному спасению, — но о своей душе я должен пещись и подыскивать ей место, где бы ей всего удобнее было управить себя в Царство Небесное. Что выше для этого и удобнее может быть прославленного царства иноков, Святой Горы Афонской, этого великого жребия на земле Самой Царицы Небесной?» И душа моя, непрестанно волнуемая этим помыслом, неудержимо устремлялась к этому земному монашескому раю… Прошло уже 4 года со дня моего водворения в Свято-Троицком монастыре. Наш монастырь посетил один Афонский схимник, оказавшийся моим земляком по Воронежской губернии. Узнав о моем стремлении быть на Афоне, он предложил мне отправиться туда с ним вместе, обещаясь провести меня туда без заграничного паспорта. Жаль мне было оставлять сироту-сестру, жаль было оскорбить и старца моего о. Иону, но стремление уйти на Афон было столь сильно, что никакие препятствия были уже не в силах побороть его. Но прежде чем принять окончательное и бесповоротное решение, я пошел со схимником помолиться в Киево-Печерскую Лавру с тем, чтобы на следующий день, если Богу угодно, пораньше утром бежать из своей обители навсегда. Тяжело и скорбно было у меня на душе, когда я вернулся из Лавры, слезы ручьями текли из глаз. Почти всю ночь проплакал я, с горькими слезами прося Матерь Божию разрешить мое недоумение: бежать мне на Афон или же оставаться в Троицком монастыре? В этой мучительной борьбе я заснул. Во сне увидел я себя молящимся в Троицком монастыре пред чудотворной иконой, именуемой «Троеручица». И вот, когда я молился, послышался вдруг большой шум в левой стороне храма. Я оглянулся и увидел Матерь Божию, приближающуюся ко мне в архиерейской мантии, с венцом на главе, с архиерейским жезлом в руке. Окружена была Царица Небесная бесчисленным множеством святых дев неописанной красоты. Все они были облечены в монашеское одеяние. Приблизившись ко мне, Пресвятая Дева грозно ударила жезлом о помост и сказала: — Что ты так дерзко призываешь Меня? Я припал к Ее пречистым стопам, облобызал Ее десницу и сказал: — Матушка, Царица Небесная, ищу Старца! Пресвятая Владычица рекла: — Мой Сын приемлет тебя в ученики.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Гробница преподобной матери Вассы Псково-Печерской со следами огненногоопаления, чудесным образом защитившего святые мощи от разбойнического вскрытия в 1917 году Святые мощи преподобного Ионы Псково-Печерского. 2003 год Святые мощи преподобного Марка пустынножителя Псково-Печерского. 2003 год Святые мощи преподобного Лазаря прозорливого Псково-Печерского. 2003 год Псково-Печерский схимник молится у мощей преподобного Лазаря Псково-Печерского. 1968 год Мемориальная доска у входа в Богомзданные пещеры на месте погребения Ивана Тихоновича Назимова — воеводы Петра I В Богомзданных пещерах У Старого и Нового Братских кладбищ В Богомзданных пещерах в древности было явление Божией Матери одному юноше во время осады обители непри-ятелем. Пресвятая Богородица сказала: «Я не оставлю места сего»… Действительно, Божия Матерь выполняет Своё обещание по сей день… В Богом зданных пещерах погребены более десяти тысяч человек. Среди них: монахи, воины, благотворители монастыря… В пещерах постоянная температура примерно +70 — +100С и постоянная влажность воздуха… В Старом Братском кладбище весной в 1944 году укрывал-ся фронтовой разведчик Сергей Яковлевич Новиков с группой воинов. Хлеб и воду для разведчиков приносил старец Симеон, ныне прославленный в лике святых. Над нами примерно 15 метров грунта. Наверху — монастырский сад… У Старого Братского кладбища в Богомзданных пещерах Псково-Печерского монастыря. 22 апреля 2011 года У Нового Братского кладбища (послепетровский период). 11 ноября 2011 года Освящение нового Престола в храме Воскресения Словущего в Богомзданных пещерах. 20 октября 2009 года У панихидного столика Здесь совершается молитва о усопших, которая называется Панихида… После кончины душа человеческая проходит «мытарства», то есть некий частный суд, где перед душой предстаёт вся жизнь: добрые дела и злые… Молитва Церкви, в том числе и Панихида, милостыня оусопших помогают душе пройти мытарства и получить упокоение… На сем месте погребены: архимандрит Мефодий (Холмский), Митрополит Вениамин (Федченков) , Архиепископ Владимир (Кобец), убиенный схиепископМакарий (Васильев), Валаамские старцы, Архимандрит Серафим (Розенберг), старец Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) .

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

«Для того, чтобы приобщится к Духовному знанию, недостаточно читать творения снятых Отцов: нужно на опыте познать то, о чем они писали. А опыт богопознания недоступен человеку без непосредственного воздействия Бога на ум. Тайны Божии познаются не благодаря чернилам и словам, но только если они посеяны Им в сердце через чудные прозрения о величии Его, воскипающие в глубинах чистого ума». И Господь, как узнаем мы из дальнейшего повествования, дал Пафнутию познать эти тайны. 31 января 1826 года духовный отец Пафнутия по монашеству архимандрит Антоний (Смирницкий) был хиротонисан в епископа Воронежского и Черкасского. На первую утреню после этого он явился в Лавру со своим прежним смирением в простой иноческой мантии и, по обычаю, приложился вместе со всеми к праздничной иконе, как бывало прежде. И Лишь после Этого, обратившись, осенил обеими руками предстоящих уже как Владыка – к удивлению многих, еще не знавших о его поставлении во епископа. У архимандрита Антония было отсутствие всякого тщеславия и он всегда был примером для всей лаврской братии и конечно для Пафнутия. Вскоре епископ Антоний уехал в свою епархию в Воронеж, но духовная связь между ними сохранится до кончины владыки Антония. 5 апреля 1827 года ушел из жизни последний схимник Киево-Печерского монастыря – иеросхимонах Вассиан (Балашевич). Киево-Печерская Лавра осиротела, не стало в ней двух великих старцев и, конечно, «осиротел» Пафнутий. С принятием иночества отношение Пафнутия к себе и своей жизни стало еще более строгим. «Монашеская жизнь, является невидимым мученичеством ради получения венца святости». Она есть «взятие креста» и потому несовместима с исканием покоя: «Путь Божий есть ежедневный крест. Никто не восходил на небо, живя прохладно». Взятие креста означает соучастие в деле Христовом: «Ты подвижник и подражатель страданиям Христовым, подвизайся сам в себе, чтобы сподобиться тебе вкусить славу Христа. Ибо, если со Христом страдаем, то с Ним и прославимся»... «Путь восхождения к Богу бывает различным для каждого монаха, однако отправная точка для всех одна: это аскетическое трудничество, включающее в себя молитву и воздержание " " 41 . Пафнутий всегда помнил об этом и так жил.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Мальчик сейчас уже в одном из последних классов десятилетки; можно надеяться, что окончит школу отличником. Большую благодарность приносит эта женщина святой обители Печерской и ее, уже почившему, великому старцу, совершившему благодатию Божией это евангельское чудо. Каким благодарным чувством искренней признательности старцу и каким благоговением перед его памятью исполнены все эти рассказы самых разных людей – образованных и малограмотных, старых и молодых, мудрых и простецов! Многие любили отца Симеона, ибо он опекал юродивого и питал нищего, помогал советами собратьям-инокам и скорбел о «неверах»; он находил особо убедительные слова о вере и истинном смысле христианской жизни, которые были понятны и крестьянину, и профессору. Все чувствовали и испытывали на себе великую силу его провидческой мудрости и такой человечной любви. Об этом пишет в своих воспоминаниях некая «Серафима из г. Ленинграда», вероятно, нередко посещавшая старца. Она привезла как-то раз к отцу Симеону свою подругу – весьма «ученую даму», которая совершенно не ожидала, что «древний» схимник «из простых» окажется и столь замечательным собеседником, и столь мудрым духовным наставником. «И добрый, и умный, и великий...» (рассказ рабы Божией Серафимы из г. Ленинграда) «Незадолго до смерти батюшки я приехала к нему с одной своей знакомой (она профессор). Я пошла в келью к батюшке, а та осталась в передней с матерью Александрой. Прежде всего, она задала такой вопрос матушке Александре: Ученый ли батюшка отец Симеон?” Та ответила: Нет!” – Тогда мне у него нечего делать... А есть ли у вас здесь ученые монахи?” Мать Александра ответила: Есть” – и послала ее к отцу Серафиму. Через несколько минут она вернулась и сказала: Ничего он мне не сказал и захлопнул передо мною дверь”. Мать Александра утешила ее, сказав, что в монастыре есть еще ученые монахи и что она разрешит все свои вопросы, но все-таки ей нужно зайти к батюшке на благословение из уважения к его сану. Так эта дама и сделала. Она вошла и долго не выходила от батюшки. Уже собралась большая очередь; все стали роптать, что она долго разговаривает. Наконец она вышла из келлии и стала благодарить матушку Александру и батюшку, перечисляя при этом все его достоинства: и добрый он, и умный, и великий, духовный, благородный, красивый, прозорливый, и еще много, много разных похвал ему произносила. Провела она в обители три дня и все эти дни пребывала у ног батюшки. Уехала из монастыря обновленная и благодарная Богу, пославшему ей такого духовного старца и наставника.

http://pravoslavie.ru/120241.html

12 октября) и Шуйская (2 ноября). В 10-ю пятницу по Пасхе: Ченстоховская в селе Каташине (6 марта), Бежевская (11 апреля), Пражевская (29 июня), Балыкинская (30 июня), Домницкая (8 сентября), Дубовичская (13 сентября), Трубчевская (см. под 3 октября) и Дехтяровская, именующаяся так по месту своего пребывания в селе Дехтяровке Новгород-Северского уезда Черниговской губернии. Сия икона явилась в 1392 году; Богородица изображена на ней обнимающей обеими руками шею Богомладенца. В тот же день празднуется икона Богоматери Борщаговская, находящаяся в селе Братской Борщаговке, в 10 верстах от Киева, и икона Мельнинская, которая имеет пребывание в селе Мельня Конотопского уезда Черниговской губернии. Июнь 2 июня Груздовская икона Сведений о месте и времени явления сей иконы нет; находится она в селе Груздове (отсюда ее наименование Груздовская) Олончанского уезда Виленской губернии. Киево-Братская икона См. сведения о ней под 6 сентября. Кипрская икона Сведения о ней читай под 20 апреля. 3 июня Югская икона Сия икона находится в Югской Дорофеевой пустыни, в Троицком храме ее, по левую сторону царских врат в иконостасе. Она покрыта драгоценной из жемчуга ризой, осыпанной бриллиантами и драгоценными камнями. О месте и времени явления ее известно следующее. В 1616 году, в начале царствования Михаила Феодоровича Романова, на Россию сделали нападение шведы. Разоряя все попадавшееся им на пути, они дошли до Пскова и стали опустошать его окрестности, грабить дома, жечь церкви и монастыри. В это время в Печерской обители, расположенной близ Пскова, жил и подвизался один благочестивый схимник Дорофей. Когда этому Печерскому монастырю стала угрожать опасность со стороны шведов, Дорофей решил оставить его и возвратиться на родину свою, в село Никульское близ города Мологи. Приняв такое решение, он пришел однажды в монастырскую церковь и стал молиться перед Печерским образом Богоматери. Вдруг он услышал от иконы голос, который повелевал ему идти на определенное место и взять там образ Богоматери Одигитрии, чтобы отнести его на свою родину; при этом голос добавлял, что если он исполнит все это, то Господь дарует ему спокойное житие на родине.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Святые посетить места влил мысль ему. Он вдохновениям Божественным внимая, Чрез двадцать с лишком лет ходя во край из края, На суше и морях зла много претерпел, И всё то замечал подробно, что ни зрел. За свято имут что и Римляне, и Греки, Чем древни славились и нынешние веки, Церквей, монастырей и градов красоту, Удолий глубину, гор знатных высоту, Ступанием своим и пядию измерил, И чрез перо своё отечество уверил, О маловедомых в подсолнечной вещах, И по бесчисленных, окончив жизнь, трудах, Оставил бренные составы здесь телесны. А дух его прешел в селения небесны. Читатель, ты его слезами прах почти, И труд путей его с вниманием прочти.» XII. Пустыни Китаева и Голосеевская За неделю до праздника Успения Богоматери, которое так светло торжествуется в Киеве, в древнейшей из обителей нашего отечества, переселился я для говения в Лавру, и милостиво был принят под её гостеприимный кров. Владыка велел мне отвести прекрасные кельи, в нижнем жилье своего дома, обращённые окнами в сад; при первом шаге из них я уже мог опять наслаждаться благословенною природою Киева, и тенью роскошных дерев, обременённых плодами, и очаровательным видом на мой любимый Днепр, с которым так сроднился во время пребывания в Киеве. Из сего сада мог я спускаться кратчайшею стезёю и в ближние пещеры для ранней литургии; а в крестовой церкви Владыки, ежедневно служил обедню схимник, духовник его, умиротворитель сердечный посещающих святые места Печерские, где он посвятил себя, в тесной келье, на служение Богу, с совершенным отречением от всего мирского. – На следующее утро я был свидетелем, в ближних пещерах, в церкви преподобного Антония, пострижения иноческого, которое совершал сам митрополит, в качестве его преемника. Никогда не казались мне более трогательными священные обеты отречения от мира, как во глубине сего подземелья, при тусклом свете лампад, над гробом отца иночествующих русских, воспринимавшего новое чадо духовное в своё смиренное общество. – Невыразимо горько и сладко оглашалась, под мрачными сводами, тихая покаянная песнь братий, из кельи вводивших в пещерную церковь , под своими мантиями, нового собрата: «объятия отча отверсти ми потщися: блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе! – ныне обнищавшее мое да не презриши сердце, Тебе бо, Господи, умилением зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

но в лавре Сергиевой уже нет и следов его кельи: указывают одно лишь место ее, великолепно украшенное. А здесь, здесь все еще дышит простотой времен Феодосия: посмотри, это собственные стены его кельи; нельзя было изменить их, они ископаны им в земле! – Это его, его ложе; на этом помосте он молился, здесь он плакал, и этот праг точно истерт ногами святых. Скажи ему, что же медлит посетить нас? – Здесь утолилась бы его благочестивая жажда! здесь, вместе с сладкою памятью уже усопших во Христе преподобных, обретет он и искреннюю любовь еще живой своей собратии ». Глубоко тронутый, молча, следовал я за Владыкою из кельи преподобного Феодосия вдоль тесного перехода, идущего кругом его церкви. Несколько праздных углублений, изготовленных для св. мощей, видны были по сторонам в стенах пещерных. «Места есть еще, но по грехам нашим ныне уже не кем их исполнить, сказал со вздохом Владыка, проходя мимо, и этот отрок нас обличает!» Он указал на мощи Геронтия, другого канонарха Печерского. – Захарий постник, схимник Силуан, Агафон чудотворец и Игнатий, архимандрит Печерский, почивают еще в том же переходе, на конце коего достигли мы до бывшего гроба преподобного Феодосия против входа в церковь Рождества Христова. – Гроб сей устроен в углублении, совершенно по образцу Антониева: лик преподобного изображен на доске, и богатое паникадило освещает по сторонам три иконы: Богоматери и святых основателей лавры в серебряных ризах. – В темноте подземелья, в полусвете лампады невольно вспомнил я над гробом преподобного живой и пространный рассказ Нестора летописца об открытии святых мощей Феодосия, восемнадцать лет после его блаженной кончины. «Истинно и верно расскажу вам, говорит Нестор, ибо не от других о том слышал, но сам был начальник делу сему. Пришел ко мне игумен (Иоанн) и сказал: пойдем чадо к преподобному Феодосию, и мы пришли в пещеру тайно от всех: рассмотрев же место, назнаменовали, где раскопать, и удалились. Тогда игумен сказал мне: возьми с собою, кого хочешь, чтобы помог тебе, но кроме тех никому не говори, чтобы никто из братии не узнал, доколе не вынесем св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

С тех уже пор она постоянно отчаянно была больна; одно утешение и отраду имела в том, что Господь привел ей доехать до Киева; часто приобщалась Божественных Таин Христовых и с восторгом смотрела беспрестанно из окошка нашей квартиры на Великую церковь . В Киево-Печерской лавре не позволялось монашествующим исправлять каковые-либо требы, для этого устроена приходская церковь . Но, по благословению Его Высокопреосвященства, лаврский иеромонах Логгин, духовник Олимпиады Васильевны, сподоблял ее сам причащения Св. Таин, а также соборование, вынос тела по кончине ее и самое отпевание производились лаврским духовенством. Отпевание было монашеское; равно, и погребение тела ее на дальних пещерах произошло не без особенного Промысла Божия. Никого из умерших женского пола не хоронят в Лавре, даже самих братий скончавшихся отвозят в Китаевскую пустынь, в 7 верстах от Лавры. При жизни еще Олимпиады Васильевны в Киеве скончалась одна богатая купчиха, приехавшая на поклонение св. мощам, и на вопрос нашей матушки: где ее положили? сказали, что повезли ее в пустынь. Матушка заплакала и сказала: «нет уже мне надежды быть погребенной в Киеве: я бедная, а она была богатая купчиха, и тоже желалось ей быть в Лавре положенною, но не сподобилась этого». Едва-едва г-жа Аракчеева могла уверить Олимпиаду Васильевну, что будет стараться о погребении ее в Лавре. Но, однако, после нам говорила: «я только утешаю матушку, а этого быть не может, – в Лавре обычая нет погребать лиц женского пола». Архимандрит, наместник Лавры, тотчас по кончине матушки, отправился к митрополиту, чтобы доложить Его Высокопреосвященству, что настоятельница Алексеевская скончалась. Митрополит сам благоволил спросить: где сестры желают ее положить? Наместник отвечал: «они желают положить хотя бы возле схимника». Преосвященный возразил: «нет это не место, схимник почивает на самой дороге, положите ее на дальних пещерах близ церкви». Наместник, удивленный такою Архипастырскою милостью, уже более ничего не мог ему сказать, боясь, как бы Владыка не переменил своего назначения. Получив такое неожиданное благословение, он возвратился к нам; мы выбежали к нему на встречу (он, царствие ему небесное! милостив и отечески снисходителен был к нам, сирым, во все наше пребывание в Лавре). Первое его слово было: «сестры! видно угодила Господу мать ваша; вон, какую милость Владыка оказал, вот где положить ее сам назначил!» Представьте же наше нежданное удовольствие! Мы вне себя были при всей нашей печали. Над телом ее читалось Св. Евангелие попеременно священниками, и в руки ее дан был св. крест кипарисный, по киевскому обыкновению. Она, поистине, была крестоносица!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Смирение было господствующим качеством его души. Оно проявлялось во всем: и во внешнем виде, и во внутренних поступках. Даже схиму старец носил тайно; не только в документах, которые он подписывал по делам обители, но и в своем послужном списке никогда не указывал, что он схимник. Смирением всех он покорял, даже тех, кто был недоволен, замечания делал с кротостью, но в случае необходимости своим кротким словом мог и сам смирить людей, много о себе думавших; этим он оказывал ближнему духовное милосердие. В келлии его на письменном столе всегда лежала записка с изречением одного из Киево-Печерских подвижников. «Аще ты постник еси и без сна пребываеши, но обой укоризны не перенес, то не узришь спасения. Укоризну пейте, как воду» 1569 . Но особой отличительной чертой духовности о. Серафима было его миротворчество. Этот дар начал проявляться еще в молодые годы отца настоятеля, но теперь он раскрылся во всей полноте. Внутренний мир, мир Христов, который царил в его смиренномудрой душе, нес о. Серафим всем окружающим и объединял миром и любовью самых разных людей. Мир – это духовное сокровище, которое Христос принес на землю, примирив Своей крестной Жертвой человека с Богом. Посланный с неба мир является благодатной силой, которая приводит к гармонии все человеческие души. Именно этот дар – мир Христов – через отца Серафима распространял свое спасительное действие на всю братию и богомольцев. Недаром во все время настоятельства отца Серафима жизнь обители была наполнена миром духовным и тишиной. Это отмечали не только братия, но и многочисленные паломники, приезжавшие в Глинскую пустынь. Примером всей своей жизни отец Серафим учил, что мир Христов находится очень близко, его можно обрести через веру, добродетельную жизнь и Православную Церковь . Когда на богослужении отец Серафим произносил краткие, но благодатные слова «Мир всем», то, проникая в души молящихся, эти слова способствовали не только их духовному возрождению, но они вливали в сердца последователей Христовых благодатный огонь любви, который в свою очередь через его носителей изливался на всех их близких и родных. Людям

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010