Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Apkaдuй Болдинский, Дорогобужский (?), прп. Описания иконы Аркадий Болдинский, Дорогобужский (?), прп. - житие Изучив различные материалы, я пришел к выводу, что либо было двое разных учеников Герасима Болдинского, под именем Аркадий, либо существует существенная путаница в житиях. Упоминаются имена " Аркадий Дорогобужский " , " Аркадий Болдинский " , " Аркадий Вязниковский " (не путать с Аркадием Вяземским и Новоторжским, 1077). Вся информация требует тщательной проверки и дается здесь неофициально. --- Существует неофициальный, но интересный хронологический указатель православных святых Смоленщины, где отдельно выделены два Аркадия. век - Аркадий Болдинский, Вяземский и Вязниковский, монах, преподобный XVI век - Аркадий Дорогобужский, монах, преподобный --- Существовало даже мнение, что Аркадия Дорогобужского вообще не существовало. Рассматривая достоверность сведений об Аркадиях, перечисленных в «Тверском патерике», архимандрит Димитрий однозначно определяет, что Аркадий Вязниковский (г. Вязники Владимир[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Троицкий Болдин монастырь. Фреска «Собор святых» во Введенской церкви. Фрагмент. Преподобные Аркадий (слева) и Герасим (справа) Болдинские. Файл 12748.jpg:   Размер: 1580x3587, 5.67 MPix, 391 Kb. Дата: 2011-06-11, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (137) , (0) .

http://pravicon.com/icon-3240

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Калининграде освящен памятник преподобному Герасиму Болдинскому 24.07.2012 20 июля 2012 года, в день обретения мощей прп. Герасима Болдинского , в храме во имя преподобного Герасима в Калининграде впервые отметили престольный праздник — день обретение мощей прп. Герасима Болдинского (2001). В этот день во дворе храма был освящен памятник преподобному Герасиму. Божественную литургию совершили секретарь Калининградской епархии протоиерей Марьян Позунь, настоятель храма протоиерей Евгений Валяшкин, клирики епархии. По окончании богослужения духовенство и богомольцы проследовали к памятнику крестным ходом. Протоиерей Марьян Позунь совершил чин освящения, после чего обратился с проповедью к прихожанам, в которой в частности отметил, что святой Герасим Болдинский подавал и подает пример христианской жизни в любых обстоятельствах и своим подвигом напоминает нам о необходимости непрестанно учиться молитве — собеседованию с Богом. «Ибо через это общение, жизнь по Евангельским заповедям Спасителя и святые Таинства нам дарована возможность примирения с Богом, с собой и окружающими людьми, то есть возможность единения со Христом и наследования вечной жизни», — сказал отец Марьян. Он также поблагодарил настоятеля храма протоиерея Евгения Валяшкина за понесенные труды по установке памятника, который является работой известного белорусского скульптора И. Чумакова. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 24.07.2012 22:46:01

http://drevo-info.ru/news/13460.html

(в Зубцовском уезде), в Вологодской и в других губерниях; но особенно пустынножительство в те времена усилилось в лесах Брянских, Жиздринских и Рославльских, покрывающих северозападный угол Орловской губернии, западную часть калужской и юговосточную Смоленской губернии. Здесь еще в начале 16 столетия подвизался Преп. Герасим Болдинский: он сначала поселился в Дорогобужском округе, в диком лесном месте, где кроме змей и диких звере никого не было, и по временам только скрывались разбойники; а потом на реке Жиздре в пустынном лесу основал Введенскую обитель 72 . В начале 18 в., с 1717 г. по 1721 г., в дремучих Брянских лесах проходил уединенное жительство инок Серапион, в 1721 г. назначенный строителем новооснованной Белобережской пустыни 73 , в которой и скончался 15 ноября 1741 г., приняв перед кончиной великую схиму с именем Симеона. Между тем пустынножительство не прерывалось и около обителей, расположенных в Орловских лесах. В жизнеописании Феодора Санаксарского повествуется, что, когда он пришел в Площанскую пустынь (это было в 1747 г.), настоятель назначил ему иметь пребывание близ обители в лесу, где были келлии, построенные прежде жившими там, Бога ради, пустынниками 74 . Об этих Площанских пустынниках не сохранилось сведений. В «Описании Богородицкой Площанской пустыни» (С.П.Б. 1855. Стр. 4.) упоминается только пустынножитель монах Ефрем. Скончавшийся около 1757 г. В тридцатых годах 18 в. Площанский иеромонах Иосаф удалился в Брянские леса и жил там несколько лет в безмолвном уединении. Возвратившись в свою обитель по просьбе Площанского настоятеля. О. Тихона, О. Иоасаф в 1741 г. сделался его преемником; но только 6 лет управлял обителью, а в 1746 г. опять удалился в любимые им Брянские леса, где и прожил около двадцати лет. И с этого-то времени пустынножительство в Брянских и смежных с ними Рославльских и Жиздринских лесах не прерывалось уже, как мы сказали, до 20-х годов нынешнего столетия. В Брянских уединенных лесах О. Иоасаф не мог вовсе укрыться от людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

78 Пришлось нам слышать, что в конце прошедшего и в начале нынешнего столетия, были пустынники в Тверской губ. (в Зубцовском уезде), в Вологодской и в других губерниях; но особенно пустынножительство в те времена усилилось в лесах Брянских, Жиздринских и Рославльских, покрывающих северо-западный угол Орловской губернии, западную часть Калужской и юго-восточную Смоленской губернии. Здесь еще в начале 16 столетия подвизался Преп. Герасим Болдинский: он сначала поселился в Дорогобужском округе, в диком лесном месте, где кроме змей и диких зверей никого не было, и по временам только скрывались разбойники; а потом на реке Жиздре в пустынном лесу основал Введенскую обитель. 79 В начала 18 в., с 1717 г. по 1721 г., в дремучих Брянских лесах, проходил уединенное жительство инок Серапион, в 1721 г. назначенный строителем новооснованной Белобережской пустыни 80 , в которой и скончался 15 ноября 1741 г., приняв перед кончиной великую схиму с именем Симеона. Между тем, пустынножительство не прерывалось и около обителей, расположенных в Орловских лесах. В жизнеописании Феодора Санаксарского повествуется, что, когда он пришел в Площанскую пустынь (это было в 1747 г.), настоятель назначил ему иметь пребывание близь обители в лесу, где были кельи, построенные прежде жившими там, Бога ради, пустынниками. 81 Об этих Площанских пустынниках не сохранилось сведений. В «Описании Богородицкой Площанской пустыни» (С.ГГ.Б. 1855, стр. 4.) упоминается только пустынножитель монах Ефрем, скончавшийся около 1757 г. В тридцатых годах 18 в., Площанский иеромонах Иоасаф удалился в Брянские леса и жил там несколько лет в безмолвном уединении. Возвратившись в свою обитель по просьбе Площанского настоятеля. О. Тихона, О. Иоасаф в 1741 г. сделался его преемником; но только 6 лет управлял обителью, а в 1746 г. опять удалился в любимые им Брянске леса, где и прожил около двадцати лет. И с этого-то времени пустынножительство в Брянских и смежных с ними Рославльских и Жиздринских лесах не прерывалось уже, как мы сказали, до 20-х годов нынешнего столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Уцелел письменный источник ее, любопытный по происхождению. Перед смертью Герасим призвал к себе болдинских иноков и игуменов других основанных им монастырей и в присутствии их продиктовал известия о своей жизни и последние наставления братии. Эту предсмертную автобиографию или «изустную память» Герасима, переписанную «с подлинного слово в слово» в 1576 г. по приказу соборных старцев и игумена Антония, последний целиком внес в свое творение, дополнив ее рассказами учеников основателя 454 . По труду Антония была потом составлена другая редакция жития, несколько короче и проще изложенная 455 . Казанский митрополит Гермоген, в 1594 г. составивший сказание о местной чудотворной иконе Богоматери, вскоре по обретении мощей Гурия и Варсонофия, в 1596 или 1597 г. описал жизнь этих первых сеятелей христианства в Казани 456 . При литературном искусстве повесть Гермогена скудна известиями; о жизни Гурия и Варсонофия до приезда в Казань автор замечает, что не нашел «от младенства знающих житие их и отечество известно»; но и деятельность их в Казани изображена в общем очерке, хотя автор и поблизости ко времени их жизни и по своему положению в Казани не мог не знать подробностей. Житие Антония Римлянина в сохранившихся списках XVI–XVII в. приписывается Андрею, ученику и преемнику Антониеву по управлению монастырем. В самом житии Андрей не раз называет себя по имени: по его словам, он, священноинок Андрей, принял пострижение в обители Антония, был его послушником и учеником; умирая, Антоний призвал его к себе, сделал его своим духовным отцом в сообщил ему сведения о своей жизни, завещав ему описать ее по смерти. Из другого достоверного источника известно, что Андрей был поставлен игуменом в 1147 и умер 1157. В конце жития читаем, что поручение написать его было повторено Андрею тогдашним епископом Нифонтом (†1156). Но встречаем в житии черты, которые могла занести только позднейшая рука. Было уже замечено другими, что новгородец первой половины XII в., говорят гривенном слитке серебра, на который Антоний нанял рыболовов, не мог написать в пояснение, что в то время у новгородцев не было денег, а лили они серебряные слитки и их употребляли в торговле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

А между тем, все прежнее было приготовлением к тому, что Стенька зимою обдумывал в своем земляном городке. В Москве не оказали полного одобрения распоряжениям Прозоровского. В грамоте от имени царя в Астрахань было замечено, что воеводы не поняли смысла милостивой грамоты, посланной для вручения казакам. Там было сказано, чтоб отпустить казаков с моря на Дон, а не из Астрахани Волгою. «Вы пропустили воровских казаков мимо города Астрахани и поставили их на Болдинском Устье выше города (писано было теперь в Астрахань); вы их не расспрашивали, не привели к вере, не взяли товаров, принадлежащих шаху и купцу, которые они ограбили на бусе, не учинили разделки с шаховым купцом. Не следовало так отпускать воровских казаков из Астрахани; и если они еще не пропущены, то вы должны призвать Стеньку Разину с товарищами в приказную избу, выговорить им вины их против великого государя и привести их к вере в церкви по чиновной книге, чтоб вперед им не воровать, а потом раздать их всех по московским стрелецким приказам и велеть беречь, а воли им не давать, по выдавать на содержание, чтоб они были сыты, и до указу великого государя не пускать их ни вверх, ни вниз; все струги их взять на государев деловой двор, всех пленников и награбленные на бусах товары отдать шахову купцу, а если они не захотят воротить их добровольно, то отнять и неволею». Из этого видно, что правительство давало милостивую грамоту для возвращения на Дон только в том случае, когда казаков нельзя будет поймать в руки, а в противном случае оно хотя и даровало им жизнь и избавляло от казни, но пресекало им средства к возобновлению своего удальства. Если б воеводы не спасли Стеньки Разина заранее, этот удалец, верно, был бы отправлен на стрелецкую службу куда-нибудь далеко от тихого Дона и Волги-матушки. Воеводы, получив такое замечание, отговаривались старыми примерами, что подобная казацкая шайка, под начальством Ивашки Кондырева, состоявшая из двух человек, также была некогда пропущена и поставлена на Болдинском Устье; что их не отдавали за приставы (под стражу) и не приводили к вере; что теперь воеводы требовали несколько раз от Стеньки возвращения пленников и отдачи награбленного на бусах, но не смели отнять у них насильно, потому что, тогда к ним пристали бы многие люди и произошло бы кровопролитие. Воеводы оправдывались еще тем, что так поступили с совета митрополита. 262

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Радуйся, пастырю наш предобрый. Радуйся, учителю наш премудрый. Радуйся, звездо, тверди монашескаго жития светящая. Радуйся, солнце, любовию к Богу хладная сердца наша согревающее. Радуйся, советниче, мысли благи на души наша полагаяй. Радуйся, умирителю, от смущений, междуусобныя вражды и недоумений нас изымаяй. Радуйся, яко с верою прибегающих к тебе прошение исполняеши. Радуйся, яко блистанием чудес, от тебе изливающихся, неверие посрамляеши. Радуйся, яко тобою пленицы грехов, нас связующих, разрешаем. Радуйся, яко тобою сети лукаваго хитросплетенныя проразумеваем и сокрушаем. Радуйся, яко тобою обитель болдинская красуется. Радуйся, яко тобою и все множество посетителей ея духовно утешается. Радуйся, Герасиме, преподобне отче наш. Кондак 12 Благодать великую, святые мощи твои имать Болдинская обитель, точат бо токи исцелений и чудес не токмо во умиление души и сердца своя изливающим пред иконою и ракою твоею, но и далече отстоящим, с верою же призывающим святое имя твое и Богу зовущим: Аллилуиа. Икос 12 Поюще твоя чудеса и в Бозе житие твое, святый Герасиме, недоумеваем, како достойно изрещи сладость благ, ихже вкушаеши на небеси; како подробне исчислити преславная твоя деяния, от нихже множайшия утаена суть от мира и единому Богу доведома; обаче, очима веры зряще тя среди избранных Божиих и назирающею отонуду нас любовию твоею побеждаеми, взываем ти: Радуйся, яко в белых ризах и с победными финицы в руках у престола Вседержителя стоиши. Радуйся, яко зрением лица Божия и всех красот горнего мира присно наслаждаешися. Радуйся, яко в Бозе, аки бы в светлейшем зерцале, всю нашу темность видиши. Радуйся, яко с Богородицею и всеми святыми выну о нас ко Спасу ходатайствуеши. Радуйся, яко со архангелы и ангелы веселишися. Радуйся, яко с преподобными и праведными вечерю брака агнчаго присно торжествуеши. Радуйся, яко по земных подвизех на лоне Авраамлем упокоеваешися. Радуйся, яко и нас, в труде и озлоблении сущих, с небесных высот назираеши. Радуйся, яко от райских источник воды животныя, светлыя аки кристалл, упоеваешися.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Сердце чисто… (Филарет) Священник. Матильды чистый дух тебя зовет. «И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты», — отвечал Пушкин Филарету; Священник произносит слова о Матильде «с подъятой к небесам… рукой». Священник указывает туда, где живая Матильда — как Дженни из песни Мери («А Эдмонда не покинет Дженни даже в небесах»). А в песне Мери сходятся мотивы элегии «Под небом голубым…» («Младая тень уже летала») и рождающегося стихотворения «Для берегов отчизны дальней» («Но жду его; он за тобой»). Восставляется вертикаль, и автору гимна Чуме вновь открывается небо — вместе с глубиной собственного падения: Где я? Святое чадо света! вижу Тебя я там, куда мой падший дух; Не досягнет уже… В остальном же мире: Он сумасшедший, — Он бредит о жене похороненной, — все остается как было. И председатель пира, очнувшийся — надолго ли? — благодаря видению возлюбленной, тоже остается «погружен в глубокую задумчивость» — оставляется Священником на волю Божию — ибо перед открывшимся Священнику страданием человеческая воля бессильна. Цикл, представивший своего рода художественную феноменологию духа падшего человечества, завершается открытым финалом, в который автор вписывает себя наравне со всеми, не ища оправданий и лазеек, записывая все как есть. Болдинскую осень открывает, вместе с «Бесами», элегия «Безумных лет угасшее веселье». Два стихотворения — две темы, заявляемые в начале большого музыкального опуса: как отчаяние и надежда, как улыбка сквозь слезы. «Бесы» — бездна отчаяния, элегия — вершина смирения. У этой вершины есть своя вершина. Всем известная строка, которая написалась не сразу. Я жить хочу, чтоб мыслить и мечтать… Этот вариант — из какой-то другой поэзии: в которой подобных строк хоть отбавляй, но нет «Пророка». В поэзии, где нет «Пророка», может ли быть сказано: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»? Жить, чтоб страдать? В поэзии, где это возможно, — возможна Болдинская осень. В сущности, вся Болдинская осень — вариации на две темы; точнее — на тему отношений между относительным и абсолютным, «здесь» и «там», землею и небом жизни, низкими так называемыми истинами и так называемым возвышающим обманом, «мышьей беготней» жизни и ее «смыслом». В конечном счете — между образом Божьим в человеке и «падшим духом» его; между бытием сотворенным и бытием изуродованным. Неслыханная быстрота, с какой в течение трех месяцев возникает универсум, создается целая великая литера- тура во всех основных жанрах, которой иной культуре хватило бы на столетие, а то и больше, — эта быстрота говорит о верности, универсальности некой общей формулы судеб этого пирующего во время чумы, этого падшего, но еще не покинутого Богом мира — формулы, которая, будучи уловлена, работает уже сама — только успевай записывать, и только хватило бы крови.

http://azbyka.ru/fiction/da-vedayut-poto...

Нынешние трагические события в «Крокусе» тоже свидетельствуют о том, что нас не расс о рить и не рассор и ть. Враги хотели посеять, в том числе межнациональный и межрелигиозный раздор. Но тут же у нас появляется парнишка-гардеробщик по имени Ислам, который героически спасает во время трагедии десятки жизней. И мы понимаем, что демаркационная линия добра и зла проходит не по национальной и религиозной линии – зло и добро, свет и тьма не знают подобных разделений – ни национальных, ни религиозных. Недавно я перечитал статью своего старшего товарища и наставника Геннадия Красникова – поэта, доцента Литературного института. В начале нулевых годов он написал статью под названием «Колера Морбус» (cholera morbus – медицинское наименование холеры.) Красников описывал начало нулевых как социальную и культурную эпидемию, клеймил позором разного рода возбудителей этого страшного заболевания. Многие из них сегодня признаны иностранными агентами. Слава Богу, теперь они покинули страну и от этого мы стали гораздо чище. Возникает явственное осознание того, что за эти 20 лет личными усилиями и государственной волей мы проделали большую работу ради культурного, социального, мировоззренческого очищения. Потому что те, кто прежде, в 90-ые годы, были идеологами и властителями дум – посрамлены. Конечно, еще предстоит большая работа. России необходимы были 20 лет духовного самозаточения, сосредоточения, как Пушкину осенние дни в пору холеры 30-ых годы 19 века. Поэт не смог выехать из Болдино, когда в России началась эпидемия, но его заточение обернулось благодатной «Болдинской осенью», из которой поэт привез целую россыпь литературных шедевров. России важно было уберечься от западной холеры холеры, побыть в своей уединённой «Болдинской осени», чтобы обрести лад с самой собой. И разговор о сбывшейся Русской мечте сегодня, как никогда актуален. Наша Русская мечта была осознана как победа. Победа – это Русская мечта, к которой мы стремимся. Не геополитическая победа, не экономическая победа, а победа света над тьмой. Та победа, которая была начертана на Кресте Спасителя, – НИКА. Греческое слово νικα (лат. транслитерация – nika) означает «побеждает».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/29/my...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010