Вторым «исполином духа», о котором рассказал митрополит Исидор, был преподобный Герасим Болдинский (первая половина XVI в.), выдающийся подвижник и основатель четырех монастырей. Главной из этих обителей стал Свято-Троицкий Болдин монастырь, который в минувшем году отметил 490-летие основания и 30-летие возрождения. Преподобный Герасим, духовный наследник преподобного Сергия Радонежского, первый распространитель почитания Игумена земли Русской, а также ученик и соратник святого Даниила Переславского, является ярким выразителем русского идеала святости. Благодаря таким личностям, подчеркнул владыка Исидор, идеал Святой Руси смог сохраниться в недрах народного сознания и в наступивший позднее период церковных реформ, гонений на монашество, внедрения секулярной культуры. «Духовная сущность и миссия русского иночества, которую Святая Русь стяжала подвигами сонма святых угодников Божиих, до сего дня остается главной духовной силой Православия», — этим утверждением архиерей завершил свое выступление. Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий , председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата , посвятил доклад главному монашескому деланию, о чем свидетельствовало само его название «Монастырь — место молитвы». В согласии с мыслями, прозвучавшими в предыдущих выступлениях, владыка Порфирий подчеркнул: цель жизни в монастыре — это соединение с Богом через молитву. Однако молитва невозможна без послушания духовнику и братии; хорошим монахом не сможет стать человек, не расположенный к смирению и отсечению своей воли. В наше время эти добродетели подвергаются большим испытаниям в силу господствующих в миру жизненных установок. Поэтому очень важно, чтобы настоятель и старшая братия показывали новоначальным пример послушания, любви, доброго отношения друг к другу. Архиерей напомнил в связи с этим, как бережно и терпеливо относился к своим духовным чадам архимандрит Софроний (Сахаров), следуя духу своего старца — преподобного Силуана Афонского. Истинный духовник прежде всего берет на себя труд молитвы за окормляемых им людей, несет тяготы их грехов и ошибок и одновременно стремится взрастить в них видение небесной правды и красоты, которое освобождает человека от «плена миру».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5929186...

Преп. Тихон Луховский (16 июня) поселился среди лесов и болот нынешней Костромской губернии. Немногочисленна была братия, с которой он проходил путь подвижнический, она состояла всего из двух учеников его: Фотия и Герасима. Никаких средств для жизни у них не было и достать было негде, а подаяния они не принимали. Подвижники должны были обрабатывать неплодородную землю. Но у них не было коня. Тогда преподобный, изнуренный постом и телесным недугом, сам впрягался в плуг вместо лошади, а ученики управляли им. Так обрабатывали они свое поле. Так как при каждом монастыре, где велось хозяйство, были огороды, то подвижники не упускали случая поработать и здесь. Огородничеством любили заниматься, например, святые Паисий Покровский, Никодим Кожеозерский, Пафнутий Боровский и др. Тот же преп. Никодим, поселившись невдалеке от Кожеозерского монастыря, по временам ловил рыбу в реке Хозь-Юге. Пойманную рыбу преподобный отсылал обыкновенно в монастырь, так как сам употреблял ее в пищу очень редко. Как было сказано, в монастыри уходили люди из всех классов общества; естественно, что между иноками оказывалось немало лиц, знающих то или цругое ремесло, рукоделие. Живя в обители, а иногда и в отшельничестве, они вместо послушания монастырского продолжали заниматься своим эбычным делом, если оно было полезно монастырю или самому трудящемуся. Преп. Арсений Коневский (12 июня) искусно ковал сосуды из меди. Арсений ушел из Новгорода на Афонскую гору и поселился там в одном из монастырей (XIV в.). Настоятель, узнав, что он умеет ковать сосуды, поручил ему это дело сполна. Арсений исполнял не только всю работу для своего монастыря, но принимал заказы безмездно и из других обителей. С этой целью он в течение трех лет сам обходил все афонские монастыри и в них работал на братию. Трудился он обыкновенно в продолжение целого дня, а большую часть ночи употреблял на молитву. Впоследствии он возвратился на Русь и основал Коневский монастырь на острове Коневце в Ладожском озере. Преп. Галактион Вологодский (24 сентября) и Герасим Болдинский в юности обучены были сапожному ремеслу. Вступив на путь подвижнический отшельником, преп. Галактион этим ремеслом снискивал себе пропитание, употребляя для себя одну треть вырученных за работу денег (две другие части он отдавал в церковь и нищим), а преп. Герасим шил обувь для братии Горицкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Помни всегда, христианин, то время, в которое устроялось сие блаженство наше, в которое Бог явился и жил на земле в образе человеческом, обращался между грешниками и с грешниками ел, пил и беседовал, – то время, в которое претерпел хуление и гонение от злых рабов Своих, – то время, в которое Господь наш, нашего ради спасения, страшные страсти, поругание и крестную смерть претерпел; помни это время и старайся последовать и угождать Искупителю твоему верою, любовью, смирением, кротостью и терпением, дабы тебе вечно царствовать с Ним. (Из кн. «Сокровище дух.» тв. св. Тихона, еп. Воронеж., изд. 4-е. Саб. 1889 г. стр., 56–57). 11. Примеры (заимствованные из истории русского подвижничества) алкавших и жаждавших оправдания через Иисуса Христа Чтобы одержать победу над греховной стороной своей природы подвижники предавались иногда весьма изнурительным телесным трудам, чтобы достигнуть через это праведности, которая приводит к жизни вечной, не ради заслуг своих, а ради участия в страданиях Христовых, ради сораспятия своей плоти со страстьми и похотьми ее. I. Самый обыкновенный вид подвижничества отшельнического составляет пустынножительство. Наши русские пустынножители уходили не в песчаные пустыни, но в непроходимые лесные дебри и болота, на необитаемые острова, туда, куда до них не ступала нога человека. Пустынник селится в хижине или в пещере, иногда даже в дупле дерева «яко вран на нырище», по словам летописца; его мучит жар, холод, голод, дикие звери, а когда проведают, то и злые люди; наконец, он сам изнуряет себя усиленными трудами, постом, бдением и т. п. Так проводит он долгие годы, пока не соберутся к нему последователи и не образуется таким образом обитель, а иногда и умирает он в уединении. В большинстве случаев русские подвижники уходили в пустынные места из монастырей, где они уже успели прославиться своей святой жизнью. Приведем несколько примеров: а) Преп. Герасим Болдинский тринадцать лет провел в Горицком монастыре. О его подвигах знали не только в обители, но и в Москве. Тяготясь славою, он оставил монастырь и поселился в дикой местности Дорогобужского округа, где жили только звери да укрывались разбойники. У ближайшей дороги он повесил на дереве кузов; проходящие клали в него милостыню, которая и была единственным средством пропитания пустынника. Но нередко этой милостыней пользовались и другие. Разбойники часто били его, стараясь прогнать из той местности. По преданию, хижину отшельника и его кузов, впоследствии, охранял ворон, который бил в глаза дурных людей и зверей, подходивших к месту подвигов святого. Позднее преподобный Герасим перешел на Волдину гору. Здесь напали на него местные жители, избили, связали и хотели бросить в озеро, но потом передумали и представили в Дорогобуж к наместнику, который и посадил его в тюрьму. Только прибывший в это время посол из Москвы узнал Герасима и освободил его. Когда подвижник возвратился к себе в уединение, к нему стали собираться ученики, и он построил для них церковь , а потом и монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Преподобный Даниил ещё при жизни прославился чудотворением: по его молитве от тяжкого искушения были избавлены 2 инока, исцелился оборонявший Смоленск воевода боярин И.С. Воронцов, спасся от разбойников священник «великия церкви… града Переславля», по-видимому, автор жития протопоп Андрей. В октябре 1539 года Даниил стал инициатором обретения мощей и канонизации благоверного князя Андрея Смоленского, после изгнания из своего города, жившего в Переславле и похороненного у церкви святителя Николая Чудотворца. Учениками игумена Даниила были уроженцы Переславля-Залесского настоятель Спасо-Преображенского собора Андрей, будущий митрополит Московский и всея Руси Афанасий, основатель нескольких монастырей на Смоленской земле преподобный Герасим Болдинский, который возможно, в игуменство Даниила был казначеем обители — казначей Герасим упоминается в актах Данилова монастыря 1525-1527 годов, и другие. Перед смертью преподобный Даниил просил Иоанна IV назначить новым настоятелем монастыря своего постриженика и ученика старца Илариона. Царь удовлетворил просьбу игумена, выдав Данилову монастырю 17 июня 1539 года жалованную грамоту. Незадолго до кончины святой сделал попытку тайно уйти в место своего пострижения — Пафнутиев монастырь, но был умолен и остался в Переславле. Приняв великую схиму, Даниил скончался 7 апреля 1540 года в возрасте более 80 лет в основанном им монастыре, перед смертью он имел видение 3 «чудных иноков», которые некогда посетили его в Горицком монастыре. Святой был погребён близ Троицкого собора, с северной стороны. Местное почитание преподобного Даниила установилось в Переславле-Залесском сразу после его кончины, у гроба святого служились панихиды. В мае 1545 года великий князь Иоанн IV «поехал по чудотворцем молиться в Переславль», что, вероятно, говорит о почитании как чудотворца уже не только преподобного Никиты Столпника, но и Даниила, возможно также и святого князя Андрея. В 1552 году, при осаде Казани войсками Иоанна IV, духовник царя протопоп Андрей молился преподобному о даровании русскому войску победы и был в сонном видении извещён о том, что его молитва услышана, а также о том, что в будущем он примет иночество.

http://sobory.ru/article/?object=00434

Геннадий Костромской и Любимоградский Герасим Болдинский (Герасим Переславский) Даниил Переславский и матерь его преподобная Феодосия Дионисий Переяславский Димитрий Прилуцкий Дорофей Югский Епифаний Премудрый Игнатий Ломский (Ярославский) Исаакий Ломский (Исаакий Ярославский) Иларион Югский Иринарх Ростовский (Борисоглебский, Затворник) — затворник Борисоглебского монастыря Кассиан Грек (Угличский, Учемский) Киприан Тропский (Киприан Ярославский) Кирилл и Мария — родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл — схимонах Борисоглебский Корнилий Молчальник (Переславский) Леонид Пошехонский Михей Радонежский Моисей Оптинский Никита Столпник (Переяславский) Никодим Кожеезерский Паисий Угличский Петр Ордынский (Петр Ростовский) Пимен — затворник и верижник Ростовский Севастиан Сохотский (Севастиан Пошехонский) Серафим Вырицкий Сергий Радонежский — игумен Сильвестр Обнорский Феодор и Павел Борисоглебские Феодор Санаксарский Феодосий Переславский Преподобномученики Адриан Пошехонский Анастасия — игуменья Угличская и 35 монахинь с нею Анна Рыбинская Арсений — архимандрит угличского Алексеевского монастыря и с ним 60 иноков и более 500 мирян Геннадий — пресвитер Петровский Григорий — пресвитер Мологский Даниил — грехозаруцкий игумен и с ним 30 братий и 200 мучеников, мирян угличских Иерофей — иеромонах Любимский Иосиф — иеромонах Толгский Мардарий Угличский Никандр — иеромонах Толгский Новомученики Архиепископ Серафим (Самойлович) Епископ Вениамин (Воскресенский) Иеромонах Алексий (Задворнов) Иеромонах Григорий (Воробьёв) Иеромонах Иерофей (Глазков) Иеромонах Мардарий (Исаев) Иеромонах Николай (Ащепьев) Монахиня Анна (Благовещенская) Протоиерей Андрей Николаевич Добрынин Протоиерей Владимир Дмитриевич Фарфоровский Протоиерей Евгений Андреевич Елховский Протоиерей Михаил Павлович Белороссов Протоиерей Николай Александрович Розов Протоиерей Николай Иванович Любомудров Протоиерей Пётр Николаевич Богородский Священник Александр Автономович Смирнов Священник Александр Афанасьевич Абиссов

http://pravicon.com/info-3289

Святое тело его прославлено нетлением. Оно покоится ныне в Софийском соборе от­крыто. Там же покоилось оно и при Кальнофойском, который описывал и два чуда, совершившиеся при мощах святителя в 1625 и 1634 году 685 . В том же соборе хранится кипарисный крест святителя 686 . Преставление Преподобного Герасима Болдинского В 1528 году поселился он в Дорогобужском округе в таком диком лесном месте, что кроме змей и диких зверей никого там не было; по вре­менам же скрывались там разбойники, так как не вдали проходила боль­шая дорога, на которой они занимались своим промыслом. Блаженный Герасим поставил себе хижину и в ней стал подвизаться; промышлявшие дурным ремеслом не раз били его, стараясь прогнать его из своего со­седства; пустынник терпел и молился; для пропитания своего у дороги на дереве повесил он кузовок и у проходящих испрашивал подаяние; иногда в его отсутствие кузовком его пользовались другие бедняки; он благодарил Бога. В хижине своей он жил, как птица, без печалей и забот о земле, хранимый и питаемый Господом. Впоследствии явился у него сторож – ворон; если недобрый человек подходил к кузовку и хижи­не, ворон поднимал крик и летая бил крыльями по лицу нежеланного посетителя; то же было с хищным зверем: тому клевал он глаза, пока не заставлял обратиться в бегство. По особенному видению перешел он потом на Болдину гору, где над потоком Болдиным стоял огромный дуб. Отсюда хотели прогнать его поселяне; они били его палками, связали руки и ноги веревками и хотели бросить в озеро, но один сказал: если убьем его, сами будем в ответе пред начальством; представим его к на­местнику в Дорогобуж, вместе с добрым подарком нашим. С этим со­гласились. Наместник, получив хороший подарок, приказал немедленно представить к нему пустынника связанным. Когда был представлен к нему связанный и избитый Герасим, наместник осыпал его ругатель­ствами и велел посадить в тюрьму как бродягу. На все это преподобный не сказал ни слова и только молился в душе своей. Помощь явилась тому, кто просил ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но Даниил († 1540) постригся в Боровском монастыре при Пафнутии и был, следовательно, содругом Иосифа по духовной школе и учителем Герасима Болдинского. «Его богатое фактическим содержанием житие рисует святого с отроческих лет преданным суровой аскезе. Подражая Симеону Столпнику, мальчик стянул свое тело под одеждой веревкой от лодки; родители недоумевали о причине болезни сына, пока не обнаружили «смрад исходящь и плоть гниющу». Другая его черта, тоже навеянная древней аскетической литературой: никто не мог уговорить его мыться в бане. Эту строгость к баням святой проявил впоследствии и в своем монастыре в бытность игуменом. «После двенадцати лет в Боровске, Даниил возвратился в Переяславль и живет здесь в разных монастырях 106 , взяв на себя особое служение – погребение умерших нечаянной смертью. Основав свой собственный монастырь, он показал себя игуменом строгим и очень внимательным к распорядку монастырского быта 107 . Однако аскетическая суровость его юности значительно смягчилась. Монастырь свой он поставил, подобно Иосифу, в тесную зависимость от московских великих князей. Василий III назначает ему в старости преемника и делает его крестным отцом своих сыновей. «Герасим Болдинский (f 1554) постригся 13-ти лет у Преп. Даниила и 20 лет был его благоговейным учеником. Житие в сильных выражениях рисует его аскетические подвиги: его лощение – вкушал пищу через день или через два, – его «благопротяжную молитву», на всю ночь до заутрени, его выносливость к стуже и зною, которыми он обуздывал «буяго и дивияго зверя, плоть свою». Потом, с благословения игумена, он ушел в пустыню, но не в Заволжье, а в Смоленские пределы, где живет в диком лесу, много терпя от бесов и лихих людей. Рассказывается о «кузовце», который преподобный повесил при дороге, чтобы проходящие клали милостыню для неведомого им пустынника, и от которого ворон – кстати, любимая птица Пафнутия Боровского, – отгонял зверей 108 . «Через два года Герасим основал свой монастырь на новом месте, в 15 верстах от Дорогобужа, и, сходя на поклон к Василию III, получил от него богатую милостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этот эпизод рассказан уже по смерти Герасима его учениками и спутниками. Любопытно соединение указаний на кротость Герасима и на его суровость; первое подсказывалось древней традицией, прежде всего примером самого Христа в отношении к личнымъ обидам; согласно тому биограф и говорит вообще о кротости святого; но частные проявления его настроения, не подсказывавшиеся непосредственно этой традицией, проникнуты другим духом, духом суровости, преследующей если не личную обиду, то грех оскорбления иноческого чина. И в дальнейшем повествовании не раз расказываются чудеса карательного характера. Так, царев посланник, недовольный на уход крестьян в ведение Вяземского Герасимова монастыря 376 , приказывает воеводе брать с них подати и бьет их, не взирая на просьбы Герасима, пока его не поражает нечистый дух, к общему ужасу; преподобный изгоняет беса, но виновный остается болен 377 и только после усердной молитвы получает исцеление. За подобные же поношения нечистый дух поражает сына „городоваго прикащика» в Дорогобуже, Лаврика Соколова (л. 200 слл.), и он долго лежит больной в Болдинской обители, пока преподобный, узнав об этом, не приходит из Жиздры (прервав постройку там монастыря) и не исцеляет его. Таким образом в воспоминаниях о преподобном Герасиме видную роль играют случаи, когда он являлся орудием кары свыше за грехи (хотя за карами обыкновенно и следует раскаяние и прощение). Не носит такого характера один из крупных эпизодов жития, рассказ об Абрамовском озере, из которого Герасим изгоняетъ нечистую силу, возмущавшую озеро и издававшую странные звуки (л. 203 слл.). Характерной особенностью в деятельности Герасима, по житию, является его стремление основывать монастыри: кроме главной своей обители, он основывает еще три: Предтечев в г. Вязьме, в Брынском лесу на р. Жиздре и наконец Сверков монастырь („иже именуетца отъ всехъ сверковы луки, на велицеи реце на днепре»: л. 205 об.); лишь при рассказе о второй из них указывается, как побудительная причина удаления Герасима в глухие Брынские леса, желание уединиться и избежать славы человеческой; причин устроения других двух обителей не указывается; по-видимому, забота об учреждении и умножении монастырей по русской земле сама по себе представляется важным делом; таким образом на видное место выступает организационный характер деятельности Герасима: он собирает учеников, учреждает монашеские общины, вводит в них известные порядки и чины, нормы жизни. В своих поучениях он дает наставления касательно порядка жизни в монастыре; он оставляет своим обителям и устав или „закон». Лично руководить духовной жизнью иноков всех своих обителей Герасим не может уже за дальностью расстояний (Жиздринский монастырь отстоит от Болдинского на 300 поприщ); лишь изредка навещая их, он оставляет имъ игуменами своих учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Герасим Болдинский, основавший четыре монастыря, дал им один и тот же общежительный устав, сущность которого заключается в следующих немногих правилах, почти ничем не отличающихся от других подобных правил. У братии все должно быть общее. Всякое дело монастырское исполнять безропотно и на всякое послушание ходить с благословения настоятеля. Одежду носить ту, какую уставил он сам (т. е. Герасим), устрояемую на монастырскую казну. А если кто не захочет, то игумену, священнику и диакону давать в год на одежду по два рубля. Хмельного питья в обители не иметь, кроме квасу, то же и для гостей. Ни пищи, ни какого-либо сокровища в кельях не держать. Питаться всем обще в трапезе, с безмолвием, что Бог подаст, и при этом слушать жития святых и поучения. Пища должна быть всем равная, игумену и братии, тою же кормить и гостя. Брата, впавшего в какое-либо прегрешение, смирять монастырским послушанием, но из монастыря не изгонять, разве только когда не послушает наказания. Странников и нищих не оскорблять и подавать им на путь, что Бог в обители умножит. Игуменов избирать себе не из чужих монастырей, а из своих братий, как знакомых с местным уставом. Игуменов чтить о Господе во всем. Если же какой игумен начнет жить не по воле Божией и не по правилам монастырским, то послать к нему несколько братов в келью, чтобы они побеседовали с ним со смирением духовным. Во всех монастырских делах без совета соборных старцев, которых должно быть двенадцать, и без воли игумена ничего не предпринимать. Игумен своих постриженников в другие монастыри да не отпускает . Легко приметить, что все уставы общежития, нами рассмотренные, занимаются непосредственно внешнею деятельностию и поведением иночествующего братства и стараются определить ее с большею или меньшею подробностию. Но они определяют и направляют эту деятельность так, чтобы способствовать вместе и внутреннему усовершенствованию иноков, исполнению ими всех трех коренных обетов иноческой жизни. Правила общежительных уставов, как мы видели, имеют в виду утвердить, возвысить иноков, одни — в самоотвержении, в отречении от собственной воли, смирении и послушании; другие — в отречении от всех благ мира, от всякой собственности, в нестяжательности; третии — в обуздании плоти, самоумерщвлении и целомудрии. Не надобно забывать, что, кроме этих правил, каждый инок в общежительном монастыре пользовался для своего внутреннего самоусовершенствования наставлениями своего духовного старца, наставлениями и поучениями игумена, поучениями и житиями древних святых подвижников, которые постоянно читались и во храме, и за трапезой, и самими иноками в кельях. И мы поймем, что, живя при таких условиях в общежительном монастыре, каждый инок не имел нужды заботиться ни о чем, кроме собственной души, и имел полную возможность постепенно усовершаться в духовной жизни.

http://sedmitza.ru/lib/text/435993/

С. 217). Д. учил иноков прилежанию в молитве, как церковной, так и келейной, заповедал строгое безмолвие после вечернего правила. Св. игумен трудился на всех монастырских послушаниях - чистил конюшню, участвовал в постройке монастырской ограды и братских келий, возделывал огород. По благословению Д. Троицкий мон-рь принимал и кормил нищих, голодающих и недужных людей. Отправляясь куда-либо по делам (известно о его неоднократных посещениях Москвы и Углича), святой всегда шел, даже если сопровождавшие его иноки ехали на телеге. Путешествуя в 1533 г. в Новгород к митр. св. Макарию, имевшему духовную любовь к преподобному, за иконами для новопоставленной церкви, Д. подвергся нападению разбойников близ г. Кашина, был ограблен, впосл., во время суда, простил нападавших и отказался от требования возмещения ущерба. Преподобный при жизни прославился чудотворением: по его молитве от тяжкого искушения были избавлены 2 инока, исцелился оборонявший Смоленск воевода боярин И. С. Воронцов, спасся от разбойников священник «великия церкви... града Переяславля»,- по-видимому, автор Жития и «Сказания вкратце...» прот. Андрей. В окт. 1539 г. Д. стал инициатором обретения мощей и канонизации блгв. кн. смоленского Андрея Переяславского , после изгнания из своего города жившего в Переславле и похороненного у ц. свт. Николая Чудотворца. Учениками Д. были уроженцы Переславля-Залесского настоятель Спасо-Преображенского собора Андрей (буд. митр. Московский и всея Руси Афанасий), основатель неск. мон-рей на Смоленской земле прп. Герасим Болдинский (возможно, в игуменство Д. он был казначеем обители - казначей Герасим упом. в актах Данилова мон-ря 1525-1526/27 гг.), а также иноки Троицкого мон-ря, известные подвижнической жизнью: Нил (или Даниил), «родом немьчин», Марк, Мисаил (Устинов), Феодосий Скудобрадатый. Перед смертью Д. просил Иоанна IV назначить новым настоятелем монастыря (уже в сане архимандрита) своего постриженика и ученика старца Илариона. Царь удовлетворил просьбу игумена, выдав Данилову мон-рю 17 июня 1539 г.

http://pravenc.ru/text/171193.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010