Ученику преподобного Сергия Радонежского священноиноку Никите Боровскому после пострига был поручен на семь лет преподобный Пафнутий Боровский. При пострижении в Пафнутьевом монастыре преподобный Даниил Переславский дан в ученики преподобному Левкию Волоколамскому, ученику преподобного Пафнутия Боровского. Прожив с преподобным Левкием около двенадцати лет, преподобный Даниил поселился в городе Переславле-Залесском, где в Успенском Горицком монастыре постриг в монашество преподобного Герасима Болдинского. Под духовным наставничеством преподобного Герасима воспитались строгие подвижники: игумен Антоний, впоследствии святитель, епископ Вологодский (скончался в 1588 г.), написавший не позднее 1586 года житие преподобного Герасима; Аркадий, ученик преподобного, подвизавшийся в затворе в Болдино. Память преподобного Герасима празднуется 1 (14) мая. По " Иконописному подлиннику " : " Преподобный Герасим подобием сед, в схиме, брада аки Иоанна Богослова, ризы преподобническия,...брада космачками " . Мощи преподобного Герасима находились под спудом в приделе во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Троицкого собора в Болдино. Над гробом преподобного стояла резная вызолоченная, местами посеребренная сень. Братией обители ежедневно служился молебен с чтением особой молитвы преподобному Герасиму. Мощи преподобного Герасима обретены 17 июля (н. ст.) 2001 года в Богословском приделе разрушенного Троицкого собора. Официально днем обретения мощей считается 20 июля. Рака с мощами преподобного установлена у южной стены Введенского храма Троицкого Болдина монастыря. (12) Примечания 1. Горицкий Успенский монастырь сохранился без значительных разрушений до наших дней. Сейчас в нем размещается экспозиция краеведческого музея и в трапезном храме возобновлено богослужение. 2. В 1652 году преподобный Даниил Переславский причислен к лику святых Русской Православной Церкви, память - 7 (20 н. ст.) апреля. Мощи преподобного хранятся в Троицком монастыре в городе Переславле-Залесском. 3. " Смоленские епархиальные ведомости " - (СЕВ), N 3, 1871, с.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Праздничные торжества прошли в Троицком Герасимо-Болдинском монастыре Смоленской епархии 17 мая 2006 г. 16:57 14 мая 2006 года, в день празднования памяти преподобного Герасима Болдинского, паломники из многих городов Смоленской области приехали в Троицкую Герасимо-Болдинскую обитель для поклонения мощам святого и с просьбами его о молитвенной помощи. Праздничная Божественная литургия была совершена в Трапезном храме викарием Смоленской епархии    епископом Вяземским Игнатием в сослужении настоятеля Герасимо-Болдинского монастыря архимандрита Антония (Мезенцева), благочинного Рославльского округа, настоятеля Рославльского Спасо-Преображенского монастыря игумена Сергия (Зятькова), благочинного Гагаринского округа игумена Александра (Карпикова), благочинного Ярцевского округа протоирея Василия Мовчанюка, братии монастыря и духовенства Смоленской епархии. По окончании литургии вокруг Трапезного храма был совершен крестный ход. В своем архипастырском слове епископ Игнатий поздравил с праздником братию обители и многочисленных паломников, чтущих память преподобного Герасима. «Преподобный Герасим трудился по созданию монастыря. И вот обитель после долгих лет разорения приобрела новую жизнь. 14 мая 1991 года в монастыре зажглась первая свеча, когда была освящена часовня в честь святителя Тихона Задонского. Сегодня эта обитель привлекает множество паломников. И это хорошо. Если монастырь становится центром жизни людей, Господь помогает, а сила молитв святых и помощь Божья в жизни человека становится неоспоримой. И да поможет нам Господь именно в своем сердце стяжать добродетели, которых достиг Герасим Болдинский, а это — любовь, долготерпение, кротость, смирение, необходимые всем нам для наследования вечной жизни», — сказал владыка Игнатий. В настоящее время в Герасимо-Болдинском монастыре совершаются работы по реконструкции Троицкого собора. Архитектор-реставратор А.М.Пономарев рассказал, что мысль о возобновлении строительства пришла в то время, когда рабочая группа опустилась до уровня почвы XVI века. Были обнаружены основание порталов, цоколь, что привело к мнению экспертов о необходимости не строительства, а именно восстановления собора. По мнению Александра Михайловича, восстановительные работы будут закончены через 3-4 года. «Это одно из лучших сооружений XVI века, архитектура которого отражает лицо эпохи. И дай нам Бог сил и умения воссоздать этот величайший памятник духовной жизни нашего народа». Служба коммуникации ОВЦС МП /Патриархия.ru Календарь ← 10 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/113593.htm...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Во внимание к трудам по восстановлению Свято-Троицкого Болдинского монастыря архимандрит Антоний (Мезенцов) 6 июня 2010 г. был награжден Святейшим Патриархом орденом Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского III степени. Кроме того, за труды явлено новой братии два больших знамения, укрепляющих в подвигах и напоминающих о небесном заступничестве славного основателя монастыря. Первое – это древний антиминс игумена Пафнутия, чудесным образом сохранившийся в годы безбожной власти и, по возрождении, снова оказавшийся в монастыре. Так знаменовано было духовное преемство между воспитанниками преподобного Герасима и новой братией. Второе чудо связано с обретением мощей преподобного Герасима, которые более 400 лет почивали под спудом под каменным Троицким храмом. При закрытии монастыря большевики решили осквернить мощи. В предполагаемом месте захоронения они нашли гробик и объявили то, что нашли, останками святого Герасима. Гробик перезахоронили в другом месте. В 1998 году экспертиза установила, что найденные коммунистами останки принадлежат пятилетнему ребенку. Когда архимандрит Антоний с братией вел расчистку руин взорванного храма Святой Троицы, с помощью археологов были проведены раскопки, в результате которых на глубине 3 метров от уровня пола Троицкого храма открылись всечестные останки преподобного Герасима Болдинского. Они покоились в большой выдолбленной колоде (а на ногах преподобного сохранилась кожаная обувка, самим же им и вытачанная). Это произошло в июле 2001 года, спустя три дня после обретения мощей было дано официальное заключение по поводу принадлежности найденных останков преподобному Герасиму. Тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси, благословил 20 июля считать датой обретения его всечестных мощей. Мощи преподобного долгое время находились в возрожденном Введенском храме, под единственной сохранившейся от древнего монастыря иконой. На иконе изображены старец Герасим с Николаем Чудотворцем, держащие Казанскую икону Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=11062

Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий Данилов монастырь — православный мужской монастырь в Переславле-Залесском. В обители находятся мощи преподобного Даниила Переяславского. Содержание История [ править править код ] Основатель монастыря — инок Переславского Никитского монастыря Даниил († 7 апреля 1540), духовник великого князя Василия III. Среди его учеников, живших в обители, был святой Герасим Болдинский — впоследствии основатель Троицкого Болдина монастыря. В 1530—1532 годах в честь рождения великокняжеского наследника — будущего Ивана Грозного — в монастыре был возведён Троицкий собор; старец Даниил стал, согласно монастырскому преданию, восприемником (крёстным отцом) ребёнка. Обитель серьёзно пострадала в Смутное время: «Въ Переславл стояли и люди, Сапга съ товарищи, монастырь выжгли и храмы разорили, и мohacmыpckiя жалованныя грамоты, и вотчинныя крпости, изодрали», - записано в грамоте царя Михаила Федоровича в Данилов монастырь от 7123 года (1615). Значительный ущерб был нанесен и монастырским вотчинам: крестьяне убиты, дома разграблены. С XVII века основатель обители инок Даниил чтится Русской Церковью в лике преподобных (память — 7 апреля по Юлианскому календарю). Его мощи, обретённые в 1652 году, открыто почивали в Троицком соборе монастыря. Церковное почитание преподобного Даниила привлекло к монастырю внимание паломников. Разбогатевшая обитель заново отстраивается во второй половине XVII века. Крупнейшим благотворителем стал дипломат боярин И. П. Барятинский, который пожертвовал в обитель свыше 20 тысяч рублей и был погребён у северной стены настоятельских покоев в 1701 году. Троицкий собор был во второй половине XVII века расписан артелью костромского изографа Гурия Никитина. Похвалинская церковь с трапезной палатой и настоятельскими покоями, выстроенная в 1695 году, выделяется необычными архитектурными формами. В 1667—1669 годах настоятелем обители был раскаявшийся идеолог церковного раскола Григорий Неронов, похороненный в паперти собора. В начале следующего столетия монастырём управлял Варлаам Высоцкий — духовник царевны Натальи Алексеевны, цариц Екатерины Алексеевны и Анны Иоанновны.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Когда они так воззвали, то Дария повелела льву отпустить тех мужей без всякого вреда. И они, выйдя оттуда, громким голосом взывали: – Веруйте, народы римские, что нет иного бога, кроме Христа, проповедуемого Дарией!» с. 393–394]. Мученица Керкира (28 апреля) «Отец ее исполнился глубокой печали и приложил все усилия, чтобы отвратить ее от веры Христовой. Когда все оказалось безуспешным, царь в сильной ярости запер ее в отдельной темнице и приказал отдать ее на растление одному блуднику – Мурину. Когда Мурин подошел к дверям тюрьмы, внезапно прибежал медведь , схватил его и стал терзать. Услышав шум и увидев в окно, что происходит, сидевшая в тюрьме царская дочь отогнала зверя именем Христовым, исцелила раны Мурина и, открыв истины святой веры, сделала его христианином» с. 457]. Преподобный Герасим Болдинский (1 мая) «Для пропитания своего он повесил кузовок на дереве у дороги: проходящие клали туда куски хлеба, но и эти куски иногда отбирали другие бедняки, за что Преподобный только благодарил Бога. Впоследствии явился у него сторож его кусочков – ворон ; если недобрый человек подходил к кузовку, ворон поднимал крик и, летая бил крыльями по лицу нежеланного посетителя, а хищным зверям даже выклевывал глаза и обращал их в бегство» кн. II, с. 13]. 4.7. Звери содействуют передвижению Святых Согласно церковному Преданию, Пречистая Дева Мария с Богомладенцем Иисусом Христом на руках во время бегства в Египет из Вифлеема Иудейского сидела верхом на ослике. «Бегство в Египет». Фрагмент иконы «Рождество Христово». Палех. Середина XIX в. ФААП Символическим, исполненным духовного значения, преобразовательным (в смысле обращения к Церкви язычников) и исполняющим ветхозаветные пророчества о Мессии был описанный в Евангелии въезд Господа Иисуса Христа в Иерусалим на осляти . Всегда ходивший пешком, Спаситель единственный раз воссел на необъезженное животное, которое таким образом послужило Его божественному служению: Евангелие от Матфея, гл. 21 1. И егда приближишася во Иерусалим и приидоша в Виффагию к горе Елеонстей, тогда Иисус посла два ученика, 2. глаголя има: идита в весь, яже прямо вам: и абие обрящета осля привязано, и жребя с ним: отрешивша приведита Ми ; 3. и аще вама кто речет что, речета, яко Господь ею требует; абие же послет я.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вместе с родным братом Герасимом Димитрий ушел из Переславля и, надеясь стать учеником прп. Пафнутия Боровского, направился в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь , но не застал основателя обители в живых (прп. Пафнутий скончался 1 мая 1477). Димитрий принял постриг в Боровском мон-ре с именем Даниил и был в послушании у прп. Левкия Волоколамского . 10 лет Д. прожил в Боровском мон-ре, затем вместе с прп. Левкием удалился в основанную последним Успенскую пуст. на р. Рузе (см. Левкиев в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь ), где прожил еще 2 года (об этом сообщает «Сказание вкратце...», в первоначальном Житии говорится, что Д. остался в Боровском мон-ре и прожил там еще 2 года после удаления прп. Левкия в Успенскую пуст.). Братия любила Д. и удивлялась, что в столь юном возрасте он превзошел мн. сверстников в стремлении к добродетели. Впосл. Д. воспринимали как ученика прп. Пафнутия, о чем свидетельствуют 2-я редакция Жития прп. Герасима Болдинского, грамота Рязанского и Муромского еп. Леонида царю Феодору Иоанновичу 1584-1585 гг. (АИ. Т. 1. С. 410). Ок. 1489 г. Д. «Божиею волею» оставил мон-рь. Как и прп. Иосиф Волоцкий , Д. «обхожаше многия монастыря, внимая благым обычаем и ползуяся добродетельных отец житием» ( Смирнов. Житие. С. 11), затем вернулся в Переславль (по преданию, с собой из Боровской обители он принес список Тихвинской иконы Божией Матери, к-рый впосл. хранился в Троицком соборе Данилова мон-ря). К тому времени отец святого умер, а мать приняла монашеский постриг. В Переславле Д. сначала нес послушание пономаря в Никитском мон-ре, потом перешел в переславль-залесский Горицкий в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь , игумен к-рого Антоний был родственником святого. Это произошло незадолго до 1495 г. (святой подвизался в Горицкой обители 30 лет, в 1525 он был уже игуменом Данилова мон-ря). Брат преподобного Герасим служил диаконом в Горицком мон-ре и вскоре скончался, др. брат, Флор, принял здесь постриг с именем Феодор.

http://pravenc.ru/text/171193.html

Святоотеческий период В городах Арианская ересь (IV в.) Македонская ересь (конец IV в.) Несторианство (V в.) Монофизитская ересь Три великих святителя В пустынях (египетских) Орлы и аисты Поющее сердце Поток В пустынях (российских) Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий Святой равноапостольный князь Владимир Великий Новые думы Русский народ (историческая справка) Первые мученики на Руси Преподобномученик Евстратий Князь Михаил и боярин Феодор Святой Роман, князь рязанский Полонина Святой Антоний Киево-Печерокий Вера Пядь святой земли В языческих дебрях Святой Леонтий Ростовский Святой стефан Пермский Север Преподобный Авраамий Затворник Святая тень (из предания) В дебрях лесных Преподобный Сергий Радонежский Преподобный Сильвестр Обнорский Преподобный Герасим Болдинский Преподобный Нил Столбенский (7 декабря) Преподобный Савватий (27 сентября) На “маковке” Итоги 4. Патриарший период Правда или смерть Преподобный Максим Грек (21 января) Святой Филипп, митрополит Московский Священномученик Гермоген, патриарх Московский Приметы времени Юродивые Блаженный Прокопий Устюжский Блаженные Николай и Федор Новгородские Блаженный Никола Псковский Блаженный Василий Московский Буи Травмы патриаршего периода Патриарх Никон Пролог Казнь стрельцов Доктор ф. Гааз На рубеже решающих столетий (XIX-XX вв.) Пролог 5. Эсхатологический период Мысли о православии Обновленчество в начале хх века О, нет! Мальчик ваня Племянничек Архиепископ Симон Краса подвига Героям веры Русская голгофа Падение звезд Дорога Пролог Сон Природа и человек Запечатленные (Откр. 7, 4) Легенда о рыбаке Церковь последних дней “Порфироносная” (Откр. 17 гл.) Церковь гонимая Твоя воля Это будет скоро!.. Литургия К одной цели! Веселуха Подруга В горах Михаил Великий По благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Тернопольского и Кременецкого     “Слава Тебе, показавшему нам свет!” Таковы были последние слова схиархимандрита Пантелеймона (Агрикова) , отошедшего ко Господу 16 ноября 2000 г. Православному читателю он известен под своим монашеским именем Тихон (до принятия великой схимы) как автор прекрасной книги о Троице-Сергиевой Лавре “У Троицы окрыленные”.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

С XIV века русское монашество обрело определенные характерные национально-русские черты. Обыкновенно основатель монастыря происходит из зажиточной семьи, чаще всего из служилой (боярской) 2 или купеческой 3 , реже из крестьян 4 . Это значит, что с детства он был грамотным. С чтения духовных книг, житий и хождения в церковь начинается его духовное образование, которое побуждает в нем непреодолимое стремление к уединению и иноческому житию. После кратковременной или долговременной внешней и внутренней борьбы он покидает родительский кров и тайком уходит в какую-нибудь не особенно удаленную обитель. Там начинается его подвижничество. Он с терпением и смирением выполняет самую тяжелую и грязную работу, приходит в церковь раньше других и простаивает до конца. Послушничество его продолжается несколько лет. Потом, получив благословение настоятеля, он уходит из монастыря, чтобы найти новое уединенное место, где он мог бы продолжить свое аскетическое делание. Иногда он долго странствует по русским монастырям, редко доходит до святой горы Афон. Дремучая, непроходимая Северо-Восточная Русь была надежной лесной пустыней, которая укрывала от суетного мира и способствовала внимательной духовной жизни. Многие из древнерусских подвижников начинали свое пустынножительство даже без предварительного послушничества в монастыре. Например, преподобный Сергий Радонежский, его брат Стефан, преподобный Савва Вишерский и др. Подвижник живет в шалаше (преподобные Сергий, Кирилл Новоезерский) или в дупле дерева (преподобные Герасим Болдинский, Павел Обнорский), спит на листве или мху. Он собирает лесные ягоды и коренья (преподобный Нифонт Кожеезерский), иногда в подвешенную им корзинку ему подают хлеб — это все его пропитание. Днем и ночью он молится, ветхое платье не может укрыть его от суровой русской зимы, а летом мучают духота и насекомые. Живя в одиночестве, отшельник с любовью относится к окружающей его природе, он приручает зверей и птиц, делит с ними пищу. Когда Сергий Нуромский пришел навестить Павла Обнорского, то увидел, что стаи птиц вились около Преподобного.

http://pravmir.ru/traditsionnoe-prirodop...

Се же приказываю вам, кому где пребывати наставникам, священникам, диаконам, чтецам, певцам и всем, пребывающим в монастырях....Молю убо вас, братия и чада, соблюдайте глаголы моя устав иноческий преподобных и Богоносных древних Святых Отец, и сие вам сказую: поставляйте во игумена своих монастырей из своей братии, а не чужих монастырей; понеже ведают общее житие и уставы общежительные, якоже аз по Бозе жительствовах с вами, да по моем исшествии бейте челом Государю Царю и Великому Князю Иоанну Васильевичу и Преосвященному Митрополиту Макарию, чтобы в обитель Болдинскую иных постриженников не насылали такоже и во иные монастыри моего строения не бывало бы; а соборных братов было бы двенадцать, все было бы общее, любовь между собою имейте; всякое дело монастырское безропотно творите, а ходите на монастырское послушание с благословением настоятеля; одежду носить всей братии из казны, какову аз уставих; аще же игумену дать на год два рубля, священнику два рубля, диакону два рубля моего строения в монастырях сице бо было. Братия моя и чада, еще вы молю и покланяюся, известно вам есть, еже при моем житии не было пития хмельнаго в обители сей, тако и по моем преставлении отнюдь не было бы, разве квас дрожденник братский, и для гостя той же и мирским людям; по кельям не жить и ни какого сокровища по кельям не держать, кроме одежды, и та б была общая. Такоже и пищи по кельям не держать; питаться же обще всем в трапезе со безмолвием, что Бог подает; сидеть и читать жития Святых Отец и поучительныя слова, а пища чтобы была всем равная - игумену и братии, и гостя кормить тою же трапезою или по разсуждению настоятеля; женскому же полу в обители не входить, точию трижды в год на праздники: Святыя Живоначальныя Троицы, на Введение Богородицы и на память Преподобнаго Сергия, или кто во ин день оброк творите, служить молебен таковому не возбранно. А кто от мирских людей будет присылать пищу, то все нести в трапезу на братию; а который из братии обители сея, коим деянием в прегрешения впадет, таковаго смиряйте, по разсуждению монастырским смирением, а из монастыря не изгоняйте....Аще же странный брат во обитель приидет и начнет не иночески жити, таковаго выслать из монастыря не безчестя; аще который работник в какую вину впадет, и таковаго смирять монастырским смирением; такоже и расколы творящих наказывать в кротости, а не послушающим наказания и таких от обители отгонять, да и прочии страх имут; а который от мирских трудится во обители сей, и отшедши инде поживет, паки приидет во обитель на терпение, и вам бы таковаго приимать, аще же восхощет пострищися, и таковых постригать во иноческий образ без отклада; странных и нищих не оскорбляйте, кормите их и на путь подавайте, что Бог в обители умножил.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010