Урожай в садах Оптиной      По легенде, в эти леса в XII веке пришел разбойник Опта, жестокий душегубец, покаявшийся и принявший постриг с именем Макарий (потому обитель называлась и Макарьевской), и стал отцом иноков. Некоторые же источники считают, что это чудесное обращение случилось позже – в XVI веке и разбойника Опту обратил на путь истинный преподобный Герасим Болдинский. Во Владимирском храме Оптиной пустыни, где покоятся мощи семи преподобных Оптинских старцев, находится икона, на которой на фоне Оптиной изображен преподобный Амвросий, молитвенно простирающий руки ввысь, к образу Божией Матери «Спорительница хлебов». Есть в Оптиной на территории подсобного хозяйства монастыря и храм, освященный в 2000 году в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Возле Введенского храма Оптиной пустыни, за алтарной частью, похоронены известные братья-славянофилы Киреевские – Иван и Петр, двоюродные племянники поэта В. Жуковского, служившие тут на стезе просвещения. Иван Васильевич переводил святоотеческие писания, а Петр Васильевич, уверявший, что песни русских крестьян ничуть не хуже итальянских, собирал по деревням образцы фольклора. Была инициатива по причислению братьев к лику святых – за подвиги на Оптинской ниве. Жена И. Киреевского Наталия Петровна (урожденная Арбенина) в юности была духовной дочерью преподобного Серафима Саровского и оказала сильное религиозное влияние на мужа. Супруги стали помощниками Оптинского преподобного старца Макария в книгоиздательском деле. Среди окормляемых Оптиной пустынью были известные писатели – Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский (преподобный Амвросий Оптинский называл его «кающимся»; считается, что отец Амвросий был одним из прототипов старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы»), по здешним тропам ходил накануне своей кончины, в 1910 году, и стучался в скит жаждавший душевного успокоения Лев Толстой и не был пущен по причине отлученности от Церкви (отец Амвросий, неоднократно беседовавший со знаменитым писателем, говорил о нем: «Горд больно!»).

http://pravoslavie.ru/74669.html

Здесь в XVI веке вел подвижническую жизнь преподобный Герасим Болдинский. Затем, при Императоре Петре I, жил инок Серапион. Преподобный Феодор Санаксарский до вступления в Площанскую обитель подвизался неподалеку от нее в лесной хижине, построенной пустынножителями до него; сохранилось имя лишь одного из них – монаха Ефрема. Иеромонах Иоасаф, один из настоятелей Площанской пустыни, был вызван на эту должность из отшельнической жизни в лесу, куда он по прошествии нескольких лет удалился снова... В 1775 году иеромонах Адриан также вышел из Площанской пустыни и поселился в Брянских лесах с другим монахом и двумя послушниками. Свою пустыньку они поставили близ другой, где доживал свой век старец отшельник Варнава. При отце Адриане подвизался в лесу будущий старец Василиск, духовный отец и наставник преподобного Зосимы (Верховского) , с которым он впоследствии переселился на остров Коневец, где настоятелем монастыря стал бывший пустынножитель отец Адриан. Отсюда старец Василиск и отец Зосима отправились в Сибирь для пустынной жизни в тайге. Жизнь в лесах не была безопасной. Отшельников тревожили то полиция, то разбойники. Так, старец Варнава был разбойниками убит. Тем не менее пустынножителей со временем становилось все больше. Коневской настоятель – бывший отшельник – отец Адриан часто посещал лесных подвижников, гостя у них иной раз по нескольку недель. В первые два десятилетия XIX века в этих местах пребывали отцы Досифей, Дорофей, Мелхиседек, Селевкий, Феофилакт, Илия, Сергий, Матфей, Арсений, Георгий, Софроний, Афанасий. Их келии находились в разных местах леса и по возможности труднодоступных для посторонних. Иеросхимонах Афанасий некогда прибыл в Оптину пустынь вместе с отцом Авраамием из Пешношского монастыря, – здесь он и был пострижен. Имея склонность к безмолвной отшельнической жизни, он задумал ехать на Святую гору Афон и уже получил увольнение, как услышал о пустынножителях Рославльских лесов. Он не поехал на Афон, а поселился в этих лесах. Было это около 1805 года. Весной 1811 года прибыл к отцу Афанасию и стал его послушником рясофорный инок Тимофей Иванович Путилов (будущий архимандрит Моисей , преподобный старец, настоятель Оптиной), постриженный в рясофор в Свенском монастыре в июле 1809 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Некоторые угодники, молясь, по смирению часто ударяли головой о землю и омочали ее слезами покаяния 371 . Одежда их была не только простая, но убогая, худая, заплатанная. Ее, брошенную где-либо, не поднял бы и последний бедняк. В ней они зимой терпели лютые морозы, а летом страдали от мошек и комаров. Работая, смиренные подвижники любвеобильно старались трудами своими услужить другим: носили для них воду, готовили пищу, жертвовали для услужения даже часами своего ночного покоя. Преподобный Герасим Болдинский 372 за управляемых и руководимых иноков молол рожь ручными жерновами, мыл их свитки, прислуживал им в болезнях. Преподобный Пахомий Великий 373 всегда и во всем был слугой учеников, предоставляя им возможно более отрады для духовного делания. Преподобный Ефрем Перекомский 374 во время отдыха братии носил воду, рубил дрова, молол рожь для общих потребностей. Преподобный Тихон Луховской 375 , едва передвигавший ноги от болезни желудка, не переставал летом впрягаться в соху, чтобы пахать землю и сеять хлеб. Такими подвигами смирения и простоты преподобнические души берегли себя от самоуслаждения и тщеславия и открывали себя для благодатного действия. По своей воле и рассуждению они не смели ничего в жизни предпринимать. На каждое дело у них было сознание заповеди Божией, благословение духовных руководителей и неослабное повиновение им как Богу. При чьих-либо упреках они отсекали самооправдание, укоряли одних себя и готовы были беспрекословно повиноваться старшим и даже младшим по возрасту. О преподобном Пахомии Великом известно, что он однажды в Тавенне, на берегу египетской реки Нил, плел с братией циновки. Какой-то мальчик, оказавшийся среди работавших, вдруг говорит преподобному, что он не так плетет. Пахомий тогда приветливо ответил: «Так покажи мне, дитя, как надо делать». Тот указал, и Пахомий поблагодарил его. Еще случай... Преподобный Феодосий Печерский 376 однажды возвращался поздно в Лавру от великого князя Изяслава в княжеской тележке. Возница, видя преподобного в худой одежде, вдруг говорит ему: «Ты, чернец, каждый день без дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Вероятно, появление данной иконографии в главном храме архиерейского дома Переславской и Дмитровской епархии связано с реализацией иконописцами Новоиерусалимского Воскресенского монастыря оригинальной программы иконостаса, в составлении к-рой принимал участие архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский) ( Малицкий М. В. История Переславской епархии//Тр. Владимирской УАК. Владимир, 1911. Кн. 13. С. 192-196). С сер. XVIII в. образ Д. присутствует на иконах с изображением сонма Переславских чудотворцев. 14 авг. 1749 г. вышел указ Переславской духовной консистории (с припиской: «с разрешения Синода») с предписанием на всех службах в храмах Переславля-Залесского поминать местных святых - преподобных Даниила, Никиту Столпника и блгв. кн. Андрея ( Свирелин А. И. , свящ. Описание Переславского Никитского мон-ря. М., 1878. С. 71). Во Владимирском соборе Переславля-Залесского находится выполненная в академической манере икона «Переславские чудотворцы» кон. XVIII в. (?), на к-рой Д. изображен в рост, крайним справа. В XIX в. в состав местных святых был введен прп. Корнилий Переславский , и в новых вариантах этого извода Д. изображался 2-м слева, между прп. Никитой Столпником и блгв. кн. Андреем Переяславским (ПЗИХМЗ; икона над ракой Д. в Даниловом мон-ре). В композициях XVIII-XX вв. преподобный изображался в рост, в монашеских одеждах, а не в схиме, в зависимости от колористических задач варьировался цвет рясы. В 90-х гг. XX в. появились иконы, на к-рых кроме местных представлены общерус. святые, исторически связанные с Переславлем-Залесским: блгв. кн. Александр Невский, преподобные Димитрий Прилуцкий и Герасим Болдинский. В совр. произведении из мастерской МДА Д. 2-й справа, между прп. Никитой Переславским и блгв. кн. Андреем ( Сукина. Переславль-Залесский. С. 43). Среди совр. образов выделяется икона 1997 г. письма инокини Екатерины (Омельченко) (частное собрание) - святой изображен оплечно, со спущенным на плечи куколем, на полях иконы слева - свт. Макарий Московский, справа - блгв. кн.

http://pravenc.ru/text/171193.html

Если же кто говорит: богат я, довольно с меня и того, что приобрел, больше не нужно! – то таковой не христианин, а сосуд прелести и дьявола. Ибо наслаждение Богом ненасытимо, и в какой мере вкушает и причащается кто, в такой делается более алчущим. Такие люди имеют горячность и неудержимую любовь к Богу. Чем более стараются они преуспевать и приобретать, тем более признают себя нищими, во всем скудными и ничего не приобретшими. Они говорят: «Недостоин я, чтобы солнце озаряло меня, – это признак христианства, это смирение». В Православной Церкви имеется бесчисленное множество примеров истинного смирения и кротости святых. Вот некоторые из них. Преподобный Арсений Великий был испытан преподобным Иоанном Коловом, когда он впервые пришел на трапезу. Все вкушали пищу, а Арсения не пригласили за стол. Долго он так стоял, а потом преподобный Иоанн бросил ему сухарь и сказал: «Ешь, если хочешь». Преподобный Арсений на четвереньках подошел к сухарю, взял его ртом и съел в углу, лежа на земле, как четвероногое животное, помышляя о себе: «Я хуже пса». Тогда Иоанн сказал про Арсения: «Он будет великим подвижником». Господь послал преподобного Антония Великого учиться смирению у александрийского сапожника. От него он научился помышлять: «Все спасутся, один я погибну». Преподобный Серафим по своему смирению называл себя «землею и пеплом», целовал руки посетителей и многим кланялся в ноги. Преподобные Ефрем Перекопский, Тихон Луховской и Герасим Болдинский, не считаясь со своим здоровьем, выполняли за других самую тяжелую работу в часы отдыха братии. Римский папа Григорий Двоеслов Великий по смирению кланялся в ноги встречным епископам и пресвитерам. Святой Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, на коленях испрашивал себе прощение у обиженных клириков. Египетский подвижник Сисой Великий перед смертью сказал старцам: «Поистине не знаю о себе, положил ли я и начало покаяния». Все святые ни во что вменяли все совершенные ими подвиги. Чем более очищалось их сердце, тем более они возрастали в смирении и кротости, и тем более проявлялись в них эти добродетели. Но многим непонятно это правило: «Чем святее, тем смиреннее».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Преподобный Дионисий Глушицкий, пока жил один, может быть, и кормился ягодами черемухи, к которой прислонил свою келью, но с приходом новых братий послал одного из них к князю с просьбой прислать древоделей, рубить и расчищать лес, – и, конечно, получил всяческое вспоможение от боголюбивого владетеля, пришедшего в радость о возникновении нового монастыря . Преподобный Герасим Болдинский начал подвизаться в совершенном уединении, в глухом смоленском лесу, повесив при дороге кузовец для сбора милостыни; впоследствии же стал основателем четырех киновий. Более или менее крупные монастыри уже не могли быть в полном смысле нестяжательными: необходимо приходилось защищать монастырские огороды, луга и пашни от захвата мирянами, поэтому добывать грамоты на землевладение; князья отписывали деревни вместе с крестьянами, таким образом даруя обителям и работников. Преподобный Павел Обнорский спасался в дупле липы, но основанный им монастырь имел земельный участок в 30 квадратных верст с четырьмя деревнями, а полвека спустя владел уже 45 крестьянскими поселениями . Обитель преподобного Корнилия Комельского, пользовавшаяся при устройстве покровительством великого князя Василия Ивановича, повидимому, получала помощь стабильно и регулярно, так что преподобный даже включил в устав положение о милостыне, которое запрещало, ради сохранения общежития, самим благотворителям распределять пожертвования между братиями и предостерегало монахов, сборщиков милостыни, от злоупотреблений, приравнивая любое присвоение общего братского достояния к святотатству . Безупречнейший нестяжатель, преподобный Нил Сорский, считавший даже украшение храмов, златы и сребряны сосуды священныя , непозволительной роскошью, и тот допускал взимание милостыни; он понимал, что принцип жить трудами своих рук таит в себе куда более душевредную необходимость рассчитывать цену, заботиться о прибыли, извлекать корысть и вникать в хитросплетения экономики. Независимости от благотворителей не бывает, считали такие безупречные настоятели, как Угрешский Пимен и Валаамский Дамаскин. Несомненно, Бог так и устраивает, чтобы одним предоставить возможность доброхотным даянием восполнить недостаток дел, а других через благодарность побудить к человеколюбию и снисхождению. Нестяжательнейший Кирилл Белозерский писал князю Андрею Можайскому: милостыньку бы по силе давали: понеже, господине, поститися не можете, а молитися ленитесь… .

http://pravmir.ru/o-sovremennom-monashes...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Состоялось освящение колоколов Герасимо-Болдинского монастыря, подвергавшегося разорению поляками и наполеоновской армией 3 апреля 2006 г. 11:20 Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в воскресенье совершил освящение колоколов Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря в Смоленской области, сообщает «Интерфакс». Основатель обители преподобный Герасим Болдинский в 1530 году срубил деревянную Сергиевскую (впоследствии Троицкую) церковь, храм Богородицы, поставил кельи. Болдинский монастырь отличался строгим уставом: имущество монахов было общим, они обязаны были безропотно вершить «всякое дело монастырское», носить лишь ту одежду, которую назначил игумен. Уже в конце XVII века монастырь стал известен в России, сохранились записи о вкладах «на помин души» от древнейших родов: Плещеевых, Пушкиных, князей Звенигородских. В 1611 году Болдинская обитель была захвачена и разорена поляками. Монашеская жизнь здесь возродилась только в 1655 году, монастырю покровительствовали царь Алексей Михайлович и император Петр I. Очередному поруганию подвергла монастырь в 1812 году наполеоновская армия: ограбив обитель, французы превратили ее в тюрьму для пленных русских солдат. Но монастырь возродился, а в конце XIX века были выстроены новые кельи и гостиница для богомольцев. Болдинский монастырь продолжал действовать до 1922 года. После закрытия обители монастырское имущество конфисковали, по приказу властей были вскрыты мощи преподобного Герасима. В 1928 году прекратилась реставрация, а еще через год репрессировали всех монахов и директора музея. В обители размещались «трудовые коммуны», сельхозартели. Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. В 1964 году началось восстановление монастырских строений. В 1991 году в обители возобновилась молитвенная жизнь: в день памяти преподобного Герасима митрополит Кирилл освятил восстановленный малый храм во имя святителя Тихона Задонского. Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/101932.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010